Школа активного долголетия
Положение о «Школе активного долголетия»
1. Общие положения.
1.1. «Школа активного долголетия» (в дальнейшем «Школа») организуется для проведения обучения населения, проживающего на территориальных участках больницы.
1.2. Школу возглавляет врач отделения общей врачебной практики, непосредственно работу проводит средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия (4часа в месяц).
1.3. Школа осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения, тематических планов занятии.
1.4. Занятия проводятся в кабинете медицинской профилактики
2. Основные цели и задачи.
2.1. Формирование гигиенической культуры и принципов активного долголетия у лиц пожилого возраста.
2.2. Обучение граждан пожилого возраста практическим навыкам и методам укрепления и сохранения здоровья.
2.3. Ознакомление с принципами и особенностями питания и режимом двигательной активности в пожилом возрасте.
3. Ожидаемые результаты.
3.1. Снижение количества больных с осложненными и тяжелыми формами хронических заболеваний.
3.2. Улучшение жизни пожилых граждан и выработка у них правильного отношения к своей болезни и лечению.
4. Организация занятий.
4.1. Занятия с приглашенными проводятся в соответствии с тематическими планами, утвержденными главным врачом больницы (приложение № 1).
4.2. Группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан.
4.3. Материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т. п.
Занятия должны проводиться в форме индивидуальных и групповых
бесед с активным участием обучаемых.
4.4. К участию в проведении занятий могут быть привлечены специалисты из числа врачебного персонала и среднего звена (по решению руководителей групп).
Тематический план «Школы активного долголетия»
д. Кукшумы с 03.05.2011 – по 24.05.2011 г.
КТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ
Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.
По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста - одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т. д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.
Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания - качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.
Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать
Школа третьего возраста как фактор реализации активного долголетия.
Аргунова Тамара Прокопьевна
кандидат педагогических наук
исполнительный директор
Общественной Организации
«Школа третьего возраста г. Якутска».
ГБУ РС (Я) «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Якутска»
В условиях модернизации России забота о пожилых гражданах и инвалидов была и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Одним из важных механизмов ее реализации является социальное обслуживание, предоставляющее пожилым людям комплекс социальных услуг с учетом их состояния здоровья, уровня дохода и сложившейся социальной ситуации. В «Комплексном Центре социального обслуживания населения г. Якутска» Министерства социального развития и труда Республики Саха (Якутия) в 2011 году составлена программа «Активное долголетие». Концептуальной идеей было создание условий для самореализации, самоактуализации пожилых граждан и инвалидов, обеспечение активной качественной жизни, посредством взаимодействие семьи, общественности, государственных и негосударственных структур. Основной целью программы была разработка инновационной формы комплексной системы сопровождения пожилых граждан и инвалидов для активизации жизнедеятельности. Программа апробирована в отделение социальной реабилитации «Эрчим» нашего Центра. В результате реализации этой программы внедряются в практическую работу инновационные формы и методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами; создаются условия, обеспечивающие социальную активность, самореализацию пожилых граждан и адаптацию, и интеграцию их в современное общество. Одним из наиболее успешных социальных проектов работы с людьми старшего поколения является Школа третьего возраста. В нашей республике Школа третьего возраста впервые открыта 5 мая 2011 года при Комплексном Центре социального обслуживания населения г. Якутска МТ и СР РС (Я). Инициатором и организатором является Пахомова Наталья Николаевна, директор этого Центра, научным руководителем, исп. директором Аргунова Тамара Прокопьевна. В 2012 году составлены основные документы Школы и прошли государственную регистрацию как общественная организация. Организовано Правление школы, председателем является Каташева Мария Константиновна, в состав Правления включены представители Совета ветеранов республики и г. Якутска, ведется совместная работа. Составлена целевая социальная программа «Школа третьего возраста», направленная на организацию социального просвещения и образования людей пожилого возраста. При создании школы основной целью мы считаем это - объединение людей пожилого возраста и поддержание их в стремлении к полноценной творческой и социально-полезной деятельности, опираясь на их собственные ресурсы и желания . Школа реализует на практике идеи активного долголетия и образования на протяжении всей жизни, изменения отношения общества и самих пожилых людей к старости, развивает взаимодействие и взаимопомощь поколений. Благодаря этой деятельности люди старших поколений реализуют потребности в общении, развитии творчества, находят конструктивные взаимодействия с другими поколениями, меняют отношение общества к старости на позитивное.
Задачи работы:- Активизировать пожилых людей с целью развития их способности представлять свои интересы в обществе и личностной самореализации.
Предупреждать социальное исключение пожилых людей и способствовать их социальной адаптации, интеграции в современное общество.
Улучшить отношение общества к старости, пожилым людям, развивать социальную сплоченность и межпоколенные взаимодействия.
Поддерживать различные объединения из числа пожилых людей, а также социальных служб, работающих с такими людьми.
Продвигать гражданское образование как инновационную технологию социальной работы с пожилыми людьми. Решение этих задач способствует формированию культуры активности и принятия себя в пожилом возрасте с одной стороны, и формированию в обществе позитивного отношения пожилым как к полноценным (и интересным) участникам жизни социума, способным быть полезным благодаря своему жизненному опыту. Все это является фактором повышения качества жизни и долголетия. Школа работает на общественно - государственном партнерстве, при обеспечении соответствующих условий государственными структурами школа будет функционировать успешно.
Направления деятельности школы: 1.Организация образовательных курсов, творческих мастерских и клубов.
2.Разработка и осуществление социальных проектов. 3.Информационно-методическая деятельность. 4.Развитие сотрудничества с республиканскими, российскими общественными организациями. Деятельность школы организуется в соответствии с программой и с годовыми, месячными планами работы. Учебный год начинается с 1 октября по 1 июня, некоторые студии школы могут работать и в летнее время. В год Школа проводит пять учебных семестра с продолжительностью 4-6 недель каждое занятие. В организации деятельности Школы приглашаются народные мастера, умельцы, активная интеллигенция, преподаватели, студенты, изъявившие желание передать свои умения, навыки знания другим людям. За 2014-15 учебный год работают всего 35- из них 7 образовательных курсов, 28 творческих мастерских, 4 клуба. За период работы школы обучились свыше 5тыс. пожилых людей, а включая филиалов 7тыс. Занятия организуются строго по расписанию в неделю один или два раза с учетом возраста наших курсистов, каждый день проводится 10-12 занятий. Запись и учет желающих посещать занятия проводится специалистами школы, обучение проходят в основном неработающие пожилые люди и инвалиды, но мы рады видеть и работающих пенсионеров. Самой большой популярностью пользуются курсы компьютерной грамотности, ЛФК, работа из конских волос, йога, хомус, лоскутное шитье, пошив головных уборов, иностранные языки и др.
2. Разработка и осуществление социальных проектов
Помимо просветительской, творческой, оздоровительной деятельности проект имеет четкую направленность на развитие волонтерства среди пожилых людей в осуществлении ими различных общественно-полезных инициатив.
Волонтерское движение включает образовательное, воспитательное, социальное, экологическое, культурно- досуговое направление. «Мы волонтеры», «Ассоциация выпускников», «Домашняя школа».
Выпускники Школы третьего возраста активно участвуют в реализации социально-значимых проектов по экологии, благоустройству территории населённых пунктов, патриотическому воспитанию молодёжи, шефству над домами - интернатами, популяризации народного музыкального и прикладного творчества.
Выпускники творческих мастерских Школы выступали с концертами в г. Якутске, с. Борогонцы, с. Майя, Амга, Намцы, Кангалассы и в пригородах, участвовали в городских, республиканских смотрах, конкурсах, где занимали призовые места, стали лауреатами, дипломантами. Принимают активное участие в выставках, ярмарках, праздничных мероприятиях г. Якутска и республики. Учителя и выпускники школы обучают на дому пожилых людей, которые не могут посетить нашу школу. Так 85 летняя учительница Петухова Мария Николаевна ведет занятие по шитью у себя дома.
3. Информационно - методическая деятельность
Одним из направлений нашей деятельности является информационно-методическая работа. В целях распространения опыта работы Школы нами организовывались семинары - практикумы, встречи, беседы, консультации, мастер - классы. Так 2012 году проведены мастер - класс для работников социальных учреждений республики, республиканский семинар - практикум для руководителей студий, кружков филиалов школ заречных улусов, с приглашением 40 делегатов, республиканский семинар - практикум для председателей Совета ветеранов улусов, на 45 человек. Проведен круглый стол для руководителей Управ и пригородов ГО «город Якутск».
27-28 ноября 2013г проведен 1 республиканский форум «Активное долголетие», где приняли представители 25 улусов. Резолюция форума «Активное долголетие» включена в республиканскую программу «Старшее поколение. В 2014г приняли активное участие в проведении республиканского форума активистов ветеранского движения, в научно практической конференции « Активное долголетие - современные решения, реалии и перспективы» МЗ РС (Я)». В 2015 г участвовали в работе секции «Активное долголетие» в республиканском форуме «Жить в долголетии»МЗ РС (Я), Y1 Межрегиональной специализированной выставке МЕДЭКСПО « Здоровье и красота»
Мы выпустили книгу о Школе третьего возраста, где даны основные документы школы, и надеемся, что книга поможет при открытии школы на местах.
В целях пропаганды здорового долголетия и активизации людей пожилого возраста и инвалидов проводятся конкурсы, фестивали, соревнования по настольным играм: шашки, шахматы, настольный теннис, хабылык, хаамыска. В 2014 и 2015гг. в.г Якутске проведен республиканский конкурс Школы третьего возраста, хоровых и танцевальных коллективов. Эти республиканские конкурсы, соревнования будут проводиться ежегодно. Ежегодно организуются бал- маскарад, праздники на 8 марта, «Ньургуhун ыhыаҕа» для учителей-волонтеров и курсантов.
Ведется освещение работы социально-просветительского проекта «Школа третьего возраста» в средствах массовой информации, местных СМИ, на интернет сайтах органов социальной защиты населения городских округов, муниципальных районов, на официальном сайте Министерство труда и социального развития.
4 . Развитие сотрудничества с республиканскими, российскими общественными организациями. Работой Школы заинтересовались многие улусы республики, потому были открыты филиалы Школы, в с. Борогонцы Усть – Алданского, с. Амга Амгинского, с. Майя Мегино – Кангаласского, где были подписаны договора о совместной деятельности по социальным вопросам между Министерством социального развития и труда и главами этих улусов. Ведется работа с администрацией ГО г. Якутск были открыты филиалы школы в Сайсарском округе, в пригородах п.Тулагино- Кильдямцы, Маган, Табага. Устанавливается взаимосвязь с администрациями управ г. Якутска специалистами социальной работы нашего Центра. Работой Школы третьего возраста г. Якутска ознакомились с Булунского, Момского, Верхне – Вилюйского, Вилюйского, Томпонского, Мирнинского, Кангаласского, Намского и других улусов республики. Филиалы школы открываются по инициативе городских, муниципальных организаций совместно с Советом ветеранов, Управления социальной защиты населения по согласованию Советом школы третьего возраста. На 1 республиканский форум «Активное долголетие» приняла участие Ялышева М.Ю, директор АНОСАП «Серебряный возраст» Санкт- Петербурга и был заключен договор о совместной работе. В 2014г по приглашению Ялышевой М.Ю учителя –волонтеры Школы третьего возраста г Якутска приняли участие на Международном форуме «Старшее поколение» в Санкт- Петербурге. В 2015году в марте на Международном форуме «Старшее поколение» в Санкт-Петербурге успешно участвовали по программам: деловая, выставочная, познавательная, культурная, оздоровительная, танцевальная. Большим успехом пользовалась выставочная экспозиция наших курсистов, мастер- классы учителей- волонтеров, концертная программа. В конкурсах «Танцуй пока молодой» чета Максимовых Ф.П и Н.А заняли третье место, а в по оздоровительной гимнастике «Санкт- Петербургская Грация» завоевали самый большой кубок. Участниками форума были учителя- волонтеры и курсисты Школы третьего возраста г. Якутска в возрасте от 55до 78 лет. Школа третьего возраста является новой формой работы с людьми пожилого возраста и инвалидами, потому является не только просветительским центром, но также и ресурсным центром социальной работы с пожилыми людьми. Потому требует внимательного отношения со стороны государственных, негосударственных и общественных структур. Как новая деятельность встречаются некоторые проблемы при организации Школы третьего возраста на местах, особенно при создании условий для обучения людей пожилого возраста. Это выделение помещения, оснащение материальной базы, решение вопроса о содержании школы. Мы рекомендуем все вопросы решать самостоятельно на городском и улусном уровне. Наша школа может организовать методическую помощь в руководстве за деятельностью школы. Школа дает возможность пожилым людям принимать активное участие в общественной жизни, найти новых друзей, круг общения, реализовать свои творческие возможности, что способствует повышению самооценки, самооздоровлению, и активному долголетию. Социально-просветительский проект «Школа третьего возраста» способствует изменению стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели личностного поведения путём вовлечения пожилых людей в образовательные, социокультурные мероприятия, увеличения степени их участия в общественной жизни. Опыт работы показывает, что деятельность Школы способствует:
Активному долголетию, самореализации пожилых людей для решения социальных вопросов; -профилактике одиночества и разобщенности; -предоставлению пожилым людям возможности вовлечения в активную, социальную и творческую жизнь; -передаче пожилым людям необходимых навыков самопомощи и самозанятости. Мы надеемся, что опыт работы Школы третьего возраста будет распространен по всей республике.
Предложения:
1.Внедрение в практическую работу взаимодействие семьи, общественных. государственных и негосударственных структур, для улучшения качества жизни пожилых людей.
2.Обеспечение соответствующих условий для общественных организаций, объединений с целью организации активной творческой жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов.
3.Расширение сети дневных социально- реабилитационных центров, отделений и пансионатов для пожилых людей посредством частно- государственного партнерства.
4. Внедрение в практическую работу гериатрических служб социально - педагогические, социально - психологические, социокультурные направления.
Необходимость организации Школы продиктована сложившейся обстановкой в обществе. Численность пожилых людей ежегодно увеличивается. Большинство людей приходят к пенсионному возрасту с багажом хронических болезней и социальной изоляцией. Все это отрицательно сказывается на психологическом здоровье пожилых людей. Но шансы прожить долго и активно есть у всех. По мнению профессора Бубновского С.М. «Старость – это не возраст, а потеря мышечной ткани, которая начинает исчезать, если её не поддерживать упражнениями».
Главным фактором психического здоровья и спасения от старческого слабоумия является вера в самого себя, сохранение здоровых положительных эмоций, здоровый образ жизни. А физическое здоровье невозможно без регулярных физических упражнений.
Цели программы «Школы активного долголетия».
- Пропаганда здорового образа жизни. Активизирование собственных возможностей пожилых людей и инвалидов, сохранение их социальной активности, физического и психического здоровья;
- Укрепление статуса пожилого человека в обществе;
- Использование интеллектуального, культурного, личностного потенциала и жизненного опыта людей старшего возраста в укреплении связи поколений.
Задачи программы «Школы активного долголетия».
- Повышения качества реабилитационных услуг для пожилых и инвалидов;
- Разработка и внедрения инновационных методик, направленных на повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов;
- Расширение интеграции пожилых и инвалидов в процессы социальной коммуникации;
- Адаптация личности в пожилом возрасте к переходу в сложный и длительный период жизни.
Направление работы «Школы активного долголетия».
- Оздоровительная программа.
- Познавательно – образовательная программа.
- Культурно – досуговая программа.
I. Оздоровительная программа.
Включает медицинскую и социально психологическую реабилитацию.
1.Медицинская реабилитация направлена на восстановление и коррекцию нарушенных функций. В ГБУ СО РЦ «Доблесть» проводятся следующие виды медицинской реабилитации:
- для клиентов с заболеваниями сердечно – сосудистой системы;
- для клиентов с заболеваниями опорно – двигательного аппарата;
- для клиентов с заболеваниями органов дыхания.
Среди многих факторов, ограничивающих психофизическое состояние пожилых, способствующих развитию негативных изменений в организме, являются гиподинамия и гипокинезия. Поставить заслон различным заболеваниям может только разумно организованная двигательная активность: «…человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни».
Для многих инвалидов адаптивная физкультура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, получить возможности для общения. Цель адаптивной физкультуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья для максимально возможной само актуализации.
Гидротерапия.
Как физическая среда вода обладает большой теплоемкостью, теплопроводностью, хорошей конвекционной способностью. Эти свойства воды делают ее наиболее удобной средой для термических раздражений.
В Центре применяются 2 вида водных процедур – ванны и души.
- Ванны
- лекарственные - хвойные, бишофитовые, скипидарные, йодбромные;
- жемчужная – с бурлящими в воде пузырьками воздуха;
- пенно – солодковая – с экстрактом корня солодки, которая образует компактную, стабильную, мелкопузырьковую пену, равномерно покрывающую тело пациента;
- гидромассажная – лечебно – профилактическая процедура, состоящая в массировании тела человека, погруженного в воду, струёй воды под повышенным давлением;
- четырех камерная ванна для конечностей . Гидропроцедура в этой ванне проводятся с лекарственными растворами и с Томед – аква (это концентрированный водный раствор активных гуминовых соединений, полученных из лечебной грязи «Томед».
2.Социально – психологическая реабилитация.
В ГБУ СО РЦ «Доблесть» работают кабинеты:
- Кабинет биологической обратной связи в коррекции психо – эмоциональной дезадаптации. У клиентов, прошедших курс сеансов, нормализуется артериальное давление, повышается настроение, улучшается сон.
- Кабинет гелотерапии (смехотерапии). Цель занятий - снятие психологического напряжения, создание позитивного настроения.
- Кабинет ментально – визуального тренинга (зеркалотерапия). Эта методика позволяет пациентам снять свои психологические блокировки, стимулировать зрительные образы; помогает человеку мобилизовать свою волю на движения пораженной конечностью. Методика с успехом применяется в реабилитации клиентов после ОНМК.
- Кабинет эрготерапии. Эрготерапия – направленное вовлечение клиентов в трудовую деятельность с целью реабилитации. В ГБУ СО РЦ «Доблесть» для этого применяются все виды рукоделия, согласно интересам и возможностям клиента: вязание, вышивание, макраме, лепка из пластилина и теста, оригами, квилинг, гравюра, декупаж, пейпабокс, санд – арт, энкаустика, лекожур, киригамии другие.
- Кабинет маханотерапии . Кабинет оснащен тренажерами для верхних конечностей: «грахамизер», «каневелл», «ДОН».
- Сенсорная комната . Используется для стимуляции сенсорных процессов, создания положительного эмоционального фона, достижения релаксации и душевного равновесия.
- Кабинет психологической коррекциии с помощью комбинированных средств воздействия. Психологи Центра в своей работе используют различные методики: логотерапия, имаготерапия, сказкотерапия, либропсихотерапия, саногенное мышление, коллаж, метод расстановок Б. Хилингера, техники само регуляции психологического состояние Хасана Алиева, «Зентангл» - терапия и другие. Занятие в кабинете сопровождаются аэроионотерапией, аромотерапией.
- Специалисты по социальной работе используют методики: фольклоротерапия, стопотерапия, дендротерапия и доугие.
- В Центре работает отделение «Телефона доверия». Проблемы с которыми обращаются абоненты: кризис; семейные взаимоотношения; взаимоотношения детей и родителей; проблемы принятия себя; любовные отношения; зависимость; здоровье; насилие; социальная адаптация и дезадаптация, и другие.
- Активно работают «Школа реабилитации и ухода», «Школа безопасности пожилого человека».
II. Познавательно – образовательная программа.
Эта лекции по разным направлениям: беседы, библиотекотерапия, просмотр видеофильмов. Эти уроки духовно обогащают, развивают творческие способности, способствуют повышению культурного уровня.
- Лекции специалистов Центра:
- Специалисты по социальной работе, читают лекции о музыке, живописи, литературе;
- Лекция врача - терапевта о здоровом образе жизни;
- Психологи читают лекции о психологическом здоровье, способах тренировки памяти, о возрастной психологии.
- оздоровительно – обучающие фильмы профессора Жданова.
- «Алкогольный террор»;
- «Вред табакокурения»;
- «Очки пора снимать».
- Научно – популярные фильмы:
- «Азбука здоровья»;
- «Живая вода».
- фильмы на религиозные темы:
- «Перед Царицей небесной», о Самарском Иверском монастыре;
- «Монастырь в миру (о Михайло – Архангельском Храме селе Красные Ключи);
- «7 смертных грехов»;
- «История ислама»;
- «Дар над бездной отчаяния» (о иконописце Журавлеве).
- "Живи и помни" (о воинах Самарской земли живых и павших).
- "Реабилитация инвалидов в Самарской области.
III. Культурно – досуговая программа.
В Центре регулярно организуются:
- посещение театра студии САД, краеведческого музея, выставок, концертов;
- творческие встречи с членами союзов профессиональных литераторов;
- посещения Михайло – Архангельского Храма и Храма Иконы Божьей Матери (Табынская), посещение Мечети;
- В рамках фольклоратерапии организуются встречи с вокальными коллективами города Похвистнево;
- организуются выступления учеников школы №1, клиентов ГБУ СО» Похвистневского молодежного пансионата для инвалидов»;
- проведение в каждом заезде песенных вечеров, игровых программ, шахматно – шашечных турниров, дискотек;
- организация праздников, посвященных определенным датам, дням рождения клиентов.
Школа активного долголетия способствует развитию личности в пожилом возрасте, учит умению жить достойно, развивает творческие способности, обучает умению вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
- повышение общего уровня культуры, увеличения периода активного долголетия, сохранения способности к самообслуживания у пожилых;
- улучшения качества жизни пожилых людей, выработка у них адаптационных механизмом к процессу старения;
- обеспечение достойного, уважительного отношения к пожилым людям;
- активизирование жизненной позиции пенсионеров, вовлечение их в общественно – полезную деятельность.
Заботиться о собственном здоровье должен и персонал Центра. Сохранение и укрепление нервной системы – важная предпосылка здоровья и долголетия человека. С сотрудниками Центра проводятся регулярные занятия на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Сотрудники Центра соблюдают некоторые рекомендации доктора Брегга:
- Контролировать свое настроение. Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы терять его. Когда вы сердитесь, начинаете считать;
- Избегать ссор.
- Не замыкаться в себе.
- Стараться почаще улыбаться, смеяться. Смех создает здоровье благодаря счастливому душевному состоянию смеющегося. Улыбайтесь и Вы получите в ответ улыбку!
- Быть постоянно занятым. Занятый человек – счастливый человек, у него нет времени на ссоры, сплетни.
Отличительной особенностью коллектива ГБУ СО РЦ «Доблесть» является внимательное и доброжелательное отношение к своим клиентам, что отмечается ими в каждом заезде.
«Не надо бояться старости. Надо готовиться к ней и входить в старость, обладая здоровым телом и здоровыми привычками». Профессор С.М. Бубновский.»
">
Цели программы «Школы активного долголетия».
- Пропаганда здорового образа жизни. Активизирование собственных возможностей пожилых людей и инвалидов, сохранение их социальной активности, физического и психического здоровья;
- Укрепление статуса пожилого человека в обществе;
- Использование интеллектуального, культурного, личностного потенциала и жизненного опыта людей старшего возраста в укреплении связи поколений.
Задачи программы «Школы активного долголетия».
- Повышения качества реабилитационных услуг для пожилых и инвалидов;
- Разработка и внедрения инновационных методик, направленных на повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов;
- Расширение интеграции пожилых и инвалидов в процессы социальной коммуникации;
- Адаптация личности в пожилом возрасте к переходу в сложный и длительный период жизни.
Описание проекта
- Оздоровительная программа.
- Лекции специалистов Центра:
- Просмотр видеофильмов:
-
- «Алкогольный террор»;
- «Вред табакокурения»;
- «Очки пора снимать».
- Научно – популярные фильмы:
- «Азбука здоровья»;
- «Живая вода».
- фильмы на религиозные темы:
- «7 смертных грехов»;
- «История ислама»;
- Оздоровительная программа.
- Познавательно – образовательная программа. Культурно – досуговая программа
- Лекции специалистов Центра:
- Специалисты по социальной работе, читают лекции о музыке, живописи, литературе;
- Лекция врача - терапевта о здоровом образе жизни;
- Психологи читают лекции о психологическом здоровье, способах тренировки памяти, о возрастной психологии.
- Цикл бесед о жизни и творчестве замечательных людей, организованных сотрудниками городской библиотеки.
- Библиотекатерапия. В Центре имеется библиотека.
- Просмотр видеофильмов:
- оздоровительно – обучающие фильмы профессора Жданова.
- «Алкогольный террор»;
- «Вред табакокурения»;
- «Очки пора снимать».
- Научно – популярные фильмы:
- «Азбука здоровья»;
- «Живая вода».
- фильмы на религиозные темы:
- «Перед Царицей небесной», о Самарском Иверском монастыре;
- «Монастырь в миру (о Михайло – Архангельском Храме селе Красные Ключи);
- «7 смертных грехов»;
- «История ислама»;
- «Дар над бездной отчаяния» (о иконописце Журавлеве).
- "Живи и помни" (о воинах Самарской земли живых и павших).
- "Реабилитация инвалидов в Самарской области.
- оздоровительно – обучающие фильмы профессора Жданова.
- посещение театра, краеведческого музея, выставок, концертов;
- творческие встречи с членами союзов профессиональных литераторов;
- посещения женского Введенского монастыря, а так же посещение мужского храма и храма святой Матроны.
- организация праздников, посвященных определенным датам, дням рождения клиентов.
- Избегать ссор.
- Не замыкаться в себе.
- повышение общего уровня культуры, увеличения периода активного долголетия, сохранения способности к самообслуживания у пожилых;
- улучшения качества жизни пожилых людей, выработка у них адаптационных механизмом к процессу старения;
- обеспечение достойного, уважительного отношения к пожилым людям;
- активизирование жизненной позиции пенсионеров, вовлечение их в общественно – полезную деятельность.
- Избегать ссор.
- Не замыкаться в себе.
- Стараться почаще улыбаться, смеяться. Смех создает здоровье благодаря счастливому душевному состоянию смеющегося. Улыбайтесь и Вы получите в ответ улыбку!
- Быть постоянно занятым. Занятый человек – счастливый человек, у него нет времени на ссоры, сплетни.
Направление работы «Школы активного долголетия».
I. Познавательно – образовательная программа.
Эта лекции по разным направлениям: беседы, библиотекотерапия, просмотр видеофильмов. Эти уроки духовно обогащают, развивают творческие способности, способствуют повышению культурного уровня.
II. Культурно – досуговая программа.
В Центре регулярно организуются:
Школа активного долголетия способствует развитию личности в пожилом возрасте, учит умению жить достойно, развивает творческие способности, обучает умению вести здоровый образ жизни.
Результаты проекта
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Контролировать свое настроение. Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы терять его. Когда вы сердитесь, начинаете считать;
Отличительной особенностью коллектива БУ ОО «КЦСОН Северного района города Орла» является внимательное и доброжелательное отношение к своим клиентам. «Не надо бояться старости. Надо готовиться к ней и входить в старость, обладая здоровым телом и здоровыми привычками».
-