Всем нам интересно, как живут люди в других странах: как работают, как отдыхают, что едят, что носят... И, конечно, любой маме интересно, как устроен заграничный детский сад. Сегодня мы публикуем настоящий фоторепортаж о финском детском саде, которым любезно поделилась сибмама .
Свершилось! Наследничек наконец-то пошел в сад. Как он этого ждал! Выбрали мы финско-русский детский сад, в надежде через год пойти в финско-русский класс. В принципе, отличия между этим садом и обычным финским только в русских куклах, самоварах и нескольких воспитателях, говорящих на русском.
Самое серьезное отличие от наших детсадов - здесь всего три группы: малявок трое, средняя группа - четыре человека, и старшая, наша - семь человек. Вы скажете, что иммигрантов мало? Нет, как раз наоборот. Зачастую иммигранты сразу отдают детей в финский сад-класс, и когда мы встречаем здешних русских, то машут на нас руками и глаголят: «Отдавайте ребенка в финский сад!», ведь там дети в самом деле быстрее адаптируются к новой жизни и схватывают язык.
так что дело не в этом, просто в Финляндии в садах всегда мало деток - на одного воспитателя не больше 4-5 человек. То есть, финские группы насчитывают 7-10 человек на 2-3 воспитателей. Когда я утром захожу в сад, у меня шок - где все дети? Тишина, спокойствие... Финский сад напоминает в итоге одну садовскую группу в России. Только взрослых в разы больше.
Когда Кирилл впервые пришел в садик, ему предложили выбрать местечко для его вещей. Как понятно из фотографии, все-таки группы немного неукомплектованы Ребенок приходит, переодевается, переобувается и моет ручки.
В отдельной комнате хранятся обувь, резиновые сапожки, дождевик и непромокаемые штаны. Какая бы ни была погода на улице, дети в обязательном порядке гуляют - и в дождь, и в снег. Поэтому в садике требуют, чтобы родители принесли непромокаемые вещи.
У деток самого маленького возраста здесь уже есть понимание индивидуальности и осознание себя как личности. Никто не мешает побыть наедине с собой и не посягает на личное пространство даже в туалете. Кабинки закрываются изнутри. Мальчиков просят садиться, чтобы было чисто.
В столовой комнате детки (по-крайней мере, наша предшкольная группа) сами накладывают себе на тарелки еду, выбирая что и сколько будут кушать. Конечно, не из 10 видов блюд, но, к примеру, на выбор: молоко или йогурт.
Группа состоит из двух комнат. Главная комната большая и просторная, особенно для семи-то человек. По ощущениям, группа в нашем российском саду была не намного больше... Тут проходят игры, учеба и просто общение.
Вторая комната - небольшая игровая, по совместительству спальня. Предшкольников спать не заставляют, но в обязательном порядке они лежат, отдыхают. Кто хочет - спит, кто не хочет - тихонечко лежат и слушают сказки. Если лежит спокойно, то могут встать раньше. Если балуются - будут лежать долго. Зайдя в спальню, кроватки я даже не увидела - только диванчик. Оказалось, кроватки прячутся в стены. Кириллу даже предложили самому маме продемонстрировать как они раскладываются и складываются.
Воспитательница посетовала, что недавно еще, пару лет назад, кроватки были очень неудобные, громоздкие и железные. Но на юбилей сада нашелся доброжелатель, который предложил поменять кроватки в саду на самые лучшие и удобные.
На втором этаже есть еще большой зал, где проходят музыкальные занятия и различные праздники, вот, собственно, и все.
Время дети проводят приблизительно как и в российском детсаду: с ними занимаются, играют. Игрушек не много, но основной акцент в финских садах на простые игрушки (кубики-куклы), чтобы детки развивали воображение и пространственное мышление. То есть, если ребенок сидит и играет в кубики, никто ему не мешает строить свой замок. А если он еще не умеют - ему помогут воспитатели.
Наша подготовишка длится 4 часа. С детьми в это время одна финская учительница. Основное задание учителя адаптировать детей к «взрослой» жизни в школе. Даже не научить быстро читать или писать, а, к примеру, научить быстро одеваться на прогулку и обслуживать себя: пришел с улицы - вымой руки; положи себе сам еду на обед; выбери именно то, что будешь кушать; убери за собой после обеда. Конечно, само обучение тоже есть, но очень деликатно встроено в процесс обычной жизни.
” «Подготовишка» бесплатна для всех, а вот детский сад - не бесплатный Стоимость пребывания в саду зависит от длительности (половина дня или целый день), от количества детей в семье, иждивенцев, суммарного достатка родителей и прочих аспектов. Вы можете не просить уменьшить стоимость пребывания ребенка в саду и оплачивать порядка 200-300 евро (не уверена, сколько именно), а можете заполнить специальную анкету и вам посчитают сколько необходимо платить. Мы пока не знаем сколько будем оплачивать, но в среднем, как говорили нам воспитатели, родители платят порядка 100 евро. Остальное платит социальная служба. Кстати, пособие на ребенка в Финляндии от социальной службы 95 евро ежемесячно. То есть,примерно как раз на сад.
А вот принципиальное отличие от российского сада - время работы, с 7 до 17. То есть в 17.00 двери сада уже закрыты, ребенка необходимо забрать раньше. Воспитатели тоже люди, нормированный рабочий день в Финляндии 7,5 часов, а трудовое законодательство - очень серьезное. Так что извольте, заберите вовремя.
Завтрак в 8 утра, но можно приводить ребенка тогда, как вам удобно. Нет такого, что в 8.16 привел - и тебя выдворят с чадом восвояси, не пустив в сад. Только если придете позже восьми - приводите позавтракавшего.
Ну и еще пара картинок атрибутики садика.
Куколки для кукольного театра на почетном месте, с подсветкой
Ну и куда ж без балалайки! Надо, кстати, спросить - умеют ли на ней играть...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Система дошкольного воспитания в Финляндии 4-5
2. Образовательные программы в детских садах 6
Заключение 7
Список используемой литературы 8
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:
Понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
Обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
Свобода выбора программ и технологий;
Экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Финляндия возглавляет список европейских стран с наиболее конкурентоспособной экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик.
В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право посещать подготовительную к школе группу детского сада или подготовительный класс школы.
Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Они обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития.
1. система дошкольного воспитания в Финляндии
Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.
Примечательно, что дошкольное образование в стране - платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц. Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения.
В Финляндии существуют четырехчасовые группы, где с детьми занимаются, играют, гуляют, но не кормят их. Есть детские сады полного дня. Существуют дошкольные учреждения, где можно оставить ребенка на ночь, но их немного – они предназначены для случаев, если родители работают в ночные смены или часто ездят в командировки.
Группы в садах маленькие, так как по закону воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома. Существенным различием между средним, высшим образованием и дошкольным, является тот факт, что дошкольное воспитание будущих школяров – платное, и оно разительно отличается от воспитания детей-улицы, каких сейчас немало.
Финская семья сама выбирает место, для ежедневного посещения, но они имеют право выбора между муниципальным, правовым, либо же частным детским садиком. Важной особенностью оплаты за обучение считают размер данной оплаты, который зависит не от престижа или крутости семьи, а от её среднего дохода. Согласно закону, каждый финский малыш должен быть обеспечен местом в детском саду и власти Финляндии, и, несмотря на значительную перенаселённость детских садов в больших городах, местные органы управления выворачиваются наизнанку и находят дополнительные источники бюджета. Так, например, каждый месяц многие семьи получают около 500 долларов за то, что их ребёнок растёт дома, а не посещает детский сад. Вообще, детские сады в Финляндии с радостью открывают свои двери для ребятишек от 9-ти месяцев и до 8 лет. Перед родителями встаёт выбор между двумя типами садиков: муниципальным и частным.
Муниципальный садик, или, иначе говоря, государственный, принимает детей на целый день, а то и на ночь. В данном типе садиков правила – самые жесткие. Примером тому может служить то, что дети гуляют в любую погоду, независимо от показателей термометра. Тем самым, финны с детства готовят детей к неблагоприятным условиям климата, стараясь не вырастить своих чад «тепличными». Непременное присутствие одного воспитателя, следящего за 4-мя детьми. Нельзя, чтобы у воспитателя было 5 подопечных – это грозит штрафом.
Частные детские сады в Финляндии представляют намного меньшее ограждение ребёнка всевозможными правилами. Частный детский сад могут открыть мамы в декрете, которым абсолютно всё равно, сидеть ли с одним, или с четырьмя. Частные детские садики создают атмосферу спокойствия, защиты и уверенности в следующем дне. Обязательным условием работы частного садика является существование чёткого плана распорядка дня детей. Выбор определённого типа садика всегда зависит от мнения жителей, создаваемого на основе приводимых плюсов и незначительных минусов данных заведений.
2. Образовательные программы В ДЕТСКИХ САДАХ
Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета.
Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.
В отличие от многих западных стран, дошкольное образование в Финляндии начинается лишь с возраста 6 лет и длится 1 год. Основной задачей преподавателей в ходе этого года является начальная подготовка детей к учебе в школе.
Все внимание сосредоточено на изучении родного языка (чтения, письма) и математики, естествознания и этики. Этот этап необязателен и по желанию родителей дошкольная подготовка может осуществляться дома. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников.
В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.
Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества.
Стандарт образования в Финляндии, прежде всего, предполагает не только обучение и воспитание ребенка, но и его развитие.
В год предшествующий поступлению ребенка в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное образование в детских садах. Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всеми необходимыми знаниями и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.
Основные принципы работы детского сада:
Создание атмосферы, благоприятной развитию;
Воспитание через подражание и пример;
Культивирование многообразных форм игровой деятельности;
Создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
Организация здорового ритма жизни группы;
Занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка)
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аникин Л. Как школьники соседней страны стали грамотнее всех в мире. Ж. «Невское время» от 13.01.2009.
2.Беспалова Т. Система образования в Финляндии. URL: www.cop.ru
3.Бессорабова И.С. Воробьев Н.Е. Мультикультурная подготовка учителя в Финляндии, 2009, С. 113-115.
4.Водянский А. Стандарты общего образования. Народное образование. - 2009, С. 32.
5.Войтова И.В. «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» Минск: ГУ «БелИСА», 2007. С. 200.
6. Журнал «Обучение за рубежом», № 3, 2004
7.Why Are Finland’s Schools Successful?. // Smithsonian magazine, September 2011.
Власти Петербурга ответили на пробелы в развитии города, призвав застройщиков к возведению инфраструктуры, в первую очередь - строительству детских садов в новых кварталах. По просьбе «Фонтанки» специалисты петербургской строительной компании «Ленстройтрест» рассказывают о самых необычных и радующих глаз детских садах мира.
Власти Петербурга ответили на пробелы в развитии города, призвав застройщиков к возведению инфраструктуры, и в первую очередь - к строительству детских садов в новых кварталах. По просьбе «Фонтанки» специалисты петербургской строительной компании «Ленстройтрест» рассказывают о самых необычных и радующих глаз детских садах мира.
1 Taka-Tuka-Land , Берлин, Германия
В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети очень подвижные. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешеными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинныйчулок.
Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные для нас деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами.
2 Парижский детский сад Ecole Maternelle Pajol
Ecole Maternelle Pajol, детский сад с 4 учебными комнатами, который находится на улице Pajol в 18-м парижском округе, сочетает в себе множество вещей, которые так любимы и желанны в детстве. Каждый шаг и поворот открывает очередную грань удивительного, яркого, цветного мира, который никогда не становиться унылым и скучным.
Вот что говорят его создатели:
"Мы любим цвет, особенно когда он применяется с целью осветить и придать яркость серому и скучному окружающему пространству. И этот детский сад определенно говорит на языке радостных цветов.
Нам нравится, когда публичное искусство, публичные здания и пространства используются для игр, выражения радости, а не только для показа помпезного «приемлемого» искусства и архитектуры. И разве не должен детский сад соответствовать настроению именно детей, а не взрослых?"
3 Детский сад "Кекец" (Kekec) от Архитектура Юрэ Котник. Любляна, Словения
Детский сад "Кекец" находится в одном из жилых районов Любляны. Его появление было обусловлено растущей потребностью в новых детских садах, так как население столицы значительно увеличилось, и плотность застройки внутри кольцевой дороги города также возросла. Идея подобного дизайна возникла из-за нехватки оборудования детских игровых площадок в уже существующих детских садах. Новый фасад помогает справиться с этой проблемой, потому что сам является игровым элементом. С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой – дерево оставлено неокрашенным.
У подобного решения есть несколько функциональных назначений: оно служит как элемент, создающий тень, а также как развивающая игра для детей. Во время игры с этими заслонками дети узнают различные цвета и постоянно изменяют внешний вид своего детского сада.
4 Segrt Hlapic, Загреб, Хорватия
Архитектурная компания Radionica Arhitekture, создавшая детский садик Segrt Hlapic в хорватской столице Загребе, решила, что детям вовсе не обязательно осваивать сложности лабиринтов коридоров больших зданий.
В итоге у них вышел просто вытянутый детский сад, где каждой группе детишек доступно огромное помещение, объединяющее в себе и спальню, и игровую, и учебный класс.
5 Fagerborg Kindergarten, Осло (Норвегия)
Fagerborg Kindergarten – уникальный детский сад, построенный в Осло (Норвегия) по проекту норвежской архитектурной студии RRA.
Общая площадь необычного здания составляет около 1000 квадратных метров. Учитывая пожелания местных властей, авторы проекта разработали экологически устойчивый объект с современной архитектурой и позитивным демократичным "содержанием". Интерьеры выполнены в натуральном дереве, которое чередуется с яркими веселыми включениями в самых неожиданных местах.
6 Детский сад в Тромсе, Норвегия
В результате конкурса на создание нового дошкольного учреждения, объявленного местными властями, в городе Тромсе, Норвегия, появилось целых два новых детских сада. Архитекторам была предоставлена полная свобода в организации пространства, что позволило компании 70°N arkitektur as создать веселые, цветные и, что немаловажно, интерактивные интерьеры.
Попав внутрь детского сада, можно подумать, что ты оказался в увеличенном в несколько раз детском селекторе. В стенах комнат проделаны отверстия разных размеров, через многие из которых детишки могут беспрепятственно пролезть. Также наличие отверстий облегчает работу воспитателей, ведь им не нужно постоянно бегать из комнаты в комнату в надежде уследить сразу за всеми. В двух садах предусмотрено большое количество цветных элементов, что способствует развитию детей.
Предусмотрена возможность двигать некоторые из внутренних стенок, что позволяет легко реорганизовывать помещения под конкретные задачи. При такой планировке детского сада можно смело сказать, что маленьким сорванцам не придется скучать.
7 Детский сад в «Финском городке Юттери» (Колпино, Россия) и детский сад в «Нью-Тоне» (С.-Петербург, Россия)
В России тоже есть необычные и прекрасные проекты детских домой. Так, строительная компания «Ленстройтрест» в рамках проекта застройки нового жилого комплекса в Колпино, который получил название "Финский городок Юттери", построит детский сад мечты. Как говорят специалисты компании: "В детский сад надо ходить с удовольствием! Поэтому мы решили оформить его в виде сказочного замка, который сможет принять 120 маленьких жителей "Юттери"."
Комплекс "Юттери" строится в лучших традициях жилкомплексов Европы – когда сочетаются красота и строгость внешнего вида строений, удобство и безопасность квартир внутри. А одним из основополагающих принципом философии "Живи", по которой разработаны все проекты компании, является социальная инфраструктура. Согласно ей и строится сказочный замок посреди финского городка, а по соседству с ним возводится большая и уютная школа с бассейном и спортплощадкой.
Примечательно, что сказочный дворец в "Юттери" не единственный проект компании "Ленстройтрест" в наших краях. Так, в 2016 году в жилом комплексе "Нью-Тон", что строится близ ст. м. "Ладожская", будет построен еще один необычный детский сад, с музыкально-эстетическим уклоном.
При проектировании детского сада строители стремились создать такое место, куда дети будут с удовольствием приходить каждый день, поэтому сделали акцент на яркую архитектуру. Новый детский сад в "Нью-Тоне" – это эллипсовидное здание с разноцветными стенами, фасад которого будет украшать большой декоративный скрипичный ключ. Радовать глаз детский сад будет и в тёмное время суток, благодаря художественной подсветке фасада.
"Наша главная задача – не просто построить детский сад, а создать все условия для обеспечения маленьких жителей "Нью-Тона" качественным образованием. Как родитель я понимаю, насколько важно быть уверенным в том учреждении, куда вы отдаете ребенка: на что делается акцент в программе обучения, насколько серьезно руководство относится к выбору курса развития, существуют ли дополнительные образовательные возможности, каково материально-техническое и медико-социальное обеспечение детского сада. В нашем проекте ЖА "Нью-Тон" в решении всех этих вопросов мы принимаем непосредственное участие. Нам удалось договориться об утверждении творческой направленности для будущего детского сада, т.к. мы понимаем, что музыкальное образование и развитие творческих способностей необходимо начинать в раннем возрасте. Впоследствии детский сад будет оснащен всеми необходимыми музыкальными инструментами для детей, а в преподавательский состав войдут лучшие педагоги города", – отмечает директор проекта "Нью-Тон" Виктор Лебедев.
8 Aadharshila Vatika (Нью-Дели, Индия)
В столице Индии находится замечательным детский сад. Его дизайн отражает важность веселья и игр в дошкольном воспитательном процессе. Также он призван стимулировать детскую любознательность. А специальные навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.
Проект детского сада Aadharshila Vatika был осуществлен фирмой Spaces Architects. Архитекторы воплотили в реальность все требования заказчиков по строительству этого дошкольного центра. Смелые цвета, пространства различных форм, нестандартная мебель – все эти факторы создали уникальную атмосферу детского сада.
Снаружи детский сад имеет форму неправильного шестиугольника, огражденного по периметру забором. Внутри же архитекторы постарались максимально просто спроектировать расположение игровых комнат, чтобы дети не растерялись, находясь там.
Помимо всех обязательных условий, обеспечивающих необходимое развитие детей, дизайнеры оформили игровые комнаты таким образом, чтобы стимулировать детскую любознательность. Для этого на поверхностях пола и стен внутри и снаружи здания они расположили графические вывески, следы от рельсов, рельефно-точечный шрифт Брайля. Специалисты утверждают, что такие навигационные средства помогут детям самостоятельно ориентироваться на территории садика.
9 Loop Kindergarten (Тяньцзинь, Китай)
Данный детский сад построили в 2012 году. Сад имеет округлые края, вкрапления яркого цвета, форму "пончика" - всё это и многое другое формирует эстетическое, позитивное пространство для игры и обучения, создает иллюзию движения, помогает развитию воображения и общению.
Много окон впускают естественный свет, а крыша с искусственной травой – еще одна площадка для игры.
10 Kindergarten Wolfartsweier (Карсруэ, Германия)
Kindergarten Wolfartsweier – новый детский сад в виде кота находится в Вольфартсвайере, районе немецкого города Карлсруэ, недалеко от французской границы.
Архитекторы Томи Унгерер и Айла-Сюзан Йондель выбрали для воплощения замысла форму игривого кота, готовящегося к прыжку. Детский сад открылся в 2002 году. Дети входят в «рот» по красному ковру-языку, как послушные мыши, готовые быть проглоченными. Внутри "лап" находятся игровые площадки. А в "животе" – раздевалка, учебная комната, кухня, столовая и лестница. Второй этаж - "голова". В ней разместился зал, в котором днем всегда светло благодаря огромным окнам-глазницам.
Позади здания есть металлическая труба-горка, замаскированная под кошачий хвост. На крыше посеяна трава – подразумевается, что это «шерсть» животного.
Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.
Особенности финского образования
Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:
- дошкольное образование;
- общеобразовательная школа;
- средние учебные заведения;
- высшие учебные заведения.
На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.
Дошкольное обучение
Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.
В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.
В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.
Общеобразовательная школа
Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.
Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии
Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.
Начальный уровень
В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:
- математика;
- чтение;
- родной язык;
- природоведение.
Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.
С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.
Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.
Верхняя ступень
С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.
Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.
Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.
В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.
Принципы финского школьного образования
Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.
- Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
- Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
- Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
- Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
- Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.
Среднее образование - лицеи и колледжи
После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.
В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.
Видео: система профессионального образования в Финляндии
В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:
- родной язык (финский или шведский);
- второй государственный язык;
- иностранный язык;
- математика или гуманитарные предметы (по выбору).
После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.
Высшее образование
ВУЗы Финляндии делятся на две категории:
- университеты (yliopisto)
- политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).
Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.
Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:
- Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
- Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
- Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.
Основные языки и принцип бесплатного обучения
Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.
Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.
Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских
Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.
Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.
Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.
В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.
Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.
Как поступить в вуз?
Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.
Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии
Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:
- заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
- копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
- сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
- мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.
Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.
Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.
При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.
В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.
После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:
- анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
- две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
- действующий заграничный паспорт;
- справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
- свидетельство о полученном в России образовании;
- справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
- медицинский страховой полис;
- свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).
Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.
Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев
Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.
В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.
Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.
Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.
рассказала о поездке в Финляндию, о том, что из увиденного и прочувствованного хотелось бы воплотить Украине .
Как и почему вы решили отправиться в Финляндию?
В начале возникла идея создания нового детского садика в Киеве, предложенная руководителем талант-клуба и детских садиков «Тотоша» Татьяной Сорокиной. Мы долго обсуждали, каким он должен быть. Хотелось соединить воедино: практичность, экологичность, детскую самостоятельность и современные тенденции в образовании. Мы стали всерьёз рассматривать идею создания финского детского сада, ведь финские учебные заведения сегодня занимают лидирующие места в мировых рейтингах. Тут же решили поехать в Финляндию, чтобы увидеть изнутри, как это работает.
Мы побывали в городах Хельсинки, Эспоо и Вантаа. Успели посетить 6 садиков, 2 школы и один детский клуб (кстати, понятие детского клуба в Финляндии отличается от привычного для нас. Там это городская или церковная инициатива, и занятия являются бесплатными).
Что впечатлило вас больше всего?
Прежде всего, у финов другой менталитет, который базируется на особом социальном устройстве, так называемом, скандинавском социализме. В основе государственной идеи лежит стремление ко всеобщему социальному благосостоянию, примерно равноценный уровень зарплат для всех профессий – это то, что способствует выбору деятельности, основываясь не на материальных ценностях, а по зову сердца. Например, зарплата школьного учителя составляет 3000 евро, воспитателя — примерно 2000 евро, а няни получают около 1800 евро. При этом программист будет получать тоже около 3000 тысяч. Возможно, именно отсюда возникает невероятно комфортная психологическая атмосфера. Фины — удивительные люди, от них исходят спокойствие, доброжелательность и простота – даже по отношению к нам, чужим, незнакомым и пристающим с расспросами.
Действительно очень приятно, когда люди искренне готовы помочь, даже если это займет некоторое время и причинит неудобства. Они не смотрят на других свысока, не демонстрируют пренебрежительность или подозрение, они целостные и доверчивые. Там вообще не наблюдается демонстрация благосостояния, вычурность, дорогие авто и тому подобные вещи. Удивительно, но даже интерьерные витрины Икеи пронизаны простотой, сдержанностью и функциональностью.
Интерьер гостинной в Икее
Интерьер спальни
Интерьер кухни
Интерьер спальни
Что общего у финских садиков с нашими, украинскими? А чего, как тебе кажется, нам не хватает?
Занятия в наших частных детских садиках и у них – очень похожи. Тут велосипеда никто не изобрел:
- они вдохновлялись теми же методиками (Вальдорфская, Монтессори, Реджио Эмилия),
- занятия базируются на принципе межпредметности (то есть в рамках одной общеобразовательной темы учат буквы, цифры, развивают моторику, слушают сказки, развивают логику и внимание, обсуждают всей группой),
- педагоги сами заранее пишут планы уроков и работают по ним в течении определённого времени,
- занятия проходят в небольших группах до 10-ти человек, чтобы педагог успел уделить должное внимание каждому ребёнку,
- режим дня очень похож, питание трижды в день (завтрак, ланч, снеки), равно как у нас завтрак, обед и полдник.
Финны гораздо больше внимания уделяют групповым проектным работам, во время которых воспитатели с детьми создают что-то общее и большое, например, из картона вырезают, клеят, раскрашивают огромного динозавра, а потом размещают его на стену для всеобщего обозрения и наслаждения результатом. Это здорово!
Космическое творчество
На стене большие проеты
100 лет независимости Финляндии
Весенний групповой проект
Пасхальный групповой проект
Динозавры
Они говорят: «Мы не боимся грязи, главное, чтобы дети были вовлечены в творческий процесс». И правда, холл – такой аккуратный и чистый, а класс – уже территория творчества. Вот эта стена – для поделок, в том углу – сохнут рисунки, а в этом находятся в открытом доступе материалы для творчества (в финских детских садиках не прячут художественные материалы в шкафчик, они всегда доступны ребёнку, как в Монтессори-среде). В одной зоне обитают конструкторы, в другой «живут» эксперименты, например, рукотворные вулканы. Пространство сада очень живое, и финны этим гордятся.
Захотели — развесили поделки
Зона творчества
Пусть криво — зато сам сделал!
Настольные игры
Органайзер для поделок
Зона ролевых игр
Органайзер для поделок
Зона конструирования
Игровая зона у малышей
Зона творчества — всё доступно
Лошадкииии:)
Поделки на стене в школе
В творческой мастерской
Мы меняем пространство, как хотим
Зона костюмированных игр
Системы хранения
Воспитатели поддерживают любые инициативы детей. Хочешь джунгли? Пожалуйста: вот струится река из ткани, вот – деревья из картона (дети, помогите раскрасить!), вот звери – всё создается и конструируется экспромтом на ходу из того, что есть под рукой. Дети в восторге, ведь они придумали, педагоги помогли воплотить и смело можно весь день играть в джунгли! При этом в игры почти всегда добавляют какую-нибудь обучающую фишку.
В садиках «Тотоша» схожая организация пространства. Мы тоже перешли на функциональную мобильную мебель, перегородки вместо стен для разграничения пространственных зон, которые не занимают много места. В финских детсадах пространство практично и функционально, всё трансформируется и занимает минимум места. Кроватки, которые выдвигаются из шкафчиков или складываются стопочками, раздвижные перегородки, тумбочки на колёсах, столы, которые можно собирать вместе в один большой или оставить по-отдельности. Радует, что и мы к этому пришли.
Эргономичные кроватки
Эргономичные кроватки
Эргономичные кроватки
Штора играет роль перегородки
Пуфики на магнитах на стене
Мобильные игровые блоки
Полоса препятствий — трансформер
Книжный стеллаж на колёсах
Детские рукомойники прямо в классе
Хранение матрасиков
Эргономичный стул (высота регулируется подножкой)
Мобильные игровые блоки
Мобильные игровые блоки
Безкарскасная мебель
Шкафы на колёсиках
Удобные раздевалки
Компактное пианино
Индивидуальные полочки
Стеллаж на колёсах
Столы, которые можно собрать в один
Слева стена для хранения
Компактные лавочки
Перегородка для рисования вместо стены
Спортзал
Шкафы-трансформеры
Компактные стулья
Практичные кроватки
Кровати, которые прячутся
Чего нам не хватает? Думаю, внутренней свободы. Мы – более зажатые, зациклены на том, что о нас подумают или скажут, как мы выглядим со стороны, какой у нас имидж — в Финляндии этого нет: все более расслаблены – и преподаватели, и руководство, и, конечно, дети.
Очевидно, в целом манера воспитания детей другая?
Это правда, в финском детском садике витает дух свободы. Поощряется детское творчество, самостоятельность, выдвигается меньше правил и рамок, к детскому мнению прислушиваются, к ним относятся с уважением как к личностям. При этом дети не избалованные.
Нас особенно поразила ситуация в одной из школ (как я говорила, во время поездки мы посетили две школы): мы попросили остаться на «продленку», посмотреть, как проходит занятие. Преподаватель сказала: «Одну минуточку, я кое-что уточню», и она пошла спросить разрешения – у кого бы вы думали? У детей. Не против ли они будут, если мы, незнакомые люди, будем присутствовать во время занятия? Этот случай говорит сам за себя.
И да, здесь нельзя фотографировать детей без их разрешения.
Что касается отношения к детям, то родители не могут бить детей, кричать на них – это закреплено на законодательном уровне. Если кто-то (сосед, прохожий, воспитатель) увидел, что родители проявляют насилие, они просто обязаны обратиться в социальную службу.
Ещё нам рассказали, что если ребенок в конце дня не хочет уходить из садика, и например, лежит на полу, отдыхает и резвиться, то мама, которая пришла его забирать, будет с олимпийским спокойствием ждать момента, пока ребенок сам захочет уйти.
Примечательно, что с 16 лет молодые люди имеют право жить отдельно от родителей, и государство поддержит их материально. Вероятно, поэтому родители очень остро ощущают, что не являются «владельцами» своего ребёнка и делают всё возможное, чтобы ребёнку было хорошо в своей семье.
Было что-то такое, что вам не понравилось?
Нет, но были кое-какие спорные моменты. Как нам рассказали, в финских школах «правила джунглей» очень просты: если человек хочет учиться, перед ним открывается много возможностей, если нет – никто не будет его заставлять, ни родители, ни преподаватели. Говорят, что есть коррекционные педагоги, которые подтягивают слабых, работают как над усвоением отдельных предметов, так и над мотивацией ребёнка. Как на практике это работает? По опыту финских мам не очень хорошо.
К оценкам там отношение довольно равнодушное. Хорошо это? С одной стороны, это учит ориентироваться на внутреннюю мотивацию, а не на внешние стимулы, а с другой – возможно, кому-то «пинок под зад» и не помешал бы? Вопрос спорный.
Второе: в Финляндии значительное внимание уделяется практике и применению знаний, и гораздо меньше теории. Например, ученики могут не знать таблицу Менделеева, зато они посетят какой-то химический завод и будут знать, как он работает. При этом окончив школу, могут иметь очень посредственные теоретические знания.
Биорум или учебный класс-атриум посреди школы
Еще один момент, о котором нам рассказали мамы школьников, — школа не готовит к поступлению в университет. Для подготовки к экзаменам необходимо нанимать репетиторов. Справедливости ради, стоит отметить, что поступление в институт не является такой повальной тенденцией, как в Украине. Часть молодых людей довольствуются окончанием lukio (лицея).
В этом помещении находятся: финская школа, интернациональная школа, детский сад
Среди неоспоримых «плюсов»: и в школах, и в садиках много внимания уделяется ручному труду и финансовой грамотности. Шикарно оборудованные швейные, столярные, гончарные и творческие мастерские вдохновляют школьников творить. Подобные комнаты есть и в садиках. В них есть все материалы, подходящие малышам по возрасту (разные виды красок, фетр в рулонах, вторсырьё, бумага любых оттенков, нитки для ткачества, картон для крупных поделок, бусины, деревянные палочки, природный материал, пуговицы и колокольчики и много других нужных для юных художников штук).
Столы с пылесосами
Шкаф с ручными инструментами
Стеллаж с болтиками и другими мелочами
3d принтеры
Детские работы
Профессиональное столярное оборудование
Материал для работы
Кладовка художественного класса
Швейная мастерская
Нитки в свободном доступе
Оверлоки
Ткани
Молнии, лоскутки
Гончарная мастерская
Разные техники рукоделия
Ткачество в садике
Печь для обжига глины в садике
Разные материалы для творчества в саду
Фетр для детских поделок
Красивые мелочи
Краски разных видов
Мелки восковые
Вторсырьё и природные материалы
Бусины деревянные
В школе дети изучают финский, шведский, и с определённого класса английский языки (шведский очень распространен, на уровне второго государственного языка).
Также все школы и сады оборудованы библиотеками. У детей воспитывают любовь к чтению через увлекательные красивые и качественные книги. В библиотеках уютно и приятно находиться, можно завалиться на кресло-мешок и читать сколько душе угодно, также можно книги брать домой.
Что хотелось бы перенять относительно конкретно детских садиков?
Мне очень импонирует, что в финских детсадах детки гуляют на свежем воздухе два раза в день минимум по часу-полтора практически в любую погоду. Мы тоже практикуем долгие прогулки, но зимой наши воспитатели действительно гуляют мало. Однако в Финляндии намного холоднее, ведь это северная страна, здесь в конце марта лежит снег, утром землю покрывает изморозь, а на улице нередко минусовая температура. И дети гуляют! Много гуляют! И даже в школе они просто обязаны гулять на улице в течение каждой перемены аж до 9-го класса включительно. Если говорить про дошкольников, то для них прогулки это неотъемлемая часть жизни, это даже прописано в законодательстве. А закон финны не нарушают. На случай дождя в садике приготовлены дождевики и резиновые сапожки (которые отправляют в «сушилку» сразу после прогулки, чтобы они успели высохнуть до вечернего променада). Старшие группы могут не выходить на улицу, если за окном холоднее, чем -20, а младшие группы при -13 и ниже.
Детская площадка в саду
Дождевики и резиновые сапоги
Крутые лазалки в каждом саду
Качели часто выглядят так
Хранилище уличных игрушек
Лабиринт на асфальте
Лабиринт для игры с водой
Натуральные материалы
Транспорт для прогулок
Горки вписанные в ландшафт
Сапожки:)
Дождевые комбинезоны
Справа — сушильный шкаф
Лёгкая и удобная одежда
Лазалка
Во время прогулки воспитатели организовывают детям досуг: игры, развлечения, обучающие занятия. Кроме того, если кто-то из детей не усвоил материал на уроке (отвлекался, или вообще не участвовал), то воспитатель уделяет этому ребенку внимание во время прогулки, и в игровой форме пытается помочь ему усвоить материал.
Мы тоже хотим ввести такие развивающие прогулки (уже занялись написанием программ уличного досуга для детей разных возрастов), запастись дождевиками и сапожками. Собираемся больше внимания уделять проектной работе, групповым дискуссиям, экспериментам. В наших детских садиках мы уже собирали макет космоса, выращивали лук, красили салат пищевыми красителями, создавали групповые поделки-плакаты. Но после посещения финских садиков, мы поняли, что нужно больше «чудить» с детьми, не боятся экспериментов и экспромтов.
Еще в Финляндии воспитатели часто водят детей на экскурсии в музеи, кино, аэропорт, на заводы, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше часто водят в бассейн и на каток. При этом разрешения у родителей не спрашивают и специальных автобусов не заказывают – пользуются общественным транспортом. Нередко даже бывает, что водитель городского автобуса немного съезжает с маршрута, чтобы подвезти воспитанников сада прямо к месту назначения. У нас с этим несколько сложнее. Например, на такие экскурсии детей может везти только водитель со специальным разрешением на перевозку группы детей. Но мы будем искать способы организовывать подобные экскурсии.
Мы привезли из Финляндии учебники для дошкольников и сейчас на основе них разрабатываем программы для нового сада, планируем зонирование, чтобы дать педагогам ещё больше свободы для творческого полёта, открыли вакансии в поисках педагогов с горящими глазами. Как в малом, так и в целом, есть много ценного в финском опыте.
Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное?
Прежде всего, нужно раскрепоститься изнутри и немного поучиться. Мы планируем проводить психологические тренинги для педагогов, а также семинары по обмену опытом. Это вдохновляет, мотивирует, рождает новые идеи.
В финских детских садиках педагоги составляют индивидуальный план обучения каждого ребенка. Педагог общается с ребенком, узнаёт его интересы, ориентируется на них, когда пишет планы уроков. Если ребенок увлекается динозаврами, то он будет приносить ему книги про динозавров, обсуждать с ним эту тему, играть с динозаврами и т.д. У каждого ребёнка в шкафчике лежит такая вот книжечка индивидуального развития ребёнка, в которую педагог и ребёнок что-то пишут, клеят, вкладывают. При этом книга у каждого ребёнка выглядит совсем иначе, чем у другого. Нам понравилась эта идея, но как её воплотить, мы пока только обсуждаем. Вообще по приезде из Финляндии мы часто собираемся для обсуждения новых идей и стратегии развития.
Самое главное, чему нас научила Финляндия, на мой взгляд, — это простота, искренность, работа не на показ, а ради детского счастья (дети в Финляндии действительно выглядят абсолютно счастливыми!), предоставление детям большей свободы самовыражения. Теперь у нас есть вполне осязаемая цель и мы к ней будем стремиться. Уверенна, что у нас всё получиться!