Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе, в области «Познание», по теме: «Свойства предметов»
Подготовила воспитатель: Каневская Е.А.
Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей о свойствах предметов.
Развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, через предложенную игровую ситуацию.
Воспитывать любовь к природе, животным и бережное отношение к ним.
Материал: скомканная бумага, камни, железные и деревянные предметы, перемешанная крупа, чемоданчик исследователя, пакеты с картинками для мусора, мыло, пластмассовые бутылочки, стаканчики, ситечки, символы защищающие природу, карточки правил поведения в природе, палочки от мыльных пузырей, игрушки муравья, птиц, лесных зверей, поддон с водой, поддон с острыми железными предметами(гайки, кнопки, гвозди), пластмассовая елка, большое комнатное растение (дерево), бумажная кормушка, памятные знаки «Защитники природы».
Мотивация детской деятельности:
Ребята, я приглашаю вас в весенний лес. Посмотрим, какие изменения произошли в лесу с приходом весны. Прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
В наше путешествие возьмем чемоданчик исследователя.
Одеваем шапки, куртки, обуваем сапожки и отправляемся в путь. (дети имитируют одевание)
Ход мероприятия:
При входе в лес, перед детьми открывается панорама грязной поляны.
Посмотрите, кто-то отдыхал в лесу и оставил мусор. Кое-где еще лежит снег, но через проталины видно много мусора.
Но ведь мусор представляет опасность для природы и лесных жителей.
Давайте наведем здесь порядок
На каждом пакете картинка: камни в один пакет, деревянные предметы в другой пакет и т.д.
Камни собирают Маша и Миша, бумагу- Ксюша и Женя, деревянные предметы- Денис и Никита.
А вот проталина с острыми предметами. Как же мы их быстро соберем? Тут нам пригодится наш чемоданчик исследователя.
Чем мы можем собрать эти предметы? Почему?
Возьмите по магниту и соберите железные предметы в пакет.
Молодцы, все предметы собрали. Когда будем выходить из леса, заберем мусор с собой.
А я возьму образцы предметов с сбой, думаю, они нам пригодятся в пути.
(1 дощечку, 1 камень, 1 лист бумаги, баночку с крупой (рис, гречка), смешанные манка с пшеном)
Ребята, а почему мы быстро собрали острые предметы? (магнит притягивает железо)
(следующая ситуация)
Дети встречают муравья.
Муравей хочет переправиться на другой берег озера (поддон с водой)
Как же мы его переправим?
Нам поможет наш чемоданчик.
(Воспитатель показывает стаканчик с предметами: камень, бумага, дерево, железо)
Может это поможет? (воспитатель показывает гвоздь)
Дети: Нет, железо тонет, оно тяжелое.
А может это? (бумага намокнет и порвется)
Может на камне переправим? (тяжелый, утонет)
Посадим на деревянную дощечку. (сажают)
Давайте сделаем муравью попутный ветер, подуем.
Почему мы именно деревянную дощечку выбрали? (дерево легкий предмет, плавает на воде, а тяжелый тонет)
В весеннем лесу еще холодно, лежит снег, птицам тяжело добывать себе корм.
Давайте их покормим. Опять нам поможет наш чемоданчик.
Чем же мы их можем покормить? Птички любят пшено.
Но у нас вся крупа перемешана, если мы ее будем перебирать, будет очень долго.
Какие нам предметы могут помочь? (ситечки)
Берите по ситечку и просеивайте крупу в мисочку.
А теперь посыпьте пшено в кормушку.
Молодцы, покормили птиц.
А почему нам удалось так быстро просеять крупу? (манка мелкая крупа, она просеялась через дырочки ситечка, а пшено покрупней, осталось в ситечке)
Под елочкой сидят грустные животные.
Чем же мы можем им помочь? (дети высказываются)
Давайте рассмотрим предметы в чемоданчике.
В чемоданчике есть мыло, а с помощью него мы можем придумать интересное, веселое занятие? (мыльные пузыри)
А как же нам приготовить жидкость для мыльных пузырей?
Надо налить в мисочку воды, добавить жидкого мыла и размешать палочкой.
Готовьте мыльную жидкость. (самостоятельная деятельность детей)
Приготовили? Пускайте мыльные пузыри.
Молодцы, развеселили зверюшек.
Что надо для того, чтобы приготовить мыльные пузыри? (жидкое мыло и вода)
Чтобы получить жидкое мыло, что надо сделать? (мыло замочить в воде)
А какие свойства имеет вода? (растворяет вещества, приобретает разный цвет, форму, запах)
Молодцы! Сколько добрых дел сделали.
Материалы, которые мы взяли с собой в начале путешествия нам пригодились.
Предметы все разные, но у них есть общие свойства.
Какие? (предметы имеют форму, цвет, вес, издают звуки)
Любой мусор можно использовать.
Нам пора возвращаться в детский сад. (дети идут обратно)
Вот и мусор который мы с вами собрали, заберем его с собой.
Выходим из леса. Вот мы и в группе, положите пакеты с мусором в ведро.
Снимайте теплые вещи.
Обобщающий вывод:
Мы сегодня совершили путешествие в весенний лес.
Помогли природе и лесным жителям и на память о нашем путешествии, я хочу раздать вам памятные знаки «Защитники природы».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»
г. Коряжма, Архангельская область
Конспект НОД познание
в средней группе
Тема: «Птичий мир»
подготовила
Шевелева Наталья Витальевна
воспитатель
Коряжма, 2017
Задачи: 1) Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни; о мире растений: деревьях (дуб, берёза), кустарниках и их различии.2) стимулировать проявление речевой активности. 3) Поощрять интерес к свойствам и назначению предметов.4) Развивать фонематическое восприятие.
Материал: шапочка с изображением вороны или сороки (на каждого ребёнка; модели птиц – сорока, ворона, снегирь синица; модель дерева. Различный корм для птиц; сало, рябина, семечки. Кормушка для воробьёв; картинки с изображением различных птиц (снегирь синица, воробей, всего 10 штук); картинки с изображением различных деревьев: осина, ива, дуб (5 штук), берёза (5 штук), ель, сосна, картинки с изоброжением орешника. Мягкие модули, мелкие предметы (кубики, резиновые кольца).
Воспитатель: ребята сегодня мы с вами сочиним сказку и сами будем участвовать в ней как главные персонажи. А сказка будет называться «Птичий мир». Жили-были две интересные птички. Отгадайте, кто они:
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Дети: ворона.
Воспитатель: ребята, представьте, что вы вороны. Покажите на себе, где у вороны серая окраска? (дети показывают – проводят руками от шеи по груди, животу и бокам.
Воспитатель: ребятки-воронятки, помашите крыльями, какого они цвета? Дети машут руками, поднимают и опускают плечи и говорят: «Чёрные».
Воспитатель: как кричит ворона?
Дети: кар!
Воспитатель:
А вторая птица,
Как снег бела,
Как сажа черна,
Люблю всем в лесу рассказать,
Рассказать как живу.
Дети: это сорока.
Воспитатель: дети, покажите, где у сороки белые пёрышки? Дети проводят руками от шеи по груди, животу и бокам.
Воспитатель: помашите крылышками, какого они цвета? Дети машут руками, поднимают и опускают плечи.
Воспитатель: давайте покажем, как могут ходить эти птицы.
Дети имитируют движения: ходьба обычная на носочках, с высоким подниманием колен.
Воспитатель: дети давайте разделимся на группы – кто-то будет воронами, а кто-то сороками. Дети надевайте шапочки.
Воспитатель: эти птички приглашали в гости к себе разных птиц
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком,
Вертушке на месте
Никак не сидится
Всё хвалиться
Жёлтым своим сюртуком
И шапочкой модной гордиться.
Дети: это синица.
Воспитатель: найдите, эту птицу на нашем дереве (дети подходят к дереву и ищут синцу, указывают на неё). Покажите, что у неё жёлтого цвета.
Дети гладят себя по животам.
Воспитатель: а где у синички синий цвет (дети поднимают руки над головой, замыкают в замок и выполняют движения руками над головой взад – вперёд, изображая шапочку синички). Погладьте себя по щёчкам, какого они цвета у синички?
Дети: гладят себя по точкам: «Белые!»
Воспитатель: очень любили они, когда к ним в гости прилетал…
К нам зимой он в гости прилетает,
Красной грудкой щеголяет.
Дети: это снегирь.
Воспитатель: дети, найдите снегиря на ветке (дети находят снегиря). Как можно его узнать?
Дети: у него красный животик (гладят себя руками по животу).
Воспитатель: дети, если бы вы были синичками, как бы вели себя на ветке?
Ребята, эту птицу называют лесным акробатом (дети имитируют движения – повороты головы, туловища в стороны; прыжки – ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперёд, другая назад); обе руки вверх и покачивание вперёд – назад; одна рука вверх, другая вниз и покачивание.
Воспитатель: ребята, а если бы вы были снегирями, как бы вы вели себя на дереве (дети имитируют движения: исходное положение в приседе, достают руками до пола и медленно поворачивают головы влево – вправо). Дети, покажите. Что особенного в полёте снегиря (дети показывают волнообразный полёт снегиря). Ребята, как вы думаете, в какое время года прилетает к нам снегирь?
Дети: снегирь прилетает к нам зимой.
Воспитатель: вот у нас сейчас зима. Давайте покормим наших друзей (дети подходят к столу, выбирают корм для синицы и снегиря. Относят угощение к соответствующей птице).
Воспитатель: всех гостей угостили сорока и ворона, а когда гости стали улетать забрались на деревья и долго махали крыльями (дети поднимают руки в стороны, вверх, вперёд (одновременно, поочерёдно).
Воспитатель: дети, а вы знаете на какие деревья они сели? Сорока села на дерево с толстым корявым стволом и ветками. Как называется это дерево?
Дети: это дуб (находят его среди предложенных картинок и ставят картинки вдоль стены).
Воспитатель: а ворона села на берёзу. Найдите это дерево (дети находят берёзу из предложенных картинок и ставят картину вдоль стены). А теперь снимите шапочки и разместите сорок около дуба, а ворон около берёз (дети снимают шапочки и кладут рядом с дубом, а шапочки ворон рядом с берёзой).
Воспитатель: рядом с дубом и берёзой росло вот такое растение (кустарник). Дети, чем отличаются деревья от кустарников?
Дети: у дерева ствол толстый, а у куста ветки.
Воспитатель: давайте изобразим дерево в безветренную погоду (дети изображают – ноги прямо, руки вверх). А если подул ветер – веточки гнуться.
Воспитатель: изобразите кустарник в безветренную погоду (дети стоят прямо, руки в стороны. Дует ветер – кустики качаются вперёд, назад).
Воспитатель: сорока и ворона проводили своих гостей, а сами легли на деревья в свои гнёзда спать. А наша сказка – путешествие закончилась. Вы помните, о каких птицах мы сегодня говорили? Я предлагаю каждому из вас побыть той птичкой, которая ему больше всего понравилась. А по вашим движениям попробую отгадать птичку в которую вы превратились (звучит музыка).
Список использованной литературы
Рунова М.А, Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движения. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 112 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.
Голицина Н.С. конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа. Интегрированный подход. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.
Разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательскому развитию для детей средней группы по теме «Воздух, вода, свет».
Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие,Цель данной разработки познакомить детей с правилами поведения в лесу. Данная разработка может быть полезна для воспитателей и родителей детей 4 – 5 лет.
Программные задачи:
Формировать знания детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни человека, животных растений.
Дать представление детям о том, как воздухом дышит человек.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения воды и воздуха, включая разные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус.
Расширить знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, не имеет вкуса, принимает форму сосуда в который наливают)
Способствовать умению детей проводить элементарные опыты с водой, воздухом.
Воспитывать желание беречь и охранять окружающую природу.
Демонстрационный материал: пакет с «воздухом»,силуэт человека с органами дыхания человека,по 2 воздушных шариков на ребенка, глобус, прозрачные пластиковые стаканы для опытов с водой, кукольная посуда: блюдце, чашка, кастрюля, соль сахар, лимонная кислота, железная чайная ложка, пипетки для всех детей, флакон валерьянки, пакет лимонной кислоты.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, объяснение, показ опытов воспитателем с участием детей, чтение стихотворения, загадывание загадок о воздухе и воде.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: дети, посмотрите какой замечательный пакет у меня в руках (показываю пакет наполненный воздухом) , как вы думаете, что в пакете?Предположения детей.
Воспитатель : Хотите узнать, что находится на самом деле в пакете?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: воздух!
Воспитатель : Посмотрите, но в пакете ничего нет!
Воздух можно увидеть?, потрогать?
Дети: Нет!
Воспитатель : как мы его почувствуем?
Предположения детей.
Воспитатель: закройте нос одной ладонью, а рот другой.
Что происходит?
Дети: нам нечем дышать!
Воспитатель : да, ребята, без воздуха нет жизни, давайте разберемся как воздухом мы дышим.
Подойдите к доске (на доске висит силуэт человека с органами дыхания человека.)
Вдохните воздух, куда он попал?
Дети: в нос
Воспитатель: после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
Чтобы вы лучше представили как это происходит, проведем опыт: надуем воздушные шарики, теперь выпустите воздух, вот так работают и наши легкие.
Наши легкие большие трудяги, они всю жизнь трудятся, перекачивают воздух и их надо беречь: одеваться по погоде, чтобы не простыть, и дышать только чистым воздухом!
Воспитатель:
Как вы думаете откуда берется чистый воздух?
Предположения детей.
Воспитатель:
Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ, а растения наоборот: забирают углекислый газ, а выделяют кислород, их называют « легкими нашей планеты Земли»
Что надо делать, чтобы кислорода было много?
Дети: садить деревья, не ломать ветки, не рвать зря листья и т.д.
Воспитатель:
Что нужно растениям для роста?
Дети: вода, солнце, свет.
Воспитатель:
Где можно взять воду?
Дети: в кране, в реке, в луже, в море
Воспитатель:
А вы знаете сколько воды на нашей планете?
Дети: Много
Воспитатель
: Да, очень много, и сейчас я вам это покажу, достаю из за ширмы глобус, это уменьшенная во много раз наша планета,синим цветом обозначены реки, моря, океаны, коричневым и зеленым цветом суша и лесные насаждения, чего больше?
Дети: Воды
Воспитатель
: Но не всю воду на земле можно пить, в морях и океанах (показываю на глобусе) вода соленая, сейчас мы это проверим, можно пить морскую воду или нет.
(убираю ширму, на столе морская соль два стакана с водой, коктельные трубочки для всех детей, добавляю морскую соль в один стакан, размешиваю, показываю детям)
Воспитатель:
посмотрите, внешне вода в стаканах одинаковая, попробуйте воду в первом стакане, какая вода?
Дети: безвкусная
Воспитатель:
попробуйте во втором стакане, какая вода?
Дети: соленая!
Воспитатель:
Какую воду можно пить, а какую не стоит?
Дети: в первом стакане
Воспитатель
: В первом стакане воду называют пресной и пресной воды на земле очень мало, посмотрите на глобус: пресная вода бывает в реках, озерах, родниках, а они, посмотрите обозначены на глобусе тонкой, синей полоской, а соленая вода в морях и океанах, посмотрите на глобусе очень много соленой воды, не пригодной для использования людьми и животными.
Какой можно сделать вывод?
Дети: воду надо беречь!
Воспитатель
: как, вы, дети могут беречь воду?
Дети: закрывать кран, чтобы вода зря не капала, не обливаться водой, не бросать в реку разный мусор, бутылки, бумагу.
Воспитатель:
Молодцы, вы обязательно будете беречь воду!
А сейчас поиграем в игру «Родничок»
Цель: Развивать умение ходить парами. Воспитывать дружеские чувства между детьми.
Воспитатель:
Ход игры: Женя и Катя возьмитесь за руки и «откройте» вход в родничок, дети находите себе пару, становитесь за воротики и потечет наш родничок, Настя осталась без пары, проходи в ворота и выбирай кого хочешь и становитесь в конец! Теперь Максим находит себе пару!
Правила игры: не толкать впередистоящих детей, до конца держать товарища за руку.
Быстро течет наш родничок, пробивается из земли и уже превращается в реку!
Воспитатель:
А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию!
Вы хотите стать на время учеными?
Дети: хотим
Воспитатель:
Мы с вами превратимся в настоящих ученных и будем проводить опыты с водой!
Дети проходят за столы.
Воспитатель:
Я познакомлю вас с некоторыми свойствами воды: Опыт 1 Вода не имеет запах
Возьмите стаканы с водой и понюхайте, чем пахнет
Дети: ничем, водой.
Воспитатель:
возьмите пипетку, наберите не много валерьянки и добавьте в воду, чем пахнет?
Дети: валерьянкой
Воспитатель:
возьмите другой стакан с водой и добавьте немного лимонной кислоты, чем пахнет?
Дети: лимоном
Воспитатель
: какой можно сделать вывод?
Дети: вода пахнет тем, что в нее добавляют
Воспитатель
: Опыт 2 Вода не имеет формы.
Возьмите стакан с водой и налейте не много в блюдце, кастрюлю, в стакан, какую форму приняла вода?
Дети: вода стала как блюдце, кастрюля, стакан.
Воспитатель:
Какой вывод?
Дети: куда воду наливают ту форму принимает.
Воспитатель: Опыт 3Вода прозрачна.
Положите ложку в стакан с водой, вы видите ее?
Дети: да
Воспитатель:
добавьте в стакан кусочки пластилина, вы их видите?
Дети: видим
Воспитатель:
какой можно сделать вывод?
Дети: вода прозрачна, сквозь нее все видно
Воспитатель
: Мы с вами поработали, а теперь пора и отдохнуть!
Мы поиграем в игру: Ручейки и озера
Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения.
Ход игры. Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать медленно, не толкая друг друга. Все дети в круге должны взяться за руки и поднять их вверх.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась новая игра?
Дети: Да!
Воспитатель:
Ребята, а что еще необходимо для жизни и роста человека и растений?
Дети: Тепло, свет, солнце!
Воспитатель:
Правильно! Если человека посадить на долго в темную комнату, он ослепнет, а растения в темноте будет чахнуть и в итоге пропадет. Я предлагаю вам провести опыт
Мы недавно наблюдали за рассадой цветов, на нашем « огороде на окне», посмотрите какие они крепкие, зеленые. Мы основную часть оставим на окне, а та рассада которая в стакане, поставим в темный шкаф, и посмотрим что произойдет. (через неделю продолжить наблюдение)
Дети ставят рассаду в шкаф, прикрепляем записку с датой начала проведения опыта.
Воспитатель
: Дети, нам пора снова превращаться в детей из ученных! Что мы сегодня узнали? Какие опыты вам были интересны? Зачем беречь воду?
Дети: Ответы детей.
Вы замечательно сегодня поработали, не забывайте поливать рассаду которую мы поставили в шкаф!
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
города Абакана
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка »
Конспект игры - коммуникации на тему «Человек»
Подготовила:
Максимова И.А.,
воспитатель
Абакан, 2014 год
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Конспект игры – коммуникации на тему «Человек»
Название: «Я среди людей»
Средняя группа
Цель: создание условий для формирования представления о себе, других людях.
Программное содержание:
Развивать у воспитанников познавательных интересов к миру людей.
Привлекать внимания к внешним и индивидуальным особенностям, как основным признаком различия у мальчиков и девочек.
Развивать психических процессов: память, внимание, речь, мышление.
Совершенствовать представления о ходе развития человека.
Оборудование:
Мяч; карточки с изображением разных людей: дети разных возрастов, национальностей, разные взрослые; модели, иллюстрирующие пол людей (мальчик, девочка), внешний вид (глаза, нос, губы, цвет, длина волос); «цепочка жизни» - карточки с изображением младенца, дошкольника, школьника, студента, взрослого мужчину, человека пожилого возраста (дедушка); предметы для игры «Что нужно мальчикам, а что - девочкам?»: ватман для коллажа «Такие разные люди»; силуэты людей, вырезанные из бумаги; фломастеры, карандаши, клей.
Заранее расставить приготовленные конверты.
К детям в группу приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Учительница задала на дом задание: узнать все о людях и завтра в школе рассказать. А я ничего не знаю. Вы поможете мне сделать уроки? (Ответы детей.)
Незнайка предлагает детям посмотреть, что же лежит в первом конверте.
Достает из конверта карточки с изображением разных людей: дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые.
Незнайка: Кого мы видим на этих картинках? Как можно всех назвать одним словом? (Ответы детей.) Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково - «люди»? Чем все люди похожи? (Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, играют, ходят на работу, в школу, детский сад, питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни, танцуют и т. п)
Незнайка: Ребята, а люди все одинаковые?
Дети. Нет. Все люди отличаются друг от друга.
Незнайка: Интересно, чем?
Поочередно предлагает рассмотреть детям картинки, иллюстрирующие разный пол людей (мальчик - девочка), внешний вид. Дети догадываются по моделям, о чем нужно сказать. По ходу рассматривания моделей Незнайка предлагает детям игровые задания по типу: «Хлопните в ладоши мальчики (девочки), топните ногой те, у кого светлые волосы, встаньте все, у кого есть в одежде красный цвет» и т. п.
Незнайка: а теперь давайте проверим, какие вы внимательные. Возьмите каждый модель и по ней расскажите о себе. Ребенок берет, например, карточку – модель «волосы» и рассказывает «У меня светлые волосы» или «У меня короткие волосы» и т. д.
Незнайка: Ребята, представьте, если бы все люди были одинаковыми. Что бы произошло? (Дети не смогли бы различать своих родителей, дедушек и бабушек, а родители не смогли бы узнать своих детей). А знаете, ребята, все-таки одинаковые люди существуют - их называют близнецами (силуэты близнецов ). Посмотрите, что вы видите в них одинакового?
(Ответы детей.)
Незнайка: Давайте поиграем в уже знакомую нам игру.
Игра «Расскажи о себе»
Все дети встают в круг, передают мяч друг другу. Ребенок, у которою в руках оказался мяч, должен что-то рассказать о себе. Например: «Я люблю рисовать», «Я хорошо танцую», «У меня есть собака», «У меня голубые глаза» и т. п. Игра повторяется несколько раз.
Незнайка в следующем конверте достает карточки, изображающие цепочку жизни»; дети называют всех, кто изображен на картинках.
Незнайка: Давайте из этих картинок составим «цепочку жизни» и посмотрим, как меняется возраст человека. Какая картинка говорит о начале жизни, когда человек только родился? (Ответы детей.) Да, это младенец. А теперь ребенок немного подрос - какую картинку мы поставим в следующий? Ребята, а покажите в этой «цепочке жизни» себя (Дети выполняют.) Молодцы! В нашей группе много детей. А дети - это кто?
Дети. Это маленькие люди.
Незнайка: Все вы – мальчики и девочки – тоже люди, только пока еще маленькие. А кого больше в нашей группе – мальчиков или девочек? (ответы детей). А теперь поиграем.
Игра «Что нужно мальчикам, а что – девочкам»
На столе лежат различные предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенных моделями «мальчик», «девочка».
Незнайка: молодцы! А теперь давайте посмотрим какие внимательные наши мальчики и девочки.
Игра «Спиной друг к другу»
Дети сидят на стульчиках полукругом. Выбирается пара – мальчик и девочка, которые встают спиной друг к другу. Незнайка предлагает им на минутку повернуться и посмотреть друг на друга, обратив внимание на внешность, одежду партнера. Затем дети отворачиваются. Незнайка по очереди задает вопросы.
Незнайка: Скажите, ребята, а чем отличаются дети от взрослых? (дети играют, ходят в д/с или школу, гуляют, занимаются на занятиях, а взрослые.
Незнайка: Ой ребята сколько всего вы знаете о людях. А чтобы мы не забыли все то, о чем тебе сегодня рассказали, давайте сделаем коллаж «Такие разные люди».
Незнайка предлагает детям выбрать по желанию силуэт человека, вырезанный из бумаги, и дорисовать его: нарисовать лицо, раскрасить волосы, украсить одежду. Полученные силуэты приклеиваются на ватман-коллаж. Незнайка благодарит детей за подарок и вместе с детьми называет, какие бывают люди: взрослые и дети, мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, младенцы, дошкольники, школьники...
Спасибо ребята, вы помогли мне сделать уроки, и я хочу подарить вам медали.
Незнайка берет конверт и достает медали для детей
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы на тему: «На помощь обитателям леса»
Вид детской деятельности: познавательная.
Тип непосредственно образовательной деятельности: интегрированная.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура».
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Закреплять знания детей о природе. Обобщить знания детей об обитателях леса.
- Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ, умение слушать ответы и дополнять их.
- Формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней.
Развивающие задачи:
- Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, развивать кругозор, экологическую эмпатию.
- Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать чувство товарищества и любовь к природе, животным.
Предшествующая работа: Экскурсии в лес, чтение познавательной литературы о природе, наблюдения в природе, слушание голосов птиц, рассматривание картин о птицах, деревьях.
Материал и оборудование:
Методические приемы.
— Игровая мотивация (звуковое письмо);
— Путешествие в лес на помощь лесным жителям по указателям;
— Вопросы;
Отгадывание загадки;
— Просмотр и отгадывание «Кто лишний?»;
— Физкультминутка «Ель»;
— Проведение дидактической игры «Подбери жилище лесным обитателям»;
— Сюрпризный момент: Появляется колдунья;
— Подведение итогов, анализ работы;
— Угощение яблоками.
Словарная работа: хвойные, лиственные деревья.
Индивидуальная работа: помочь Жене И. правильно подобрать жилище для животных.
Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня пришло необычное послание. Предлагаю его послушать и вместе решим, что с ним будем делать.
(Звучит аудиозапись).
«Ребята, вас приветствуют обитатели леса.
В нашем лесу случилась беда.
Злая колдунья заколдовала наш лес,
Теперь в нашем лесу птицы не поют,
Подснежники не цветут,
Стало страшно и темно.
Все звери напуганы,
Если вы нам не поможете — случиться беда.
Ждем вашей помощи
К нам добраться до леса поможет вам волшебный клубок».
Воспитатель: — Вы готовы отправиться в заколдованный лес и помочь обитателям леса?
Дети: — Да!
Воспитатель: -Путь нелегкий, опасный, может быть не пойдем в лес? (Ответы детей).
Клубочек, клубочек помоги нам оказаться в лесу.
К нам шишка прилетела, а к ней прикреплен конверт чёрный.
Сейчас почитаем письмо: «Привет, ребята, если вы читаете это письмо, значит, вы всё-таки добрались до леса. Знайте, так просто я лес не расколдую. Вам придаться пройти все мои испытания. Проверять ваши задания будет мой волшебный индикатор. Если правильно выполните задание, загорится он огнями разными, а если не отгадаете, вообще не будет гореть. Идите по указателям. Желаю вам не удачи. Колдунья». Вот это да! Может быть, вернемся? (Ответы детей).
Чтобы расколдовать лес, нам нужно много знать о лесе и его обитателях. Где мы можем добыть эти знания? (Показ карточек-символов). Вот сколько много способов есть, чтобы добыть новую информацию. Мы с вами уже читали книги, смотрели фильмы по интернету, ходили в библиотеку, а сейчас я вам предлагаю отправиться в лес и показать полученные знания. Пойдемте, ребята, по указателям. Вот мы добрались с вами до лесной поляны. Предлагаю вам сесть на поляну поудобнее.
1-ое испытание колдуньи «Проверялочка — Вопрос-ответ», отвечаем быстро вопросы о лесе и его обитателях:
- У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
- Какие птицы прилетают первыми?
3.У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
- Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
- Кто в лесу плетет паутину? (паук)
- Как называется дом муравьев? (муравейник)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
9.Чем еж похож на медведя? (спит зимой)
Загорелся наш индикатор. Молодцы, с этим испытанием мы свами справились.
- Следующее испытание называется: «Расколдуйте птиц». Послушайте запись и определите, какой птице принадлежит голос.
Посмотрите индикатор, загорелся, значит мы справились с этим заданием.
- Вот еще одно испытание «Определите, кто здесь лишний и почему?» (На экране появляются изображения перелетных и зимующих птиц, домашних и диких животных, хвойных и лиственных деревьев).
Молодцы, наш индикатор загорелся, значит, мы с вами правильно ответили на вопрос.
Ожила елочка в нашем лесу и захотелось ей потанцевать.
Физкультминутка «Ель»
- Вот и следующее испытание, которое приготовила для нас Злая колдунья.
Нужно вернуть всех лесных обитателей в свои дома. Перед вами картины с лесными жителями. Каких лесных жителей вы узнали? (Ответы детей). Их нужно распределить по своим домам. Попробуйте найти им жилище. Куда вы поместили белку? А медведя? И для гусеницы дом нашли, молодцы. Муравьев куда поместили? Молодцы, мы с вами помогли расколдовать лес: ожили птицы, растения и всех обитателей вернули по домам. Надеемся, злые чары колдуньи рассеялись. (Появляется колдунья ).
Колдунья: — Подождите, подождите. Здравствуйте, дети! Прежде чем, расколдовать я вам дам сложную загадку. Отгадаете, расколдую лес. Слушайте загадку:
«Не далеко, не близко, не за тридевять земель, а в нашем лесном государстве, живёт, говорят, в дремучей чаще старик-годовик – добрый старик. А волшебник, говорят, каких свет не видывал. И есть у этого старика-Годовика четыре дочери. Все, как одна, красавицы писаные, глаз не отвести. Порядок у него в семье. Ни одна дочь не смеет Годовика ослушаться. Да и меж собой они дружны. Бывает, рассорятся на денёк – другой, да уж тут же и мирятся. Что это за дочери Годовика?»
Дети: — Дочери Годовика — четыре времени года: зима, весна, лето, осень.
Колдунья:- Как называются времена года на чувашском языке? Молодцы, отгадали, расколдовала я лес. Вижу добрые вы, ребята. А теперь узнайте, что вам приготовили в подарок времена года.
Весной — белым цветёт,
Летом — зелёным висит,
Осенью — красным падает,
Зима – нас угощает.
Любят его и взрослые,
И маленькие детки.
Дети: — Яблоко.
Колдунья: — Молодцы, угадали, вот вам за это яблоки лесные.
Несмотря на трудности, вы справились с моими испытаниями.
Воспитатель: Ребята, какие испытания были самыми интересными? А самым трудным? Что вам больше всего запомнилось в гостях у лесных жителей?
Колдунья: -Вижу, много знаете о нашей природе и надеюсь, всегда будете бережно относиться к ней. Спасибо вам, за вашу доброту. До свидания, дети.
Воспитатель: Теперь нам пора прощаться с обитателями леса. Вернёмся в свой детский сад, будем угощаться яблоками лесными.
Название: Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы «На помощь обитателям леса»
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 125» города Чебоксары
Месторасположение: Чувашская Республика город Чебоксары