История Марблс
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры (см. рис. 1) , были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.
(Рис. 1 Глиняные камушки для игр)
Изготовление Марблс
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные
(см. рис. 2)
. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
(рис. 2 Камешки марблс)
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Марина Соболева
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор» ) - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.
Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми , имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач (их вы видите на экране) :
Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
Упражнять в ориентировке на плоскости листа
Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов
Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
Упражнять в звукобуквенном разборе слова , закреплять правильный образ буквы
Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца
Предлагаю игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков
1. Выложи звуковую дорожку повторяя поставленный звук . Фотография № 1,2
2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь. Фотография № 3
3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне . Фотография № 4
4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком . Фотография № 5
5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог. Фотография № 6
6. Выложи слово из букв с автоматизированным звуком . Фотография №7
7. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова . Фотография № 8
8. Заполни дорожку камешками , проговаривая картинки на поставленный звук . Фотография №9 Автоматизация звука С .
9. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук . Ребенок наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту. Фотография № 10 Автоматизация звука Р .
10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук . Фотография № 11,12,13,14,15,16
11. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук . Фотография № 17
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс » вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в своей работе мне удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей . Значительно сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь .
Фотография № 1
Фотография№2
Фотография № 3
Фотография № 4
Фотография № 5
Фотография № 6
Фотография № 7
Фотография № 8
Фотография № 9
Фотография № 10
Фотография № 11
Фотография № 12
Фотография № 13
Фотография № 14
Фотография № 15
Фотография № 16
Фотография № 17
Публикации по теме:
«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.
Не секрет, что для того, чтобы закрепить поставленный звук, его надо произнести в разных позициях много-много раз. Чтобы это занятие не.
Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.
Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.
Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда по развитию речи у детей старшей логопедической группы с ОНР. Дидактическое.
«Использование шариков Марблс в логопедической работе
с детьми».
Учитель – логопед Руденская Надежда Сергеевна
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные перации развиваются в детской игре.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камушков «Марблс», и камешков – кабошонов - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.
Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у них вообще праздник.
На занятиях их можно использовать в разных видах работ, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта.
Цели:
- формировать и закреплять правильный захват шарика кистью руки;;
- упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
- развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
- развивать мышление;
- развивать в ориентировку на плоскости;
- профилактика оптико-пространственных нарушений;
- работать над дифференциацией цветов;
- упражнять в счете;
- обогащать словарный запас;
- развивать фразовую речь;
- профилактика дисграфии;
- формировать и закреплять правильный образ буквы.
- развивать фантазию ребенка.
Предлагаю вам игры и игровые приемы при работе с данным материалом.
«Помоги Зайчишке»
Логопед читает сказку о том, как трудно зайцу беляку осенью, но пришла зима, выпал первый снег. Затем предлагает помочь зайцу, запутать заячьи следы. Дети подбирают шарики определенного цвета, размера располагают их на листе.
Вопросы:
- Каким бывает лес зимой?
- Какого цвета зимняя шубка у зайца беляка?
- Почему зайцы обрадовались снегу?
Составляют предложение по картинке.
«Домик из мухомора»
По возможности, показываю детям, что шляпки у мухоморов разных цветов: красного, оранжевого, желтого, коричневого.Украшаем картинку шариками, пересчитываем шарики.
Назови один — много:
Один гриб — много грибов;
один мухомор —
одна шляпка –
один пень —
Закрепляем звук [Р]. Стихотворение «Мухомор»
В красной куртке мухомор,
Гордо сел на косогор,
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор.
«Любопытные гусеницы»
Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров и украшают гусениц.
Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается и т.д.
Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам, а кто может жить в этих норках. Далее идет работа с шариками.Подбор по цвету, счет, заполнение норок мелкими блестящими бусинками.
Придумать продолжение сказки
Жила – была маленькая гусеничка. она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеничка никак не могла превратиться даже в куколку………Продолжение сказки придумывают дети.
Игра «Бабочка красавица»
Цели:
- развивать фантазию ребенка,
- обогащать словарь, подбирать камешки определенных размеров и цветов.
Игра «Капли дождя»
Цели:
- развивать общую моторику;
- развивать ритм, темп;
- развивать речь ребенка (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя).
Просим ребенка придумать для лягушонка имя. Сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя.
Игра «Точки на цветочке».
В эту игру можно играть, как индивидуально, так и подгруппой.
Цель:
- закреплять основные цвета;
- сопоставлять цвет лепестка и шарика;
- развивать мелкую моторику, словарь.
Ребенок отбирает шесть шариков — камешков такого цвета, как лепестки и размещает их на белом круге. Вот такие тычинки получились у твоего цветка.
«Веселые сороконожки»; «Праздничный салют в лесу»; «Украсим елку»; «Помоги мышатам.
собрать лесные ягоды»; «Ромашки»; «Собери горошины»; «Помоги бабочке долететь до цветка»; «Помоги двум друзьям встретиться»
Идёт работа на запоминание цветов, на ориентировке в пространстве.
Работа по коррекции речи, фонематического восприятия и дисграфии.
Игры и упражнения
- На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)
- Сколько в слове гласных, сколько согласных?
- Составление предложений.
- Сосчитать сколько слов в предложении.
- Развитие пространственных представлений.
- Знакомство с буквами.
«Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
- зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
- жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
«Знакомство с буквой».
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Игра «Зеркало»
Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Техники»
Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Задание:
- Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
- Предложить разложить камушки на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
- Игра «Выложи цифру».
- Самомассаж шариками «Марблс».
Работа с шариками Марблс — удовольствие, попробуйте и вам понравится!
КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Терешкова Анастасия Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»
г. Челябинск, Ленинский район.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
(В. А. Сухомлинский)
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные.
После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.
Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:
Формировать правильный захват кистью руки
Развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук
Развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)
Развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений
Обогащение словарного запаса
Профилактика дисграфии
Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:
Выложи по контуру
Анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)
Волшебный мешочек
Лабиринты
Зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.
Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.
Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.
Коррекционно-образовательная:
Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число
Коррекционно-развивающие:
Упражнять детей в отгадывании насекомых;
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.
Структура НОД:
Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.
Развитие общей моторики: «Жук»
На лужайке. По ромашкам
(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)
Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)
Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)
Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)
Развитие мелкой моторики: «Муравей»
Каждый знает: всех сильней
Наш трудяга-муравей.
Только малого он роста
И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).
Дыхательная гимнастика: «Комарик»
Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».
Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.
Артикуляционная гимнастика:
Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.
Объявление темы:
Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!
Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.
Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.
Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.
Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.
Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.
Игра «Волшебный мешочек»:
Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.
Игра «Один-много».
Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.
Игра «Веселый счет».
Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.
Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.
Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.
Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.
Игра «Муха в клетке».
Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.
Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).
Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)
Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?
Библиографический список.
Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] /
О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.
Терешкова |
|
Анастасия |
|
Отчество | Владимировна |
Наименование образовательного учреждения | МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска» |
Занимаемая должность | Учитель-логопед |
Использование камешков Марблс
в работе с детьми
дошкольного возраста
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков Марблс и декоративных камешков.
Камешки Марблс и декоративные камешки – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, .
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия воспитания детей.
Сенсорное развитие.
- Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
- Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой , киндер-игрушки и т. д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
- Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
- Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
- Упражнение "Выложи по заданию"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.
- Упражнение "Графический диктант"
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".
Задание: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Овладение звуковым анализом
Воспитание слуховой звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.
Развитие тического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)
Развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.
Знакомство с буквой.
- "Знакомство с буквой"
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)
Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.
- «Сортировка камешков по форме, цвету и величине»
- «Сделай рисунок по образцу»
- «Дорисуй предмет»
- «Укрась полянку»
- «Нарисуй любимую игрушку»
- «Составь узор»
- «Выложи букву»
- Игра «Найди предмет». Найди игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.
- «Оживи фигуры»
- «Мы творим чудеса»
- Использование камешков марблс для сенсорных коробок.
Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.