Модель взаимодействия ДОУ и семьи. Воспитатель Козлова Ирина Александровна Модель развивающего взаимодействия ДОУ и семьи Отдел профилактики правонарушений несовершенноле тних при УВД Управление социальной защиты населения Отдел опёки Управления образования Детская поликлиника Заведующий детского сада Старший воспитатель Педагогпсихолог Учительлогопед Специалист по ИЗО Формирование у родителей осознанного отношения к родительству Музыкальный руководитель Врач-педиатр Воспитатели Инструктор по ФИЗО Старшая медсестра Формы взаимодействия ДОУ и семьи (традиционные и нетрадиционные) Формы взаимодействия ДОУ с семьёй Формы общения -родительские собрания; -консультации; -индивидуальные беседы; -оформление информационных стендов; -открытыесовместная образовательная деятельность Взрослого и детей Анкетирование родителей -вновь поступающих детей; -выявление социального заказа; -выявление проблем, трудностей у родителей в воспитании детей Ящик доверия и книга отзывов Эмоциональнонасыщенные формы общения -праздники; -развлечения; -досуги; -совместные мероприятия Структура взаимодействия педагога с родителями (В.А. Петровский). Трансляция родителям положительного образа ребенка. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителю (после достигнутого доверительного отношения родителей к педагогам). Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания. Понятие взаимодействия Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной деятельности (Х. И. Лийметс), как способ организации деятельности (А. С. Самусевич), как особый тип отношений субъектов; как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Радионова Н.Ф.). Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй. 1. Диагностическое направление Основная цель: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка. 2 Направление -Профилактическое Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи. 3 Направление - Заключительное (Реабилитационное с «проблемными» детьми) Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Задачи: Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку. Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения. Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка. Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия. Исследование закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в поведении детей и родителей. Поиск причин. Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи, коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях. Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей. Анализ диагностики детей, изучение уровня развития. Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи. Активизация работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы. Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми. Создание дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры родителей. Содержание работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников. Проведение совместных с родителями диспутов примерные темы: « Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста». «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д. Формирование взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению, ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения. Оказание помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения педагогической компетентности родителей. Активизация семьи и привлечение в участии музыкально- спортивных праздников. Совместные мероприятия: В течение учебного года в ДОУ проводятся различные мероприятия совместно с родителями. ЭТО: весенний и осенний субботники; весёлые старты и другие праздники; совместные досуги и развлечения. Родителями оказывается посильная помощь в благоустройстве групп и территории детского сада. Родители выполняют небольшие поручения: точат карандаши, стирают кукольные постельные принадлежности и одежду, чинят сломанные игрушки и т.п. Используемая литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы Е.С. Евдокимова «Детский сад и семья», методика работы с родителями. «Самые маленькие в детском саду».
На обучающем уроке чтения литературы учебным материалом служат три источника - детская книга, литературное произведение определенного вида и жанра, учебный текст. Выделяются несколько подтипов обучающего урока: вводный урок (введение в новый раздел чтения); урок знакомства с новой книгой; урок знакомства с новым автором, новым жанром, новым произведением: урок аналитического чтения изучаемого произведения; урок обобщения (по теме, по жанру, по творчеству отдельных классиков детской литературы).
На контрольном уроке читательской самостоятельности организуются проверочные виды самостоятельных работ с новой книгой и произведением. Учителем фиксируются и замеряются качества навыка чтения, читательские умения, отмечается продвижение детей-читателей в развитии, контролируется знание круга чтения, оценивается кругозор.
Современный урок чтения в начальной школе - это способ реализовать всю полифонию функций литературы одновременно, установить не узкую роль детской книги, вроде развлекательной или. наоборот, воспитательной, а выявить гедонистический, художественно-эстетический, мировоззренческий, познавательный и коммуникативный потенциал детской литературы в совокупности. Чтобы вычерпать полифункциональность литературы, что и вызывает к ней интерес, учителю рекомендуется обучать чтению на широком диапазоне книг и периодики, а не по одной школьной хрестоматии, которую надо читать на уроке в течение года. Чтобы учитель мог составить программный
круг чтения младших школьников, в наших пособиях разработаны принципы его формирования по классам, рекомендуется изменить форму комплектации библиотеки для начальной школы (пополнять школьную библиотеку художественными и познавательными книгами, закупленными в достаточном количестве экземпляров для каждого ученика класса; выписывать книжные приложения к журналу «Начальная школа», через родите-лей-спонсоров формировать классную библиотечку книжек-коллективок и др.).
В пособиях представлена структура и технология обоих типов урока чтения. Цель методических разработок уроков - усовершенствовать чтение как инструмент овладения литературой.
1. Андреева Л.В. Пути анализа лирического стихотворения // Начальная школа. 1994. № 3.
2. Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника // Начальная школа 1997. № 11.
3. Елагина Н Ф. Нетрадиционный урок-лекция о Пушкине. 2 класс // Начальная школа. 1994. № 12.
4. Модылевская Г.И. Нетрадиционные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа. 1997. №5.
5. Начальная школа. 1990. № 5, 9, 10.
6. Первова Г.М. Обучение чтению детской литературы в начальных классах. Тамбов, 1993.
7. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов, 1999.
8. Феникс: Межрегиональный вестник школ развития личности. 1995. № 3.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Т.Ю. Гущина
Используя понятие «педагогическая технология», мы исходим из того, что педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы (В.П. Беспалько, 1989), интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации целостной учебно-воспитатель-
ной деятельности с целью решения совокупности педагогических задач по ее анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции (И.Ф. Исаев, 1993). Технология педагогической деятельности, в таком случае, представляет собой реализацию приемов и способов управления учебно-
воспитательным процессом и в ходе своего функционирования должна создавать условия для регулирования первоначально поставленных целей, содержания, способов взаимодействия субъектов деятельности (Т.М. Давыденко, 1996). Необходимость регулирования целей в технологии объясняется тем, что она по своей природе такая деятельность, в которой знание служит определенным целям (Э. Агацци, 1992), а это значит, что изменение в знаниях влечет за собой корректировку цели технологии.
Признаками технологии педагогической деятельности являются: а) соединенность в деятельности педагога целеполагающей, конструктивной, организаторской и исполнительской функций; б) высокая степень вариативности ее в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, ситуации взаимодействия, особенностей субъектов педагогического процесса. При этом, не отрицая значимости технологических процедур, следует отметить, что стандартизация (именно она лежит в основе любой технологии) всегда имеет тенденцию к низкой эффективности своей реализации в силу недостаточно полного учета специфики конкретной ситуации. Для достижения прогнозируемой эффективности при разработке технологии необходимо учитывать целый ряд требований-ограничений: 1) соответствие технологии интересам и потребностям субъектов образовательного процесса; 2) прогнозирование и оценку негативных последствий, возникающих в ходе осуществления технологий;
3) оценку возможностей внесения в нее изменений .
Говоря о технологии взаимодействия с семьей, мы рассматриваем ее как целостное и системное построение деятельности педагога, которое включает совокупность общепедагогических знаний и профессиональнозначимых умений (инструментарий) по организации такого взаимодействия, в том числе рефлексивные умения по осмыслению полученных (планируемых необходимых) результатов по мере их достижения. Технология выступает как искусство, мастерство педагога по воплощению на практике заранее спроектированного процесса, поэтому технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, процессуально представляет
собой определенную последовательность этапов и имеет вероятностный прогнозируемый характер. Вместе с тем действия педагога при реализации концептуального замысла вариативны, то есть не могут быть жестко детерминированы, в силу необходимости учитывать специфические условия взаимодействия и индивидуальные особенности и возможности всех субъектов педагогического процесса.
Технология взаимодействия с семьей должна быть основана на принципах детерминизма и развития, ориентировать на последовательное, поэтапное включение субъектов педагогического процесса во взаимодействие, так как только «субъект - субъектная» (диалогическая) позиция участников образовательного процесса создает условия для их самореализации и саморазвития.
При разработке технологии взаимодействия ДОУ с семьей мы опирались на следующие теоретические основания:
1. Технология представляет собой педагогический проект деятельности педагога, системы решаемых им профессиональных функций и задач, а значит необходимо:
Подробное расписывание конкретных рабочих задач согласно концептуальной модели;
Определение промежуточных и итоговых результатов;
Описание процедуры управления взаимодействием;
Предвидение компенсаторных и коррекционных средств управления в связи с индивидуальными конкретными результатами и неожиданными включениями посторонних влияний в педагогический процесс;
Разработать систему педагогического мониторинга;
Предусмотреть возможность вариативности технологической системы, ее адаптивности, в зависимости от промежуточных результатов.
2. Технология ориентирует педагогический коллектив на постоянное профессиональное совершенствование, что определяет необходимость:
Прогнозирования возможных затруднений субъектов взаимодействия, «проектирования» соответствующей помощи как группам, так и индивидуальной помощи кон-
кретным субъектам деятельности;
Создания благоприятного эмоционально-психологического фона процесса взаимодействия (учет интересов, желаний и мотивов деятельности);
Побуждения субъектов взаимодействия к педагогической рефлексии своей деятельности и взаимодействия, самооценке, взаи-мооценке и коррекции своих действий.
3. Технология интегрирует целостное содержание педагогической деятельности, поэтому необходима:
Актуализация и постоянная «востребованность» психолого-педагогических знаний в практической деятельности;
Процессуальное обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса.
На основании вышеизложенного, технологию взаимодействия ДОУ с семьей мы разрабатывали, опираясь на деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Для описания и обоснования разработанной технологии мы поставили перед собой ряд конкретных задач, а именно:
1) указать цель технологии и ее отдельных этапов;
2) определить поле совместной деятельности и функции;
3) вычленить содержание технологических этапов в действиях субъектов;
4) представить показатели реального результата технологии и каждого ее этапа;
5) охарактеризовать возможные способы оценки результатов реализации технологии и ее этапов.
6) описать некоторые методы и формы взаимодействия, которые каждый педагог сможет избирать индивидуально, исходя из своего видения процесса взаимодействия и его особенностей, а также своих индивидуальных возможностей, ориентируясь при этом на задачи и конечные результаты каждого технологического этапа.
В основание разработки технологии взаимодействия ДОУ с семьей положена концепция «Воспитания родителей». Мы используем международный термин «Воспитание родителей» (по Ю.Х. Хямяляйнен, 1993), так как считаем его более емким и содержательным в сравнении с привычным и традиционным для нас термином «просвещение родителей». «Воспитание родителей» - это
помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. «Воспитание родителей» не означает унижения или подчинения родителей, а призвано способствовать их личностному росту; не означает вмешательства в дела семьи и нарушения ее независимости и суверенитета, а создает условия для культурного и педагогического роста членов семьи.
В широком значении под этим термином понимается: организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи; сочетание спонтанных, неформальных и организованных консультаций, инструктажей по воспитанию детей; участие в них в равной степени родственников и друзей, а также профессионалов, работающих в соответствующих детских учреждениях; организованная или неофициальная передача родителям знаний о воспитании детей с целью обогащения и укрепления семейного образа жизни, развития семьи. Воспитание родителей -это просветительская работа, обращенная к сознанию человека. Эмоциональная сторона также играет важную роль в воспитании родителей, но главное здесь - выполнение функций, связанных с жизнью в семье, развитием взаимоотношений в семье и способностей к воспитанию детей. По работам Дж. Лэм и У. Лэм в понятие «воспитание родителей» входит: усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию; приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков; усвоение навыков общения; деятельность, опирающаяся на убеждение, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить. Таким образом, воспитание родителей учитывает, что развитие ребенка и влияние на это развитие тесно связаны с благополучием, внутренней атмосферой, взаимоотношениями и образом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения. Широкое понимание термина «воспитание родителей» включает все сферы семейной жизни, в это понятие входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также во-
просы отношения семьи к обществу и культуре .
Содержание и применение термина «воспитание родителей» тесно связано, прежде всего, с воспитательными функциями родителей и с тем. как мы понимаем сам термин «родители». С точки зрения общества быть родителем - значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии и счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии в это понятие должны быть включены и взаимоотношения с детьми, и их воспитание, направленное на развитие личности ребенка.
Работа по воспитанию родителей, с одной стороны, способствует росту педагогической культуры родителей. Таким образом, воспитание родителей - это попытка помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания. С другой стороны, в педагогически грамотных родителях нуждается ребенок, который, согласно нормам международного права (Декларация ООН по правам человека. Конвенция ООН о правах ребенка), должен быть обеспечен условиями для разностороннего спокойного и счастливого развития, следовательно, родители должны создавать в семье соответствующие условия. Воспитание родителей имеет своей целью помочь им реализовать свои права и свои обязанности. Наконец, существует бесспорная прямая и обратная связь между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества, поэтому воспитание родителей мы рассматриваем как часть социальной политики, направленной на укрепление благополучия семьи, а значит и общества в целом.
Экспериментальная работа по отработке новых технологий взаимодействия ДОУ с семьей проводится в детском саду, расположенном в одном из «спальных» микрорайонов. Микрорайон ДОУ застроен, в основном. пятиэтажными домами с малогабаритными квартирами, многие семьи проживают в частном секторе и в общежитиях. Большинство семей воспитанников ДОУ не имеют достаточно комфортных жилищных условий. Значительная часть семей - малообеспеченные и нуждающиеся, есть неблагополучные в воспитательном отношении
семьи (25 %), семьи, где один или оба родителя безработные, семьи алкоголиков. Непосредственно в микрорайоне ДОУ нет культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений, нет парков или скверов для отдыха и прогулок. В микрорайоне расположены 3 общеобразовательные школы и 5 дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, окружающая дошкольное образовательное учреждение социокультурная среда не может рассматриваться как вполне благоприятная. Это обязывает коллектив ДОУ организовывать педагогический процесс в направлении нейтрализации негативных воспитательных воздействий окружающей среды на ребенка и создавать условия для полноценного развития и социализации его личности, усиливать воспитательный аспект взаимодействия с семьей дошкольника. Организуя процесс взаимодействия с семьей, мы исходили из того, что: взаимодействие должно быть организовано в конституционном поле, с учетом прав ребенка и интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира); процесс взаимодействия должен быть целостным, управляемым, учитывающим в равной степени потребности школы и семьи; технологии и методики взаимодействия должны носить личностно-ориентированный характер; модель интеграции взаимодействия с другими социальными институтами должна быть теоретически обоснована и отвечать требованиям воспроизводимости и результативности, для выявления которой необходимы соответствующие показатели.
Нами разработаны программа воспитания родителей, включающая в себя цикл практико-ориентированных занятий, и модель взаимодействия ДОУ с другими социальными и воспитательно-образовательными учреждениями, в ходе реализации которой будут отрабатываться новые технологии и механизмы взаимодействия, при этом детский сад выступает координатором взаимодействия различных социальных институтов в процессе развития и воспитания ребенка в той мере, в которой это необходимо в каждом конкретном (индивидуальном) случае, тем самым выступает гарантом полноценного развития личности ребенка, сохраняет преемственность и помогает ребенку перейти
на следующую возрастную и образовательную ступень. Задача максимум такого взаимодействия - педагогизировать социум, создавая единое воспитательное пространство, на котором в комплексе можно было бы решать проблемы развития, воспитания и обучения детей совместными усилиями всех заинтересованных лиц и структур, безусловно, усилиями только одного педагогического коллектива ДОУ эту задачу решить невозможно.
Каждый из социальных институтов: семья, детский сад, школа, детская поликлиника, учреждение дополнительного образования, культурно-досуговый или оздоровительный центр - выполняет свои специфические функции социализации личности ребенка, но единой системы взаимодействия между всеми или отдельными названными институтами. как правило, не существует. Детский сад - это первое воспитательное учреждение, в которое приходит ребенок и вместе с ним его родители. Исходя из нашей позиции, детский сад имеет необходимый потенциал для установления социальных связей и поддержания преемственности между различными институтами социализации ребенка, гак как не вызывает сомнений, что успешное вхождение ребенка в окружающий его мир возможно при условии установления педагогически целесообразных связей между всеми социально-педагогическими коллективами, охватывающими основные сферы жизнедеятельности детей, проживающих в микрорайоне. Это очень сложная и актуальная проблема, и основная трудность заключается в том, что на сегодняшний день не существует механизма взаимодействия, установления и организации подобных связей. Поэтому основной задачей при реализации системы воспитания определена разработка и внедрение модели социально-педагогического комплекса с целью организации единого воспитательного пространства в микрорайоне детского сада. При этом ДОУ выступает как психолого-педагогический Центр помощи детям и их семьям, в котором педагогический процесс конструируется исходя из идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка, необходимости и целесообразности единства всех воспитательных воздействий на ребенка; педагогический коллектив генерирует педагогические идеи,
активно влияет на окружающую воспитательную среду, в случае необходимости координирует взаимодействие педагогов и родителей. Организация взаимодействия ДОУ и семьи дошкольника требует разработки модели интеграции взаимодействия, инновационных технологий и методик взаимодействия. Идея создания воспитательного комплекса на базе образовательного учреждения, безусловно, не нова: в России существует несколько подобных центров. Описан опыт создания и работы подобных центров в Кировской, Пермской и некоторых других областях . Но широкого распространения подобный опыт пока не получил. Более того, нам не известны случаи создания подобных центров на базе ДОУ, с другой стороны, наша жизнь так стремительно изменяется, что подчас подобный опыт, едва возникнув. перестает быть актуальным. Поэтому создание городского психологопедагогического Центра помощи детям и их семьям обусловлено, на наш взгляд, объективной потребностью моделирования единой, неразрывной и преемственной системы воспитания детей и взрослых в социуме, создания в нем целостного воспитательного комплекса.
Миссия ДОУ заключается: I) в гуманизации педагогически упорядоченной воспитывающей среды за счет максимальной адаптации к индивидуальным особенностям воспитанников и гибкого реагирования на социокультурные изменения в социуме; 2) в педагогическом оздоровлении социума через реализацию «системы воспитания родителей», повышения уровня педагогической культуры родителей детей, посещающих ДОУ; 3) в опосредованном влиянии на социум, способствующем созданию единого воспитательною пространства в микрорайоне (городе) посредством организации взаимодействия с другими институтами социализации личности ребенка; 4) в обеспечении оптимальных условий для физического, психического, интеллектуального, нравственного развития и социализации личности каждого ребенка, посещающего ДОУ.
В основу реализации концепции воспитательной системы положены следующие основные принципы воспитания и организации системы управления.
Принципы воспитания: принцип гуманизации воспитания; принцип целостности, основанный на единстве процессов развития, воспитания, социализации и становления личности; принцип индивидуализации и дифференциации воспитания; принцип развивающего характера обучения и воспитания ориентирован на «зону ближайшего развития» ребенка и способствует выбору оптимального темпа развития каждого ребенка; принцип психологической комфортности; принцип стимулирования развития всех сущностных сил личности воспитанника, воспитателя и родителя в процессе педагогического взаимодействия: принцип единства (соответствия) содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса.
Принципы организации системы управления: программно-целевое управление; опережающее управление; гибкость системы управления; рефлексивный характер управления (диалогическое полисубъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса, обеспечивающее «интенсивное самоуправляемое развитие» педагогической системы).
Технология взаимодействия с родителями включала следующие этапы:
1. Поисково-диагностический:
Анализ интересов и потребностей родителей, детей педагогов и социума в целом;
Разработка и апробация диагностических методик;
Вычленение проблем и моделирование организационной структуры.
2. Организационно-подготовительный:
Определение целей и задач эксперимента, подготовка материальной базы;
Определение функциональных обязанностей участников эксперимента и планирование работы;
Отработка содержания технологии взаимодействия с семьей;
Апробация форм и методов взаимодействия.
3. Практической реализации:
Проведение занятий с воспитателями; родителями и детьми;
Проведение индивидуальных и групповых консультаций;
Организация и проведение массовых мероприятий (праздников, вечеров и т. п.) с родителями и семьями;
Организация взаимодействия с другими институтами социализации ребенка и помощи семье.
4. Аналитико-рефлексивный:
Обработка полученных данных;
Педагогический консилиум, анализ последействия;
Обсуждение результатов работы, подведение итогов, выводы.
5. Прогностический:
Корректировка планов;
Прогноз на перспективу.
Основные прогнозируемые результаты реализации технологии - это, прежде всего: 1) существование подобного воспитательного комплекса позволит влиять на социальную ситуацию развития каждого ребенка и обеспечивать его успешную социальную адаптацию; 2) созданная система воспитания родителей будет способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменит саму сущность их взаимодействия сначала с ДОУ, а потом и со школой; 3) установление такой преемственности между детским садом и школой, при которой школа была бы ориентирована, в первую очередь, на социальный заказ ДОУ, в этом случае учебно-воспитательный процесс в начальной школе организуется с максимально возможным учетом индивидуальных и коллективных особенностей, возможностей и потребностей поступающих в школу дошкольников; 4) определение характерных социально-педагогических проблем взаимодействия различных институтов социализации личности ребенка-дошкольника и обоснование особенностей организации такого взаимодействия.
Приоритетным направлением первого этапа экспериментальной работы было изучение семей дошкольников, посещающих детский сад, анализ ситуаций семейного воспитания, выявление потребностей семей и противоречий семейного воспитания, нуждающихся в разрешении, так как главным условием развития и успешной социальной адаптации ребенка-дошкольника являются совместные согласованные воспитательные усилия родителей и педагогов. Главная задача, которая решалась на данном этапе - организация такого взаимодействия, в котором в первую очередь были бы заинтересованы
родители, а не только воспитатели. ДОУ посещают 254 ребенка, из них - 213 воспитываются в полных семьях, 41 - в неполных. 200 семей воспитанников отнесены к благополучным в воспитательном отношении, 25 -формально благополучные, 29 - неблагополучные в воспитательном отношении.
Надо отметить, что родители одобрили и поддержали идею эксперимента, то есть педагогический коллектив получил аванс родительского доверия, и теперь мы стремимся к согласованию усилий педагогов и родителей в следующих направлениях: помочь семье осознать необходимость и ответственность за создание полноценных условий для разностороннего развития ребенка; ориентироваться в семейном воспитании на психологию ребенка; осознавать проблемы межличностных отношений ребенка со взрослыми, сверстниками и другими людьми и находить пути их разрешения.
В структуре экспериментальной площадки были созданы психологическая, ва-леологическая, социально-педагогическая службы, логопедический центр и центр эстетического развития, которые оказывают помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Основной практический этап экспериментальной работы по внедрению системы воспитания родителей и реализации разработанной модели рассчитан на три года. Его основные задачи:
Реализация экспериментальной программы;
Реализация технологии взаимодействия с семьей (поиск методик, технологий, структур, нового функционала для разрешения противоречий;
Организация качественной теоретической и практической подготовки участников эксперимента;
Организация методической работы с воспитателями - участниками эксперимента;
Постоянное информирование участников о результатах экспериментальной работы;
Экспертная оценка диагностических и методических материалов;
Апробация модели взаимодействия институтов социализации личности ребенка при координирующей роли ДОУ;
Коррекция программы эксперимента.
Взаимодействие ДОУ с семьей организовано в конституционном поле, с учетом прав ребенка и интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира). Технологии и методики взаимодействия носят личностно-ориентированный характер.
Были проведены тематические месячники: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» (сентябрь); «О характере детей в зависимости от методов воспитания их родителями» (октябрь); «Что необходимо знать родителю о воспитании своего ребенка» (ноябрь); «Как строить общение с ребенком в семье» (декабрь); «Как избегать конфликтов и правильно разрешать их, если они все-таки возникли» (январь); «Как любить своего ребенка и научить его любить своих близких» (февраль); «Социальная адаптация ребенка» (март); «Круглый стол «Проблемы семейные - заботы общие» (апрель).
Было организовано взаимодействие с детской поликлиникой, Пушкинской библиотекой, областным краеведческим музеем, педагогическим колледжем и Институтом культуры (г. Белгород);
Для педагогов были проведены обучающие семинары: «Методы и формы воспитания детей в семье», «Социальная адаптация ребенка в условиях ДОУ», «Технология взаимодействия с семьей», «Воспитание характера ребенка», «Полоролевая идентификация ребенка в семье и ДОУ».
Осуществлялся педагогический мониторинг по отслеживанию процесса и результатов экспериментальной работы; анализу затруднений педагогического коллектива:
А) состояние здоровья и уровень психологического комфорта ребенка.
Данные приведены по результатам медицинского осмотра детей; уровень психологического комфорта оценивался по результатам наблюдений и собеседований с детьми и родителями.
Состояние здоровья детей является на сегодняшний день достаточно серьезной проблемой - только 20 % детей практически здоровы (1-я группа здоровья); 63 % - имеют те или иные ограничения (2-я группа здоровья); 15 % детей страдают хроническими заболеваниями (3-я группа здоровья); 2 % детей имеют 4-ю группу здоровья.
Уровень психологического комфорта детей также выступает предметом заботы педагогов - лишь 58 % детей чувствуют себя комфортно в семейной обстановке и в ДОУ, это означает, что 42 % детей переживают те или иные неудобства, возможно, стрессы, находясь в семье и ДОУ.
Б) информированность педагогов об особенностях семейного воспитания, о типичных и индивидуальных затруднениях родителей.
Результаты получены на основании экспертных оценок (в качестве экспертов выступали администрация и психолог ДОУ); и по данным анкетирования и самооценки воспитателей экспериментальных групп.
Все педагоги отмечают лишь частичный уровень владения информацией о ситуации семейною воспитания, частичный уровень удовлетворенности результатами взаимодействия с родителями.
В) характер динамики типичных затруднений педагогов в процессе взаимодействия с родителями.
Оценивание производилось по результатам самооценки воспитателей, оценки экспертной группы и на основании анкетирования родителей.
75 % педагогов экспериментальных групп имеют доверительные отношения с родителями, в достаточной мере владеют методами взаимодействия с родителями, в ходе реализации программы «Воспитания родителей» использовали активные формы вовлечения родителей во взаимодействие с ДОУ.
Г) удовлетворенность педагогов процессом и результатами деятельности.
Оценка производилась на основании анкетирования воспитателей экспериментальных групп и по результатам экспертных оценок.
По результатам первого года практического этапа педагогического эксперимента все педагоги довольны своим участием в эксперименте и предполагают продолжить эту работу.
Были отмечены изменения в воспитательной деятельности родителей и взаимодействии родителей с ДОУ:
A) уровень педагогической культуры родителей.
Уровень педагогической культуры родителей оценивался на основании результатов анкетирования и по результатам экспертных оценок воспитателей экспериментальных групп. Высокий уровень педагогической культуры отмечен у 48 % матерей и 40 % отцов; средний - у 46 % отцов и матерей; низкий - у 6 % матерей и 14 % отцов.
Б) харакгер динамики типичных затруднений родителей в процессе воспитания детей.
По результатам анкетирования, в ходе индивидуальных бесед с родителями выявлены основные затруднения родителей в воспитании детей:
Трудный характер ребенка, непонимание причин поведения ребенка в тех или иных конфликтных ситуациях - 51,0 % родителей;
Ребенок не слушается взрослых, родителей, нарушает дисциплину - 50,0 % родителей;
Родители не мо!ут найти «общий язык» с ребенком - 42,0 % родителей;
Нет времени для общения с ребенком, игры и прогулок с ним - 24,5 % родителей;
Не знают как поступать в тех или иных ситуациях внутрисемейного общения с ребенком - 17,5 % родителей;
Отсутствуют единые требования в воспитании ребенка у 15,5 % родителей.
B) удовлетворенность родителей результатами взаимодействия с педагогами ДОУ.
Результаты получены в ходе анонимного анкетирования родителей из экспериментальных групп. Полную удовлетворенность результатами совместной деятельности по воспитанию детей отмечают 76 % родителей, частичную - 24 % родителей.
Г) удовлетворенность детей взаимоотношениями в семье.
Результаты получены на основании изучения семей дошкольников и в ходе собеседования с детьми и их родителями (таблица 1).
Таблица I
Степень удовлетворенности Типы семей (в %)
полные неполные
благопо- лучные формально благополучные неблагопо- лучные благопо- лучные формально благополучные неблаго- получные
I !олная 47,8 8.7 - 6.5 2.2 .
Частичная 6,5 10,9 - 4,3 8.7 2,2
Неудовлетворительная 2.2 - -
Степень удовлетворенности детей семейными взаимоотношениями не может считаться удовлетворительной, так как даже в полных благополучных семьях составляет лишь 47,8 %.
Изменения в субъекте управления экспериментальной площадкой:
A) информированность руководителей эксперимента о деятельности педагогов-экспериментаторов (уровни: высокий, достаточный и низкий).
На первом этапе практической части эксперимента отмечен достаточный уровень информированности руководителей эксперимента о деятельности педагогов-экспери-ментаторов. Результаты получены на основании анкетирования и экспертных оценок.
Б) обоснованность принимаемых управленческих решений (уровни: критический, достаточный и оптимальный) отмечена на достаточном уровне.
B) направленность дифференцированной и индивидуальной работы руководителей с участниками эксперимента (уровни: предрасположенность к авторитарному воздействию, готовность к стратегии взаимодействия, отстраненность от процесса - реагирование на результат) находится на уровне готовности к стратегии взаимодействия.
Г) удовлетворенность участников эксперимента научно-методической помощью (уровни: полная, частичная, не удовлетворен).
На основании анкетирования участников эксперимента выявлена частичная удовлетворенность участников эксперимента научно-методической помощью.
Оценка эффективности управления экспериментальной работой позволяет: фиксировать недостатки в управлении, делать вывод о целесообразности и продуктивности управления, проверять соответствие организационной структуры целям и задачам эксперимента.
В качестве основных проблем второго этапа экспериментальной работы можно выделить следующие:
Недостаточность информационного, научно-методического и материально-технического обеспечения экспериментальной работы;
Несоответствие текущих (промежуточных) результатов эксперимента поставленным задачам;
Несогласованность системы работы социальных структур в микрорайоне (городе);
Большие временные и интеллектуальные затраты в процессе сбора информации. ее анализа и интерпретации;
Затруднения в организации взаимодействия с общеобразовательными школами и городскими социальными и психологическими службами.
Намеченные пути предупреждения и преодоления осложнений:
Информирование органов местного самоуправления о процессах, протекающих в семье, и участие в разработке мер помощи семье и детям;
Повышение уровня профессиональной квалификации участников эксперимента, всего педагогического коллектива;
Научная разработка социальных и психолого-педагогических механизмов нейтрализации негативных факторов, а также апробация форм и методов помощи детям и семьям;
повышение уровня социальной и психолого-педагогической культуры родителей, детей, их знаний о процессах, протекающих в семье и механизмах преодоления трудностей.
Исходя из этого, определены задачи на второй год практического этапа экспериментальной работы:
Разработка концепции социальной и психолого-педагогической поддержки семьи и детства в микрорайоне ДОУ;
Научно-методическое обеспечение воспитательной системы микрорайона ДОУ - разработка концепции воспитания детей в условиях единого воспитательного пространства;
Привлечение независимых экспертов к оценке и анализу результатов экспериментальной работы;
Подводя итоги сказанному, считаем, что правомерно говорить об использовании новых технологий взаимодействия с семьей, так как научная новизна разработанной концепции воспитания состоит в разработке модели интеграции взаимодействия ДОУ и семьи; построении структуры взаимодействия семьи и других институтов социализации личности ребенка, что может способствовать созданию единого воспитательного пространства в микрорайоне. Результаты исследования позволят разработать практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ДОУ и дру-
гих образовательных учреждениях, а также могут быть использованы в системе повышения квалификации и подготовки воспитателей и учителей (в системе дополнительного профессионального образования).
1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М. - Белгород, 1995.
2. Катаева Н.А. Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель. М., 1996.
3. Сенников Л.М., Русинова Т.М. Интеграция воспитательных сил микрорайона в оказании помощи семье. М., 1991.
4. Хямяляйнен /О. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М., 1993.
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ:
К ПРОБЛЕМЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И. А. Хвостова
Кризисные явления, характерные для всех сфер жизнедеятельности современного российского общества, сопровождаются снижением общего уровня его духовной культуры. Преодоление данной негативной тенденции предполагает обновление содержания и структуры воспитания в системе образования на основе ряда гуманистических принципов. Среди них приоритетное значение отводится принципу культуросообразности, подразумевающему, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традициями, не противоречащими духовным ценностям. Создание необходимых условий для формирования у молодежи потребности в освоении все новых и новых культурных пластов - одна из главных задач современной педагогики. В этой связи акпуализируегся проблема приобщения молодого поколения к различным видам творчества, в том числе и к любительскому музицированию как деятельности по освоению, производству и распространению ценностей музыкального искусства.
Традиционно развитие любительского музицирования регулировалось в обществе двумя путями: 1) просветительско-популяризаторским (предполагает пропаганду произведений музыкального искусства и распространение музыкальных знаний в широких слоях населения); 2) музы кал ьно-образова-тельным (подразумевает изучение теории и истории музыки, обучение практическим навыкам игры на музыкальных инструментах). Причем, степень распространенности любительского музицирования в общественной среде во многом определяется тем, насколько гибко соотнесены и увязаны между собой эти две системы - массовое музыкальное просвещение и музыкальное образование.
Сегодня необходима организация целенаправленной практической просветитель-ско-популяризаторской и музыкально-образовательной деятельности, прежде всего, среди детей младшего школьного возраста и подростков. Реальный путь утверждения вариативности в решении данной проблемы -стратегия интеграции систем основного об-
Введение
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Объект исследования : взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи
Предмет : формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
Для решения данной проблемы мы поставили цель:
Теоретически обосновать и практически разработать формы и методы работы педагога ДОУ с родителями.
В соответствии с поставленной целью определили следующие задачи :
1. Рассмотреть теоретические подходы к организации взаимодействия педагога ДОУ и родителей…
2. Выявить социально-психологические особенности работы педагога с родителями по воспитанию и обучению детей.
3. Определить формы и методы работы педагога ДОУ с родителями для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей: - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; - объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
1.2.Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
- изучение потребности родителей в образовательных услугах;
- просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:
- совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. В настоящее время, родительские собрания вытесняются новыми формами общения, такими как «устный журнал», «педагогическая гостиная», «круглый стол», «родительские конференции», «семинары-практикумы» - их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и др. К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы с родителями - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия . Выделяют следующие нетрадиционные формы:
- информационно-аналитические;
- досуговые, познавательные;
- наглядно-информационные .
Информационно-аналитические : выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Досуговые : установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Познавательные : ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские : ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (старшего воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса.
Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания;
- консультации;
- визиты в группу;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное совершенствование предметно - развивающей среды;
- семинар - практикум;
- круглые столы;
- театр взрослых. Проводимая работа позволила повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Заключение
На сегодняшний день можно сказать, что у нас в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей в единомышленников в воспитании детей.
В заключении выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
- изучение семьи и условий семейного воспитания;
- повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;
- дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
- изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
- включение родителей в осуществление педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Список используемой литературы:
- Данилина Т.А. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей», М., 2004
- Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями», М., 2002
- Солодянкина О.В.«Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», М., 2004
- Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2007
- Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», М., 2007
- Пастухова И.О. «Создание единого пространства развития ребенка», М., 2008.
- Данилова Е.Ю. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями», М., 2009
- Прохорова С.Ю.«Предшкольное образование и система работы с родителями», М. 2008
- Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с
- Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
- Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
- Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.
Ольга Манушина
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи .
Сотрудничество – это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье , что невозможно без «открытости» ДОУ.
Придать дошкольному учреждению «открытость» внутрь значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.
«Открытость» ДОУ внутрь
– это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения; знать специфику семейного воспитания, учитывать особенности воспитания детей; уметь проектировать деятельность по отношению к родителям и детям, анализировать уровень педагогической компетенции родителей; уделять внимание педагогическому просвещению родителей, а также постоянно повышать свой уровень коммуникативных умений.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями :
Традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные, состязания, праздники, беседы, посещение семьи ребенка . дни открытых дверей и т. д.);
Просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетений, информационных листовок , буклеты, стенды и «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);
Интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и т. д.);
Развитие государственно – общественного управления (работа попечительского совета, родительского комитета) .
Остановимся подробнее на интерактивном направлении, которое содержит большой потенциал на современном этапе развития дошкольного образования в работе ДОУ с семьей .
Интерактивное направление в работе с семьей в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работах с семьей , а также повысить педагогическую компетентность родителей.
К малоиспользуемым в дошкольных учреждениях интерактивным методам работы с родителями, которые могут характеризоваться как инновационные, можно отнести :
метод «дельфи» - метод мозгового штурма; метод быстрого поиска решений, основанных на их генерации в процессе мозговой атаки, которая проводится группой педагогов и родителей;
метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций) ; с помощью этого метода педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель – участник семинара – практикума проявляется наиболее отчетливо;
тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье ;
акции – комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;
мастер-классы для родителей передача действующей технологии, способ взаимодействия между родителями и обладающим признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей; каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты;
экспозиция и интерактивная экспозиция (от лат. expositio – выставление напоказ, изложение) в искусстве – размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. В работе же детского сада экспозиция продуктов детской деятельности позволяет показать родителям продвижение ребенка в освоении образовательной программы, познакомить детей группы и педагогов с личными предпочтениями каждого ребенка, с его хобби и увлечениями. Группа должна быть насыщена поделками, рисунками детей, которые помогают каждому ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других детей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно – образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы , уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей)
Используя знания, опыт и возможности педагогов нашего дошкольного учреждения мы активно применяем в своей работе различные современные формы взаимодействия с родителями воспитанников.
В каждых группах проходят совместные творческие, игровые, исследовательские проекты воспитателей, детей и родителей. Педагоги ДОУ, применяя этот метод, стараются учитывать тот факт, что все проекты должны быть взаимосвязаны . Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, развивают свои способности. Совместные проекты помогают ближе узнать возможности семьи , включить их в образовательный процесс, углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей. Тематика проектов совпадает с календарным планированием нашего детского сада, сроки реализации проектов зависят от возникшей проблемы, поставленных задач, возрастной группы и др. Наиболее удачными оказались проекты : «Моя семья » , «Чудеса с осенней ветки» , «Новый год к нам мчится…» , «Поговорим о любви» ,«Огород на окошке» и самый долгосрочный, творческий проект «Литературное путешествие длиною в год» . Этот проект сейчас очень актуален, потому что 2015 год – является годом русской литературы. Вся педагогическая деятельность, совместные мероприятия, конкурсы проходят в нашем детском саду и неразрывно связаны с русской литературой. Мы используем произведения русских классиков, литературных героев для решений наших поставленных задач, развития творческих способностей и всестороннего развития воспитанников.
В нашем детском саду в зимнее время организуется акция «Добровольник» , когда все желающие (родители, дети, сотрудники) выходят на расчистку участков от снега, а после совместного труда мы пьем чай. Огромный заряд энергии, позитива, радостных эмоций получаем мы от физического труда, общения с родителями и детьми. Также зимой проводится акция «Покормите птиц зимой» , когда все родители, дети и воспитатели мастерят кормушки для птиц. Потом воспитатели и дети развешивают их на участке детского сада, подкармливают пернатых друзей. А члены жюри выбирают самую оригинальную кормушку и награждают победителей.
Проводится совместная акция и весной, во время благоустройства территории под названием «Самый чистый двор» . В данной акции принимают участие все сотрудники ДОУ, сотрудники школы с углубленным изучением отдельных предметов «Яктылык» , родители и жители микрорайона.
Уже второй год подряд в группе «Звездочки» проходит акция «Солнце семейных традиций» , где дружная команда воспитателей, детей и родителей собираются вместе, рассказывают о своих семейных традициях, о семейных ценностях, о праздниках, о взаимоотношениях с детьми , старшим поколением, делятся опытом, проблемами и дарят друг другу подарки.
В течение учебного года педагогами нашего ДОУ проводятся и другие формы взаимодействия и сотрудничества с родителями :мастер – классы, семинары,круглые столы, индивидуальные беседы; наши родители бывают частыми гостями в группе, рассказывают детям о своих профессиях, кулинарных способностях; помогают в организации праздников, непосредственно – образовательной деятельности, проектов, конкурсах.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии : круглые столы,семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Практические работники ищут новые, инновационные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания. Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей совместно с традиционными способствуют повышению эффективности работы с родителями.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей :
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
Организация диагностической работы по изучению семей;
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;
Активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;
Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
Приобщение родителей к педагогическому процессу;
Неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей : родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания , которые бывают:
Установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;
Знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;
Консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
Совместные с детьми и родителями;
Отчетные;
Связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;
Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога , по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.
Назначение родительских университетов в учебном учреждении - психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.
Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.