Время летит крайне быстро, и скоро ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе? Какой объем знаний к этому времени должен быть у дошкольника? Что важнее: знания или психологическая готовность? Вопросов – море!
Все дети дошкольники разные. Одни ходят в детский сад, изучают там буквы, цифры, посещают занятия у логопеда и психолога. Другие никогда в саду не бывали, а круг общения ограничен родителями и детьми их знакомых. Третьи, не посещая детский сад, успевают заниматься в различных центрах раннего развития, кружках и секциях. К какой из этих категорий ни относился бы ваш ребенок, если до школы остается не менее полугода, то все поправимо!
Психологический аспектРекомендации психологов родителям дошкольников очень часто сводятся к тому, что главные критерии – это умение концентрировать внимание более 30 минут, а также усидчивость. Если в детском саду дети знакомы с правилами поведения во время занятий, то для деток, которые дошкольные учреждения не посещают, просидеть за партой более 15-20 минут – это тяжелое испытание. Даже самая интересная тема не способна удержать внимание дошкольника больше 10-15 минут. Лучшее решение – посещение групп кратковременного пребывания в школе. К сожалению, такие группы есть не в каждой школе. Если у вас нет возможности записать ребенка в центр раннего развития, то устраивайте импровизированные уроки дома. Поручите ребенку, к примеру, нарисовать рисунок, но постарайтесь сделать так, чтобы во время рисования он не отвлекался и сидел на одном месте. Еще один совет родителям дошкольников: во время занятий дома старайтесь делать так, чтобы ребенок выполнял то, что вы ему поручили, а не то, что хочет он. То есть, пусть рисует дерево, как вы сказали, а не машинку или солнце.
Не стоит забывать о том, что специального образования большинство мам не имеют, поэтому многие вещи, необходимые для подготовки к школе, могут быть упущены.
Важные уменияЭти качества для дошкольника не менее важны, чем знание букв и цифр. Ребенок должен уметь обслуживать самого себя: причесываться, одеваться, обращаться за советами к взрослым. Кроме того, в таком возрасте дети владеют информацией о месте своего жительства, фамилии, именах родителей и месте их работы, временах года, возрасте.
Перед школой родители должны позаботиться о . Такие «тренировки» лучше проводить в форме увлекательных игр. Считайте на прогулке птиц, людей, обращайте внимания на цвета автомобилей, а дома, после прогулки, спросите ребенка, сколько белых автомобилей, к примеру, он видел. Чтение и запоминание стихотворений – это отлично, а если ребенок их знает наизусть немало, попросите рассказать стишок на конкретную тему (о маме, о друзьях и тд.).
В памятке для родителей дошкольников следует уделить внимание и развитию логики ребенка. Для этого можно использовать ряд картинок или фигурок, где один-два элемента будут лишними (овощ среди фруктов или живое существо среди предметов).
Воспитание детей – процесс ответственный, за ошибки в котором часто приходится очень тяжело расплачиваться, как ребенку, так и его родителям. В наше время найти советы по воспитанию детей не составляет труда – просторы интернета, научные труды известных и не очень педагогов и психологов и, конечно же, опытные бабушки, дедушки и старшие подруги. Как из всего разнообразия таких поучений выбрать наиболее правильные? Наверное, каждый взрослый сам должен решать, какая методика воспитания подойдет ему и его ребенку, какими рекомендациями стоит воспользоваться. Для этого предлагаем ознакомиться с наиболее популярными советами психологов по воспитанию детей в зависимости от их возраста.
Специалисты утверждают, что воспитывать малыша нужно начинать еще до его рождения. Существует много современных методик внутриутробного воспитания младенца. Мы же рассмотрим воспитание ребенка после его рождения.
Врачи рекомендуют почаще разговаривать с новорожденными, сопровождая ласковыми словами процесс туалета, переодевания, кормления. В часы бодрствования необходимо предоставлять младенцу свободу движения, позволять ему рассматривать игрушки, выражать свои эмоции.
Приведем полезные советы по воспитанию детей от 3 месяцев до 3 лет:
- 3-6 месяцев . Взрослые должны больше разговаривать с малышом, вызывая у него положительные эмоции. Не рекомендуется укачивать ребенка, принуждая его ко сну, лучше, чтобы он засыпал самостоятельно.
- 6-9 месяцев . В этом возрасте кроха уже может различать интонацию взрослых, понимает некоторые слова. Поэтому в обращении с ним можно применять ласковый тон для поощрений и строгий для запрета.
- 9-12 месяцев . Детки данного возраста очень общительны, тянутся к тому, кто с ними ласков. Однако не стоит забывать о развитии самостоятельности у ребенка, оставлять его одного с игрушками на некоторое время, обучать навыкам самообслуживания. Уже нужно начинать проводить совместные игры с несколькими детишками приблизительно одного возраста, предлагать малышу простые игры.
- 1-2 года . На первое место в воспитании ребенка выходят игры. Особенно рекомендуются такие игровые ситуации, которые помогают ему лучше узнать окружающий мир, ознакомиться с его обитателями (растениями и животными).
- 2-3 года . В данном возрасте у малыша резко возрастает потребность в самостоятельности. Нужно позволять ему самому одеваться, совершать гигиенические процедуры, делать какие-то действия (достать игрушку, отнести на кухню тарелку). Важно обучать малыша правильной речи, не стоит с ним сюсюкаться, употреблять уменьшительные слова. Родители должны подбирать игры, которые развивают координацию движений, ловкость и точность, например, лепка, рисование, физические игровые занятия.
Советы психологов по воспитанию детей дошкольного возраста в первую очередь относятся к эмоциональной сфере. В это время ребенок очень уязвим эмоционально. У него могут быть разные страхи (темноты, собак, пауков), которые ни в коем случае нельзя высмеивать. Лучше постараться помочь малышу избавиться от них.
Подготавливая дошкольника к учебному процессу, нужно воспитывать у него усидчивость, культуру поведения и стремление к получению знаний.
Основным методом воспитания детей дошкольников являются развивающие игры. Благодаря игровой деятельности у ребенка развивается внимательность, самостоятельность, общение, а также лидерство. Главное – правильно подобрать игры. Это должны быть как активные виды игр, так и интеллектуальные.
Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста занимает чтение книг. Нужно правильно подбирать книги для малыша, учитывая его возраст, интересы, смысловую нагрузку написанного. В это время большинство деток начинают обучаться азбуке и чтению. Чтобы заинтересовать их процессом обучения, можно применять разные современные методики, прикладные материалы, такие как кубики, аппликация, обучающие диски и компьютерные программы.
Поступление в школу становится очень сложным и ответственным периодом для каждого ребенка. Он входит в мир новых отношений, правил и обязанностей. И родители должны помочь ему в это непростое время.
Приведем некоторые советы родителям по воспитанию детей младшего школьного возраста:
- Ребенку важно видеть заинтересованность взрослого в его школьных делах и успехах. После трудового дня следует расспрашивать маленького ученика о проведенном в школе дне, помогая ему понять то, что он не знает, или с чем столкнулся впервые.
- Необходимо поддерживать интерес школьника к получению новых знаний. Взрослые могут попросить его прочитать вывеску на магазине, посчитать, сколько машин стоит возле дома.
- Нужно чаще хвалить ребенка. Каждый его успех, пусть даже совсем маленький, не должен оставаться незамеченным. Специалисты утверждают, что детки в возрасте 6-10 лет очень чутко реагируют на похвалу, это становится для них стимулом стараться еще больше.
- Предоставьте малышу право на ошибку. Не стоит наказывать его за плохую отметку или замечание учителя, если он не сделал плохой поступок преднамеренно. Ребенок должен учиться исправлять ошибки, только так он будет совершать их меньше в будущем.
- Важно организовать личное пространство младшего школьника. Это может быть его комната или личный уголок. Там он может заниматься любым делом, взрослые не должны вмешиваться в его личное пространство.
- В этом возрасте нужно приучать ребенка к порядку – в комнате, на письменном столе, в портфеле. Обращайте внимание на его внешний вид, состояние одежды и обуви.
Можно привести много советов по воспитанию детей. Однако, прежде всего, каждый родитель должен помнить, что главное – руководствоваться своим умом и сердцем. В первую очередь нужно окружить малыша заботой и любовью, быть ему примером во всех сторонах жизни. Только в таком случае можно вырастить счастливого человека, который найдет свое место в жизни.
Приближается то время, когда ваш ребенок станет первоклассником. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний. Универсального ответа нет. Каждый ребенок индивидуален. Некоторые в 6 лет уже полностью готовы, а другим и в 7 лет еще рановато. Но одно можно сказать точно - готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в 1 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями
Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
У родителей не должно быть никаких сомнений в том, что их чадо, как и все остальные дети, уникален. Но при этом он не является и точной копией одного из родителей. Поэтому неразумно требовать от него реализации придуманной родителями программы жизни и достижения поставленных ими же целей. Пусть ребёнок сам проживёт свою жизнь, найдёт в ней своё место, станет собой со всеми своими достоинствами и недостатками. Его нужно принимать таким, каков он есть, и больше смотреть на его сильные стороны.
Что родителям нужно и не нужно делать в воспитании детей?
- Не стоит скрывать от ребёнка свою любовь к нему, он должен понять, что родительская любовь будет сопровождать его при любых обстоятельствах.
- Малыша можно смело брать на колени, обнимать, целовать и заглядывать ему в глаза, когда бы он этого ни захотел. Ласка является хорошим поощрением.
- Но любовь не должна превратиться в бесконтрольную вседозволенность. Поэтому нужно обозначить чёткие рамки и табу, но при этом их не должно быть слишком много. Зато установленным запретам нужно следовать неукоснительно.
- Нельзя торопиться с наказаниями, а лучше воздействовать на ребёнка с помощью просьб. Если проявлено неповиновение, то следует прежде убедиться, что просьба соответствует возможностям и возрасту ребёнка.
- Если же ребёнок открыто демонстрирует неповиновение, то впору подумать о наказании, строгость которого должна соответствовать тяжести проступка, при этом ребёнок должен понимать, за что несёт наказание.
- Проще всего подобрать ключик к ребёнку через игру, когда ему можно передать знания, навыки и понятия о многих ценностях. В игре взрослым и детям проще понять друг друга.
- С ребёнком нужно чаще разговаривать и объяснять причины ограничений и запретов. Пусть он учится выражать свои переживания словесно, анализировать своё поведение и поведение других людей.
- Используя свою любовь, такт и мудрость родители лучше всего сохранят психическое здоровье ребёнка.
- Общению с людьми ребёнок учится у взрослых, которые являются для него масштабом, мерой, критериями оценки себя и прочих. Вступая в мир сверстников и взрослых, ребёнок начинает с того, что судит мир с оглядкой на законы, преподанные ему взрослыми людьми.
- Важно понять, что манера обращения взрослых с ребёнком не только влияет на поведение последнего, но и на его психическое здоровье . Если малыш не уверен в положительном отношении взрослого к себе или даже уверен в негативной оценке тем своей личности, то это вызывает подавленную агрессию.
- Воспитанием ребёнка нельзя заниматься, пребывая в плохом настроении.
- Воспитывая ребёнка, нужно предоставлять ему самостоятельность, а не контролировать каждый его шаг. Воспитание нельзя подменять плотной опекой. Ведь взрослые сами не любят, когда в их дела вмешиваются, копаются в мелочах, навязывают готовые решения, таковы и дети. Однако у них ещё не достаёт опыта, поэтому, когда они до всего пытаются дойти сами, то им всё-таки нужна помощь взрослых, но ненавязчивая, тактичная и умеренная.
- Ребёнку следует доходчиво объяснить, что от него требуется и одновременно спросить, что он сам об этом думает. Поскольку у детей неизбежно будет свой жизненный путь, отличный от судьбы родителей, то они необязательно должны хотеть того же, что и их предки.
- Важнее оценивать не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьёзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребёнка.
- Вернее будет показать путь решения задачи, а не подсказывать самого решения. Периодически вместе с ребёнком нужно анализировать его ложные и верные пути к достижению цели.
Создание в семье благоприятной атмосферы
Воспитание трудолюбия
Ребёнка нужно чаще поощрять за инициативу, самостоятельность, хорошо проделанную работу, а при неудаче - не раздражаться, а ещё раз терпеливо объяснить. Его полезно привлекать к семейным делам и приучать доводить до конца начатую работу. В семье все, в том числе и дети должны иметь свои обязанности. Труд не должен служить мерой наказания.
Воспитание доброты
Жизнь человека проходит в общении. Чтобы ребёнок вырос добрым, в его общении со взрослыми, в совместном труде, игре, отдыхе, познании должно быть много радости. Доброта начинается с любви к природе в целом и ко всему живому в частности. Ребёнка нужно научить не быть равнодушным и злым. К ребёнку нужно одновременно проявлять любовь и требовательность. Взрослые сами должны совершать хорошие поступки и уметь владеть собой, ведь дети всему этому учатся у них.
Взрослые должны помнить, что у детей под влиянием опыта общения с ними формируются самооценка и оценка других людей, при этом появляется и ещё одна важная черта - сочувствие другим людям, умение переживать чужие радости и горести как свои собственные. Общаясь со взрослыми, малыш впервые понимает, что помимо собственной важно учитывать и точку зрения других людей. Проявление при неформальном общении с детьми педагогической авторитарности порождает у них нехватку самостоятельности, неспособность выразить своё мнение и отстоять его.
При общении с ребёнком нужно забыть о том, что только в словах взрослых содержится истина, ведь в процессе общения нужно понять оппонента и отождествить себя с ним.
В свете сказанного выше следующие советы родителям по воспитанию детей должны оказаться полезными:
- Родителям следует вдуматься, какие трудности возникают у их ребёнка при переходе из младших классов в средние. Если он попросит помочь ему в работе над домашним заданием, нельзя в этом отказывать. Но не следует всё делать вместо него, а вместе с ним, тем самым приучая его к самостоятельности.
- Нужно помочь пятикласснику выучить имена всех учителей по разным предметам.
- Нельзя негативно высказываться в присутствии ребёнка о его школе и учителях, даже если на то есть основания. Лучше без него разобраться с проблемой, имея учителя в качестве союзника.
- Нужно обеспечить своему ребёнку соответствующий его возрасту режим дня и удобное рабочее место в его комнате.
- У подростка дома должен присутствовать эмоциональный комфорт, для чего с ним нужно уметь общаться.
- Любому достижению ребёнка нужно радоваться, но нельзя его сравнивать с другими школьниками. Оценку следует давать поступкам ребёнка, а не ему самому.
- Нужно неизменно доброжелательно встречать ребёнка, в каком виде, когда и откуда он не вернулся бы домой.
- Родителям полезно читать книги на воспитательные темы и помнить, что быть родителем - естественное состояние человека, а не профессия или обязанность.
- Если уж ребёнка приходится ругать, то только не словами «Вечно ты…», «Ты всегда…», ведь всегда и вообще ребёнок хорош и только в данный момент что-то не так сделал, на что ему и следует указать.
- Поссорившись с ребёнком, нужно обязательно с ним примириться, и лишь затем его можно покинуть, уйти в другую комнату.
- Нужно делать так, чтобы ребёнок был привязан к дому.
- Детям не хватает имеющегося общения с родителями, поэтому полезно читать с ними вслух интересную книгу, благодаря чему духовное общение станет богаче.
- Если родитель почувствует себя неправым в споре, то он должен суметь признать это, чтобы ребёнок сам учился признавать поражения, ошибки и уступать.
- Нужно подбадривать подростка, что придаёт ему уверенности. Но в случаях, когда он неправ, не нужно стесняться и покритиковать его. Критику и похвалу нужно сочетать.
- Есть такие важные качества, которые родители должны воспитать в своих детях - это ответственность и уважение.
Тревожность родителей - хорошо или плохо?
Тревожность - это особенность человеческой психики, когда в разных жизненных ситуациях человек склонен испытывать беспокойство.