Одни дети растут общительными: стоит им только появиться на игровой площадке, они тут же заводят новых друзей. Другие – проявляют осторожность при знакомстве и сложно сходятся со сверстниками. Застенчивым детям комфортно наедине со своими игрушками, однако рано или поздно им тоже придется осваивать навыки общения.
Екатерина Викторовна Левикова, детский психолог
Наблюдаем за ребенком: общительный или застенчивый
Хорошо, если мамы и папы как можно раньше поймут, насколько легко их ребенок сходится с другими людьми. Присмотритесь к малышу на игровой площадке и максимально честно ответьте, к какому типажу он относится.
Душа компании:
- Любит играть вместе с другими детьми;
- Делится своими игрушками;
- Пытается познакомиться с соседями по песочнице.
Скромник или скромница:
- Предпочитает играть в одиночестве;
- Часто прячется за родителей;
- Может проявлять агрессию (как защиту от окружающих).
Малыш может не идти на контакт со сверстниками по разным причинам:
- Он застенчивый от природы;
- У него был опыт неудачного знакомства;
- Ребенок пока не умеет знакомиться и не знает, с чего начать разговор;
Вы сами необщительны, и малыш берет с вас пример.
Depositphotos_38634707_original.jpg
Как побороть застенчивость: используйте игру
Задача родителей – помочь малышу преодолеть застенчивость и страх общения. Но помните, что командами «Не будь букой, пообщайся с ребятами!» или «Ну, что ты сидишь? Иди знакомиться!» общительным своего ребенка вы не сделаете, напротив, его это только напугает. Значительно полезнее превратить этот процесс в веселую игру.
Репетиция разных ситуаций. Берите любимые игрушки крохи и заранее обыгрывайте встречу с новым другом. Проработайте разные ситуации: на детской площадке, в парке, в гостях и т.д. Обратите внимание, в каких ситуациях ребенок начинает испытывать неловкость, и уделите им отдельное внимание.
Полезные фразы для знакомства. Пусть малыш научится говорить простые фразы, например: «Как тебя зовут?», «Давай играть вместе!», «Смотри, у меня есть грузовик!». Чем чаще ребенок будет повторять эти слова во время игры дома, тем увереннее он будет себя ощущать в процессе знакомства на улице. Потренироваться можно на куклах и мягких игрушках: пусть малыш говорит им эти фразы, а вы отвечайте.
Увлекательные игры. Когда малыш увлечен игрой, он обычно забывает обо всем на свете, в том числе и о своей застенчивости и страхе перед собеседником. Даже если ребенок не умеет завязывать разговор, во время игры он способен первым начать общение с другим ребенком невербально – с помощью жестов и мимики. Приобретите какой-нибудь хороший набор для познавательных игр, например, «Вокруг света», чтобы отправиться в увлекательное путешествие, где необязательно быть самим собой. И пригласите в гости семью с малышом, который может стать вашему ребенку другом. Яркие детали и фигурки помогут снять напряжение и увлечь детей: они, не договариваясь, начнут совместно придумывать веселые ситуации.
Как научить ребенка общаться: родительское участие
В раннем возрасте родители для ребенка – это главный образец для подражания. Если вы хотите, чтобы малыш стал более раскрепощенным, нужно и самим общаться в его присутствии. Обратите снимания на следующие советы:
Приглашайте в дом знакомых, у которых есть дети. Но не стоит сразу оставлять их наедине: застенчивый малыш может еще больше замкнуться в себе. Сначала уделите немного времени маленьким гостям: предложите своему сыну или дочери показать игрушки и рассказать их историю – это прекрасный повод для новых игр!
Ходите в гости сами и вместе выбирайте подарки для сверстников ребенка: так он научится дарить радость другим людям и станет проявлять больше интереса по отношению к окружающим.
: Время прочтения:
Проблема безопасного поведения детей — боль всех родителей. Как научить ребенка быть осторожным там, где нас нет рядом, и самому беспокоиться о своей безопасности?
Рассказывать страшилки про злых дядь и теть — бесполезное занятие, убежден детский психолог Олег Зерницкий . Он поясняет, почему в данном случае гораздо эффективнее развить у детей навыки самостоятельно мыться и готовить.
Чем больше мы пытаемся оградить детей от опасностей и разных неприятных вещей, тем с большей вероятностью они в них «влезут». Ведь когда мы стремимся «постелить соломку» на каждом шагу ребенка, то лишаем его возможности развить знание о самом себе: границах своего тела, собственных страхах, своих возможностях и потребностях.
Дети, которые не воспринимают предупреждения родителей об опасности, как правило, воспитываются не согласно возрасту, а как более младшие. Родители решают за них элементарные проблемы, обслуживают там, где они уже могут проявлять самостоятельность. А если у ребенка нет достаточного уровня зрелости, он не сможет понять ваше предостережение, что нельзя доверять незнакомым людям, вступать с ними в диалог и уходить за ними.
Конечно, здесь речь еще и про доверие между родителем и ребенком. Вопрос о том, пойдет ли ребенок с чужим дядей или тетей, тесно связан и с тем, насколько он склонен доверять родителям, точнее — той информации, которую они сообщают. Если ребенок доверяет родителю, он всерьез воспринимает его предупреждения.
Но доверие/недоверие ребенка родителям во многом также зависит от того, насколько родители сами доверяют ребенку: позволяют ему принимать решения, быть самостоятельным. То есть мы опять упираемся в необходимость развивать и подпитывать у детей навыки самостоятельности.
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Как правильно рассказать ребенку об опасности
Безопасному поведению нельзя научить через картинки, плакаты и страшилки. Ему нужно учиться в жизни, на примерах, в общении со взрослыми, в совместной деятельности.
Начинать разговоры о безопасном поведении стоит также с пяти лет. Но страшилки приводят исключительно к страхам и тревоге. Это неэффективный путь борьбы за его безопасность. Не запугивайте ребенка, объясняйте.
1 На собственном примере. Гуляя вместе, обращайте внимание малыша на то, что происходит вокруг вас и на свое поведение. Ведете через дорогу — почему не идете на красный свет, а ждете зеленого?
Задавайте ребенку вопросы, чтобы удостовериться, что он понимает, почему вы делаете что-то связанное с опасностью тем или иным образом. «Почему нельзя идти на красный свет?», «Что нужно сделать, когда переходишь дорогу? Почему нужно посмотреть именно в эту сторону?».
2 В игре. Ситуации также можно разыгрывать в сюжетно-ролевой игре. Например, кому-то из персонажей предлагают вкусную конфету и заманивают с собой. Он соглашается или отказывается. Мы обсуждаем с ребенком возможные последствия и опасность такого решения. Зайчик пошел за волком, который обещал морковку, а тот его съел.
3 В наблюдении за другими. Ситуацию с «нехорошими дядями и тетями» я бы рекомендовал объяснять следующим образом: «Обычно люди нормальные и доброжелательные. Заметь, они без дела не подходят к нам, не лезут в чужую жизнь. Но бывают люди, которым что-то нужно от других. Они могут подходить и предлагать тебе что-то, что обычно другие незнакомцы предлагать не станут. Они могут вести себя как родные или хорошо знакомые. Не стоит соглашаться на их предложения. Надо обезопасить себя и на всякий случай бежать от них в сторону, где ты видишь скопление других людей. Или звать на помощь».
Ребенок в шесть лет должен знать свое полное имя, домашний адрес и помнить (или носить с собой) номер телефона родителей.
Безопасность подростков
Для детей раннего подросткового возраста (с десяти-одиннадцати лет) ключевую роль играет сохранение контакта с ребенком. Доверительные отношения — это высокая вероятность, что ребенок расскажет правду о том что с ним происходит. Мы не можем застраховать детей от всех ошибок. Наша задача хотя бы знать, что ребенок помнит о наших предостережениях и доверяет тем знаниям, которые мы ему дали.
Повторюсь, проблема в том, что у родителей во времена нашей всеобщей занятости нет времени научить ребенка узнавать себя: свои интересы, свои границы, свои возможности. Становясь подростком, он начинает пробовать и определять эти рамки, но уже на другом уровне — гораздо менее безопасном, чем в дошкольном возрасте.
Безопасность в интернете
В интернете действуют следующие правила:
- не добавлять в друзья незнакомых людей и не вступать с ними в переписку;
- играя в игры онлайн использовать псевдоним и не сообщать о себе подробную информацию;
- если вдруг случается знакомство в сети в какой-либо игре и планируется встреча, обязательно сообщать об этом родителям, говорить куда и с кем ты идешь, брать с собой кого-то из родственников.
Запомнить
Ребенок должен научиться понимать и принимать ответственность за себя, свои границы, свои вещи. Это начинается с элементарных задач — протирать свою полку раз в неделю, убирать игрушки, следить за готовностью к занятиям в кружках.
Ребенок должен доверять тому, что говорит родитель, у него должен быть опыт того, что мама и папа не «накручивают» его просто так, а говорят «по делу».
Только при таких условиях вы сможете объяснить ребенку, почему так важно следовать правилам безопасности.
Он наблюдает за тем, как общаются близкие люди, как они взаимодействуют с посторонними. Ближе к годику у крохи проявляется интерес к другим детям. Он абсолютно точно определяет, где взрослый, а где ребенок (даже если речь идет о подростке), и обращается с просьбой, пробует контактировать именно с представителем младшего поколения.
Если же карапуз попадает в коллектив детей приблизительно одного и того же возраста, он скорее играет рядышком, нежели общается и пробует дружить. Малютка пока не знает, как это правильно делать. Вот почему может стукнуть лопаткой, отобрать игрушку и даже подраться, если второй малыш окажет ему сопротивление. Именно поэтому рядом должен быть взрослый, который поможет разрешить конфликт, подскажет, как лучше поступить, при этом уважая и защищая интересы каждого ребенка. И как раз поэтому не стоит рассчитывать на то, что в компании ребятишки сами разберутся в своих детских конфликтах.
Давай познакомимся
Начнем с самого простого - знакомства. Кроха уже может произнести свое имя? Покажи, как правильно обращаться к другим деткам. Тут нет ничего сложного: «Привет, я Лена, давай играть!» Вы можете даже потренироваться. Но часто оказывается так, что твой карапуз начинает стесняться, теряется, предпочитает играть рядом и отдать инициативу знакомства другому ребенку. Подойди и помоги. Представь своего малыша, скажи, что ты его мама, и предложи вместе поиграть (нелишне будет познакомиться и с его мамой). Желательно, чтобы ты подсказала, чем заняться. Можно играть вдвоем игрушками, копать в песочнице, съезжать с горки, кататься на карусели. Параллельно озвучивай правила: забираться на горку по очереди, не толкаться, обмениваться игрушками. Детям должно быть максимально понятно, как действовать. При этом постарайся не быть слишком навязчивой и позволь обоим деткам проявлять инициативу. Но помни: обязательно нужно находиться рядом и наблюдать, а в случае необходимости - вмешаться.
Защищаем интересы
Предупреди, что во время игры что-то может сломаться, и подскажи, как реагировать на это. Нормально, если ценные для твоего карапуза игрушки вы сложите в коробку и спрячете подальше, а в случае с песочницей - ты их поместишь в поддон коляски или в пакет и станешь держать при себе. Но даже в процессе игры твой ребенок имеет право не делиться и не поддаваться. От тебя требуется максимальная чуткость. Защищай своего, другому предлагай варианты. Будь предельно честна со всеми. «Ты знаешь, Вова, Макар любит спать с этим мишуткой и не хочет его испачкать. Я его спрячу, но вместо него могу предложить тебе динозавра или робота». «Понимаешь, Ира боится, что кукла сломается, а она для нее очень дорога. Будет лучше, если я ее унесу в другую комнату. Но вы можете играться другими куколками». Такая позиция не обидит другого ребенка, а твоему не только позволит снять напряжение, но и поможет научиться самостоятельно выходить из подобных ситуаций.
Ни в коем случае не допускай манипуляций, особенно со стороны другой мамы. «Разве ты не поделишься с подружкой?», «Тебе жалко для друга?», «Мы тогда больше к тебе не придем/не будем дружить/обидимся». Это нечестно, несправедливо и вынуждает поступать против своей воли. Следи, чтобы подобного не происходило. И обрати внимание малыша на то, что вместе играть веселее, меняться игрушками интересно, что верный друг всегда пожалеет и придет на помощь. Обсуждайте спорные ситуации, подчеркивай, что всегда нужно поступать так, как велит совесть.
С кем будем водиться?
Как правило, друзья наших детей - это дети наших друзей. Или родственники. Совместный досуг сближает, но абсолютно не гарантирует того, что дружба во что бы то ни стало возникнет. Хотя при некоторых усилиях со стороны взрослых дети найдут общий язык и с удовольствием будут проводить время вместе. До определенного возраста именно родители устанавливают круг общения карапуза, но, начиная с садика, он будет находить себе товарищей без их участия и влияния.
Старайся поддерживать детскую дружбу. Познакомься с родителями и предложи их ребенку приходить к вам в гости, приглашай его на детские праздники. Можно иногда вместе гулять на детской площадке. У тебя появится возможность понаблюдать, как твой сын или дочка ведут себя, кто инициатор большинства игр, что хорошего и ценного малыш получает благодаря этой дружбе. Если карапуз заинтересовался кружком, в который ходит друг, предложи ему попробовать, но в то же время объясни, как важно заниматься делом, которое нравится, а не соглашаться на что-то за компанию.
Чему нужно научить ребенка, чтобы не волноваться каждый раз о детской безопасности, отпуская на прогулку или отправляя в школу.
Источник: pixabay
Когда ваш ребенок учился ползать и ходить, вы оберегали его от острых углов, розеток, горячих чашек, предупреждая о том, что может случиться «беда». Ребенок подрос, и теперь самое главное - чтобы он бережно относился к себе и без вашего присутствия. Всем известно, что дети, которые гуляют сами без родителей, могут стать легкой добычей преступников. О безопасности детей и правильном взаимодействии с «чужими» взрослыми рассказывает Анна Носач. А еще предлагает сыграть с детьми в три психологические игры.
Объясните ребенку, кто такой незнакомец
Расскажите малышу, что незнакомец - это тот, кого он не знает. Большинство незнакомых людей добрые, но иногда встречаются опасные, которые могут обидеть. Это может быть мужчина, женщина, дедушка, бабушка или другой ребенок. Главное, что должен понимать малыш, - это чужой человек, с которым никуда и никогда нельзя уходить, даже если он знает его имя или говорит, что знает родителей. Объясните: если ребенок познакомился на площадке с другим ребенком, играть с ним можно только там, где разрешили родители.
Можно ли ребенку доверять незнакомцу?
Есть дети, которые сами с удовольствием идут знакомиться со всеми прохожими, рассказывают им о себе. До трех лет такое поведение можно считать нормальным, здесь просто нужно активное участие родителя и напоминание важного правила: если ты хочешь познакомиться с кем-то, сначала спроси у меня. Но если ребенок и в семь лет абсолютно открыт ко всем окружающим, никогда не сторонится чужих и не отделяет посторонних от близких, то стоит проконсультироваться с психологом.
Научите ребенка
Если подошел незнакомец, то нужно сразу отойти от него подальше, подойти к тому, кого знаешь, и рассказать о том, что к тебе подошел чужой человек. Даже если тебе хотят что-то подарить или просят о помощи - всегда говори «нет» и уходи. Если гуляешь возле дома, не забегай в подъезд, лучше позвони в домофон или позови родителей или знакомых.
Детей помладше можно попросить сообщать о своих перемещениях по квартире или игровой площадке - это сформирует привычку держать родителей в курсе своего местонахождения.
Поиграйте
Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.
1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное - делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.
Научите ребенка Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»
Поиграйте Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь. Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать.
2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.
Научите ребенка
Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты - обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.
Поиграйте Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.
3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.
Научите ребенка Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое - остановись; второе - громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, - не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»
Поиграйте Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.
Советы родителям, которые хотят обучить ребенка безопасному поведению:
- С раннего детства старайтесь вместо запретов формулировать просьбы. Вместо «Не убегай далеко» говорите: «Будь там, где сможешь видеть меня, а я - тебя» или просто «Иди рядом со мной».
- Демонстрируйте детям пример осторожного и безопасного поведения: пристегивайтесь в автомобиле, не перебегайте улицу на красный свет, не разговаривайте с незнакомцами.
- Уважайте ребенка, его чувства, мнения, не высмеивайте его и не учите слушаться кого-то только потому, что он взрослый. Тогда ребенок привыкнет, что его должны уважать и другие взрослые, и не позволит чужим манипулировать собой.
- Не запугивайте сына или дочь страшными историями. Лучше играйте и формируйте нужное поведение. Если не знаете, как и во что играть, - сводите ребенка на специальные занятия и тренинги по безопасности.
- Не принуждайте ребенка к объятиям, когда ему этого не хочется. Не заставляйте его целовать кого-то из вежливости.
Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?
Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!
Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
- Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
- Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
- Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
- Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
- День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.
Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.
Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.