- Обоняние
- Вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве)
- Проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей)
- Осязание
- Зрение
- Ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод
Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.
Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорики ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.
Упражнение 1: Учимся ораторству (зона рта)
Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.
- Гудим как пчела
- Щелкаем языком
- Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
- Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
- Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
- Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
- Вытягиваем язык так далеко, как только можем
- Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше
Упражнение 2: Полет по приборам (слух)
Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.
По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.
Упражнение 3: Копируем рисунок (зрение)
Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.
Читайте также Гипербарическая оксигенация при лечении аутизма
Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным – мебель, игрушки, люди.
Упражнение 4: На ощупь и на запах (обоняние)
Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.
Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.
Упражнение 5: Настройка на ритм (слух)
Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:
- деревянные ложки
- сковородки и кастрюли
- пластиковые бутылки
- ручки и фломастеры
Упражнение 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)
Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.
Упражнение 7: Горячая лава (проприоцепция)
Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!
Картотека
игр по сенсорике для детей 2-3 лет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по сенсорному воспитанию
детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек,
Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
Сравни предметы по высоте,
Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Какого цвета не стало?,
Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы.
Д
ля
развития у детей воображения, формирования
зрительно-моторной координации на
основе действия с предметами было
изготовлено дидактическое пособие
“Цветочная поляна”. Оно привлекает
внимание яркостью, интересным содержанием.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
“Подбери серединку к цветку”
“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”
“Заверни у цветка красную серединку. Белую”
Игра «Воздушные шары»
Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Игра «Бабочка»
Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
Игра «Снеговики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.
И
гра
«Поиграем с прищепками»
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Дидактическое пособие «Сенсорная книга»
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застегивания пуговиц.
Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).
Дидактическая игра «Построй домик»
Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.
Все детали крепятся на липучку.
Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.
Дидактическая игра «Гусеничка»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами,сенсорного восприятия, логического мышления
Вариант игры: «Продолжи ряд».
Литература.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. ,Просвещение,1988.
Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
Цели:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету;
развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
О
писание
приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.
Цели:
формировать умение различать цвета;
учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Своими руками: "Тактильная коробка"
Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.
Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.
Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.
Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -
п
ериодически
приходится содержимое коробки обновлять,
придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).
Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»
Средства: пробки разного цвета и размера.
Цель: развитие логического мышления.
Р
азвивающая
игра для развития мелкой моторики
«Накорми поросенка» своими руками
Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм - фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.
Игра «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.
Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.
Игры для малышей 2-3 лет
УГАДАЙ
НА ВКУС
Нарежьте в тарелку небольшие
кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша,
слива, апельсин, огурец, морковь, редис,
репа и т.д.). Предложите малышу закрыть
глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
Спросите, что это был за вкус (сладкий,
кислый, горький, соленый) и как называется
то, что он ест.
РАСТОПИ
ЛЁД
Достаньте из холодильника 2
кубика льда, один дайте ребенку, другой
возьмите себе.
Предложите малышу
растопить лёд и прокомментировать, как
это происходит (холодный, твердый,
жидкий).
КТО
ЛЕТАЕТ?
Объясните малышу: «Я буду
называть разные предметы, животных,
птиц. Если назову что-нибудь летающее
– подними ручки, нелетающее – хлопай
в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?..
и т.д.»
Дайте малышу время
подумать.
Аналогично проводятся
игры: «Что идёт?» и т.д.
НАЙДИ
ТАКОЙ ЖЕ
Приготовьте 5 больших и 5
малых кругов. Смешайте круги, покажите
их ребенку со словами: «Эти круги разные».
Покажите сначала большие, затем маленькие
круги по одному («Это круги большие, а
это маленькие»).
Большие круги
складывайте в одну сторону, а маленькие
– в другую.
Свои действия поясняйте.
Приложите два маленьких круга друг к
другу, подчеркните, что они одинаковые.
При
сортировке третьей пары кругов спросите,
куда нужно класть большой, а куда –
маленький круг. Ребенок раскладывает
круги.
Как варианты можно использовать
квадрат и треугольник, круг и квадрат
и пр.
ГДЕ
КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ
Приготовьте 5
кругов и 5 квадратов, перемешайте их,
объясните, что игрушки разные.
Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.
Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.
ПОДБЕРИ
ФИГУРУ
Приготовьте картинки, на
которых нарисованы геометрические
фигуры – квадрат, круг, прямоугольник,
треугольник, овал, а также несколько
самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
БОЛЬШОЙ
И МАЛЕНЬКИЙ
Приготовьте большие
и маленькие варианты одного предмета:
ложки, чашки, пуговицы, игрушки и
т.д.
Попросите малыша из каждой
пары выбрать бóльший. Можете попросить
малыша разложить предметы в две группы
– большие и маленькие.
Вариант
1: попросите ребенка найти и показать
вам большие и маленькие парные предметы
домашней обстановки.
Вариант 2:
предложите малышу два карандаша –
большой и маленький. Попросите провести
линию большим карандашом.
Задание
можно и усложнить: пусть ребенок проведет
большим карандашом большую дорожку, а
маленьким – маленькую.
ПРЯТКИ
Приготовьте
5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов,
треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
ЧУДЕСНЫЙ
МЕШОЧЕК
В полотняный мешочек кладут
предметы, обладающие разными свойствами:
клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик,
кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь
должен определять один за другим предметы
в мешочке. Желательно, чтобы он вслух
описывал их свойства. Маленькие дети
могут сами складывать предметы в мешочек
для лучшего запоминания. Детям постарше
дают уже наполненные мешочки.
КЕМ
ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ?
Приготовьте побольше
старой одежды. Поговорите с малышом и
узнайте, кем он хочет быть – как он хочет
одеться. Помогите подобрать одежду,
которая соответствует персонажу, сделать
головные уборы врача, пожарника, продавца,
строителя.
Пусть малыш покажет как
ведет себя тот, кого он изображает, что
говорит, что делает.
УЗНАЙ
ПО ВЕСУ
Приготовьте несколько
предметов, примерно одинаковых по
размеру, но разных по весу.
Можно
склеить кубики, треугольники, прямоугольники
из бумаги и взять подобные, но цельные
фигуры из лото, строительного набора и
т.д.
Предложите малышу подобрать
пару похожих, но разных по весу предметов.
Начать можно с распределения всех
предметов на две группы – «легкие» и
«тяжелые». Обсудите эти признаки с
ребенком.
СПРЯЧЬ
ЛИСТОК
Приготовьте лист бумаги,
одна половина которого окрашена в
зеленый, а другая – в желтый цвет.
Объясните ребенку, что бумага двух
цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из
бумаги листиков (одни желтые, другие -
зеленые).
Положив желтый листик на
желтую половину листа бумаги, объясните,
что листик «спрятался», его не видно.
Затем положите желтый листик на зеленую
половину и подчеркните, что теперь его
очень хорошо видно. Попросите ребенка
«спрятать» листики так, чтобы их не было
видно.
Если малыш затрудняется,
можно дать ему более контрастные цвета
– красно-синий лист бумаги и аналогично
раскрашенных рыбок, цветочки и
т.д.
Постепенно усложняйте задачу,
стоящую перед ребенком, давая ему
предметы близких цветовых тонов (синего
и фиолетового, оранжевого и желтого и
пр.).
Можно также «спрятать» предметы
трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте
с ребенком ход выполнения задания.
НАЙДИ
ТВОЙ ЦВЕТ
Дайте малышу в руки 3
фигурки разного цвета (круги, квадраты
и т.д.).
Предложите ему пройти по
дому и найти предметы таких же цветов.
Ребенок может положить свои кружки на
одноцветные предметы.
БУСЫ
Возьмите
4 больших круглых и 4 больших квадратных
бусины одинакового цвета, тонкий шнур
или толстую нить.
Объясните малышу,
что бусины разной формы и нанизывать
их нужно по очереди – шарик, потом
кубик.
Варианты: нанизывание по
очереди бусин одинаковой формы и цвета,
но разного размера или одинаковых по
форме и размеру, но двух цветов.
ГОЛОВОЛОМКА
Разрежьте
на 3 части какую-нибудь яркую предметную
картинку. Вначале предложите ребенку
собрать ее по образцу, а затем –
самостоятельно.
ЗАКЛЕЙ
ДЫРКИ
Возьмите любую картинку или
фотографию из журнала, книги (изображение
должно быть понятно ребенку), вырежьте
из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте
картинку «с дырками» на лист белой
бумаги и предложите ребенку закрыть
образовавшиеся на картинке «белые
пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
ЧЕГО
НЕ ХВАТАЕТ?
Расставьте на столе
5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку,
петуха и пр.
Попросите его внимательно
посмотреть и отвернуться, а сами уберите
одну игрушку. Спросите: «Чего не
хватает?».
Игру можно усложнять,
вводя в нее большее количество
предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
СДЕЛАЙ,
КАК БЫЛО
Расставьте на столе 5
знакомых малышу игрушек (машина, кубик
и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть,
что где лежит, и отвернуться, предупредив,
что переложите одну игрушку. Затем
попросите сказать, что изменилось.
Постепенно
задание можно усложнять.
УГАДАЙ,
ЧТО Я ДЕЛАЮ
Предложите ребенку
догадаться, какие действия вы будете
выполнять.
Показывайте, без слов,
как вы умываетесь, чистите зубы и т.д.,
а ребенок называет действия. Затем
поменяйтесь ролями.
ПОРИСУЕМ
Наклейте
на чистый лист бумаги изображения
предметов, животных и попросите ребенка
соединить их линиями.
Другое
задание: прикрепите бумагу к столу и
расположите на ней кубик, а потом
попросите малыша толкать этот кубик
карандашом. Карандаш оставит на бумаге
след – покажите его малышу.
ЧТО ЭТО?
Как-нибудь на прогулке,
после шумных игр, присядьте с малышом
на скамейку и попробуйте поиграть в
такую игру.
Выберите три какие-нибудь
предмета, например, травинку, маленький
камешек и листик.
Пусть малыш
выберет один из этих предметов и водит
им вверх и вниз по вашей руке до тех пор,
пока вы с закрытыми глазами не определите
по ощущениям, что это за предмет.
Теперь
очередь малыша закрыть глазки. Выберите
что-нибудь одно и водите им по его руке.
Малыш должен отгадать, что вы выбрали.
Если необходимо, помогите ему
подсказкой.
Подобные игры требуют
серьезных мыслительных усилий и
способствуют развитию сенсорного
восприятия.
ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ - ИГРА ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Э
та
совсем несложная игра научит вашего
малыша запоминать пальчиками форму и
свойства предмета, узнавать его наощупь,
думать, видеть с закрытыми глазми,
развивать речь, словарный запас,
осязательные способность маленьких
пальчиков.
Как сделать эту
развивающую игрушку?
Из красного
материала сшила 2 небольших одинаковых
мешочка с резиночкой. На них нашила
блестящие бабочки, цветочки и кружочки,
детям вообще нравится все блестящее.
В
квартире нашла парные одинаковые
предметы небольшого размера, разные по
свойствам – гладкие, шершавые, круглые
острые, мягкие.
Итого, у меня нашлось
парных предметов:
- колечки большое и
маленькое
- одинаковые по размеру
мячики, но один гладкий, другой - шершавый
-
крышки от бутылок разного размера
-
игрушка из киндера
- резинка для волос
-
соска
- и прочая мелочь...
Разложила
это добро по двум мешочкам.
И
грать
можно так:
Мама
засовывает руку в мешочек и достает
предмет. Называет его свойства, если
нужно дает малышу потрогать. А затем
простит найти у себя в мешочке такой
же. Но с условием - в мешочек не подглядывать!
Играем до тех пор, пока все предметы не
будут выложены из мешочка. Если предмет
малыш не угадал, возвращаем его обратно
в мешок и повторяем попытку.
Очень
важно играть не только правой, но и левой
рукой.
Можно играть по другому – мама засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает его. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно. А ваш малыш должен затем все повторить сам. Это вариант для более взрослых ребятишек.
Какие еще предметы можно
положить в волшебный мешочек:
- ластик
(круглый, треугольный, квадратный,
прямоугольный)
- карандашик
- клубок
ниток
- пальчиковая батарейка
-
магнитные буквы, магнитные цифры
-
геометрические объемные фигуры, плоские
геометрические фигуры
- кусочек кожи
(обычно такие кусочки висят на кожаных
сумках, при покупке, вместе с ценником)
-
кусочек меха
- веревочку
- магниты
на холодильник
- пузырьки от духов
-
монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
-
небольшие игрушки (машинка, матрешка,
собачка)
- расческа для куклы
-
игрушечная ложка
- пуговицы (круглые
или квадратные)
- природный материал
(ракушки, шишки, желуди, каштаны)
И
т.д. и т.п. – список можно продолжать до
бесконечности.
С малышами проще всего играть с одним мешочком. Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. Малышам двух-трех лет нравится сам процесс появления зверей из таинственной сумочки.
Для
опытных игроков продолжаем игру -
тренируем не только осязательную, но и
зрительную память – приглашаем поиграть
вместе с нами любимую куклу или любую
другую игрушку, и выставляем перед ней
все вынутые из мешочка предметы. Ребенок
рассказывает лошадке, какие предметы
вынуты, они запоминаются, можно даже
все пересчитать. Затем ребенок закрывает
глазки, а кукла тем временем прячет один
предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший
предмет. Постепенно количество предметов
надо увеличивать.
Теперь можно
поменяться местами, мама закрывает
глазки, а малыш прячет игрушку.
В магазинах можно найти готовые наборы с кубами, шарами, цилиндрами и т.д. Самым маленьким предлагаем разложить фигурки попарно, а более взрослым – достать определенную фигуру, найти возле себя предметы, похожие по форме. Одинаковые фигурки могут быть разных размеров – одна больше, другая меньше. Фигурки могут быть также разделены на две половины, достав одну половинку, необходимо на ощупь найти вторую половину.
Еще один вариант игры – соревновательный. Подходит для игры с несколькими детьми. Всем детям раздаем по мешочку, кладем одинаковые наборы предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.
Игру «волшебный
мешочек» можно использовать для развития
речи, в частности, расширения словарного
запаса ребенка и развития мышления.
Сначала
попробуйте нащупать в мешочке одну из
геометрических фигур, теперь опишите
словами. «Мне попалась фигура, у которой
нет ни одного угла». Ребята отгадывают,
что это за фигура. Особенно им нравится
меняться.
Чем старше дети, тем сложнее
могут быть описания. Важно, чтобы все
ребята побывали на месте ведущего в
этой игре. Ведь кому-то описывать предметы
и рассказывать легко, а кому-то трудно.
Навык появляется в процессе
тренировки.
Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.
Д
идактическое
пособие А давай мы,
поиграем…
Предлагаю всем для детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.
И так нам понадобиться:
Салфетки универсальные
Ножницы
Карандаш
Трафарет геометрических фигур
И
з
разноцветных салфеток можно вырезать
разнообразные фигурки и делать интересные
аппликации, выкладывать узоры, цветы,
дома, деревья и т. д., на сколько развита
фантазия и воображение…
Данное пособие поможет:
Р
азвивать
у детей мышление, внимание, фантазию,
восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету) .
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
Варианты игры –
«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры. » - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Напиши букву. » - ребенок выкладывает букву.
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .
С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Развивающая детская игра своими руками
“Тактильный мешочек”
Развивающая игра для детей 3-6 лет. В
основе этой игры лежит всем известная
игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь
необходимо находить и угадывать предметы
разных форм, только правила немного
усложнены: необходимо искать предметы
не по форме а по текстуре. У Марии
Монтессори
есть упражнения
на сенсорику с шероховатыми табличками
направленными на развитие чувства
осязания, тонкой моторики и для подготовки
к письму, здесь же этот принцип переведен
в интересную игровую форму.
Идея с
текстурными бочонками не нова, мы нашли
такую игрушку в интернет магазине, но
нам кажется, что стоимость игры немного
завышена.
Способ изготовления:
Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока.
По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала.
Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры
Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
Е
сли
малыш еще не дорос до такой игры, можете
играть в классическую игру “Волшебный
мешочек”.
Для этого в тканевый
мешок сложите разные на ощупь предметы
и игрушки: игрушки
лего
, мягкие маленькие
игрушки, тряпочки, деревянные кубики.
Для начала - не очень много, чтобы малыш
не растерялся. Подбирайте предметы не
похожие друг на друга, сделанные из
разных материалов: пластика, меха,
дерева… Можно с ребенком угадывать,
что лежит в мешке или вытаскивать
предметы из мешка по заказу.
Пособие по сенсорике «Веселое ведро»
И
ногда
так бывает, что игрушки уже утратили
свое значение для ребенка или он потерял
интерес к игре с ними. И тогда они только
разбрасываются и постоянно попадаются
под ноги. Или этих игрушек так много,
что их долго собирать. Можно дать этим
предметам новую жизнь. Дидактическое
пособие "Веселое ведро". Для него
понадобится ведро большое пластмассовое,
кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна,
тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую
задачу по закреплению названий основных
цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по
основным цветам, вырезаем квадраты, в
середине вырезаем круг. В ведре сбоку
делаем 2 круглых отверстия для детской
руки, пришиваем рукава от свитера.
Играя с этим пособием, решаются следующие задачи:
Соотнесение цвета предмета с цветовым полем.
Соотнесение формы предмета с отверстием.
Развитие речи за счет слов, обозначающих цвета и форм предметов.
Развивать умение находить предметы на ощупь.
Развитие мелкой моторики рук и координации.
С
амок
главное, его можно носить по группе и
дому, с ним можно играть там, где захочется
ребенку, потому что предмет, извлекаемый
из ведра, туда же и возвращается по
дидактической задаче.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА СВОИМИ РУКАМИ (НА СЕНСОРИКУ, МОТОРИКУ) "ПАУЧОК НА ПОЛЯНКЕ" ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
С этой поделкой можно
играть
разноцветными крышечками (откручивать
и закручивать)
Шнуровать
Подбирать по цвету
Бросать в круглые отверстия мелкие предметы и шарики
Складывать в ведерко разные интересные штучки, носить его за ручку
Плести паутинку для паучка и завязывать ему бантик
Паучок шел по стене,
Нес
мешочек на спине:
Всем девчонкам по
лаптенкам,
Всем мальчишкам по
лаптишкам.
(массаж спинки ребенка.
Первые две строки - перебирать пальцами
по спинке, вторые две строки - похлопывать
спинку малыша).
Паучок
ползет-ползет.
Паутиночку плетет.
Паутиночка
тонка -
Крепко держит паучка.
Паутинка
рвется,
Паучок смеется.
Ха-ха-ха,
ха-ха-ха -паучок смеетя.
(пальчиковая
игра. Большой пальчик правой руки
соединить с указательным левой, а
указательный правой соединить с большим
левой руки. Перебирать пальчиками,
словно шагая - "плести" паутинку.
На последние строки хлопать в ладоши)
Почему нам нравится ходить на массаж или в спа, кататься на опасных аттракционах или пробовать экзотические блюда? Новые ощущения наполняют жизнь красками и помогают разнообразить повседневность. Спа-терапевт Галия Ортега предлагает 9 необычных сенсорных упражнений, чтобы испытать новые ощущения.
Посмотреть на вещи под другим углом, выйти из зоны комфорта, стать на время другим человеком – новые сенсорные переживания необходимы нам каждый день. Они помогают победить стресс и депрессию, стать осознанней и счастливей. Вот несколько необычных сенсорных упражнений для этого.
Представьте себя кошкой
Как превратиться в кошку? Сядьте поудобнее, закройте глаза, осознайте свое тело и дыхание. Представьте дворец и кошку, которая дремлет на подушке, свернувшись клубочком в самой красивой комнате. Идентифицируйте себя с животным.
Закройте уши руками и мурлыкайте, заставляя дрожать голосовые связки. Почувствуйте, как ваше тело расслабляется, и наслаждайтесь моментом. Затем откройте глаза, сядьте на колени и потянитесь вперед, вытягиваясь за кончиками пальцев.
Если практиковать это упражнение регулярно, оно поможет пробудить чувственность, стать спокойнее и мягче.
Прогуляйтесь в темноте
Попросите близкого человека, которому вы доверяете, завязать вам глаза и провести по незнакомой местности. Лучше, если это будет парк. Во время прогулки нельзя разговаривать.
Обратите внимание на переживания, которые будете испытывать вначале. Это может быть беспокойство, страх, раздражение или нетерпение. Затем сконцентрируйтесь на физических и чувственных ощущениях. Попытайтесь представить в красках места, по которым проходите.
Затем пройдите тем же маршрутом, но уже с открытыми глазами, и сравните с реальностью картинку, которую вы рисовали в воображении.
У этого упражнения тройная польза. Во-первых, оно обостряет слух и обоняние. Во-вторых, развивает воображение. В-третьих, помогает проверить степень вашей близости с другим человеком и учит доверять ему.
Посмотрите на мир глазами ребенка
Это занятие стимулирует наблюдательность и возрождает детские воспоминания. Обращайте внимание не только на пыль на ковре, но в первую очередь на интересные укромные места. Вспомните, как в детстве было здорово залезать под кровать или прятаться под столом, представляя, что это настоящий дом.
Сыграйте в прятки
Вы знали, что детская забава в некоторых странах превратилась в настоящий спорт и по нему даже проводят чемпионат мира?
Соберите две команды единомышленников из 3-5 человек и организуйте игру в любимом парке. Игроки первой команды пытаются добраться до базы так, чтобы их не обнаружили. Участники второй ищут их и стараются взять в плен. Эта игра помогает не только ощутить беззаботное счастье, но и сжечь массу калорий.
Полетайте в аэротрубе
Не все готовы прыгнуть с парашютом. К счастью, ощущение невесомости и полета можно испытать с меньшим риском для нервной системы. Несколько минут в аэродинамической трубе позволят стать свободным на ментальном, эмоциональном и физическом уровне, испытать чувство детского восторга и ощутить себя отважным десантником. В будущем это поможет решать задачи, которые до этого казались невыполнимыми.
Выйдите из комнаты
Приключенческие квесты в стиле «найти выход из закрытой комнаты» сегодня популярны во всем мире. Крупные компании даже оплачивают такие испытания для своих сотрудников. Ведь подобный опыт работает не хуже корпоративного тренинга. Квесты развивают навык командной работы, тренируют способность находить неожиданные решения в ограниченный период времени и повышают стрессоустойчивость.
Плывите в невесомости
Флоат-терапия – признанный метод коррекции психоэмоционального состояния. Она бывает влажной и сухой. В первом случае человек погружается в бассейн с солевым раствором высокой концентрации и температурой 35 градусов. Флоатинг в тишине и темноте позволяет достичь состояния сенсорной депривации.
Один сеанс длительностью около часа способствует глубокому расслаблению, нормализует давление и сердечный ритм, улучшает кровообращение и лимфоток, стимулирует выработку эндорфинов.
Во время сухого флоатинга непосредственного контакта с жидкостью нет. От нее отделяет пленка, пропускающая тепло и передающая колебания воды. Гидромассажный эффект и отсутствие внешних раздражителей дают нервной системе передышку, как во время глубокого сна.
Готовьте под музыку
Если вы любите готовить, вам покажется интересным связать вкусовые ощущения и звуки. Подумайте, какой саундтрек подходит для приготовления вашего любимого греческого салата. И под какие мелодии полнее раскроется вкус тартара из тунца. Идея кажется довольно простой, но на деле этот опыт поможет еще больше проникнуться любимыми вкусами.
Подберите аромат для сна
В 2009 году группа немецких ученых под руководством доктора медицинских наук Бориса Стака провела эксперимент, который доказал, что запахи влияют на наши сновидения и на состояние после пробуждения. Половина участников этого эксперимента засыпала под аромат розы – им снились приятные сны. Другие вдыхали запах тухлых яиц и видели кошмары.
«Мы долгое время полагали, что во время фазы парадоксального сна мозг полностью отключен от внешнего мира. Но это не так. Мозг анализирует запахи, и через лимбическую систему они проходят эмоциональную обработку», – комментирует результаты невролог Арно Обэ. Так что распылите в спальне пару капель любимых духов и подарите себе приятные сновидения.
Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.
Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Дополнительные развивающие игры:
"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
"Отгадай цифру" (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
"Что это?"
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
"Собери матрешку"
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
"Золушка"
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
"Угадай, что внутри"
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Другие публикации по теме данной статьи:
На чтение 7 мин. Просмотров 4.8k.
Сенсорное развитие дошкольника: суть, задачи, упражнения
Сенсорное развитие дошкольников является одним из самых важных моментов в полноценном и качественном воспитании ребенка. Многие родители не придают большого значения целенаправленным занятиям по сенсорике, считая, что познание мира, предметов и форм пройдет у ребенка младшего дошкольного возраста замечательно само собой, естественным образом.
Некоторые считают даже, что занятия вредны, так как навязывают стереотипы и коверкают индивидуальность. Однако профессиональные педагоги опровергают это мнение, приводя неоспоримые доказательства необходимости и эффективности последовательных и продуманных занятий, направленных на сенсорное воспитание дошкольников.
Сенсорное воспитание – что это?
Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста.
Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.
Основные задачи методики воспитания
Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как:
- форма и размер;
- цвет и качество;
- вкус и запах;
- звук, музыка.
Все это способствует гибкости восприятия внешних факторов, скорости анализа, внимательности, логике. Важность этих качеств трудно переоценить – уже с детского возраста можно помочь ребенку сформировать черты характера и развить способности, необходимые для успешной самореализации в обществе и благополучной карьеры.
Сенсорное воспитание дошкольников необходимо при подготовке к тестированию перед поступлением в начальные классы. Отмечено, что дети, с которыми дополнительно занимались в этом направлении, значительно быстрее адаптировались в школе и лучше усваивали новые учебные материалы.
Огромное значение сенсорного восприятия человека ясно, его не переоценишь. Поэтому начинать развитие сенсорных способностей рекомендуется в самом раннем возрасте, когда ребенок максимально восприимчив. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспринимаются и обрабатываются полученные информация и представления об окружающем мире.
Большинство авторитетных ученых в области педагогики и психологии убеждены, что раннее сенсорное воспитание дошкольников в большей части влияет на уровень интеллекта, скорость и качество умственного развития ребенка. А, следовательно, во многом определяет его качественные характеристики как личности и будущего специалиста в какой-либо сфере.
Начинать проводить простейшие упражнения можно с самого раннего возраста – есть программы, разработанные специально для совсем крохотных малышей в возрасте 1-2 лет. Маленькие дети очень любознательны, им нравится все щупать, вертеть, рассматривать и бросать, потому они прекрасно воспринимают занятия в игровой форме. Но в принципе, заняться сенсорным развитием дошкольника никогда не поздно – намного важнее здесь подать занятия в интересной и доступной форме.
Простейшие упражнения на сенсорное развитие детей до трех лет
В этом возрасте малыш еще не умеет анализировать – да и не должен. Развитие ребенка считается в норме, если он способен различать цвет, размер и конфигурацию предметов, давать простейшие качественные и количественные определения – «мягкий», «твердый», «много», «мало» и т.д. Крохи с удовольствием включаются в игру-занятие.
Но поскольку для детей этого возраста долгое время удерживать внимание на одном и том же предмете или процессе, занятия не должны длиться более 10-15 минут. Если ребенок сам по себе флегматичного склада, медлительный и серьезный, ему может быть достаточно и 5-7 минут. Через время вы сможете провести еще одно занятие, чередуя тематики.
- Пирамидки и кубики. Тут есть несколько вариантов:
- на цвет – кроха должен выбрать предметы одного цвета;
- на форму – отделить шары от кубов;
- на размер – сложить пирамидку от меньшего конуса к большему и наоборот.
- Подражание. Малыши любят копировать взрослых и гримасничать. Покажите ему улыбку, и прокомментируйте – веселый, добрый. Затем нахмурьте брови, и опять прокомментируйте – злой, недовольный. Пусть ребенок повторяет все ваши гримасы.
- Угадай фрукты и овощи. В непрозрачный пакет или сумку нужно сложить набор овощей и фруктов, хорошо знакомых ребенку: картофель, морковку, огурец, яблоко, апельсин, и т.д. задача – наощупь отгадать овощ или фрукт и описать его вкус или качество. Например, яблоко – твердое, красное, сладкое, лимон – шероховатый, кислый, морковь – длинная, хрустящая. Для более взрослых малышей можно усложнить игру – угадать с закрытыми глазами наощупь, кто дал ему руку (мама, папа, братик, бабушка, дедушка).
Очень полезны игры на воздухе с песком, камешками, водой, растениями.
Упражнения на развитие сенсорных способностей для детей от 3 до 6 лет
К четырем годам ребенок уже умеет различать оттенки и нюансы, сопоставляет различные понятия, формирует соотношения предмета с его качествами. В его лексиконе образуются устойчивые словосочетания, с помощью которых он достаточно четко должен уметь описать различные вещи или явления.
Малыш 5-летнего возраста учится анализировать, делать выводы и заключения. Ему уже не интересно изучать новые предметы в одиночестве – он хочет общаться, обсуждать увиденное, слышать мнение посторонних и высказывать свое собственное. Именно сейчас важны групповые занятия со сверстниками, учителями и родителями для полноценного и успешного воспитания ребенка.
6 лет – этот возраст, когда личность, характер, привычки и убеждения практически сформированы. Основа уже заложена – теперь можно только направлять и развивать ребенка, дополнять и корректировать усвоенные знания и понятия. При этом нельзя переоценивать самостоятельность дошкольника, мышление его все равно остается незрелым. Грамотно составленная программа занятий по сенсорному восприятию, рассчитанная на детей этого возраста, очень важна для всестороннего, качественного развития.
- Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
- Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами.
- Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д.
Отлично развивает также игра «в слова и ассоциации» — взрослый называет слово, а ребенок – ассоциации, подходящие по смыслу. Например, «ночь» — «темно, спать, звезды, луна».
Резюме
Итак, сенсорное развитие дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни. Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных. Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и усидчивости.
Если у вас нет времени прочесть хотя бы одно пособие по развитию сенсорики у детей и уделить занятиям хотя бы четверть часа в день, постарайтесь отыскать неподалеку от дома центр раннего развития и подготовки детей дошкольного возраста, и отводить своего ребенка на занятия с профессиональным педагогом один-два раза в неделю. Результат не заставит себя ждать и наверняка будет удивительным в первую очередь для вас самих.