Развиваем мышление
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Пословица
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
■ Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
■ Наглядно-образное мышление - основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами.
■ Логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Тест «Заселение домика»
Этот тест позволяет оценить особенности мышления ребенка. Выявляет комбинаторные умения и навыки. С его помощью можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.
Задание ребенку:
- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.
Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.
Результат
Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.
Если он выполнил правильно только два-три варианта - это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.
Идеальный вариант выполнения:
Упражнения на развитие мышления (логики)
У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.
В данном разделе приведены задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:
описывать признаки предметов;
классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
сравнивать предметы между собой;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять последовательность событий;
обобщать;
давать определения тем или иным понятиям, другие.
Полезный совет
Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыслительные процессы.
Сядьте так, чтобы вам было удобно.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед.
Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию груди по мере расслабления шеи.
Выполнять 30 секунд.
1. Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение 1. «Третий пишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
Полезный совет
При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
Не забывайте: главный вопрос - почему ты так думаешь?
Упражнение 2. «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
Лиса - нора, медведь - ... (берлога)
Больница - лечение, школа -.... (обучение)
Сахар - сладкий, лимон - ... (кислый)
Рыба - вода, птица - ... (небо)
Утка - утенок, курица - ... (цыпленок)
Птицы - перья, звери - ... (шерсть)
Осень --зима, дождь - ... (снег)
Кастрюля - половник, тарелка - ... (ложка)
Куртка - замок, шуба - ... (пуговица)
Тепло - вода, морозно - ... (лед)
Упражнение 3. «Путаница»
Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?
Упражнение 4. «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
- Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб - целое, а части - ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.
Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей - столько же и палочек.
■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.
Упражнение 5. «Домик»
Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.
Помните: правильно расположить рисунок на листе - означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).
Упражнение 6. «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
Найди одинаковые чашки.
2. Упражнения на развитие образного представления (мышления)
Упражнение 1. «Отгадывание загадок»
Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) - своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.
Отгадывание загадок - задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки - значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой.
При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый должен дополнить его ответ.
Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку проанализировать смысл загадки.
Задание ребенку:
- Узнай предмет по заданным признакам.
Угадай, что это:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Полезный совет
Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.
Примерный перечень загадок для
детей-дошкольников
Явления природы
Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Туча скрыла солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга)
Поднялись ворота,
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
(Радуга)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
Через речку лег,
Пробежать помог.
(Лед)
В синей чаще - алый мяч,
Он и светел, и горяч.
(Солнце)
Растительный мир
Круглая, да не лук,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь.
(Репа)
Сидит дед,
В шубы одет,
Кто раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
(Колос)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья)
Золотая голова
Велика и тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)
Круглое, румяное
С дерева достану я.
(Яблоко)
Рос шар бел,
Ветер дунул -
Жар улетел.
(Одуванчик)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
(Земляника)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)
Шапочка да ножка -
Вот и весь Ермошка.
(Гриб)
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены, шапочки зелены.
(Березы)
Белая корзинка -
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце станет,
Туда он и глянет.
(Подсолнух)
Стоит лепешка Н
а одной ножке,
Сам маленький,
А шляпка большая.
(Гриб)
Животный мир
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног - без копыт.
Летит - воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает
(Курица)
Летит птица,
Кто убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не воин, а со шпорами,
Не караульщик, а кричит.
(Петух)
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь.
(Рыба)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
У кого глаза на рогах,
А дом - на спине?
(Улитка)
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
Пятак есть,
А ничего не купишь.
(Свинья)
С бородой, а не старый,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица.
(Козел)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
На дне, где тихо и тепло,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(Собака)
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
На спине - щетинка.
(Поросенок)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает.
(Бабочка)
С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
Маленький мальчишка.
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки
(Гусь)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
Мягкие лапки,
А в лапках - царапки.
(Кошка)
С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык.
(Коза)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот)
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Предметы для дома
С ногами - без рук,
С боками - без ребер,
С сиденьем - без живота,
Со спиной - без головы.
(Кресло)
На окошке пруд,
В нем рыбки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
(Аквариум)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Четыре брата
Одним кушаком
подпоясаны,
Под одной крышей стоят.
(Стол)
Идут, идут,
А все тут да тут.
(Часы)
Кто в дом ни идет,
Меня за руку берет.
(Дверная ручка)
Кричит горлан
Через море-океан.
(Радио)
Два брюшка,
Четыре ушка.
(Подушка)
Гладкое,
стеклянное,
В него смотрятся.
(Зеркало)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Растянулась, как гармошка,
Чудо печка под окошком.
(Батарея)
Гладко, душисто,
Моет чисто.
(Мыло)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромных хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
Хвостик из кости,
А на спине - щетинка.
(Зубная щетка)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
(Пылесос)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Транспорт, машины
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везет, а не лошадь.
(Самолет)
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Людей и груз везет.
(Самолет)
Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой.
(Экскаватор)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут - положу,
Человеку я служу.
(Подъемный кран)
Дом чудесный - бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд.
(Ракета)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса,
Сядь верхом да мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Какой конь
Землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
Продукты
Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)
Белый камень
В воде тает.
(Сахар)
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша)
Белый - как снег,
В чести у всех.
(Сахар)
Стоит бочка -
Без замочка
И без зарубинки.
(Яйцо)
Черненько, горяченько,
А все любят.
(Чай)
Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Меня одну не едят,
А без меня мало едят.
(Соль)
Инструменты
Зубов много,
А ничего не ест.
(Пила)
Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(Топор)
Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит «тук, тук, тук».
(Молоток)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Игла с ниткой)
Бьют Ермилку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(Гвоздь)
Из железа тучка,
А у тучки ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку.
(Лейка)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка)
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
На два пальца меня надевают
И - что нужно, мною разрезают.
(Ножницы)
Полезный совет
Малыши очень любят игру «Кто больше знает?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет признаков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).
Играя в эту игру, вы развиваете образное мышление ребенка.
Упражнение 2. «Собери картинку»
Разрежьте любые картинки на части, пусть ребенок соберет, « полечит ».
Полезный совет
Очень полезно для развития образного мышления, памяти, внимания ребенка следующее упражнение: попросите малыша перечислить окружающие вас предметы, которые имеют круглую форму (квадратную, треугольную и т. д.).
Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень маленькие и т. д.).
Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте.
3. Упражнения на развитие логического мышления
Упражнение 1. «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).
Полезный совет
Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
Подобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.
Упражнение 2. «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
Март, апрель, май, июнь... - месяцы .
Хлеб, молоко, колбаса, макароны... - продукты .
Стол, стул, шкаф, диван... - мебель .
Ромашка, василек, одуванчик, лютик... - полевые цветы .
Туфли, сапоги, валенки, сандалии... - обувь.
Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... - бытовые электроприборы.
Роза, гвоздика, астра, тюльпан... - садовые цветы.
Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... - школьные принадлежности.
Компот, каша, борщ, хлеб... - еда.
Тарелка, чашка, ложка, стакан... - посуда.
Машина, кукла, кубики, пирамидка... - игрушки.
Молоток, топор, пила, лопата... - инструменты.
Дуб, береза, осина, клен... - деревья.
Вариант 2.
Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.
Вариант 3.
Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.
Вариант 4.
Продолжить узор (ряд).
Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
Чем отличается чашка от стакана?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Как зовут маму вашей мамы?
Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
Большой - начало - высокий - брать - ... и т. д.
Когда ты завтракаешь - утром или вечером?
Сколько концов у двух палок?
Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, - в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
Упражнение 4.
Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.
Упражнение 5. «Соотношение количества предметов с цифрой»
Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.
Упражнение 6. «Пословицы»
Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.
Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
Пословица развивает и обогащает речь.
В пословицах мудрость и красота.
Примерный перечень пословиц для детей дошкольников
Об учении
Ученье - свет, неученье - тьма.
Красна птица оперением, а человек ученьем,
Ученье - красота, неученье - простота.
Повторенье - мать ученья.
Где ученье, там и уменье.
Ученье и труд вместе живут.
По одежке встречают, а по уму провожают.
Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
Ум без книги, что птица без крыльев,
Сперва думай, а потом делай.
О труде, работе
По работе и мастера знать.
Сломать легко, сделать трудно.
Каждое дело любовью освещается.
Кто первый в труде, тому слава везде,
Глаза боятся, а руки делают.
Без дела жить - только небо коптить,
Терпенье и труд - все перетрут.
Больше дела - меньше слов.
Не ленись, а трудись.
Веселись, играй, да дело знай.
Об умении
Умелые руки работы не боятся.
Над чем постараешься, тому и обрадуешься.
Работа хвалит мастера.
Есть терпение, будет и умение,
Дело мастера боится.
Лицом в грязь не ударит.
Делу - время, потехе - час.
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О книге и пользе чтения
Дом без книги - что без окон.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
В книге ищи не буквы, а мысли.
Книга - твой друг, без нее как без рук.
Знание - солнце, книга - окно.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Игры на развитие мышления
«Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
«Составим букет»
Игра развивает у детей умение различать предметы по размеру и цвету.
Для игры понадобятся рисунки цветов разных размеров (их можно вырезать из открыток, цветной бумаги).
Правила игры.
Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше - мелкие.
- число цветов в каждом букете;
- число белых (красных) цветов;
- число ромашек (роз, гвоздик);
- число больших (маленьких) цветов и т. д.
«Разноцветные мячи»
Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водящий бросает синий мяч, дети называют неодушевленные предметы.
Аналогично провести игру «Цифры и буквы».
«Один - много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему, называя это слово во множественном числе.
«Камень - вата»
Правила игры.
Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинаются на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».
В специальной литературе представлены различные методики для исследования уровня развития словесно-логического мышления и операций мышления.
Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 - 7 лет)
Цель : Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.
Анализ результатов
В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.
Взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это — дикие животные, а лошадь — домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики мышления и процесса обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.
Задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие. Ребенок после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок. Для подтверждения диагноза через день-два можно предложить провести более легкую классификацию (овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.
Тест «Нелепицы» для детей 5-7 лет
Цели:
1. Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира (животными, их образом жизни, природой).
2. Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции рисунка и выполнения задания — 3 мин. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Анализ результатов
10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;
0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0— 1 балл.
Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0—1 балл.
Тест «Лишний предмет» для детей 4-6 лет
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Оборудование : Карточки (6 шт.) с 4 предметами, один из которых лишний.
На картинке один из 4 предметов лишний. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний, почему и как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Картинки ребенку предлагаются по одной по порядку.
Анализ результатов
Если ребенок 6—7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4-х карточках, — это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йерасика
Цель: Исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.
1. Какое животное больше — лошадь или собака:
а) лошадь — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем:
а) обедаете, вы едите суп, мясо — 0 баллов;
б) ужинаете, спите и другие ошибочные ответы — -3 балла.
3. Днем светло, а ночью:
а) темно — 0 баллов;
4. Небо голубое, а трава:
а) зеленая — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это:
а) фрукты — 1 балл;
б) неправильный ответ — -1 балл.
6. Шлагбаум опускается раньше, чем пройдет поезд:
а) чтобы поезд не столкнулся с автомобилем — 1 балл;
б) чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) — 0 баллов;
7. Москва, Рязань, Санкт-Петербург — это:
а) города — 1 балл;
б) станции — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах):
а) хорошо показано — 4 балла;
б) показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно — 3 балла;
в) не знает часов — 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это.., маленькая овечка — это:
а) щенок, ягненок — 4 балла;
б) только один ответ из двух — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
10. На кого больше похожа собака, чем похожа и что у них общего:
а) на кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) — 0 баллов;
б) на кошку (без приведения признаков подобия) — -1 балл;
в) на курицу — -3 балла.
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза:
а) две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) — 1 балл;
б) одна причина — 0 баллов;
в) неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) — -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор:
а) два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка:
а) определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазать по деревьям) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт и как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой:
а) у них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, тонкая закрученная линия, вокруг зарубки) — 3 балла;
б) винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта есть гайка — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это:
а) спорт, физкультура — 3 балла;
б) игры (упражнения), гимнастика, состязания — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства:
а) три наземных транспортных средства, самолет и корабль — 4 балла;
б) только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться, — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого и какая между ними разница:
а) три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже
не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) — 4 балла;
б) одно или два различия — 2 балла;
в) неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) — 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом:
а) по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, стройными; они хотят добиться рекорда и т.д.) — 4 балла;
б) одна причина — 2 балла;
в) неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) — 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы:
а) остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой); он ленивый, мало зарабатывает и не может ничего купить — 2 балла;
б) неправильный ответ — 0 баллов;
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку:
а) так платят за пересылку, перевозку письма — 5 баллов;
б) получатель за письмо без марки должен был бы уплатить штраф — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
Анализ результатов
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
— первая — от +24 и более;
— вторая — от +14 до +23;
— третья — от 0 до +13;
— четвертая — от —1 до —10;
— пятая — менее —11.
Выводы об уровне развития: по классификации положительными считаются первые три группы; дети, набравшие от +24 до + 13 баллов, считаются готовыми к обучению в школе.
2.2 Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление. Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.
Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 1 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей.
Методика №1 "Нелепицы"
(Методика для диагностирования образно-логического мышления)
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: "Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть".
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов:
10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Ребенок получает 4 и выше балла в этом задании только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
Методика №2 "Обведи контур"
Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценки результатов даются в баллах в зависимости от скорости, качества и точности выполнения данного задания:
10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 секунд, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.
8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.
6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 секунд. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.
4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены, не вполне точно.
2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 секунд. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.
0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
Выводы об уровне развития ребенка дошкольного возраста следующие:
10 баллов - очень высокий результат; 8-9 баллов - высокий результат; 4-7 баллов - средний результат; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий.
Методика №3 "Лабиринт"
(Методика для оценивания наглядно-действенного мышления)
Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой (см. Приложение №1)
Вводные задачи состоят из двух задач - задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.
Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 - характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 - сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 - одновременно ориентиры и направления поворотов.
Инструкция:
Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.
Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.
"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".
Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:
"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".
Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2:
"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 3:
"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 4:
"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".
К задачам 5-6:
"Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".
К задачам 7-10:
"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".
Оценка результатов:
При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. Приложение №3). В месте пересечения их координат указана оценка. Номер выбранного домика и оценка заносятся в протокол (см. Приложение №2). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков - 44.
Интерпретация полученных результатов:
38-44 балла - дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
31-38 - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов - дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста
Мышление -- психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека...
Воображение у дошкольников
Метод диагностики воображения художественного - «Рисунок». В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов)...
Цель экспериментального исследования: коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста методами игровой терапии. Объект исследования -- дети дошкольного возраста. Предмет исследования -- игровая терапия...
Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии
Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4)...
Мышление старших дошкольников
мышление дошкольный наглядный образный Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д....
Организации психокоррекционной работы по развитию мыслительных операций у детей с общим недоразвитием речи III уровня
На современном этапе логопедическая наука имеет в своем арсенале достаточно большое количество методик, направленных на коррекцию речи у детей с общим недоразвитием речи. Авторами таких методик являются: Нищева Н.Б., Каше Г.А., Коноваленко В.В....
Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л.С. Выготский, А.В...
Методы исследования: в ходе нашего исследования была использована комплексная методика исследования, включающая в себя: наблюдения, беседы и констатирующий эксперимент. Статистический анализ. В процессе исследования...
Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями
Мышление дошкольника развивается постепенно. Так Л.И. Божович, рассматривая особенности психического развитию у детей в младшем дошкольном возрасте определяла развитием манипулированием различными предметами. Действия с предметами...
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека...
Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении
1. «ЛЕСЕНКА» ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка)...
Психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности
Формирование речи у дошкольников
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник...
Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
И.В. Баграмян, г. Москва
Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .
Расхламляемся
Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.
Искусство общения с родителями
Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.
Что делать?
Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.
Как не допустить измен
Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.
Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять
На чтение 3 мин. Просмотров 6.2k.
Логическое мышление — это один из основных показателей . Способность человека самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов и явлений, обобщать, делать умозаключения, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе ее интеллектуального развития.
Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.
Методика «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение методики :
Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.
Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.
Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.
Проведение методики:
В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные виды домашней птицы и одно животное, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней является лишним.
Внимательно посмотри на картинки и определи, что здесь отличное от других и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:
8-10 -высокий уровень
5-7 — средний уровень
0-4 — низкий уровень