После 1 года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир, учится «по-взрослому» общаться с родителями и окружающими. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, заинтересовать, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями.
Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет дома – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие. В каждом разделе описаны полезные, эффективные упражнения различной тематики. Большинство игр проводится с доступным, недорогим инвентарём. Иногда вовсе не требуется ничего, кроме желания помочь перейти малышу на новую ступень развития.
Развитие ловкости, координации движений и укрепления мышц
Всегда показывайте малышу, как выполнять упражнение. Учитывайте уровень физического развития, постепенно увеличивайте степень сложности заданий.
Дорожка
Создайте ограниченное пространство, выложите бордюры для дорожки из кубиков, верёвки, небольших игрушек. Покажите сами, как пройти отрезок пути. Возьмите малыша за руку, проведите по дорожке. Меняйте ширину (от 30 см до 1 метра) и длину пути (сколько позволяет площадь помещения).
Постепенно усложняйте задачу: создавайте повороты, делайте «змейку». Учите ребёнка не сбивать ограждения, ходить внутри дорожки. Для разнообразия покажите, как топать по дорожке на носочках, пяточках, передвигаться прыжками.
Боулинг
Расставьте пластмассовые кегли, лёгкие коробки или кубики, дайте ребёнку мячик, покажите, как его катить, сбивать предметы. Вначале нужен мяч большого диаметра, позже купите предмет поменьше.
Преодоление препятствий
Предложите сыну или дочке проползти под столом, большим стулом. Подайте пример (конечно, ползайте там, где позволяет комплекция). Купите пару фитболов, покажите, как на четвереньках можно ползать вокруг них или между шарами.
Ещё варианты:
- сядьте на пол, согните ноги в коленях. Пусть маленький спортсмен проползёт под ними;
- встаньте на четвереньки, выгните спину вверх, как кошка. Ребёнок должен проползти под вами.
Игры с мячом
Занятия всегда вызывают живой интерес:
- мама (папа) и малыш сидят на полу напротив. Катайте мячик друг другу;
- возьмите мячик среднего размера, покажите, как бросать на пол. Дайте мяч малышу в руки, повторите то же действие вместе. Теперь попросите ребёнка бросить мяч самостоятельно;
- купите воздушные шарики, надуйте. Задача: подбрасывать шар вверх, чтобы он не падал на пол. Всегда показывайте, как действовать;
- меткий стрелок. Понадобится коробка плюс мяч. Задача – бросить мяч в коробку. Меняйте размер мяча и ёмкости, расстояние до коробки.
Попрыгунчик
Начните с простого, постепенно усложняйте задачу. Проследите, чтобы рядом не было острых углов, тяжёлых предметов. Веселитесь от души.
Виды прыжков:
- возьмите ребёнка под мышки (за ручки), попрыгайте вместе. Напевайте весёлую песенку, например: «Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка в теремок»;
- позже покажите, как скачет зайка. «Лапки» впереди, согнуты в локтях;
- следующее упражнение: поднимите мягкую игрушку над головой ребёнка, пусть попрыгает, достанет её. Знайте меру, чтобы малыш не расстроился, если вы держите мишку слишком высоко.
Зарядка под музыку
Развлечение плюс укрепление здоровья. Делать упражнения под весёлую, ритмичную музыку гораздо интереснее, чем просто под счёт. Занимайтесь с увлечением, чтобы ребёнок понимал: зарядка – это не наказание, а полезное, весёлое дело.
Самый ловкий
Варианты:
- разложите на полу небольшие предметы с неострыми краями. Задача для ребёнка – пройти от одного края комнаты до другого, перешагивая через небольшие подушки или мячики из газет;
- положите на полу кольца или обручи так, чтобы малыш мог легко перешагивать из одного в другой. Задача – пройти комнату по цепочке из обручей.
Занятия для формирования речи и навыков общения
Занимайтесь дома, на прогулке, чаще разговаривайте с малышом. Создайте приятную атмосферу, хвалите за достижения, никогда не унижайте сына или дочку, если ребёнок долго не может понять, как выполнять задание.
Проговаривание слов нараспев
Простое, эффективное упражнение для развития речи. Пропойте по слогам: «Мы с Ма – шей и – дём ку – шать. Се – год – ня на о – бед вкус – на – я ка – ша и кот – ле – та». Попросите малышку что-нибудь пропеть, например: «Ма – ша бу – дет ку – шать».
Сказка с повторением
Весёлая игра для развития речи. Вспомните: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ещё: «Тянет-потянет дед репку, да вытянуть не может». Вскоре ребёнок будет повторять слова, фразы за вами.
Кукушка
Полезная игра не только развлекает деток, но и развивает отделы мозга. Проговаривайте «ку-ку» по разному:
- закрывайте глазки руками, малыш пусть повторяет за вами;
- закройте личико малыша ладошками, после слов «ку-ку» уберите ручки;
- прячьтесь за дверью и выглядывайте оттуда после слова «ку-ку»;
- учите ребёнка прикрывать ваше лицо ладонями, говорить «ку-ку».
Пожалей куклу
Покажите, как качать, кормить, укладывать спать мягкие игрушки, пупсиков, кукол. Купите маленькие кроватки, детские стульчики, столик, чтобы малышу было, где заниматься. Если такого набора пока нет, выделите для игр большой стул, на котором можно обустроить домик для зверей и кукол.
Полезная игра развивает навыки заботы о живых существах. Учите жалеть игрушки, лечить зверюшек, петь им песенки.
Говорим разными голосами
Весёлая, увлекательная игра отлично тренирует речевой аппарат. Спойте песню или произнесите знакомую фразу из стихотворения обычным голосом, потом высоким, затем – низким.
Всегда смешит деток произношение, если придавить нос большим и указательным пальцем (получается гнусавый голос). Разные голоса – эффективное упражнение для ознакомления с речевыми моделями.
Сборы на прогулку
Игра для развития воображения, речевых навыков, умственных способностей. После полутора лет многие детки любят наряжать своих кукол, мягких зверюшек. Предложите малышу взять на прогулку любимую игрушку, но собрать «по-взрослому», с одеждой, обувью, другими полезным аксессуарами.
Задавайте вопросы, развивайте мысль, чтобы ребёнок создавал логические цепочки.
Вот несколько вопросов:
- Кого ты возьмёшь на прогулку?
- Что наденет мишка?
- Какая шапка подойдёт мишке?
- Что обуть медвежонку на ножки?
- Что взять, если идёт дождик?
- Что будет, если мишка пойдёт гулять без носочков и ботинок?
- Как будешь лечить медвежонка, если он простудится?
- Чем будем кормить мишутку на прогулке?
- Какие сладости любит твой медвежонок? И так далее.
Заботимся о близких
Малыш уже умеет кормить своих зверей и кукол? Предложите поухаживать за мамой, папой, сестрой, бабушкой, другими членами семьи. Покажите, что вы устали, случайно ударились об угол, хотите кушать и так далее. В ходе игры ребёнок учится сочувствовать, проявлять заботу.
Совет! Не переигрывайте, сделав вид, что вы ударились. Навзрыд плакать не нужно, иначе ребёнок испугается. Покажите, что вам стало легче после его «лечения», поблагодарите маленького доктора.
Кто что говорит
Подберите карточки с изображениями животных, зверей, птиц. Обязательно добавьте картинку с нарисованным младенцем. Выбирайте большие, чёткие изображения.
Ваши действия:
- покажите на первую картинку, скажите: «Это корова, она говорит М-у-у-у». Попросите сынишку или дочку повторить, проговорите несколько раз;
- когда выучен первый персонаж, переходите ко второму и так далее;
- позже просите, чтобы ребёнок рассказал как можно больше информации о живом существе.
Превращаемся в зверей
Суть:
- подберите несколько карточек с изображением кошки, собаки, коровы, ослика, курицы и так далее;
- по очереди доставайте карточки из стопки, изображайте зверя или птицу с картинки;
- не стесняйте, показывайте малышу пример, просите его продемонстрировать собачку или курочку;
- вначале выбирайте знакомых животных и птиц, которых ребёнок видел на улице или у друзей (родственников) дома.
Как разводить и как правильно давать детям? У нас есть ответ!
О симптомах и лечении астигматизма глаз у детей прочтите странице.
По адресу узнайте о лечении гемангиомы у новорожденных народными средствами.
Занятия, развивающие определённые навыки
Подберите несколько нескучных упражнений для развития ловкости, понимания понятий «больший – меньший», усидчивости, изучения разных цветов. По ходу игры ребёнок научится строить дом, рисовать, лепить, повторять определённые действия за вами.
Вот несколько полезных, интересных занятий:
- построение домика, башни, гаража из кубиков;
- игры с пирамидкой, сравнение колец по цвету и размеру (в годик);
- рисование пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами;
- расстановка игрушек (кукол, зверюшек) по росту;
- лепка из пластилина;
- выкладывание картин из зёрен кофе (ближе к двум годам);
- занятия с матрёшкой (ребёнок учится разбирать, собирать, совмещать рисунок);
- поиск предметов в разных углах комнаты;
- выкладывание светофора из кружков;
- описание предметов, которыми малыш пользуется каждый день (зубная щётка, кроватка, ложка, горшок, чашка);
- сравнение свойств разных предметов. Например, твёрдый кубик – мягкая подушка, жидкий чай – сыпучая соль, лёгкая вата – тяжёлая ложка и так далее.
Многие психологи рекомендуют занятия с конструктором. Игра развивает сразу несколько навыков: усидчивость, воображение, мелкую моторику. Для деток до двух лет подбирайте простой конструктор с яркими, крупными деталями, удобными пазами. Показывайте образец на фото, давайте волю фантазии: пусть малыш сам придумывает предмет, который хочет построить. Помогайте, но не делайте работу за сынишку или дочурку.
Игры для развития воображения и творческие задания
Полезные занятия:
- придумывайте сказки о любимых игрушках, близких, самом малыше и родителях;
- предложите несколько картонных коробок, понаблюдайте, как ребёнок их приспособит для игры;
- вместе сделайте подарок родственникам. Даже в 1,5 годика детки могут использовать пальчиковые краски для создания отпечатка ладошки или цветка из мазков;
- предложите построить гараж для машинок или домик для кукол из подручных материалов: стульев, коробок, кубиков;
- поиграйте в туристов. Отлично подойдёт готовый домик из мягкой ткани на жёсткой основе. Деткам нравится «палатка» из покрывала, натянутого над двумя стульями;
- устройте концерт для папы и других членов семьи. В 2 годика детки могут показать немало забавных движений, спеть простую песенку. Включите весёлые песни, подпевайте, участвуйте в представлении;
- необычные инструменты. Покажите, как можно сделать барабан из ведёрка (пластмассового, не металлического) и обычной ложки. Чтобы малыш не донимал всех барабанным боем, предложите и «настоящие» инструменты: металлофон, игрушечное пианино.
Подберите несколько игр, понаблюдайте, какие занятия больше интересуют сынишку или дочурку. Не думайте, что в период от года до двух детки ещё мало что умеют, слабо разбираются во многих вещах. Малыш нередко удивляет взрослых своей фантазией и навыками. Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух помогут всестороннему развитию, подарят радость общения с родителями и окружающим миром.
Из следующего видео можно узнать о настольных развивающих играх для детей младшего возраста:
Вот и задули первую свечу с малышом на его День рождения. Формируется личность. Второй год жизни - это серьезный этап. Уже с этого возраста нужно уделять должное внимание развитию. Ребенок уже не только кушает и спит, он активно познает окружающий его мир. Как развить ребенка в 1 год таким образом, чтобы ему было интересно, чтобы он с удовольствием вас слушал, повторял игровые действия? Что в этом возрасте малыш действительно воспримет с увлечением? Разберемся подробнее.
Особенности развития ребенка от 1 года
На протяжении первого года своей жизни малыш уже освоил множество уроков, но вот узнать ему предстоит еще намного больше. Впереди масса открытий, эмоций, умений. Первыми помощниками на этом пути должны стать родители. В этом возрасте на пути ко всему неизведанному и новому у ребенка могут возникнуть определенные страхи, сомнения. Вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, встает перед многими мамами, папами, бабушками.
На самом деле ничего в этом сложного нет. Будьте всегда рядом, помогайте малышу, уделяйте больше времени развивающим играм, занятиям. Дети в этом возрасте имеют природную мудрость, в них заложена неуемная тяга к знаниям. Во многом они просто начинают подражать взрослым, поэтому подавайте такие примеры, которые подвигнут малыша на освоение чего-то нового.
Многие дети к году уже начинают ходить, спустя два месяца передвигаться достаточно быстро и даже бегать. Рост организма в этот период немного замедляется, все ресурсы растрачиваются на развитие всех систем. В этом периоде необходимо сделать упор на спортивные развивающие занятия для детей 1-2 лет для формирования ловкости, правильной координации движений. Подойдут упражнения на шведской стенке, игры с мячом, простая гимнастика, зарядка, плавание в бассейне или ванной. Не ограничивайте в этом возрасте физическую активность. Малыш должен вволю бегать, проявлять тягу к исследованиям, знакомиться с окружающим миром, общаться с людьми.
Начинайте занятия с малышом как можно раньше
Как рано нужно начинать развивать всесторонние знания у ребенка? В этом вопросе дискуссии длятся бесконечно. Кто-то утверждает то, что малыш должен сам всему постепенно учиться, все необходимые знания придут к нему постепенно. Противники этой точки зрения возражают, что заниматься развитием нужно начинать с первого года жизни, как только у малыша возникает интерес к окружающему миру. Поддерживая эту теорию, педагоги создают книги, пособия, развивающие картинки для детей от 1 года.
Единственное мнение однозначно - это то, что дети до пятилетнего возраста как чистый лист бумаги. Их активный мозг готов запоминать огромные объемы информации. Ну так почему же не воспользоваться во благо этим фактом? Кроме навыков самообслуживания помогите ребенку полнее освоить окружающий мир, научите различать цвета, фигуры, растения. Напитайте его мозг полезной информацией.
Развивающие центры для детей от 1 года
Многим родителям, которые интересуются ранней педагогикой, знакома система Монтессори. Она раскрывает секреты родителям, как развить ребенка в 1 год. Создана эта система еще в начале ХХ века итальянским педагогом Марией Монтессори. Сторонники ее появились во многих других странах.
Что собой представляет данная система? У истоков Мария Монтессори больше уделяла внимания тем детям, которые отставали в развитии, но со временем ее методы стали применяться и в воспитании вполне здоровых детей. Психологи и педагоги по этой методике учат ребенка принимать самостоятельные решения, быть независимым в действиях и суждениях, но при этом соблюдать общепринятые нормы и правила.
Стоит отметить, что в таких группах у детей нет обычных игрушек (кукол, машин, пистолетов). Зато можно увидеть развивающие игрушки для детей от 1 года - это пазлы, кубики, сортеры, музыкальные инструменты. Система Монтессори дает возможность сформировать у ребенка навыки самообслуживания, он учится кушать, пить, играть, одеваться.
Дома родители должны придерживаться этих принципов, и тогда есть гарантия, что малыш станет самодостаточной личностью. Уже с детства ему будут привиты навыки правильного общения в обществе. Такой ребенок с легкостью сможет справляться с любыми ситуациями и выходить из них достойно.
В Москве есть развивающие центры для детей от 1 года, которые работают по этой методике, это «Монтессори-сад», «Ступеньки», «Клуб раннего развития» и некоторые другие.
Игры для детей 1 года
Именно на втором году жизни малыш начинает осваиваться в социальном обществе. Учится играть с мамой, сестрой или братом. Взрослея, он находит приятелей на детской площадке, круг общения расширяется. Он с удовольствие рассматривает новых людей, слушает их, наблюдает за играми других, пытается участвовать.
Игры для детей 1 года должны быть достаточно разнообразными. Развивайте моторику. Под присмотром взрослых задайте несколько задач: сортировка чего-то мелкого, можно взять крупные бусы, орехи, каштаны, помпоны. Предметы могут быть разных цветов, фактуры. Пусть ребенок раскладывает их по нужным ячейкам или лоткам.
Пересыпание, переливание развивает пространственное мышление у малыша. В ванной дайте ребенку возможность поиграть, пусть он переливает воду из одной емкости в другую. Играть можно также с кинетическим песком или с любыми крупами. Это позволит развить усидчивость, концентрацию внимания. Все помнят «притихшего малыша», который добрался до мешка с мукой.
Купите развивающие картинки для детей от 1 года. Они позволят научиться распознавать различные предметы. Чаще рисуйте с малышом, давайте ему возможность творить самому. Пусть шедевра у него не получится, но сам процесс доставит ему огромное удовольствие. Пусть рисует чем угодно - карандашами, красками, мелом. Не забывайте о подвижных играх, выполняйте физические упражнения, покажите, как нужно шагать на месте, приседать, бросать мячи.
Чем играть?
Зачастую родители не могут понять, какие же игрушки в этом возрасте покупать малышу, и предлагают ему все подряд. Не нужно так поступать. В этом возрасте ребенок не в состоянии сделать самостоятельной выбор и не уделяет долгого внимания чему-то одному. Лучше всего приобретать развивающие игрушки для детей от 1 года, которые помогут малышу не просто играть, а одновременно думать, мыслить, принимать решения.
Это могут быть кубики, разные пирамиды, большие пазлы, конструктор, сортеры с животными, овощами, фруктами, крупная мозаика магнитная, пластиковая или деревянная. Для общего развития подойдут разные пупсы, куклы, машинки. Иногда подкинуть идею новой игрушки может развивающий мультик для детей от 1 года. Малыши любят играть с персонажами любимых историй. При этом они развивают фантазию и сами придумывают сюжеты игры.
Занимайтесь творчеством
Как только малыш научился сидеть, принял вертикальное положение, он понял, что перед ним огромный, интересный мир. Еще интереснее ему стало, когда он сделал первые шаги. Мама постоянно должна искать источники познания для своего ребенка. Отличным подспорьем может оказаться творчество.
С раннего возраста с детьми можно не только рисовать. Займитесь лепкой, делайте аппликации, собирайте конструктор, вместе учитесь из мозаики составлять изображения, разрешайте ему участвовать в процессе, поощряйте его порывы творчества.
Подобные занятия практикуют в Москве развивающие кружки для детей от 1 года. Большой популярностью у мамочек пользуются «Мозаика», «Радуга», «Муравейник». Для несмышленышей создано множество безопасного материала, и это позволяет развивать их творческие способности: кинетический песок, пальчиковые краски, безопасный пластилин. Многие практикуют лепку из теста, которое подкрашивают пищевыми красками.
Развиваем мелкую моторику
Нервные окончания, которые отвечают за координацию пальцев, находятся в головном мозге, в тесной близости от центра, отвечающего за речь. Поэтому любые игры на пальчиках помогут крохе быстрее начать разговаривать.
Как развить моторику ребенка 1 года? Делайте малышу легкий массаж ладошек, пальчиков, разбавляйте при этом механические поглаживания разными потешками, песенками. Увидите, как это понравится ему.
Можете давать задания. Поиграйте с бусинками. Постарайтесь научить малыша забрасывать их в горлышко пластиковой бутылки, а потом вынимать оттуда. Ни в коем случае не оставляйте его одного с мелкими предметами, он может нечаянно их проглотить.
Усложняйте постепенно задания. Любопытным занятием для детей будет проталкивать в отверстия дуршлага макароны, другие тонкие предметы.
Купите развивающий столик для детей от 1 года, на нем предусмотрены игры для мелкой моторики.
В таком возрасте дети любят играть с тестом. Разрешите малышу «помочь» вам на кухне. Пусть он играет с тестом и лепит из него что угодно, подражая вам, катает шарики, блинчики. Все эти развлечения не просто интересны, но и весьма полезны.
Выбираем развивающий столик
Развивающий столик для детей от 1 года обычно оснащен набором, который позволит полноценно формироваться малышу. В комплект входят такие элементы:
- рычаги и разноцветные кнопки, при нажатии на которые звучит музыка;
- детали, воспроизводящие голоса животных, звуки музыкальных инструментов;
- световые элементы;
- движущиеся фигурки.
Всё это многообразие позволяет ребенку развивать слух, вкусовые рецепторы, осязание (слушая, кусая, трогая красивые кнопочки). На первый взгляд может показаться, что кроха ничего не понимает. Однако в этом возрасте отлично работает «накопительный эффект», уже в скором времени ребенок без ошибок будет повторять все действия, которые показали ему старшие.
Так как развить ребенка в 1 год проще с подручными средствами, советуем купить родителям такой столик. Он позволит разрабатывать мелкую и крупную моторику, осваивать размеры разных предметов, различать голоса животных, развивать речь, слух, одновременно развлекаться и играть.
Мультфильмы. Общение со сверстниками
На втором году жизни ребенок только начинает свое знакомство с окружающим миром, поэтому просмотр телевизора не должен занимать у него много времени. Мультфильмы в таком возрасте смотреть можно совсем недолго, и, конечно же, сюжеты должны быть соответствующие. Ограничьте время у экрана, не позволяйте, чтобы просмотр стал единственным удовольствием и развлечением. Подбирайте развивающий мультик для детей от 1 года с умом и правильным подходом. Современный прокат предлагает огромное количество детских мультфильмов как российских, так и зарубежных. Отдавайте предпочтение нашим «мультикам», их добрые и познавательные сюжеты заинтересуют малыша. Поколение «покемонов» и «монстров» привело уже наше общество к тому, что дети просто переместились жить в игровые сети. Пора это остановить. С раннего возраста начинайте ограничивать просмотры малыша и в будущем строго контролируйте его вкусы. Для детей 1 года прекрасно подойдут такие развивающие мультфильмы, как «Грузовичок Лева», «Тини Лав», «Черепаха Аха-Аха», «Тетушка Сова». Полезны в этом возрасте и показы, которые помогут запомнить цвета, цифры, буквы, названия предметов и животных.
Не забывайте, что гармоничное развитие ребенка может происходить только в общении со сверстниками. Не закрывайте малыша в квартире, не ограничивайте его общение мамой, папой, бабушками и дедушками. Ребенок должен осваиваться в обществе, процесс познания окружающего мира так проходит намного стремительнее. Играя со сверстниками, малыш узнает что-то полезное и новое. Посещайте с ним игровые площадки, центры развития, игровые комнаты.
Книги
Проводя развивающие занятия для детей 1- 2 лет, без сомнения нужно читать им книги, показывать картинки. В этом возрасте дети как губка впитывают в себя всю предоставляемую информацию. Пусть речь их еще не развита, но в головном мозге происходит накопление всего нового. В скором времени полученные знания выльются наружу. Рассказывать деткам, показывать, объяснять нужно абсолютно все. Малышам очень интересно разглядывать в книгах то, с чем они уже сталкивались в своей жизни. Поэтому любить их они начинают уже в раннем возрасте.
В основном книги для годовалых детей в чем-то схожи. Они не изобилуют текстом, главное в них - красочные, красивые картинки. Происходит знакомство с окружающим миром: семья, игрушки, животные, времена года, цвета, растения. Как выбрать конкретную книгу? Прислушайтесь к собственному мнению. По содержанию, основываясь на свой художественный вкус, можно подобрать что угодно. Что касается технических моментов, то:
- Иллюстрации должны быть качественными. Текста как можно меньше.
- Предпочтение коротким стишкам, сказкам. Ребенок не сможет долго слушать, если текст очень большой, он быстро потеряет интерес.
- Книга должна быть совершенно безопасной. Не покупайте сомнительные издания, имеющие резкий запах, размывающиеся краски. Это может навредить здоровью малыша.
Сложно выделить «лучшие» развивающие книги для ребенка 1 года. Современный рынок перенаполнен данной продукцией. Можно отдать предпочтение нашим старым, хорошо зарекомендовавшим себя сказкам, которые в каждой семье были любимыми. Но не факт, что то же самое должно понравиться вашему малышу. Современные дети во многом отличаются от старых поколений по своему развитию, поэтому наблюдайте за своим ребенком и отмечайте для себя, чему он отдает предпочтение.
С раннего детства малыши стремятся познать этот мир во всех его проявлениях. Они задают множество вопросов, интересуются любыми предметами, попавшимися под руку. Любят рисовать, лепить фигуры, воображать. Сегодня вы узнаете про интересные развивающие игры для детей от 1 года.
Польза развивающих игр для детей
Развивалки для малышей от 1 года направлены на развитие ребенка сразу в нескольких сферах. Физическая активность – это залог здоровья вашего малыша. Что может быть лучше для развития физической активности малыша, чем игры? Они способствуют:
- улучшению кровообращения;
- насыщения клеток тела кислородом;
- прививанию любви к активному образу жизни.
- улучшению навыков ходьбы;
- развитию навыков бега и прыжков;
- развитию координации и моторики;
Некоторые родители уделяют много внимания мышлению и развитию интеллекта, но забывают про творчество и любознательность.
Творческие развивающие игры для годовалого ребенка и детей постарше способствуют:
- любознательности и изучению окружающего мира;
- развитию нестандартного и креативного мышления;
- проявлению индивидуальности и талантов;
- умению применять на практике полученные опыт и знания.
Умение находить общий язык с окружающими людьми необходимо прививать ребенку с первых годов в жизни. Играя в такие игры, ребенок научится:
- устанавливать дружеские отношения и заводить друзей;
- разрешать и предотвращать конфликты;
- нормально вести себя в коллективе, быть его неотъемлемой составляющей;
- взаимодействовать с разными людьми.
Игры для физического развития
Игра «Закинь мяч»
Для этой игры вам понадобится несколько мягких мячей и корзина или, например, тазик. Вместо мячиков можно использовать мягкие кубики. Эта развивалка придумана для детей возрастом 1 год и старше.
- Поставьте корзину на пол и вокруг, на расстоянии 60-150 см, разложите мячики.
- Обозначьте границы, откуда их можно кидать.
- Покажите малышу, как закидывать мячик в корзинку. Сопровождайте каждое ваше действие объяснением, например, в стихотворной форме.
Мячик мы рукой возьмем,
Вверх его поднимем,
На корзинку поглядим,
Мяч в корзинку кинем.
- Затем дайте попробовать поиграть малышу. Начинайте с маленьких расстояний (60 см) и постепенно усложняйте задачу. Для того, чтобы интерес не угасал, усложняйте задачу, меняя корзинку, перемещая ее в другое место, а также наполняя ее водой.
Игра «День и ночь»
Объясните малышу правила игры. Если вы говорите «день», малыш свободно перемещается по комнате, а также бегает и прыгает, но как только вы говорите «ночь», малыш должен замереть на одном месте и не шевелиться, пока снова не наступит день. Разнообразить игру поможет музыкальное сопровождение.
Цып-цып цыплята
Эта развивающая игра отлично подойдет сразу для нескольких мальчиков и девочек возрастом 1 год. Пусть дети представят, что вы – курочка, а они – цыплята. Они могут убегать от вас, прыгать и бегать. Вы должны догнать непослушного цыпленка и усадить его на стульчик. Но, как только вы отходите от малыша, он вскакивает с места и веселится. Чтобы играть было интереснее, можно включить активную и веселую музыку.
Повторяй за мной
Правила этой игры очень просты. Малыш должен повторять за вами движения, например, хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, коснуться кончика носа или мочки уха. Чтобы заинтересовать ребенка, задавайте наводящие вопросы, например: «А где у меня носик? А у тебя?» Таким образом, малыш не только сделает разминку, но и узнает что-то новое.
Кто?
Предложите вашему ребенку провести небольшое соревнование. Например, кто быстрее добежит до дивана или до папы? Кто быстрее добежит до мячика и возьмет его в руки? Кто выше прыгнет? Кто станцует лучший танец? Увлеченный соревнованием, малыш с удовольствием будет выполнять ваши небольшие задания.
Игры для развития творческих способностей
Дорисуй
Вам понадобится бумага и карандаш. Нарисуйте четыре круга и предложите вашему малышу дорисовать картину, добавив к кругам новые детали. Задачу можно усложнить, рисуя новые фигуры и абстракции.
Кто это?
Предложите ребенку нарисовать несуществующее животное. Попросите описать его и придумайте для него название.
Что если?
Задайте ребенку несколько простых, но увлекательных задачек. Пусть ребенок пофантазирует и расскажет вам свои идеи. Например, что будет, если животные научатся говорить или что случится, если всегда будет идти дождик. Пусть ребенок озвучивает даже самые необычные догадки.
А что здесь?
Спрячьте какой-нибудь предмет в шкатулку и предложите малышу угадать, что же там находится. Пусть малыш задает наводящие вопросы. Задачу можно усложнить, спрятав заранее ведомый предмет в комнате. Говорите ребенку «тепло» или «холодно» всякий раз, когда он приближается или отдаляется от места «Х». Эта развивалка предназначена для детей 2 лет. Малыш не только развивает творческие способности, но и пополняет словарный запас, познавая новые предметы.
Лепка
Этот вид активности подойдет для детей чуть старше. Сделайте колобка или ягоду, а со временем усложните задачу, сделав разноцветного снеговика или светофор. В дальнейшем разнообразные поделки, которые порадуют и вас, и ребенка. На сегодняшний день существует множество видов пластилина, в том числе и безопасного при случайном проглатывании. Также вы можете занять детей . Это занятие не только полезное, но еще и вкусное!
Задачки на сообразительность
Задайте малышу несколько задачек на сообразительность. Вы можете придумывать идеи сами или же искать их в интернете. Например, в городе исчезли все машины, как можно добраться в нужное место? Или в город приехал цирк, но они забыли нарисовать афиши. Как рассказать горожанам, что приехал цирк?
Рисование
Замечательная развивающая игра для детей 1.5 года и старше. Предложите вашему ребенку нарисовать дом своей мечты или любимую игрушку. Пофантазируйте вместе на тему, как выглядит космический корабль или автомобиль в будущем.
Игры для развития коммуникативных способностей
Подарок на всех
Испорченный телефон
Давно знакомая игра, пожалуй, каждому. Дети тихо говорят друг другу какое-нибудь слово, а последний в цепочке должен его повторить громко и для всех игроков. Затем ребята выясняют, какое слово загадывали, и где «телефон» испортился.
«Я знаю пять имен»
Коллективная игра, в которой участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле, приговаривая: «Я знаю пять имен (городов, фруктов и так далее)». На одно подбрасывание мяча – одно имя. Если ребенок сбивается или задумывается, мяч передается следующему участнику. Эта и другие —развивающие игры для детей возрастом 3-4 года— помогут отлично провести время, потому что ребенок уже имеет определенный словарный запас.
Съедобное и несъедобное
Предложите детям стать в круг и называйте любые слова. Если слово обозначает что-то съедобное, малыш должен поймать мяч, если несъедобное, то малыш его отбивает. Тот, кто ошибся, выбывает из круга до следующей игры.
Сороконожка
Эта развивающая коллективная игра отлично подойдет для мальчиков и девочек возрастом 2 года. Предложите детям встать друг позади друга и взяться за талию впереди стоящего. Теперь вместе с ними выполняйте разные движения: прыгайте на одной ноге, приседайте, ходите. Включите задорную музыку, чтобы играть было веселее. Главная задача игры – не разорвать цепочку.
- Играйте только в те игры, которые нравятся вашему ребенку.
- Малышам сложно длительное время фокусировать внимание на одном занятии. Меняйте игры, постепенно увеличивая продолжительность игры.
- Давайте ребенку мелкие поручения, например, принести какой-то предмет.
- Не присматривайте за ребенком, а участвуйте в играх вместе с ним. Таким образом, вы продлите интерес малыша и займете его внимание.
- Не ругайте ребенка, если он что-то делает не так. Дайте ему возможность исправить ошибку самостоятельно или мягко направьте его в нужное русло.
- Отвечайте на все интересующие его вопросы. Ребенку очень важно, чтобы взрослые объясняли все непонятное в этом мире. Не отмахивайтесь более важными делами и помните: для ребенка нет глупых вопросов.
- Позволяйте малышу фантазировать и придумывать. Именно так проявляются его творческие способности. Иногда малыши обманывают взрослых. Попытайтесь объяснить ребенку разницу между фантазией и обманом.
Развивающие игры для детей от 1 до 2-3 лет – видео
Дети начинают разговаривать в разное время. Чтобы ребенок пополнял свой словарный запас и в дальнейшем мог правильно его использовать, были придуманы речевые игры. Из этого видео вы узнаете несколько интересных развивалок, которые помогут пополнить знания ребенка новыми словами. Эти развивающие игры подойдут для детей возрастом 1-2 года и старше
На первом году жизни ребенок активно познает мир, используя для этого всевозможные методы. Очень важно направить энергию малыша в нужное русло, чтобы активно развивать новые навыки. Расскажите нам в комментариях, какие игры пришлись по душе вам и вашему ребенку?
Полуторагодовалые детки с интересом и радостью познают новый для них мир, состоящий из разных вещей. Они уже учатся взаимодействовать с другими людьми и самостоятельно во что-то играть.
Даже, если ваш ребенок еще не умеет говорить, наверняка может отвечать «да» или «нет» и указывать на предметы. А это дает простор для разных занятий, которыми можно развлечь и даже, с их помощью, обучить чему-то малыша хоть дома, хоть в поездке.
Игры дома
Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:
- Мозаика;
- Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
- Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
- Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.
Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!
- Конструкторы;
Конструктор
- Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
- Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
- Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
- Пазлы;
- Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
- Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
- Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
- Сортер и другие подобные игрушки;
- Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
- Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
- Грибочки – надо располагать по убыванию;
Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам; - Пирамидка, матрешка – известны всем;
- Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
- Игра «Бегемотики»;
Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» - т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!
- Игра «Пират в бочке»;
В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.
- Методика Кюизенера;
Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.
- Игры с водой;
Ребенок играет в ванне с водой
Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).
- Поиск клада;
- Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
- В комнате прячете этот предмет, предварительно показав его малышу;
- Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
- После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли того, кто ищет.
- Мягкие игрушки;
Девочка играет с куклой
Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.
- Машинки;
Папа играет с сыном в машинки
Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» - например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.
- Скатывание шарика по горкам;
Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!
- Аппликация;
Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.
Игры в поездках
Когда вы с ребенком вместе куда-то едете, надо его занять, чтобы не скучал и не капризничал. А ведь в машину или самолет не взять с собой особо никаких игрушек. С другой стороны, в поезде вариантов больше. В любом случае, игры для поездок возьмите на заметку – ведь в них хорошо играть в любом месте.
Чем занять ребенка 1,5 года в поезде:
- Лото и домино;
На детских вариантах этих игр вместо чисел и точек нарисованы животные, насекомые, рыбки, мультгерои и другие картинки. Дети полутора-двух лет вполне способны разобраться, при помощи взрослых.
Занимает мало места, поэтому легко поместится в походном рюкзачке ребенка. Кстати, бывает и игра крестики-нолики, в которой не надо рисовать, там есть ячейки и в них кладут фигурки.
- Творчество;
Девочка рисует
Никто не отменял краски – для возраста 1,5 года лучше пальчиковые, массы для лепки, которые легко заменяются соленым тестом, фломастеры и карандаши. Все это очень увлекает детей.
А еще водные раскраски, где картинка проявляются от небольшого количества воды, они помогают научиться держать кисточку и работать с ней.
Для пальчиковых красок тоже бывают специальные раскраски – в них надо делать отпечатками пальцев точки, много-много, которые и заполняют контуры картинки.
Девочка играет в пластилин
Из пластилина можно не только фигурки лепить, но и делать разные изображения. Нарисуйте что-то простое: мяч, грибок, елочку. Пусть кроха заполняет рисунок пластилином. Под присмотром взрослого можно дать горошины и фасолины сухие, узорные макаронины и вдавливать их в размазанный пластилин.
А еще, для пластилина типа Playdoh, продаются разные наборы с формочками и даже разными устройствами типа «конфетной фабрики», «чеснокодавки» и другие. Может, пластилин в поезд вы и не возьмете, а вот карандаши с тетрадкой или раскраской – легко.
Чем занять ребенка 1,5 года в самолете:
- Обучение цветам, формам, названиям;
- Понадобятся простые однотонные предметы – это могут быть кубики или даже силиконовые лопатки для кухни, какие-то игрушки;
- Вы показываете их по одному и говорите не только название, но и цвет;
- Повторите несколько раз;
- А теперь – проверяйте. Спрашивайте, где находится определенный цвет, ребенок должен показывать рукой, но даже если он так не делает, проследите за его взглядом;
- Также можно спрашивать, где расположены какие-то другие вещи: часы, окно, лампочка, ковер. Малыш будет поворачивать голову в нужном направлении;
- Так вы поймете, чего кроха еще не знает, чтобы поработать с этим, а ему самому будет просто интересно.
- Прятки;
Конечно, маленький пока не сможет хорошо спрятаться. Да и не надо! Эти прятки другие. Вы прячете определенный предмет, но так, чтобы он был почти на виду, а ребенок его ищет. При этом можно говорить «горячо» и «холодно».
Чем занять ребенка в 1,5 года в машине:
- Цветные яркие книжки с толстыми страницами идеально подойдут для путешествия в машине;
- Игрушка музыкальный руль – пусть ребенок «рулит» вместе с папой, вы просто подскажите ему это и игра, практически на всю дорогу, обеспечена;
- Смотреть в окно. Не просто смотреть, конечно, а давать задание найти что-то: зеленую машину, высокое дерево, дом, трактор, поле;
- Аудиосказка. Просто загрузите на флешку сказки, пусть в дороге вместо музыки будут интересные истории!
И знайте, что главное в любой поездке – сохранять спокойствие и отвлекать малыша от ненужных действий и капризов.
Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.
Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
- Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
- Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
- Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.
Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.
Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.
Что умеют дети к этому возрасту
- Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут! - Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу. - Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами.
Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.» - Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
- Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
- Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
Чем кормить и как ухаживать за малышом
в 1 год 4 месяца
: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.
На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:
- малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
- пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
- реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.
Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:
- удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
- легко переключают внимание с одного на другой предмет.
Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.
Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка
Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.
- С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
- Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
- Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
- В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.
Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.
- Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
- Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.
В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.
Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.