Помочь ребенку подготовить его мозг к повышенной интеллектуальной нагрузке в школе, активировать его до нужного состояния. Применить совершенно иные техники, которые способны эффективнее и качественнее «включить» и развить интеллектуальные способности, которые помогут оградить ребенка от стресса.
Актуальность
ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССА И ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Резкий переход из летних каникул в школьный обучающий процесс представляется для психики ребенка стрессовым фактором, так как:
- в кратчайшие сроки происходит полная смена режима (сна и бодрствования, питания, ритма жизни);
- возникает необходимость в максимальной концентрации внимания, собранности и порядке;
- повышается концентрация оценочных суждений со стороны учащихся и учителя;
- в несколько раз усиливается интеллектуальная нагрузка (вычисление, чтение, запоминание, логика и пр…).
Последствия такой нагрузки могут выливаться в излишнюю раздражительность ребенка и плохие оценки. И как результат, отвращение к учебе и желание скорее от этого отделаться или под любым предлогом избежать встречи со школой. И если со сменой режима и оценочным суждением мы справиться не в силах, то помочь ребенку подготовить его мозг к повышенной интеллектуальной нагрузке, так сказать, раскачать его до нужного состояния, это в наших силах. И речь пойдет не о натаскивании ребенка путем решения задач, чтения и всего того, с чем он встретиться в школе. Существуют совершенно иные техники, которые способны эффективнее и качественнее «включить» и развить интеллектуальные способности.
Ошибочность некоторых суждений...
Многие родители ошибочно считают, что готовность ребенка к школе определяется в умении читать, писать, считать… Для мозга, это не так! Дело в том, что готовность к обучению не имеет к этому никакого отношения. Например, трудность в письме связана с неразвитостью мышц кисти, координации движений пальцев, предплечья и плеча пишущей руки, несформированностью межполушарных связей.
Поэтому «дрессировка» ребенка через часовые работы в прописях долго приносит желаемый результат. Гораздо эффективнее и интересней будет лепка, плетение, вырезание ножницами различных фигур из бумаги и т.д.
Почему с нейропсихологом?
Чем отличается активация с нейропсихологом от тренировки методом решения задач?
Развитие движения является основой для развития когнитивного, социального и эмоционального. Единство мозга заключается в слаженной работе двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Поэтому когда мы развиваем мелкую моторику, развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за высшие психические функции. А при регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон связывающих два наших полушария, что и обеспечивает благополучное развитие высших психических функций. Важно заметить, что развитие межполушарных связей, есть основа развития интеллекта.
При помощи сенсорно моторных упражнений мы можем активизировать работу мозга, различных отделов коры больших полушарий, благодаря чему могут развиваться способности человека или корректироваться проблемы в различных областях психики. При помощи таких тренировок мы стимулируем интеллектуальное развитие самым гармоничным образом без каких-либо инородных или чужеродных вмешательств. Так же важно, что чем более интенсивна нагрузка (в пределах допустимой нормы), тем значительнее эффект.
Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Качественно улучшается регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные техники позволяют расширить возможности деятельности человеческого мозга.
Активация ребенка с нейропсихологом. Что мы предлагаем?
Мы предлагаем интенсивный курс занятий с нейропсихологом - курс сенсорно моторных упражнений, который способен активизировать работу мозга ребенка, работу различных отделов коры больших полушарий. После летнего отдыха это может быть крайне необходимо.
Наш курс не похож на начало учебных занятий в школе. Мы бережем оставшееся летнее время для отдыха, поэтому предлагаем курс, который будет сообразен летнему отдыху, но сконструирован на основе различных упражнений, понятных ребенку.
Задачи курса и состав занятий:
Задачи курса
Активировать функции ребенка, необходимые для учебы в школе:
- повысить способность мозга воспринимать и запоминать информацию;
- увеличить способность удерживать концентрацию внимания;
- скорректировать гиперактивность или медлительность;
- развитие способностей к понятийному мышлению.
Цели данных занятий с научной точки зрения:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
Состав занятий:
В программу нейропсихологических занятий могут включаются в различных комбинациях:
- Специальные игровые занятия;
- Комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
- Комплекс дыхательных упражнений;
- Комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
- Нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
- Арт-занятия;
Для кого необходим курс?
Важно подчеркнуть, что это должен быть специально подготовленный комплекс упражнений от нейропсихолога, который будет рассчитан на активацию и развитие всех отделов мозга, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения должны проводиться под контролем нейропсихолога.
Нейропсихологическую активацию проводит наш специалист нейропсихолог:
Дрозд Иван Андреевич
Психолог. Нейропсихолог. Специалист по работе с фобиями и паническими атаками (ПА). Окончил Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) по специальности "психология". Ведет научную разработкуВ каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, а в каком – играть в шахматы? Почему некоторые дети знают правила, но все равно пишут с ошибками? Почему кто-то прекрасно запоминает стихи, но не может выучить времена года? Почему ребенок старается, а проблемы только накапливаются?
Об этом мы расспросили Светлану Корепанову, нейропсихолога, сотрудника Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. Лурия.
Нейропсихология – это наука на стыке медицины и психологии. Ее основная цель – понять, как связаны внимание, память и речь человека с различными мозговыми системами. Что работает, когда ребенок запоминает или учится говорить, какие задействованы отделы и связи в мозге.
К нейропсихологу в основном приходят с детьми, у которых что-то пошло не так. Например, беременность и роды проходили с осложнениями и ребенок при рождении получил какие-то диагнозы. Или если родителей что-то беспокоит - ребенок неуклюжий, плохо двигается, не может ходить по лестнице, долго не говорит, или, наоборот, гиперактивный, очень подвижный, неусидчивый, не может заниматься.
Детям, которые нормально развиваются, это тоже нужно. Зная все закономерности развития, в каком возрасте и в какой последовательности формируются различные отделы, можно более грамотно подобрать среду, которая будет оптимальна для развития ребенка. Грубо говоря, хорошо бы знать, в каком возрасте лучше учиться кататься на велосипеде, в каком – играть в шахматы.
Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например.
Бывает, что родители торопятся и начинают развивать что-то слишком рано. Допустим, слишком рано учат читать. А в это время формируются совсем другие системы, которые тоже важны – образы и представления, например. Когда мы начинаем грузить то, что сейчас не должно развиваться, то период (он называется сенситивный), когда должно происходить возрастное развитие каких-то систем, проходит не эффективно. И потом, как правило, мы сталкиваемся с тем, что эти системы недостаточно сформировались.
Консультация нейропсихолога нужна не всегда. Иногда родителям достаточно почитать литературу о том, как развивается ребенок. А вот если вы обращаете внимание на то, что в поведении ребенка что-то не так, он где-то отстает, тогда имеет смысл проконсультироваться, чтобы понять, в чем трудность. Если нейропсихолог скажет, что все хорошо и нужно просто время, чтобы что-то сформировалось, то можно продолжить обычное развитие. А если обнаружатся особенности в развитии, лучше их скомпенсировать, и чем раньше начать, тем меньше времени на это потребуется.
Александр Романович Лурияпсихолог, основатель отечественной нейропсихологии
Сейчас многих детей приводят просто на диагностику. Пик таких обращений – перед школой. Современные родители грамотные и знают, что к школе нужна не только педагогическая готовность – знать буквы, уметь читать, а еще и зрелость ребенка, то есть готовность к нагрузкам, к обучению. Когда все системы сформировались, то и обучение будет идти не в ущерб здоровью, не со скрипом, а легко и эффективно. И вот если обратиться к нейропсихологу лет в шесть, то есть еще год, чтобы что-то подтянуть, закрыть слабые места.
Диагностика показывает, как работают все системы мозга, какое полушарие ведущее, как связаны полушария между собой. Это безаппаратное обследование, которое проводится в присутствии родителей. По сути это серия заданий, которые отличаются в зависимости от возраста. Ребенку нужно что-то нарисовать, запомнить, сделать какие-то движения. Для малышей все задания идут в игровой форме, их мы просим найти цвет, построить что-то, перешагнуть через что-то. В более старшем возрасте идут более сложные задания. Специалист оценивает выполнение заданий, смотрит, в чем трудности, и ищет причину. И уже связывая ошибки в какой-то синдром, представляет, как идет развитие, как сформировались на данный момент все системы и отделы мозга, как они работают.
На диагностику можно приходить где-то с 2-3 лет, когда уже запускается речь. Это первое обследование. До этого ребенка обычно наблюдает невролог, который смотрит на его психическое развитие по движениям - как ребенок держит головку, когда он пошел и так далее. А с 2-3 лет уже принимают нейропсихологии. Они могут провести диагностику и подсказать, как дальше развиваться, на что обращать внимание.
В 10 лет тоже не поздно прийти для диагностики. Ребенок еще развивается, все системы мозга гибкие и пластичные. Чаще к нейропсихологу приводят именно школьников, потому что трудности становятся объективными, а не просто «мне кажется, ребенок что-то делает не так», появляются оценки.
Если у ребенка трудности с математикой, он плохо читает или пишет с ошибками – нужно понять причину. Нейропсихолог смотрит, как созрели все системы мозга. Если все системы развиты в норме, без особенностей, то мы просто говорим – найдите хорошего репетитора, который объяснит какие-то правила. Но обычно с такими незначительными трудностями родители сами справляются. А когда есть функциональная несформированность – какие-то связи не созрели, какие-то отделы еще не работают, тогда родителям сложно самим разобраться.
Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием.
Приводят, например, ребенка, говорят – плохая память. Ребенок учит слова, но не запоминает. Мы смотрим на диагностику и видим – с памятью все в порядке, но не созрели связи между правым и левым полушарием. То есть полушария работают у ребенка отдельно – отдельно слово, отдельно образ и картинка. То есть здесь не памятью надо заниматься, а сформировать связи между правым и левым полушарием. Часто это делается с помощью движений, физических упражнений.
Или бывает, что стихи идут отлично, а времена года не запоминаются. В чем тут дело? Когда мы запоминает стихи, тут работает не только память, но и отделы мозга, которые отвечают за восприятие ритма. Этот ритм помогает ребенку запоминать стихи без особых усилий. А когда нужно запомнить определенную последовательность, например, времена года или завтрак-обед-ужин, то здесь совместно с памятью работает отдел пространства, это первое, это второе, это за этим. И вот когда пространственные отделы слабенькие, еще не созрели в полную силу, то такие последовательности запоминать сложно. То есть это не потому, что память плохая, тут нужно не с памятью работать, а сформировать представление о пространстве – и тогда ребенку все легко удается.
Также и трудности с письмом – тут могут быть совершенно разные механизмы. Если не сформирован отдел регуляции, то ребенок очень хорошо может знать правило, к примеру, что «жи-ши» пишем с буквой «и», и тут же написать слово машина через «ы». Если не сформированы пространственные представления, а это другие отделы мозга, тогда могут быть ошибки с зеркальностью букв, с перестановкой букв местами, заменой каких-то похожих букв.
Чтение – это сложная функциональная система, в которой участвует много различных компонентов. И при несформированности какого-то компонента выпадает весь процесс. Чтобы помочь ребенку, нужен не просто тренинг – больше писать, больше читать - а нужно устранить причину. Есть такие упражнения, которые, казалось бы, не связаны с письмом и чтением. Например, проблема – ребенку трудно переключаться с буквы на букву, он очень медленно пишет, окончания не дописывает. Тут нужно отработать систему движения, моторику, чтобы научиться быстрому переключению, тогда письмо быстро автоматизируется и ошибки уходят.
Иногда проблемы могут пройти сами собой, мозг сам компенсирует недостающие связи. Бывает, что какой-то отдел не сформирован, но ребенок выполняет то же самое задание другими способами, то есть он сформировал системы, которые ему помогают, и компенсирует пробел самостоятельно.
А бывает, что компенсации сами не складываются - или среда не так удачно для ребенка сложилась, или есть неблагоприятные факторы, например, соматические заболевания, стрессы. Тогда трудности накатываются одна на другую, как снежный ком, и в результате образуются достаточно серьезные проблемы, которые в более старшем возрасте решить сложнее.
Мой совет – это много заниматься с ребенком, проводить с ним много времени. То есть ребенок эффективнее всего развивается, когда он не сам играет, а когда родители активно включаются, стараются создать ребенку богатую среду.
С другой стороны, сейчас детей очень сильно перегружают. Когда секций и занятий слишком много, ребенок физически очень истощается, это тоже дает дисбаланс в развитии. На этом фоне начинают проявляться соматические заболевания. То есть надо играть с удовольствием, но не перегружать ребенка сложными и объемными заданиями, не требовать от него быть успешным во всех секциях.
В раннем возрасте больше обращайте внимание на подвижные игры, на игры с движением. Потому что очень много систем закладывается через развитие моторных функций. Некоторые родители увлекаются развитием речи, чтения и мышления, а вот то, что ребенку очень важно двигаться – про это забывают. Когда мы делаем диагностику, то видим, что очень много трудностей связано с тем, что не сформировались те отделы, которые формируются через движение. Родители просто не обращают внимание, когда ребенок пополз, когда научился стоять на одной ножке, когда прыгать. Да, сейчас такое время, что и гулять отпустить одних детей не можем, и гаджеты провоцируют сидячий образ жизни с самого раннего возраста. Но нужно помнить, что потом это очень сильно сказывается. Потому что мозговые системы формируются через движение.
И коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня нейропсихологическая диагностика и коррекция распространяются на новые практические сферы.
Цели и задачи
И коррекция в детском возрасте направлена на:
- Определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей.
- Становление и развитие дефицитарных психологических процессов. Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.
Ключевые положения
В работе специалисты опираются на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Программа должна выстраиваться согласно степени развития мозговых процессов. Вектор формирования функций - снизу вверх, слева направо, изнутри наружу. Закономерности процесса интериоризации - базис программы, по которой проводится нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий - уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. В рамках программы должны предусматриваться занятия в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.
Особенности разработки программы
Методы нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка. Для этого проводится системный анализ данных. От особенностей строения высших функций будут зависеть направления работы по обучению при нарушенном развитии. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии с концепцией А. Р. Лурии). Особое внимание уделяется установлению Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.
Развитие познавательной сферы
Ее формирование начинается в первые дни жизни ребенка. В первую очередь маленький человек включается в семейную (домашнюю) жизнь. Здесь он получает огромное количество ощущений: он видит окружающих людей, его кормят, он испытывает разные прикосновения к телу, слышит голоса, шумы и пр. Как известно, в различные возрастные периоды развитие психики детей происходит неравномерно. К примеру, становление двигательных функций наиболее интенсивно в 1,5-2 года. Ребенок в этом возрасте учится управляться с предметами, со своим телом. После 1,5 лет активизируется речевое развитие. У ребенка начинает накапливаться словарный запас, происходит освоение фразовой речи, наступают периоды вопросов и словотворчества. Каждой функции соответствует сенситивный возраст, в котором она развивается наиболее интенсивно. После своего формирования она начинает выступать в качестве основы для становления следующих по сложности психических процессов.
Первый мозговой блок
Он считается энергетическим. Первый блок обеспечивает необходимый тонус нервной системы, способствует поддержанию оптимального состояния бодрствования. Нормальная активность организма возможна только при стабильной его работе. Возникающие нарушения в функциях первого мозгового блока не позволяют ребенку выполнять задания, осуществлять какую-либо деятельность, играть.
Снижение активности
Это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и минимальна. Определяющее значение в таких ситуация будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, - упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.
Информационный мозговой блок
Он отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.
Зрительные нарушения
Как в таких случаях выполняется нейропсихологическая коррекция в детском возрасте? Упражнения должны быть направлены на опознавание:
- Реальных предметов. Если у ребенка есть сложности в их узнавании.
- Реалистичных изображений. Ребенок учится определять соответствие между картинкой и предметом.
- Зашумленных изображений. После того, как ребенок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки.
- Конструирование изображений. В этом случае ребенок учиться узнавать картинку по ее фрагменту.
Расстройства слухового восприятия
В этом случае нейропсихологическая коррекция детей с ЗПР включает в себя задания на различение:
Понимание речи
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребенка учат понимать простые отдельные слова. По просьбе взрослого он дает какую-то картинку или предмет. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции (также - от простых к сложным, двух- или трехступенчатым). В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребенок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.
Тактильные расстройства
Рассмотрим, как в этом случае проводится нейропсихологическая коррекция. В упражнениях, в первую очередь, должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребенок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нем. Ребенок должен четко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.
Развитие памяти
Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребенка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом. Проще говоря, ребенок, который плохо запоминает информацию на слух, может с легкостью по памяти нарисовать 5-6 картинок. Однако зачастую дети не умеют использовать эти способности. Нейропсихологическая коррекция проводится с учетом хронологии развития памяти. Изначально она появляется на людей и события, имеющие эмоциональное значение для ребенка. Так, в первую очередь среди людей он выделяет маму, затем тех, с кем связаны определенные переживания (с кем-то ему нравится играть, кого-то боится). Игровые занятия должны закреплять информацию в памяти - сначала простую, затем сложную. Здесь можно использовать разнообразные стихи, скороговорки, песни и пр.
Нарушение внимания
Оно проявляется во всех сферах активности. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться даже на интересных играх, он отвлекается на любые шумы (ветер за окном, упавший предмет и пр.). Нейропсихологическая коррекция также осуществляется по ходу игры. Сначала специалист наблюдает за ребенком, определяет предметы и игрушки, которые ему интересны. Ими можно привлекать внимание малыша. Далее ребенок учится сосредотачиваться на какой-либо интересной игре кратковременно. Задача здесь состоит в удержании внимания на протяжении нескольких минут. Педагог использует для этого дополнительные стимулы. Далее нейропсихологическая коррекция детей включает в себя занятия по распределению внимания. Так, ребенку предлагают не одну, а несколько игрушек. Он учится взаимодействовать с ними одновременно. В результате игра становится интереснее. Далее задачу можно усложнить: положить несколько игрушек не прямо перед ним, а по разные стороны, увеличив, таким образом, игровое пространство.
Нейропсихологическая коррекция: отзывы
Чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающих условиях, воспринимать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, он должен определять различие и сходство между явлениями и предметами, уметь их классифицировать, прослеживать связь событий. Развитие наглядно-действенного мышления - первая задача, которую ставит нейропсихологическая коррекция. Отзывы специалистов и родителей свидетельствуют о том, что в ходе практических занятий у ребенка происходит:
- Осознание функционального назначения различных предметов.
- Формирование представлений о различиях и сходствах объектов, их размерах.
- Понимание причинно-следственных связей между событиями.
При выполнении заданий на развитие наглядно-образного мышления, как показывают наблюдения, у ребенка формируется понимание соответствия картинки, предмета и слова, его обозначающего. На более сложном уровне он устанавливает связь между иллюстрацией и событием. Те дети, которые не применяют в общении речь, учатся выражать желания с помощью картинок. Например, если ребенку хочется пить, он показывает взрослому изображение чашки, если погулять - иллюстрацию одежды и так далее. Такой способ организации жизни и общения применяется при взаимодействии с аутичными детьми. Кроме этого, ребенок начинает понимать смысл сюжетных картинок и их серий.
Третий мозговой блок
Он отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребенок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.
Межполушарное взаимодействие
Оно имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.
Пальчиковая гимнастика
Зависимость формирования речи ребенка от уровня развития общей моторики доказана экспериментально. Как показывают исследования, если объем движений соответствует возрастному периоду, то способность детей выражать вслух свои мысли также будет в пределах нормы. За счет развития общей и пальчиковой моторики повышается работоспособность коры мозга. Педагог может использовать упражнения, сопровождаемые речью детей, включенные в основную программу логопедических занятий в качестве физкультминуток.
Релаксация
Упражнения на расслабление проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием. Например, они летят на облаке, чувствуют теплый ветерок на своих щеках. Упражнение можно закончить словами: "Ну вот, ветер стал прохладным, и нам захотелось обратно на землю".
Занятие по логоритмике
В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:
- Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.
- Танец.
- Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.
- Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.
- Песня в сопровождении жестов.
- Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.
- Разучивание четверостиший с использованием движений.
- Логопедическая гимнастика.
Особенности проведения
Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения. Желательно, чтобы все сидели в кругу или расположились полукругом. В этом случае дети будут хорошо видеть педагога, синхронно с ним проговаривать и повторять материал.
Значение занятий
Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе совместных игр становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта. Занятия для дошкольников, таким образом, должны быть разнообразны.
Заключение
Представленная выше программа считается универсальной. На ее основании строится нейропсихологическая профилактика и коррекция большого спектра нарушений: от довольно тяжелых сочетаний расстройств речи, явной задержки умственного развития до изолированных сбоев отдельных процессов. Элементы, которые включены в программу, успешно используются в работе со школьниками, испытывающими сложности при освоении образовательной программы.
Перед началом коррекционно-развивающего занятия необходимо установить начальный уровень развития функций мозга у ребенка. В соответствии с этим следует выбирать тот этап, с которого нужно проводить работу. К примеру, при наличии грубых речевых расстройств целесообразно начать с музыкальных и сенсорных занятий для повышения активности ребенка. При выраженных нарушениях, когда развитие происходит очень медленно, работа может растянуться на несколько лет. В этих случаях, не прекращая занятий по формированию основных функций, нужно уделять внимание применению полученных навыков в жизни.
Если нарушения не очень грубые, следует определить стадии, которые были пройдены ребенком самостоятельно. Работа начинается с последней из них. При соблюдении последовательности программы можно добиться явных положительных результатов.