Сценарий к дню пушкинского лицея
воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина
Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.
Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна
и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво
смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:
Давно ль был день разлуки шумный,
Давно ль был Вакха буйный пир.
Со мной друзей нет юности безумной,
Теперь уединенье – мой кумир.
А как мы славно пировали:
Бокалы, осушив до дна,
Свободу, вольность воспевали,
Благословляя Вакха-шалуна.
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман». (Пушкин)
Теперь один, поэт опальный,
Сижу в Михайловском своем,
Под звуки осени печальной
Я вечер коротаю с нянею вдвоем.
О, где ж вы, други юности беспечной,
Дождусь ли встречи с вами я?
Вас обниму ли с радостью сердечной,
Пожму ли руки вам, мои друзья?
Звенит колокольчик. Входит Пущин.
Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,
Вот, наконец, мы встретились с тобой.
Я вижу: весь в трудах полезных,
Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись
«Евгений Онегин»)
«…Поэта дом опальный
О, Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)
Давай с тобой мы выпьем за Лицей,
За дружбу, за любовь и за свободу!
За круг, уже редеющий, друзей,
Кого теряем мы все чаще год от году.
Пушкин и Пущин молча чокаются чашками
с морсом и, стоя, пьют.
Быть может, пьем с тобой последний раз
И не увижусь я с тобою боле.
Давай забудем горести на час,
Забудем о печали, о неволе.
(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):
Веселье! Будь до гроба
Сопутник верный наш.
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш! (Пушкин)
И они поют песню:
(«Гусарская баллада»)
Мы вспомним юные забавы,
И станет на душе у нас тогда тепло.
Не надо нам с тобою славы,
Лицейской дружбы сохраним навек тепло!
Наш Бахус мирный, вечно юный,
Он с лицеистами всегда был заодно.
Мы в честь него настроим струны
Но мы вино не пьем давно, давным-давно.
Пускай с отрадою печальной
Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.
Не забывай, мой друг опальный,
Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.
Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:
«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.
На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,
что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.
Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.
Дельвиг (обнимая Пушкина):
Привет, Француз, поэт-отшельник,
Как долго же не видел я тебя!
Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)
А ты совсем не бережешь себя.
Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает
И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным
До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)
«И ты пришел, сын лени вдохновенный,
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)
Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.
Пушкин (снова один):
О, мои милые друзья!
«Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я.
Исполнится завет моих мечтаний:
Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)
Пушкин уходит.
На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.
За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.
Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:
1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.
2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго
ею любовался.
3. Палярники дрейфовали на льдине.
4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).
5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.
Учительница:
Мне жаль вас, молодое поколенье:
Не чтите вы совсем родной язык.
По-русски написать для вас – мученье,
Для вас могучий русский – не велик.
На языке богатом, русском, говорили
Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…
Его боготворили, знали и любили
Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…
А Пушкин, наш великий, славный гений
(«Живи сейчас он снова среди нас»),
Он, русским словом обратившись к поколеньям,
Такую мысль бы высказал тотчас:
Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.
Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Ученики встают, приветствуя гостей.
«Доколь же вы, надменные потомки,
Смеяться будете над русским языком?
Стихов и прозы безобразные обломки
Впитают дети ваши с материнским молоком!
Средь них тогда не будет уж поэтов,
А о писателях уж я не говорю!
Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,
А о сонетах и поэмах я и не молю!
Проснитесь же вы, сонные ленивцы!
Бог помочь вам, друзья мои!
Вперяйте в книги вы свои десницы,
Наступят пусть у вас златые дни!»
Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.
1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
2. Слово ведущего .
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
В начале жизни школу помню я…
Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.
Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.
Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.
3. Слово ведущего
Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.
Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.
А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.
…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…
Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…
4. Слайдовая презентация
(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)
Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.
Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.
Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.
Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:
- конкурсы чтецов,
- разнообразные гостиные,
- праздник-конкурс “Натали”,
- пушкинские чтения.
На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.
Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)
Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:
- и в знаменитом Парадном зале РФК,
- и в Центральном Доме учёных;
- и в Центральном Доме работников искусств,
- на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
- в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
- выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
- на “Народном радио”.
Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.
5. Слово ведущего
Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?
6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:
– Как здорово, что сегодня, в день открытия
Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько
ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную
пробегают в библиотеку.
7. Слово ведущего
Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.
8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:
– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется
даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители
приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!
На экране – Большой зал Лицея.
Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:
– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!
Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого,
занимает почетное место.
На экране – Устав Лицея.
9. Слово ведущего
В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:
- Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
- Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
- Телесные наказания запрещены!
(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)
Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Звучат фанфары.
10. Слово ведущего
– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.
11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:
К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!
12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.
Звучат фанфары.
14. Слово ведущего
День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.
Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…
Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.
Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.
Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.
Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.
Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.
– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!
Император удаляется.
15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).
16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.
17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.
18. Торжественная минута посвящения.
Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.
19. Исполняется Гимн пушкинской школы.
20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.
Звучат стихотворения, возлагаются цветы.
Сценарий музыкально-поэтического праздника для 3-5 классов «Наш Пушкин жив».
Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов и среднего звена, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству А. С. Пушкина.
Цель: развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С.Пушкина.
2.Побуждать детей создавать вокруг себя атмосферу праздника поэзии.
3.Учить анализировать содержание прочитанного, выявлять художественные ценности произведения, прислушиваться к мнению товарищей, высказывать свою точку зрения, оформлять эстетически свое суждение, развивать речь.
4.Развивать мыслительные операции сравнения, классификации, творческое воображение.
5.Воспитывать интерес к поэзии, расширять кругозор и словарный запас детей.
Оборудование: портрет А.С Пушкина, грамзаписи (песня «Зимний вечер», композитор М. Яковлев, «Я помню чудное мгновенье», композитор Глинка, «Вальс снежных хлопьев», композитор П.И.Чайковский), зажженные свечи, книжная выставка, рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина.
Плакаты:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа». А. С.Пушкин
«Читайте сочинения Пушкина и поучайтесь примером великого поэта любить искусство, правду и Родину» Н.А. Некрасов
«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!» Ф. Глинка
"Великим быть желаю,
Люблю России честь!" А.С.Пушкин
Ход праздника:
Ведущий 1:Здравствуйте дорогие гости! У нас сегодня огромный праздник, который посвящается творчеству самого главного на Земле поэта. Кто же этот поэт? Кто самым первым приходит в наше детство и уносит нас по морям и волнам, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана. Как его зовут?
(Александр Сергеевич ПУШКИН)
Правильно, сегодня мы собрали в этом уютном зале три поколения тех, кто любит пушкинскую поэзию.
ПРАЗДНИК «НАШ ПУШКИН ЖИВ» НАЧИНАЕТСЯ.
(6 учеников читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина»)Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
1880
Ведущий 2:
Более 200 лет живет с нами любимый Пушкин, живут и его сказки, стихи. Но Александр Сергеевич, на удивление всем, всегда молод. Он друг детей и взрослых. И каждый из нас рад слышать и видеть дорогого поэта.
Массовая сценка: выбегают герои сказок Пушкина:
«Пушкин, мы Вас любим. Мы ждем Вас в гости!»
(За кулисами читается стихотворение «Зимняя дорога»)
Учитель:
Все лучшее у нас связано с именем Пушкина.
Он учит нас любить Россию:
«Великим быть желаю,
Люблю России честь!»
Великий поэт зовет современников верно служить Отчизне:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Верит Пушкин в завтрашний день Родины и нас этому учит:
«Товарищ, верь!
Взойдет она, звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья-
Напишут наши имена».
У каждого из нас есть любимые стихи великого поэта. Я очень люблю его стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Композитор Глинка написал музыку на это стихотворение, получился чудесный романс. Давайте послушаем этот романс.
Звучит романс «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
Учитель:
Дети, у вас ведь тоже есть любимые стихи поэта?
(С комментариями к стихам выступают четверо обучающихся)
Ученик 1:
А.С.Пушкин очень рано начал сочинять стихи. Любовь к поэзии ему привила няня Арина Родионовна Матвеева. Она передавала будущему гению волшебные сказания русской старины. Это ей Пушкин посвящает стихотворение «Няне». Мне это стихотворение нравится, напоминает о бабушке, и я сейчас вам его прочту: (читает наизусть)
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . . .
1826
Ученик 2: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ученик 3:
А мне очень нравится стихотворение Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье», в котором поэт восхищался городом на Неве, ему он посвящает следующие стоки:
Люблю тебя, Петра творенье
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!.
Ученик 4:
А я очень люблю стихи Пушкина о зиме. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом его языка. Поэт все изображал с блеском. Таков был солнечный гений Пушкина. Я прочитаю вам стихотворение «Зимнее утро».
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829
Ведущий 1:
Есть у нас и любимая песня М. Яковлева «Зимний вечер»
(исполнение песни музыкальным руководителем школы)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Учитель:
Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
Ученик:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Инсценировка сказки: отрывок из произведения
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О ПУШКИНЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Учитель:
Мне, ребята, не верится, что Пушкина нет. Я думаю, что он жив в наших думах, в наших сердцах. О Пушкине писали многие поэты России: М. Лермонтов, А. Плещеев, С. Есенин, А. Дементьев…
Послушаем стихотворение Андрея Дементьева.
А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН
1.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил
2.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
3.А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.
Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
(звук выстрела пистолета)
Читается отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова
СМЕРТЬ ПОЭТА
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой…
………………………………………………………………
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Учитель:
Имя Пушкина бессмертно. Я думаю, что сказки и стихи великого поэта будут читаться грядущими поколениями. Ребята, рядом с нами в нашей школе работает Заслуженный учитель России, известная поэтесса Анна Михайловна Алферова. Послушайте ее стихотворение
«Я К ПУШКИНУ ИДУ»:
(читает учитель)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!
Учитель:
Сегодня мы пригласили Анну Михайловну Алферову к нам на праздник. Разрешите, Анна Михайловна, Вам предоставить слово.
Выступление поэтессы…
Да, Пушкина забыть невозможно. Пушкин и Родина неотделимы. Когда читаешь Пушкина, то всегда размышляешь о судьбах многострадальной России, и я очень верю, что наша Россия воспрянет, Россия спасется от невежества и грязи, Россия станет процветающей, уважаемой страной на нашей голубой планете. В сердце моем Пушкин и Родина всегда рядом.
А. Алферова читает свое стихотворение
«КОГДА О РОДИНЕ Я ГОВОРЮ»
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!
Ведущий:
Наш Пушкин жив! Он живет в каждом сердце, в каждом доме. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. ПУШКИН – это радость, это добро, это тепло, уют и любовь. Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг. Накануне своей трагической гибели в 1837 году пишет он гениальное стихотворение, которое было пророческим.
СЦЕНАРИЙ
литературного вечера,
посвященного ______ годовщине с основания
Царскосельского Лицея
«Отечество нам Царское Село…»
Цель: помочь учащимся почувствовать притягательную силу личности А.С.Пушкина, волшебную магию его стихов и прозы, ощутить подлинное величие школьного братства и
духовной близости учителей и учеников первого лицейского выпуска.
(Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. Демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).
1-й ведущий: Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном двухсотлетней годовщине Царскосельского Лицея!
2-й ведущий: Пушкинский Лицей! Пушкинский выпуск! Сколько легенд, сколько мифов вокруг этого первого выпуска! Каждый выпускник хотя и в разной степени, но принес славу Лицею, славу России!
1-й ведущий: Но мы вспоминаем этот выпуск не только поэтому. Для нас важно и то, что пушкинский выпуск доказал всем, что истинное школьное братство не выдумка учителей и писателей, оно на самом деле существует и будет существовать до тех пор, пока мы молоды и полны высоких стремлений и любви к Родине.
2-й ведущий: И каждый из нас сегодня мечтает о такой дружбе, о такой же духовной близости учителей и учеников, о таком же школьном братстве.
1-й ведущий: Может быть, не сразу, но именно Пушкин стал центральной фигурой этого прекрасного союза, его певцом, его духовным центром, Поэтому мы сегодня достанем с полки его портрет и снова увидим его молодым и веселым.
(Снова звучит та же музыка. Демонстрируется слайд: портрет молодого Пушкина).
3-й ведущий: Мы приглашаем вас, наших современников всего на двести лет назад, в первые десятилетия 19 века. Вот мы видим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который, расположившись в карете рядом с важным господином, собственным дядей, едет из второй столицы в первую.
4-й ведущий: Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы на третий день к вечеру успеть в столичный город Санкт-Петербург. А потом еще на двадцать верст к югу, где мальчик увидит старинные дворцы и галереи, мраморные «призраки героев», девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин, -
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей…
(Снова демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).
3-й ведущий: Только не сидит еще на скамейке небольшого садика тот бронзовый отрок, который в наши дни встречает гостей, подперев курчавую голову рукою. Пока еще туда впервые едет отрок живой, превеселый, непоседливый…
4-й ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея», так что они могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по двенадцати) и студентами (потому что после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении).
3-й ведущий: Еще более года назад, 12 августа 1810 года, царь Александр 1 подписал проект, составленный всесильным в ту пору Михаилом Сперанским.
(Демонстрируется слайд: портрет М.Сперанского).
Старики называли его подьячим, а он, утвердившись во власти, издавал один указ за другим. Первый – о придворных званиях, второй – о гражданских чинах. Великосветские люди проводили жизнь в праздности, с колыбели получали чин камер-юнкера, а с ним и чин пятого класса. По новым указам сословие чиновников должно было бросить старые привычки и готовиться к экзаменам по естественному праву и математике. Наук испугались все. Учиться наукам по обязанности – не дворянское дело. Подьячий учинил хаос и все перевернул.
(Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского).
1-й ведущий: (на фоне музыки) День министра кончался. Он взял с полки «Дон Кихота» и, раскрыв наугад, стал читать. Дружба толстого Пансы с сухопарым дворянином была самой высокой поэзией, которую он знавал. Одиночество исчезло. Почитав с полчаса, он отложил книгу и своим ровным круглым почерком написал на листке: «Об особенном лицее. Все состояния».
2-ведущий: Так появился проект о создании в двадцати верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.
(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Демонстрируется слайд: Царскосельский Лицей).
1-й чтец: 19 октября 1825 года опальный Пушкин напишет свое знаменитое стихотворение, посвященном 14-й годовщине со дня открытия Лицея. В нем будут такие строки:
Полней, полней! И сердцем возгоря,
Опять до дна до капли выпивайте!
Но за кого, о други, угадайте!
Ура, наш царь! Так выпьем за царя!
Он человек, им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим его неправое гоненье…
Он взял Париж, он основал Лицей!
(Демонстрируются слайды: портрет Александра, устав Лицея).
1-й ведущий: План особого учебного заведения Сперанский составлял вместе с Малиновским, который и должен был стать его директором. Новое училище должно было носить название античного ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из дворянских семей с различным достатком. Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке; в образе жизни и взаимном обращении следовало добиваться полного равенства.
3-й ведущий: - А будут ли телесные наказания?
4-й ведущий: Об этом осторожно спросил Малиновский.
1-й ведущий: - Нет, Василий Федорович.
2-й ведущий: Таков был короткий ответ Сперанского.
1-й ведущий: И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается.
3-й ведущий: Предстояло, однако, главное – выбор учителей.
(Демонстрируется слайд: портрет А.Куницына).
1-й чтец: ВЫ помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
(Звучит фрагмент стихотворения А.С.Пушкина «Была пора… наш праздник молодой…»)
3-й ведущий: Профессор Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам естественное право. Будучи человеком гуманистических убеждений, разделяющим просветительские взгляды на естественное равенство людей, Куницын оказал большое влияние на мировоззрение своих воспитанников, привил им ненависть к деспотии, уважение к человеческой личности. На открытии Лицея ему было предложено
выступит с речью.
(Звучит «Пассакалия» Г.Генделя – сначала тихо, затем громче, по нарастающей).
2-й чтец: (из дневника Куницына): « В день открытия с утра стали прибывать кареты. Мундиры поистине слепили глаза. Приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами и дочерью, великой княгиней, и, наконец, сам государь со свитой. Отслужив молебен, Лицей открыли. Василий Федорович Малиновский сказал свою речь. Он был бледен, запинался, и голос его не был слышен. Прочли список воспитанников и прочее, и тут настала мой черед. Я начал читать свою речь с неприятным чувством. Читал я громко, ибо меня предупредили, что государь глуховат. Постепенно стесненность моя исчезла. Когда я сделал нападение на аристократию, только и гордящуюся, что своими предками, некоторые гости хмурились, не скрывая неудовольствия, но государь, прислонив ладонь к уху, слушал внимательно. На следующий день Малиновский поздравил меня с орденом – за речь.
1-й чтец: (на фоне музыки)
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
ИМ чистая лампада возжена…
(Демонстрируется портрет юного Пушкина, звучит романс «Поднимем бокалы»).
2-й чтец: Друзья мои, Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
1-й ведущий: В числе первых воспитанников Лицея, кроме Пушкина, были: Корф Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др.
3-й чтец: Товарищи! Сегодня праздник наш,
Заветный срок! Сегодня там, далече,
На пир любви, на сладостное вече
Стеклися вы при звоне мирных чаш.
На пир любви душой стремлюсь и я,
Вот вижу вас, вот милых обнимаю,
Я праздника порядок учреждаю…
Я вдохновлен, о, слушайте, друзья…
Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!
Садитеся, как вы садились там,
Когда места в сени святого крова
Отличие предписывало нам.
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.
4-й ведущий: В числа, места («первый», «последний») любили играть лицеисты - всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами: по номерам комнат. Пушкин - № 14, а рядом №13 – Иван Пущин. Легкий стук в стенку был их условным знаком.
(Демонстрируется слайд: Комнаты Пушкина и Пущина).
Дружба, начавшаяся в Лицее, продлилась всю жизнь и воспета в стихах
…Поэта дом опальный
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Пущин был первым из друзей, кто навестил Пушкина в Михайловском.
(Демонстрируется слайд: встреча Пушкина и Пущина в Михайловском. Звучит «Пастораль» Свиридова).
2-й ведущий: (из записок о Пушкине) «Кон несут среди сугробов, опасности нет… в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо – править не нужно. Скачем опять в гору, извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было сил остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…Я оглядываюсь… вижу на крыльце Пушкина босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило».
3-й ведущий: Разговоры были откровенными. Прщались далеко за полночь. «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось6 как будто чувствовали, что в последний раз вместе пьем и пьем на вечную разлуку…Кони рванули в гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною..»
4-й ведущий: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорен к ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина.
4-й чтец: Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил.
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(Звучит «Вальс» Г.Свиридова. Демонстрируется слайд: Дельвиг- лицеист).
Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
1-й ведущий: Дельвига Пушкин любил. В беспечности и лени Дельвига была какая-то храбрость, дерзость. Учился он плохо, его собственная лень доставляла ему видимое наслаждение. Небывалая, всепобеждающая и в то же время безобидная, простодушная леность стала основной темой лицейских преданий о Дельвиге.Однако не забудем, что речь идет о поэте, который уйдя из жизни в возрасте 32 лет, оставил потомкам около 200 произведений, не считая переводов; издавал 2 альманаха, сотрудничал во многих журналах и был деятельным участником нескольких литературных обществ.
2-й ведущий: Пушкин писал о Дельвиге: «Любббббовь к поэзии пробудилась в нем рано. Он знал почти наизусть «Собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. С Державиным он не расставался. Знал латинских инемецких поэтов».
2-й чтец: (стихотворение А.Дельвига «Друзьям»)
Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась.
О Царский сад, тебя ль забуду я?
Твоей красой волшебной оживлялась
Проказница фантазия моя,
И со струной струна перекликалась,
В согласный звон сливалась под рукой,-
3-й ведущий: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига», - признавался Пушкин, горько оплакивая безвременную кончину своего друга.
3-й чтец: Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем весели мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш,
И наши песни тем грустнее.
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят -
Кто здесь, кто там: на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных,
Навек от нас утекший гений
(Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Кюхельбекер-лицеист).
4-й ведущий: Оказалось, что Вильгельм Кюхельбекер, который почти не знал русского языка, тоже пишет стихи. Все в нем возбуждало желание дразнить: походка, рост, глухота. Он был трудолюбив, упрям, тщеславен, обидчив. Плохо зная язык, он читал и писал по целым дням, вскакивал по ночам и писал в темноте.
4-й чтец: С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали,
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел;
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
1-й ведущий: Вильгельма любили. Но это не мешало смеяться над ним. А он готов был на месте убить обидчика – нрав у него бешеный.
Однажды Кюхельбекер вызвал на дуэль горячо любившего его, но не упускавшего случая подтрунить над ним Пушкина. Пушкин очень не хотел этой глупой дуэли, но отказаться было нельзя. Дельвиг был секундантам Кюхельбекера и стоял слева от него.
Когда Кюхельбекер начал целиться, Пушкин закричал: «Дельвиг, встань
на мое место, здесь безопаснее1» Кюхельбекер взбесился, рука дрогнула, он сделал пол-оборота и пробил фуражку на голове Дельвига. «Послушай, товарищ, - сказал Пушкин, - без лести – ты стоишь дружбы, без эпиграммы – пороху не стоишь», - и бросил пистолет.
(Звучит «Романс» Г. Свиридова)
1-й чтец (на фоне музыки):
Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты,
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, нетто ль и снами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
2-й ведущий: В декабре 1825 года Вильгельм Кюхельбекер на Сенатской площади среди декабристов. Затем арест, тюремные скитания, ссылка.
: ИЗ дневника Пушкина: «Вчерашний день был для меня замечателен…На станции едва я начал читать Шиллера, как вдруг подъехали четыре тройки с фельдъегерем…Один из арестантов с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили.»
Поминки нашей юности – и я
Их праздновать хочу. Воспоминанья!
В лучах дрожащих тихого мерцанья
Воскресните. Предстаньте мне, друзья!
Пусть созерцает вас душа моя,
Всех вас, Лицея нашего семья!
Я с вами был когда-то счастлив, молод, -
Вы с сердца свеете туман и холод.
Чьи резче всех рисуются черты
Пред взорами моими? Как перуны
Сибирских гроз, его златые струны
Рокочут: Пушкин, Пушкин! Это ты! любили
(Звучит «Романс» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Пушкин на экзамене).
3-й ведущий: Сначала его звали французом, потому что никто не писал инее говорил по-французски, как он. Еще его звали Обезьяной. Миша Яковлев говорил, что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна на Пушкина. Так он и изображал его: одиноко прыгающим по классной комнате, грызущим в задумчивости перья и вдруг, внезапно, видящим на кафедре профессора. В особенности удавался ему смех Пушкина: внезапный, короткий, отрывистый и до того радостный, что все смеялись.
3-й чтец: В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал
В те дни в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
4-й ведущий: Многие лицеисты не просто писали стихи, но стали признанными поэтами. Однако, первым стихотворцем всегда был Пушкин. Пущин вспоминает: «При самом начале – он наш поэт». Но…
4-й чтец: Промчались годы заточенья,
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И Царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
(Звучит торжественная музыка).
1-й ведущий: Из воспоминаний Пушкина: «Это было в 1815г. На публичном экзамене в Лицее.Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.» Державин был стар. Его усадили в кресло, где он задремал. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому: «- Воспоминания в Царском Селе».
Он вдруг задрожал, повторяя отвислыми, грубыми, солдатскими губами, без звука, без голоса, эти слова. Он всматривался в школяра, и школяр, казалось, смотрел на него и читал…
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян.
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян.
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
2-й ведущий: Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него; большая часть смотрела на Державина. Старик, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в восторге, слезы текли по морщинистым щекам. Вдруг он с неожиданной легкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца. Но Александра уже не было. Его искали, но не нашли. Через несколько месяцев Гавриила Романович скажет приехавшему к нему Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей».
3-й Ведущий: 19 октября 1811 в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет двадцать девять юношей обучатся и получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читают повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще прижизни и вскоре после смерти становятся легендой…
Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей.
4-й ведущий: Важно ли, когда в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? Сто, двести, две тысячи лет назад? Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? Пересекают они свою страну на поезде, самолете или в карете, на почтовых лошадях? КОНЕЧНО, РАЗНИЦА ВЕКОВ НАМ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА. Но ВЕДЬ СКОЛЬКО ОБЩЕГО! Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», мы вдруг замечаем то, что вблизи было почти неразличимо…. И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далеко. А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горний ангелов полет…» - тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать, ибо тот славный мальчишка, тот веселый одноклассник легко и просто ведет за собой своих друзей в историю, в настоящее, в будущее…
4-й чтец: Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст.
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу из заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
(Звучит фоновая музыка)
Разработала: учитель начальных классов Норбу Т.О.
Сценарий Дня лицея для начальной школы
Под торжественные фанфары на сцену поднимаются 2 ведущих…
Вед.: Настал поистине чудесный праздник,
Которого давно мы ждали.
Сегодня лицеистов день,
И собрались мы в этом зале.
Улыбки расцвели вокруг,
И день теплее стал практически
И вновь друзей собрал вокруг
Родной Лицей экономический.
Вед.: Чем чаще празднует лицей
Очередную годовщину.
Тем шире старый круг друзей
В семью стесняются едину!
Гудит словно улей сегодня лицей,
Собрал в этот день он друзей и гостей.
Живём все мы дружной лицейской семьей,
В лицей приглашаем с открытой душой!
(музыкальная отбивка)
Вед: Добрый день дорогие друзья, лицеисты, педагоги, родители, уважаемые гости !
Вед : Мы приветствуем всё лицейское братство на одном из важных и значимых событий в жизни лицея!
Вед: С праздником вас, друзья! С Днём Лицеиста!
Вед:
Лицей... Волшебные звуки этого греческого слова волнуют
душу. Оно во все времена писалось с большой буквы и произносилось с выражением гордости и почтительности.
Вед: Современные лицеи сегодня продолжают традиции первых лицеев. Они воспитывают личность образованную, нравственную, гуманную, милосердную. Братство лицеистов объединяет добрые традиции, интересы, стремление к знаниям.
Вед: Для приветствия будущих лицеистов мы приглашаем директора лицея…
(выступление директора)
Вед.:
О, сколько же открытий чудных сумеет сделать лицеист.
Вначале будет очень трудно, ведь путь к познаниям тернист!
Хотя в лицее вам не только дадут развитие уму, Но и полет души высокой здесь чужд не будет никому.
Вед: По традиции каждый год всех, кто вливается в лицейское братство, посвящают в лицеисты. Сегодня, вступив в ряды лицейского братства, ………. учащихся вправе будут носить это звание.
Вед: Но сначала необходимо проверить вас, готовы ли вы принять имя лицеиста… Мы проверим, достойны ли вы этого звания?
Выступление 1 классов:
У нас сегодня праздник,
Сегодня лицеистов день,
И в зале очень много
Учителей, гостей.
Ещё мы только начали
Свой долгий школьный путь,
Но нам совсем не страшно -
Нисколечко, ничуть!
Ах, какие у нас лицеисты!
Можно ли их не любить?
Печали свои и тревоги
Привыкли мы с ними делить!
Сегодня в этот праздник
Молчать о вас нельзя!
Вы – товарищи наши,
Старшие наши друзья!
Песня 2 «В» классы«Школа, школа…»
Танец «Кадриль…»
Вед.: Теперь мы точно уверены, что первоклассники достойны вступить в дружное лицейское братство
Вед .: Но уверены ли мы, что они для этого достаточно взрослые? Давайте спросим у второклассников, которые только недавно в него вступили?
Песня 2 классы «Мы маленькие дети»
Вед .: Я оказался прав! Они совсем ещё дети и ответственность достойного звания лицеиста для них может оказаться непосильной ношей…
3 класс: Знаю, этот путь нелегок,
И на нем соблазнов много.
Но себя не обмануть,
И учиться как-нибудь
Лицеисту будет стыдно,
И смешно, и несолидно.
3 класс : Да, пусть уроков много разных -
Все они не любят праздных,
Мы совсем не любим лени,
Все предметы одолеем!
Мы питаемся отлично
И одеваемся прилично!
И к творчеству всегда готовы,
Как стих про 33 коровы…
Песня 2 «а» класс «Стихи»
Вед .: Мы убедились, что ученики наши ценят дружбу, умеют быть ответственными и творчески подходить к решению любых проблем!
Вед.: Да. Они готовы к тому, чтобы принять звание Лицеиста!
Наступила торжественная минута для тех, кто впервые сегодня произнесёт клятву, и по праву будет носить гордое звание – лицеист Экономического лицея. Мы просим встать всех учеников 1 классов, а также …. перечисляются ученики 2,3,4 классов, вновь прибывшие в этом году)
Вед .: Вы готовы принести клятву лицеиста? Тогда будьте внимательны и повторяйте за мной!
Вед .: Вступив в ряды экономистов
Клянусь учиться и учиться.
Вед .: Клянусь учителей всех знать
По отчеству всегда их звать.
Вед .: Клянусь прилежным быть в душе
И не сорить ничем нигде!
Вед. : Клянусь участвовать в турнирах
Лицей свой прославлять по миру!
Вед.: Клянусь учиться на пятерки
Прочесть Макконнелла до корки.
Вед.: Заветам Смита верным быть
И клятву эту не забыть!
Вед: Вас посвятили, и сердечно с открытием мы поздравляем всех.
Пусть вам отныне и навечно всегда сопутствует успех!
Вед:
Чтоб в этом здании царили лишь ум, талант и доброта,
И чтоб друг другу вы дарили дела, участье и сердца.
Вед:
Традиционно администрация лицея награждает тех, у кого есть особые успехи в освоении разных наук, тех, кто с достоинством несёт высокое звание лицеиста, кто неустанно проявляет любовь к жизни, к знаниям, к наукам, стремление быть первым.
Вед.: Для награждения победителей конкурсов лицейской недели мы вновь приглашаем директора лицея ФИ и завуча по воспитательной работе ФИ
Награждение…
Вед.: Достойным будет ваш путь пусть и дальше!
Пусть не будет в нем лести и фальши,
Пусть никто не сможет вас упрекнуть,
Что неправильным выбран ваш путь!
Вед .: Приглашаем учеников 2 «б» класса для творческого поздравления!
2 «б» класс:
Школьная страна! Открыты в классы двери.
В классы непростые -нашего лицея!
Новые науки, новые друзья -
Станет интересной жизнь твоя, моя.
Года пролетят быстро, незаметно.
В науках очень многих нам станет все известно.
Будем все работать, не жалея сил,
Чтоб каждый день в лицее радость приносил.
Исписать бумаги придется нам немало.
Но должны мы знать с самого начала:
Гением, как Пушкин, станет только тот,
Кто прольет немалый, да, немалый пот.
Песня 2 «в» класс «Куда уходит детство»
Танец 4 классы «Анайларым…»
Вед.: Лицей! Счастливые года! Лицей, мы молоды всегда!
Тебя, наступят времена, прославят наши имена!
Вед : Лицей - созвучие сердец! Лицей - для наших душ творец!
Гордимся именем твоим. Лицей так будь всегда таким!
Вед : Желаем творческих удач,
Здоровья крепкого желаем,
От всей начальной школы вас
С Днём лицеиста поздравляем!
Финальная музыка