Всероссийский центр изучения чтения и литературы для детей: опыт создания и итоги деятельности за год Ольга Петровна Мезенцева Заместитель директора по науке и издательской деятельности Российская государственная детская библиотека Всероссийском библиотечный конгресс: XIX Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации, 1823 мая 2014 года, Рязань
Российская государственная детская библиотека «Концепция развития федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» до 2018 г.» утверждена Приказом Министерства Культуры РФ
Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения всероссийские, региональные и другие исследования по социологии, психологии и педагогике детского чтения научные мероприятия (семинары, конференции, вебинары по проблемам детского чтения) экспертная и консультационная работа в области НИР по социологии, психологии и педагогике психологические консультации для детей и родителей групповые и индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с детьми
Исследование по проблемам детского чтения Российская государственная детская библиотека Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) (8 федеральных округов) по заказу Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям
« Методика, рекомендуемая к использованию при проведении экспертизы информационной продукции в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года 436-ФЗ» в отношении книжной продукции. Участие специалистов РГДБ в разработке «Концепции информационной безопасности детей» (Роскомнадзор и МГУ им. М.В. Ломоносова)
Всероссийская видеоконференция «Обеспечение безопасности детей в Интернете: детские библиотеки и их партнеры» РГДБ: Неделя безопасного Рунета Участники - более 100 библиотек и более 450 слушателей из разных регионов (Псков, Республика Бурятия, Пенза, Екатеринбург, Самара, Тамбов, Липецк, Республика Коми, Краснодар Мурманск, Санкт-Петербург и Ленинградская область) 5 февраля 2014 г.
Современное законодательство в сфере безопасности детства Исследования в сфере информационной безопасности детства: социологический, психологический, педагогический опыт Роль библиотек в развитии информационной культуры личности, медиаинформационной грамотности, создании и продвижении позитивного контента для детей «Безопасность детей в информационном пространстве»
Безопасное библиотечно-информационное пространство Российская государственная детская библиотека
Учебный центр Реализованные проекты 2013 года: «Современная детская библиотека: управление, право, качество»: повысили квалификацию руководители 29 региональных детских и детско-юношеских библиотек России «Безопасный Интернет - детям: законодательство, исследования, ресурсы (Веб-ландия)»: повысили квалификацию специалистов республиканских, областных, краевых, муниципальных детских, детско-юношеских библиотек
Основные темы программы: Законодательная база и государственное регулирование инновационной деятельности Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек Проект. Проектная деятельность. Управление проектами. Документация Экономическая сущность инноваций Инновационное позиционирование и продвижение библиотеки Инновационный опыт библиотек и др. Учебный центр
Каталог «Детям и о детях издательства России сегодня» Цель каталога помогать библиотекарям страны ориентироваться в потоке детской литературы, издающейся на русском языке, и комплектовать фонды своих библиотек интересными и качественными современными изданиями.
Научно-библиографический отдел Ввод в каталог НЭДБ коллекции оцифрованных детских книг, полученных из Государственной публичной исторической библиотеки – более 1500 записей Начат ввод периодических изданий для детей – журналов XVIII-начала XX вв., предоставленных Российской государственной библиотекой
«Писатели, поэты и художники проекта «Национальная электронная детская библиотека»: справочник имен »
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Мезенцева Ольга Петровна +7(499) Российская государственная детская библиотека
2729 марта 2018 г. в Москве состоится Десятая Всероссийская рабочая встреча «Социолог и психолог в библиотеке». Организаторы Встречи Российская государственная библиотека для молодёжи и Российская государственная детская библиотека.
К участию приглашаются коллеги, занимающиеся исследовательской работой и практической психологической деятельностью: сотрудники федеральных, региональных, муниципальных библиотек, библиотек учебных заведений; преподаватели и аспиранты вузов культуры, педагогических и других вузов.
Тема Рабочей встречи «Библиотека и чтение в цифровом мире: вызовы, возможности, перезагрузка».
Предполагается обсудить следующие вопросы:
- продвинутый пользователь и как библиотеке к нему продвинуться;
- библиотечные профессии сегодня и завтра;
- волонтёры в библиотеке;
- библиотеки для молодёжи: успехи и проблемы;
- детская и молодёжная библиотека: вместе или врозь;
- российский читатель сегодня: что мы о нём знаем и что хотим узнать;
- поддержка и продвижение чтения детей, подростков и юношества: взгляд библиотечных социологов и библиотечных психологов;
- подростки в Интернете: общение, чтение, поведение;
- чтение сегодняшней молодёжи деловое и свободное;
- психолог в библиотеке: направления деятельности, идеи, практики;
- а также другие вопросы, которые предложат участники Встречи.
«Мезенцева Ольга Петровна Заместитель директора по науке и издательской деятельности РГДБ В статье представлено положение детских библиотек в современном мире. Автором...»
Детская библиотека в современном мире
Мезенцева Ольга Петровна
Заместитель директора по науке
и издательской деятельности РГДБ
В статье представлено положение детских библиотек в современном мире.
библиотечного учреждения в нашей стране, и убедительно доказана необходимость его
сохранения и развития.
The article presents the position of children"s libraries in the modern world. The author
presents of the trend talking about the significant reduction of this type of library institution in our country and proved the need for its preservation and development.
Ключевые слова Детская библиотека, современный мир, чтение, путь развития Children"s library, the modern world, reading, the path of development В России проживает 23,4 миллиона детей, что составляет 16% от населения страны.
От того, какими станут наши дети, какие нравственные ценности и культурные традиции они воспримут, зависит будущее, которое они создадут. Формирование полноценной личности едва ли возможно без потребности в чтении, которая формируется в детстве в семье, школе и библиотеке.
В последнее время все чаще подвергается сомнению право на существование детских библиотек. Тенденции просматриваются даже в формулировке темы нашего Круглого стола в рамках V Форума публичных библиотек: «Детская библиотека: pro et contra», предложенной организаторами – коллегами из Российской национальной библиотеки.
Принцип разрушения до основания во имя светлого будущего, отягченный оптимизацией учреждений культуры и конкуренцией внутри библиотечного сообщества за ресурсы, способен ликвидировать, возможно, единственный тип библиотечного учреждения, который априори востребован и не может быть сведен лишь к электронной библиотеке. Статистика показывает, что детские библиотеки, которые составляют лишь 8,9 % от общего количества библиотек системы Министерства культуры РФ, обслуживают около 40 % пользователей детского возраста. К сожалению, пока высокие стороны выдвигают аргументы «за» и «против», стремительное исчезновение детских библиотек продолжается.
Сеть детских библиотек России, которая насчитывала в 1990 году порядка 4,9 тыс.
единиц, значительно сократилась и составляет на начало 2015 года 3522 детские библиотеки. Из них 79 библиотек имеют региональное значение (20 республиканских, 9 краевых и 48 областных библиотек) и делятся по типам на бюджетные (63), казенные (13), автономные (3). Среди них учтены также обособленные специализированные структурные подразделения для детей – центры чтения в национальных библиотеках республик Калмыкия, Башкортостан, Саха (Якутия); обособленное структурное подразделение областной научной библиотеки – Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина.
Хотя на уровне предыдущего года сохранились 42 региона, а в 9 регионах страны произошло даже небольшое увеличение (на 1-2 единицы), количество детских библиотек продолжало снижаться в 26 регионах. Наибольшие потери детских библиотек за 2014 год понесли: Челябинская область – 21, Московская – 11, Кемеровская и Новосибирская – по 6, Ростовская – 5, Пензенская и Свердловская области – по 4 детских библиотеки.
Существовавшие ранее централизованные системы детских библиотек в настоящее время в значительной степени расформированы. Специализированные детские библиотеки в процессе оптимизации учреждений культуры сливаются с библиотеками иных типов. И если статистика сокращения детских библиотек за 2014 год не столь катастрофична по сравнению с предыдущим периодом, то это лишь за счет присоединившихся 64 детских библиотек Крыма, в том числе двух библиотек регионального значения: Крымской республиканской детской библиотека им. В.Н. Орлова и Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара г. Севастополя.
Требования, предъявляемые к библиотекам, обслуживающим детей, обязывают обеспечить детям безопасную и комфортную информационно насыщенную среду для развития личности. Однако возможности детских библиотек этим рекомендациям не всегда соответствуют. Здания 10% муниципальных детских библиотек требуют капитального ремонта. Девять детских библиотек регионального значения размещаются в помещениях площадью менее 500 кв. метров. Скудное финансирование комплектования детских библиотек привело к тому, что даже областные, краевые, республиканские детские библиотеки в расчете на одного читателя в 2014 году получили, в среднем, всего по 0,3 документа. За три года количество поступлений сократилось в 60%, а фонды в 50% региональных библиотек, соответственно уменьшилась и книговыдача. При этом отмечается рост количества посещений, в том числе массовых мероприятий, показывающий, что дети зачастую приходят в библиотеку «на событие».
В условиях удорожания литературы для детей и сужения ее доступности для населения (шансы получить бесплатный контент из интернета снижаются и вскоре могут исчезнуть), особенно важно обеспечить для библиотек возможность работать с детьми с помощью лучшей детской литературы и сохранить библиотеки в качестве базовых социальных институтов поддержки чтения семей, «свободного чтения» детей и подростков.
В связи с этим важным событием нынешнего года стал Московский фестиваль «Книги России», проходивший летом на Красной площади в рамках Года литературы. В день открытия Фестиваля площадку «Детская и учебная литература», за которую отвечала Российская государственная детская библиотека, посетили Президент РФ Владимир Путин, Председатель Государственной Думы Федерального собрания Сергей Нарышкин, Министр культуры РФ Владимир Мединский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. По итогам этих визитов С. Е.
Нарышкин предложил учредить новые литературные премии для детских писателей, а В.В. Путин на предложение М. А. Веденяпиной поддержать проект обеспечения регионов детскими книгами пообещал выделить на него средства в размере 50 млн. рублей.
Нельзя не отметить значимость внимания руководства страны к детской литературе, детскому чтению и работе детских библиотек. Особенно учитывая то, что сегодня нередко можно услышать мнение, что библиотеки утрачивают лидерство в своей основной сфере деятельности, что сегодня «все есть в интернете», а детские библиотеки – наследие советского прошлого, появившиеся исключительно как каналы идеологии и пропаганды. Однако новейший зарубежный опыт эти утверждения опровергает. Детские библиотеки успешно осуществляют свою деятельность в Австрии, Италии, Франции, Германии, Нидерландах, Аргентине, Индонезии, на Кубе, странах Африки (Бенин). В последние десятилетия открылись крупные национальные библиотеки для детей в Японии (Токио, 2002 г.) и Южной Корее (Сеул, 2006 г.), появилось детское подразделение Национальной библиотеки в Пекине. В Южной Корее в настоящее время работает 80 специализированных детских библиотек и порядка 900 структурных подразделений для детей во взрослых библиотеках1.
Следует отметить, что рост числа читающих детей очевидным образом происходит в тех случаях, когда общество, обеспокоенное снижением уровня образования и грамотности будущих поколений, обращает внимание на проблему детского чтения, а затем принимает общенациональные государственные программы или прогрессивные библиотечные законы, призванные изменить ситуацию в лучшую сторону.
Об этом, в частности, свидетельствует опыт Великобритании, где проводится мониторинг чтения детей и юношества. Это большое многоплановое исследование (в последнем было опрошено более 32 тысяч человек в возрасте от 8 до 18 лет), которое на протяжении многих лет осуществляется британской ассоциацией National Literacy Trust 2.
Исследование проводится на единой основе, в которой исследователи каждый год меняют часть вопросов и добавляют новые, связанные, прежде всего, с электронным чтением.
Полученные данные свидетельствуют о том, что с 2005 по 2010 годы шло падение ряда параметров характеристик чтения, но с 2011 по 2014 год произошло улучшение преобладающего количества основных характеристик.
Результаты мониторинга во многом соотносятся с данными исследования Российской государственной детской библиотеки «Детское чтение в России», проведенного совместно с Левада-центром в 2013 году3. Это говорит о том, что мы идем в русле общемировых тенденций. Сегодня гораздо больше детей и подростков отмечают, что им нравится читать «за пределами школы», улучшается также сам показатель чтения книг.
Стало гораздо больше разных вариантов чтения на разных платформах и в разных форматах. Это связано, на наш взгляд, с новыми возможностями, которые дает интернет и мобильные устройства для чтения как самих текстов, так и информации о них. Важно отметить, что в Великобритании на улучшение показателей чтения влияет один очень важный фактор, в котором остро нуждаемся и мы: наличие большой национальной программы поддержки детского чтения, когда, например, преобладающая часть публичных библиотек Великобритании (более 90%), участвуют в масштабной программе Летнего чтения.
В России в последнее время принят ряд документов, напрямую касающихся организации библиотечно-информационного обслуживания детей и декларирующих их интересы. Так, «Основы государственной культурной политики» 4 предусматривают принятие мер по возрождению интереса к чтению, расширение доступности для граждан, в том числе, детской литературы. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы5 среди основных задач упоминает государственную поддержку развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей, а также реализацию системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек.
В соответствии с п.4.ст.8 ФЗ «О библиотечном деле» и п.3.5. «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» детские библиотеки обеспечивают пользователям до 14 лет право на библиотечное обслуживание в специализированных государственных детских библиотеках. В этом же документе упоминается и о том, что 1 Согласно данным, полученным РГДБ во время экскурсии сотрудников отдела планирования и сотрудничества Национальной библиотеки для детей Республики Корея.
2 http://www.literacytrust.org.uk/research/nlt_research 3 Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека; авт.-сост. М.А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др.; ред. Е.А. Армадерова, Л. Н. Косенко, М. В. Карданова. – Москва, 2014. – 118 с.
4 http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf 5 http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2571/файл/1052/12.08.30-Ливанов-Правительство-Нацстратегия.pdf «Интересы читателя детского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории, а также координации и кооперации деятельности с библиотеками образовательных учреждений» (п.3.5.2). Кроме того, в задачи библиотек включается «обеспечение психологического и эмоционального комфорта; выявление одаренных детей, помощь им в развитии; создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя; создание равных условий доступа к информационным ресурсам» (п.3.5.3).
«Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.», разработанная РГДБ в сотрудничестве с региональными детскими библиотеками и принятая Российской библиотечной ассоциацией в Рязани в 2014 г., помогает библиотекам определить стратегию развития на ближайшие годы.
Однако сегодня, особенно в условиях оптимизации учреждений сферы культуры, ни один из документов не является гарантией существования или обеспечения стабильного будущего любой библиотеки, в том числе детской. Очень многое зависит от активной жизненной позиции самой библиотеки, ее стратегии развития. Больше шансов сегодня у библиотеки, которая заметна, полезна и значима как для населения, так и для администрации, партнеров, бизнес-сообщества территории.
В настоящее время всё большее количество универсальных публичных библиотек включают в сферу своей деятельности обслуживание детей. В этой связи расширяется поле деятельности Российской государственной детской библиотеки: актуальной становится необходимость сбора и обработки информации по обслуживанию детей также и в универсальных публичных библиотеках, все чаще мы оказываем консультационную помощь муниципальным или областным научным библиотекам.
Появляется новая задача и у специализированных детских библиотек, которые могут помочь универсальным библиотекам как в вопросах обслуживания детей, так и в организации мониторинга такой деятельности в своем регионе. Российская государственная детская библиотека, с 2015 года реализующая проект по созданию системы общероссийского мониторинга и развитию электронного ресурса «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации», уже получила компетентную помощь Центральной городской детской библиотекой им. А.П.
Гайдара (г. Москва) и Мурманской областной библиотеки для детей и юношества в организации сбора информации на первом, пилотажном этапе проекта. На 2016 год запланировано продолжение исследования в сотрудничестве с Центральной городской детской библиотекой им. Пушкина г. Санкт-Петербурга, Ленинградской и Магаданской областными детскими библиотеками, которое охватит три крупных региона Российской Федерации: город федерального значения Санкт-Петербург, Магаданскую и Ленинградскую области.
Следует особо отметить, что качественное библиотечно-информационное обслуживания детей невозможно без опытного квалифицированного персонала. Однако профессиональной подготовкой «детских» библиотекарей на протяжении долгого времени никто не занимается. Кафедры детской литературы, которые существовали в любом ВУЗе культуры, практически повсеместно закрыты.
РГДБ, являясь методическим центром федерального уровня для библиотек, обслуживающих детей, сегодня становится также ведущей площадкой повышения квалификации кадров для библиотек, работающих с детьми. В нынешнем году получена лицензия Департамента образования Москвы на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Более 4800 специалистов из 800 детских и детско-юношеских библиотек России повысили свою квалификацию в on-line режиме в Учебном центре. Осенью 2015 года на базе РГДБ совместно с Московским государственным институтом культуры началось обучение магистрантов из разных областей России по уникальной программе «Теория и методология библиотечного обслуживания детей». Министерство Культуры РФ поддержало данную инициативу, выделив 5 бюджетных и 11 внебюджетных мест для подготовки детских библиотекарей. Хотелось бы, чтобы это начинание не только продолжилось в дальнейшем, но и распространилось на региональные институты культуры, готовящие кадры для библиотек.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.