Кашевская Анна Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт:
ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Картотека игр по опытам и экспериментам для первой младшей группы"
Дата публикации:
21.11.2017
Раздел:
дошкольное образование
Картотека игр по опытам и
экспериментам для первой младшей
группы
Подготовил:
воспитатель МБДОУ «Ягодка» г.Ноябрьск
Кашевская А.С.
Игры с песком
1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым
У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает
слепить пирожки разной формы
«Сыпучий
экспериментируем
Воспитатель
предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять
песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и
предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка
3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную
водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но
Отпечатки на песке
влажного
различные
предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это
интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж,
а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих
отпечатков.
Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные различными животными или
предметами.
сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его
отпечаток
Показать
отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более
четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями,
кулаками, пальцами.
Интересная игра с песком - закапывать в него различные "сокровища", а потом
их искать и откапывать
Снег
1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» - научить детей получать четкие
следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу.
Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает,
как получить из снега различные фигуры
2 «Ледяная горка» - показать детям, как делать горку для куклы При помощи
детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом
поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой.
Затем катают куклу с ледяной горки
3 «Снежный городок» - научить детей делать из снега колобки и большой дом
Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом
показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который
называется снежной крепостью
4 «Разноцветные фигуры» - научить детей раскрашивать снежные фигуры На
прогулке
воспитатель
снеговики,
черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник
воспитателя
разноцветную
брызгалках,
раскрашивают водой фигурки из снега
5."Меткий глаз"
Удобнее всего играть, когда снег липкий. Из такого получаются хорошие
снежки – снаряды для игры.
На некотором расстоянии выберите цель (стену дома или нарисуйте мишень
прямо на снегу). Заранее подготовьте снаряды, налепите по-больше снарядов и
по очереди стреляйте в цель.
6. "Кладоискатель"
выберите
площадку.
очертить
территорию
обозначить
веточками. Один игрок отворачивается, другой закапывает сокровище (шишку,
конфету…)
маскирует
«тайник»
(утаптывает
присыпает
снежком). Первый игрок поворачивается и ищет сокровище.
Потом игроки меняются местами. И кладоискателем становится второй игрок.
7."Юный скульптор"
Любимое занятие детей зимой – лепить что-то из снега. Это могут быть и
традиционные снеговики, и крепости, и фигуры зверей.
Снеговиков можно лепить не только на земле, но и на деревьях. Самый простой
вариант - сделать дереву "страшное лицо" из налепленных снежных комков.
Такое изображение (белое на черном стволе) будет видно издалека.
"Спортсмены"
Соорудите
препятствий.
поставьте
площадке санки, прочертите дорожку… Установите правила игры: по дорожке
нужно быстро пробежать, обежать два раза вокруг санок, перепрыгнуть три раза
через барьер… Засекайте время.
Вода
«Кораблики»
познакомить
свойствами
плавающих
предметов
Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи.
происходит
плавающие
металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит
2 «Нырки» - познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям
раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их
бросить в воду
«Буруны»
получает
пластиковый
трубочку
коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане
4 «Соберем водичку» - научить детей пользоваться губкой для сбора воды
Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание
детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз
при помощи губки
5 «Пена» - научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду,
потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде
можно купать куклу
6. «Мыльные пузыри» - пускать и наблюдать какие они получаются по размеру
летят.Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с
тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
7. Эксперименты с подкрашенной водой
Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета.
(пластиковой,
прозрачной)
сделайте
концентрированный
раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую,
третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться
высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее
маленькой
баночкой,
наливаете,
сравнивать
результат.
концентрированный
емкостям,
посмотрите
получилась
Расставьте
беспорядке. Пусть ребенок попробует расставить бутылки от самого светлого
оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для
сравнивания (минимально - три).
Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет.
Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.
насыщенности
Добавляете
одинаковое
количество
Наблюдайте
получившимся цветом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге
(наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.
8. Моем ручки.
Художественное
грязнуль,
ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка
довольна и больше не злится.
представление
изменять
направление
движения.
Материал:
половины
пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют
наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по
картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:
лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода
движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-
другому (направление движения воды изменится).
Бумага
1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают
из них аппликацию
2 «Бумажные комочки» - познакомить детей с новым свойством бумаги -
скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них
коллективную аппликацию
«Бумажные
полоски»
половинку
альбомного
показывают,
получить
Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер
4. Игра: «Смятая бумага»
Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим
детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать
и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель,
катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или
даже снеговика.
Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки.
Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать
цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте
приучаем ребенка к творчеству.
5. Игра «Колобок»
Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек
бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое
семейство
поменьше
маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.
6. Игра «Найди сюрприз»
Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку,
обыграть:
посмотреть что здесь?»
Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком.
Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по
описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может
катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»
7. Игра « Обед для кукол»
Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед
ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие
кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети
складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно
8. Игра «Тропинка»
подойдет
страницы
туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,
выкладывая листы
друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога
может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем
разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки
положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.
8. Игра «Веселая полянка»
Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте
покажите
разорвать
наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и
неровные,
Разрешите
украсить
«полянку»
своему усмотрению.
9. Игра « На что это похоже?»
Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части.
Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож
этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и
прочие детали, так будет еще увлекательней.
Солнце
«Солнечные
зайчики»
солнечным
зайчиком
Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать
солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком
2 «Тень» - познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям,
как возникает тень, понаблюдать за движением тени
3 «Разноцветные стекляшки» - познакомить детей со свойствами прозрачного
стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как
меняется окружающий мир
Камешки
1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от
маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды:
выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки
и один большой
камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
2. Выкладывать
геометрические
нарисовать
листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети
постарше
отгадывать
например,
камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно
выкладывать геометрические фигуры, предметы
и ряды от большого к
меньшему и наоборот.
3. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а
из плоских камешков - башенки разной высоты.
4. Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и
динозавров.
5. Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.
6. Сортировать камни можно:
По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш
будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
поставить
несколько
указателями
различного размера - для маленьких, средних, больших камней;
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий
различного диаметра - для овальных камней, круглых;
поставить
потребуется,
уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить
вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат
на «весах»;
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный
мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по
вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый,
круглый, маленький.
7. «Крестики-нолики»: начертите на листке поле для игры, отберите несколько
камешков двух цветов и играйте по правилам, просто вместе скучных Х и О у
вас будут белые и черные камешки.
Название: Конспект занятия. Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе «Волшебные горошины».
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 2 младшая группа, занятия по экспериментированию во 2 младшей группе, опытно экспериментальная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебные горошины»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации через общение и игру.
Задачи:
1.
Воспитывать желание участвовать в совместной с воспитателем деятельности.
2. Создавать условия для ознакомления с «Силой движения», побуждая детей к речевой активности.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы: проектор, экран, ноутбук, МР — 3, DVD – видео, музыка, чашечки, горох, фасоль, стаканчики с водой, трубочки.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Воспитатель.
Сегодня мы с вами отправимся в сказку (показ сказки – презентация)
На лесной опушке в маленькой избушке жили бабушка и Петушок. Бабушка поручила Петушку выполнить задание – перебрать горох от фасоли, а горох помыть. Петушок сразу решил выполнить задание. Но к нему пришёл друг, они стали играть и наш Петушок забыл про задание. Друг ушёл.
(Слышен крик петуха)
Воспитатель.
— Ребята как вы думаете, почему петушок кричит? Какое задание поручила петушку бабушка?
Дети.
—
Бабушка поручила петушку перебрать горох от фасоли, а горох помыть.
Воспитатель.
— Поможем Петушку?
Дети.
Поможем.
2.Основная часть.
Воспитатель.
— Подойдите к столу, ребята, послушайте задание внимательно. Нужно из большой чашечки перебрать крупу — горох положить в одну тарелочку, а фасоль в другую. Начинаем.
(Дети отделяют горох и фасоль самостоятельно).
— Все выбрали? Что в этой тарелочке, а что в этой?
На что похож горох?
Воспитатель.
— А фасоль похожа на горох?
Воспитатель.
—
Высыпите ко мне в тарелочку фасоль?
Воспитатель.
Молодцы смогли перебрать горох от фасоли.
Воспитатель.
Возьмите чашечки с горохом и идём со мной. Что просила бабушка сделать с горохом, вспоминайте
Дети.
Она просила помыть горох.
Воспитатель.
Вот сейчас мы с вами помоем горох.
Высыпите горох в свой стаканчик с водой.
Опыт
Теперь возьмите трубочку опустите один конец в стакан и подуйте через неё, тихо!
Что происходит с горохом?
Дети.
Горошинки танцует.
Воспитатель.
Как танцует?
Дети.
Медленно.
Воспитатель.
Теперь подуем сильно.
Как танцуют наши горошины?
Дети.
Горошины танцует быстро.
Когда мы дули тихо
Значит, когда дуешь тихо, горошины танцуют медленно, сильно дуешь – танцуют быстро.
Воспитатель.
Как хорошо мы помыли горох.
Кончил дело, гуляй смело.
А теперь поиграем, я буду петухом, а вы цыплятами
Речевое упражнение
Песня «Чеп, чеп, чебиләрем»
(Дети выполняют движения под музыку)
Воспитатель.
А теперь подошли к столу петушок приготовил для вас сюрприз, только спрятал он его в горохе, опустите руку в горох и поищите сюрприз. (Дети ищут сюрприз в горохе).
(Спрашиваю, кто, что нашёл)
Ребята, а я ничего не нашла. Как быть?
3. Заключительная часть
Воспитатель.
Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли?
Оказывается добрые дела нужно делать постоянно.
Мы с вами молодцы, давайте поаплодируем сами себе.
Название:
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 2 младшая группа, занятия по экспериментированию во 2 младшей группе, опытно экспериментальная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Колобок»
Месторасположение: пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ
Занятие по экспериментированию
«Что такое чистым быть?»
(первая младшая группа, 2-3 года)
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цели: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования, познакомить детей со свойствами воды, расширять представления об окружающем мире, развивать любознательность, мышление и речь ребенка.
Задачи: Привлекать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов, Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Материалы и оборудование : стаканчики с водой, тазик с водой, краски (гуашь, разведенная водой и налитая в красивую бутылочку), мелкие игрушки (например киндер сюрприз), салфетки, грузовик.
Организационный момент:
В группу заезжает грузовик с мелкими игрушками.
Воспитатель: ребята посмотрите какие гости к вам сегодня приехали.
Раздает каждому ребенку по игрушке. Дети их рассматривают и называют.
Воспитатель: На улице сегодня грязно и пока игрушки к вам ехали они испачкались. Давайте их помоем.
Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.
Основная часть:
Дети подходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой.
Воспитатель: давайте опустим игрушки в воду и помоем их. Посмотрите, вы видите в воде свой игрушки? Водичка какая? (прозрачная, чистая).
А давайте капнем в воду краску. Какая стала водичка? (грязная, Непрозрачная)
Что с ней случилось? (испачкалась).
Ребята, водичка стала грязная и игрушки наши опять испачкались. Что же нам теперь делать? Как же их опять отмыть? (Помыть в чистой, прозрачной водичке).
Давайте их помоем в тазике с чистой, прозрачной водой.
Дети моют игрушки в тазике с чистой водой и вытирают их салфеткой.
Ах, водичка-вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытремся мы очень быстро!!!
Воспитатель: Ну вот, теперь ваши игрушки опять чистые и могут с вами поиграть.
Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой группе раннего возраста» в ДОУ.
Сентябрь
1. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .
2. «Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит - громко - тихо.
Октябрь
1. «Вода холодная и горячая» . Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .
2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
3. «Воздух под водой». Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
В интернет-магазине можно купить любые товары для детей и детского сада:развивающие игры, книги, игрушки, различный «транспорт». Все это можно купить со скидкой, используя промокоды, которые выкладываются на сайте Gdekod.ru
Ноябрь
1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
- Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
- Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .
2. «Игры с губкой». Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
- Познакомить со свойствами губки.
- Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание
- Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
Декабрь
1. «Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
- Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
2. «Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
- Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
- Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент
Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.
- Развивать тактильные ощущения.
- Дать детям название цветов, активизировать речь.
Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
Январь
1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.
- Формировать словарь: части тела.
- Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
2. «Игры с султанчиками». Эксперимент
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
- Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
- Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением (ветер) .
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) - двигаются. Не дуем (нет ветра) - не двигаются.
3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент
Цель: Развитие тактильных ощущений.
- Развивать тактильные ощущения.
- Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
- Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
Февраль
1. «Развесим платочки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.
Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.
2. «Найди по звуку». Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
- Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
- Создание положительного эмоционального настроения.
- Закреплять названия музыкальных инструментов.
Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
3. «Снег. Какой он? ». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
- Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
- Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
Март
1. «Что в пакете? ». Эксперимент
Цель: Обучение детей действиям по показу.
- Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
- Вызывать чувство радости и интереса.
Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет - воздух вышел, пакет опустел.
2. «Открываем, закрываем». Опыт
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
- Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
- Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
- Повышать эмоциональное настроение.
Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
Цель: Развитие слухового внимания детей.
- Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
- Вызывать радость и удивление у детей.
Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
Апрель
1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
- Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
- Развивать смекалку, любознательность.
- Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
- Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
Ход занятия: Посмотрели в окошечко - солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
2. «Ветер по морю гуляет». Опыт
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
- Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
- Учить различать и самим регулировать его силу.
- Поднятие эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно - кораблик плывёт, дуют тихо - стоит на месте.
3. «Играем с песком». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
- Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
1. «Плавает, тонет». Опыт
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
- Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
- Способствовать созданию радостного настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни - тонут, а пластмассовые шарики - плавают.
2. «Что в трубке лежит? ». Эксперимент
Цель: Развитие любознательности у детей.
- Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
- Развивать усидчивость, терпение.
- Вызвать чувство радости и удивления.
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
3. «Доска Самоделкина». Эксперимент
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.
Дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы
Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.
1. Наш сквер.
Задачи и содержание:
Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание:
Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание:
Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание:
Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».
Задачи и содержание:
Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание:
Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание:
Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание:
Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание:
Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание:
Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание:
Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание:
Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание:
Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание:
Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание:
Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание:
Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание:
Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание:
Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание:
Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание:
Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание:
Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание:
Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание:
Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание:
Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание:
Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание:
Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание:
Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание:
Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание:
Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание:
Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание:
Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание:
Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание:
Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в