Характеристика на ребенка может потребоваться в разных случаях: для определения места жительства несовершеннолетнего при расторжении брака его родителей, для поступления в детский сад или школу, для органов опеки. С какой целью, кем и по какому плану составляется этот документ? Как выглядит образец характеристики?
Зачем нужна характеристика на ребенка?
Характеристику на воспитанника детского сада или ученика/ученицу школы обычно требуют в ситуациях, когда необходимо оценить текущее психологическое и эмоциональное состояние ребенка, его интеллектуальное развитие, особенности темперамента и условия семейного воспитания несовершеннолетнего. Предоставление характеристики на ребенка, который посещает ДОУ и школу, может потребоваться для:
- заполнения школьных карт;
- предоставления в органы опеки;
- вынесения решения суда при разводе родителей или ограничении/лишении их родительских прав;
- ребенка с инвалидностью, который посещает или планирует посещать специализированное образовательное учреждение;
- посещения консультации у психотерапевта или детского психиатра;
- распределения ребенка в логопедическую группу.
Органам опеки
Государственные органы имеют право потребовать характеристику на несовершеннолетнего ребенка (в том числе малыша, который посещает детское дошкольное учреждение) для решения вопроса о проживании с одним из родителей при их разводе. В том случае, если было инициировано исполнительное производство по ограничению прав родителя или лишению родительских прав, ООП необходимо знать, обеспечивается ли полноценный уход за ребенком.
Мать или отец при разводе имеют право запросить документ из школы или детского сада для подтверждения информации о том, что второй родитель не принимает участия в процессе воспитания ребенка. Таким образом обосновывается требование определить место проживания ребенка с добросовестным родителем. Если выявлено пренебрежительное отношение к уходу за несовершеннолетним, появятся основания ограничить родителя в соответствующих правах.
Суду
Если представитель органов опеки установит, что один или оба родителя систематически уклоняются от выполнения своих обязанностей по уходу за ребенком, ООП вправе инициировать процедуру ограничения или лишения родительских прав. Первым шагом станет подача искового заявления в суд. Характеристика из школы или ДОУ является обязательным документом, который прилагается к ходатайству.
Кто и когда ее составляет?
На ребенка дошкольного возраста характеристику составляют сотрудники детского дошкольного учреждения, которое он посещает.
В подготовке документа принимает участие не только воспитатель группы, но и логопед с психологом, работающие в данном ДОУ.
В случае, если в детском садике нет узких специалистов, воспитатель должен поготовить документ самостоятельно.
Характеристику на ребенка-школьника, в том числе опекаемого, также составляет несколько сотрудников учебного заведения. Общую оценку его успеваемости, знаний и умений, индивидуально-психологических особенностей поведения и адаптации в коллективе дает классный руководитель. Для оценки психологического состояния ученика привлекается школьный психолог.
План составления характеристики и ее образец
В том случае, если характеристику необходимо предоставить в суд или в органы опеки, бланк документа обычно выдается для заполнения в учебное заведение уполномоченными сотрудниками государственных органов. Вне зависимости от формы характеристики, на ней обязательно должны стоять подписи всех лиц, которые принимали участие в составлении документа, и подпись директора учреждения. Документ скрепляется печатью.
Подготовка документа на здорового ребенка из полноценной семьи не составляет особой сложности – с этим вполне самостоятельно справится воспитатель. Если есть проблемы с речью, здоровьем, или родители не предоставляют соответствующий уход, нужно обязательно привлекать специалистов к составлению характеристики – без их заключения достаточно сложно будет правильно оценить эмоциональное и психологическое состояние ребенка и дать рекомендации.
Как правило, подробная характеристика ребенка занимает несколько страниц формата А4. Для того, чтобы предоставить несовершеннолетнему максимально комфортные и безопасные условия, в документе необходимо указать как можно больше важных сведений. Разумеется, они должны быть достоверными.
Примерный план составления документа выглядит таким образом:
- общие сведения о несовершеннолетнем (Ф.И.О., дата рождения, возраст на момент составления документа);
- информация об учреждении, которое предоставило документ;
- информация о родителях ребенка (образование, место работы, бытовые и жилищные условия, наличие или отсутствие претензий к родителям со стороны сотрудников образовательного учреждения, при необходимости - отметка, кто из них в большей степени участвует в воспитании ребенка);
- оценка физического состояния и здоровья воспитанника/ученика (часто ли отсутствует в ДОУ или школе по причине болезни, успехи в спорте, возможные травмы, вредные привычки);
- уровень самостоятельности и интеллектуальное развитие;
- личностные качества ребенка;
- оценка развития в динамике;
- особенности темперамента;
- уровень коммуникабельности в коллективе;
- рекомендации.
Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя требуется в случае оформления малыша в логопедическую группу. Порой этот документ необходим врачам и некоторым другим специалистам. Например, когда требуется характеристика на ребенка ДОУ на ПМПК.
Этот документ призван раскрыть такие черты характера дошкольника, которые не всегда можно уловить при коротком общении с малышом. Ведь разговор со специалистами, как правило, ограничен во времени. К тому же непривычная обстановка способна исказить навыки и умения малыша.
Основные пункты документа
Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя непременно должна содержать:
Общие сведения о малыше;
- параметры его физического развития;
- характер взаимодействия с коллективом;
- участие в учебной и трудовой деятельности;
- те особенности, которыми обладает эмоционально-волевая сфера малыша;
- характеристику познавательной деятельности;
- специальные и общие способности;
- описание характера и темперамента.
Документ также должен содержать психолого-педагогические выводы.
При составлении характеристики на ребенка дошкольного возраста воспитатель обязан исходить из существующей образовательной программы. При этом педагог делает выводы исходя из тех целей и задач, которые выдвигаются этой программой.
И еще одно небольшое дополнение. Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя должна быть составлена настолько всесторонне, чтобы другой педагог, взяв в руки этот документ, мог сразу понять, о ком идет речь.
Как написать характеристику на ребенка? Для этого понадобится ознакомиться с некоторыми методическими рекомендациями к составлению данного документа. Прежде всего, написание характеристики потребует предварительного всестороннего изучения малыша. Его проводят в естественной для ребенка среде воспитания и обучения. Кроме того, в процессе изучения малыша нужно обращать внимание не только на познавательную активность дошкольника и проявление свойств личности. Педагог должен стремиться к выявлению мотивов поведения и действий своего воспитанника, выясняя причины его либо высокого, либо низкого интеллектуального развития.
Характеристика на ребенка в детском саду должна быть составлена на основе психологического наблюдения за различными видами его деятельности (бытовой, трудовой, учебной, художественной и т. д.) и поведением. Для того чтобы всесторонне познать ребенка, потребуются и другие методы. Это и проведение бесед, и анализ результатов детской деятельности (поделок, рисунков и т. д.), и другие способы, которые в каждой конкретной ситуации педагог посчитает уместными.
Характеристика на дошкольника должна быть обоснована. В нее необходимо включать факты поведения ребенка, его конкретные высказывания, поступки, действия. Все это возможно комплексно проанализировать только в процессе углубленного изучения вопроса.
Важные пункты характеристики
При составлении документа, отражающего основные черты личности маленького человека, важно:
Указать условия его семейного воспитания и той системы взаимоотношений, которая существует между ним и взрослыми;
- включить анализ поведения ребенка со сверстниками;
- при необходимости дать более развернутую и полную характеристику, указав возможные причины того или иного негативного поведения малыша, а также предложить собственные рекомендации.
Таким образом, характеристика на дошкольника является итогом систематического продуманного наблюдения, проводимого в течение некоторого периода. Этот документ не должен быть поверхностным и написанным наспех. Все факты в нем излагаются систематично и последовательно, без применения сложных речевых оборотов.
Шапка документа
Как составляется характеристика на ребенка? Образец написания документа рассмотрим ниже. Прежде всего, указывается фамилия, имя и отчество воспитанника. Далее ставится дата его рождения. Непременно в документе находит отражение национальность ребенка, которая пригодится специалисту для выявления двуязычия. В шапке характеристики указывают домашний адрес и дают сведения о родителях (их Ф.И.О., должности и места работы, телефоны и возраст, в котором они находились при рождении ребенка).
Далее сообщается, с какого года малыш посещает ДОУ и в каком возрасте он туда поступил. В шапке характеристики пишут и о том, откуда он пришел в детский сад. Это может быть семья или другое детское учреждение и т. д.
Степень адаптации
С приходом в детский сад в жизни ребенка начинается новый период. Сложности заключаются в первом коллективном общении. Однако незнакомых людей и новую обстановку не все малыши принимают сразу и без проблем. Реакция большинства из них на детский сад - громкий плач.
Известно, что степень адаптации малыша в группе определяет его физическое и психическое здоровье. При появлении новых людей, игрушек и новых жизненных правил возникает информационный и эмоциональный стресс.
Как по этому критерию составляется характеристика на ребенка? Образец заполнения этого пункта представлен ниже. Итак, оценка, которую педагог может дать об уровне адаптации малыша в группе, бывает:
Хорошей;
- удовлетворительной;
- недостаточной;
- плохой.
Условия воспитания
Самой близкой и родной для каждого человека является его семья. Именно в родительском доме ребенок получает первоначальный жизненный опыт во всей полноте его нравственных и социальных проявлений. Не секрет, что воспитание детей - это главная задача семьи. Трудолюбие, а также духовное богатство отца и матери благотворно сказываются на детях.
Роль семьи невозможно сравнить по своей силе ни с одним социальным институтом. Именно в стенах родного дома развивается и формируется личность человека, происходит его овладение социальными ролями, которые необходимы для скорейшей адаптации дошкольника в обществе.
Именно поэтому педагогическая характеристика должна включать в себя такой раздел, как «Условия воспитания». Прежде всего, в этом документе должны быть представлены сведения о семье - полная или неполная, состав семьи. Важно также указать, является ли эта ячейка общества социально благополучной.
Педагогическая характеристика при описании условий воспитания ребенка должна непременно указать на его речевую среду, а она может быть:
Благоприятной (при отсутствии речевых отклонений среди членов семьи);
- недостаточно благоприятной;
- вовсе неблагоприятной.
При расшифровке последнего пункта понадобится указать причины сделанных выводов, которыми могут быть:
Билингвизм (наличие двуязычия);
- малый круг социальных контактов;
- общение с людьми, имеющими речевую патологию (ребенок может просто подражать неправильной речи);
- недостаток в воспитании, когда родители искусственно культивируют неверное произношение у своего ребенка.
Тем, кто не знает, как написать характеристику на ребенка, важно знать, что при указании условий воспитания нужно будет дать и их культурно-бытовую характеристику. Она может быть:
Благоприятной;
- недостаточно благоприятной;
- неблагоприятной.
Последняя оценка может быть выставлена в том случае, если у малыша имеются контакты с лицами, которые страдают от нарушения зрения, слуха и т. д.
Педагогу важно указать и на тот психологический климат, который существует в семье его воспитанника. Он может быть:
Благоприятным;
- недостаточно благоприятным;
- неблагоприятным в случае частых конфликтов между членами семьи.
Указать в документе важно и на отношение к малышу в родном доме. Оно может быть:
Демократичным;
- либеральным (чрезмерное заласкивание);
- авторитарным (проявление излишней строгости).
В разделе, касающемся условий воспитания, описывается и характеристика соматического здоровья ребенка. При этом педагог указывает один из приведенных ниже пунктов, а именно, что его воспитанник:
Редко болеет;
- часто страдает от простудных заболеваний;
- имеет хронические патологии.
Общее развитие
Тот период, который проходит ребенок от своего рождения до школы, является возрастом стремительного развития не только физических, но и психических качеств ребенка. Указать уровень общего развития воспитанника особенно важно в тех случаях, когда составляется характеристика на ребенка с ЗПР. Образец рассматриваемых при этом вопросов представлен ниже.
Итак, при написании характеристики на ребенка воспитатель указывает, знает ли тот свои фамилию и имя; понимает или нет родственные связи (папа, мама, бабушка); имеет достаточный или нет круг представлений обо всем, что малыша окружает.
Коммуникативность
В характеристике на ребенка воспитателю важно указать его умение общаться с людьми. Это, в частности, касается того способа, который малыш применяет при контакте (жестовый или речевой, избирательный или мимический). Для анализа психологического здоровья дошкольника важно проанализировать его общение с детьми и взрослыми. Именно поэтому в характеристике должно быть указано, насколько легко и быстро малыш вступает в контакт. Возможно, это происходит с большим трудом или же ребенок вовсе не проявляет заинтересованности к общению.
В составе коммуникативных умений находятся и употребляемые малышом слова вежливости. Особенно это важно, когда составляется характеристика на ребенка 4 лет и более старшего дошкольного возраста, то есть на детей, у которых уже должна быть хорошо развита речь.
Моторная сфера
При рассмотрении специалистами уровня физического и психического развития ребенка важным пунктом характеристики явится описание педагогом той силы, точности, координации движений, которой обладает малыш. Важна и его способность переключения при смене видов деятельности, а также темп, в котором он занимается. При описании моторики ребенка необходимо указать и на его умение удерживать в памяти различные элементы действий и осуществлять самоконтроль.
В этом же разделе дается характеристика состояния опорно-двигательного аппарата и ориентации в пространстве, например, один ребенок может быть ловок и подвижен, а у второго присутствуют нарушения общей моторики и наблюдается удовлетворительная координация.
Для анализа физического и психического состояния ребенка важны показатели его мелкой моторики. Они также должны быть указаны в характеристике. К таким показателям относят точность, темп и силу движений, синхронность рук и т. д.
Самообслуживание
Эти важные навыки должны присутствовать не только в тех случаях, когда составляется характеристика на ребенка 6 лет. Обслуживать себя должны уметь и более младшие дошкольники.
При составлении данного пункта педагог указывает, в какой степени развиты эти навыки, а именно:
Хорошо - соблюдение требований гигиены, опрятность в еде и в одежде;
- недостаточно хорошо;
- слабо, если малыш не способен быть опрятным в одежде и еде;
- не развиты вообще.
Хозяйственно-бытовая деятельность
Специалистам важно знать, как относится малыш к труду. Так, он может:
Принимать активное участие в предлагаемых воспитателем мероприятиях;
- участие принимать, но трудиться при этом только при наличии желания;
- отказываться от работы.
В характеристике должно быть отражено и то, насколько ребенок умеет (или нет) убрать постель, сложить игрушки, накрыть на стол.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Для педагога важно проанализировать настроение ребенка, а оно может быть:
устойчивым, недостаточно устойчивым или легко меняться от самых незначительных причин. При этом в характеристике важно написать общий настрой малыша, а он бывает радостным, подавленным и т. д.
К волевым особенностям, которые также должны найти отражение в характеристике на дошкольника, относятся самостоятельность и целеустремленность, решительность и инициативность, инертность и деятельность, вялость и неадекватность поведения и т. д.
Описание других черт характера ребенка
В составленном педагогом документе, описывающем уровень и степень развития личности, должна быть указана работоспособность ребенка, реакция на замечания и требования, умение управлять своим поведением, особенности характера (скромный, тихий, импульсивный и проч.).
Описание личности дошкольника должно отражать и состояние психофизических процессов: внимание (устойчивое или нет), способность к концентрации, переключаемость, восприятие явлений (соответствует или нет возрасту), временные представления малыша, развитие памяти и словесно-логического мышления.
Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя обязательно датируется. На последней страничке ставится подпись педагога. Документ визируется заведующим ДОУ.
При визуальных отклонениях ребенка возникает вопрос о проведении ПМПК и оформлении характеристики из детсада. Образец можно скачать бесплатно по ссылке.
Поведение ребенка в малолетнем возрасте меняется постоянно. Период развития в детском саду - один из самых сложных для родителей и педагогов. Трудно дать оценку малолетнему человеку, который только формируется. Образец характеристики на ребенка можно скачать бесплатно по прямой ссылке на этой странице. Простейший формат позволит быстро отредактировать документ и применить его в собственной практике. Рассмотрим основные составляющие характеризующей бумаги. Несмотря на свободный письменный формат исполнения важно соблюдать минимум обязательных пунктов.
При визуальных отклонениях ребенка от общего развития других однокашников, возникает вопрос о проведении ПМПК. Психолого-медико-педагогическая комиссия создается из специалистов различных направлений для установления общей картины развития ребенка на данном этапе. Характеристика из детского сада - очень важный документ в экспертной оценке состояния воспитанника. Ежедневное нахождение с малолетним позволяет лучше других оценить степень успеваемости или отставания на фоне других детей.
Обязательные пункты характеристики на ребенка
:- Наименование бумаги, ФИО воспитанника, название учреждения;
- ФИО воспитателя, родителей, дата рождения, адрес проживания;
- Описание программы обучения;
- Конкретизация предметов, по которым возникают затруднения;
- Поведение в обществе со сверстниками и взрослыми;
- Активность, интерес к происходящему;
- Иные исключительные особенности личности;
- Подпись, расшифровка автора, печать учреждения.
Составление характеристики на ребенка входит в обязанности работников ДОУ. Сведения, указываемые в характеристике, должны быть исчерпывающими и объективными. Мы разработали примерную схему характеристики воспитанника детского сада, которая поможет воспитателям в их работе.
Организационные моменты
Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:
- Поступления в школу.
- Решения юридических вопросов.
- Консультации у психиатра.
- Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
- Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
- Органов опеки и попечительства.
Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.
Шаблон характеристики воспитанника детского сада
Человек, работающий над написанием документа, руководствуется образовательно-воспитательной программой. Педагог делает выводы, учитывая выполнение ребенком ее целей и задач. В характеристике воспитанника детского сада на ПМПК он описывает особенности усвоения учебных умений и навыков.
Документ пишется по примерному плану:
- Общие данные о дошкольнике.
- Физическое развитие.
- Общение с другими детьми.
- Отношение к трудовой деятельности.
- Особенности познавательной сферы.
- Общие и специфические способности.
- Темперамент.
- Преобладающие черты характера.
- Заключение.
Подробный образец характеристики воспитанника детского сада позволит создать оптимальные условия для его адаптации к школе: используя сведения о ребенке и его семье, учитель поможет ребенку безболезненно влиться в еще незнакомый коллектив.
На нашем сайте вы найдете образцы готовых характеристик, составленных воспитателями-практиками на основе своего опыта работы.
Характеристика на воспитанника детского сада, образец которой должен быть у воспитателя и других педагогов, работающих в ДОУ, представляет собой официальный документ. В нем детально описываются личность ребенка, развитие его познавательных способностей и степень адаптации в дошкольном заведении.
по составлению характеристики
Характеристика в детский сад дается впервые, поэтому важно максимально объективно описать необходимые качества ребенка. Не исключено, что далее на этот документ будут опираться школьные педагоги и другие специалисты, работающие с ребенком (дефектологи, психологи, социальные работники). Для представления наиболее адекватной картины развития малыша следует учесть такие рекомендации:
- наблюдать за ребенком стоит в естественных условиях его жизни, например в игре;
- изучение стоит проводить в разных видах деятельности;
- не допускать собственных домыслов;
- узнать семью ребенка, определить людей, которые оказывают наибольшее влияние на развитие малыша (это необязательно могут быть родители);
- провести беседу с этими людьми, оценить семейную атмосферу;
- описать состояние здоровья малыша.
Алгоритм составления характеристики
Перед тем на ребенка, нужно иметь при себе план, чтобы документ был информативным и имел четкую структуру. Итак, нужно указать:
- общие сведенья о малыше (анкетные данные, адрес проживания, период посещения детского сада);
- описание семьи (состав, статус, воспитательное влияние);
- физическое и психическое здоровье ребенка;
- характеристика деятельности (игровая, познавательная, навыки самообслуживания);
- поведение во время занятий;
- черты характера;
- выводы о процессе адаптации.
Социальные сведения о ребенке
Условия проживания ребенка - важный момент, который должна включать характеристика на воспитанника детского сада. Образец документа у воспитателя должен включать такие сведенья:
- влияние семьи на развитие ребенка (имеются ли негативные факторы для развития малыша - антисоциальное поведение родителей, отсутствие воспитательного влияния, статус неполной, опекунской или многодетной семьи);
- тяжелые заболевания близких родственников, которые прямо или косвенно могут влиять на развитие ребенка;
- материальный статус семьи (получает ли ребенок все необходимое для развития, насколько стабилен заработок в семье).
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в детском саду
Педагоги ДОУ достаточно хорошо разбираются не только в особенностях сути педагогического процесса развития ребенка, но и в психологии этого процесса. В ином случае за дополнительной информацией можно обратиться к штатному психологу, который сможет дополнить сведения о ребенке. Ведь особенности психического развития ребенка в учебно-воспитательном заведении - важнейшая часть, которую включает характеристика на воспитанника детского сада. Образец документадолжен включать такие структурные моменты:
- в необходимо описать: насколько ребенок овладел навыками элементарных бытовых действий (умеет ли одеться, обуться, умыться, расчесаться, пользоваться столовыми принадлежностями и т. д.), какими видами графической и конструкторской деятельности владеет ребенок (навыки рисования, лепки, игр с конструктором, выполнения действий по аналогии и по словесной инструкции, выполнения манипуляций со счетными палочками, написание разных линий и т. д.);
- участие в занятиях и отношение к учебной деятельности (вовлечен ли в процесс, понимает ли задания педагога, какой имеет темп работы, как быстро устает и отвлекается, как долго умеет концентрировать внимание, как преодолевает трудности);
- психологические черты: адекватность эмоциональных реакций, общий фон настроения, умение общаться с детьми и взрослыми, элементарные знания о морали, уровень агрессивности, умение подчиняться и прочие.
Особенности игровой деятельности
В играх происходит развитие дошкольника. Именно поэтому описание особенностей игровой деятельности должна включать характеристика воспитанника детского сада. Образец этой части документа может включать информацию о том, как ребенок проявляет себя в игре: с интересом, инициативно, правильно ли понимает правила, есть ли любимые занятия, принимает ли участие в сюжетно-ролевых играх и какую роль при этом выбирает. Взаимодействует ли с детьми во время игры? Переносит ли свой опыт в нее? Все ли сюжеты и задания доступны его воображению? Умеет ли менять содержание игры и занимать лидерскую позицию?
Характеристика на воспитанника детского сада: образец
Характеристика воспитанника... (название ДОУ) Ивановой Дарьи, 2011 года рождения |
Посещает... (название ДОУ) с 2014 года. За это время проявила себя как добрый, жизнерадостный ребенок.
Даша воспитывается в полной семье. Больше привязана к маме, Ивановой Т. М., которая проводит с дочерью все свободное время. Отец, Иванов А. А., в силу своей трудовой занятости, уделяет воспитанию ребенка меньше времени, но проявляет неподдельный интерес к жизни дочери. Семья материально обеспечена, Даша имеет все необходимое для жизни и посещения сада.
Дарья имеет соответствующее возрасту физическое развитие. Девочка проявляет интерес к обучающим занятиям, умеет концентрировать внимание на поставленной задаче, отвлекается редко, понимает инструкции воспитателя. Даша владеет достаточно большим словарным запасом, умеет читать, правильно произносит все фонемы, умеет выражать свои мысли и правильно строить предложения.
В проявляет себя инициатором: часто предлагает сюжет игры и распределяет роли среди детей. Выбирает игры бытового и социального характера, например, "Магазин", "Салон красоты", Дом". Любит петь, участвовать в утренниках. Умеет рисовать, лепить из пластилина, посещает музыкальную школу по классу фортепиано.
Даша - веселая, открытая девочка, адекватно реагирует на похвалу и критику. Умеет делиться с детьми, понимает, что такое "плохо", старается утешить другого грустного ребенка, любит животных. Дома имеет свои обязанности: полив цветов и кормление кошки.
Характеристика составлена для предъявления по месту требования.