Яна Мизякина
Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Все времяпровождение детей в детском саду состоит из деятельности : игровой, образовательной, двигательной, совместной, а так же самостоятельной .
Как сказал Ян Амос Каменский «Дети охотно чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Основная задача ФГОС - создать условия для детской деятельности , в которой каждый ребёнок мог бы самостоятельно найти себе занятие в любых направлениях. Для этого нужно сделать предметно- пространственную среду в детском саду более насыщенной разнообразной, богатой по содержанию и доступной, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти занятие по интересу и способностям. Не взрослый побуждает ребенка к самостоятельности , а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщенна многообразием дидактического и игрового материала, которая дает ребенку свободу выбора.
Эффективным средством развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду являются алгоритмы . Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности , это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.
С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами , знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур : умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание.
В нашем саду во всех группах уже есть центры детской деятельности : центр природы, центр экспериментирования, центр познавательного развития, центр музыкального развития и т. д.
Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий . Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами , схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности . В начале, воспитателю необходимо познакомить детей с алгоритмом , проговорить, объяснить, научить детей «читать алгоритмы » . Затем можно проиграть ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3 детьми. В дальнейшем ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей. В двигательном центре можно поместить алгоритм отбивания мяча . В игровой зоне установить схему как сервировать стол, заплести косу кукле, подобрать бант по цвету и размеру. В центр экспериментирования тоже подбираем алгоритм . Например : свойства магнита. В музыкальном уголке у нас представлен алгоритм игры на ложках .
Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности .
Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников , а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.
Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.
Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности . Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать , экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.
Публикации по теме:
Организация развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей 1. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых.
Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из главных задач педагогов ДОУ является воспитание у детей дошкольного возраста любви к здоровому.
Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников» Слайд 2 Двигательная активность, физическая.
Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Познавательная деятельность.
Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, т. к. необходимо.
Консультация для воспитателей
Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста
Тарасова Юлия Борисовна
Одним из методов, которыйцелесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.
Понятие «Алгоритм»
Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой
последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой
иззадачопределенною вида;
последовательность команд для решения поставленной задачи ;
система правил, сформули-рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це-почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий- алгоритмический процесс , а каждое действие-шаг . Число шагов для достижения результат конечно.Процесс раз- работки алгоритма -алгоритмизация.
Общие свойства алгоритмов:
Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;
Определенностьиобусловленность (алгоритм -точная и строго оп- ределеннаяпоследовательность шагов, нет свободы выбора дейст- вий);
Результативность (любаяза дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);
Понятность (предписание сформулированотак,что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);
Дискретность(раздельность: пошаговый характер А);
Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие тре- бующее разбивки на еще более простые.
Основные виды шагов:
1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)
2. Составные (определяющие разветвлениепроцессарешения задач)
Виды алгоритмов:
1.Линейные (из простых команд).
2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).
3.Циклические(еслидействия повторяются).
Формы проявления алгоритмов:
1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;
2.Наглядные: схемы, формулы.
Значение алгоритмов :
Придают развивающий характер обучения .
Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.
Развитие речи (точность, крат кость, доступность).
Использование для развития поисковой деятельности детей.
Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.
Младший возраст.
Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи-мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и.Состоит алгоритм не более чем на трех действий.
Средний возраст:
Количество шагов увеличивается до пяти.Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.
Старший возраст:
Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.
В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).
Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно .
Правильные привычки – ключи к успеху
Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. У детей алгоритмы поведения тоже вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. Но далеко не у всех детей формируются правильные привычки, над этим нужно работать.
Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы.
У детей с большим опытом разных активностей , таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях .
А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации .
Можно ли развить алгоритмическое мышление?
Самый простой способ – учить своего ребенка всему, что вы знаете и умеете, и заставлять его, как бы ни звучало банально, думать прежде, чем сделать. Большинство детей, которые еще в дошкольном возрасте «учатся жизни» вместе с опытным взрослым, по проверенным временем алгоритмам решения «житейских» проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.
А на школу можно рассчитывать?
В сегодняшнем мире к развитию алгоритмического мышления относятся гораздо серьезнее, чем 5-10 лет назад. В Австралии преподавание основ программирования начинается уже в третьем классе. С 2014 года аналогичные дополнительные курсы для начальных классов стали вводить во Франции. Схожие тенденции в Великобритании, Финляндии, Эстонии, Польше: детей учат понимать основные логические конструкции, обучают основам программирования уже в начальной школе.
В странах СНГ ситуация обстоит иначе, и здесь родителям приходится рассчитывать в первую очередь на себя.
В помощь родителям мы разработали . Это онлайн комплекс логических задач с теорией и комментариями опытных педагогов и методистов.
«Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных заданий, а действительно учат думать, искать простейший, правильный, лучший путь».
Примеры задач из Лаборатории логики Logiclike
Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице:
Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме…
По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям:
Задание на построение алгоритма по созданию аппликации.
Знаешь правильный алгоритм — не ленись и, скорее всего, сможешь самостоятельно приготовить пирожки:
Мы привели примеры простейших алгоритмов. В персональном кабинете есть более сложные и интересные.
В Logiclike дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.
Вполне возможно, что через 10-20 лет, благодаря хорошему старту в раннем возрасте , ваши дети найдут себя в создании новых эффективных алгоритмов для программных решений и совершат нечто значимое для себя и других людей.
«Типы алгоритмов» - Какое расстояние прошел автомобиль? № 2. В магазине купили 2 кг яблок и 1,5 кг апельсинов. В программе могут быть другие типы переменных, например, вещественные (дробные) и литерные (символьные). Каждая переменная имеет имя, значение и тип. Графическое описание алгоритмов. Линейные алгоритмы. В программе имя переменной (например, A, B$, C%) служит для обозначения некоторой величины.
«Алгоритм уроки» - Составляем распорядок дня, чтобы многое успеть. Проверка условия. Примеры алгоритмов. Понятие алгоритма – одно из фундаментальных в информатике. Примером может быть богатырь на распутье из русских сказок. Обработку данных. Как такому ротозею Доверяют пароход? Так делают программисты. Начало цикла. Графического описания алгоритма.
«Схема алгоритма» - Делаю уроки. Смотрю телевизор. Перед сном я умываюсь и чищу зубы. Обычно после школы я иду гулять, а когда возвращаюсь, делаю уроки. Самостоятельно: После уроков я пойду домой. Пока времени меньше 22.00 я буду смотреть телевизор. Графические объекты блок-схемы: Алгоритмы. Обозначим время буквой t. Миша заболел, и сегодня не пришел в школу.
«Команда алгоритма» - Запись блок-схем в ms worde. Серия 2. Серия. Условие. 1.Точность. Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется … Алгоритм, в котором серия команд выполняется многократно называется… Серия 1. Циклический алгоритм. Команда n. Свойства алгоритма. Линейный алгоритм.
«Понятие алгоритма» - Дискретность Детерминированность Результативность Массовость. Алгоритм (лат. algorithmi – аль Хорезми – ср. азиатский математик IX в.,). Алгоритм всегда рассчитан на исполнение неразмышляющим исполнителем – формальное выполнение алгоритма. Необходимость уточнения понятия алгоритма. Построить алгоритмы не удавалось, возникло понятие алгоритмически неразрешимой задачи.
«Свойства и виды алгоритмов» - Неполная форма разветвленного алгоритма. Графический способ описания алгоритма (блок-схема). Виды алгоритмов. Выполняемое действие. Полная форма разветвленного алгоритма. Последовательность выполнения действий. Начало, конец алгоритма. Циклическая алгоритмическая конструкция, в которой условие поставлено в начале цикла.
Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.
Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.
На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.
В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.
Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.
Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.
«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.
Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.
Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.
Cargo-Bot
Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.
Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.
Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.
Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.
CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?
CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.
Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.
В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.