Разделы: Работа с дошкольниками
Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.
(Л. Выготский)
Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.
Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».
Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б.М. Теплов). Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».
Исходя из вышесказанного, была определена доля участия каждого педагога по формированию развитию эмоций у детей дошкольного возраста. Логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Учитель-дефектолог на занятиях и совместной деятельности с детьми учит их «видеть» себя и окружающих, составлять описательные рассказы о себе, сравнивать себя с окружающими, видеть своё сходство с родителями. Психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, самоконтроля его коммуникативных способностей. Педагог по изодеятельности «рисует» с детьми эмоции, помогает учиться видеть, чувствовать оценивать и созидать по законам красоты и добра. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал.
Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя.
- Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
- Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом.
- Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями.
- Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
- Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
- Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
- Посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом.
- Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. Эти задания проводятся воспитателями.
- Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений. Эту работу осуществляет весь персонал ДОУ.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкальных занятиях.
Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.
Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:
1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.
В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)
2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций.
В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).
Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.
Рассмотрим «Марш зайчат» А. Жилинского.
Музыка 1 части произведения носит веселый, шутливый характер. Дети в движении передают образ озорных зайчат, смело и радостно вышагивающих по лесной полянке.
В средней части музыка звучит в низком регистре, громко, отрывисто, зловеще.
Сразу становится понятно, что зайчата испугались чего-то или кого-то страшного. Передавая эмоциональное состояние испуганных зайчиков, дети оглядываются, дрожат, приседают, стараясь как бы сжаться в комочек, закрывают лицо руками. В конце пьесы мелодия быстро катится сверху вниз, передавая бегство зайцев. Дети быстро убегают с испугом на лице. Особое внимание обращается на выразительность и пластику движений.
В средней группе дети знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.
На комплексном занятии «Радуга настроений» предлагается детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной и печальной. Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (грустную девочку – в темное платье, веселую – в красное) и развеселить. Этюд «Хорошее настроение», музыка Львова-Компанейца.
3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.
В результате целенаправленной работы педагогического коллектива обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:
- способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
- умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
- проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
- обогатился словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.
Список использованной литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2009, №3.
- Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное».
- Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей.- М.: «Баласс», 1999.
- Метлов Н.А. Музыка детям.- М., 1985.
- Методика музыкального воспитания в детском саду./Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.
- Музыкальное воспитание в детском саду./Сост. О.П. Радынова и др.- М., 1994.
- Музыкальный руководитель.2004, №1.
- Музыкальный руководитель. 2004, №2.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- Ч.1.- М. 1997.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.- Т.1.
- Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.- 174с.
Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.
Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.
Ход занятия.
I . Вступление.
1.Приветствие «Радостная песенка».
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.
2.Игра «Разноцветное настроение».
Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:
- красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
- желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
- зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
- синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
- малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
- серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
- коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
- черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.
Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
II. Основная часть.
3.Этюд «Танец радости».
Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»
Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.
4.Игра «Коробочка эмоций»
Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.
Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?
Ответы детей.
5.Упражнение «Музыка и эмоции»
Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.
Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.
Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)
Дети прослушивают музыку и отвечают.
6. Упражнение «Волшебные дорожки»
Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)
Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?
Ответы детей
(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)
Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.
III. Заключение.
7.Упражнение на релаксацию.
Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели занятия:
- Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
- Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
- Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
- Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
- Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
- Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
- Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Словарь терминов
Эмоция
–это наши настроения и
переживания, которые сопровождают события нашей
жизни.
Радость
–это когда нам хорошо от
чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от
того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие
морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя
губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и
обычно отведены назад, нижняя челюсть
расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость
– когда мы на кого-то злимся,
например, на того, кто нас незаслуженно обидел,
кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови,
горизонтальные складки на переносице, нос
раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при
этом руки могут быть сжаты в кулаки.
Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге
почтальона. Он передал мне необычное письмо.
Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад
«Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От
кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого?
Прочтем письмо? Слушайте внимательно.
Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны
Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою
фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие –
составление разных коллекций: фантиков, грибов,
кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу
везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем
недавно я забрел в один из таких лесов в поисках
чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял
красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я
зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции:
радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5
слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался
злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил
все эмоции между собой, а я очень люблю всех
мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую.
И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на
меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой
смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть
мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для
этого выполните задания злого волшебника
Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что
вы легко справитесь со всеми его заданиями.
– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы
будем ближе подходить к замку злого
волшебника Грустиплача, чем ближе будем
подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы
его не видим.
– Приступим к первому заданию.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).
– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза
блестят, на губах улыбка)
.
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто
радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда
приходит мама, читают книги, покупают игрушку,
сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9
слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я
досчитаю до 3 все вместе изобразим радость.
Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого
колдуна Грустиплача (10 слайд).
2 пиктограмма – злость.
– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо
сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)
– 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А
когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не
получается)
– 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы
злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).
Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»
– Грустиплач считает, что если человек злится,
то это может продолжаться очень долго. Как вы
считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро
ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать
что-нибудь красивое, побить подушку, порвать
бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть
интересный мультик, почитать веселую книгу,
съесть конфетку, полепить из пластилина,
побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
–
15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми
приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ
на этот вопрос. (16 слайд).
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»
– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за
задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это
задание, потому что здесь нужно быть очень
внимательными и запомнить порядок выполнения
действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу
синюю ладошку, то нужно всем вместе громко
кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем
вместе громко хлопать, если красную, то нужно
сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и
потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно
выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).
Игра «Волшебный мешочек»
– Грустиплач сложил в этот мешочек разные
небольшие предметы и заколовал мешочек так,
чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли
угадать, что там находится. Кто первый рискнет
справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19
слайд).
Упражнение «Найди отличия»
– Перед нами следующее задание (20 слайд).
Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца
эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного
похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий.
Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась
(21 слайд).
Упражнение «Башня радости»
– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22
слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень
часто плачет, чтобы действие его волшебства
закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно
построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать,
что ему нравится или что его радует. Я назову, что
мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по
очереди будете подходить, называть, что вам
нравится или что вас радует и класть свою руку на
мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас
получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько
садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и
на память о нашем сказочном занятии дарит вам
волшебные медальки со своей фотографией, а на
обратной стороне написано волшебное слово
«Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы
злитесь, то эта медалька вам поможет стать
веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому
вручается медалька с изображением Ежика).
– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?
– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.
Список литературы:
1. В мире детских эмоций: пособие для
практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А.
Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина
. –
М.:Айрис-пресс, 2007.– 160
с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б.
Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство
«Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И.
Социально-психологическая
адаптация ребенка в обществе.
Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И.
Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В.
Я и моё
здоровье: Практическое пособие для развития и
укрепления навыков здорового образа жизни у
детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения
и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В.
Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М.
Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить
психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В.
Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.:
Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н.
Валеологические развлечения и игры в детском
саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.//
Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г.
Коррекция
нарушений эмоционально-личностного развития
дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я.
Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего
воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П.
Страна разноцветных эмоций
[Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.–
№ 1. – С. 51-52.
Елена МИхайлова
Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я»
на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
«НАСТРОЕНИЕ и Я»
Подготовила: Михайлова Е. В.
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Соловушка»
Курского района
Цель: Познакомить детей с чувственной стороной жизни человека, его переживаниями, внутренним душевным состоянием.
1. Создание условий эмоционального благополучия воспитанников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
2. Формировать представления об эмоциональных переживаниях.
3. Развивать умение определять эмоциональное состояние свое и других людей.
Оборудование: лазерный лучик, магнитная доска, иллюстрации с изображением пиктограмм, коробочка с сюрпризом, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Педагог-психолог сообщает: сегодня мы с вами поговорим о настроении, я приглашаю вас встать в круг.
1. Упражнение в кругу «Передай улыбку и хорошее настроение» соседу справа.
2. Беседа педагога-психолога с детьми на тему:
«Как можно понять настроение человека?»
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?
Почему нам иногда бывает грустно?
Как ты себя ведешь, если тебе грустно?
А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?
Как выглядит печальное лицо?
Можем ли мы изменить настроение?
Как можно спросить о причине плохого настроения?
Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?
Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?
Может ли погода влиять на наше настроение?
II. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Ребята, пойдемте посмотрим в окно. Солнышко проснулось, заглянуло к нам в окошко и подарило нам волшебный лучик (берёт в руки лазерную ручку).
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладошках
Теплоту - частицу солнца!
Педагог-психолог предлагает детям сесть на ковёр.
А я знаю, что все ребята в вашей группе любят волшебство.
Лучик этот не простой,
он волшебный золотой.
Согласны превратиться в солнечных волшебников? Закроем глаза. Когда я вас коснусь волшебным лучиком - вы можете открыть глаза.
2. Беседа с использованием пиктограмм «Театр настроений»
Какое у вас сейчас настроение? Почему? Давайте обозначим радостное настроение с помощью нужной пиктограммы (рисунки с выражением разных эмоциональных состояний).
А ещё какие настроения здесь изображены? (Грусть, удивление, испуг.) Когда вы испытываете такие эмоции? (Дети приводят примеры из жизни.)
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Педагог-психолог приглашает детей встать в круг и закрыть глаза.
Давайте посмотрим что в коробочке.
Педагог-психолог открывает коробочку, там изображения солнца; раздаёт их детям.
Педагог-психолог приглашает детей пройти за столы. На столах лежат цветные карандаши.
Давайте солнышку передадим своё настроение, нарисуем его в кругу.
IV.РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Педагог-психолог спрашивает у воспитанников:
Мои солнечные волшебники настало время превратиться обратно, закрывайте глазки, как лучиком дотронусь глазки открываем.
Беседа о занятии.
Цель: закрепление полученных знаний и умений.
Ход: повторяют, что такое настроение. Отвечают на вопрос: «Понравилось ли им занятие?». Психолог – О чем мы сегодня говорили? Как мы узнаем настроение человека?
Какое у вас настроение?
- (Дети отвечают хором) Хорошее, веселое.
Ритуал прощания:
Дети, держась за руки в кругу, говорят:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Настроение поднимаем,
Никого в беде не бросим.
Улыбнуться всех попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
Педагог-психолог говорит: «Вы улыбаетесь, значит, мне удалось поднять вам настроение. На этом наше занятие закончилось, до встречи».
Дети благодарят психолога: «До свидания, всего хорошего, до встречи».
Публикации по теме:
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.
Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение» Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников Тема «Хорошее настроение» Цель: Систематизация знаний о настроениях.
1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее - специальное образование.
Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ «Страна эмоций» Муниципальное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
1.Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
4 . Упражнение «Музыка и эмоции».
П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
5. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
6. Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
8. Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
9. Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.
10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2.
Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
7.Про Таню (горе - радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»
8.Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
9.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
1.«Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
2. «Секретики».
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
3
.
Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
4.Упражнение «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?