Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Людмила Викторовна Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Людмила Викторовна Куцакова – высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.
Введение
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).
При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.
Конспекты занятий
Тема 1. Дома
Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.
Материал. Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).
Ход работы
Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).
Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.
Рис. 1
Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии». Познакомьте детей с жителями столицы – формадонцами, расскажите, чем они занимаются (рис. 2, 3, 4).
Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализируйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстройки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.
Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного материала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объемными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.
По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиграть. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометрические фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.
Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Л его-Д акта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирования, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.
Рис. 5
Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.
Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».
Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).
Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).
Советы воспитателю
Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.
Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.
Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».
Ключевые слова
Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.
Рис. 6
Тема 2. Машины
Цель. Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании; формировать представление о колесах и осях, о способах их крепления.
Материал. Фломастеры, ножницы, геометрические фигуры, простые карандаши, ластики, коробочки, строительный материал, набор «Инструменты Лего-Дупло» или другие конструкторы.
Ход работы
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные машины. Рассмотрите их с детьми, определите их назначение, выделите зависимость их строения от способа использования.
Предложите детям смоделировать и сконструировать для жителей Формандии различные необходимые им машины.
Игра «Из волшебных полосок». Предложите ребятам вырезать предлагаемые полоски (рис. 7), разрезать их по разметкам и выложить из получившихся фигурок различные машины (сначала по предлагаемым расчлененным, затем по контурным схемам, а затем придумать свои модели) (рис. 8, 9, 10). По окончании игры предложите ребятам сложить фигуры в коробочки.
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Предложите детям создать схемы машин с образцов построек. Соорудите 3–4 варианта несложных машин и предложите детям выложить их изображения (вид сбоку) из геометрических фигур, а затем обвести фигуры, чтобы получилась нерасчлененная (контурная) схема машины.
Предложите детям придумать и нарисовать на экране компьютера (рис. 11) по клеточкам расчлененные схемы машин, а затем сконструировать смоделированные машины из строительного материала. Проанализируйте постройки с позиции их схожести со схемами.
Рис. 11
Предложите детям для конструирования машин конструкторы и дайте возможность применить в работе имеющиеся знания и представления о транспортных средствах. Пусть дети придумают свои машины.
Организуйте конструирование на темы «Спортивные машины», «Для игры в гонки». Дайте ребятам возможность продемонстрировать свои конструкции в действии, рассказать о них.
Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов; в преобразовании построек по условиям («Перестрой машину в панелевоз (бензовоз, машину для перевозки леса, труб и пр.)», «Построй машину для перевозки мебели (контейнеров, блоков и др. грузов», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону (к углу стола, от тебя, к тебе и т. д.)»). Упражняйте детей в предварительной зарисовке машин перед их конструированием.
Игра «Что изменилось?». Предложите детям внимательно посмотреть на сооруженную машину затем закрыть глаза или отвернуться. Произведите в постройке незначительное преобразование и предложите ребятам угадать, что в ней изменилось.
Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую модель из конструктора. Затем все дети угадывают, у кого что получилось и где это можно применить.
Игра «Дострой конструкцию». Один ребенок начинает собирать модель, передает ее другому ребенку, тот продолжает сборку и т. д. Затем дети обсуждают, что получилось. Играть дети могут парами и группами.
Ключевые слова
Моделирование, контурная схема, расчлененная схема.
Тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции
Цель. Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно-исследовательский, грузовой и пр.); формировать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.
Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».
Ход работы
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные летательные аппараты. Рассмотрите и проанализируйте их с детьми. Предложите им сконструировать для формандцев разные самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции.
Работа с иллюстрацией «Летательные аппараты». Дайте детям задание по плоскостному моделированию из геометрических фигур. Сначала дети моделируют летательные аппараты по предложенным схемам (рис. 12), затем придумывают свои модели.
Работа с иллюстрацией «Космические корабли и станции». Рассмотрите с детьми изображения космических кораблей и станций (рис. 13), спросите: «Сколько космических кораблей и станций изображено на картинке? Найдите одинаковые. Покажите станции, у которых носы одинаковой формы».
Рис. 12
Предложите детям придумать и смоделировать из геометрических фигур различные космические корабли и станции.
Игра «Поиграем с компьютером». Попросите детей нарисовать по представлению схемы будущих конструкций летательной техники (по клеточкам) (рис. 11). (Обучение построению графических моделей может быть организовано на настоящих компьютерах.) Предложите им отобрать для воплощения в конструировании своих идей любые строительные материалы и конструкторы.
Рис. 13
По окончании работы проанализируйте постройки с позиции схожести с «конструкторскими проектами». Пусть дети продемонстрируют свои постройки и расскажут о том, как сооружали их; придумают истории о них.
Игровые задания
Развивайте способности детей к моделированию и конструированию; упражняйте в построении планов, схем, чертежей для строительства;
способствуйте развитию экспериментирования и изобретательства; упражняйте детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам; в совместном конструировании («Аэродром», «Космодром»), в умении строить по условиям («Построй ракету, на которой можно вывести груз на орбиту космической станции, и перегрузи на нее груз»).
Игра «Поиграем с компьютером». Предложите ребятам построить с помощью «компьютера» (рис. 11) (или настоящего компьютера) чертеж ограждения для космодрома (дети должны стереть предыдущее изображение и разделить экран пополам – по горизонтали – чертой).
Соорудите несколько ограждений на столе (рис. 14). Пусть дети выберут любое ограждение и изобразят на экране компьютера (по клеточкам) вид постройки спереди (на нижней части) и вид сверху (на верхней части).
Игра «Сложи фигуру». Предложите детям вырезать любую геометрическую фигуру и разрезать ее на несколько разных по размеру и форме частей. Затем дети снова собирают исходную фигуру из частей, снова разбирают и приступают к созданию из фигур различных образов. Дайте детям возможность самостоятельно установить закономерности: чем больше частей, тем труднее сложить исходную фигуру, но зато можно придумать больше образов. Усложните задание, предложив ребятам поменяться фигурами.
Игра «Построй такую же». Один ребенок строит модель самолета из конструктора, демонстрирует ее, а затем прячет. Остальные дети воспроизводят модель.
Ключевые слова
Чертеж, вид спереди, вид сверху.
Рис. 14
Тема 4. Роботы
Цель. Упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию, понятливость; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла, внимание, сосредоточенность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве.
Материал. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы.
Ход работы
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные роботы. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение роботов. Предложите смастерить роботов для формандцев (для оказания им помощи в умственном и физическом труде).
Работа с иллюстрацией «Роботы». Рассмотрите с детьми картинку с роботами (рис. 15) и проанализируйте ее.
Рис. 15
Педагог . На какие строительные детали похожи части роботов? Сколько роботов изображено на картинке? Найдите роботов, собранных из одинакового количества деталей. Найдите двух одинаковых роботов. Покажите роботов, которых можно (нельзя) построить из данных деталей, и объясните почему.
Предложите детям смоделировать разных роботов из геометрических фигур, раскладывая их на бумаге; обвести фигуры фломастерами и получить контурные схемы роботов, затем расчленить их, конкретизировать. Затрудняющимся детям предложите соорудить такого робота из строительного материала и сделать чертеж с данного образца постройки.
Советы воспитателю
Соберите детские работы и оформите из них пособие по плоскостному моделированию «Роботы». Предлагайте его детям для игр.
Игра «Поиграем с компьютером». Предложите детям сделать чертеж робота с аксонометрического чертежа (рис. 16): «Рассмотрите изображение, проанализируйте его. Изобразите его вид спереди в левом нижнем квадрате экрана, вид сбоку в левом верхнем, вид сверху в правом верхнем». Предложите им выбрать строительный материал или конструкторы и сконструировать роботов по своему замыслу.
Рис. 16
Рис. 17
При анализе детских работ обратите внимание на оригинальность решений и на то, какие функции могут выполнять изображенные роботы.
Игровые задания
Развивайте конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности, являющейся основой интеллектуального развития (удовлетворение от умственной деятельности, стремление к выполнению заданий познавательного характера, творческая активность). Упражняйте детей в конструировании из строительных наборов, конструкторов «Лего» и др. по замыслу, по условиям, по темам («Космическая станции», «Планета Венера»), по готовым планам, чертежам, рисункам, схемам; в самостоятельном построении объектов, строительстве по условиям («Построй робота, похожего на человека (на собачку, на паука, на Чудо-юдо и т. д.)»), сборке конструкций по изображениям объемных моделей. Упражняйте в анализе построек; уточняйте представления детей о геометрических фигурах и телах.
Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми модели (рис. 17), проанализируйте, предложите соорудить по ним постройки, посоветуйте начать с наиболее простых моделей, изображенных в первом ряду.
Работа с иллюстрацией «Строительные детали». Дети раскрашивают детали карандашами в разные цвета (рис. 18).
Педагог . Рассмотрите строительные детали, изображенные на картинке, найдите и назовите одинаковые по форме детали. Найдите детали, одинаковые по форме, цвету, величине. Покажите детали, одинаковые по форме, но расположенные по-разному. Найдите детали, одинаковые по форме и величине. Покажите детали, которые изображены в таком положении, в котором они не могут стоять на столе.
Рис. 18
Игра «Поиграем с компьютером». На иллюстрации (рис. 19) изображены разные многоугольники.
Педагог. Рассмотрите и сосчитайте фигуры. Почему эти фигуры называют многоугольниками? Сколько углов у этого многоугольника? Покажите фигуру у которой углов больше, чем у других фигур. Найдете многоугольник, у которого угол направлен внутрь. Нарисуйте фигуру, у которой три угла (четыре угла, нет углов).
Обратите внимание детей на три фигуры, у которых углы выделены толстыми линиями. Спросите: «Одинаковые углы или разные?». Предложите нарисовать такие углы и запомнить, какой угол называется прямым (острым, тупым). Нарисуйте ромб. Обратите внимание детей на то, что у этой геометрической фигуры два тупых и два острых угла.
Игра «Придумай робота». Предложите детям придумать и нарисовать роботов, используя при этом все знакомые им геометрические фигуры.
Игра «Сконструируй робота по памяти». Один ребенок конструирует робота из конструктора, предлагает рассмотреть его в течение 1 минуты, затем прячет. Остальные дети должны собрать такого же робота.
Ключевые слова
Вид сбоку, объемная модель, многоугольник, ромб; прямой, острый, тупой угол.
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".
Конспект занятия по конструированию Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».
Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».
Программное содержание:1. Учить последовательно анализировать контурную схему:
1) узнавать изображенный предмет;
2) определять местоположения его основных частей;
3) «примерять» (т.е. соотносить с пространством схемы и друг с другом) строительные детали, предложенные для воспроизведения постройки;
4) Расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.
2. Учить выполнять постройку по готовой графической модели.
3. Продолжать учить самостоятельно достраивать объект, используя знакомые приёмы строительства.
4. Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя детали строительного материала и их пространственное расположение.
5. Закреплять правильное употребление в речи таких слов, как фасад, задняя, передняя, боковая и т.д.
6. Развивать внимание, память, воображение.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать товарищам.
Методы и приемы:
Игровой, обследование, вопросы, сравнение, поощрения, музыкальное сопровождение.
Материал:
Демонстрационный:
Контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы детей, расчлененные схемы тех же объектов;
Раздаточный:
Строительный набор на каждого ребенка, контурные схемы, мелкие игрушки, 2 карандаша (простой и цветной).
Дифференцированный подход:
1 подгруппа – дается нерасчлененная схема объекта.
2 подгруппа - дается частично расчлененная схема объекта.
Индивидуальная работа:
Помочь Никите Ш., Алёне С., Тане П. при возведении постройки; помочь Ксюше, Кате, Вадиму при анализе схемы.
Предварительная работа:
Чтение «Строители» С.Я.Маршака, рассматривание фотографий различных домов, экскурсии по улицам микрорайона с целью рассматривания зданий, строительство домов из строительного материала, знакомство с незаконченными схемами.
Связь с другими видами деятельности:
Развитие речи: введение в активный словарь названий строительных деталей, игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Стройка».
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.
Раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто-то к нам идет. Да это Почтальон принес нам письмо. Наверно, что-то случилось.
Читаю письмо.
- Ребята, это письмо пришло от Смешариков. Нюша и Бараш пишут, что они хотели построить новые дома, но прошел дождь и на чертежах размылись некоторые линии. Смешарики очень просят помочь им разобраться с чертежами и построить новые дома. Поможем, ребята?
- Ребята, посмотрите внимательно на схемы и подумайте, что это?
- Какая часть дома изображена на схеме?
Провожу обследование схемы.
- Это дом (Обвожу рукой схему целиком).
- Из каких частей может состоять изображенный дом? (Показываю на нижнюю часть).
- Правильно. Молодцы! Что идет за фундаментом?
- Что располагается на стенах?
- Хорошо. А что еще есть у дома?
- Ребята, на наших схемах, как вы уже сказали, изображены только фасады домов, т.е. вид спереди, а что еще есть у дома, что мы не видим на этой схеме?
- А на боковых стенах могут быть окна?
- А что может быть на задней стенке?
Правильно, ребята.
- Ребята, давайте вспомним, из каких деталей конструктора мы строили с вами дома на занятиях.
- Подумайте, из каких деталей может состоять дом изображенный на схеме:
Из каких деталей можно построить фундамент?
- Из каких деталей можно построить стены дома?
- Хорошо. Из чего может быть сделано перекрытие?
- Молодцы! Какая деталь нужна для построения крыши?
- Ребята, а теперь я предлагаю вам дорисовать на своих схемах простым карандашом детали, из которых состоит дом.
Проверяю и помогаю детям, которые затрудняются в выполнении задания. Цветным карандашом в схему вносятся уточнения.
Предлагаю одному ребенку выйти и рассказать, из чего состоит изображенный на схеме дом и дорисовать схему(ребенок 2-ой подгруппы).
Никита, расскажи нам, из чего состоит дом изображенный на твоей схеме?
Молодец, ты подробно все рассказал, дорисовал схему, а все ребята проверили, правильно ли они выполнили задание.
Физкультминутка.
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился новый дом.
- Ну вот, теперь у нас есть законченные схемы и можно начинать строительство. Только не забывайте, что на наших схемах изображены только фасады домов, а мы будем строить дома целиком.
Давайте приступим к строительству домов.
- Ребята, если все дома у вас будут одинаковыми, то Смешарикам будет скучно здесь жить. Придумайте украшение для своего дома.
Во время строительства помогаю вопросами, советами. Обращаю внимание на качество выполненной постройки.
- Какие замечательные дома у нас получились. Все разные.
Вот мы строили, строили
Наконец, построили.
Посмотрите, какой дом
Всем уютно будет в нем.
Приходите, приходите,
В нашем доме поживите.
- Молодцы, ребята, вы очень постарались и помогли Смешарикам. Посмотрите, как они радуются (показываю игрушки). А теперь давайте расселять жителей города по домам, устроим новоселье. А еще Смешарики раздадут вам разноцветные кружочки. У кого все получилось, тот положит около своего домика красный кружок, желтый кружок – постройка не совсем удалась, синий кружок – совсем не справились с заданием.
Воспитатель берет в руки Смешарика.
- Я пойду посмотрю, какой дом построил Никита. Никита, сколько этажей в твоем доме? А как можно подняться на второй этаж? Кого ты поселишь в своем доме? А почему ты положил около своего домика красный кружок?
- А у кого из вас самый длинный дом, ребята? С помощью каких деталей ты построил длинный дом? Для чего ты сделал такой длинный дом? Какой кружок положил ты около своего домика? Почему?
- А еще я хочу сходить в гости к Лере. Как вы думаете, что интересного в доме Леры?
С помощью Смешариков воспитатель помогает детям обыграть постройки.
- Да, поможем. Нужно всем помогать. Особенно тем, у кого произошло несчастье.
- Это схемы домов.
- На схеме изображен фасад.
- Нижняя часть дома - это фундамент.
- Это стены.
- На стенах располагаются окна.
- У дома сверху есть крыша.
- У дома еще есть боковые стены и задняя стена.
- Да.
- На задней стенке может быть дверь.
- Из кубиков, пластин, кирпичиков, треугольных призм, брусков, полукубов.
- Фундамент можно построить из пластин.
- Стены дома можно построить из кубиков или кирпичиков.
- Перекрытие может быть сделано из пластин.
- Для построения крыши нужна треугольная призма.
Дети дорисовывают детали на своих схемах.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из пластины. На фундаменте стоят стены. Они сделаны также из пластин. На стенах располагается перекрытие из пластины. На перекрытие ставится крыша – прямоугольная призма.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из кирпичика. На фундаменте стоит стена. Стена сделана из двух кирпичиков и кубика. На стене располагается перекрытие из кирпичика. Крыша – прямоугольная призма. От дома идет дорожка к почтовому ящику. Она сделана также из кирпичика. Около дома стоит почтовый ящик. Он сделан из кирпичика и кубика.
Рывки руками вверх.
Рывки руками в стороны.
Наклоны вперед, руки на поясе.
Ходьба на месте.
Приседания.
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.
Дети выполняют задание.
Дети разбирают кружочки нужного цвета.
- Два этажа. На второй этаж можно подняться на лифте. В моем доме есть лифт.
- Потому что у меня все получилось.
- Я удлинил свой дом с помощью кирпичиков и кубиков. В моем доме уместиться много гостей.
- Этот дом интересно украшен.
Давайте вместе повторим, с чего мы начнем строительство.
- С чего мы начнем строить свой - Начнем строить с фундамента.
- Фундамент будем строить из длинной
дом?
- Из чего будем строить фундамент?
- Как мы будем ставить пластины?
- Что мы будем строить дальше?
- Что располагается на перекрытии?
- Ребята, а из чего можно построить боковые и заднюю стены дома?
- Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем.
пластины. Положу ее на широкую длинную сторону. Затем будем строить стены из пластин.
- Две пластины поставим по краям на короткие узкие стороны и одну пластину поставим посередине также на короткую узкую сторону.
Дальше мы построим перекрытие из длинной пластины. Положим ее на стены – пластины широкой длинной стороной.
- На перекрытие мы поставим крышу. Сделаем ее из треугольной призмы.
- Из кубиков, из пластин.
В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.
Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.
Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада
Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:
- Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
- Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
- Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
- Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
- Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.
Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) – для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.
Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.
Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).
Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.
На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.
Виды конструирования
- Конструирование на плоскости . Это простой вид конструирования. Заданная модель создаётся из бумажных деталей на плоской основе (из плотной бумаги или картона) в случае изготовления сложной полуобъёмной фигуры или в процессе реализации коллективной деятельности. Также синтез различных техник изобразительного творчества зачастую осуществляется на плоской основе.
- Объёмное конструирование. Созданию трёхмерного изображения из бумаги уделяется наибольшее внимание на занятиях по конструированию. В средней группе воспитанники овладели навыком создания объёмной фигуры, в основе которой - согнутый пополам лист, в старшей учатся изготавливать более сложные модели при помощи надрезания частей, сгибания, склеивания.
- Конструирование из полосок. Ребята создают модели из большего количества бумажных полосок разного размера и цвета. В одной поделке могут сочетаться несколько приёмов работы с полосками (например, склеивание шара или колец, закручивание полосок ножницами).
- Оригами – древняя восточная техника складывания листа бумаги без склеивания. Ножницы в оригами используются редко вырезания (фигурных деталей в готовой фигурке или прорезей по замыслу). На занятиях по оригами воспитанники обучаются складыванию сложных и объёмных форм (при условии, что в средней группе они занимались оригами, знакомы с базовыми формами и способом их создания). Дети 5–6 лет могут пробовать самостоятельно работать по схемам.
Материалы
Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.
Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.
Бросовый материал
- Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
- Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
- Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
- Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
- Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
- Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.
Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов
Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки
Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков
Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков
Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования
Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков
Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования
Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок
Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок
Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования
Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки
Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек Поделки из формочек для кексов Необычная идея конструирования из бумажных формочек Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек Конструирование поделки с использованием бумажных формочек
Материалы для занятия оригами
Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.
В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:
- Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
- Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
- Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.
Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.
Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.
Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги
Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:
- Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
- Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
- Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
- Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
- Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).
Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами
Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов
Мотивирующее начало занятия
Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.
Примеры использования мотивирующего материала
Тема занятия | Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия |
«Заюшкина избушка» | В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку
«Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.) Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух). Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы. |
«Подарок для мамы» | Воспитатель загадывает детям загадку
: Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой - улей пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной.) С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму). Воспитатель зачитывает стихотворение : Ах, мама, мамочка, какое это счастье, Что наша дружба просто - не разлей вода! Всегда со мной твоя любовь, твоё участье, Неиссякающим потоком доброта. Физкультминутка с музыкальным сопровождением : Солнышко, солнышко, Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей. Прилетело сто грачей. А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами. |
«Весёлый снеговик» | Занятие начинается с сюрпризного момента
: Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё. Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком: Друг на друге три шара(показывают шары руками) Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове) Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа), Не, почём ему мороз (грозят пальцем), Аж, вспотел морковный нос, И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук), Кто же это? (хором) Снеговик! Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги. |
Подготовка конспекта занятия
Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.
Временной план занятия
- Организационный момент 1–2 минуты.
- Мотивирующий этап 4–6 минут.
- Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
- Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
- Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
- Подведения итогов 1–2 минуты.
При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:
Тема занятия | Цель | Задачи | Техника исполнения задания |
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» | Создание простых поделок в технике оригами. | – совершенствование базовых приёмов работы с бумагой; – воспитание аккуратности и старания; – обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий. | Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания. |
«Игрушка кошка» | Изготовление игрушки из бумаги. | – закрепление навыков работы с бумагой; – развитие образного мышления; – воспитание бережного отношения к природе и животным; – воспитание усидчивости и трудолюбия. | Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке. Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей. |
Конспект НОД на тему «Коробочка»
Цель | Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата. |
Задачи | Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе. |
Ход занятия | В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина: Я корзину овощей Проведение пальчиковой гимнастики: |
Итоги занятия | Анализ и оценка деятельности детей воспитателем. Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц. |
Конспект занятия «Грачи»
Цель | Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача. Создание фигурки грача в технике оригами. |
Задачи | – стимулирование интереса к познавательной деятельности; – закрепление навыков работы с бумагой и ножницами; – развитие памяти; – воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам. |
Ход занятия | Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»: – Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да); – А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет); – Летом любим загорать и плескаться в речке (Да); – Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет); – Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да); – А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да); – Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет); – Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да). Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают. Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки). Физкультурная минутка «Птичка»: |
Программа кружка по оригами
Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).
Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.
Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).
Таблица: картотека тем
Тема занятия | Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги |
– обучения работе с базовой формой «треугольник»; – нахождение и проглаживание линии сгиба. |
|
«Башня» | – обучение созданию фигуры из геометрических фигур. |
– работа с базовой формой «треугольник». | |
«Машина» | – формирования навыков работы по схеме; – обучение активному слушанию и комментированию собственных действий. |
«Обувь» | – работа с базовой формой «воздушный змей»; – складывание туфелек. |
«Флаг России» | – знакомство с техникой модульного оригами. |
«Подводная лодка» | – сгибание меньших сторон прямоугольника к середине; – наклеивание дополнительных частей по замыслу. |
«Стрекоза» | – умение правильно выбирать базовую форму; – украшение поделки по замыслу. |
«Утка» | – закрепления навыков работы с ножницами; – отработка навыка складывания базовых форм. |
Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами
Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами
Конспект разработала воспитатель Клявлина В. А., МДОБУ детский сад №8.
Конспект занятия по конструированию из бумаги «Собачка» в средней группе.
Программное содержание:
Научить детей приемам изготовления собачки по типу оригами.
Развивать мелкую моторику рук;
Прививать любовь к ручному труду;
Воспитывать внимание, усидчивость, стремление создать полезную и красивую игрушку своими руками, доводить начатое дело до конца;
Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Методические приёмы:
Сюрпризный момент
Художественное слово (фрагмент стихотворения Александра Мецгер «Щенок»);
Беседа;
Вопросы;
Показ выполнения работы;
Анализ детских работ воспитателем и детьми.
Материал:
Демонстрационный: готовая фигура собачки; технологическая карта по изготовлению собаки из бумаги по типу оригами;
Раздаточный: по 2 квадрата цветной бумаги 20*20, клей, кисточка, клеёнка, тряпочка, фломастер.
Организация детей:
1 часть – полукругом на стульях.
2 часть – за столами.
3 часть – стоя в кругу.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Дети, сейчас я вам прочту небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и постарайтесь догадаться о ком здесь говорится:
Щенок по кличке Шарик,
Веселый, беззаботный,
За бабочкой гонялся
У дома в подворотне.
А бабочка как будто
Щенка дразнить решила:
Она над ним порхала
И за собой манила.
(Собака).
Правильно, это собака. Собаки живут рядом с человеком. Собака – верный помощник человека с древних времён.
Как называется дом, в котором живёт собака? (Будка, конура). Верно.
Ребята, а какую пользу приносят собаки людям? (Сторожит дом). Правильно, собака сторожит дом. А ещё она может защитить, если на человека кто-нибудь нападёт, другие собаки помогают людям в полиции. Есть собаки, которые служат поводырём для слепых людей.
Посмотрите, кто к нам пришёл? (Щенок). Да, это щенок. Он услышал, что мы говорим о собаках и решил заглянуть к нам в гости. Наш щенок хочет познакомиться с другими собачками.
Сегодня мы с вами будем делать вот такую собачку из бумаги по типу оригами.
Для этого нам понадобятся 2 квадрата цветной бумаги одинакового размера оранжевого и желтого цветов, клей, клеёнка, кисточка, тряпочка и фломастер.
Показ работы с объяснением.
- Голову собаки складываем следующим образом: лист бумаги сгибаем пополам по диагонали.
- Не разворачивая, складываем лист еще раз вдвое, для того чтобы наметить серединную линию. Разворачиваем этот сгиб, возвращаемся к предыдущей заготовке.
- Кладем треугольник вершиной(= острым концом) к себе. Боковые уголки загибаем, формируя ушки. Можете сделать их больше или меньше на свое усмотрение.
- В конце загибаем оставшийся уголок по направлению от себя и мордочка собаки готова.
Сейчас мы возьмём фломастеры и немного пофантазируем и по-разному оформим нашу собачку. Можно нарисовать ей глазки, носик, пятно на голове или ухе.
К мордочке сделаем и туловище собаки.
- Берём второй квадрат. Сгибаем его пополам по диагонали.
- Нижний угол немного загибаем вверх, чтобы получился хвостик.
Затем верхний угол туловища смазываем клеем и приклеиваем голову нашего щенка.
Физминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
А теперь берём стульчики и садимся за столы.
II. Основная часть.
Напоминаю детям о правилах работы.
Аккуратно приклеиваем детали друг к другу. Клей берём кисточкой и проводим по контуру, как бы «обрисовывая» форму, намазываем пользуясь клеёнкой, прижимаем тряпочкой.
Лист сгибаем по диагонали, совмещая углы друг с другом.
Выполнение работы.
Подсказываю, напоминаю и помогаю, если дети что-то забыли или сомневаются.
У вас на столах лежат листы оранжевого и желтого цветов. Я буду показывать порядок выполнения работы, а вы будете повторять все действия за мной.
Возьмите лист оранжевого цвета.
1 – 4 этапы (смотрите в Вводной части).
А теперь голову собаки уберите в сторону и положите перед собой лист желтого цвета.
5 – 6 этапы (смотрите в Вводной части).
Ребята, клеёнка для намазывания лежит у вас на столах слева, подставка для кисточек – справа.
Теперь верхний угол туловища смазываем клеем и приклеиваем голову нашего щенка.
Клей набираем на кисточку немножко, намазываем пользуясь клеёнкой; кисточку кладем на подставку. Клей намазываем по контуру, как бы «обрисовывая кисточкой с клееем края.
III. Заключительная часть.
Ребята, давайте встанем в круг и покажем нашему щенку какие собачки у нас получились.
Какие клички вы дадите своим собачкам? (…)
Дамир, расскажи, что ты сделал? Настя, а как ты делала своего щенка? Молодцы!
Кому какая работа понравилась больше? Почему?
Вы все справились с заданием. Молодцы!
А посмотрите, какой наш гость стал радостный! Как вы думаете почему? (Потому что он познакомился с новыми друзьями). Наш щенок очень рад, ему все собачки очень понравились. Он говорит вам большое спасибо за то, что познакомили его со своими собачками, но щенку пора идти домой.
До свидания, ребята!
Светлана Михеева
Конспект занятий по конструированию
Конспект занятия по конструированию в старшей группе
МДОУ №28 «Петушок»
«Цветочный городок»
«Петушок» Подольского района, Московской области Михеева С. В.
Программное содержание :
1. Учить строить по схеме, совершенствовать умение детей читать схему, анализировать постройки.
2. Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей;
3. Продолжать учить сооружать здания различного назначения : магазин, дом культуры, детский сад, жилые дома, объединять их общей темой.
4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность и в соответствии с заданием отбирать нужные детали строителя.
5. Воспитывать чувство коллективизма, умение объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Подготовка к занятию :
Наблюдения на прогулках за разными зданиями : магазин, школа, детский сад, жилые дома.
-Беседы на темы : «Мой родной посёлок Быково» ,
«Моя малая Родина» , «За что я люблю свой поселок» , «Кто построил новый дом?» , «Где работать мне тогда, чем заниматься» .
Чтение В. Маяковского «Кем быть?»
Рассматривание иллюстраций с видами поселка, достопримечательностей поселка, природой родного края.
-Дидактические игры : «Построй по схеме» , «Найди одинаковые постройки» , «Построй здание» и др.
Изготовление атрибутики – оборудование для детских площадок, клумбы, деревья и др.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, в каком поселке мы с вами живем? (Быково) . А чем вам нравится наш поселок? (Наш поселок красивый, зелёный, уютный) .
Воспитатель : Верно, наш поселок небольшой, но очень красивый и уютный. А какие здания есть в нашем поселке? (одноэтажные и многоэтажные, есть жилые дома, школа, детски сад) .
Воспитатель : Правильно, в нашем поселке здания очень разнообразные : есть жилые дома, есть общественные здания. А что это за здания? (это магазин, школа, дом культуры) .
Воспитатель : Да, это здания, которые люди посещают с определенной целью. А чем же жилые дома отличаются от общественных зданий? (В жилых домах больше подъездов, больше окон. В детском саду и школе большие окна. В Доме культуры - высокие колонны, большие окна, широкая лестница перед входом).
Воспитатель : Молодцы, вы все правильно рассказали про наш поселок, а давайте поделимся своими знаниями и умениями с жителями Цветочного городка. Сегодня утром на адрес детского сад, старшей логопедической группы пришла срочная телеграмма. (зачитывает телеграмму) .
Жители этого городка в растерянности, они знают, что в населённом пункте должны быть разнообразные здания, а как их построить они не знают. Чем отличаются здания друг от друга, они не знают, какие детали понадобятся для их постройки, тоже не знают. И главный архитектор Незнайка, обратился к нам за помощью. Ведь мы с вами уже столько строили различных зданий, может быть, поможем жителям Цветочного городка. (да, поможем) .
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие постройки они уже создавали : «Детский сад» , «Школа» , «Магазин» , «Дома» ; вспомнить какие ещё объекты могут располагаться вокруг этих зданий : клумбы, скамейки, фонари, дороги.
Воспитатель : Ребята, а с чего нужно начинать строить любое здание? (с фундамента) . Что мы строим потом? (стены, перекрытия, крышу) . И чем же мы заканчиваем свою постройку? (оформляем территорию вокруг здания) .
Хорошо, но мы с вами помним, что любая постройка имеет свое назначение, и поэтому нужно тщательно продумать какие детали вы будете использовать, и в какой последовательности будете строить.
Воспитатель : У меня есть схемы зданий, которые могут быть построены в жилом городке, я предлагаю вам выбрать заинтересовавшую вас схему и внимательно рассмотреть её, подумайте где может располагаться такое здание, какие детали вам понадобятся. (воспитатель предлагает детям на выбор схемы зданий поселка : магазин, клуб, школа, детский сад, жилые дома).
Далее дети делятся на группы, по 1-3 человека, и каждая группа выбирает себе схему определенного здания (построить школу, детский сад, магазин, дом) . Воспитатель предлагает 2-3 детям из разных подгрупп рассказать, что они будут строить, кто будет выполнять те или иные действия, какие детали они будут использовать; напоминает, как нужно строить вместе сообща, не мешать друг другу, делиться материалом, при затруднениях помогать друг другу.
Воспитатель : Кто главный в вашем звене? Схему какого здания вы выбрали? Что вы будете строить, какие детали вы будете использовать? С чего вы начнете свою постройку? (фундамента) . Какие детали для этого понадобятся? Что вы будет делать потом? (стены, крышу) . Какие детали нужны для подъезда здания? (ответы детей) . Какие материалы для оформления территории вам понадобятся? Если вы все обдумали, можете начинать строить.
Осуществляя в процессе строительства индивидуальное руководство, воспитатель следит за тем, чтобы дети отбирали материал обдуманно, помогает вспомнить здание, его части, сравнить со схемой, чтобы более правильно отобразить их конструкции .
В конце занятия дети вместе с воспитателем прогуливаются «по городку» , рассматривают что построено, какие объекты, особое внимание обращает на то, как дети расположили свои постройки (фасадом на площадь, проезжую часть, отмечает дружную работу, в результате которой получился наш замечательный поселок, удачные постройки детей.
Воспитатель : Молодцы, очень красивый городок у нас получился, давайте все вместе прогуляемся по улицам. Какое здание вам понравилось больше всего? Чем оно вам понравилось, а все ли правильно построено по схеме. Все ли необходимые детали были использованы? (самоанализ детей) . Воспитатель обобщает детские высказывания.
Незнайка : А вот и я. Я не опоздал? Я успел на открытие вашего городка. Здорово, как у вас здесь все удобно и красиво, есть все необходимое : и магазин, и детский сад и клуб. А как вы все это построили? Кто строил вот это здание? А какие детали вам понадобились? (это детский сад, для фундамента мы использовали кирпичики, для стен тоже кирпичики, между этажами нужно положить перекрытия, а после нужно украсить территорию вокруг здания).
Воспитатель : А теперь ребята, вы вместе с Незнайкой можете вы можете поиграть в нашем городке : сходить в магазин, отвести своих малышей в детский сад, погулять на площадках и т. д.
Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе
МДОУ №28 «Петушок»
«Кровати для Маши и медведя»
Составила старший воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Петушок» Подольского района, Московской области, Михеева С. В.
Программное содержание :
1. Учить детей строить кроватки разного размера по образцу воспитателя и соотносить их с размером игрушки (Маша - маленькая, медведь – большой) .
2. Продолжать учить создавать постройку, используя детали : кирпичики, кубики, аккуратно присоединяя одну к другой.
3. Закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кирпичик, кубик, пользоваться этими названиями во время анализа образцов.
4. Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, умение играть с постройкой рядом с товарищем, пользоваться дополнительными материалами.
Словарь : кирпичик, кубик, длиннее, шире.
Предварительная работа :
Постройки мебели, чтение сказки «Маша и медведь» , рассматривание иллюстраций к ней, показ настольного театра по этой сказке, занятия по математике – понятие о величине.
Материал : кирпичики, пластины, кубики, игрушки Маши и медведя.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, послушайте, я вам прочитаю отрывок из сказки :
«…А в этой избушке жил большой медведь. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить, печку топить, кашу варить. А если убежишь, всё равно поймаю. Погоревала Маша – да ничего не поделаешь. Живет она у медведя в избушке, а сама думает, как ей убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого…»
Воспитатель : Помните что это за сказка? («Маша и медведь» ). Молодцы, правильно, это сказка про Машу, которая попала в лес, оказалась в избушке у медведя и стала с ним жить.
Ребята, вот незадача, а у нашего медведя в доме нет ни какой мебели, как же они будут спать? Что же нам делать? («построить им кроватки из нашего строителя, помочь Маше и медведю» ).
Воспитатель : Вот, молодцы какие, как вы здорово придумали. Конечно, мы поможем нашим героям. А как вы думаете, какая кроватка понадобится для медведя : большая или маленькая? (большая, а для Машеньки? (маленькая) . Посмотрите, как я построю кроватку для Машеньки : я беру кубик и ещё кубик, соединяю их между собой, это будет матрац кроватки. А теперь мне нужно сделать спинки кроватки, какие детали я должна взять для этого? (кирпичики) . Правильно, я приставлю к кубикам с одной стороны кирпичик и с другой стороны ещё кирпичик и получатся спинки кроватки. Вот какая у меня получилась кроватка. Давайте посмотрим, подойдет она для Машеньки. . Все получилось, кроватка самый раз для Маши.
Воспитатель : А как вы думаете, эта кроватка подойдёт для медведя? Почему? (нет, он большой, он не поместится) . Какая же кроватка нужна для медведя? (большая, больше чем для Маши) . Что нужно сделать, чтобы построить большую кроватку для медведя? (ответы детей : нужно добавить детали) . Правильно, так как медведь большой, ему понадобится большая кроватка : длиннее и шире чем у Маши. Поэтому, нужно добавить ещё кубиков и кирпичиков. Посмотрите как я буду строить кроватку для медведя : сначала я строю матрац как для кроватки Маши, а потом мне нужно добавить ещё кубики и кирпичики. Давайте проверим, поместится он на нашей кроватке? (примеряет игрушку на кроватку) .
Воспитатель : У вас на столах тоже есть игрушки, давайте и вы для своих построите кроватки. Внимательно подбирайте детали для каждой кроватки. Сначала постройте кроватку для Маши, а потом подумайте как добавить детали кубики и кирпичики, чтобы получилась кроватка для медведя. После того как построили, проверьте, подходят по размеру ваши кроватки вашим игрушкам.
Во время занятия воспитатель следит , чтобы дети правильно отбирали детали для своих построек, строили кроватки соразмерно игрушкам. При необходимости помогает советом и показом («проверь, поместится твоя игрушка, положи Машеньку на кроватку и померяй»).
В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на лучшие постройки, на правильный подбор деталей, на постройки более ровные и аккуратные.
Воспитатель : Давайте посмотрим, какие красивые кроватки у нас получились.
Ребята для кого мы с вами сегодня строили кроватки? (для Маши и медведя) .
Диана, для кого ты построила свои кроватки? Какую кроватку ты построила для Маши? (маленькую) . Посмотрите, какая кроватка получилась у Дианы : кубики лежат ровно и сбоку приставлены кирпичики, все правильно - это маленькая кроватка подойдёт для Машеньки.
Влад, а какую кроватку ты построил для медведя? (большую) . А какие ты добавил детали? (кубики и кирпичики) . Верно, ведь твоему медведю нужна длинная и широкая кроватка. Правильно, кроватка медведя длиннее и шире, чем кроватка Машеньки.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие сегодня у всех получились красивые, прочные и удобные кроватки, наши игрушки останутся довольны. Давайте спросим у них. Мишутка, тебе понравилась твоя кроватка? Почему? (Да, очень, она очень удобная и как раз мне по размеру пришлась) . А тебе Машенька? Все подходит? (Да, очень все очень красиво и прочно) .
Воспитатель : А теперь вы можете дополнить ваши постройки другой мебелью. Вы можете построить стол, стул и у вас получится целая комната для наших героев.
После окончания построек дети, используя дополнительный материал, укладывают игрушек спать.
По окончании игры, постройки разбираются. В процессе уборки воспитатель предлагает детям сначала сгруппировать кубики и кирпичики, а затем по очереди сложить их в ящик.