Музей-заповедник Горки Ленинские находится в десяти километрах от Москвы рядом с городом Видное. Бывший когда-то объектом идеологического воспитания музей в наши дни превратился в многопрофильный культурный комплекс, в котором сейчас каждый из посетителей может выбрать наиболее интересующую его страницу нашей истории.
В большом пейзажном парке находятся сразу четыре музея: Музей Ленина, Усадьба Горки, Музей-квартира Ленина в Кремле и Музей крестьянского быта. Кроме того, парк и сам по себе хорош, а вход в него бесплатный.
У главного входа в парк высится монументальное здание Музея Ленина. Этот каменный колосс одиноко стоит буквально в чистом поле, превращая окружающий пейзаж в фантасмагорию.
Здание построил в 1987-м году архитектор Леонид Павлов. Вход в музей обозначен величественным портиком.
Сам архитектор называл его "мой Парфенон".
Надо отдать должное стильности интерьеров и тщательно продуманному оформлению экспозиции музея.
В самом музее представлены копии документов, отражающих историю первых лет существования Советского государства. Молодому поколению будет весьма полезно познакомиться с этими материалами, ну, а у представителей старшего поколения есть возможность вспомнить навязший в своё время в зубах институтский курс научного коммунизма.
На некотором удалении от могучего здания Музея Ленина проходит длинная аллея, бывшая некогда подъездной дорогой к усадьбе Горки.
От Музея Ленина до ворот усадьбы идти придётся минут 10 - 15.
Усадьба Горки, сменившая на своём веку множество владельцев, сформировалась в конце 18-го столетия. Именно тогда на высоком берегу речки Туровка появился парк, каменный дом и два симметричных флигеля. После реформы 1861-го года усадьба начала хиреть, потом перешла в купеческие руки и превратилась просто в летнюю дачу.
Часть парка была поделена на отдельные участки, на которых были выстроены дачные дома для сдачи в наём.
Неизвестно, что бы приключилось с усадьбой дальше, если бы в 1909-м году её не купила бы Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот (урождённая Зимина).
Зинаида Григорьевна, дама активная, целеустремлённая, честолюбивая и без предрассудков, сделала неплохую "карьеру". Совсем в юном возрасте дочь купца 2-й гильдии Зинаида Зимина вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова. Брак оказался неудачным, и Зинаида Григорьевна, презрев моральные устои общества, довольно скоро развелась с супругом и сразу же сочеталась новым браком с дядей своего бывшего мужа Саввой Тимофеевичем Морозовым, одним из богатейших промышленников России. Вместе супружеская пара прожила 19 лет. После загадочной смерти Саввы Тимофеевича Зинаида Морозова унаследовала огромные капиталы, но этого богатой вдове показалось недостаточно - захотелось ей, потомственной купчихе, стать "столбовою дворянкой". Через два года вдовства, в 1907-м году, немолодая уже по тем временам Зинаида Морозова выходит замуж за московского градоначальника Анатолия Анатольевича Рейнбота. (Не надо путать градоначальника с "мэром", должность градоначальника ближе всего к современной должности начальника городского УВД).
Брак был выгоден обеим сторонам: небогатый муж получал доступ к капиталам Морозовых, а жена - вожделенное дворянское звание. Для полного счастья не хватало одного - фамильного родового гнезда, и в 1909-м году Зинаида Григорьевна приобретает Горки.
Буквально через несколько месяцев после свадьбы Рейнбот был обвинён в казнокрадстве, и началось длившееся несколько лет судебное дело. Разгоревшийся скандал лишил Зинаиду Григорьевну возможности вести бурную светскую жизнь, и всю свою неуёмную энергию она направила на обустройство усадьбы.
В ходе строительных работ все усадебные постройки и парк были стилизованы под русский классицизм конца 18 - начала 19 столетий - видимо, очень уж Зинаиде Григорьевне хотелось почувствовать себя хозяйкой настоящего "дворянского гнезда". Большинство исследователей сходятся на том, что перестройкой усадьбы занимался Фёдор Шехтель, личный друг Морозовой, автор её знаменитого особняка на Спиридоновке, но в строительной документации, тем не менее, имя знаменитого московского зодчего нигде не фигурирует.
Прежде всего был перестроен главный дом. С фасада появился портик с шестью ионическими колоннами.
Со стороны парка дом украсила лоджия с колоннами тосканского ордера.
По торцам дома были пристроены зимний сад и застеклённая веранда.
Над окнами второго этажа были помещены барельефы с сюжетами из древнегреческой мифологии.
Оба флигеля были оформлены входными портиками и торцевыми полуротондами.
За южным флигелем был построен хозяйственный двор с конюшней, каретным сараем и водонапорной башней.
Бревенчатый верх каретного сарая надстроен в 1922-м году.
Надо сказать, что свой дом Зинаида Григорьевна обустроила с наивысшим, даже по нынешним меркам, комфортом. Там были все необходимые удобства: водопровод, ванная, центральное отопление, электричество и даже телефон. Это-то, кстати, и сыграло свою роль в столь необычной дальнейшей судьбе усадьбы.
В это же время идут работы по благоустройству парка. Перед домом разбивается небольшой, огороженный балюстрадой партер. Был расчищен находящийся на средней террасе склона, оставшийся от старой усадьбы пруд. Около него появился грот. Дорожки по обе стороны партера приводят к беседкам-ротондам.
От беседок две каменные лестницы спускаются к большому пруду, устроенному в русле речки Туровка.
Большой пруд с плотиной и дамбой был выкопан в начале 1910-х г. г.
К 1914-му году все работы по обустройству усадьбы Горки были закончены.
Надо сказать, что Зинаида Морозова-Рейнбот строила не просто загородный дом, она создавала настоящую усадьбу. При новой предприимчивой хозяйке были посажены обширные фруктовые сады, построены оранжереи и большая молочная ферма (их здания существуют и поныне). Словом, обустраивалась Зинаида Григорьевна в усадьбе основательно и надолго. Вот только жизнь наша - вещь непредсказуемая.
В 1918-м году в усадьбе Горки появились новые жильцы - Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова. Дом в Горках находился близко от Москвы, пребывал в отличнейшем состоянии, имел все удобства и, самое главное, телефон, а потому и был превращён в своего рода "дом отдыха".
В первый раз Ленин оказался в Горках в сентябре 1918-го года, ровно через месяц после ранения. И сама усадьба, и местность вокруг Ильичу понравились. Ленин попросил ничего в доме не трогать и не переделывать, и в течение последующих четырёх лет семья Ульяновых приезжала сюда как на дачу в выходные и в периоды отпусков. Лишь с мая 1923-го года и до своей кончины Ленин жил в Горках практически безвыездно.
Сначала из-за неисправности парового котла Ульяновы поселились в Северном флигеле усадьбы. Жилые комнаты во флигеле невелики и все оснащены печами. Разномастная мебель принесена, скорее всего, из Большого дома. В комнате Владимира Ильича стоят всего лишь кровать, письменные стол и шкаф.
Комната Крупской - больше, да и обставлена разнообразней.
Самая большая "жилплощадь" была у Марии Ильиничны.
Поначалу Ульяновы жили осенью и зимой во флигеле, а в Большой дом перебирались только летом. Крупская вспоминала: "Дом был хорошо отстроен, с террасами, с ванной, с электрическим освещением, богато обставлен... Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешёвеньких комнатах и дешёвых заграничных пансионах и не знали, куда сунуться в покоях Рейнбота... Лишь постепенно привыкли мы к этому дому".
Ну, в общем, привыкли и с 1921-го года жили уже постоянно в Большом доме. После смерти Ленина в Горках поселился его младший брат со своим семейством. В 1930-х было принято решение о создании в усадьбе музея, но выселить Дмитрия Ульянова так и не удалось. Дмитрий Ильич умер в Горках в 1943-м году, семью его всё-таки переселили, и в 1947-м году начались работы по музеефикации. Двумя годами позже музей-усадьба Горки Ленинские принял первых посетителей.
Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот после революции никуда не уехала, прожила в Советском Союзе ещё 30 лет и умерла в 1947-м году. Так что не смогла она попасть в свой дом, если уж и не хозяйкой, так хотя бы в качестве посетительницы музея.
Надо сказать, что в годы Советской власти вся мягкая мебель в доме была накрыта простенькими холщовыми чехлами. Маловероятно, что это было вызвано заботой о сохранности экспонатов. Скорей всего, сделано это было для того, чтобы во время идеологически выдержанной экскурсии посетители не отвлекались на "посторонние предметы". Да и как было показывать похожий на кокетливый дамский будуар рабочий кабинет вождя мирового пролетариата!
Ведь пришлось бы рассказывать, что свои работы "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" Ленин написал в окружении мещанских розочек.
Хотя напомним, что Ильич сам просил ничего в доме не трогать, видимо, его самого букетики-цветочки-финтифлюшки не смущали.
Так мебель и простояла под чехлами почти полвека. А когда в 1990-х чехлы сняли, сами музейные сотрудники так и ахнули, увидев, какие сокровища хранятся у них в музее. Вот так выглядит на старой фотографии, например, Восточный вестибюль.
А так эта комната выглядит сейчас.
И тут вдруг все осознали, что Горки - единственная в Подмосковье усадьба, сохранившаяся от и до в полной неприкосновенности!
Нам довелось побывать в Горках в середине 1990-х. Это было точно не лучшее для музея время: судьба самого комплекса висела на волоске, сотрудники, впрочем, как и подавляющее большинство населения страны, выглядели какими-то потерянными, но экскурсии по усадьбе по-прежнему водили. Вспоминая сейчас то время, очень хочется посочувствовать тем экскурсоводам, которые мужественно продолжали свою работу. Рассказывать о Ленине, то есть о том, что они знали назубок, в те времена считалось "неприличным", а про саму усадьбу они почти ничего не знали, о чём честно и сообщали посетителям. Сотрудники музея разводили руками и сокрушались, что они абсолютно ничего не знают о хранящихся в усадьбе картинах и мебели, что надо бы провести атрибуцию всех имеющихся в доме предметов интерьера, но где же взять такие огромные деньги. Сейчас, кажется, всё пришло в норму, за прошедшие годы сотрудники музея хорошо потрудились, собрав массу сведений об истории усадьбы, и теперь экспозиция Большого дома честно рассказывает обо всех его жильцах.
Внутренняя планировка старого усадебного дома при Зинаиде Морозовой была полностью изменена.
Из западного вестибюля выходит широкий коридор с колоннами.
Перспективу коридора замыкает окно, издали кажущееся картиной.
Окно находится в самом большом помещении дома - в зимнем саду.
Напомним, что эта боковая пристройка к дому появилась при реконструкции усадьбы в 1910-м году.
Видимо, зимний сад выполнял в своё время роль парадной гостиной.
Обставлен зимний сад с поистине купеческим размахом.
Стоящий здесь киноаппарат обязан своим появлением Ленину - любил Ильич на досуге кино посмотреть.
На первом же этаже дома находится и библиотека.
Книги для неё собирала Зинаида Морозова, но библиотекой с удовольствием пользовалась и вся семья Ульяновых.
Как мы уже говорили, не последнюю роль в выборе Горок в качестве резиденции Ленина сыграло наличие телефона.
Телефонная комната со старыми аппаратами сохранилась в неприкосновенности.
Неширокая лестница ведёт во второй этаж.
Кабинет Ленина (тот самый, с будуарной мебелью) мы уже показывали. А рядом - его спальня.
Столовая Зинаиды Морозовой практически не претерпела каких-либо изменений.
Большая комната в центре второго этажа в советское время имела вид траурного зала, именно в этой комнате стоял гроб Ленина.
В спальне Зинаиды Морозовой-Рейнбот внимание привлекает туалетный столик, целиком сделанный из майссенского фарфора.
В доме ещё при Морозовой были хорошо оборудованные ванная комната и бельевая.
Одна из комнат предназначалась для врачей, следивших за здоровьем Владимира Ильича.
О том, что в доме жил больной человек напоминают и инвалидные коляски.
Рассказывая о Горках нельзя не упомянуть ещё об одном ценнейшем музейном экспонате - раритетном автомобиле Роллс-Ройс, стоящем в каретном сарае.
Автомобиль для кремлёвского гаража был куплен в Англии в 1922-м году.
На петроградском Путиловском заводе автомобиль "усовершенствовали" , приспособив его для российской зимы.
На задние колёса надели гусеницы.
К передним колёсам приделали лыжи.
После смерти Ленина автомобиль не использовался, соответственно и не ремонтировался, так что все детали у Роллс-Ройса "родные".
В том же каретном сарае находятся и сани, использовавшиеся для зимних прогулок Владимира Ильича.
Каретный сарай находится в служебном корпусе усадьбы. От этого корпуса на юг, в сторону железнодорожной станции ведёт парковая аллея, получившая после смерти Ленина название "Траурная". По этой аллее 23 января 1924-го года гроб с телом Ленина был доставлен к поезду.
В самом начале "Траурной аллеи" стоит скульптурная группа С. Д. Меркурова "Похороны вождя".
В конце аллеи, недалеко от ворот парка, установлен перенесённый сюда из Кремля памятник Ленину.
За памятником находится дача, построенная в Горках ещё до того, как усадьбу купила Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот.
Сейчас в этом здании размещена перевезённая из Кремля экспозиция "Музей-квартира Ленина в Кремле".
В заключении рассказа о музейном комплексе "Горки Ленинские" хочется добавить, что посещение всех музеев экскурсионное, сеансов каждый день не слишком много, поэтому посетить за один день все экспозиции, к сожалению, вряд ли удастся. Так что стоит заранее расставить приоритеты и начинать с наиболее интересного или ещё незнакомого для вас объекта.
http://www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3343
С авва Морозов - один из богатейших людей Российской империи начала ХХ века, меценат и благотворитель. Чем он вошел в историю? Рассказывает Софья Багдасарова.
Савва Тимофеевич Морозов был представителем знаменитой династии купцов-старообрядцев. Миллионер управлял семейным предприятием - текстильной Никольской мануфактурой, а также другими компаниями и заводами. Крутой характер, мощный интеллект, великолепное образование (химия в Кембридже), медвежье телосложение, огромное состояние - Савва Морозов был весьма заметной фигурой в бизнесе начала ХХ века.
Его меценатство
Семья Морозовых прославилась как успехами в торговой деятельности, так и любовью к искусствам: например, его кузен Иван Абрамович собрал коллекцию импрессионистов, которой ныне гордятся Пушкинский музей и Эрмитаж . А Савва Тимофеевич предпочитал нематериальные ценности и в быту был очень прост: мог ходить в стоптанной обуви с заплатами, а из произведений искусства держал в кабинете только бюст Ивана Грозного работы Марка Антокольского.
Он заботился о своих рабочих (отменил штрафы, ввел пособия для беременных и т. д.), строил больницы, родильные приюты, жертвовал на издание книг. Симпатизируя революционному движению, он спонсировал издание газет «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба».
Самым важным, пожалуй, оказался его вклад в создание Московского Художественного театра (МХТ им. Чехова): на строительство его здания и прочие нужды Морозов потратил колоссальную сумму - около полумиллиона рублей.
Впрочем, если нужно было, Морозов разбирался и в изобразительном искусстве. Например, рельеф «Пловец», которым был украшен вход в МХТ, он заказал только что вернувшейся из Парижа Анне Голубкиной .
Его женщины
Женился Савва со скандалом, уведя жену у своего более бедного родственника Сергея Викуловича Морозова. Его супруга Зинаида была женщиной большого ума, как писали современники - «ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице». Морозов обожал ее и осыпал деньгами и подарками.
Для Зинаиды он построил роскошный особняк на Спиридоновке. Здание в псевдоготическом духе возвел Федор Шехтель, для которого это стало одной из ключевых работ. Интерьер особняка еще более вычурный, чем наружный облик, - недаром Зинаиду упрекали в дурном вкусе нувориша, а также злословили, что она позволяет себе на приемах делать шлейф у платья длиннее, чем у императрицы, а букет - роскошней, чем у великой княгини.
У супругов было четверо детей. Со временем их отношения охладели. Новой страстью Морозова в последние годы жизни стала одна из красивейших женщин России - актриса МХТ Мария Андреева. Которая вдобавок была спутницей жизни Максима Горького и одной из активных деятельниц революционного движения. Ее он тоже осыпал деньгами - только шли они не на жемчуга и бриллианты, а на подпольную деятельность.
Зинаида Морозова
Зинаида Морозова с дочерьми
Мария Андреева и Максим Горький в Репино
Мария Андреева
Его смерть
В 1905 году мать Саввы, официальная собственница Никольской мануфактуры, обеспокоенная его поведением и революционными взглядами, отобрала у него управление предприятием. Морозов замкнулся и перестал выходить в общество. Пошли слухи, что он сошел с ума. В апреле 1905 года консилиум, созданный для оценки его здоровья, постановил, что он находится в состоянии нервного расстройства, которое проявляется то в чрезмерном возбуждении, бессоннице и беспокойстве, то в приступах тоски и подавленном состоянии.
Морозов вместе с супругой отправился за границу на лечение. 13 мая в гостиничном номере в Каннах его нашли мертвым с браунингом в руке. Рядом была записка: «В моей смерти прошу никого не винить». Однако все члены семьи и многие друзья были уверены, что на самом деле Морозов был убит. Назывался и возможный мотив - его страховой полис на 100 тысяч рублей, оказавшийся у Андреевой. Новость о смерти промышленника привела к панике на бирже.
Похоронили Морозова по христианскому обряду, на старообрядческом Рогожском кладбище, рядом с предками, будто и не было справки из французской полиции о самоубийстве.
Биография
Происхождение
Первый брак
Зинаида Григорьевна Зимина получила домашнее воспитание, увлекалась музыкой и театром.
В семнадцать лет родители выдали её замуж за Сергея Викуловича Морозова (1860-1921), который принадлежал к линии «Викуловичей» известной купеческой семьи. Его отец, Викула Елисеевич, был владельцем мануфактуры в Никольском «Т-во Викулы Морозова с сыновьями». Все члены этой большой семьи были «старообрядцы, „беспоповцы “, кажется, поморского согласия, очень твёрдые в старой вере. Все были с большими чёрными бородами, не курили и ели непременно своей собственной ложкой» . Брак не был счастливым; Зинаида Григорьевна вспоминала: «Он очень меня любил, но всегда мне говорил: „Я тебе не пара“. Он был немного странный человек, и я его любила, как друга». Такие взаимоотношения были заметны и для окружающих, одна из современниц Морозовых писала: «Не думаю, чтоб любовь была. Просто она была очень бойкая, энергичная, а он слабохарактерный, нервный очень. И очень хорош собою, волосы хорошие. Чем-то на француза походил» .
Второй брак
Знакомство Зинаиды Григорьевны с Саввой Тимофеевичем Морозовым случилось во время её первого венчания , на котором он присутствовал в качестве родственника жениха - он приходился Сергею Викуловичу двоюродным дядей; его отец, Тимофей Саввич (1823-1889), был основателем другой линии Морозовых - «Тимофеевичей», владевших Никольской мануфактурой по производству хлопчатобумажных тканей. Однажды Савва Тимофеевич отправил супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры, но Сергей Морозов предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида, «проявив упрямство и своенравие», пришла без сопровождения. Выступая в качестве хозяина, Савва Тимофеевич проводил гостью в зал. А уже вскоре до матери Саввы Тимофеевича, Марии Фёдоровны , начали доходить слухи о тайных встречах сына с Зинаидой Григорьевной. Чувства их были взаимны и сильны, но решиться на развод ей, воспитанной в строгой вере, было не просто, сама она писала в воспоминаниях: «Когда началась моя любовь к Савве Тимофеевичу, мы с Серг[еем] Викул[овичем] были в Крыму , мне было 18 л[ет], и я, не будучи плаксивой, целые дни плакала и не знала: решаться ли мне на развод…»
После развода Зинаиды прошло почти полтора года, когда беременность Морозовой поставила их перед необходимостью узаконить свои отношения. Для родителей Саввы, и до того выступавших против связи с «разводкой», эта новость была «как гром среди ясного неба». Женитьба на разведённой у старообрядцев считалась «грехом и позором», бросавшим тень не только на новобрачных, но и их родственников. Со слов Зинаиды Григорьевны: «Когда разъехались мы с Сергеем да пошла я по второму разу под венец… сказал родитель: „Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть“». Мария Фёдоровна встретила новость словами, которые Савва вспоминал потом с «обидой»: «Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия - ещё полбеды, разводка - вот что плохо».
Бракосочетание 26-летнего жениха и 21-летней невесты состоялось 24 июня 1888 года. В качестве подарка Савва Тимофеевич приобрёл дом на Большой Никитской на имя Зинаиды Григорьевны , где молодые проживали отдельно от родителей. Позднее в 1898 году они продали дом фабриканту В. А. Балину, который его полностью перестроил . Почувствовав, что в новом круге общения ей не хватает образования, «Зинаида Григорьевна окружила себя учителями французского и английского и очень быстро, благодаря природным способностям, превратилась в достаточно образованную женщину». Современники так отзывались о характере Зинаиды Григорьевны: «Присущее ей чувство юмора, чувство русского эмоционального восприятия жизни, уверенность в своей правоте и небоязнь сказать прямо в глаза человеку то, что она о нём думает, сохраняя при этом добрые с ним отношения, её жажда жизни делали её необыкновенной». Староверское имя Зиновия она сменила на более светское Зинаида . Красавицей она не была, но умение подать себя и природное обаяние делали её притягательной для мужчин. Ей нравилось «выходить в свет», участвовать в многолюдных мероприятиях - балах, приемах, благотворительных концертах, причём стремление быть первой не раз ставило её мужа в неловкое положение. Так в 1896 году во время Нижегородской Всероссийской выставки , которую посетила императорская чета, шлейф Зинаиды Григорьевны оказался длиннее, чем у императрицы Александры Федоровны , что являлось серьезным нарушением этикета.
Желание попасть в круг избранных приводило к многочисленным тратам, но для любимой жены С. Т. Морозов не жалел никаких средств. В начале 1890-х годов он купил на Спиридоновке барский особняк с садом и оформил его на имя жены. Перестройкой дома занялся Федор Шехтель . По случаю новоселья был устроен грандиозный бал, который долго обсуждала вся Москва . Князь С. А. Щербатов писал: «Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова … Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского „чуда“. На этот вечер собралось все именитое купечество . Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова …большого ума, с прирожденным тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием ». Стремление первенствовать приводило к насмешкам: за глаза Морозову называли «кривлякой» (выражение В. И. Немировича-Данченко). Её салон был широко известен в Москве и посещаем как художниками, артистами, писателями, так и аристократами , при этом сам Савва Тимофеевич на приёмах отсутствовал, ссылаясь на занятость. А. П. Чехов писал своей жене 13 февраля 1902 года: «Зачем Морозов Савва пускает к себе аристократов? Ведь они наедятся, а потом, выйдя от него, хохочут над ним, как над якутом . Я бы этих скотов палкой гнал».
Много сил и средств Зинаида Григорьевна посвятила благотворительной деятельности: устраивала благотворительные концерты, приёмы, вербные базары , участвовала в деятельности благотворительных комитетов. П. А. Бурышкин вспоминал: «Мне доводилось с ней встречаться по городским благотворительным делам. Помню один комитет, где она с большим искусством председательствовала» . Морозова занималась сбором средств в пользу раненых воинов-участников Первой мировой войны , состояла почётным членом 2-го Тверского попечительства о бедных. В 1913 году на деньги Зинаиды Григорьевны был построен дом дешёвых квартир имени С. Т. Морозова .
Постепенно несходство характеров стало сказываться на отношениях супругов. Стремящаяся блистать Зинаида Григорьевна и нуждающийся в покое Савва Тимофеевич всё больше отдалялись друг от друга. В начале 1900-х Морозов увлекся революционными идеями. Марк Алданов писал: «Савва Морозов субсидировал большевиков оттого, что ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а люди его круга в особенности» . Ещё одним увлечением стало создание театра , на что Морозов употребил немало сил и денег. Здесь он познакомился с актрисой Марией Фёдоровной Андреевой , в доме которой вскоре стал частым гостем. К. С. Станиславский писал Андреевой: «Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите?… Вы хвастаетесь публично перед почти посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна ищет вашего влияния над мужем. … Если бы Вы увидели себя со стороны в эту минуту, Вы бы согласились со мной…» . С середины 1903 года у Андреевой начался роман с Максимом Горьким , а Савва Тимофеевич вернулся к жене, только что родившей ему второго сына.
В 1905 году по Москве поползли слухи о сумасшествии Морозова. По настоянию Зинаиды Григорьевны и Марии Федоровны были приглашены известные медики: невропатолог Г. И. Россолимо , врачи И. И. Селивановский и Ф. А. Гриневский . 15 апреля 1905 года они вынесли свой вердикт, что у С. Т. Морозова наблюдается «тяжелое общее нервное расстройство, выражавшееся то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, то в подавленном состоянии, приступах тоски и проч[ем]». М. Ф. Андреева ещё 13 апреля отмечала: «Мать и 3инаида Григорьевна объявят его сумасшедшим и запрячут в больницу. Думала поехать к нему, но уверена, что это будет для него бесполезно» . 17 апреля С. Т. Морозов с супругой и в сопровождении доктора H. Н. Селивановского выехал из России сначала в Берлин , а затем на юг Франции , в Канны . Там в 13 мая 1905 года Морозов был найден женой мёртвым. Тело Саввы Тимофеевича было доставлено в Москву Зинаидой Григорьевной и племянником А. Г. Карповым (сыном сестры Анны Тимофеевны и профессора Г. Ф. Карпова).
По духовному завещанию Морозова Зинаида Григорьевна получила основную часть наследства. К ней перешли недвижимость и ценные бумаги, она стала владелицей заводов и рудников на Урале, помещицей Владимирской и Московской губерний. Богатую вдову князь Долгоруков приглашал вступить в партию кадетов , на что Морозова с присущей ей житейской смекалкой отвечала, что «ни в какую партию не пойдет…, когда будут просить на дела партии, будет трудно отвечать, что денег нет».
Третий брак
В 1909 году Зинаида Григорьевна продала дом на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому и приобрела имение «Горки » Подольского уезда . По желанию Морозовой главный дом был подвергнут перестройке. Реконструкцию по некоторым предположениям также выполнял архитектор Ф. О. Шехтель . К дому были пристроены зимний сад и большая летняя терраса. Для обстановки сюда были доставлены вещи из проданного дома, а также мебель и картины из
Оригинал взят у vladimirdar в Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке
При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
14.
Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.
15.
16.
17.
18.
19.
Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. В конечном итоге страсть Саввы к жене стала угасать, но светские приличия соблюдались, в том числе и ради четверых детей. К тому же, Савва был человеком нервным, с тяжелым характером… В этом доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция...
20.
В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении жены и доктора Селивановского, выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Официальные власти Москвы проявили самое уважительное отношение к этому трагическому событию. А.А. Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова». На похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме которой бывал, выразил ей соболезнование и прямо сказал: «Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».
Историк Ю.Г. Фельштинский подозревает в убийстве Морозова Л.Б. Красина (соратника Ленина). Именно эта версия развита в многосерийном художественном фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в котором роль Красина сыграл Дмитрий Нагиев. Некоторые источники считают причастной к убийству любовницы Саввы Морозова - Марию Федоровну Андрееву, как агента экспроприатора Красина... Между прочим, Савва, зная об отношениях его любимой Марии Андреевой с его другом Горьким, не бросил возлюбленную, когда она попала в больницу - ухаживал за ней только он... После смерти Саввы Андреева судилась со вдовой покойного о наследстве, та проиграла, и деньги через Красина (Андреева так и написала - «отдать деньги Л.Б. Красину») ушли к Ленину...
21.
Мария Андреева
Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его участия в революции. Горький также указывал: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!
Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве.
22.
Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на продажу.
23.
В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке приобрел другой шехтелевский поклонник - Михаил Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
24.
25.
Михаил Павлович Рябушинский
Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной - «Утро», «Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил здесь недолго - в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, что возможно было увезти, вплоть до столового серебра. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым неподъемным деревянным шкафом… А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.
26.
Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года нашли вышеуказанный люк и, в подвале, был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков...».
В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту - заштукатурили. Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
27.
Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет. После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.
Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки». Сейчас это дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.
Давайте подробней в деталях рассмотрим Дом Саввы Морозова на Спиридоновке...
49.50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
То самое трехстворчатое окно, из которого могла улететь на бал Маргарита...
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
Давайте теперь заглянем в замок Морозова и рассмотрим подробней захватывающие интерьеры Михаила Врубеля.
81.
В парадном холле - на стенах ткань с рыцарской символикой и деревянные резные панели.
Торшеры в виде рыцарей - немецкие, конца XVIII века.
82.
83.
84.
85.
86.
Деревянная парадная лестница особняка Морозовых украшена сразу двумя шедеврами русского модерна - скульптурной группой “Роберт и Бертрам” работы Михаила Врубеля и витражом “Рыцарь”, сделанным по его же эскизам. Во время пожара 1995 года витраж сильно пострадал - разбился и оплавился. Восстанавливали его по специальному заказу в Лондоне.
87.
Каминнный зал. Все камины в Доме приемов действующие - этот резной гигант из песчаника не исключение.
88.
89.
Малый каминный зал.
90.
91.
92.
Бывшая гостевая комната Саввы Морозова. Вся мебель и гобелены антикварные, XVIII и XIX веков. На стенах - панно Константина Богаевского, которыми украсил особняк Рябушинский. Они пострадали во время пожара и были восстановлены.
93.
94.
95.
96.
97.
Большой мраморный зал по декору отличается от остальных помещений - в нем нет ничего готического, его интерьер отдает дань классицизму старых русских усадеб. В этом зале сейчас проходят торжественные заседания с участием глав государств - в частности, переговоры “большой восьмерки”.
98.
Что касается «готического особняка Маргариты». Некоторые исследователи считают, что этот шехтелевский особняк и есть тот самый дом, доказывая это по ряду косвенных признаков и выстраивая множественные аналитические заключения вроде того, откуда и куда «светила луна» в тот памятный вечер начала полета Маргариты на Бал...
99.
«…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…». Особняк несомненно прекрасен, но Спиридоновка явно не тянет на переулок, а Арбат не так уж и близко.
«…Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом…». Сад при особняке присутствует, причем довольно приличный. В левой части фасада находится ризалит, но никак не башенка за́мка в виде фонаря. Трехстворчатое окно в ризалите явно присутствует.
«…Стукнула калитка…». Ворота особняка ну ни как ассоциируются с калиткой. Да и вообще, слишком шикарный это особняк для того, чтобы весь его этаж занимал один инженер, хоть и известный и уважаемый в нужных кругах.
100.
Но я, лично, не сомневаюсь, что именно этот особняк вдохновлял Михаила Булгакова, чтобы представить в нем королеву Марго. Как раз то самое место для Королевы Бала сами знаете у Кого! Так, что пусть этот готический особняк Маргариты им и остается. Не столь важно, что он не соответствует по ряду необходимых признаков. А важно то, что он символизирует собой реально живущие Легенды Старой Москвы, без которых и жизнь в нашем городе была бы скучной и не интресной.
101.
Источники:
Портал "ADархитектура". Дом приемов МИД на Спиридоновке. Текст: Евгения Микулина. Фото: Фриц Фон Дер Шуленбург.
Архитектурные планы: Латур А.“Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре”. 2-е издание., М.: Издательство “Искусство-XXI век”, 2009 г.
Портал «Савва Морозов - русский предприниматель и меценат 19 века». savva-morozov.ru.
Портал «Совершенно Секретно». Тайна самоубийства в Каннах. Сергей Нечаев. 25 Июня 2014 г.
Особняк Зинаиды Морозовой. Блог Виктора Сутормина "Путебродитель".
Википедия.
Vladimir d’Ar, 2016
Другие претенденты на роль "готического особняка Маргариты".
Зинаида Григорьевна Морозова | |
---|---|
Имя при рождении | Зиновия Зимина |
Дата рождения | |
Дата смерти | 1 сентября (1947-09-01 ) |
Страна | |
Род деятельности | благотворительница |
Супруг | Савва Тимофеевич Морозов |
Дети | 2 сына и 2 дочери |
Зинаида Григорьевна Морозова на Викискладе |
Биография
Происхождение
Первый брак
Зинаида Григорьевна Зимина получила домашнее воспитание, увлекалась музыкой и театром.
В семнадцать лет родители выдали её замуж за Сергея Викуловича Морозова (1860-1921), который принадлежал к линии «Викуловичей» известной купеческой семьи. Его отец, Викула Елисеевич, был владельцем мануфактуры в Никольском «Т-во Викулы Морозова с сыновьями». Все члены этой большой семьи были «старообрядцы, „беспоповцы “, кажется, поморского согласия, очень твёрдые в старой вере. Все были с большими чёрными бородами, не курили и ели непременно своей собственной ложкой» . Брак не был счастливым; Зинаида Григорьевна вспоминала: «Он очень меня любил, но всегда мне говорил: „Я тебе не пара“. Он был немного странный человек, и я его любила, как друга». Такие взаимоотношения были заметны и для окружающих, одна из современниц Морозовых писала: «Не думаю, чтоб любовь была. Просто она была очень бойкая, энергичная, а он слабохарактерный, нервный очень. И очень хорош собою, волосы хорошие. Чем-то на француза походил» .
Второй брак
Знакомство Зинаиды Григорьевны с Саввой Тимофеевичем Морозовым случилось во время её первого венчания , на котором он присутствовал в качестве родственника жениха - он приходился Сергею Викуловичу двоюродным дядей; его отец, Тимофей Саввич (1823-1889), был основателем другой линии Морозовых - «Тимофеевичей», владевших Никольской мануфактурой по производству хлопчатобумажных тканей. Однажды Савва Тимофеевич отправил супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры, но Сергей Морозов предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида, «проявив упрямство и своенравие», пришла без сопровождения. Выступая в качестве хозяина, Савва Тимофеевич проводил гостью в зал. А уже вскоре до матери Саввы Тимофеевича, Марии Фёдоровны , начали доходить слухи о тайных встречах сына с Зинаидой Григорьевной. Чувства их были взаимны и сильны, но решиться на развод ей, воспитанной в строгой вере, было не просто, сама она писала в воспоминаниях: «Когда началась моя любовь к Савве Тимофеевичу, мы с Серг[еем] Викул[овичем] были в Крыму , мне было 18 л[ет], и я, не будучи плаксивой, целые дни плакала и не знала: решаться ли мне на развод…»
После развода Зинаиды прошло почти полтора года, когда беременность Морозовой поставила их перед необходимостью узаконить свои отношения. Для родителей Саввы, и до того выступавших против связи с «разводкой», эта новость была «как гром среди ясного неба». Женитьба на разведённой у старообрядцев считалась «грехом и позором», бросавшим тень не только на новобрачных, но и их родственников. Со слов Зинаиды Григорьевны: «Когда разъехались мы с Сергеем да пошла я по второму разу под венец… сказал родитель: „Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть“». Мария Фёдоровна встретила новость словами, которые Савва вспоминал потом с «обидой»: «Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия - ещё полбеды, разводка - вот что плохо».
Бракосочетание 26-летнего жениха и 21-летней невесты состоялось 24 июня 1888 года. В качестве подарка Савва Тимофеевич приобрёл дом на Большой Никитской на имя Зинаиды Григорьевны , где молодые проживали отдельно от родителей. Позднее в 1898 году они продали дом фабриканту В. А. Балину (1878-1938), который его полностью перестроил . Почувствовав, что в новом круге общения ей не хватает образования, «Зинаида Григорьевна окружила себя учителями французского и английского и очень быстро, благодаря природным способностям, превратилась в достаточно образованную женщину». Современники так отзывались о характере Зинаиды Григорьевны: «Присущее ей чувство юмора, чувство русского эмоционального восприятия жизни, уверенность в своей правоте и небоязнь сказать прямо в глаза человеку то, что она о нём думает, сохраняя при этом добрые с ним отношения, её жажда жизни делали её необыкновенной». Староверское имя Зиновия она сменила на более светское Зинаида . Красавицей она не была, но умение подать себя и природное обаяние делали её притягательной для мужчин. Ей нравилось «выходить в свет», участвовать в многолюдных мероприятиях - балах, приемах, благотворительных концертах, причём стремление быть первой не раз ставило её мужа в неловкое положение. Так в 1896 году во время Нижегородской Всероссийской выставки , которую посетила императорская чета, шлейф Зинаиды Григорьевны оказался длиннее, чем у императрицы Александры Федоровны , что являлось серьезным нарушением этикета.
Желание попасть в круг избранных приводило к многочисленным тратам, но для любимой жены С. Т. Морозов не жалел никаких средств. В начале 1890-х годов он купил на Спиридоновке барский особняк с садом и оформил его на имя жены. Перестройкой дома занялся Федор Шехтель . По случаю новоселья был устроен грандиозный бал, который долго обсуждала вся Москва . Князь С. А. Щербатов писал :
Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова … Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского „чуда“. На этот вечер собралось все именитое купечество . Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова …большого ума, с прирожденным тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием. |
Стремление первенствовать приводило к насмешкам: за глаза Морозову называли «кривлякой» (выражение В. И. Немировича-Данченко). Её салон был широко известен в Москве и посещаем как художниками, артистами, писателями, так и аристократами , при этом сам Савва Тимофеевич на приёмах отсутствовал, ссылаясь на занятость. А. П. Чехов писал своей жене 13 февраля 1902 года: «Зачем Морозов Савва пускает к себе аристократов? Ведь они наедятся, а потом, выйдя от него, хохочут над ним, как над якутом . Я бы этих скотов палкой гнал».
Много сил и средств Зинаида Григорьевна посвятила благотворительной деятельности: устраивала благотворительные концерты, приёмы, вербные базары , участвовала в деятельности благотворительных комитетов. П. А. Бурышкин вспоминал: «Мне доводилось с ней встречаться по городским благотворительным делам. Помню один комитет, где она с большим искусством председательствовала» . Морозова занималась сбором средств в пользу раненых воинов-участников Первой мировой войны , состояла почётным членом 2-го Тверского попечительства о бедных. В 1913 году на деньги Зинаиды Григорьевны был построен дом дешёвых квартир имени С. Т. Морозова .
Постепенно несходство характеров стало сказываться на отношениях супругов. Стремящаяся блистать Зинаида Григорьевна и нуждающийся в покое Савва Тимофеевич всё больше отдалялись друг от друга. В начале 1900-х Морозов увлекся революционными идеями. Марк Алданов писал: «Савва Морозов субсидировал большевиков оттого, что ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а люди его круга в особенности» . Ещё одним увлечением стало создание театра , на что Морозов употребил немало сил и денег. Здесь он познакомился с актрисой Марией Фёдоровной Андреевой , в доме которой вскоре стал частым гостем. К. С. Станиславский писал Андреевой: «Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите?… Вы хвастаетесь публично перед почти посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна ищет вашего влияния над мужем. … Если бы Вы увидели себя со стороны в эту минуту, Вы бы согласились со мной…» . С середины 1903 года у Андреевой начался роман с Максимом Горьким , а Савва Тимофеевич вернулся к жене, только что родившей ему второго сына.
В 1905 году по Москве поползли слухи о сумасшествии Морозова. По настоянию Зинаиды Григорьевны и Марии Федоровны были приглашены известные медики: невропатолог Г. И. Россолимо , врачи И. И. Селивановский и Ф. А. Гриневский . 15 апреля 1905 года они вынесли свой вердикт, что у С. Т. Морозова наблюдается «тяжелое общее нервное расстройство, выражавшееся то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, то в подавленном состоянии, приступах тоски и проч[ем]». М. Ф. Андреева ещё 13 апреля отмечала: «Мать и 3инаида Григорьевна объявят его сумасшедшим и запрячут в больницу. Думала поехать к нему, но уверена, что это будет для него бесполезно» . 17 апреля С. Т. Морозов с супругой и в сопровождении доктора H. Н. Селивановского выехал из России сначала в Берлин , а затем на юг Франции , в Канны . Там в 13 мая 1905 года Морозов был найден женой мёртвым. Тело Саввы Тимофеевича было доставлено в Москву Зинаидой Григорьевной и племянником А. Г. Карповым (сыном сестры Анны Тимофеевны и профессора Г. Ф. Карпова).
По духовному завещанию Морозова Зинаида Григорьевна получила основную часть наследства. К ней перешли недвижимость и ценные бумаги, она стала владелицей заводов и рудников на Урале, помещицей Владимирской и Московской губерний. Богатую вдову князь Долгоруков приглашал вступить в партию кадетов , на что Морозова с присущей ей житейской смекалкой отвечала, что «ни в какую партию не пойдет…, когда будут просить на дела партии, будет трудно отвечать, что денег нет».
Третий брак
Венчание 39-летнего генерал-майора свиты Его Императорского Величества Анатолия Анатольевича Рейнбота и 40-летней вдовы Зинаиды Григорьевны Морозовой состоялось 7 августа 1907 года в Николаевской церкви села Лысцева Тульской губернии . Т. А. Аксакова-Сиверс вспоминала: «В начале 1907 года градоначальник А. А. Рейнбот приехал на Пречистенский бульвар с визитом со своей новой женой - он только что вступил в брак с известной всей Москве вдовой Саввы Морозова - Зинаидой Григорьевной. Это была женщина бальзаковского возраста, прекрасно одевавшаяся и умевшая быть приятной, когда хотела; при этом она была всегда довольно бесцеремонна, говорила нараспев с оттенком „nonchalance“» . Большинство увидело в этом браке расчёт: честолюбивая вдова-миллионерша получала дворянство и возможность быть принятой в высшем обществе, Рейнбот - решение денежных проблем . Т. А. Аксакова называла этот брак, осложнивший жизнь Морозовой, нелепым . Ю. А. Бахрушин писал в «Воспоминаниях»: «Это превращение мало отразилось на судьбе Зинаиды Григорьевны в среде московского большого света. Будучи вдовой, она мало появлялась в обществе, а теперь, благодаря своему замужеству, отстав от своих и не пристав к чужим, почти окончательно порвала с московским купечеством, и её можно было лишь увидать на театральных премьерах»