Как на Руси праздновали Рождество — православный праздник, который отмечается во всех уголках нашей страны.
Всем доброго дня и прекрасного настроения, друзья.
Как на Руси праздновали Рождество
Празднество Рождества выделяется среди других гуляний. Церковный календарь и устав придают большую роль этому действу, перед ним идёт продолжительный пост, который в преддверии праздника становится наиболее строгим. Начиная со второго января (по новому стилю) постничающим не позволяется есть рыбу.
Напоследок, в преддверие Рождества Христова — Сочельник, следует самый строгий пост. Заведено не есть пищу до наступления сумерек, ожидать восход первой звезды, сродной звезде Вифлеемской, ведущей когда-то волхвов к колыбели Иисуса. Рождество Христово чтилось христианами завсегда, хотя празднование происходило с Крещением Господним девятнадцатого января и лишь со временем стало праздноваться особо.
В наше время этот праздник отмечается православными 7 января, согласно юлианскому календарю.
На Руси Рождество стали встречать в X веке. Праздновали довольно простецки и в хоромах царей русских, и в обычных хатах. Затемно отправлялись за водой, которая считалась животворной: пили, умывались, на ней ставили тесто для праздничного хлеба. 7 января кончался пост.
Готовили 12 скоромных блюд, среди них были узвар — компот из сухофруктов и кутя — каша из пшена. Золу из рождественского очага применяли в разнообразных ритуалах. Кутю и узвар давали домашней скотине, при этом дети изображали звуками их голоса, чтобы в этом году с ними не сталось ничего скверного.
За ложкой кути читалась молитва за усопших родичей, для них оставляли пищу. На столе появлялось мясное, вино, сладости. Потчевали гостей жареным молочным поросёнком, холодцом, пирожками, пельменями.
Дарили съестные подарки: торты, варенья, конфеты. Подносили забавные игрушки, варежки и рукавицы. Существовало поверье, что в ночь нужно было нарядиться во что-то новое или хотя бы вещь белого цвета. Немаловажной приметой считалась монета, запечённая в пирог. Тот, кому она попадётся будет самым счастливым и удача его не обойдет.
Святки, а с ними пиршество и кутёж затевались на следующий день. Пели песни, водили хороводы, готовили жуткие святочные маски, одевали карнавальные костюмы, наряжались волками, петухами, козами, любой нежитью. Наводили страх на девчат и детвору.
Святки встречали всем людом, с широким размахом. На площадях ставили балаганы и торговые палатки со снедью, веселились допоздна. Народ побогаче разъезжал на тройках. Аристократы закатывали пиры.
Вот так праздновали замечательный праздник в старину!
А как встретили Рождество Вы, друзья? Пишите в комментариях — очень интересно.
И. Н. Крамской. Святочное гадание. 1870-е годы.
Старинная поздравительная открытка к святкам.
Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в Х веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.
Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.
В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.
"Настали святки. То-то радость!"
Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.
Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Н. М. Карамзина.
Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:
... А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством...
Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:
Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки -
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки -
Завалим окошки,
Кто не дает пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - "канты".
Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.
Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.
"На святки самая строгая мать, - читаем в книге С. В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила", - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".
В "святые вечера" женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.
Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.
Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).
Для святок характерны "очистительные" обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.
ЛИТЕРАТУРА
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.
Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" . М., 1987.
Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М., 1989.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.
Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
КАК В СТАРИНУ РОЖДЕСТВО СПРАВЛЯЛИ
Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь
отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в Х веке.
Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.
Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.
В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.
Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).
Для святок характерны "очистительные" обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.
Гадания
Святочные гадания
Особым видом гадания были Святочные гадания, которые были с (с по ). Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались , и - переломные, пограничные периоды, наиболее опасные, когда особенно сильна (зимние святки) . На Украине чаще всего гадают в Рождественскую ночь, в Сибири же в (под ). В отличие от гаданий в иные календарные периоды, гадания на Святки носят самостоятельный характер: они изолированы от других обрядов, совершаемых в эти сроки .
Колядки
Коляда - древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов - Рода и Сварога. Имя этого русского бога известно всем. От Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни - колядки. Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию .
Коляда́ - народное название рождественского , праздника , а также от Рождества до . Основное значение - славянские обрядовые реалии Рождества. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись (с использованием шкур, рогов и масок), , , одаривание колядовщиков, молодёжные ,
Коляда у восточных славян
Коляда в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля .
Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» . Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом .
Во многих районах Белгородской и Воронежской областях после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома, заставляли их «квохтать» - «штобы куры лутше неслись».
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже - после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ , возвестившей о рождении .
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. В колядках много посвящений, предназначенных отдельно для хозяина, для хозяйки, для детей.
Пришли святки-колядки
На липовых саночках.
Саночки поломалися,
Рубашечки помаралися,
А колядки потерялися...
Бегла свинка от Максимка,
Да сгубила коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай...
Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днём плющит». «Пришли колядки - блины да оладки». «Колядки - хозяйские порядки».
Не дуй, не вей, метелица.
Коляда!
Не завевай дороженек,
Коляда!
Я к мамке иду, веночки вью.
Коляда.
От мамки пойду, венок разовью.
Коляда!
Цветок упадёт, слеза проплывет.
Коляда!
А где венок - там ручеёк.
Коляда!
У белорусов и украинцев, в меньшей степени у русских, иногда колядники показывали кукольные представления
Уродилась коляда!
Кто подает пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки -
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки -
Завалим окошки,
Кто не дает пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
Сегодня, как и в былые времена, Рождество является самым долгожданным днем в году не только на территории России, но и в других государствах. Поэтому давайте вспомним историю и основные традиции этого христианского праздника.
Как и когда отмечают Рождество Христово
Рождество Христово - это день, когда родился сын божий Иисус, пришедший в наш бренный мир ради спасения человеческих душ. На территории России его начинают отмечать еще 6 января, как только на небесах засияет первая звезда, символ той, что появилась над Вифлеемом, чтобы оповестить земной народ о свершившемся чуде.
Семьи, сразу же после церковной литургии, переходящей в вечернюю службу, собирались за общим столом и начинали долгожданную трапезу, всегда сопровождавшуюся на Руси множеством традиций и обрядов. Например, в канун Рождества есть можно только постные блюда, где в особом почете был отварной рис и пшеница с сухофруктами, медом и различными орехами. Это аппетитное кушанье в народе называют сочивом, отчего собственно предрождественский вечер и принято называть Сочельником.
Рождество православное и католическое
Под скатерть было принято класть пучок сена или соломы, как символ яслей, подобных тем, куда Богородица уложила свое новорожденное дитя. Еще одной интересной приметой было устанавливать под самим столом какой-то большой железный предмет, чтобы сидящие за ним могли по очереди ставить на него ноги. Поскольку этот металл издавна символизирует прочность и крепость, люди верили, что таким образом сохраняют свое здоровье.
На следующий день после Сочельника соблюдавшие рождественский пост, наконец, смогут побаловать себя настоящими лакомствами. Традиционным блюдом в России и во многих других странах является гусь запеченный до румяной корочки и приправленный яблоками, всевозможные соления, моченые фрукты и овощи, холодная курица, разнообразные пироги и сдобная выпечка. Кстати, хозяйки к этому дню старалась приготовить как можно больше вкусностей, чтобы одаривать ими гостей и тех, кто ходил колядовать.
Дети с нетерпением ждали в качестве главного угощения, разумеется, торты и медовые пряники, украшенные блестящей разноцветной глазурью. Не так давно наши соотечественники переняли у жителей запада традицию выпекать ароматное имбирное печенье и готовить ароматный пунш с корицей и прочими пряностями. Эти «заморские» рецепты несут в себе особый дух праздника и хорошего настроения.
Праздничный декор на Рождество
Как уже было сказано, люди, исповедующие католицизм, Рождество Христово отмечают 25 декабря, даже у наших ближайших братьев-белорусов эта дата признана государственным выходным, ведь значительная часть жителей Беларуси - именно католики. Уже к этому дню у них принято наряжать елку, декорировать жилище новогодними поделками , дарить друг другу подарки. У православных христиан нет такого обычая хотя бы потому, что зеленая красавица уже с Нового года украшает собой дома.
Классическими цветами Рождества являются красный, белый и зеленый, олицетворяющие собой согревающее пламя огня, снег, вечнозеленые еловые ветви. Невзирая на то, что подобная гамма оттенков пришла к нам из Европы, ее удачно дополняют привычные для жителей США венки на дверь, подсвечники, разные букетики, носки для подарков и прочие милые пустяки. Все эти новомодные декоративные элементы сегодня можно достаточно умело сочетать с праздничными атрибутами прошлого, главное проявить чуточку фантазии, и ваше жилище станет по-настоящему уютным и душевным.
Гуляния, приметы и традиции
В прошлом на само Рождество и на святочной неделе, следующей за ним, люди от души веселились, гуляли и прославляли своего спасителя Иисуса Христа. Особо популярными были забавы с переодеваниями и розыгрышами, а также распевание обрядовых песен - коляда. В каждом регионе нашей страны есть традиционные развлечения, известнейшие это «Кузнец», когда ряженый «перековывал» стариков в молодежь, заставляя их пролезать под большой лавкой, накрытой полотном, и «Фанты», где участники обязательно должны были выполнить все повеления ведущего игры. Также популярны были игры: "Клюшки" - что-то типа зимнего футбола, с ветками вместо клюшек,и с деревянными шарами вместо мяча; "Царь горы", по правилам которой "Царь" должен удержаться на вершине горки и не дать себя столкнуть; "Взятие снежной крепости" - первая команда защищала снежную "крепость", вторая - атаковала.
Песням и шутливым забавам не уступают также гадания - мистические, но оттого не менее увлекательные. По большей части интересны они были юным барышням, желавшим узнать поскорее подробности о своем суженном. К примеру, брошенный за ворота сапожок мог указать на сторону, с которой должен к девушке явиться жених. Для ритуалов использовался и растопленный воск, его выливали в воду и по образовавшимся замысловатым фигуркам предсказывали будущее.
С праздником Рождества Христова связано множество поверий, к примеру, если он приходился на воскресенье, люди ожидали в будущем году по-настоящему урожайного лета. Верили также, если торжество припадает на понедельник или просто в этот день стоит теплая погода - зима обещает быть мягкой, а весна дождливой, что тоже хорошо для выращивания различных культур. Метель в Сочельник к удачному сезону у пасечников, а звездное небо - к знатному приплоду скота.
Воспрещающие приметы тоже имеют свое место, особенно строго за их нарушение наказывали в семьях крестьян. Шить и заниматься любым рукоделием в Рождество считалось к скорой слепоте, устраивать охоту на зверей - к несчастьям, чистую рубашку тоже надевать не разрешалось - согласно старинным поверьям это предвещало голодный год.
Итог
Несмотря на то, что в рождественский вечер на улицах современных городов редко где можно встретить веселые толпы колядников, девушки перестали глядеться в полумраке в зеркала, стараясь узреть в них своего жениха, и даже, невзирая на некоторые различия в праздновании, россияне продолжают чтить былые традиции. Для всех нас Рождество должно неизменно ассоциироваться с самым Светлым днем в году, с волшебством, чудесами и, конечно же, с домашним уютом и незыблемыми семейными традициями.
Рождество – светлый и добрый семейный праздник, на который собираются самые близкие люди. Встречают Рождество за праздничным столом шумно и весело. В этот праздник все дарят друг другу подарки и верят в волшебство. Однако не все рождественские обычаи, заложенные в старину, сохранились до сегодняшнего дня. Накануне Рождества в Сочельник полагалось поститься, на Рождество устраивать богатое застолье, а на следующий день после Рождества встречать Святки песнями, хороводами, играми. Во время святочных гуляний веселились от души, катались с горок, рядились разной нечистью, пугали детей и девушек…
Важным для сегодняшних россиян стал религиозный смысл праздника. В Рождественские праздники православные люди посещают церковь, где идут рождественские службы.
С 1991 года день Рождества Христова объявлен выходным. В ночь на Рождество по федеральным каналам российского телевидения передается торжественное богослужение из храма Христа Спасителя.
Когда-то в давние времена Рождество на Руси отмечали 25 декабря, точно также как празднуют Рождество до Нового года в сегодняшней Европе. Ждали праздник с нетерпением и готовились к нему заранее: наводили порядок в домах, наряжали елки, готовили различные праздничные угощения. В начале 19 века в городах и селах России открывались елочные базары, где можно было выбрать зеленую красавицу, купить елочные украшения и рождественские подарки. Елку украшали детскими игрушками, свечами и сладостями, которые потом раздавались детям. Эти особенности празднования вошли в русские традиции.
Изменение времени празднования Рождества было связано с тем, что в начале 20-го века наша церковь отказалась перейти на григорианский календарь, в результате чего образовалось временное несоответствие празднования Рождества у христиан и католиков (христиане празднуют Рождество на 13 дней позже, чем католики). Православные церкви (русская, грузинская, сербская, болгарская…) пользуются Юлианским календарем, где 25-е декабря соответствует 7-му января григорианского календаря.
Точная дата появления на Руси первой елки не известна. В литературных источниках говорится, что обычай ставить елку был привезен в Россию будущей женой Николая I (1796 — 1855), прусской принцессой Шарлоттой. Есть предположение, что первая елка была поставлена к Рождеству немцами, проживающими в Петербурге в 40-е годы 19 века. Следовательно, первая елка была рождественским атрибутом.
По третьей версии традиция наряжать новогоднюю ёлку пришла в Россию из Петровской эпохи.
К концу XIX века ёлка стала главным украшением зимних праздников.
Было и время запрета украшения елок в России. Из-за войны с Германией в 1916 году рождественская елка была запрещена Святейшим Синодом. Пренебрежение к елке как к чуждой затее проявляли и пришедшие к власти большевики. В годы Советской власти многие традиции празднования православного Рождества оказались утраченными.
Традиция наряжать елку вернулась в Россию в 1935 году. Елка превратилась из рождественского атрибута в новогодний. Люди стали украшать елку по-советски пятиконечной звездой на верхушке.
Традиция украшать елку семиконечной звездой, символизировавшей согласно Евангелию звезду, приведшую волхвов к только что родившемуся младенцу Христу, ушла в прошлое.
Со сменой эпох изменялось отношение к Рождественским традициям. С приходом Советской власти значимым стал праздник Новый год, традиция празднования Рождества оказалась забытой.
После распада Советского Союза традиционным семейным праздником остался Новый год.
Рождество встречали только православные верующие.
Сегодня Рождество – один из главных христианских праздников (второй по значимости праздник после ). Его отмечают по старому юлианскому календарю 7 января.
Рождеству предшествовал сорокадневный строгий пост (с 28-го ноября по 6-е января), во время которого воздерживались практически от всякой пищи. Из рациона исключали мясо, яйца, сало и молочные продукты. Любители покушать иногда нарушали основной пост, приговаривая «пост – не мост, можно и объехать», но накануне Рождества, как правило, соблюдали умеренность в еде.
Самый строгий день рождественского поста приходился на 6 января. Обходились «сочивом» (голодной кутьёй) вареной пшеницей (распаренным на воде ячменем, рисом) с медом. Отсюда и название — «сочельник». До первой звезды (символа Вифлеемской звезды) другую пищу на стол не подавали.
Пост требовал не только воздержание от еды, но и соблюдения правил поведения. По мнению Иоанна Златоуста, «истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
В Сочельник по обычаю завершали все дела к обеденному времени и засветло ходили в баню. После ужина шли на всенощную службу в церковь. Встречали Рождество в новой одежде.
Особое значение придавали рождественскому столу. На стол стелили новую скатерть, под которую подкладывали пучок сена или соломы (символ ясли, где родился Иисус Христос). По русским традициям угощения состояли из 12 блюд: кутья, студень, заливная рыба, блины, буженина, бараний бок с кашей, жареный поросенок, гусь с антоновскими яблоками, утка с капустой, пироги, соления.
Число 12 считалось священным, так как это соответствовало числу верных апостолов Христа и количеству святочных дней. Каждое кушанье полагалось пробовать. За праздничной трапезой присутствовало четное количество людей. В случае нечетного числа ставился лишний прибор.
Кутью полагалось запивать «взваром» (густой компот или кисель из сухофруктов).
К рождественскому столу приглашали всех вошедших в дом гостей.
Особенно рады были приветить нищего. Верили в то, что в его образе мог войти Христос.
На Руси существовал обычай – переодевшись в шубы навыворот, стучать в дома, петь колядки с добрыми пожеланиями хозяевам, прославлять Господа. Считалось, что год будет удачным, если в сочельник придут ребята с колядками, рассыпая у ворот или дверей дома крупу. Крупа символизировала достаток.
За свою работу колядующие получали разные угощения.
В ночь перед Рождеством девушки гадали. Их гадания были связаны с поиском суженого. Самое распространенное гадание – бросание валенка через забор. Носок валенка должен указать сторону, где живет суженый.
Девушек интересовало многое: бедными или богатыми будут они в замужестве, жадными или добрыми будут их мужья, выйдут они замуж или останутся «в девках».
Почему люди верят в рождественские гадания, и какое время года самое колдовское? Древняя история славян многое объясняет.
Смена юлианского календаря на григорианский привела к несоответствию прежних праздников и нынешних, хотя значение праздников не изменилось.
По языческим преданиям, дню зимнего солнцеворота соответствовало свое божество – Карачун (бог смерти). Карачун насылал мор на скот, вызывал тяжелые болезни.
Приход божества мира и праздника — Коляды (25 декабря) означает торжество жизни над смертью. Коляда побеждает зло Карачуна, восстанавливая на земле мир и спокойствие.
Издавна к Коляде обращались за помощью жены и матери, желающие оградить их сыновей и мужей от набегов враждебных племен, незамужние девушки, крестьяне, просившие урожая в будущем году…
Считается, что Новый год – это начало мира и благоденствия.
Рождественское время считался периодом активности умерших предков. Традиция святочных гаданий связана с тем, что души предков в эти дни проявляют отзывчивость на просьбы потомков. Люди верят в то, что души их предков подскажут им верный путь, помогут сделать правильный выбор.
Гадания – это веселое времяпровождение, и верить в них не стоит.
В сочельник ставят в воду несколько луковиц. К луковицам прикрепляют мужские имена. Говорят, что луковица, пустившая стрелки первой укажет имя суженого.
Перед сном девушка съедает что-нибудь соленое, загадывая желание: «Суженый, ряженый, приди ко мне и напои меня!» Подавший во сне воды молодой человек станет ее суженым.
Газету или лист бумаги нужно измять, не глядя до бесформенной массы, положить на плоскую тарелку и поджечь.
Сгоревшую газету осторожно поднести к стенке, чтобы рассмотреть тень от оставшегося пепла. Считается, что очертания тени предсказывают будущее.
В рождественскую ночь девушка может увидеть своего суженого. Ей нужно остаться одной в комнате, зажечь свечу между двумя зеркалами и смотреть в «коридор отражений», откуда должен появиться жених.
Рождество, совпавшее с воскресеньем, предвещало урожайное лето, хороший медовый сбор, рождество, совпавшее с понедельником – снежную зиму и дождливую весну.
В Рождество было запрещено шить и вязать. Осмелевшим нарушить запрет угрожала слепота.
Запрещалось работать: стирать, мыть, прясть…
Встречать Рождество полагалось в новой рубахе (старая, но чистая рубаха сулила неурожай)
Охота на зверей и птиц от Рождества до Крещения находилась под запретом, так как могла принести в дом несчастья.
С Рождества начинаются Святки, которые длятся до самого Крещения. Согласно святочным традициям, имеющим дохристианские корни, наши предки в Святки прославляли Солнце. Сегодня христиане славят торжественными песнями Христа.
В Святочные праздники хозяева приглашали к себе гостей, устраивали различные уличные гуляния.
Многие традиции, связанные с празднованием Рождества, оказались забытыми. Не все хозяйки придерживаются кулинарных традиций. В наши дни не принято соблюдать пост, наряжаться, ходить по дворам с колядками, приглашать на Рождество много гостей.
Жива сегодня главная Рождественская традиция – всепрощение, проявление милосердия и доброты. Мы собираемся в семейном кругу или в кругу близких людей, проявляем гостеприимство и щедрость, прощаем старые обиды, радуемся жизни и желаем друг другу счастья и добра.
Надеюсь, что моя статья будет полезной для тех, кого волнует сохранение традиций. Ведь вековые традиции и обычаи должны стать нашим стилем жизни, нашим образом мысли, главным связующим мостом между поколениями.