Консультация для родителей
Тема: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?».
Уважаемые родители!
Зачастую мы наблюдаем следующую картину: дома довольно спокойный, послушный ребёнок в детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться с другими детьми, отнимать игрушки. На занятиях он неусидчив, часто отвлекается, отказывается выполнять просьбу старших. У взрослых складывается впечатление, что он действует назло окружающим. И все начинают относиться к нему соответственно. Постепенно мир становится враждебным по отношению к малышу.
А причина всего этого банальна - сверхстрогие родители, которые зажимают активного по своей природе ребёнка, не играют с ним в подвижные игры и не предоставляют возможности не только полноценно развиваться через движения, через деятельность, но и загоняют своё чадо в «угол», то есть невольно способствуют тому, чтобы ребёнок активно действовал вне поля их зрения, тем самым сваливая проблемы ребёнка на окружающих.
Бывает и другая ситуация. Оба родителя очень заняты либо работой, либо собой. В общем, дома для ребёнка ни у кого нет времени. Он чувствует себя чужим, никому не нужным. Педагоги обращают внимание на более крикливых, более шумных. Когда ребёнок стремится ответить или задать вопрос, на него никто не реагирует, так как он и так всё знает. Он хочет играть с другими детьми, но более активные дети его не берут или обижают. Ком проблем, желаний и обид постепенно растёт. И в один прекрасный момент ребёнок, что называется, срывается. И - о чудо!!! - он получает долгожданное внимание и взрослых, и детей. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, педагог держит его возле себя. В общем, чем не внимание?! Постепенно имя ребёнка не сходит у всех с языка. Он популярен! Опять же и родители стали уделять ему время - хотя бы для того, чтобы поругать или наказать, а потом посудачить о нём и при нём с родственниками и приятелями. Постепенно у ребёнка формируется новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция развития, заданная внешними обстоятельствами...
Есть и третий вариант развития данной проблемы. Дома взрослые при ребёнке не скупятся на выражения, возможно, даже дерутся или бьют ребёнка. И всё это считается нормой. То есть ребёнок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усваивает соответствующий стиль взаимодействия. Когда он начинает общение с людьми вне его круга, то переносит усвоенную модель на окружающих. Опять же такого ребёнка воспринимают враждебно. Но ведь он не знает других способов общения. Малыш пытается играть с детьми, как умеет: отберёт игрушку, толкнёт, если что не нравится, или ударит. Но с таким ребёнком дети не хотят играть. Они отгораживаются от него. На
вопрос: «Почему ты сломал ребятам домик?» - мы услышим ответ: «Они меня не брали в игру». Он не понимает, в чём дело. И снова растёт обида, злость, непонимание. А дома родители подначивают, учат поддать, показать, чтобы боялись: «Боятся - значит, уважают».
На лицо конфликт. Окружающие относятся к нему негативно, замечают только плохое, зачастую приписывают те поступки, которых он не совершал. И ребенок понимает, что как бы он не старался, все равно его все будут считать плохим. Так зачем стараться-то?
Что же делать с такими детьми? В первую очередь - пожалеть их. Ведь они глубоко несчастны. Надо понимать, что и этим детям необходимы тепло и забота. Что им, как никому другому, требуются позитивное внимание и своевременная похвала. Для них тоже очень важно чувство значимости.
Поскольку у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. С помощью цвета, форм ребенок выплескивает на бумагу все, что у него накопилось внутри, все то, что он не может донести до окружающих словами.
На первом этапе предлагают ребенку ситуацию из его жизненного опыта. Например, «Семья», «День Рождения», «Самый запомнившийся день моей жизни», «Мои друзья», «На прогулке» и т.д. С помощью рисунка можно понять душевное состояние ребенка, суть его проблемы и вместе проанализировать ситуации. Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, учится находить оптимальные продуктивными неагрессивными действиями.
Сначала его рисунки кардинально отличаются от работ других детей. Они полны мрачных и красных тонов.
На них изображены агрессивные персонажи или агрессивная направленность действий людей. И часто, где дети рисуют себя, они изображают свое одиночество, свою изолированность.
На последующем этапе хорошо помогают техники рисования своего впечатления, своих эмоций. Это помогает ребенку расслабиться, успокоиться, получить позитивные эмоции, зарядиться дополнительной позитивной энергией.
При рисовании красками, можно использовать вместо кисти только руки, то есть, рисуем пальцами. Это помогает снять напряжение, а также активизировать рецепторы, которые в большом количестве располагаются на кончиках пальцев. Выполняя работу, ребенок получает должное и так необходимое ему положительное, некритичное внимание, а главное возможность выразить свое «Я» другими, новыми для него формами, не прибегая к агрессивным действиям. Видя продукт своего труда, получая похвалу за него, ребенок стремится к дальнейшей деятельности, к общению, у него растет чувство собственной значимости.
На последнем этапе детям совместно с мамами и папами нужно учиться взаимодействию с помощью творчества. Это помогает и родителям понять суть проблемы, найти пути к взаимопониманию со своим ребенком, а также вспомнить, что все они тоже были детьми, и, как правило, с подобными проблемами. Да и ребенок видит родителей в другой ситуации - не как карающий орган, а как интересных партнеров.
В Ваших силах помочь своим детям!
Прислушайтесь к их внутреннему миру!
Только вместе и только рядом!
Виолетта Галицина
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок»
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок »
Агрессивный ребёнок - большое для родителей огорчение , "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессия - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, один из неадекватных способов психологической защиты.
Детки такие используют любую возможность, чтобы толкнуть, побить, поломать, ущипнуть. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение , они всегда готовы разозлить окружающих. Они не успокаиваются пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее отказываться мыть ручки, убирать игрушки, пока не услышит крик мамы или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
Детки улавливают настроения окружающих. Родителям не стоит при ребёнке обсуждать неприятности, оценивать отрицательно поступки других. Подобные проявления своего недовольства являются не лучшим примером для подражания!
Если вы стали замечать, что ваш ребёнок злой, обижает и жестоко относится к животным, то вы должны задать себе вопросы :
Когда это началось?
Как ребёнок проявляет агрессию ?
В какие моменты он проявляет агрессию ?
Что явилось причиной агрессивности ребенка ?
Что на самом деле хочет ребёнок?
Чем вы можете ему помочь?
Советы родителям
Следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
Дайте ребенку понять , что вы его любите таким, какой он есть.
Предъявляя ребенку свои требования , учитывайте его возможности, а не свои желания.
Не фиксируйте внимание на проявления легкой агрессивности .
Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
Надо научить ребенка жалеть . Он должен понимать, что своим поведением причиняет страдание близким людям.
Чаще говорите ребенку что он добрый .
Поощряйте за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность » и научится быть гуманным и добрым.
Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции , можно предложить ему игры : порвать бумагу; высказать свои отрицательные эмоции; громко спеть свою любимую песенку; устроить с ним соревнование «Кто громче крикнет» , «Кто выше подпрыгнет» , «Кто быстрее пробежит» .
Научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Читайте с ребенком книги и обсуждайте прочитанное, поощряйте выражение ребенком своих чувств и эмоций, которые будят в них те или иные герои и их действия.
Сочиняйте с ребенком сказки , в которых главным героем становится ваш ребенок .
Уважаемые родители
Помните, чтобы бороться с агрессивностью , нужно запастись терпением.
Очень важно чувствовать своего ребенка , относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Не проходите мимо, если видите разгневанного ребенка , ведь именно сейчас он больше всего нуждается в поддержке взрослого, он неспособен справиться самостоятельно.
Публикации по теме:
Агрессивный ребёнок. Консультация АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК. Если агрессивность ребенка становится привычной, она свидетельствует об эмоциональном неблагополучии, служит сигналом.
Агрессивный ребёнок. Консультация для родителей дошкольников Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников) Задачи: 1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения.
Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.
Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей Почему дети не слушаются? "Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Признаки агрессивности: по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; по характеру: самоуверен,.
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок как норма в детском саду» МБДОУ ДС №63 Золотой петушок Консультация для родителей Воспитатель Лазуткина Е. О. Педагогическая психология «Агрессивный» ребенок как.
«Агрессивные дети и как с этим «бороться».Сначала о терминологии. Когда мы говорим “бить”, то имеем в виду физическое воздействие, выражающее злость. Физическое воздействие одно, а чувства, его вызвавшие, разные. Физически выражая свою злость, дети на своем примере учат этому и других детей. В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам.
Мы часто видим, как дети, играя между собой, не уступают друг другу, и делают это с большой агрессией. Например, один ребенок, проходя мимо другого играющего на ковре ребенка нечаянно зацепил его постройку- и вот уже тот ребенок налетел на него, шипя, вопя, брызгая слюной и размахивая руками. Вот тут нам надо остановить эмоции ребенка, но как это сделать? Сказать ему: «Нельзя драться!». Но он много раз видел, как это делают другие дети, а может быть ему даже доводилось видеть, как «выясняют отношения» взрослые люди (не дай Бог родители!)
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
- Когда это началось?
- Как ребёнок проявляет агрессию?
- В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
- Что явилось причиной агрессивности?
- Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
- Что на самом деле хочет ребёнок?
- Чем вы реально можете ему помочь?
Вот теперь переходим к практике! Например, оказалось, что если набрать в ванну несколько сантиметров горячей, холодной или теплой воды, в зависимости от погоды на улице, и походить по ней туда-сюда, то это здорово помогает сбросить напряжение и поднять настроение.
Поиграйте с ним в игры, почитайте ему книжку, дайте ему листок бумаги и карандаш (пусть «выплеснет» свои эмоции на ней). А еще лучшего результата можно добиться, если делать это в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Примеры игр на снятия агрессии:
"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"
(для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание: каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"ШТУРМ КРЕПОСТИ"
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
"ПО КОЧКАМ"
(для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
"ЖУЖА"
(для детей с 6 лет)
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но, когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.
Эти игры можно организовывать не только в стенах дома, но и на открытом воздухе (на даче, в лесу).
И не забывайте при «борьбе» с агрессией ребенка начинать всегда с себя. Попробуйте раскрепоститься сначала сами, чтобы ребенок не чувствовал напряжения с вашей стороны.
Запомните «золотые» правила воспитания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка;
- Постарайтесь сделать так, чтобы только Вы снимали его эмоциональное напряжение;
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции;
- Умейте принять его и любить таким каков он есть.
«Агрессивный ребенок»
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не “взорвутся”, а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм “выхода” психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в “исполнении” ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
1. Когда это началось?
2. Как ребёнок проявляет агрессию?
3. В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
4. Что явилось причиной агрессивности?
5. Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
6. Что на самом деле хочет ребёнок?
7. Чем вы реально можете ему помочь?
Если родители ведут себя агрессивно, постоянно применяют наказания или слишком контролируют детей, те могут неосознанно, что это единственный способ правильно вести себя, чтобы добиться своего. Агрессивные дети могут быть не научены просить то, что им нужно или просто не имеют приемлемого выхода своим чувствам.
1. Вместо того чтобы уделить главное внимание поведению ребенка стоит сначала определить, что стоит за таким поведением. Уверен ли ребенок в том, что единственный путь получить желаемое – это вести себя агрессивно?
2. Многие агрессивные дети просто сердятся, потому что осознают несправедливость, совершенную по отношению к ним, когда к другому ребенку, по их мнению, относятся лучше, чем к ним.
3. Если ребенок обижает других своим агрессивным поведением, ему нужно дать понять, что понимаете, что он может быть обижен и расстроен чем-то, но вы не уверены, так ли это. Когда вы обнаружите, что его беспокоит, успокойте его, скажите что все в порядке, что вы разделяете его обиду, и помогите ему найти выход из создавшегося положения.
4. Избегайте применение силы в ответ на агрессивное поведение, как и увеличение агрессии, сдаваясь перед ней. Вместо этого признавайте необходимость поиска путей решения, говоря: «Похоже, что это действительно важно для тебя. Когда ты захочешь попросить моей помощи, сделай это вежливо, и я тебе помогу. Мы вместе это обсудим».
5. Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают, эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше всего отвести малыша от интересующего его объекта, а потом объяснить, почему родитель так сделал. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.
6. Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять, указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д.
Детей надо пытаться учить управлять своими чувствами, адекватно воспринимать окружающую обстановку, выражать свои переживания, ощущения. Они должны знать, что никто не хочет ущемлять их права чувствовать так или иначе, но их поведение не должно наносить вред окружающим или им самим. Им надлежит знать, что-то, как они себя ведут, вызывает тревогу у людей, которые заботятся о них и пытаются понять, что они хотят. Они должны быть уверены, что к их мнению прислушиваются.
Указания родителям:
1. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести до детей эту разницу. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других.
2. Выработайте единый стандарт для мальчиков и девочек. Иногда мальчиков извиняют за грубое и обижающее других поведение, а девочкам запрещают быть искренними и прямо выражать свои потребности. Одинаково важно для мальчиков и девочек знать, что с их чувствами все в порядке и что поведение отделено от чувств.
3. Не стоит отводить взгляд от агрессивных проявлений своего ребенка, списывать на то, что его спровоцировал кто-то из окружающих, доказывая, что в жизни он спокойный и ласковый. Надо расстаться с иллюзией, что ваш ребенок не способен на агрессивное поведение. Любой ребенок инстинктивно может проявить агрессию, когда он ощущает угрозу себе или любимым объектам, будь то живой человек или плюшевый мишка или же тогда, когда посягают на его территорию.
4. Это признание чувств ребенка и его права на них. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т. е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.
5. И последнее, это научить ребенка выражать их социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, можно поиграть с ребенком в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
“Выбиваем пыль”
(для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся “пыльная подушка”. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её “почистить”.
“Детский футбол”
(для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
“Час тишины и час “можно”
(для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час “можно”, когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: “часы” можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
“Падающая башня”
(для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
“А-а-а”, “Ура!” и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание: каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
После каждого штурма “болельщики” издают громкие крики одобрения и восхищения: “Молодец!”, “Здорово!”, “Победа!” и т.д.
“Штурм крепости”
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся “под руку” небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть “пушечное ядро” (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – “крепость” – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
“Ругаемся овощами”
(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: “Ты – огурец”, “А ты – редиска”, “Ты – морковка”, “А та – тыква” и т.д.
Примечание: прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
“По кочкам”
(для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – “лягушки”, живущие на болоте. Вместе на одной “кочке” капризным “лягушкам” тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: “Ква-ква, подвинься!” Если двум “лягушкам” тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в “болото” соседку, и та ищет себе новую “кочку”.
Примечание: взрослый тоже прыгает по “кочкам”. Если между “лягушками” дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
Библиотека
материалов
Агрессивный ребенок - что делать?
Каждому интуитивно понятно, о чем идет речь, когда звучит слово «агрессивность». С научными определениями все не так просто: слова в них плетутся как кружева, сколь красивые, столь и непонятные для восприятия человека, не занимающегося психологией профессионально. Поэтому (да простят меня коллеги) я не буду приводить сложных дефиниций. Итак, агрессивность можно определить как .
Что это означает, когда речь идет о детях? Агрессивный ребенок всегда готов пустить в ход кулаки или злословие. Он как будто все время или нападает, или активно обороняется. Он похож на «сжатую пружину»: даже если кажется спокойным, через минуту все может оказаться совершенно по-другому.
Такой ребенок не только физически агрессивен к сверстникам. Он может проявить агрессию, выплеснув ее на вещи, принадлежащие другим. Как правило, такие дети несдержанны в речи: обзываются, говорят откровенные грубости, хамят. Даже в спокойные моменты они гораздо «холоднее» к сверстникам, к их успехам и радостям, редко уступают, стремятся отнять, а не попросить то, что им понравилось.
Сразу оговорюсь: агрессию иногда проявляют все дети. Как минимум – обороняются, размахивая кулачками или обзываясь в ответ. Могут и напасть, когда обидчик покусился на то, что очень и очень важно: порвал рисунок, сделанный для мамы, сломал любимую игрушку, сказал гадость про брата. Даже самый миролюбивый способен иногда полезть в драку! Но ключевое слово здесь « иногда ». Если агрессивные действия становятся частыми и из-за них начинают страдать другие дети, вполне возможно, речь уже идет о том, что агрессивность становится чертой личности!
У детей, склонных к агрессии, отмечается одно интересное свойство самооценки: наблюдается значительное расхождение между тем, как ребенок оценивает себя сам (высоко), и тем, какую оценку он ожидает от сверстников (гораздо более низкую). По мере того как формируется опыт общения ребенка, все более и более негативный, эта пропасть увеличивается. Именно в общении со сверстниками агрессивность ребенка проявляется в полной мере! Посмотрите, как ребенок общается в детском коллективе, и многое станет понятно.
«Другой» выступает для маленького агрессора прежде всего как конкурент, противник и даже… препятствие (почти неодушевленное) на пути к чему-то, чего очень хочется. Если говорить о коммуникативных навыках, то у агрессивных детей нередко с ними все в порядке! Они могут выстраивать и «мирные» линии общения, знают правила установления контакта и могут некоторое время его поддерживать. Но все равно срываются – как только другой окажется помехой на пути к чему-то. Взрослея, они продумывают стратегии тонкой мести, проявляя изобретательность.
Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, выберите тот вариант, который проявляется чаще.
Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема агрессивности. Пора действовать!
Скорее всего, если ваш ребенок агрессивен, вы уже об этом знаете. И помог не только наш тест, но и информация, которая льется потоком из сада, школы, лагерей, кружков и секций.
Самое главное – не уподобляться страусу, который во что бы то ни стало старается не видеть проблемы. Вы можете помочь ребенку преодолеть его агрессивность и не дать ей закрепиться как черте характера.
Агрессивность – это очень активная черта. И если направить ее активность в нужном направлении, можно добиться хороших результатов! Компонент агрессивности необходим, чтобы человек мог постоять за себя, защитить близких. Агрессивность «отвечает» также и за смелость, за действия и решения. Но чтобы она стала преимуществом, ее нужно усмирить.
1. Начни с себя. Сколько раз мы уже об этом говорили, правда? Но когда речь идет об агрессивности, всегда возникает вопрос: где ребенок «подсмотрел» этот стереотип поведения?
И нередко оказывается, что у него есть папа, способный пнуть кошку на улице, мама, извергающая ругательства на продавца в магазине.
Никакие «проповеди» не возымеют эффекта, пока близкие ребенку люди ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, а особенно к окружающим. Но как только поведение родителей становится более миролюбивыми, и ребенок начинает меняться как бы «сам собой»!
Вы никогда не сможете объяснить ребенку, что нельзя бить других, если у вас в руках в это время находится ремень.
Агрессия – это применение силы. И ребенок будет ориентироваться в своем поведении на то, чтобы вести себя как «сильный». То есть – как человек с ремнем! Он вряд ли перестанет бить детей. Но при этом начнет их запугивать, чтобы его «преступление» не стало очевидным.
3. Образ другого. Помогите ребенку начать воспринимать других детей более миролюбиво, постепенно отказываясь от «образа врага». Но просто убеждать ребенка в том, что все к нему хорошо относятся и хотят дружить, – бесполезно, он не поверит!
Вы можете обращать внимание ребенка на те моменты в отношениях с другими детьми, когда к нему проявляли доброту, ласку, стремление помочь. Это поможет ему увидеть сверстников с дружественной стороны. А перестав их воспринимать как неприятелей, он научится себя вести более мирно.
4. Образ себя. Находите у ребенка даже самые малые проявления миролюбия. Акцентируйте на них внимание. Помните, что «агрессор» – это чаще всего роль, закрепившаяся за ним. Иначе говоря, и окружающие, и он сам привыкли думать о нем именно так. Но вы можете помочь ему «расшатать» столь печальное самовосприятие и постепенно утвердиться в новом образе!
5. Вся мощь искусства. Выбирайте книги, мультфильмы и фильмы про настоящую дружбу, взаимопомощь, выручку. Возможно, это даст ребенку понять, что другие люди вполне готовы быть добрыми, и далеко не все отношения таят опасности.
6. Обратитесь к специалисту. Без этого с проблемой справиться непросто. Ведь именно психолог поможет вам определить, с чем вы имеете дело. Один вариант, когда связаны агрессия и гиперактивность, и совсем другое, если причина в повышенной обидчивости, пережитой травме, «бесчувственности» или склонности к оппозиционному поведению.
Как правило, консультация психолога – это только начало, за ним следует индивидуальная или групповая работа по снижению агрессивности и практическому применению более миролюбивых стратегий общения.
Список используемой литературы:
1.http://5psy.ru/roditeli-i-deti/agressivnyi-rebenok.html
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
ГБУЗ «ДС№56 ДЗМ»
Воспитатель Карева Елена Анатольевна
Консультация для родителей
«Агрессивный ребенок - что делать?»
Каждому интуитивно понятно, о чем идет речь, когда звучит слово «агрессивность». С научными определениями все не так просто: слова в них плетутся как кружева, сколь красивые, столь и непонятные для восприятия человека, не занимающегося психологией профессионально. Поэтому (да простят меня коллеги) я не буду приводить сложных дефиниций. Итак, агрессивность можно определить как устойчивую черту личности, определяющую поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе .
Что это означает, когда речь идет о детях? Агрессивный ребенок всегда готов пустить в ход кулаки или злословие. Он как будто все время или нападает, или активно обороняется. Он похож на «сжатую пружину»: даже если кажется спокойным, через минуту все может оказаться совершенно по-другому.
Такой ребенок не только физически агрессивен к сверстникам. Он может проявить агрессию, выплеснув ее на вещи, принадлежащие другим. Как правило, такие дети несдержанны в речи: обзываются, говорят откровенные грубости, хамят. Даже в спокойные моменты они гораздо «холоднее» к сверстникам, к их успехам и радостям, редко уступают, стремятся отнять, а не попросить то, что им понравилось.
Сразу оговорюсь: агрессию иногда проявляют все дети. Как минимум – обороняются, размахивая кулачками или обзываясь в ответ. Могут и напасть, когда обидчик покусился на то, что очень и очень важно: порвал рисунок, сделанный для мамы, сломал любимую игрушку, сказал гадость про брата. Даже самый миролюбивый способен иногда полезть в драку! Но ключевое слово здесь «иногда ». Если агрессивные действия становятся частыми и из-за них начинают страдать другие дети, вполне возможно, речь уже идет о том, что агрессивность становится чертой личности!
У детей, склонных к агрессии, отмечается одно интересное свойство самооценки: наблюдается значительное расхождение между тем, как ребенок оценивает себя сам (высоко), и тем, какую оценку он ожидает от сверстников (гораздо более низкую). По мере того как формируется опыт общения ребенка, все более и более негативный, эта пропасть увеличивается. Именно в общении со сверстниками агрессивность ребенка проявляется в полной мере! Посмотрите, как ребенок общается в детском коллективе, и многое станет понятно.
«Другой» выступает для маленького агрессора прежде всего как конкурент, противник и даже… препятствие (почти неодушевленное) на пути к чему-то, чего очень хочется. Если говорить о коммуникативных навыках, то у агрессивных детей нередко с ними все в порядке! Они могут выстраивать и «мирные» линии общения, знают правила установления контакта и могут некоторое время его поддерживать. Но все равно срываются – как только другой окажется помехой на пути к чему-то. Взрослея, они продумывают стратегии тонкой мести, проявляя изобретательность.
Мини-тест: Диагностика агрессивности ребенка
Прочитайте утверждения и ответьте: «верно» или «не верно». Если бывает по-разному, выберите тот вариант, который проявляется чаще.
1. Когда ваш ребенок находится среди сверстников, количество агрессивных действий (физических, вербальных или направленных на чужие предметы) исчисляется 3–4 и более действиями.
2. В конфликтной ситуации ребенок предпочитает бить, а не разговаривать.
3. Если ему нужен предмет, который находится у другого ребенка, он скорее будет отбирать его, вместо того чтобы попросить или предложить обмен.
4. Иногда вам кажется, что ему нравится, что от его действий другие дети плачут и страдают.
5. Его агрессивный ответ сильнее, чем то, что его спровоцировало.
6. Вы не понимаете, почему он действует так агрессивно, ведь правила поведения знает «назубок».
7. Предложите ребенку гипотетическую ситуацию: «Представь себе, что ты построил красивый самолет из конструктора, а кто-то его сломал. Что ты сделаешь?». Верно ли, что его ответ агрессивен («ударю, изобью, сломаю и ему что-нибудь»)?
8. Его рисунки часто наполняются агрессивными образами монстров, суперлюдей, хищников, которые имеют такие признаки, как шипы, клыки, когти, оружие.
9. Вы замечали, что ребенок как будто «не понимает», что его действия агрессивны. Если спросить, то он каждый раз готов объяснить, почему этот вариант был «единственно верным».
10. Вам кажется, что его агрессия – это способ привлечь к себе внимание.
Чем больше раз вы согласились с приведенными утверждениями, тем больше вероятность, что у ребенка есть проблема агрессивности. Пора действовать!
Как справиться с агрессией ребенка?
Скорее всего, если ваш ребенок агрессивен, вы уже об этом знаете. И помог не только наш тест, но и информация, которая льется потоком из сада, школы, лагерей, кружков и секций.
Самое главное – не уподобляться страусу, который во что бы то ни стало старается не видеть проблемы. Вы можете помочь ребенку преодолеть его агрессивность и не дать ей закрепиться как черте характера.
Агрессивность – это очень активная черта. И если направить ее активность в нужном направлении, можно добиться хороших результатов! Компонент агрессивности необходим, чтобы человек мог постоять за себя, защитить близких. Агрессивность «отвечает» также и за смелость, за действия и решения. Но чтобы она стала преимуществом, ее нужно усмирить.
1. Начни с себя. Сколько раз мы уже об этом говорили, правда? Но когда речь идет об агрессивности, всегда возникает вопрос: где ребенок «подсмотрел» этот стереотип поведения?
И нередко оказывается, что у него есть папа, способный пнуть кошку на улице, мама, извергающая ругательства на продавца в магазине.
Никакие «проповеди» не возымеют эффекта, пока близкие ребенку люди ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, а особенно к окружающим. Но как только поведение родителей становится более миролюбивыми, и ребенок начинает меняться как бы «сам собой»!
2. Долой физические наказания. Вы никогда не сможете объяснить ребенку, что нельзя бить других, если у вас в руках в это время находится ремень.
Агрессия – это применение силы. И ребенок будет ориентироваться в своем поведении на то, чтобы вести себя как «сильный». То есть – как человек с ремнем! Он вряд ли перестанет бить детей. Но при этом начнет их запугивать, чтобы его «преступление» не стало очевидным.
3. Образ другого. Помогите ребенку начать воспринимать других детей более миролюбиво, постепенно отказываясь от «образа врага». Но просто убеждать ребенка в том, что все к нему хорошо относятся и хотят дружить, – бесполезно, он не поверит!
Вы можете обращать внимание ребенка на те моменты в отношениях с другими детьми, когда к нему проявляли доброту, ласку, стремление помочь. Это поможет ему увидеть сверстников с дружественной стороны. А перестав их воспринимать как неприятелей, он научится себя вести более мирно.
4. Образ себя. Находите у ребенка даже самые малые проявления миролюбия. Акцентируйте на них внимание. Помните, что «агрессор» – это чаще всего роль, закрепившаяся за ним. Иначе говоря, и окружающие, и он сам привыкли думать о нем именно так. Но вы можете помочь ему «расшатать» столь печальное самовосприятие и постепенно утвердиться в новом образе!
5. Вся мощь искусства. Выбирайте книги, мультфильмы и фильмы про настоящую дружбу, взаимопомощь, выручку. Возможно, это даст ребенку понять, что другие люди вполне готовы быть добрыми, и далеко не все отношения таят опасности.
6. Обратитесь к специалисту. Без этого с проблемой справиться непросто. Ведь именно психолог поможет вам определить, с чем вы имеете дело. Один вариант, когда связаны агрессия и гиперактивность, и совсем другое, если причина в повышенной обидчивости, пережитой травме, «бесчувственности» или склонности к оппозиционному поведению.