Индивидуальное занятие с аутичным ребенком «Овощи. Фрукты»
Цель : Создание условий для актуализации и закрепления знаний об овощах и фруктах.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Закреплять представления ребенка об овощах и фруктах.
2. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Овощи, фрукты».
3.Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме винительного падежа).
4. Отрабатывать навыки связной, диалогической речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать осязание при различении предметов на ощупь.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развивать зрительное восприятие: повышать остроту зрения при штриховке изображений овощей, фруктов.
4. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, фантазию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду.
2.Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у ребенка.
3.Формировать психологический контакт, взаимопонимание, доброжелательность и сотрудничество.
Оборудование: лото «Овощи», муляжи овощей, фруктов, деревянная подставка для овощей, картинки с изображением овощей и фруктов фломастеры.
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика "Компот"
Будем мы варить компот, (левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешает”)
Фруктов нужно много. (загибает пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить, (имитирует движения, крошит)
Грушу будем мы рубить. (имитирует движения, рубит)
Отожмем лимонный сок (имитирует движения, отжимает)
Слив положим и песок. (имитирует движения)
Варим, варим мы компот. (варит и мешает)
Угостим честной народ. (угощает)
3) Игра в лото «Фрукты, овощи»
Педагог дает ребенку карточки с изображением фруктов и овощей. Затем просит подать тот или иной фрукт, овощ. Например: «Дай, пожалуйста, морковку». И т д.
4) Игра «Посади грядку»
Используются муляжи овощей. Педагог расставляет перед ребенком муляжи овощей и предлагает посадить на грядку (деревянную подставку) тот или иной овощ.
5) Упражнение по глобальному чтению
Педагог предлагает ребенку картинки с изображением овощей или фруктов, под картинкой надпись. Пластмассовыми буквами, методом наложения, ребенок раскладывает слово. Слово произносится вместе с педагогом.
6) Упражнение «Цветная радуга»
Педагог показывает ребенку изображения овощей, фруктов и предлагает ему раскрасить их (заштриховать).
7) Волшебный мешочек
Ребенок достает из мешочка муляжи овощей, фруктов. На ощупь он должен определить -какой это фрукт или овощ.
8) Поощрение
В конце занятия ребенку предлагается то, что он любит (например, конфета или любимая игрушка и. т. п).
9) Итог
Педагог хвалит ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопает в ладоши и говорит «Молодец».
Наталия Кунденок
Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет
Цели:
Оборудование: кубики Денеша, «сухой бассейн» с рисом и манной крупой,массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Педагог здоровается с девочкой (не говорящая, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.
2. Кубики Денеша.
На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).
Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками.
Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.
3. Пальчиковая гимнастика.
Педагог показывает мягкую игрушку кошку, предлагает погладить,
показать глазки, носик, хвостик. Воспитатель с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.
Кусается сильно
Котёнок глупыш
Он думает это
Не палец, а мышь.
Но я же играю
С тобою малыш.
А будешь кусаться
Скажу тебе кыш!
4. Рисование осенних листочков.
Педагог предлагает ребёнку рассмотреть дерево с засушенными разноцветными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (жёлтые, красные).
Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и закрась гуашью.
Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданного цвета (красный, желтый). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.
5. Физкультминутка. «Мишка косолапый»
Цель: формировать умение подражать действиям педагога.
6. «Сухой бассейн» с рисовой крупой .
Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.
Инструкция: найди игрушки.
Цель: снятие эмоционального напряжения, формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.
7. Задание с мелкой мозаикой.
Инструкция: выложи по образцу цветочки.
Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу,
закрепить основные цвета.
8. Пальчиковая гимнастика.
Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.
Тук-тук- стучим кулачками
Да-да- бьём в ладоши
Можно к вам- кулачки
Рад всегда- ладоши
9. Прощание.
Публикации по теме:
Конспект индивидуально-коррекционного занятия с ребенком-ринолаликом в подготовительной к школе группе детей с ОВЗ Тема: Подготовка речевого аппарата к вызыванию звука [Р]. Автоматизация звука [Ш]. Цель: развитие подвижности мягкого неба и разработка.
Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Чермянина Марина Александровна Автоматизация звука Р (конспект индивидуального занятия).
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха Цель: Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация.
На семью, где есть ребенок аутист возложена очень ответственная роль. В нашей статье мы разберемся как помочь родителям правильно общаться и как заниматься с детьми аутистами.
Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.
Аутизм - это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.
Не смотря на то, что аутизм - это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.
Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:
- Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.
- Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
- Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
- Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
- Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми - это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.
Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:
- Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
- Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
- Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.
- Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.
Семьи с «особыми» детьми всегда особенные. С того момента, как ребенку поставлен диагноз «аутизм», на всех членов семьи падает большая физическая и психологическая нагрузка. Сразу появляется ряд вопросов: сможет ли отец обеспечивать семью один, сможет ли мать выйти на работу, как воспитывать и обучать «особого» малыша и как регулировать отношения с другими детьми, если они есть. Каждый переживает стрессовую ситуацию по-разному, и не все семьи находят выход.
Но когда приходит понимание, что наиболее важной задачей является построение полноценной жизни с ребенком-инвалидом, возникает стремление помогать и поддерживать друг друга на пути к рациональному решению этой задачи, и ситуация окажется не такой уж печальной.
Развивающие занятия с аутистом
Не нужно забывать о том, что «особый» малыш, несмотря на неизлечимое заболевание, — ярко выраженная личность, как все дети. Поэтому обучение необходимым навыкам и умениям необходимо строить вокруг его увлечений и интересов. Ребенок будет с удовольствием заниматься тем, что по-настоящему увлекает и волнует его, да и родители получат больше удовольствия от его успехов. Многие аутисты - успешные программисты, художники, бухгалтеры и т.д.
Составляя режим дня для малыша, нужно понять, получится ли ему следовать. Обычный ребенок, даже очень привязанный к определенному порядку вещей, перенесет перемену в графике, особенно приятную. Ребенок-аутист крайне болезненно переживает подобные моменты, и лучше свести их к минимуму.
Занятия с ребенком не должны прерываться ни по какой причине. Их можно сократить, если необходимо, но не прерывать совсем. Прогресс, который достигается тяжелым трудом, теряется очень быстро. Хорошо, если получится посещать коррекционную школу для «особых» детей, где, помимо специальных занятий с педагогами и психологами, можно и больше общаться с другими малышами и их семьями.
Однако и дома можно помочь своему ребенку. Существует множество педагогических пособий по обучению детей-аутистов. Очень важно для таких малышей развитие тактильных ощущений и владение своим телом: в этом очень помогут лепка (пластилин, глина), мозаика, танцы, пазлы, конструктор.
Такие дети быстро устают, поэтому желательно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (с рисования — на работу с карточками, с карточек — на небольшую зарядку, с зарядки — на счет или письмо).
Аутист — ребенок особый, не все у него будет получаться так быстро и хорошо, как у здоровых детей, но если при терпении и упорстве он не раз порадует родных отличными результатами.
Комфортные условия для ребенка-аутиста
Дети-аутисты не любят прикосновений, но они важны для дальнейшего развития психики малыша. Поможет легкий массаж на ночь.
Общаться с таким ребенком нужно как можно больше. По поведению и отстраненному взгляду аутиста может создаться впечатление, что он вовсе не желает общения, но это не так. Эти малыши нуждаются в общении даже больше, чем их здоровые сверстники.
Но не стоит и забывать, что их особенность обуславливает и необходимость в периодическом уединении. Поэтому желательно устроить для малыша место, где его никто не будет трогать в те моменты, когда он хочет побыть один.
Малыши-аутисты часто подвержены непереносимости различных продуктов. Для них деток обычно рекомендована особая диета с ограничением продуктов, богатых казеином и глютеном, а также сладкого. Но каждый ребенок - индивидуальность. Стоит понаблюдать за тем, что и как он ест, какова реакция на те или иные продукты. Возможно, ему подойдет другая диета. Такому ребенку нужен обязательный прием поливитаминов.
При выборе врача лучше воспользоваться советами мам таких же «особых» детей.
Досуг аутичного ребенка
Ждем Божану на конференции «Аутизм: вызовы и решения»
Наша группа в facebook:
https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте:
https://vk.com/public57544087
Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Досуг аутичного ребенка
Когда речь заходит о досуге ребенка, многие родители представляют себе увлеченно рисующего сына или дочь, занятую лепкой из пластилина: дети уютно устроились в своей комнате, тихо напевая любимую мелодию и создавая шедевр за шедевром. Однако для родителей аутичного ребенка эта часто воображаемая идиллия, в большинстве случаев, не достижима.
Как правило, в нашем понимании досуг – это когда дети заняты любимым делом или тем, что им интересно. Но многие родители аутичных детей непременно скажут: «Моему ребенку ничего не интересно!» или «Я не могу ничем занять его!». Как мама ребенка-аутиста, признаюсь, что я тоже никогда не видела своего 5-летнего сына одиноко и увлеченно сидящим за столом с акварелью. Но это никак не означает, что у него нет любимых занятий.
Своеобразие интересов
Аутичные дети часто имеют своеобразные интересы – мы назовем их «узкими» или «специфическими». Им нравится крутить колеса у машин, разглядывать мелкие предметы или махать руками; кто-то любит кутаться в покрывала или забираться в импровизированные «домики»; другим нравится часами разглядывать картинки в книгах, выстраивать в ряд кубики или собирать большие паззлы/мозаику. Но почему-то мы не считаем эти занятия «досугом».
Может быть, в нашем представлении, ребенок должен заниматься в свободное время непременно чем-то полезным и «развивающим» его? Но тогда мы должны знать, что именно таким образом, какой выбрал наш ребенок, он сам себя и развивает, и «подпитывает», и успокаивает, и ему, безусловно, важны эти «паузы».
Я знаю родителей, которые готовы загружать своих детей «развивалками» так, что у тех не остается свободной минуты – это относится и к родителям нормотипичных детей. Они лишают своего сына или дочь возможности созерцать этот мир, делать самостоятельные наблюдения, получать собственные впечатления, в том числе в соответствии с особенностями своей сенсорной системы.
Мне кажется очень важным понять, что любой ребенок, как и любой взрослый, объективно живет в своем мире, и мы, будучи родителями, не должны грубо вторгаться в этот мир со своими установками, которые далеко не всегда бывают оправданы необходимостью. Гораздо чаще мы лишь предполагаем, что «так будет лучше», «это гораздо полезнее» и «это должно быть ему интересно». Но ребенок всегда имеет право выбора, особенно если речь идет о его собственном досуге.
От простого – к новому
Я думаю, чтобы «расширить» интересы аутичного ребенка, когда эти интересы кажутся нам слишком «узкими», мы должны иметь в виду две вещи: собственно, что это за интерес и каким образом мы можем, не разрушая его, дополнить картину?
Например, мой сын очень любит быстро и часто махать перед глазами палочкой и водить этой палочкой по стенам. Что его привлекает в этом занятии? Возможно, он тренирует свои зрительные «мышцы», или ему нравится легкий ветерок, возникающий от быстрых движений, или ему нравится звук, возникающий при трении палочки о стену? А может быть, таким образом он исследует поверхность стены, «чувствуя» палочкой ее пустоту или шероховатость?
Я предлагаю ему предметы, по форме похожие на палочки, постепенно расширяя их функциональность: карандаши, игрушечные удочки, пластмассовые ложки, зубные щетки, массажные щетки, гребневые расчески, толстые веревки, яркие ленты. Он с радостью использует их в своей игре, просит, ищет, носит с собой.
В качестве поверхностей, по которым можно водить этими предметами, подходят не только диваны и стены. Ткани с детскими рисунками, бархат и фетр, картонки, вязаные коврики, искусственный и натуральный мех, кора дерева и даже мох – все пригодится. Сын использует эти предметы и поверхности для получения самых разнообразных впечатлений. Этими же предметами он может манипулировать и в воде – вот новые впечатления.
«Сенсорный» досуг
Вода никогда не оставляет моего сына равнодушным, поэтому помимо незамысловатых игр вроде плескания и переливания из оранжевого стакана в зеленый я могу занять его «стиркой», вручив носок или небольшое полотенце, которое можно поласкать, выжимать и встряхивать так, что брызги летят по всей ванной. Сейчас это игра, дальше – полезный навык.
Другое увлечение моего сына – песочница на детской площадке. Возиться с песком он может часами, при этом не интересуясь такими играми, как лепка из песка куличиков или постройка крепости, перевозка песка грузовыми машинками или раскладывание по формочкам. Его интересует лишь сам песок – консистенция, запах, ощущения на ладонях и пальцах.
Дома я готова предложить ему большие контейнеры с самыми разными наполнителями: деревянная стружка, легкие шарики из пенопласта, кинетический песок, манка, гречка, фасоль. Все это можно пересыпать, держать в руках, в это можно «закапываться» пальцами, искать в сыпучих недрах мелкие фигурки животных или отделять фасолины от манки. А если ребенку больше нравится мять, а не сыпать, на помощь придут тесто, воск, пластилин, модная «жвачка» для рук.
Визуальные расписания
Конечно, такое сенсорное развлечение не может длиться целый день, поэтому в досуг ребенка, на мой взгляд, важно включить занятия, которые формируют ощущение собственной значимости, самостоятельности, «взрослости». Помимо уже упомянутой «стирки», это могут быть и другие «взрослые» занятия: уборка постели, вещей, игрушек, книг; уборка посуды и крошек со стола и мытье посуды в раковине на кухне (с надеванием фартука и другой возможной «рутиной»); переодевание – из пижамы в домашнюю одежду, из домашней одежды – на улицу, с улицы – снова в домашнюю одежду и раскладывание вещей по ящикам и полкам.
Если все эти простые повседневные действия уместить в визуальном расписании, ребенку будет значительно проще менять одну деятельность на другую. Кто-то будет стремиться соблюдать строгую очередность, другому будет достаточно знать, что часть дел уже выполнена и осталось совсем чуть-чуть до просмотра любимого мультфильма.
Поскольку подавляющее большинство аутистов – ярко выраженные «визуалы», которым проще и доступнее язык образов, а не метафор, то изображения с действиями и людьми могут и должны быть использованы в расписаниях! Я считаю, визуальное расписание – отличный помощник, особенно когда с годами занятий и дел становится больше и их требуется распределить по дням недели, а в жизни ребенка появляются новые специалисты и друзья.
Структурированность досуга
Всем известно, что перед тем, как у ребенка формируется понятие времени, он знакомится с последовательностью действий, и хорошо, если эта последовательность повторяется изо дня в день, создавая ощущение стабильности. Так ему становится проще распределять свои внутренние ресурсы для тех или иных занятий, имеющих определенную структуру и взаимосвязь. У многих аутистов эта «привычка» сохраняется на протяжении всей жизни.
Мой сын знает, что, придя из детского сада домой, он сможет спокойно насладиться собственными «стимами» для снятия напряжения и усталости, полистать любимые книжки. Он знает, что после принятия ванной непременно последует мультфильм, а надевание пижамы непосредственно предшествует залезанию под одеяло и колыбельной песенке.
Незначительные для нас, нормотипичных взрослых, детали дня для аутиста могут означать целое событие или сложное действие, требующее приложить немало усилий. Я полагаю, что крайне важно ценить эти усилия и поощрять любовь ребенка к порядку и стабильности, поскольку именно такое мировосприятие является для него естественным и логичным.
specialtranslations.ru
Чем занять ребенка с аутизмом
Подруга едет в гости на Кубу к родственникам, у которых мальчику поставили диагноз аутизм. Ему 6 лет, не говорит. Это все, что ей известно. Подскажите, пожалуйста, что можно привезти в подарок ребенку? Может быть есть какие-то игры, которые будут к месту и к пользе?
Ну конструктор наверняка не повредит. Потому что если выискивать какие-то специальные пособия для аутистов, то окажется, что им оттуда гораздо проще их заказать через интернет. Это если я конечно правильно себе представляю возможности кубинцев. т.е. если у них эти возможности есть, то лучше привезти что-то местного нашего производства.
Если есть такая возможность, подарить им хороший планшетник. У моей подруги неговорящий сынишка-аутист вовсю таким пользуется — и для общения, и для занятий, и просто для игр. Сейчас есть много программных продуктов, специально разработанных для аутистов.
Крупное? Типа Дупло? Или с мелкими деталями аутист может работать. Простите за такие вопросы, я не сталкивалась с этой темой.
А есть возможность у мамы спросить? Наш одно время играл только в железную дорогу, причем предпочитал недорогую «Кроху», теперь интересует только конструктор. У них все индивидуально, лучше знать, есть ли какой «пунктик»
Универсального нет: кому то головломки нравятся, а кому то они вообще никак и т.д. Но если есть что то «любимое», то родители точно занать должны:-)
Детский аутизм: как с этим жить?
Отрешенный, молчаливый, погруженный в себя. Согласитесь, как правило, подобные эпитеты не подходят для описания детей. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения.
Аутизм — аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире — ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы.
Иногда (но далеко не всегда) аутизм сопровождается другими нарушениями — недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний. Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.
Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.
Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Перечислим некоторые из них:
Ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника») -его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты — хаотичны -малыш предпочитает одиночество -отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции) -ребенок не обращается за помощью к взрослым -не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)
Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.
Родителей детей-аутистов беспокоит, возможна ли успешная социальная адаптация их малыша. Здесь многое зависит от степени выраженности патологии. Но не менее важна и реакция родителей на подобный диагноз. От их терпения, целеустремленности, веры в ребенка и в собственные силы зависит очень многое. Люди, страдающие тяжелыми формами аутизма, нуждаются в опеке всю жизнь. С другой стороны, есть много примеров, когда страдающие аутизмом добивались значительных высот в профессиональной сфере, вступали в брак и рожали здоровых детишек.
Окончательный диагноз «аутизм», как правило, можно поставить лишь по достижении ребенком трех лет. Однако
Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?
Работа педагога-психолога с детьми- аутистами
Все мы знаем, что работа с детьми -аутистами имеет свою особую специфику, и соответственно, свои сложности. Итак, ситуация следующая. Ребенок 5 лет. Посещает детский сад 3 года. Контакт со сверстниками и педагогами отсутсвует, «скользящий взгляд». Присутсвуют стереотипизация в поведении: может часами на листах бумаги копировать одни и те же фразы. На занятиях не сидит, одним словом «отсутствует». ПРи этом фразовой речи нет, единичные слова. Умеет читать (все таблички в детском саду перечитал!), прекрасно складывает пазлы, кубики. Попытки взаимодейтсвия с ребенком через рисование, дидакт. игры тщетны. Уход в демонвтративной форме: дико кричит, машет руками, убегает. У ребенка инвалидность, диагноз «аутизм» поставлен. Такой ребенок в моей практике впервые. На мой взгляд, это ребенок не для массой группы детского сада, а для домашнего оучения!
Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»
Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.
Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, - родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, - как работают используемые вами методы.
Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:
Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.
Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.
Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.
Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).
В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.
Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.
Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.
Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.
Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.
Массаж детям, страдающим аутизмом
Дети, страдающие аутизмом, испытывают постоянное чувство тревоги и часто плохо ощущают свое тело, поскольку у них понижена чувствительность кожных покровов. Тактильные контакты воспринимаются такими детьми как некая угроза, необходимо учитывать, что они испытывают чувство страха, когда к ним кто-то прикасается. Поэтому иногда проведению таких сеансов должен предшествовать длительный подготовительный период.
Массаж при аутизме – это не лечение, но его осуществляют для того, чтобы больной ребенок лучше почувствовал свое тело, осознал его границы, а также, чтобы он понял, что у него может установиться взаимное доверие с другим человеком, который обеспечит его безопасность и разделит его тревоги. При этом общение не обязательно сопровождается разговором, важны жесты и выражение лица того, кто проводит сеанс.
Процедура должна проводиться в спокойной обстановке, в теплом и хорошо освещенном помещении. Желательны мягкие ковровые покрытия. Ее надо начинать в том месте помещения, которое выберет сам ребенок.
Вначале детский массажист должен объяснить ребенку, что он собирается делать. При этом он должен попробовать усадить или уложить его в различные позы, чтобы понять, где он будет чувствовать себя комфортнее. Если, например, ребенку будет некомфортно в положении лежа, процедуру можно начинать, когда он сидит или стоит.
Чтобы движения массажиста были приятны ребенку, можно использовать специальное молочко для тела. Начать можно с легкого поглаживания рукой или пальцами массируемого места, то есть движений, похожих на ласкательные. Давления и вибрации применяют позже. Если ребенок сопротивляется, настаивать нельзя. Надо действовать постепенно, терпеливо устанавливая контакт с ним, медленно увеличивая ритм движений. К окончанию сеанса больной ребенок должен быть расслаблен и должен чувствовать внутреннюю гармонию.
Уход за ребенком
Дети-аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом это зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением. Главное — направить его развитие в нужное русло.
Прежде всего занятия с детьми аутистами направлены на преодоление негативизма в общении и установление контакта. Это поможет развить познавательные навыки, смягчить сенсорный и эмоциональный дискомфорт, характерный для детей аутистов, повысить активность ребенка в общении и помочь ему организовать целенаправленное поведение.
Чем занять ребенка аутиста?
Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.
Занятия для ребенка в возрасте до трех лет
Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.
- Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать развитию сенсорики, зрительному восприятию и развитию мелкой моторики.
Занятия для аутичных детей дошкольного возраста
Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.
В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.
Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы
Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.
Занятия для аутичных детей подросткового возраста
В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.
Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.
detskoerazvitie.info
Вопрос-ответ. «Бабушкино правило» для мотивации ребенка
Как родители детей с поведенческими проблемами могут использовать одно из универсальных психологических правил
Принцип Премака – это стратегия прикладного анализа поведения (ПАП), которую часто называют «бабушкино правило». Прозвище связано с тем, как некоторые бабушки (большие эксперты по детскому поведению) говорят своим внукам: «Сначала овощи, потом шоколадный торт».
Личный опыт. Приглашение на работу, которое должны получить родители детей с аутизмом
Описание «вакансии» родителей детей с аутизмом, составленное мамой аутичного ребенка
Поздравляем вас с назначением на должность «Родитель ребенка с аутизмом». Мы понимаем, что назначение могло застать вас врасплох, ведь вы изначально не откликались на подобную вакансию. Вас также могло обескуражить, что в данном письме нет никаких контактов, так что вы не можете ни написать, ни позвонить нам, и у вас нет возможности отказаться от этой должности.
Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно?
Навыки независимой игры не всегда развиваются у ребенка естественным образом, так что иногда им необходимо обучать. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно, нужно составить очень простое и легко выполнимое расписание занятий для ребенка.
Вопрос-ответ. Как поговорить с аутичным подростком о свиданиях?
10 советов родителям детей с аутизмом от психологов
Конечно, первые свидания - это важная, но трудная часть жизни для любого подростка. Тем не менее, существуют сложности, которые особенно актуальны именно для подростков с аутизмом. Эти сложности не являются непреодолимыми. Просто нужно их учитывать, чтобы помочь своему подростку.
Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом
Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий
Стереотипия - это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».
10 способов поддержать развитие коммуникативных навыков у маленького ребенка с аутизмом
Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать, чтобы поддержать развитие навыков коммуникации у ребенка с аутизмом.
Личный опыт. Аутизм и получение подарков на праздники
Мама ребенка с аутизмом о том, как преодолеть возможные трудности, которые могут испортить получение подарков
Когда говорят об аутизме и подарках, обычно обсуждают, как выбрать подходящие игрушки. Однако в самом получении подарков есть аспекты, которые могут вызвать стресс у аутичных людей.
Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом боится расставаться с вами?
8 способов уменьшить тревожность по поводу разлуки от мамы ребенка с аутизмом
Иногда мне нужно ездить в командировки. И очень тяжело видеть, как страдает сын каждый раз, когда я выхожу за дверь или собираюсь в поездку. Вот 8 способов, которые помогают облегчить его тревожность.
Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?
Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.
Вопрос-ответ. Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?
У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья
Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.