О прошлом страны рассказывают музеи, цвет нации проявляет свои таланты в учебных заведениях, а душу народа раскрывает семья. Если вы хотите глубже узнать поляков, заглянуть в самые сокровенные глубины их загадочной сущности, то приезжайте к ним на Рождественские каникулы, когда на бархатном польском небе вспыхивает первая трепетная и такая долгожданная звездочка, указавшая путь к Дивному Младенцу Трем Королям из дальней страны.
Самая важная в мире звезда
Что в русской традиции принято называть сочельником, то в польской традиции величают Вигилией. В ночь накануне Рождества разные поколения одной семьи стараются собраться вокруг праздничного стола, движимые желанием вспомнить в торжественной обстановке о Божьем Сыне, появившемся на свет в хлеву. Чтобы приступить к трапезе, поляки ждут появления первой звезды, которую считают звездой Трех Королей. С особенным нетерпением в небо вглядываются дети, ведь как только загорается «главный рождественский фонарик», в дом спускается Дух Волшебства, который никогда не приходит без подарков…
Если раньше под Вигилией подразумевали литургию в костеле, то теперь это название перешло к обозначению праздничного ужина в сочельник. Собраться за столом ради такого радостного события – это еще один повод забыть о старых обидах и войти в новый год с чистым сердцем, возродившимся для новой жизни. Древние римляне называли вигилиями ночные стражи – караулы. Всего было четыре смены караула от заката и до восхода солнца. По примеру легионеров католики бодрствуют всю ночь перед Рождеством.
Оплатек – символ жертвенности
Вигилийный ужин, за который садятся сразу после возвращения из костела, подводит черту под Великим постом: на праздничном столе последний раз присутствуют исключительно постные блюда. К пище поляки не притрагиваются до тех пор, пока не преломят оплатек (Opłatek) – тонкий пресный хлебец из пшеничной муки, который в аллегорической форме изображает желание каждого из присутствующих отдавать самое дорогое, что у него есть, во благо других, как сделал это Бог, доверивший в руки людей своего Сына.
Как главное рождественское блюдо оплатек всегда лежит в центре стола, некоторые верующие подкладывают под него пучок сена или соломы. Хозяин дома или старший сын начинает трапезу с вкушения пресного хлебца: первый кусок отламывает мужчина, на котором держится хозяйство, для того, кто сидит рядом, затем оплатек передают дальше по кругу, надламывая его для своего соседа по столу. Преломление облатки сопровождается взаимными добрыми пожеланиями.
По числу апостолов
Сегодняшний вигилийный ужин зачастую состоит из двенадцати блюд, хотя обычай допускает и 5, и 7, главное, чтобы число было нечетным. Единственное исключение было сделано для цифры 12, которая обозначает количество учеников Иисуса Христа и потому считается допустимой. Длительность Святок тоже равна двенадцати дням – с 25 декабря по 6 января.
Ужин в сочельник называется «постником» и предполагает запрет на скоромные блюда, но в любом случае рождественский стол без рыбы не обходится, и чаще всего желанным гостем для запекания является карп. Голову традиционной рыбки отдают главе дома – как хозяину и главному кормильцу. Обычай обязывает попробовать каждое блюдо.
Накануне вигилийного ужина подготовка к праздничному застолью идет полным ходом, даже для мужчин находится работа – тереть мак для кутьи и знатных польских завиванцев. Ребятня обожает тертый мак, но лизнуть пестик разрешается только мальчикам, потому что по поверью, если макогон лизнет девочка, то муж у нее будет с лысиной.
А вот число званных на пир непременно должно быть четным. Если количество родственников недобирает нужной цифры, то приглашают гостя со стороны. И всегда на столе присутствует лишний прибор для нежданного посетителя, как символ гостеприимства и радушия. Ведь в ночь на Рождество случаются разные чудеса, и, как знать, может статься, что сам Спаситель пожелает заглянуть на праздничный огонек…
Дерево, на котором растут угощения
Хотя традиция украшать елочку на Рождество и почиталась католической церковью за языческий обряд, уходящий своими корнями в тот период, когда поляки вешали под потолок верхушку от хвойного деревца, чтобы оберечь дом от злых духов, но с течением времени она прижилась и «охристианилась».
Нынче Рождество немыслимо без смолянистого запаха, который наполняет каждый уголочек польского дома в этот зимний праздник, а верующие признают елочку символом райского дерева «познания добра и зла», потому одним из обязательных атрибутов для украшения являются яблоки. От рождественской звезды не смогли отказаться даже коммунисты: и в смутное время социализма, и в нынешнее время европейских свобод Gwiazdka по-прежнему занимает свое почетное место – самую верхнюю веточку зеленой красавицы из леса. Убирают елочку до дня православного сочельника, к празднику Трех Королей.
С чем новый год пожалует?
Карпа для вигилийного ужина покупают живым, чтобы он предсказал судьбу: чем быстрее плавает рыбка, тем удачливее год; чем больше чешуек на спинке, тем больше богатства удастся нажить.
Что же касается польских девушек, мечтающих о замужестве, то, по их убеждению, сено с праздничного стола, которое традиционно кладут под скатерть, тоже способно угадать будущее: вытащишь, не глядя, крепкий да зеленый стебелек – быть свадьбе, а коли невзрачный попадется – женихи станут дом стороной обходить.
Даже обувь в Сочельник приобретает магические свойства. Если собрать в ряд сапожки всех девчат, а потом переставлять последний наперед и так до порога, то таким незамысловатым образом можно узнать, какая из счастливиц должна готовиться на будущий год встречать сватов.
Кстати, польский Новый год для всех католиков начинается именно с Bożego Narodzenia. И в первый день Рождества уже можно побаловать себя скоромными блюдами, которые сменяют символическую кутью из толченой пшеницы с медом, орехами, изюмом и маком: изобилие мясных деликатесов и кондитерских изделий по-настоящему впечатляет!
Поляки очень серьезно относятся к празднованию Рождества. Даже спиртное на вигилийном ужине отсутствует. Возможно, искренняя вера и семейная сплоченность в чудные святочные дни, которую этот народ наследует от поколения к поколению, а также уважение, проявляемое к хозяину дома, – основа, дающая силы стойко переносить испытания и невзгоды, что преподносит жизнь. Свечка на Рождественском столе поляков зажигается в вигилийную ночь, но согревает душу весь год…
Начнём, пожалуй, с Рождественского сочельника. А точнее – с семейного ужина в ночь накануне Рождества , который в Польше называется – «Вигилия». В исходном значении вигилия Рождества Христова (Wigilia Bożego Narodzenia) – это служба в храме. Литургическая вигилия, предваряющая Пасху и Рождество, предваряет и другие праздники костёла, а также воскресный день. Но для Пасхи и Рождества существует специальный чин. У православных литургическая вигилия называется Всенощным бдением, а само навечерие перед Рождеством, соответствуещее вигилийному вечеру с ужином, православным более знакомо под названием – Сочельник.
Понятие вигилии, ассоциируемое с литургией, постепенно перекочевало в разряд имени собственного праздничного ужина, проникнутого атмосферой таинственности и возвышенности. Ведь именно такой и должна быть вигилия.
К сожалению, в средствах массовой информации в последнее время появляются вредные, на наш взгляд, опросы, где на суд публики (а комментирование под такими статьями имеются, чтобы потроллить тему побольше) выносится мнение, что, дескать, если бы не старомодные скрепы, то: примерно 20% поляков провели бы Рождество за границей, ещё 20% - на тусовках, 10% - дома вдвоём, а ещё сколько-то там вообще одни и никуда бы не пошли, так как «сидеть за столом с родственниками с натянутыми фальшивыми улыбками» они терпеть не могут. Но они «вынуждены», «жертвуя собой», идти на ужин к родне. То есть, по заверению проводивших опрос, 3/4 поляков находятся в «заложниках пережитков прошлого», и вот, если бы они от них освободились, то давно бы настало благоденствие для свободы личности поляка.
Отсюда вопрос: а что, собственно, поляка (и человека вообще) держит в этих скрепах? Не его ли совесть? Не любовь ли к близким людям? Или совесть и любовь это теперь плохо или не модно? А ещё есть вера...
Конечно, если отношения с роднёй – хуже некуда, то, может, и нужно задуматься о целесообразности таких встреч. Но это личное дело каждого, а не интернет-сообщества. Стоит ли опираться на мение людей, не знающих конкретики отдельного взятого случая? А если речь идёт о родителях, для которых приход на сочельник их детей может стать самым важным подарком? Даже в том случае, если отношения не безоблачны. А вдруг именно из-за такого похода к ним на Рождество отношения наладятся, а человек уже убедил себя в том, что родители будут ему не рады и будут общаться с «натянутой улыбкой»?
По нашему мнению, вигилия, если даже она старомодная и следование ей – лишь дань традиции, заслуживает особого внимания. Как заслуживает его всё то, что связано с таким светлым праздником. В жизни людей обязательно должно быть место сказке. Иначе откуда детям черпать понятие добра, его глубину, его самопожертвование, его неоднозначность? Добро и есть та магия и та сказка, которой пронизан праздник Рождества. То, что следует сохранить и передать потомкам.
Вигилия (Wigilia - Сочельник)
Итак. К рождественскому столу садились после того, как на небе загорится первая звезда. Дети, пристально вглядываясь в ночное небо, ждали появления на нём этого маленького огонька, который возвещал о рождении Спасителя. Вигилийным ужином заканчивается предваряющий праздник пост. В том числе поэтому блюда на столе ещё постные. Но за стол люди садились только по возвращении из храма, с божественной литургии и после преломления оплатка (см.ниже). Сама традиция вигилийной литургии восходит, как предполагают учёные, к ветхозаветным временам. Тогда подобные богослужения предваряли Шабат и все праздники. Слово «вигилия» имеет латинские корни и означает стражу, бдение. Оно использовалось в Древнем Риме для обозначения караулов. Стража дежурила от заката до рассвета, 4 раза меняя друг друга. Отсюда и пошла литургическая традиция, которой придерживались сотни лет: служба в храме продолжалась как стража у древнеримских легионеров – всю ночь. И всю ночь люди возносили молитвы в храме, и только после этого с радостью в сердце отправлялись праздновать. Ведь раньше вигилия была обедом, а не ужином, как сейчас. В современном мире служба заканчивается вечером, чтобы после люди могли попраздновать дома.
В Польше вигилия существует очень давно. Насколько давно, доподлинно неизвестно. Но, по утверждению источников, окончательно традиция вигилийного ужина в известном нам виде укоренилась в XVIII столетии. Кажется обоснованной версия, согласно которой начала вигилии были привязаны к торжественным представлениям, проходившим на улицах городов. История библейских мистерий берёт своё начало у монахов-францисканцев, которые с XIII века разыгрывали в костёлах, а затем на улицах польских городов, сцены, оживлявшие персонажей из Яслей Иисусовых и библейские события Рождества. На представления люди брали с собой еду и напитки. Постепенно вместе с яслями, ставшими неотъемлемым атрибутом Рождества, трапеза с улиц перетекла в дома людей и все стали собираться за столом.
Как бы то ни было, кульминацией вигилии постепенно становится праздничный стол, угощения на котором сплошь постные. Из-за этого в старину в Польше этот обед (а затем и ужин) назывался «постником» (postnik, pośnik). Перед подачей блюд, согласно традиции, на стол кладётся белоснежная скатерть, под которую кладут солому или сено в знак памяти хлева и яслей, где родился и лежал Спаситель. Иногда сено кладут и под оплатек, но символика, разумеется, остаётся прежней.
Свободное место за столом
О происхождении традиции оставлять за рождественским столом одно свободное место, сервированное приборами, до сих пор вызывает споры в рядах исследователей. Выдвигаются различные предположения. Возможно, что связанно это с древней традицией, существующей до сих пор в православии, – оставлять место за столом на поминках. Для души умершего. Сейчас свободное место принято ассоциировать с путником. Согласно польской традиции, «кто бы ни пришёл в польский дом на святой вечер сочельника, займёт это место и принят будет как брат» И кто знает, не окажется ли этим путником сам Спаситель…
Оплатек
Оплатек (Opłatek) – это пресный хлеб, символизирующий у христиан Тело Христово. В православии Тело Христово символизирует просфора. Спаситель завещал ученикам, преломив хлеб на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26. 26. См. также: Мк. 14. 22. Лк. 22. 19)». Обычай переламывать оплатек с близкими является важнейшим моментом вигилии в Польше. Делятся оплатком после прочтения Евангелия о Рождестве Христовом, взаимных праздничных пожеланий и прощения обид. Происходит это в знак взаимной жертвы и готовности делиться последним. Традиция преломления хлеба восходит к Тайной вечере Иисуса с учениками.
Само деление оплатком укоренилось в Европе примерно в VI веке. Латинское слово, от которого пошло название оплатка – oblatum, означает жертву. Здесь уже прослеживается жертва самого Спасителя, отдавшего жизнь за избавление человечества от грехов. Возможно также, что оплатек мог быть символом Вифлеема как памяти места рождения Христа, ведь название города состоит из двух слов: Бет Лехем, что в переводе с иврита означает – Дом хлеба. Оплатек занимает центральное место на вигилийном столе, вокруг него расставляются остальные блюда.
Преломление оплатка традиционно начинал хозяин дома. Если его не было, то это делал старший сын, после этого каждый должен был отломить кусок оплатка другого и дать ему отломить свой.
Только после преломления оплатка можно приступать к пиру.
Чётное количество собравшихся
Традиционно за вигилийным столом собиралось чётное число гостей. Стоит ли говорить, что оказаться за столом в количестве 13 человек считалось дурной приметой и этого избегали. Если количество гостей всё же оказывалось нечётным, в домах победнее за стол приглашали какого-нибудь бедняка, а в домах побогаче – кого-нибудь из духовных лиц или из служащих. За столом рассаживались или по возрасту, «чтобы в такой очерёдности мир покинуть», или согласно положению.
Нечётное количество блюд
Если спросить кого-то, про количество блюд приготовляемых для вигилийного стола, то почти не задумываясь многие ответят, что их должно быть 12. По числу апостолов. Но традиционно блюд должно быть нечётное количество. Источники приводят разные цифры. Сообщается, что в крестьянских домах их было от 5 до 7-ми блюд, в зажиточных – блюд было 9, а у знати – 11. 12 тоже допускалось, объясняя число количеством апостолов. 7 блюд ассоциировали с семью днями недели, в которые сотворялся Мир, девятку блюд связывали с количеством хоров Ангелов. В итоге именно 12 укоренились в памяти как наиболее часто встречаемое количество. Но и 12-ти блюд было мало для широты польской души. Хотя все блюда и были постными, хозяева умудрялись сделать из них такое великолепие вкусов, что польский постный стол был широко известен и за пределами страны. Одно только разнообразие рыбных блюд поражало: карп или щука под серым соусом были обязательной частью программы, но были блюда и из другой, традиционной для Польши рыбы, да ещё и на разный манер. В итоге, чтобы количество блюд всё же равнялось двенадцати, рыбные попросту объединяли в одно «рыбное блюдо». Изначально рыбные блюда присутствовали на столах в населённых пунктах, расположенных близко к водоёмам. Но постепенно с развитием рыбоводства рыба была на всех столах.
Что и как ели за вигилией
Вигилию открывал великолепный миндальный суп, льняной или рыбный, смотря как было заведено в доме. Также традиционны были красный борщ и грибной суп. Они и сейчас – самые частые гости на вигилийном столе. Маковый рулет был и остаётся популярнейшим вигилийным блюдом. Нельзя было обойтись и без бигоса с горохом по-старопольски и кутьи, традиционной для восточных регионов Польши. В целом блюда на столе должны быть приготовлены из всего, что уродилось в прошлом году на полях, в воде и в лесу.
Кроме того, блюда носили не только вкусовую, но и определённую смысловую нагрузку.
Мак присутствовал на вигилийном столе в обязательном порядке, так как считалось, что он принесёт хороший урожай и умиротворение. Он входил в состав кутьи. Кроме мака в ней были пшеница – символ жизни и роста, мёд – символ сладости, чистоты и победы добра над злом. А ещё кутья – это символ единения живых с ушедшими. Если не было кутьи, то продукты эти всё равно на столе были, но по отдельности или в составе других угощений. Также смыслом обладал упомянутый выше бигос с горохом. Капуста и горох были символами силы и здоровья. Считалось, что орехи послужат для повышения умственных способностей.
Попробовать следовало хоть по чуть-чуть, но все яства, чтобы год наступающий был столь же урожайным. Объедаться при этом считалось дурным тоном. Кроме того, вставать из-за стола было не принято. Сам ужин длился час-два. Сейчас уже трудно представить, но выходить из-за стола могла только хозяйка дома, чтобы восполнить убывающую еду или напитки. Также во время ужина было не принято разговаривать. В настоящее время сочельник – это чуть ли не единственный повод или возможность собраться всему семейству и обсудить дела насущные. А раньше весь пир проходил почти в абсолютной тишине. Говорить мог только хозяин дома и старики, да и то коротко, негромко и по делу. Это служило тому, чтобы в следующем году между родными не было ссор и пустозвонства.
То, что было не съедено – оставалось на столе до утра. Существовало поверье, что таким образом живые делятся с умершими, а те, в свою очередь, посещают ужин в момент, когда хозяева дома спят, чтобы в тишине и уединении разделить вигилию со своими потомками.
Первая звезда
Как бы ни манил богато уставленный яствами стол, но приступить ко всему великолепию польской кухни можно было только после появления на ночном небе первой звезды. Ещё этнограф Оскар Кольберг в своих записях подчёркивал, что католические польские семьи строго соблюдают эту традицию. Не отступают от неё и в наше время.
Традиция восходит к появлению на небе Вифлеемской звезды, когда пастухи и волхвы пришли к лежащему в яслях Младенцу Иисусу.
После вигилии
В разных районах Польши действия, происходившие после вигилийного ужина, отличались, единого обряда не существовало. Одно было схожим: оставшуюся после трапезы еду отдавали животным. Особенное внимание получал рогатый скот. Считается, что представители рогатого скота присутствовали при рождении Иисуса и получили дар речи, проявляющийся в Рождество. Это, по преданию, – одна из причин, по которой вигилийный стол был постным. Ведь в рождественскую ночь скот с человеком выравнивался в правах и становился близким ему. Был и другой обычай, связанный с разделение вигилии с домашней скотиной. Описание процесса можно встретить у Владислава Реймонта в его романе «Мужики»
: «... От каждого блюда откладывают по ложке для скотины. После вечери навещают пасеки и хлевы... Скотине несут яства с цветным оплатком... Ягна ломает оплаток на пять частей и, склоняясь над коровой, творит Крест святой меж рогами и подаёт по кусочку в рот на широкие острые языки...»
Ещё одним характерным и общим занятием были колядки. Колядовать отправлялись фигуры аиста – символа нового года, козы – символа плодородия и медведя – символа природных сил, которые надлежало задобрить.
Кроме самой вигилии стоит упомянуть традицию прихода ксёндза в дома прихожан. Когда парафия (приход) была незначительной, ксёндз посещал все дома по очереди вплоть до праздника Сретения 2 февраля. Разумеется, что сейчас эти визиты растягиваются на более долгое время. Грешникам ксёндз напоминал о покаянии, страждущих утешал, давал напутствие семьям.
Ясли
Традиция яслей восходит к Святому Франциску. Именно он соорудил первые ясли, представляющие сцену рождения Христа. Продолжатели его начинания – монахи-францисканцы – популяризировали ясли по всему миру. В Польше ещё в XIII веке появились сцены из рождения Младенца. Сначала фигуры просто стояли, а потом монахи придумали на их основе целые представления. Этот необычный вид искусства собирал толпы людей. Героями действия были ангелы, пастухи, волхвы (Trzej Królowie - Три Короля в польской традиции), царь Ирод с кружащей вокруг него смертью, отрубающей ему голову своею косой, и дьявол, подговаривающий Ирода умертвить младенцев. Со временем костёл посчитал, что храм – не лучшее место для театра и представления впредь давались на улице. В разные моменты польской истории ясли как явление запрещались, но ни запреты во время разделов Польши, ни богоборческая политика большевиков не смогли погасить в сердцах людей любви к яслям и лежащему в них Младенцу Иисусу.
Ёдлка
И это не опечатка. Именно ёдлка (jodłka - jodła - верхняя часть сосны или ели) висела высоко под потолком и охраняла хозяев дома от злых сил. В наше время её заместила ёлка. Сейчас и представить себе трудно польский дом, который не был бы украшен ёлкой или, как ни странно, ветвями ели. Хотя странного, если присмотреться, тут ничего и нет. Укоренилась ёлка в польской рождественской традиции совсем недавно. Первые упоминания о ней, как о рождественском дереве датируются XVIII веком, и пришла ёлка в Польшу от Прусов. Костёл, относившийся к начинанию не очень благосклонно, достаточно быстро адаптировал символизм наряженной ёлки под «библейское древо познания добра и зла». Яблоки на ёлке должны были символизировать запретный плод древа познания и здоровье, а звезда наконечника – Вифлеемскую звезду. Свечи на ёлке зажигались для того, чтобы могли согреться души усопших. Наряженная ёлка стояла в доме до праздника Трёх Королей (Богоявление - 6 января).
Гвяздка (Gwiazdka)
Гвяздка (Звёздочка) называется так потому, что на небе появляется звезда – символ возвещения рождения Христа. Обычай дарения друг другу подарков, похоже, - одна из самых любимых традиций Рождества. Именно поэтому больше всего в ночное время вглядывались дети. Они ведь, как известно, - самые заинтересованные лица в вопросах подарков.
Сама традиция дарения подарков в начале нового года восходит к временам Древнего Рима.
Святой Николай (Święty Mikołaj)
Более 100 миллионов детей во всём мире ежегодно ждут встречи с этим обаятельным и самым работящим персонажем Рождества. Но в католической традиции его прихода ждут дважды - 6 декабря и на Рождество. 6 декабря христиане всего мира отмечают День Святого Николая (в православии 19 декабря - Никола Зимний). Архиепископ Мир Ликийских, святой, чудотворец, покровитель путешественников и торговцев, – свой строгий и сдержанный вид оставляет на православных иконах, чтобы предстать перед католиками всего мира Святым Николаем, приносящим подарки и молодым, и старым, и богатым, и бедным. Символизм восходит к житию святого – ведь он раздал всё своё имущество бедным и нуждающимся. В Польше, к превеликой радости всех, кто по-детски и искренне верит в него, кто хорошо себя вёл и слушался, он оставляет щедрые подарки под ёлкой и тихонько уходит, чтобы вернуться на следующий год.
Пусть праздник Рождества останется для вас навсегда сказкой и ожиданием чуда! Пусть будет он побуждением к духовному очищению и обновлению, пусть счастье не будет новым, а останется прежним и умножится, ведь чудо творится на расстоянии вытянутой руки!
С Рождеством вас!
Приготовление традиционного рождественского ужина отнимает много времени и сил, но поляки не представляют себе сочельника без блюд, приготовленных по семейным рецептам. Вкуснее и быть ничего не может – ведь с домашней праздничной кухней и семейным застольем связаны самые дорогие сердцу воспоминания. Мы расскажем о том, как готовились к рождественскому застолью раньше и как готовятся к нему сегодня в различных регионах Польши.
http://fototeka.fn.org.p
Рождество – время традиций. В сочельник за столом по-прежнему собирается вся семья, и пускай мы не всегда помним значение или происхождение тех или иных рождественских обычаев, а беготня по магазинам не дает нам вспомнить, что, собственно, мы празднуем, все-таки мы каждый год кладем под скатерть сено, ставим прибор для нежданного гостя, садимся за стол после первой вечерней звезды и преломляем за столом облатки. И, конечно же, обязательно пробуем все рождественские блюда, потому что это приносит счастье.
Сегодня возрождается интерес к местным традициям, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы на праздничном столе оказались сезонные, как правило, забытые дары родной природы. Разнообразить меню помогут старинные поваренные книги – кладезь ценных сведений и чистый источник вдохновения.
Сколько блюд?
Рождественский ужин, 1966, фото Ромуальд Бронярек / Forum
Когда-то количество блюд на рождественском столе зависело от региона, сословия и достатка семьи. Как гласила поговорка, «на одних столах лакомств много, на других каша, селедка да брюква» («Na jednych stołach smakołyków wiele, na innych kasza, śledzie i korpiele»). У крестьян подавали пять или семь блюд, у шляхты девять, в аристократических домах одиннадцать или тринадцать. Традиция готовить на Рождество двенадцать блюд сформировалась, по-видимому, на рубеже XIX и XX веков. Число «12» символизировало двенадцать апостолов. И двенадцать месяцев в году.
Только ли борщ?
Борщ с ушками, фото Катажина Клих / East News
Авторы поваренных книг XIX века Люцина Чверчакевичова, Мария Охорович-Монатова и Мария Грушецкая считали немыслил рождественский ужин без борща с ушками (крошечными пельменями) с грибной начинкой. В наши дни праздничная трапеза начинается именно с этого супа (со слепленными вручную ушками величиной с наперсток или, как на Подгалье, фасолью особого сорта «Красивый Ясь»). Рождественский борщ изысканно прост. Для его приготовления нужен свекольный квас, лучше всего домашний, который настаивался неделю или две, и любимый грибной или овощной бульон.
Грибной суп, фото Катажина Клих / East News
Во многих семьях наряду с борщом или вместо него готовят ароматный грибной суп из польских сушеных лесных грибов, чаще всего с тонкими домашними лазанками (кусочками теста из пшеничной, ржаной или гречневой муки). Реже можно встретить рыбный суп, постную версию белого борща, жур с бесподобными солеными рыжиками или старинный сладкий миндальный суп. Антоний Тесслар, личный повар графа Потоцкого (наместника Галиции в 1903-1908 годах) готовил миндальный суп из ошпаренного, измельченного и сваренного в молоке миндаля с добавлением риса, сливок и меда. В кухне Бещад, у лемков, готовили киселицу – своего рода жур на основе подзабытой (хотя сегодня вновь обретающей популярность) нежной овсяной муки и закваски из капусты и чеснока. В Силезии готовят семенётку – суп из конопляного семени с пшенной или гречневой крупой и мочку – похлебку из пряников, изюма, миндаля, сухофруктов, лесных орехов. Кое-где готовят суп из копченых сухофруктов, суп из слив с абрикосами и суп из селедки. У Марии Охорович-Монатовой можно найти рецепт рождественского супа из рыбьей икры.
Карп?
Рождественский карп, фото: Марианна Оско / East News
Уже в XVII веке кулинарные книги (в частности «Compendium Ferculorum» знаменитого повара Чернецкого) предлагали множество рецептов рождественских блюд из карпа. В то же время карп был лишь одним из многих сортов речной рыбы, которые появлялись на шляхетских, мещанских и помещичьих столах. В ПНР карп вытеснил более благородные сорта рыб. Все просто: разведение карпа требует минимум вложений и усилий, а выбора людям никто давал. Решение о массовом разведении карпов коммунистические власти Польши приняли уже в конце 40-х годов прошедшего столетия. Говорят, что автором популярного в те годы слогана «Карп – на каждый польский рождественский стол!» («Karp na każdym polskim wigilijnym stole») был министр промышленности Хилари Минц. С момента падения коммунизма в Польше прошло уже двадцать пять лет, но в большинстве польских семей по-прежнему готовят карпа на Рождество. Причем самая популярная версия именно ПНР-овская: жареный карп в панировке. Гурманы относятся к этому рецепту скептически, но сложно представить себе рождественский стол без карпа в хрустящей корочке или посыпанного хлопьями тертого свежего хрена. На гарнир к такому карпу часто подают тушеную квашеную капусту с грибами или изюмом, картофель или овощной салат.
Карп по-еврейски, фот. Анджей Зыгмунтович / Reporter / Forum
На юге Польши до сих пор готовят карпа по-еврейски (традиционное блюдо ашкеназских евреев). Куски рыбы варят в рыбном бульоне до размягчения костей и подают в натуральном желе из бульона из рыбьих голов с добавлением лука, миндаля, изюма. К этому нежному и сладковатому блюду прекрасно подходит сдобная плетенка (хала).
Сегодня выбор рецептов безграничен. Можно, например, приготовить изысканного заторского карпа, которому присвоено европейское PDO (Protected Designation of Origin – защищенное обозначение происхождения). А можно вспомнить забытую классику и приготовить карпа в голубом польском соусе или карпа по-краковски с соусом из темного пива, ржаного хлеба и меда по рецептам столетней давности.
Раньше рождественский стол непременно украшала щука в старопольском шафранном соусе (впрочем, этот рецепт знали и за пределами Польши) или же заливная щука, а еще жареные лини, судак с икрой или караси в сметане. Благодаря оцифровыванию библиотечных фондов эти старинные рецепты легко найти в интернете и вернуть на праздничный стол, ведь сегодня, к счастью, недостатка в речной рыбе, приправах и гарнирах не наблюдается.
Праздничная селедка
Праздничная селедка, фото Адам Кулеша / East News
До 1939 года аппетитная «селедочка» была основной закуской в ресторанах. Ели селедку с молоками, икрой и т.н. «почтовую» селедку (ту, что плыла впереди стаи). Сегодня в магазинах полно разного вида филе, а вот целую селедку, к сожалению, купить сложнее. В сочельник, как правило, подают селедку в масле или с яблоками, сметаной и мелко порубленным луком; реже подают селедку с белыми грибами, лимоном и можжевельником, с яблоком в меду, с изюмом, тартар из селедки, селедку с маринованными грибочками или селедку по-станиславски с чесноком и майораном.
В сочельник селедку подавали даже в аристократических домах, например, у упомянутых уже Потоцких. Ее украшали черной икрой, копченым лососем, рыжиками, корнишонами и мелко порезанным яблоком с молоками, сбрызгивали уксусом и оливковым маслом. На Кресах селедку жарили в тесте.
Вареники, кулебяки, капустные пирожки
Кадр из фильма «Ночи и дни», 1975, фото: Киностудия Kadr / Национальная фильмотека / http://fototeka.fn.org.p
За несколько дней до Рождества по всему дому разносится аромат тушеной квашеной капусты и сушеных грибов. Без капусты с горохом, изюмом и грибами – праздничный ужин не праздничный ужин.
Еще одно обязательное блюдо на рождественском столе – это вареники. Начинка может быть самой разной: капуста, капуста с грибами, чечевица, каши, чернослив и мак. Есть и более изысканные рецепты: например, вареники с начинкой из трески и раковых шеек, как советует знаменитый шеф-повар Адам Хшонстовский. Во многих домах на Рождество пекут капустные пирожки (капустнячки) из дрожжевого теста с начинкой из квашеной капусты и грибов, а также кулебяки – разумеется, с капустной, а также с рыбной или грибной начинкой. Также на Рождество готовят разного рода клецки, чаще всего с маком и изюмом. В Нижней Силезии, где живут потомки послевоенных переселенцев с Восточных Кресов, сохранился обычай готовить свои особые блюда, например, «рождественские бимбы» («bimby wigilijne») из теста на основе картофеля и муки с начинкой из квашеной капусты и грибов.
Другое традиционное рождественское блюдо – постные голубцы. Мария Охорович-Монатова предлагала для «скромного рождественского обеда» рецепт голубцов с рисом и грибами. В разных регионах голубцы фаршируют гречневой и ячменной кашей, картошкой, заворачивают в листья белокочанной или савойской капусты.
Рождественские десерты
Кутья, фото Михал Колыга / Reporter / East News
Не бывает Рождества без мака (зерна мака символизировали счастье). В семьях выходцев с Кресов или Галиции на десерт готовили кутью из пшеницы с добавлением молотого мака, меда, миндаля, грецких орехов и сушеных или карамелизированных фруктов, порой с алкогольной пропиткой. В прошлом кутья – десерт и аристократии, и крестьян – обладала магическим значением (ее готовили из ячменя, который считался божественным зерном). Мак – неотъемлемая составляющая еще одного важного рождественского десерта, а именно макового рулета (маковец) из дрожжевого или песочно-дрожжевого теста. Под конец XIX века на стол ставили уже не только кутью или ламанцы с маком: в Галиции королем десертов был штрудель с маком, а в Силезии или Заглебье Домбровском – макувки или макелки. Их готовили из мака, дрожжевой сладкой плетенки, молока, масла и меда с добавлением сухфруктов, изюма и орехов. Эти десерты готовят и сегодня.
Старопольский пряник, фото Анджей Зыгмунтович / Reporter / East News
Сложный десерт с многовековой историей – это дозревающий старопольский пряник. На его приготовление уходит несколько недель, потому что тесто, вымешанное с небольшим количеством меда, должно созреть. Ароматные пряники с корицей, имбирем, мускатным орехом и кардамоном пекут и в наши дни. Их часто поливают шоколадом, а внутрь кладут сухофрукты, орехи, джем или изюм. Измельченные пряники входят в состав традиционного польского серого соуса, с которым подавали, например, карпа и другую речную рыбу. Проверенный рецепт старопольских пряников ищите в книге «В старопольской кухне» («W staropolskiej kuchni») Марии Лемнис и Хенрика Витры.
Компот из сухофруктов, фот. Дамиан Кламка / East News
Завершает рождественский ужин традиционный компот из сухофруктов – чернослива, яблок и груш.
Magdalena Kasprzyk – Chevriaux
На декабрь приходятся самые торжественные, почитаемые и любимые праздники в Польше. На рождественских праздниках в Польше интересно посетить Варшаву, Краков, Лодзь, увидеть празднование Рождества в старинных замках. Активные туристы на зимние каникулы отправляются всей семьей на горнолыжные курорты Польши. Туры зимой в эту страну очень популярны.
Праздник Миколайки (в православии – день Святого Николая) отмечается 6 декабря. Этот праздник очень популярен в стране. В честь Святого Николая названы 327 костелов. Как и во многих уголках планеты, Николай – покровитель путников, моряков и рыбаков. Поляки во время снегопада говорят, что Миколай трясет бородой.
Рождеству предшествует Адвент , предусматривающий усиленное покаяние: духовенство облачается в одеяния фиолетового цвета (цвет покаяния), верующие приступают к таинству исповеди. Начинается Адвент до Рождества в четвертое воскресенье. Все верующие в это время проявляют милосердие, принимают участие в богослужениях, готовятся к исповеди, чтобы на Рождество принять причастие с чистой душой.
Украшаются храмы, у алтарей устанавливают венки, в которых закрепляют по четыре свечи, а затем по одной зажигают в каждое воскресенье. Богослужение каждого воскресенья Адвента имеет определенную евангельскую тематику.
Чтобы почувствовать дух Польши, составить представление о ней, надо зайти в костел, даже если не католик, тогда многое станет близким и понятным. В костелах в дни Адвента проходят службы – рораты. Воодушевляющая и торжественная обстановка костела не оставляет никого равнодушным, там удивляет все: и служба, и атмосфера.
Детей поляки с малых лет приобщают к религии. Очень интересно увидеть стоящих в два ряда мальчиков со светящимися фонариками. На столике лежит поднос с записками, на которых написаны фамилии участвующих в службе мальчиков. После службы они подходят к ксендзу и двое, доставшие записки со своими именами, получают статуэтки Иосифа и Марии. Дома дети будут читать молитвы перед статуэтками, на следующий день они принесут их в костел, чтобы другие ребята после службы приняли статуэтки для молитвы.
Готовиться к большому торжеству начинают накануне, 24 декабря . С самого утра вся семья готовится к празднику: проводят генеральную уборку, украшают елку, готовят вкусную еду и подарки друг другу. Традиция наряжать елку перед Рождеством появилась в Польше в 19 веке, вначале это происходило в домах жителей евангелического вероисповедания, в основном выходцев из Германии. Постепенно такой обычай украшать елку распространился на всю страну. До этого в Польше свои дома украшали только еловыми ветками.
Большинство поляков в нынешние годы отдают предпочтения рождественским искусственным деревцам, украшенными яркой мишурой. Дети под присмотром родителей вешают на елку яблоки, разноцветные конфетки и печенья, орехами и соломенными звездочками. Кроме того, жилища оформляют красочными макетами, представляющими момент рождения Спасителя и окружающих его людей.
Праздничное убранство дополняют связками злаков, сена или соломы, затейливо скрепленными золотыми бантами. По старым поверьям это приносит достаток в дом и обильный урожай. Столы в любом доме, ресторане и кафе украшают элементы рождественских декораций. В настоящее время принято под праздничную скатерть положить пучок сена. Для одинокого путника или случайного гостя, прибившегося на огонек ставят дополнительный прибор. Также пустая тарелка – это память и почитание родных и близких, кого уже нет рядом.
Согласно вековым традициям, пред рождественский ужин не предполагает наличие мясных блюд. Но хозяйке необходимо приготовить заранее много всякой вкусной еды, так как семья будет этим питаться два последующих праздничных дня. К вигилии – святой вечере поляки готовятся очень серьезно, ведь на стол надо поставить двенадцать постных блюд, среди которых должна быть обязательно кутья – блюдо из проваренной толченой пшеницы, приправленное медом, изюмом, орехами, сухофруктами, тертым маком.
Вигилийными, постными блюдами считаются борщ с ушками (это маленькие пельмени с капустой или грибами), вареники с начинкой из капусты или картошки, пончики-пампушки, узвар из сухофруктов. Для Рождества готовят различные салаты, холодец, флячки, голубцы. Такие блюда едят после наступления праздника.
Рождественская звезда – главный символ Рождества в Польше. В библейской легенде сказано, звезда освещала путь к младенцу Христу. Издревле священники наряжались в костюм Звездного человека, ходили по ближайшим деревням и дарили жителям подарки. В настоящее время тоже принято всем близким дарить подарки. Они должны напоминать дары, которые три волхва принесли младенцу Иисусу.
После ужина в семейном кругу в настоящие дни принято исполнять колядки , первой поют «Среди ночной тишины». По окончании, поблагодарив всех собравшихся, хозяин дома говорит пожелания добра и счастья. Дети с радостью отправляются на сено под стол, и чтобы водились цыплята – там «кукарекают». Хозяин с топором в руках идет «пугать» плодовые деревья, в саду, постукивая по яблоне или вишне, обещает срубить их, если будет неурожай. В хлеву кормят скотину едой, собранной по ложке с каждого блюда. Есть примета, что если пойти в хлев ровно в полночь, то можно услышать, как разговаривают животные человеческим языком.
В костелах Польши в ночь перед Рождеством по традиции проводится служба «пастерка» . Внутри храма чувствуется духовность и значимость происходящего. Затем звучат колядки, прихожане уходят домой, а утром снова собираются на службу, чтобы услышать от священника поздравления с Рождеством Христовым, органную музыку и снова колядки. Сцены рождения Христа представленные в костеле сопровождаются рождественскими песнями. Они рассказывают о приходе в Вифлеем пастухов, о дарах для Богоматери и младенца. Потом веселое народное гуляние переходит от одного дома к другому. Молодые люди небольшими группами поют веселые песни – рождественские колядки.
25 декабря , с наступлением Рождества вся семья собирается на торжественный завтрак. В этот день ходят в гости, встречаются с друзьями. Чтобы в доме царило благополучие в новом году на столе по обычаю должно быть изобилие. И тут уж у хозяйки есть возможность похвастаться кулинарными способностями. Подают мясные и рыбные блюда: индейку, гуся, свинину, карпа или щуку, ветчину, колбасы, бигос, здесь появятся и наливки, и вина, всевозможные сладости и друге сытные блюда.
Как и везде, в Польше рождественская пора переплетается с традицией святочных гаданий . У многих на столе карп – если у него много чешуи, каждую завернуть в бумажечку и положить хозяину в кошелек, то она к утру может превратиться в монетку, и в новом году хозяйство будет зажиточным. Как в старину гадают на соломе. Ровно в полночь надо вытащить соломинку из пучка под праздничной скатертью. Если попадется длинная, то в наступившем году будет удача, богатый урожай, если короткая, то недород. А девушки так гадали на женихов: достанется зеленый стебелек – скоро встретит любовь и дело пойдет к свадьбе, вытащит почерневший – останется в девках.
По календарю Новый год начинается 1 января, а для верующего католика он наступает в Рождество Христово. Сочельник 24 декабря в Польше не объявлен официальным выходным, но уже со второй половины дня офисы, учреждения, магазины не работают.
Заканчиваются веселые декабрьские праздники Днем Святого Сильвестра , который отмечается 31 декабря. Поляки назвали так последний день года, выразив почет и уважение Святому Сильвестру, римскому епископу, умершему в 355 году. По легенде, епископ поймал монстра Левиафана, который хотел уничтожить весь мир. Но все обошлось благополучно, и народ радуется, встречая наступающий Новый год.
Традиционный сезон маскарадов и балов в Польше открывается 31 декабря. Шумные праздничные мероприятия проводятся с танцами, обильными угощениями, розыгрышами, собирая толпы народа. Новогодняя ночь в стране отмечается весело и шумно. Везде гремят салюты, взрываются петарды и хлопушки.
Ехать в Польшу туристам лучше к празднику, пока длится рождественское волшебство. Старый город в Варшаве в это время похож на театральное действо, на сказочные декорации. Кругом играет музыка – ее вживую исполняют многочисленные оркестры, хорошее настроение у всех – люди улыбаются, клоуны продают разноцветные воздушные шарики. Рождественские елки огромных размеров переливаются и блестят от украшений и гирлянд.
На Рыночной площади традиционная праздничная ярмарка . В сувенирных избушках продают елочную мишуру, новогодние украшения, бижутерию, открытки, календари, изделия из дерева, стекла, керамики, шерсти. Поляки раскупают под елку гномиков в красных колпаках, гости страны могут найти здесь знаменитые гуральские кружева из хлопковых нитей. Здесь можно угоститься национальными блюдами, продают пиво и горячий глинтвейн, глазированные яблоки, жареный сыр, фрукты в шоколаде. Каждому захочется попробовать журек, пироги и пончики с джемом.
Многие старые рождественские традиции в Польше пережили столетия: например, лишняя тарелка на рождественском столе для нежданного гостя, количество праздничных блюд или несколько пучков соломы под рождественским столом.
Чуть ли не единственная вещь, которая была принесена из-за границы и принята жителями Варшавы , - это большая рождественская елка на центральной площади.
Визит в костел
Чтобы составить представление о Польше, стране с вековыми католическими традициями, стоит зайти в костел, даже если вы не католик. Тогда вы полнее почувствуете дух страны, многое станет вам ближе и понятнее. Ведь польские дети с малых лет ходят в костел, приобщаясь к религии.
В дни Адвента в костелах проходят службы, так называемые рораты. В костеле удивляет все: и обстановка, и служба, и атмосфера.
В саму ночь перед Рождеством в костелах Польши проводится традиционная служба «пастерка» . После нее звучат колядки, а потом прихожане расходятся по домам, чтобы утром опять собраться на службу, снова услышать колядки, органную музыку и поздравления с Рождеством Христовым от своего священника.
Гномики и кружева
Приехав в Варшаву перед Рождеством , надо обязательно попасть в исторический центр (Старее Място) . Это настоящий кайф! Люди улыбаются, у всех хорошее настроение, клоуны продают воздушные шарики, кругом играет музыка – разумеется, живая, которую исполняют многочисленные оркестры. Поражают огромными размерами рождественские елки, все блестит и переливается от гирлянд и украшений.
На Рыночной площади шумит рождественская ярмарка. Здесь стоят несколько десятков избушек, в которых продают сувениры на любой вкус: елочные украшения, новогоднюю мишуру, календари, открытки, бижутерию, изделия из керамики, дерева, шерсти, стекла.
Жители Варшавы раскупают маленьких гномиков в красных колпачках, которые займут свои места дома под елкой – такова традиция! На ярмарке можно найти и знаменитые кружевные изделия гуральских кружевниц. Эти кружева из хлопковых нитей известны далеко за пределами Польши, из них делают верхнюю одежду и нижнее белье, очень популярное среди модниц.
Апельсиновый рай
На рождественской ярмарке в Варшаве можно не только накупить подарков или сувениров, но и угоститься традиционными блюдами. Здесь продают горячий глинтвейн и пиво, жареный сыр, сахарные глазированные яблоки, фрукты в шоколаде, жареные на гриле колбаски.
Гурманам будет интересно попробовать журек (национальный польский суп), пироги (пирогами поляки называют вареники), а также выпить кофе с марципановым тортом или традиционными пончиками с джемом.
В рождественские праздники в Варшаве традиционно проводится раздача апельсинов – ими угощают прямо на Замковой площади . На моих глазах несколько больших мешков опустели мгновенно – от желающих не было отбоя. Правда, потом вся площадь была завалена кожурой, но это тоже своеобразный атрибут праздника.
12 блюд
К праздничному ужину польские семьи подходят очень серьезно. 24 декабря с утра поляки готовятся к святой вечере – вигилии .
На праздничном столе должно стоять 12 постных блюд , среди которых обязательно будет кутья из толченой пшеницы (сейчас готовую пшеницу можно купить в магазинах). Ее заправляют медом, орехами, изюмом.
Готовят также борщ с ушками (крошечными пельменями, начиненными грибами или капустой), вареники с картошкой или капустой, компот из сухофруктов с пампушками (пончиками). Все это – так называемые вигилийные, постные блюда.
Одновременно готовят блюда и на само Рождество . Это и холодец, и всевозможные салаты, традиционные флячки (блюдо из коровьих желудков), голубцы. Такую пищу можно употреблять только после полуночи, то есть когда Рождество уже наступит.
В вечер перед Рождеством на стол кладут немножко сена – это своего рода частичка яселек, в которых родился Христос. Стол застилают обязательно белой скатертью, чтобы показать, что у сидящих за столом только чистые помыслы.
На столе зажигают свечку, ставят для каждого прибор, и еще отдельный прибор для гостя, если кто-то пожалует в дом. Под елку ставят подарки для членов семьи – в традициях поляков обмениваются подарками на Рождество, а не на Новый год.
Когда на небе появится первая звездочка , все собираются за праздничным столом. В тишине звучит молитва, после которой старший в семье разламывает оплатек – тоненькую пластиночку из печеного теста, которую покупают в костелах.
Члены семьи обмениваются кусочками оплатка, желают друг другу здоровья и счастья, просят прощения за нанесенные обиды. Это самый важный момент во время святой вечери. Интересно, что гости на Рождество приходят тоже со своими оплатками .
Что еще очень радует в Польше – это дети , которые показывают театрализованные выступления о Рождестве.
Их принято угощать сладким, давать деньги. И все это в атмосфере фантастической иллюминации улиц, праздничных витрин, радостных людей, что создает впечатление действительно всенародного праздника, радости и ожидания чего-то светлого и хорошего.