Елена Габитбаева
Я решила рассказать об этом, потому что в какой-то момент сделала неожиданный вывод: все в мире субъективно. Для одних события негативны, а для других - сплошной позитив.
Некоторые родители вспоминают о детском садике с кислыми минами или даже злостью, а для меня это замечательное место, где проводит время мой малыш, где он развивается, общается, мастерит поделки и потом встречает маму с такой радостью, какую никогда не вызовет круглосуточное непрерывное общение.
Моральная подготовка
Для меня детский сад - космос, что-то на грани фантастики. Потому что сама я в сад не ходила и ничего о том, как там все устроено, понятия не имела. У меня были только большие надежды и позитивный настрой. Впрочем, выбора у нас все равно не было, за неимением поблизости бабушек и дедушек. Сидеть с малышом до школы дома - идея весьма противоречивая и мне категорически не подходящая. Поэтому до первого сентября прошлого года у меня буквально «слюнки бежали» от предвкушения.
Все лето я вела со своим ребенком разъяснительные беседы.
Говорила, что скоро он будет совсем большой и, как все детки, пойдет в детский сад. Там будет весело, будут уроки рисования, физкультура, бассейн, прогулки. И главное - много детишек. Для нашего ребенка, как ни удивительно, это главное. Удивительно - потому что ни я, ни папа малыша не отличаемся особой общительностью.
На вопрос «Зачем идти в детсад?» я отвечала без запинки: «Потому что мы с папой будем работать, и тебе будет скучно одному» и «Потому что на площадках не будет детей, чтобы поиграть. Все будут в детском саду». Для нашего ребенка пустая площадка - это реальный повод задуматься.
Я рассказывала сказки про детский сад, мы гуляли вдоль забора соседнего садика и ходили смотреть на наш.
Внешний вид нашего государственного детского сада облегчал мне задачу: огромная ухоженная территория, новое красивое здание, картинки на стенах и рыбки в аквариумах. Все располагает к тому, чтобы здесь задержаться.
В общем, я перестаралась, потому что одним прекрасным августовским днем мой ребенок устроил на улице страшную истерику: «Хочу в детский сад!!!».
Причем долгое время я не могла его понять - с речью у нас все было плохо. В итоге мне пришлось уговаривать яростного фаната детских садов еще немножко подождать. Я была не против отправить его уже в августе, но заведующая не разрешила, потому как воспитатели были в отпусках.
Мой ребенок знает, что такое оставаться без мамы. Расставания с мамой были «отрепетированы» еще на первом году жизни, когда к нам приходила няня.
Поэтому я давно знаю, что «уходя - уходи». Без лишних ласк, слез, разговоров и сомнений. Поцелуй - и пока.
Мы «репетировали» также в игровых комнатах. В торговом центре возле дома был такой игровой уголок, где можно было оставить ребенка с воспитателем. Это довольно экстремальный вариант, потому как оставлять ребенка в новом месте с незнакомым человеком, по мне, рискованно. Поначалу я просто сидела в сторонке. Потом бегала за кофе с булочкой. А позже могла позволить себе провести двадцать минут в магазине. Обо мне никто не вспоминал.
О первом дне
Мы пришли в детский сад 31 августа. Выбрали шкафчик, посмотрели кроватку, ребенок остался, а я ушла. Правда, недалеко.
У меня так сильно стучало сердце, что я не могла отойти от сада дальше, чем на 300 метров, ожидая телефонного звонка и просьб его забрать.
Три часа я прогуляла вокруг детского сада. Не могла ни есть, ни пить. Это был самый волнительный день в моей жизни.
Для моего ребенка этот день тоже был особенным, но выразилось это по-другому. Когда я пришла за ним на прогулку, ребенок счастливый бегал по площадке с другими малышами. Они играли в «самолетики». Увидев меня, он радостно упрыгал в мою сторону и сообщил, что было очень весело.
О том, что волновало больше всего
Не сказать, что мы готовили ребенка к садику на всех фронтах. В моральном плане велась активная пропаганда, чего нельзя сказать о других сторонах вопроса. Бытовых.
Мой ребенок никогда не одевался и не обувался сам, он писал во сне, мало кушал и спал до 11 утра. Все попытки подстроиться под детсадовский график оканчивались провалом.
В конце концов я бросила это неблагодарное дело. Просто однажды, заснув в 12 ночи, мы встали в 7:30. И все. Естественно, устав, мой ребенок заснул во втором часу. Мы мгновенно перешли на новый режим. И практикуем этот подход до сих пор. Ни в коем случае никому его не рекомендую.
Просто я знаю, что мой ребенок без проблем встанет тогда, когда это надо, если его ждет что-то новое и интересное.
Мои волнения были напрасными. С первого же дня у моего ребенка появились новые слова, выяснилось, что он умеет сам снимать и надевать штаны и даже ходить в туалет. Оказывается, он ни на кого не кричит, слушается во всем, сам разувается и ест кашу. Я не говорю о том, что детей не надо подготавливать, делать все за них, ожидая чуда - что они в какой-то момент сами захотят одеваться или умываться без чужой помощи. Просто я подумала, что дух коллективизма - сильнейший мотиватор.
И в нашем случае это сработало:
глядя на других, наш неумеха стал сам натягивать колготки с громким пыхтением.
Нет, конечно, не всё было идеально. И нас журили за то, что он не умеет себя обслуживать. Все дети разные. Кто-то не добегал до туалета, кто-то не любил есть сам, кто-то не слушался, кто-то тихо сидел в уголке… И кому как не родителям знать слабые места ребенка и верить в то, что он справится с любыми трудностями!
О речи ребенка
Наш ребенок говорил хуже всех. К 2 годам и 10 месяцам у него было всего несколько фраз, и те он произносил совершенно невнятно.
В первый же день в саду сына, как говорится, прорвало. Оказалось, что он умеет говорить.
С произношением, конечно, было туго. Наши воспитатели предупреждали об этом логопеда. Но с младшими группами логопеды еще не работают. И правильно. К концу учебного года наша речь сильно прогрессировала. Произношение исправилось, и теперь его очень трудно (точнее, невозможно) заставить замолчать. Приходит домой - и поет детсадовские песенки.
Об адаптации
Наш первый год в садике был очень неспешным. Около трех недель мы ходили только до обеда. Потом я впервые оставила ребенка на сон.
Заснул со всеми, как миленький, хотя дома засыпает исключительно в обнимку со мной.
Правда, потом он приболел, и мы начинали все сначала.
Самым неприятным периодом была осень. Зима, на удивление, - самым спокойным. Меньше болезней и больше бассейна. Несмотря на то, что практически сразу после бассейна мы выходили на двадцатиградусный мороз, все обходилось.
О буднях
Нашему гиперактивному парню больше всего нравятся уроки физкультуры, бассейн и музыка. Он любит не только прыгать в длину, но и танцевать. Впрочем, записываться на хореографию нас разубедили. Внимательный воспитатель сразу раскусила нашего ребенка. «Там все очень строго, нужно слушаться, все делать, как надо, а Тима такой…» В точку. Он у нас любит «ворон посчитать», и иногда до него не докричишься, если он занят чем-то своим.
Бассейн стал нашей палочкой-выручалочкой и поводом, чтобы с удовольствием остаться в садике до вечера.
Когда я впервые оставила своего ребенка до 5 вечера, я волновалась почти как в первый день. Но была снова приятно удивлена. Он выбежал из группы и, задыхаясь от возбуждения, стал рассказывать о том, как он плавал в бассейне и что ему ужасно понравилось. В этом году мы будем посещать эти занятия дополнительно.
В младшей группе мы дополнительно занимались только лечебной физкультурой, и то уже весной. На мой взгляд, этого достаточно. Перегружать ребенка мне не хочется. Мне важно, чтобы у него развивалась фантазия, чтобы он учился познавать окружающий и свой внутренний мир. Ведь всем нужно иногда побыть с самим собой. А как найти время на себя, если ты до ночи на развивающих занятиях?
О праздниках
Каждый месяц в нашем детском саду устраивают кукольные спектакли. Каждый праздник мы ждем с нетерпением и новым костюмом. Ребенку очень нравится.
На самые большие праздники приглашают родителей. Работа, конечно, в этот день «вылетает в трубу», потому что по окончанию начинаются вопли «Мама, хочу домой!». Одних забирают - других нет. Те, кто остался, обиженно плачут. Так что мы старались в такие дни тоже забирать своего домой.
О еде
Еда, говорят, вкусная. По крайней мере, наш ребенок ест в садике всё. На стене висит табличка с ростом и весом, показатели за сентябрь и май. К маю все выросли и поправились. Мы набрали почти два килограмма. Если бы половину учебного года мы не провели дома, растолстели бы еще сильней.
Дома наш парень обычно на диете - две ложки каши утром, полтарелки супа на обед да макароны вечером. У всех свои проблемы. Я просила, чтобы моего ребенка не кормили насильно. Одна бабушка на детской площадке переживала за своего малыша по другому поводу:
Он же не будет там наедаться! Он знаете сколько ест дома! Съест свою порцию, потом мою - и еще в рот заглядывает.
Об отношении к детям
Конечно, воспитатели кричат и ругаются. Но я сама кричу и ругаюсь и криминала в этом не вижу. Я только вижу, что мой ребенок всегда весел и бодр. Больше всех он, правда, привязан к нянечке. Только о ней и говорит. На воспитателей он смотрит совершенно равнодушно.
В новом году у нас новые воспитатели. Я немного переживала. Спрашиваю: «Ну как тебе новые воспитатели?» «А никак», - отвечает мой стрессоустойчивый сын. И так бывает.
Большинство деток все-таки разборчивы. Наш лучший друг безумно любил одну и не любил вторую воспитательницу. И плакал, если утром его встречала «не та». Конечно, дети не любят, когда на них кричат. Но я не наблюдала, чтобы какого-то малыша действительно жестоко ругали. Обычно это просто наведение порядка в коллективе.
О болезнях
Выходных у нас было предостаточно. Можно сказать, что детский сад потому и был для нас праздником, что полноценных «рабочих» дней было не очень много. Не помню, чтобы до весны мы могли «продержаться» всю неделю. Иногда мы нарочно устраивали выходной в среду или пятницу, чтобы куда-нибудь съездить. Но чаще всего просто болели.
Осенью и весной нас мучил постоянный насморк. Впрочем, и до садика мы болели каждые две недели.
Поэтому большой беды я в этом не видела. Обычно во вторник или среду у ребенка появлялись сопли. Однажды они стали зеленого цвета - с такими мы еще не сталкивались. Злостная инфекция не обошла в нашей семье никого. Ребенок болел две недели, папа - два дня, а я - два месяца.
О том, как я ходила в садик (2-я часть трилогии "Надины истории")
Я ненавидела садик. Мне нужно было ходить туда все дни кроме субботы и воскресенья. Всю неделю я ждала пятницу, потому что впереди были выходные. А когда в воскресенье папа включал дома свет, выходным приходит конец. Было ясно, что скоро нас погонят спать, и на завтра идти в садик.
Иногда мама меня отпрашивала. Звонила заведующей и говорила, что Надя Ковалева сегодня в садик не пойдет, потому что недомогает. А я лежала под одеялом, улыбалась, и думала, что Надя Ковалева – это я! И я домогаю, но мама отбила меня от вражеского стана, и сегодня я буду дома, с ней и с Любой! И можно будет играть в куклы весь день!
Каждое утро перед садиком у меня болел живот и меня тошнило. Я натягивала на себя колготки и штаны, смотрела, как Вера собирается в школу, и завидовала, что ей не нужно ходить в садик. Мы шли по выпавшему снегу, из окон домов лился жёлтый электрический свет, и пахло зимой. Мама шла быстро. А я - быстро-быстро. Дорога до садика была последним глотком свободы, а мама – последней ниточкой, которая связывала меня с домом.
Как только мы заходили в садик, запах утренней еды тут же залетал в мой нос, и тошнило еще сильней. Каша и какао. Каша… такая слизкая, желто-белая, густая и вся в комочках, а в середине подтаявший кусочек масла. Какао… горячее, коричневое, а сверху пленочка. Если коснуться этой пленочки губами, то передергиваются плечи и по телу идет дрожь.
Каждое утро я сосредоточенно соображала, куда мне деть целую тарелку слизкой каши и как выпить какао, не коснувшись губами пленки. Я мечтала о шапке-невидимке. Сидела и боялась, что терпению воспитателей когда-нибудь придет окончательный конец. Но съесть эту слизкую кашу - все равно, что съесть кнопочки от мозаики или плюшевого зайца. Я сидела и ложкой рисовала в ней кружочки, гоняла кусок масла по краям, пока он не растает, откладывала немного желтой слизи под тарелку, чтобы были видны следы моей едьбы, и выжидала окончания моих мук.
Так проходило каждое утро. Как только запах садовской еды достигал моего носа, я знала, что начинается новый день.
У нас было две воспитательницы. Одна - добрая, другая – злая. Галина Викторовна и Ирина Владимировна. Галину Викторовну мы вообще не боялись. У нее был тихий голос, длинная бархатная юбка и один ее глаз косил. Именно этот косящий глаз как-то завораживал, и делал для меня Галину Викторовну доброй и красивой. Ирина Владимировна говорила громко, была худой, всегда носила большие очки, длинную плиссированную юбку, с нарисованными на ней цветами, и широкий черный ремень-резинку, обтягивающий ее тонкую талию. И все это говорило о том, что она злая. Я всегда радовалась, когда приходила Галина Викторовна и уходила Ирина Владимировна. До той поры, пока Галина Викторовна мне не наврала. Было это так.
Мы с мамой бежали в сад быстрее обычного, и я не успела настроиться на кашу, какао, и вообще на весь день в саду. Про живот мама не поверила. Шансов не было никаких. Я стеснялась плакать в саду, и переживала все свои страдания молча. Но на этот раз не выдержала, и, что было сил, разревелась. Мама раздевала меня, успокаивала, говорила, что ей нужно бежать на работу, но я решила, что ни за что здесь не останусь и, вздрагивая от рыданий, вцепилась в ее пальто. Галина Викторовна оторвала меня от мамы и на руках унесла в группу. Слезы мои водопадом катились из глаз. Я вспомнила, что можно последний раз взглянуть на маму в окно, пока она не ушла далеко, и побежала к подоконнику. Но мама была уже далеко-далеко, и от обиды и горя я заревела еще громче. Тогда Галина Викторовна подошла ко мне.
- Если ты перестанешь реветь, когда я закончу принимать детей, мы поедем к твоей маме на работу. - Я посмотрела на нее, как на Бога и тут же перестала плакать. Добрее человека не было на всем белом свете. Я решила, пока Галина Викторовна принимает детей, подготовиться к поездке и одеть колготки. Побежала в раздевалку, открыла свою кабинку, оттуда повело запахом дома и тонким ароматом маминых духов. Комок подкатил к моему горлу, но я зажмурилась и не заплакала.…
Когда все дети пришли в сад, нянечка крикнула садиться завтракать, и все пошли садиться. Я смотрела на Галину Викторовну и ждала, что сейчас она возьмет меня за руку, и мы поедем к маме на работу. Но она тоже села и стала есть. Тогда я подумала, что после завтрака, она наконец-то вспомнит, что обещала мне. Но и после завтрака, она делала вид, будто никуда мы и не собирались ехать. Я следила за каждым ее движением, думая, что вот-вот она все сделает, и мы поедем. Я верила ей до самого сон часа. Пока, наконец, не поняла, что никуда она меня не повезет. После этого случая я не вывела Галину Викторовну из добрых, но стала считать ее врушей. Доброй врушей.
Один раз я тоже обманула воспитателей. Не специально, так получилось.
Как-то раз я достала из носа козявку, и случилось это в очень неподходящий для меня момент – носового платка не было, Ирина Владимировна торопила нас на прогулку, и идти к раковине мне бы не разрешила. А сказать ей:
- Извините, но мне некуда деть козявку! - так сказать я не могла…. Сама не знаю как, но эта жительница моего носа оказалась прилепленной к двери, ведущей в группу.
Мы пошли гулять, и я про нее совсем забыла. Но когда мы проснулись, я увидела, что Ирина Владимировна почему-то не ушла домой, а осталась вместе с Галиной Викторовной. Они ходили хмурые, и сказали всем сесть за столы на стульчики. Мы сели. И тут я поняла, что хуже дня в моей жизни еще не бывало. Ирина Владимировна начала спрашивать, чья это козявка висит на двери, и требовать, чтобы этот человек признался. Этот человек сидел ни живой, ни мертвый, и даже если бы очень хотел признаться, то у него бы не вышло, так как дар речи был утерян. Мне стало очень жарко, будто на меня вылили ведро кипятка. Все молчали. Тогда Ирина Владимировна сказала, что пройдет и посмотрит каждому в глаза, и поймет, кто это сделал. Мои ладошки стали мокрыми, я почувствовала, что сейчас умру. Когда и как она проходила мимо меня и смотрела мне в глаза, я не помню, так как меня в себе не было. Видимо поэтому, она ничего не поняла. Потом они посовещались с Галиной Викторовной, и объявили, что козявку будет оттирать Дима Медведкин. Я не знала, почему они так решили, но подумала, что это потому, что у Димки все время сопливый нос. Медведкин разревелся и стал говорить, что это не он, не он. Мое положение было ужасным. Но тут за кем-то пришли родители, началась суматоха, и никто не пошел ее оттирать. А на утро я потихоньку посмотрела на то место на двери, и там ничего уже не было.
…
Каждый день в садике я выжидала, когда меня заберут домой. Я ходила по группе и не знала, чем мне заняться. Смотрела в окно, собирала мозаику, листала книжки с картинками, и хотела домой. Домой.
Дети играли в домик. Таня Филимохина – самая красивая девочка в нашей группе, была мамой, Юра Гусев – самый красивый мальчик в нашей группе, был папой. У них были сын и дочь, подруга Тани и друг Юры, а остальные дети были кошками, собаками, и прочей живностью. Они ползали на четвереньках и постоянно мяукали и гавкали, а Таня с Юрой кормили их из мисок и понарошку давали им хлеб. Я не хотела быть ни кошкой, ни собакой, поэтому в игру не шла, а только смотрела, как они играют.
Иногда дети подлизывались к воспитателям. Они обступали Галину Викторовну или Ирину Владимировну и задавали им какие-нибудь вопросы об их жизни. А воспитатели добрели, сладкими голосами рассказывали какие-то истории и поглаживали детей по челкам. Я бы рада была тоже поподлизываться, но у меня не получалось. Я не знала, что у них спросить. Мне было интересно, почему у Галины Викторовны косит один глаз, и почему у Ирины Владимировны, такой взрослой тетеньки, нет мужа, но я стеснялась спрашивать об этом.
Когда кто-нибудь кого-нибудь обижал, то обиженный говорил:
- Все будет рассказано!
- Рассказывай-рассказывай, пальчиком показывай, ябеда-корябеда! – говорил обидчик. Когда обижали меня, я тоже хотела быть ябедой, но не могла подойти и рассказать все воспитателям, рот переставал открываться, и я не знала, с какого слова нужно начать и как громко это нужно говорить. Несколько раз я пробовала, но выходило так тихо, что воспитатели меня не слышали и не замечали.
Также было и на занятиях. Когда мы лепили или рисовали, все было хорошо. Я лепила грибы: палочку-ножку и сверху шляпку. Получалось красиво. А рисовала – солнце, домик и дорогу, идущую от домика в сторону солнца. Но лепили и рисовали на занятиях мы не часто. Чаще всего мы учили птиц и названия деревьев. Птицы все время то улетали в жаркие страны, то возвращались обратно. Одни жили на деревьях, другие – в скворечниках, третьи – вообще неизвестно где. У одних была красная грудка, у других желтая, клювики тоже у всех были разные. И ноги тоже. Я никак не могла всех пернатых вместить в свою голову. Были две птицы, которых я знала наверняка – это голубь и курица. Все остальные были для меня просто птицами. Но даже когда вопрос был про голубя или курицу, я не успевала поднять руку. Пока я ее только поднимала, кто-нибудь без руки уже кричал:
- Ку-у-урица!
Было обидно, ведь про куриц я знала все.
С деревьями было еще хуже. Я помнила наверняка только березу и елку. Все остальные деревья были для меня просто одним большим лесом. Зачем мы учили деревья и птиц, я не понимала. Папа говорил, что самое главное – это математика. А про птиц и деревья он ничего не говорил.
Но самое сложное было составить рассказ по картине. Чаще всего нам показывали картину, где была нарисована лошадь, запряжённая в сани, лес, зимняя дорога и двухэтажный желтый дом с подъездом. Картина была красивая, и мне нравилось ее рассматривать, но что именно нужно было говорить, я не знала. Я могла сказать, что лошадь похожа на бабину, только сани у бабы повыше. Что лошади там скучно стоять одной, и она ждет, когда же за ней придут. Что я бы хотела прокатиться в санях у этой лошадки. Все. Больше ничего сказать я не могла, и поэтому молчала. То, что эту картину нарисовал Суриков, нам повторяли миллион миллионов раз. И мы запомнили. И для меня Суриков стал самым главным художником и единственным, фамилию которого я знала наизусть. Поэтому когда нам показали «Грачей», я и не сомневалась, что это мог быть только Суриков.
- Дети, кто написал эту картину?
Все молчали.
- Суриков…, - тихо сказала я.
- Нет, Ковалева! Саврасов!
- Саврасов?! Еще и Саврасова запоминать…, – думала я про себя, полыхая красными щеками.
Тяжело было и с загадками. Я не понимала, для чего их загадывают. Галина Викторовна не успевала договорить до конца, как кто-нибудь из детей тут же выкрикивал ответ. Она хвалила ребенка, и загадывала дальше. Этот же ребенок во все горло тут же орал следующий ответ, она его хвалила, и читала дальше. Я не понимала ни загадку, ни отгадку, поэтому знала только самые простые загадки: «два конца, два кольца», «зимой и летом одним цветом», «сидит девица в темнице, а коса на улице». Их знали все, и отвечали хором, нараспев.
…
Каждую среду у нас был бассейн. Каждый вторник вечером я умоляла маму отпросить меня завтра от садика. Иногда получалось, и я была счастлива.
У воспитательницы, которая занималась с нами в бассейне, были пышные волосы, как у пуделя, свисток и голос, которым она кричала громче свистка. А еще у нее были розовые мыльницы, очень красивые, но самое главное – розовые! Когда я представляла себя принцессой, то на моих ногах всегда были точно такие же мыльницы.
Все время, пока мы были в бассейне, я боролась за свою жизнь. Самое главное - уши. Не знаю, почему другие дети ныряли под воду и ничего не боялись. Мои же уши должны были оставаться сухими. Если в них затечет вода, куда она дальше потечет? В мозг. А обратно как?
Тренер, что было сил орала:
- Приседаем! С головой! Приседаем. Раз-два, раз-два, раз-два! Ковалева, садись в воду, я вижу твою голову!
Ковалева краснела, но не хотела, чтобы ее мозг испортился из-за бассейновой воды. Тренер показывала нам, как нужно плавать: брасом и кроликом. Для меня все было одно, потому что одновременно я не могла барахтать и ногами, и руками, держать голову высоко над водой, чтобы вода не затекла мне в уши, и не тонуть. Когда ей приходило в голову устраивать нам соревнования по плаванью, я переставала откликаться на свою фамилию. Кто такая Ковалева? А откуда я знаю.
- На старт, внимание, марш! - Дети начинали часто дрыгать ногами и руками, и отплывали от бортиков. А я шагала по дну вслед за ними.
- Ковалева! Плыви! Плыви! По дну не ходим! Плывем!
- Не знаю, как там ваша Ковалева, а я дойду пешком, – думала я про себя. Я ее боялась. Орала она громко. Но она была на суше, в штанах, футболке и в мыльницах. А я - в воде. И она к нам никогда не залазила. А еще мне нужно было спасать свои уши и мозг. И я шла пешком.
…
Если меня забирали до сончаса – это было блаженством! Если кого-то из детей забирали до сна, я завидовала, что было сил.
Мы ложились в свои кровати после обеда, и над нами стояли, пока все до единого не уснут. Воспитатели говорили, что руки нужно класть лодочкой под голову и закрывать глаза. Скоро по рукам начинали бегать мурашки. Время тянулось и потом останавливалось вовсе. Когда, наконец, воспитатели выходили из нашей спальни, я ложилась на спину, открывала глаза и смотрела в потолок, на треугольные пимпочки. Потом я разглядывала спящих детей. А потом смотрела в окно и хотела домой до самого конца бесконечного сончаса.
Однажды мне зачем-то поставили на сончас горчичник. Мокрый желтый квадрат прилепили на мою грудь, и уже через минуту я мечтала его снять и поцарапать ногтями всю кожу под ним. Я зажмурила глаза, что было сил, потому что терпеть уже не могла. Мне хотелось кричать во весь рот. Что было дальше я не помню. Помню только, что проснулась я самая последняя, почти все дети уже встали и заправили свои кровати. Я почувствовала, что мой живот горит так, будто на него поставили горячий утюг. Подняла майку – на животе лежал горчичник.
- Надя, ты чего тут сидишь? Наденька, Боже! Ты чего не позвала меня. Я же тебе сказала, как зажжет – сразу зови.
Она так не говорила. Но рот мой опять крепко закрылся и я промолчала. Пошла надевать юбку с футболкой. Широкая и тугая резинка юбки впилась в мой красный живот так, будто миллион миллионов гусей меня пребольно ущипнули.
Мама забрала меня, когда на улице было уже темно. Мы шли и хрустели свежим снегом.
- А мне сегодня на сончасе горчичник на живот ставили!
- Как на живот?! На грудь?
- Сначала на грудь, а потом на живот…
- На какой живот? Ты что выдумываешь?!
- На живот.
На следующее утро мама долго разговаривала с Галиной Викторовной. Из всех слов, я услышала только, как воспитательница говорила, что «горчичник сполз», и что «Надя не позвала». После чего мама пообещала, что больше в садике мне не будут ставить горчичники никогда.
- Ни на живот, ни на куда?!
- Никуда. Никуда!
…
На занятие мы принесли пяльцы, разноцветные нитки и белые носовые платки.
- Дети, скоро восьмое марта! Мы будем вышивать платки для мам! – сказала Ирина Владимировна, и мы принялись тыкать иголки в линии, начерченные на платках простым карандашом.
Ирина Владимировна нам сказала, что скоро будет утренник, и там будет конкурс девочек. Зачем проводить этот конкурс, если и так все знают, что самая красивая девочка в нашей группе - Таня Филимохина?
Сказали шить платья, научиться делать салат, разучить танец и дома с мамой приготовить что-нибудь сладкое, торт или печенье, и принести на утренник.
Мама принялась шить. Платье было красивое, с пышной юбкой, на которой были нарисованы голубые розы, а вверху оно было белое, и мама розово-блестящей ниткой сама вышила бутон цветка, который весь переливался и светился. Меня научили делать винегрет, мы делали его с Верой три раза. Я поняла, что это не сложно, и как бы ты его не сделала, отравиться никак нельзя: все равно, положишь ты вперед картошку или соленые огурцы. Самое главное – чтобы кубики были поровнее.
Танец мы учили в садике. С мальчиками. Мне не достался Юра Гусев, я танцевала с Валерой Ивлевым. Он отставал от музыки, когда надо было кружиться - он смотрел на воспитательницу, когда надо было делать каблучок - он кружился, когда надо было хлопать – делал каблучок. Мы бежали вприпрыжку по музыкальному залу, и я волокла его вперед изо всех сил, так как следующая пара наступала нам на пятки. Его ладошки были обмякшие и выскальзывали их моих рук. Если мама говорила мне:
- Не будь мямлей! – Я всегда представляла себе, что мямля выглядят именно, как Валера Ивлев, и не хотела быть как он. И танцевать с ним я тоже не хотела. Но меня поставили с Валерой.
Я мечтала, чтобы меня выбрали, самой лучшей девочкой.
В ночь перед конкурсом мы стряпали торт. Мама взяла вафельницу у тети Томы с четвертого этажа, и до часу ночи мы делали вафельные коржи, пока мама не погнала нас с Верой спать. Она уже одна намазала их кремом и сделала красные ягодки, точно такие же, как на магазинских пирожных-корзиночках. Утром вафельный торт стоял на столе, я понюхала его и потрогала пальцем все ягодки. Мама такой ни разу нам не стряпала, и было жаль нести его в садик.
Я хотела спать, так как всю ночь спала на бигудях. Они втыкались мне в голову, было неудобно и колюче. Мы отправились в садик, мама несла на плечиках мое платье, а я в руках торт.
В садике была суматоха, женщины не снимали шапок и ходили по группе прямо в них. Пахло духами. Мама нарумянила мне щеки, подкрасила помадой губы и сделала прическу, как у принцессы. Я надела белые капроновые колготки и свое платье с розово-блестящим бутоном. И мы пошли в музыкальный зал. Мамы в шапках и папы уселись на большие стульчики и стали ждать.
Первым был конкурс салатов. Я резала, как могла быстро, сначала маленькими кубиками, потом большими и под конец – огромными. Получилось вкусно. Я воткнула ветку зеленого лука в салат, как учила мама. Получилось красиво. Стол жюри оброс чашками с винегретами.
Потом мы танцевали, я тащила Ивлева, как могла, но чем быстрее бежала вприпрыжку я, тем медленнее бежал он, а на поворотах его относило в сторону зрителей, так что приходилось с еще большей силой тащить его на себя. Музыку я почти не слышала, видно было только, как мелькают в танце другие дети, и было ясно, что когда надо было делать каблучок - мы кружились, когда надо было хлопать – делали каблучок.
Нам сказали, что жюри нужно подумать. А мы тем временем вместе с родителями можем отведать сладости, которые все принесли из дома. Дети побежали к столу с тортами и печеньем, и начали растаскивать угощения, не различая, где чье, и кто его всю ночь стряпал. Мой вафельный торт с вкусными красными ягодками схватила Таня Филимохина и потащила к столу, где были ее родители. Я проводила его глазами, мысленно с ним прощаясь и так и не веря, что мне и маме не удастся его попробовать. Но когда я увидела, что Филимохина съела уже все ягодки, которые я еще утром трогала пальцем, от обиды щеки мои полыхнули, и к горлу подкатил комок. Я повернулась к столу – там остались только орешки со сгущенкой. Я взяла печенье и побрела к маме.
- Прохлопала?
Маме печенье не понравилось. Мне тоже.
Стали объявлять победительницу. Все затихли.
- В конкурсе «А ну-ка, девочки!» победила … Аня Добрынина!
Аня недавно пришла к нам в группу. У нее папа – милиционер. Иногда мы с ней играли вместе в куклы. Я немножко за нее обрадовалась. Конечно, винегрет у нее был без зеленого лука, и розово-блестящей розы тоже не было на платье, и торта с ягодками…. Но я не сильно огорчилась.
Ирина Владимировна пробежала мимо меня, я повернулась и увидела, как она обнимает плачущую Филимохину, и носовым платком вытирает ей слезы. Филимохина ревела громко. Воспитательница, которая была у нас главной по музыке, принесла ей стакан с водой. Потом началась суматоха за столом, где стояли наши винегреты, взрослые громко спорили, и немного погодя объявили, что второе место заняла Таня Филимохина.
Я заняла третье место. Также как и все остальные девочки из нашей группы.
…
Перед самым выпускным вечером мама пошла в садик на родительское собрание. Она вернулась расстроенная и заплаканная.
- Мам, что вам там говорили?
- Про выпускной, про экскурсию.
- А еще? Ну, скажи, скажи, скажи-и-и!
- Ничего…
Перед сном я пошла в туалет и услышала, как мама на кухне говорила папе:
- … там называли будущих отличников и будущих ударников. Надю не назвали ни там, ни там…
В музыкальном зале мы репетировали песни и стихи о том, как нам жаль уходить из садика.
Не день, не два, а много лет
Ходил ты в детский сад.
Встречал в дороге ты рассвет
И провожал закат.
Тебя любили, берегли,
Чтоб ты счастливым рос,
Тебе ответить здесь могли
На твой любой вопрос.
Ты повзрослел, малыш, теперь
Ты многое узнал,
Здесь в мир открыли тебе дверь,
Чтоб смело ты шагал.
Стал детский сад тебе родным,
Как будто мамы взгляд,
Но бьют часы, расстаться с ним
Они тебе велят.
Под шелест листьев сентября
Пойдешь ты в первый класс,
Но не забудем мы тебя,
А ты … ты помни нас!
Когда мы пели, многие родители плакали. Мне тоже хотелось плакать, в груди порхала стая бабочек, и я была самым счастливым ребёнком на всем белом свете.
Валентина БУЛУКТАЕВА
План-конспект занятия по развитию речи «Первый день Саши в детском саду»
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Первый день Саши в детском саду » .
Программное содержание :
Развивать связную монологическую речь.
Учить составлять повествовательные рассказы с опорой на картинки-схемы.
Обогащать активный, пассивный словарный запас детей.
Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать интерес к речевым занятиям .
Демонстрационный материал :
Картинки с изображением мальчиков, опорные картинки-схемы для составления рассказа, нарисованные картины для игры «Чего нет?»
Предварительная работа :
Составление предложений.
Дидактические игры «Моя квартира» , «Составь предложение» , «Найди слово» .
Составление коллекции рассказов, придуманных детьми.
Чтение художественной литературы.
Беседы с детьми, рассказы воспитателя.
Рассказы детей по сюжетным и предметным картинкам.
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят вместе.
Сегодня утром я шла в детский сад , а на улице так холодно! У меня даже руки замёрзли. А у вас замёрзли ручки? (Да)
Давайте их согреем.
Дыхательная гимнастика «Греем ладошки» .
А теперь давайте по дуем на ладошки и по хлопаем.
«Чудо – нос»
Носиком дышу.
Дышу свободно.
Глубоко и тихо.
Как угодно.
Выполню задание
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре
Снова дышим.
Глубже, шире.
«Чищу зубы»
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
Ребята, а вам нравится ходить в детский сад ? (Да)
Что вам нравится делать в детском саду ? (играть различные игры, заниматься на занятиях , танцевать)
А я знаю одного мальчика, который никогда не ходил в детский сад и многого не знает. Эту мальчика зовут Саша. Но сегодня Саша первый раз идёт в детский сад . Давайте мы ему поможем, ведь вы уже давно ходите в садик.
Воспитатель с детьми переходит к доске, выставляется картинка с изображением мальчика.
Вот наступило утро. Когда ребята собираются в детский сад , что они делают по утрам? (просыпаются, умываются, делают зарядку, одеваются)
А когда собираются выходить на улицу, чтобы прийти в детский сад , что на себя надевают? (колготки, брюки, шарф, шапку, носки, пальто и т. д.)
Мальчик Саша приготовила только шапку. Чего у неё нет? (ботинок, колготок, брюки, кофты и т. д.)
Мальчик Саша пришел в детский сад и сел завтракать, но он не знает, что и куда положить. Помогите ему, ребята. Вы-то знаете, что хлеб кладут в хлебницу, сахар в сахарницу, конфеты в конфетницу, салфетки в салфетницу).
После завтрака воспитатель стала заниматься с детьми и попросила их нарисовать о природе. Все ребята хорошо справились с заданием, а Саша не смог придумать, что же ему нарисовать. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети с воспитателем переходят к столу, где лежат две картины.
Посмотрите, что нарисовали ребята на своей картине? (деревья, цветы, листики, бабочек, солнце, птиц, облака) .
А что нарисовал на своей картине Саша? (только солнце, деревья, облака) .
А чего нет на картине у Саши ? (нет цветов, нет листиков, нет бабочек)
Вот теперь Саша знает, что ему ещё надо нарисовать.
После занятия все ребята стали собираться на прогулку. Саша тоже вышел гулять, но не знал, в какие игры можно играть в детском саду ? (Дети перечисляют )
Сейчас и мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка :
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем и кружимся потом.
Дети с воспитателем садятся на стульчики.
Давайте вместе с вами составим рассказ о мальчике Саше. Для того, чтобы рассказ получился связным, интересным и мы ничего не забыли, нам поможет схема.
Выставляются опорные картинки-схемы по очереди, с комментариями воспитателя :
Этот рассказ будет о мальчике, которого зовут Саша.
Эта картинка-схема напомнит нам, что надо рассказать о том, что Саша делал утром
Перед выходом из дома Саша одел одежду.
Саша пришел в детский сад .
Саша пришел в детский сад , он сел вместе с ребятами завтракать.
После завтрака у Саши было занятие .
Все ребята пошли на прогулку и играть в разные игры.
Кто хочет попробовать сам составить рассказ?
(Дети сами составляют рассказ)
Предполагаемый рассказ :
Саша проснулся утром и стал собираться в детский сад . Он умылся, оделся и пошел в детский сад . В детском саду он позавтракал , пошел на занятие , затем на прогулку. На прогулке Саша играл с детьми в игры. Саше было весело и интересно.
Подводится итог занятия : - Что мы учились делать? (составлять рассказ) . Молодцы.
Все могут составлять рассказ.
Мы повторим рассказ о мальчике Саше, а вы нарисуете к нему рисунки.
![](https://i0.wp.com/mamsila.ru/images/posts/1538211550.jpg)
Любого, даже самого коммуникабельного и общительного ребенка нужно готовить к . Новый этап его жизни требует от родителей предельного внимания и осторожности. В период адаптации, когда малыш только еще учится жить в коллективе и привыкает к определённому распорядку, самое время достать добрые и веселые книги, которые на языке доброты и любви рассказывают нам о всех прелестях детсадовского бытия.
1. "Мишка-Ушастик в детском саду", Чеслав Янчарский
История о том, как Мишка-Ушастик первый раз попал в детский садик. Вместе с ребятами ему предстоит узнать много нового, научиться нужным манерам и правилам, а порой и просто подурачиться в свое удовольствие. Польский сказочник Чеслав Янчарский много лет назад придумал Мишку-Ушастика - смешного, доброго медвежонка с заломленным ушком. Дети всего мира сразу же полюбили его, и эта любовь не ослабевает уже несколько поколений!
Книга оформлена рисунками Збигнева Рыхлицкого, известного детского иллюстратора, лауреата премии Г. Х. Андерсена. Без сказки на ночь с Мишкой-Ушастиком не засыпает уже не одно поколение малышей, а по его историям ставят спектакли, снимают мультфильмы и телепередачи.
2. "Настин секрет", Сергей Макеев
Полные добрых чувств, юмористические рассказы замечательного детского писателя Сергея Макеева понятны и близки детям, а смелая фантазия и веселые выдумки не дадут заскучать и придутся по вкусу даже самым непоседливым и озорным читателям.
В этот сборник вошли четыре увлекательных рассказа: "Я иду в детский сад", "Урок вежливости", "Настин секрет", "Мышка". Все они помогут ребятам понять как нужно вести себя в обществе, научат правилам вежливости и доброжелательному общению с ровесниками. Книга проиллюстрирована рисунками известного художника Генриха Валька.
3. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке", Александр Веденский
В большом доме на большой улице живет маленькая девочка Маша. У нее дружная семья и замечательные друзья - собака Петушок, кошка Ниточка и кукла Елизавета Петровна. Вместе с ними девочка исследует окружающий мир - большой, яркий и светлый. Сколько же разных событий таится на этом пути!
Повесть Александра Введенского не только будет интересна и понятна даже самым маленьким читателям, но и воспитает в ребятах уважение к старшим, чуткость, внимание и доброе отношение друг к другу. В черно-белых необычайно выразительных иллюстрациях Натальи Кнорринг воплотилось само детство, чистое, безмятежное и очень искреннее.
4. "Про Светлану", Сергей Баруздин
Главная героиня рассказов Сергея Баруздина - маленькая девочка Светлана, которая ходит в детский сад, растет и с каждым днем узнает что-то новое - о городе, в котором живет, о метро, о маминой работе, о буквах, из которых складывают слова. Истории из ее жизни безусловно понравятся всем ребятам, и особенно тем, кто, как и Светланка, любит все новое. Книга прекрасно иллюстрирована художником Георгием Фитингофом.
5. "Остановка - детский сад", Наталья Карпова
Жизнерадостные, звучные и очень легкие стихи Натальи Карповой, которая много лет работает в детском саду, познакомят малышей со всем тем, что ждет их в детском садике. Ведь это первые друзья, увлекательные прогулки, веселые праздники и даже сам Дед Мороз! А детишкам, уже посещающим детский сад, будет интересно сравнить стихи со своими впечатлениями.
6. "Не дети, а слоны, или Все в сад!", Мария Рупасова
Это второй сборник популярного современного детского поэта Маши Рупасовой. Оригинальные стихи Маши любят и дети, и их родители, читающие блог Маши в социальных сетях, и даже коллеги по поэтическому цеху. А все потому, что они добрые, смешные и делают каждого, прочитавшего их, немножко лучше. В этой книге собраны все лучшие авторские рифмы на тему детского сада, причем как про самих детей, так и про их воспитателей!
7. "Матюша идет в детский сад", Ирина Зартайская
У Матюши сегодня очень ответственный день - он впервые останется один без мамы и папы в неизвестном ему месте, которое взрослые называют "детский сад". Понравится ли Матюше в садике, найдет ли он друзей и не будет ли скучать по родителям и дому? Все это мы узнаем, прочитав новую книгу Ирины Зартайской.
8. "Конни идет в детский сад", Лиана Шнайдер
Все новое и неизвестное пугает ребенка, но с этой книгой ребенок точно не будет бояться первого дня в садике. Вместе с малышкой Конни малыш первый раз останется без мамы, проведет день в новом окружении и узнает, как разрешить деликатные ситуации - например, попроситься в туалет в незнакомом месте.
А яркие иллюстрации позволят маленьким слушателям детально представить события в детском саду - знакомство с воспитателем, завтраки, игры на детских площадках, празднования дня рождения и много другое. Удивительная Конни, где герой взрослеет вместе с вашим ребенком, ведь девочка Конни попадает ровно в те же ситуации, что и все дети на свете. Когда ребенок не хочет умываться или стесняется знакомиться с ровесниками, всегда можно сказать: "Давай посмотрим, что сделала бы Конни?"
9. "Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!"
Зайчик Сева стал совсем большой, и ему пора идти в детский сад, в котором он будет не один, а в компании других ребят, с которыми конечно же нужно считаться. А еще там есть свои порядки, которые нужно соблюдать для общего спокойствия и безопасности. книг про Зайчика Севу - это не просто хорошо иллюстрированные истории про непоседливого зайку и его друзей, но и отличный повод обсудить с малышами, что такое хорошо и что такое плохо. Достойный пример того, как можно воспитывать ребенка с помощью сказкотерапии.
Интересный сюжет про зайчика и веселые рисунки точно привлекут внимание детей. В конце каждой книги есть вопросы, составленные детским педагогом-психологом, которые можно задать ребенку и порассуждать вместе над ответами.
10. Серия книг "Энциклопедия для малышей"
Номинация «Художественная проза о детях, о семье, о школе»
По стечению обстоятельств, целый месяц мне пришлось работать воспитателем во второй младшей группе.
Это самые маленькие детки во всем детском саду. Им всего по два года. Они многого еще не умеют, и вокруг все для них новое и необычное.
Я постаралась представить себе, как бы мог Малыш рассказать о своем первом дне в детском саду: о своих впечатлениях и переживаниях.
Один день в детском саду,
или Что бы мог рассказать Малыш…
Дома мы с мамой в очередной раз договорились, что сегодня слёз не будет,и что я уже большой и плакать стыдно.
Мы оделись и пошли в детский сад. Весело так идём. Солнышко светит, птички где-то чирикают. Мы с мамой разговариваем. Но вот, показалось здание нашего детского сада - и мне почему-то стало вдруг как-то грустно. Вдруг очень, очень захотелось домой, и с лица исчезла улыбка. Мама пыталась развеселить меня, но мне хотелось плакать. Слёзки сами брались откуда-то и блестели на глазах, но я не плакал.
Вот вещи аккуратно сложены и убраны в шкафчик. Мамин поцелуй на прощанье, и надо заходить в группу…Там уже есть ребята, которые пришли немного пораньше.
Первый раз заходить в группу было очень страшно. Но страшно не потому, что кто-то обидит (мы и сами не из робких ребят!), а просто - всё вокруг незнакомое. Надо всё делать самому. А мамочки нет, и папы нет тоже!
Но рядом с нами всегда есть взрослые. Сложно сразу запомнить, как их всех зовут. Их - это тёть, которые нас кормят, помогают нам умываться, укладывают спать и, конечно же, играют с нами, читают нам книжки, поют с нами песенки.
Так вот: после умывания - у нас завтрак. А потом - опять умывание! И тут без помощи ну никак не обойтись. Ведь кушаем мы тоже сами, а каша всё время из ложки почему-то вываливается и оказывается в самых неподходящих местах: и на носу, и на руках, и в карманах. А ещё - после неё всегда смешные «усики», и мы становимся похожими на маленьких чумазеньких котят. Хорошо, что фартучки - нагрудники немного нас спасают.
После завтрака бывает самое интересное: , делаем из кубиков и конструктора постройки, слушаем музыку и сами поём немного. Мы песен знаем, пока еще очень мало, а самая любимая - про Кошечку. Там в конце ещё Котята очень громко мяукают!
Тётя в белом халате, фартуке и косыночке всё время уходит куда-то с кастрюлями, а потом, приносит нам всякую еду. Она протирает столы и расставляет на них разную посуду. Потом нас приглашают кушать. Только сначала надо пойти и вымыть руки, ну чтобы были чистыми. Дома умываться просто - мама помогает, а тут мы же «самостоятельные», ну - значит, умываемся сами.
А вот вода в кране непослушная! Вместо того, чтоб литься на руки, почему-то льётся на пол, и на одежду, и даже разбрызгивается по всем стенам и зеркалу. После такого умывания многим из нас приходится менять одежду. Мы вытираемся каждый своим полотенцем. Над ними - картинки. Ну, точно такие же, как и в приёмной на шкафчиках, чтоб не перепутать.
Так вот: после умывания - у нас завтрак. А потом - опять умывание! И тут без помощи никак не обойтись. Ведь кушаем мы тоже сами, а каша всё время из ложки почему-то вываливается и оказывается в самых неподходящих местах: и на носу, и на руках, и в карманах. А ещё - после неё всегда смешные «усики», и мы становимся похожими на маленьких чумазеньких котят. Хорошо, что фартучки - нагрудники немного нас спасают.
После завтрака бывает самое интересное: мы играем, делаем из кубиков и конструктора постройки, слушаем музыку и сами поём немного. Мы песен знаем пока еще очень мало, а самая любимая - про Кошечку. Там в конце ещё Котята очень громко мяукают!
Иногда к нам приходит совсем другая тётя. Она играет нам на настоящем пианино. Это - музыкальный руководитель. Она учит нас красиво петь и танцевать. Ну, чтоб получалось одновременно, как у взрослых по телевизору. Мы еще все вместе гуляем на улице, только недолго. Весело так бывает! Потом возвращаемся в группу.
Потом наша тетя в белой косыночке уходит и приносит нам обед: 1-е, 2-е и 3-е блюдо. А ещё салат и хлеб. Мы кушаем, говорим «Спасибо!», берём стульчики и идём на ковёр раздеваться. (Ну, конечно, не забываем вымыть руки и сделать все остальные нужные дела в туалете).
Раздеваться совсем не трудно, только вот вещи на стульчик красиво никак не вешаются - всё время падают на пол. Взрослые нам помогают: и пуговички расстегивают, и носочки выворачивают. А когда спать ложимся - укрывают, и даже гладят по спинке, если кто-то попросит, и ещё мягкую игрушку с собой в кроватку разрешают взять.
После дневного сна мы одеваемся, причёсываемся, а девочкам делают косички. Правда, одеваться труднее, чем раздеваться. Обе ноги всё время попадают в одну штанину, а ещё кофточка может одеться задом наперёд или наизнанку. И сандалики перепутываются и «не дружат».
Потом у нас полдник и снова разные игры и развлечения. А ещё мы слушаем на кассете, как красиво поют птички.
На ужин нам тоже дают что-нибудь вкусненькое. Мы стараемся кушать очень быстро потому, что скоро должна прийти мама с папой, а может даже бабушка с дедушкой. Потом мы опять играем и вдруг… в дверь кто-то тихонько стучит. Воспитатель открывает её, а там - стоит моя любимая мамочка!
Как хорошо, что ты пришла! - говорю я ей. Обнимаю и целую.
Мне становится очень весело!
Я беру маму за руку и веду знакомить со своими друзьями, я ведь со многими успел сегодня подружиться. Потом, мы громко прощаемся со всеми и уходим домой.
P.S. А завтра я, обязательно, приду в свой любимый детский сад, ведь там мои друзья! Как не прийти, ведь все воспитатели без меня заскучают!..
Жур Светлана Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ ДС ОВ «Аист», г. Новый Уренгой р-он пос. Коротчаево. Педагогической стаж: 25 лет в одном и том же ДОУ. Награждена Почетной грамотой Главы г. Новый Уренгой; Почетной грамотой Управления образования; Почетной грамотой Департамента образования Ямало–Ненецкого автономного округа.