Ванзина Е., Никишина Ю., Шкунова А..
Цель данной работы – определить, что составляет человеческую природу? Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78»
Заводского района города Саратова
Исследовательская работа
ДЕТИ «МАУГЛИ»
Никишина Юлия,
Шкунова Анна,
Ванзина Елена
ученицы 8 «Б» класса
Руководитель:
Емельянова Валентина Николаевна,
учитель биологии - химии
МОУ «ООШ № 78»,
высшей квалификационной категории
Саратов
2013 год
1. Введение_________________________________________3
2. Кто они – «дети Маугли»?__________________________4
3. «Дети Маугли» среди нас____________________________5
4. Признаки «синдрома Маугли»_______________________7
5. Возможен ли процесс восстановления человека?_________8
6. Заключение_______________________________________11
7. Список используемой литературы_____________________12
8. Приложения____________________________________13
Введение:
С экрана телевизора на меня смотрел страх. Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с неистовым лаем бросалась на телекамеру. Затем останавливалась, тяжело дышала, по-собачьи высунув язык, и продолжала носиться по зелёной поляне. Этой девочке поставили редчайший в мире диагноз – «синдром Маугли».
Все мы зачитывались в детстве «Маугли», а сотни мальчишек играли «в Тарзана». В сказке Киплинга о человеческом детёныше Маугли ребёнок, воспитанный животными, научился у них доброте, порядочности и, можно сказать, человечности. (слайд № 2)
У меня возник вопрос: Может ли такое случится в жизни? Может ли эта девочка, которая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, приобрести такие же качества, стать полноценным человеком?
За всю обозримую историю человеческого рода зарегистрировано в документальной или устной форме чуть больше сотни случаев, когда дети росли вдали от людей, в одиночестве или в обществе животных, повадки которых перенимали. К сожалению, в настоящее время в средствах массовой информации все чаще стали встречаться сообщения о таких детях.
Цель данного проекта – определить, что составляет человеческую природу ? (слайд № 3)
Задачи:
- Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?
- Какова роль врождённого и приобретённого в развитии человека?
- Кто они «дети Маугли» ?
- Возможно ли восстановление человека?
Кто они – «дети Маугли»?
Карл Линней, создавший классификацию растений и животных, в 1758 году вводит в научный обиход термин Ноmo ferens, что означало «создание, полностью покрытое густыми волосами и не владевшее даром речи».
В качестве примера Линней описал несколько Ноmo ferens, среди них литовского «мальчика-медвежонка», ирландского «мальчика-овцу», двух пиренейских волосатых мальчиков и девочку-дикарку из Шампани.
Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных: (слайд № 4)
Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Гессене (Германия).
До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков.
В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.
Дети «Мауги» - это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад. Бывали случаи, когда ребенок рождался с какими-то отклонениями, и мать испугавшись, что ее обвинят в связях с нечистой силой, тайно уносила ребёнка в лес, в пещеры, в горы и там оставляла на верную гибель. Бывало и по другому: оставшись без присмотра родителей малыш заблудился и звери приняли его в свою семью. Иногда бывало, что самки зверей сами захватывали младенцев - это те самки, которые потеряли своих детенышей. Одичавшими становятся не только те дети, которые потерялись, но и те, которых специально держали в изолированной комнате, никогда не выпуская наружу.
(слайд № 5)
К сожалению, все чаще детей - Маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а рядом с нами, в городах и деревнях, в наше с вами время. Они живут совсем рядом, иногда - в соседних квартирах или домах, но чаще всего их находят по чистой случайности, и зачастую только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.
«Дети Маугли» среди нас.
Оказывается людей, выросших среди зверей, находят едва ли не каждый год. И судьба их складывается вовсе не как в сказке… (слайд № 6)
(слайд № 7)
Мальчик-кот. Осенью 2003 года в одном из домов деревни Горицы Ивановской области нашли 3-летнего Антона Адамова. Малыш вел себя словно настоящий кот: мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Всю недолгую жизнь мальчика с ним общалась только кошка, вместе с которой ребенка запирала 28-летняя родительница - чтобы не отвлекал от выпивки.
(слайд № 8)
Подольский мальчик-собака . В подмосковном городе Подольск в 2008 году был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, и, тем не менее, страдал "синдромом маугли". Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике. После того, как мальчика нашли, его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в "Дом милосердия" Лилит и Александра Гореловых.
(слайд № 9)
Мальчик из Реутова , ставший вожаком у собак. В 1996 году 4-летний Ваня сбежал из дома от пьющей матери, и ее хахаля - алкоголика. Пополнив собою двухмиллионную армию бездомных детей Российской Федерации. Пытался на московских окраинах клянчить пищу у прохожих, залез в мусорный контейнер и познакомился со стаей бродячих собак, с которыми поделился найденным съедобным мусором. Стали бродить вместе. Собаки защищали Ваню и обогревали зимними ночами, выбрали его вожаком стаи. Так прошло два года, пока Мишукова не задержала милиция, подманив его к заднему входу на кухню ресторана. Мальца отдали в детский дом.
(слайд № 10)
Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с Украины – Оксана Малая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, и чудом выжила, питаясь молоком дворняг. В детском доме, куда её наконец-то забрали, девочке-собаке не нравится. Она изо всех сил стремится вернуться к прежней жизни – смешивает в одной тарелке все блюда и лакает оттуда по-собачьи, и при первой же возможности начинает передвигаться на четвереньках.
Самыми известными являются индийские девочки Камала и Амала, найденные в джунглях в 1920 году. Пока попечитель сиротского приюта в Миднапоре доктор Сингх не поймал сестер, встречавшие девочек в лесу местные жители считали их оборотнями. Сестры жили в стае волков и передвигались либо на коленях и локтях (при медленной ходьбе), либо на ладонях и ступнях (при быстром беге). Они не любили дневной свет. Девочки питались сырым мясом и самостоятельно пойманными цыплятами. Чтобы забрать девочек из волчьего логова, людям пришлось застрелить их «мать»-волчицу. На тот момент той малышке, которую позднее назвали Амалой, было около полутора лет, а той, которой дали имя Камала, – примерно восемь лет. Амала менее чем через год после начала жизни среди людей умерла от нефрита (воспаления почек). Камала прожила в условиях цивилизации около девяти лет. Она очень слабо адаптировалась к человеческой жизни: выучила всего лишь несколько слов и не смогла избавиться от привычки становиться на четвереньки.
В Китае в 1996 году был пойман двухлетний мальчик, живший вместе с пандами. Он ползал по земле на четвереньках и питался бамбуком. Тело ребенка из-за генетической аномалии было полностью покрыто волосами. Возможно, именно из-за этого суеверные родители когда-то отнесли младенца в лес и бросили его там.
В 2001 году в Чили поймали мальчика, который в 7 лет убежал из приюта со стаей собак. Ребенок два года бродил вместе с псами по улице, убегая от пытавшихся схватить его полицейских.
Известно множество других примеров:
Волгоградский мальчик-птица.
Уфимская девочка-собака.
Вяземская девочка-Маугли.
Девочка-собака из Читы и многие другие.
(слайд №11)
Дети, воспитанные животными, страдают заболеванием –"синдром Маугли".
(слайд № 12)
Признаки «синдрома Маугли».
По мнению кандидата психологических наук, преподавателя кафедры "Специальной и клинической психологии" Галины Алексеевны Паниной "синдромом Маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.
Среди общих признаков "синдрома Маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями".
Страшный диагноз «Синдром Маугли» – необратимость дефектов психического развития – один из редчайших в медицине, но медикам придётся ставить его, пока общество не научится заботится о несчастных детях, лишённых внимания родных, пока не перестанет перекладывать на звериные лапы то, что является его прерогативой, пока не поймёт, что теряет человека самым ужасающим образом – потерей его души.
Возможен ли процесс восстановления человека?
(слайд № 13)
Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни человека может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, в том числе к так называемому "синдрому Маугли". Отсутствие общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга.
Американские ученые-нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы в Бостоне провели исследование. Одну группу новорожденных детенышей мышей изолировали от сородичей, а вторых оставили развиваться в нормальной среде. Через две недели исследователи сравнили мозг грызунов из этих групп. Как выяснилось, у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих вещество миелин, которое отвечает за оболочку нервных волокон. Миелин защищает нейроны от механических и электрических повреждений. Нарушение выработки этого вещества является причиной таких заболеваний, как рассеянный склероз.
По результатам исследования, в мозге мышей, находившихся в изоляции, вырабатывалось значительно меньше миелина, чем в мозге их социализированных собратьев. Ученые не исключают, что аналогичная взаимосвязь существует и у людей. Вполне возможно, что такие же процессы происходят и при развитии так называемых детей-маугли.
(слайд № 14)
На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. В том случае, если у человека вовремя не сформированы какие-либо из функций, позже восполнить их практически невозможно. Как отмечают специалисты, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только "надрессировать" или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос. Если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь - переучить будет уже невозможно.
(слайд № 15)
Юрий Левченко, кандидат психологических наук, говорит, что в период до пяти лет у ребенка закладываются элементы общения и психосоматические функции (Приложнение № 1). У детей, находящихся в изоляции нет психосоматической устойчивости, да и элементы общения при полном его отсутствии не выработаются. Прежде всего, ребенок должен общаться с себе подобными. Ребенка, который до этого возраста не имел никаких контактов с людьми, вылечить сложно.
Две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая – практически сразу, а старшая – спустя несколько лет, так и не научившись говорить
Подольский мальчик – собака, Витя Козловцев, за год научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться.
Оксану Малую долгие годы очеловечивали. Научили строчить на машинке, вышивать, считать до двадцати. Но без присмотра ее оставлять было нельзя. Повзрослевшую девушку перевели в интернат для взрослых, где ей разрешается общаться с лучшими друзьями - дворовыми собаками. И помогать ухаживать за коровами. Уже повзрослевшая, девочка-собака постепенно деградирует. Несмотря на все старания воспитателей и учителей, она не умеет читать и писать, хотя умела ещё год назад. С трудом стоит на двух ногах, на вопрос: «Что ты любишь делать больше всего?» отвечает: «Качаться по траве и гавкать», а на вопрос: «Кто ты? Ты человек?», девочка, скаля зубы, даёт душераздирающий ответ: «Нет, я животное, я собака».
(слайд № 16)
Известны случаи когда «детям Маугли» удавалось выжить среди людей. Десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, но смог
Издавна в легендах и сказаниях разных народов существовали истории о том, как животные воспитывали человеческих детей. Долгое время это считалось выдумкой, пока подобных бедолаг не стали находить в лесах. “Дети Маугли”, воспитанные животными, изучались еще во времена Средневековья, но по-настоящему объяснить их поведение и обосновать невозможность возвращения в человеческую среду смогли только психиатры 20 века.
Понятие “феральный человек”
Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.
В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.
В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.
Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.
Феральные животные
Во все времена и у разных народов мира существовали мифы о детях, которых вырастили животные. Как объясняют этот феномен ученые, звери являются прекрасными “воспитателями” человеческих детенышей, и не только в естественной для них среде.
Сегодня часто можно наблюдать, как домашние питомцы принимают участие в жизни малышей: они их убаюкивают, охраняют, защищают, не дают упасть или каким-то образом навредить себе. Те же инстинкты свойственны диким животным, особенно живущим в стае. Связано это с тем, что в зверином сообществе есть своя иерархия, способы общения между его членами и воспитания молодняка.
Истории древности об одичавших детях
Самые известные феральные дети древности - это Рем и Ромул, вскормленные волчицей. Как известно, в основе многих легенд лежат исторические факты, вот и история двух братьев, лишившихся матери, также может быть правдой.
Мальчикам повезло, что их нашел пастух, и они не успели одичать. В память о своей “приемной матери” Ромул и Рем основали Рим как раз на том холме, где они провели свои первые годы жизни с волчьей стаей.
К сожалению, подобные истории редко заканчиваются так романтично, поскольку феральные люди - дети, воспитанные животными - имеют серьезные отклонения в психике и не способны стать полноценными членами человеческого общества.
Дикие “найденыши” минувших веков
Чаще всего приемными “родителями” детей становились волки. Связано это с естественным для этих животных высоким уровнем родительского инстинкта и тем, что они объединяются в стаи, в которых существуют длительные взаимоотношения между ее членами.
Первым задокументированным свидетельством того, что волчья стая выкормила детей, стала Хроника английского города Саффолка за 1173 год. Неудачные попытки возвращения дикого ребенка к человеческой жизни были зафиксированы в 1341 в Гессе. Охотники нашли мальчика в волчьем логове. Когда его извлекали из норы, он вел себя по-звериному: кусался, царапался, визжал и рычал. Благодаря сохранившимся записям стало известно, что он умер, не выдержав неволи и кормления человеческой едой.
Никто в то время подобные феномены не изучал, специалисты просто пытались вернуть пойманным детям человеческий облик, что чаще всего заканчивалось плачевно.
Дети-“медведи”
Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории - прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.
Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них - это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй - индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.
Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.
Одичавшие люди 20-21 веков
Чаще всего в прошлом веке дети джунглей встречались в Индии. Среди них были дети-волки, пантеры и леопарды. Например, мир узнал о двух девочках - Камале и Амале, которые были пойманы в 1920 году. Одной из них было полтора года, другой - 8 лет, но у обеих уже выработались волчьи инстинкты. Так, они плохо переносили дневной свет, зато ночью прекрасно видели, если исключительно сырое мясо, лакали воду, передвигались на согнутых руках и ногах довольно быстро, охотились на кур и мелких грызунов.
Младшая девочка не выдержала неволи и умерла спустя год от нефрита. Камала прожила еще 9 лет и за этот период смогла освоить примитивные человеческие навыки: ходить ровно, умываться водой, есть с тарелок и даже произносить несколько слов. Но до самой смерти она ела сырое мясо и потроха.
Как отмечают ученые, феральные люди, долго жившие среди животных, полностью перенимают повадки своих “приемных родителей”, которые не исчезают даже после длительного пребывания в человеческом обществе.
Особенно часты случаи обнаружения одичавших людей в период с 1990 годов и вплоть до наших дней. Связано ли это с тем, что малышам достались нерадивые родители, или они сами заблудились в лесу в детстве, а может, просто среда их обитания была нарушена, и потому их смогли поймать, - неизвестно.
Значение социального развития ребенка
Ученые очень любят проводить эксперименты, чтобы доказать свою научную теорию. Не обошли стороной этот способ познания истины и психологи, которые хотели доказать, что ребенок уже рождается с потребностью в социализации.
В ходе эксперимента новорожденных поделили на 2 группы. В одной с детьми нянчились, говорили с ними при кормлении или смене подгузников, целовали. В другой группе с детьми не общались, но делали все необходимое, чтобы они были накормлены и ухожены.
Спустя время ученые заметили у детей, которые были лишены ласки, потерю веса и другие отклонения от нормы, так что эксперимент был прерван. Тем самым ученые доказали, что в человеке изначально заложена потребность в любви и общении с себе подобными.
Таким образом, становится понятным, почему одичавшие люди лишены человеческих чувств и полагаются сугубо на приобретенные ими животные инстинкты.
Природа феральных людей
Все случаи обнаружения индивидуумов, выращенных животными, говорят о том, что в дикой природе им была свойственна сильнейшая тяга к выживанию. Просто так феральные люди не смогли бы остаться в живых, даже при самом лучшем уходе со стороны их звериных “родителей”.
Животные всегда действуют сообразно тому, что подсказывают их инстинкты, хотя известны случаи, когда они испытывали тоску, теряя свое потомство. Длится это недолго, и кратковременная память позволяет им забыть о потере, что совсем не похоже на поведение людей. Человек может испытывать страдания от смерти ребенка всю жизнь.
Все дети-маугли поступали так, как подсказывали им инстинкты: нюхали пищу и воду, прежде чем начать есть, испражнялись, охотились, убегали от опасности и защищались так, как их дикие “родители”. Эту животную природу невозможно искоренить, если ребенок пробыл долгое время среди зверей.
Очеловечивание Авейронского дикаря
Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.
Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.
Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.
Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.
Причина появления феральных детей
Слишком часто в наше время упоминаются дети, которых воспитали животные. Связано это в большинстве случаев с равнодушием, безалаберностью или жестокостью их родителей. Примеров тому масса:
- Девочка из Украины, выросшая в будке у собаки. С 3 до 8 лет она жила с собакой, где оставили ее родители. За такой короткий период малышка стала ходить, как собака, лаять и вести себя, как ее пес.
- Мальчик 6 лет из Волгограда, воспитанный птицами, умел только чирикать и хлопать руками, как крыльями, когда проявлял эмоции. Он ел птичий корм, будучи закрытым собственной матерью в комнате с попугаями. Сейчас ребенок проходит реабилитацию у психологов.
Подобные случаи имеют место в наше время в крупных городах и небольших поселках по всему миру: в странах Африки, Индии, Камбоджи, в России, Аргентине и других местах. И что самое страшное, сегодня несчастных находят не в лесах, а в домах, будках животных и на помойках - рыскающих в поисках еды.
Воспитанный отшельниками. На протяжении семнадцати лет он жил в землянке, где позже был брошен родителями. Сам молодой человек рассказал, что, со слов родителей, он был рожден в 1993 году в окрестностях села Кайтанак вне медицинского учреждения. Образование не получал, социальных навыков и представления о внешнем мире не имеет.
В ноябре 2011 года в Приморском районе Петербурга были обнаружены девочки-маугли - две сестры шести и четырех лет. Они никогда не ели горячей пищи, не умели говорить, а благодарность выражали, как собаки, пытаясь лизать взрослым руки. Родители девочек — алкоголики со стажем.
В феврале 2010 года сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних - без необходимого воспитания и в антисанитарных условиях. В частном доме жила хозяйка 1971 года рождения, ее дочь 1989 года рождения, восьмимесячный внук и две внучки, одной из которых исполнилось два года, а другой - два месяца. При этом старшая девочка в два года не говорила, а только мычала, мальчик в восемь месяцев выглядел как пятимесячный, а младшая девочка была истощена. Никаких документов на детей милиционеры не обнаружили.
В феврале 2010 года
в одной из квартир Сормовского района , о котором не заботились родители. Его не кормили и не одевали, не следили за состоянием его здоровья, не занимались его развитием и обучением. Он родился с психическими отклонениями и ранее ходил в коррекционную школу. В связи с ненадлежащим уходом за ним состояние здоровья значительно ухудшилось.
Ребенка нашли благодаря соседям , которые начали его подкармливать и показали врачам. Мальчик плохо говорил и не помнил, когда последний раз мылся.
В июле 2009 года суд Железнодорожного района Читы лишил родительских прав родителей . По информации УВД, пятилетняя девочка ни разу не была на улице. Хозяева дома, где она жила, никого не впускали в квартиру, с соседями не общались, а на улице появлялись в основном для того, чтобы выгуливать своих питомцев. Несмотря на то, что малышка жила в трехкомнатной квартире с отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, она почти не разговаривала, хотя понимала человеческую речь.
В феврале 2009 года инспекторы по делам несовершеннолетних в одном из домов Ленинского района Уфы обнаружили трехлетнюю девочку, которая ела и спала вместе с собаками . Ее мать выпивала, промышляла на помойке. Девочка побаивалась людей, норовила, как собака, встать на четвереньки. Она не знала, что такое ложка.
"Одичавшие дети " являются последним проектом фотографа Джулии Фуллертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten), в котором она предлагает взглянуть на детей, выросших при необычных обстоятельствах.
Фотограф обрела известность после серии фотографий "Истории подростков" в 2005-м году, когда она исследовала переход девочки во взрослую жизнь.
Фуллертон-Баттен рассказала, что книга "Девочка без имени" вдохновила ее на поиски других случаев одичавших детей. Так она собрала сразу несколько историй. Некоторые из них потерялись, других похитили дикие животные, и многие из этих детей были лишены внимания.
Дети-маугли
Лобо - девочка-волк из Мексики, 1845-1852
В 1845 году девочка бежала на четвереньках со стаей волков , преследуя стадо коз. Через год люди снова ее видели, когда она вместе с волками поедала козу. Девочку поймали, но она убежала. В 1852 году ее вновь заметили, вскармливающую двух волчат. Однако она вновь убежала, и с тех пор девочку больше не видели.
Оксана Малая, Украина, 1991
Оксану обнаружили в конуре с собаками в 1991 году. Ей было 8 лет, и они жила с собаками в течение 6-ти лет. Ее родители были алкоголиками, и однажды они просто оставили ее на улице. В поисках тепла 3-летняя девочка забралась в конуру, спрятавшись у дворняжки.
Когда ее нашли, она больше походила на собаку, чем на ребенка. Оксана бегала на четвереньках, дышала, высунув язык, оскаливала зубы и лаяла . Из-за недостатка человеческого общения, она знала только слова "да" и "нет".
С помощью интенсивной терапии девочку научили основным социальным разговорным навыкам, но только на уровне 5-ти лет . Теперь Оксане Малой 30 лет, она живет в клинике в Одессе и работает с домашними животными больницы под руководством ее опекунов.
Шамдео, Индия, 1972
Шамдео - 4-летний мальчик был обнаружен в лесу в Индии в 1972 году. Он играл с волчатами, его кожа была очень темной, у него были заточены зубы, длинные, крючковатые ногти, спутанные волосы и наросты на ладонях, локтях и коленях. Мальчик любил охотиться на кур, мог есть землю, и ему хотелось крови.
Шамдао со временем отучили есть сырое мясо, он так и не разговаривал , хотя мог общаться на языке жестов. В 1978 году его приняли в Дом для нищих и умирающих Матери Терезы в городе Лакхнау, где его назвали Паскалем. Он умер в феврале 1985 года.
Права - мальчик-птица, Россия, 2008
Права - 7-летний мальчик был найден в небольшой двухкомнатной квартире, где он жил со своей 31-летней матерью. Он был заключен в комнате, заполненной клетками с птицами , а сама мать обращалась с ним, как с домашним питомцем. Хотя она кормила мальчика и не била его, она никогда с ним не разговаривала. Его единственным источником общения были птицы. Он не мог говорить, а только щебетал и махал руками, как крыльями.
Праву перевели в центр психологической помощи, где врачи пытаются его реабилитировать.
Марина Чапман - "Девочка без имени", Колумбия, 1959
Марину похитили в 1954 году в возрасте 5-ти лет из отдалённой южно-африканской деревни и оставили в джунглях. Девочка 5 лет жила с семей небольших обезьян-капуцин , пока ее не обнаружили охотники. Она питалась ягодами, кореньями, бананами, оставленными обезьянами, спала в дуплах деревьев и ходила на четвереньках.
Однажды она отравилась, и старшая обезьяна отвела ее к воде, где заставила ее пить, пока та не вырвала и не выздоровела.
Девочка подружилась с молодыми обезьянами, которые научили ее взбираться на деревья и есть безопасную пищу.
Когда ее обнаружили, она полностью разучилась разговаривать . Девочку продали в бордель, откуда она сбежала и жила на улице. Затем ее взяла в рабство мафиозная семья, пока Марину не спас сосед, отправивший ее в Боготу к своей дочери и зятю. Когда Марина достигла подросткового возраста, ей предложили работу домработницы и няни. Она переехала в Великобританию в 1977 году, где до сих пор живет.
Сейчас девушка замужем, и у нее есть дети. Вместе в младшей дочерью Ванессой Джеймс она написала книгу своем опыте "Девочка без имени".
Дикие дети
Мадина, девочка-маугли, Россия, 2013
Мадина с рождения жила с собаками , пока ей не исполнилось 3 года. Она делилась едой, играла и спала с ними холодной зимой. Когда социальные работники обнаружили ее в 2013 году, девочка ходила на четвереньках, была обнаженной и рычала, как собака.
Отец Мадины оставил семью сразу после рождения девочки. Мать, которой было 23 года, стала выпивать, не заботилась о дочери и часто пропадала. Мать приглашала друзей-алкоголиков домой, где могла есть за столом, в то время как дочь обгладывала кости вместе с собаками.
Девочка убегала на детскую площадку, когда мать становилась агрессивной, но другие дети не хотели играть с ней, так как она почти не разговаривала и дралась. Единственными друзьями для нее стали собаки.
Врачи пришли к заключению, что Мадина умственно и физически здорова, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания. Велики шансы, что у нее будет нормальная жизнь , когда она научится говорить как дети ее возраста.
Джини, США, 1970
Когда Джини была ребенком, отец решил что она "отсталая" и привязал ее к детскому стулу-туалету в маленькой комнате. Там она провела 10 лет и даже спала на стуле. Когда девочке исполнилось 13 лет в 1970 году, она с матерью обратилась в социальную службу.
Девочка не была приучена к туалету и ходила странным образом в сторону "как кролик". Джини не разговаривала и не издавала никаких звуков, постоянно плевалась и царапала себя. Годами она была объектом исследований. Постепенно она научилась говорить несколько слов, но не могла выстроить их грамматически. Она также начала читать простые тексты и у нее выработалась некая форма социального поведения.
Какое-то время она снова начала жить с матерью, но затем в течение нескольких лет была в приемных семьях, где пережила жестокое обращение. Джини вернулась в детскую больницу, где она регрессировала и снова замолчала.
Финансирование исследования и лечения Джини было прекращено в 1974 году. Долгое время о ее судьбе не было известно, пока частный исследователь не нашел ее в частном специализированном заведении для умственно отсталых взрослых.
Мальчик-леопард, Индия, 1912
Мальчику было 2 года, когда его забрала самка леопарда в 1912 году. Три года спустя охотник убил ее и нашел трех детенышей, среди которых был и 5-летний мальчик. Его вернули в семью в небольшую деревушку в Индии.
Когда его впервые нашли, он приседал и бегал на четвереньках быстрее многих взрослых на двух ногах. Его колени были покрыты наростами, а пальцы ног завернуты практически под прямым углом к подъему ног, ладони и подушечки больших пальцев ног и рук были покрыты плотной и мозолистой кожей. Он кусал и дрался со всеми, кто к нему приближался, ел домашнюю птицу сырой. Мальчик не мог разговаривать, издавая только кряхтения и рычания.
Позже он научился разговаривать и ходить прямо. К несчастью, он стал слепнуть от катаракты. Но это не было связано с его пребыванием в джунглях, а с тем, что болезнь была наследственной.
Суджит Кумар - мальчик-курица, Фиджи, 1978
Суджит отличался дисфункциональным поведением в детстве. Родители заперли мальчика в курятнике . Его мать покончила собой, а отец был убит. Воспитывать мальчика стал дедушка, но он все равно держал его в курятнике.
В возрасте 8-ми лет Суджита обнаружили посреди дороги, когда тот кудахтал и взмахивал "крыльями".
Он клевал еду и сгибался на стуле, как будто усаживался на насест , и издавал щелкающие звуки языком.
Его пальцы были скручены внутрь. Социальные работники забрали его в дом престарелых, но там из-за того, что он был агрессивен, его привязали простынями к кровати на 20 лет. Теперь ему больше 30 лет, и о нем заботится женщина Элизабет Клейтон, которая спасла его из его дома.
Камала и Амала, Индия, 1920
Это один из самых известных случаев одичавших детей. Камалу, 8-ми лет и Амалу, 12-ти лет нашли в 1920 году в логове волков . Их обнаружил преподобный Джозеф Сингх, который прятался на дереве над пещерой, где были девочки. Когда волки покинули пещеру, он увидел девочек, которые бегали на четвереньках и не были похожи на людей.
Когда их поймали, они спали, свернувшись, рычали, рвали свою одежду и ели только сырое мясо. Их сухожилия и связки на руках и ногах были деформированы и укорочены. Они не высказывали никакого интереса при общении с людьми. Однако их слух, зрение и обоняние было исключительным.
Амала умерла на следующий год после того, как девочек поймали. Камала со временем научилась прямохождению и начала говорить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17-ти лет.
Иван Мишуков, Россия, 1998
Иван подвергался жестокому обращению со стороны свой семьи и убежал из дома, когда ему было всего 4 года. Он жил на улице, прося милостыню, и со временем подружился со стаей диких собак и делился с ними едой. Собаки стали доверять ему и, в конце концов, он стал для них кем-то вроде вожака.
Таким образом, он прожил около 2 лет, но, в конце концов, его нашли и поместили в детский дом. Ивану помогло то, что у него сохранились языковые навыки через попрошайничество. Это и тот факт, что он был одичавшим короткое время, помогло ему быстрее восстановиться. Теперь он живет нормальной жизнью .
Джон Ссебуня (мальчик-обезьяна), Уганда, 1991
Джон сбежал из дома в 1988 году, когда ему было 3 года, став свидетелем того, как отец убил мать. Он убежал в джунгли, где жил с обезьянами . Его обнаружили в 1991 году и поместили в приют. Когда его помыли, то обнаружили, что все его тело было покрыто волосами.
Его питание состояло в основном из кореньев, орехов, сладкого картофеля и маниоки, у него были обнаружено множество кишечных червей, достигающих до полуметра в длину. На коленях у него были наросты из-за хождения, как обезьяна.
Джон научился разговаривать, у него обнаружили хороший голос для пения, и он стал известным, гастролируя в Великобритании и выступая с детским хором "Жемчужина Африки".
Дети-маугли в мировой истории
Мари Ангелик Мемми Леблан (одичавшая девочка Шампани), Франция, 1731
История Мари Ангелик Мемми Леблан (Marie Angelique Memmie Le Blanc), которая произошла в 18-м веке, была хорошо задокументирована. За 10 лет девочка сама прошла тысячи километров по лесам Франции . Она питалась птицами, лягушками, рыбой, листьями, ветками и кореньями.
Вооружившись дубинкой, она отбивалась от диких животных, особенно волков.
Когда ее обнаружили в возрасте 19-ти лет, она обросла волосами, ее кожа стала темной, и на руках были когти. Когда она наклонялась выпить воду, она постоянно озиралась из-за того, что находилась в состоянии постоянной бдительности. Она не могла разговаривать и общалась только через крики и визг .
Она сдирала шкуру с кроликов и птиц и ела сырыми. Многие годы Мемми не ела готовую пищу. Ее большой палец руки деформировался, так как она пользовалась им, чтобы выкапывать корни и раскачиваться с одного дерева на другое, как обезьяна.
В 1737 году королева Польши - мать французской королевы взяла Мемми на охоту с собой, на которой та достаточно быстро бегала и убивала кроликов.
Восстановление Мемми после десятилетия, проведенного в дикой природе, было удивительным. У нее было несколько богатых покровителей, она научилась читать, писать и бегло разговаривать на французском . В 1747 году она на какое-то время стала монахиней, но ее покровитель вскоре умер. Она заболела и осталась без средств к существованию, но вскоре вновь нашла покровителя. В 1755 году, Мадам Хекет (Hecquet) опубликовала ее биографию. Мемме умерла, будучи зажиточной в Париже в 1775 году в возрасте 63 лет.
Виктор - дикий мальчик из Аверона, Франция, 1797
Это исторический и хорошо задокументированный случай одичавшего ребенка, который тщательно исследовали, чтобы понять происхождение языка.
Виктора видели в конце 18-го века в лесу Сан-Серни-сюр-Ранс на юге Франции, он был захвачен, но сбежал.
Однако 8 января 1800 года его опять поймали. Виктору было около 12 лет, его тело было покрыто шрамами, и он не мог разговаривать. Когда новости о его захвате распространились, многие захотели его изучить. Считается, что он провел 7 лет в дикой природе.
Профессор биологии исследовал стойкость Виктора, отправляя его обнаженным на снег, и тот прекрасно выдерживал испытания.
Другие пытались научить его разговаривать и вести себя нормально, но безуспешно. Возможно, мальчик мог разговаривать в раннем детстве, но не смог восстановить эти навыки, вернувшись из дикой природы. В итоге его забрали в институт в Париже, и он умер в возрасте 40 лет.
Дети-маугли
Фото-проект, посвящённый современным маугли — детям, выросшим среди животных, — стал одним из самых громких и потрясающих проектов, созданных лондонским фотографом немецкого происхождения Джулией Фуллертон-Баттен. Эти постановочные фотографии вскрывают жуткие проблемы современного общества, в котором, к сожалению, и до сих пор есть место таким анти-социальным явлениям, как детская беспризорность.
В основе фото-проекта лежат реальные истории детей, которые когда-то потерялись, были украдены или просто брошены своими родителями на произвол судьбы.
1. Лобо, девочка-волк, Мексика, 1845-1852
В 1845 году эта девушка была замечена бегающей на четвереньках вместе со стаей волков, атаковавших стадо коз. Год спустя она была замечена едящей козу вместе с волками. Девушку удалось поймать, но она сбежала. В 1852 году она снова была замечена — на этот раз сосавшей волчицу, но ей снова удалось убежать в лес от пытавшихся поймать её людей. Больше её никогда не видели.
2. Оксана Малая, Украина, 1991
Оксана была найдена живущей с собаками. Ей было 8 лет, и с 6 лет она жила с животными. Родители девочки были алкоголиками и однажды просто забыли её на улице. Трёхлетняя девочка в поисках тепла пробралась в загон с животными, где и уснула среди беспородных собак, которые тогда и спасли ей жизнь. Когда девочку нашли, она вела себя скорее как собака, чем как человеческий ребёнок. Она бегала на четвереньках, высунув язык, скалилась и лаяла. Из всех человеческих слов она понимала только «да» и «нет». Интенсивная терапия помогла вернуть Оксане социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребёнка. Теперь она живёт в клинике в Одессе и ухаживает за животными на ферме при учреждении.
3. Шамдео, Индия, 1972
Этот четырёхлетний мальчик был обнаружен в лесах Индии, играющим с волчатами. У него была тёмная кожа, заострённые зубы, длинные крючковатые ногти, спутанные волосы и мозоли на ладонях, локтях и коленях. Ему нравилось охотиться на кур, он мог есть землю, имел тягу к крови и скитался с бездомными собаками. Его удалось отучить есть сырое мясо, но он так никогда и не заговорил, просто приучившись немного понимать язык жестов. В 1978 году его отдали в приют-хоспис Матери Терезы для нищих и умирающих в Лакхнау, где он получил новое имя — Паскаль. Он умер в феврале 1985 года.
4. Права (мальчик-птица), Россия, 2008
Права, 7-летний мальчик, найденный в двухкомнатной квартире своей 31-летней матери. Малыш был заперт в комнате, сплошь уставленной птичьими летками с десятками декоративных птиц, среди корма и помёта. Мать обращалась со своим сыном как с одним из домашних питомцев. Она никогда не причиняла ему физических страданий, не била его, не оставляла голодным, но никогда и не разговаривала с ним, как с человеком. Мальчик общался только с птицами. Он не умел говорить, зато умел щебетать. Когда его не понимали, он начинал махать руками, будто птица крыльями.
Права был перемещён в центр психологической помощи, где проходит реабилитацию.
5. Марина Чапман, Колумбия, 1959
Марина была похищена в 1954 году из отдаленной деревни в Южной Америке, в возрасте 5 лет и брошена её похитителями в джунглях. Она жила с семьей маленьких обезьян-капуцинов в течение пяти лет, прежде чем была случайно обнаружена охотниками. Девочка питалась ягодами, кореньями и бананами, которые роняли обезьяны; она спала в дуплах деревьев и передвигалась на четвереньках. Однажды девочка получила пищевое отравление. Старая обезьяна привела её к луже воды и заставила пить до тех пор, пока ту не вырвало, после чего девочке стало лучше. Марина подружилась с маленькими обезьянками, благодаря которым научилась лазить по деревьям и распознавать, что безопасно употреблять в пищу.
Девочка полностью утратила способность говорить к тому времени, как была найдена охотниками. К сожалению, ей и после этого пришлось не сладко, так как охотники продали её в бордель, откуда она сбежала, после чего долго скиталась по улицам. Потом она попала в рабство к семье, промышлявшей тёмными делами, и пробыла там до тех пор, пока её не спас сосед, отправивший её жить к своей дочке и зятю в Боготу. Новая семья удочерила девочку, и та стала жить вместе с их пятью родными детьми. Когда Марина достигла совершеннолетия, ей предложили функцию экономки и няни для семьи родственников. В 1977 году вместе со своей новой семьёй Марина переехала в Брэдфорд (Великобритания), где она живёт и сегодня. Она вышла замуж и родила детей.
Вместе со своей младшей дочерью Марина написала книгу о своём непростом детстве, проведённом в диком лесу, и обо всём, что ей пришлось пережить впоследствии. Книга называется «Девушка без имени».
6. Мадина, Россия, 2013
Мадина жила с собаками с рождения и до тех пор, пока ей не исполнилось 3 года. Она ела с собаками, играла с ними и спала с ними вместе в холодное время года. Когда в 2013 году социальные работники нашли её, девочка передвигалась на четвереньках, была совершенно голой и рычала, как собака. Отец Мадины бросил семью вскоре после её рождения. Её 23-летняя мать стала злоупотреблять алкоголем. Она всегда была слишком пьяна, чтобы заботиться о ребёнке, и часто исчезала из дома. Также часто мать выпивала и пировала с собутыльниками в то время, как её малолетняя дочь грызла кости на полу, вместе с собаками.
Когда мать злилась на неё, девочка убегала на улицу, в соседние дворы, но никто из детей не играл с ней, потому что она не умела разговаривать и только рычала и дралась со всеми. Со временем собаки стали лучшими и единственными друзьями девочки.
По словам врачей, несмотря на всё это, девочки физически и умственно здорова. Есть достаточно высокие шансы, что она сможет вести обычную жизнь после того, как научится говорить и приобретёт необходимые для своего возраста человеческие навыки.
7. Дженни, США, 1970
Когда Дженни была ребёнком, её отец решил, что она умственно-отсталая, поэтому постоянно держал её на детском стульчике-горшке в одной из маленьких комнаток дома. Более 10 лет девочка провела в этой «одиночной камере». Ей даже спать приходилось на этом стуле. Дженни было 13 лет, когда её мать пришла с ней в социальную службу и соцработники заметили странности в поведении девочки. Она всё ещё не была приучена к обычному туалету и имела довольно странную походку. Также она не умела разговаривать или издавать какие-либо членораздельные звуки. Девочка всё время плевалась и царапала себя.
В течение довольно долгого времени Дженни была объектом исследования. Специалисты обучали её, и она даже выучила несколько слов, но не была способной собрать их в единую грамматическую конструкцию. Со временем девочка научилась читать короткие тексты и приобрела минимальные навыки социального поведения. Ей довелось ещё немного пожить с её матерью, а потом она жила в разных приёмных семьях, где, к сожалению, прошла через унижения, домогательства и насилие.
После всего перенесённого, девочку удалось вернуть в детскую больницу, где врачи констатировали явный регресс в её развитии — она снова вернулась в прежнее молчаливое состояние. В 1974 году финансирование на лечение и исследование Дженни прекратилось, и довольно долгое время ничего не было известно ни о ней, ни о её местонахождении. Многое время спустя частному детективу удалось найти её в одном из медучреждений для умственно-отсталых взрослых.
8. Мальчик-леопард, Индия, 1912
Этого двухлетнего мальчика утащила в джунгли самка леопарда. Три года спустя охотник убил её и обнаружил в логове трёх детёнышей, одним из которых был пятилетний мальчик. Ребёнка вернули индийской семье в отдалённой заброшенной деревушке, из которой он был похищен. Когда мальчика впервые поймали, он мог бегать на четвереньках так же быстро и ловко, как может бегать на своих двоих обычный взрослый человек. Колени мальчика были покрыты грубыми мозолями, пальцы рук были согнуты практически под прямым углом (для более удобного вскарабкивания на деревья). Он кусался, рычал и дрался со всеми, кто пытался к нему подойти.
Впоследствии мальчика удалось приучить к человеческому поведению, и он даже стал ходить вертикально. К сожалению, немногим спустя он практически полностью ослеп из-за катаракты. Болезнь была наследственной в его семье и никак не была связана с его «приключениями» в джунглях.
9. Суджит Кумар (мальчик-курица), Фиджи, 1978
Родители запирали мальчика в курятнике за дисфункциональное поведение, которое он демонстрировал, будучи ребёнком. Мать Кумара покончила жизнь самоубийством, а отец был убит. Ответственность за ребёнка взял на себя его дедушка, но и он тоже продолжал держать мальчика запертым в курятнике.Ему было 8 лет, когда соседи увидели его на дороге, клюющим что-то в пыли и кудахтающим. Его пальцы рук были скрючены наподобие куриных лапок.
Социальные работники отвезли мальчика в местный дом престарелых, но там, из-за агрессивного поведения, он был привязан к кровати и провёл в таком положении более 20 лет. Сейчас ему уже за 30, и за ним ухаживает Элизабет Клейтон, некогда спасшая его из дома.
10. Камала и Амала, Индия, 1920
Камала, 8 лет, и Амала, 12, были найдены в 1920 году в логове волков. Это один из самых известных случаев, связанных с «дикими детьми». Предположительно, они были найдены преподобным Джозефом Сингхом, который прятался на дереве над пещерой, где были замечены девочки. Когда волки покинули логово, священник увидел две фигуры, выходящие из пещеры. Девочки выглядели ужасающе, передвигались на четвереньках и совсем не были похожи на людей.
Мужчине удалось схватить девочек, когда они спали, свернувшись вместе калачиком. Девочки срывали с себя одежду, которую на них надевали, они царапались, дрались, выли и не ели ничего, кроме сырого мяса. За время пребывания с волками, все их суставы деформировались и конечности больше походили на лапы. Девочки не демонстрировали никакого интереса в общении с людьми. Но их зрение, слух и обонятельные способности были просто потрясающими!
Амала скончалась через год после того, как девочки начали жить среди людей. Камала научилась произносить несколько фраз и ходить на двух ногах, но в возрасте 17 лет тоже умерла от почечной недостаточности.
11. Иван Мишуков, Россия, 1998
Мальчик подвергался насилию со стороны своих родителей и убежал из дома, когда ему было всего 4 года. Он был вынужден скитаться по улицам и попрошайничать. Он подружился со стаей бродячих собак и вместе с ними слонялся по улицам и делил с ними свою еду. Собаки приняли мальчика, стали уважительно к нему относиться и, в конечном итоге, он даже стал кем-то вроде их вожака. Два года Иван прожил вместе с собаками до тех пор, пока него не обнаружили и не отдали в приют для беспризорных детей.
Тот факт, что мальчик находился среди животных сравнительно не долгое время, положительно сказался на его способности к восстановлению и социализации. Сегодня Иван живёт обычной жизнью.
12. Мари Анжелика Мемми Ле Блан (дикая девушка из Шампани), Франция, 1731
Кроме периода детства, история этой девушки из 18 века, на удивление, хорошо задокументирована. За 10 лет скитаний она в одиночку прошла тысячи километров по лесам Франции, питаясь кореньями, растениями, лягушками и рыбой. Вооружённая только дубинкой, она отбивалась от диких животных, в основном от волков. Когда её поймали люди (в возрасте 19 лет), девушка была совершенно темнокожей, со спутанными волосами и твёрдыми скрюченными когтями. Когда девушка опускалась на четвереньки, чтобы попить воды из реки, она постоянно была в боевой готовности и озиралась по сторонам, будто ожидая внезапного нападения. Мари не знала человеческую речь и могла общаться только при помощи рычания или воя.
В течение многих лет она так и не прикасалась к приготовленной пище, предпочитая есть сырых куриц и кроликов. Её пальцы оставались скрюченными и она использовала их для выкапывания кореньев или лазанья по деревьям. В 1737 году королева Польши, мать французской королевы, будучи на пути к Франции, взяла Мемми с собой на охоту, где девушка показала себя по-прежнему способной бегать по-звериному — достаточно быстро, чтобы поймать и убить диких кроликов.
Однако и восстановление девушки от последствий её десятилетнего пребывания в дикой природе были замечательными. У неё появилось несколько богатых покровителей, она научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. Она скончалась в Париже в 1775 году, в возрасте 63 лет.
13. Джон Ссебунья (мальчик-обезьяна), Уганда, 1991
В возрасте 3 лет мальчик сбежал из дома, увидев, как его отец убил его мать. Малыш спрятался в джунглях и прижился в семействе диких обезьян. В 1991 году, когда ему было 6 лет, мальчика случайно обнаружили охотники и отдали в приют для сирот. Когда его там отчистили и отмыли от грязи, оказалось, что тело ребёнка полностью покрыто жёсткими волосами.
Рацион мальчика в джунглях составляли в основном коренья, листва, батат, орехи и бананы. Он также был заражён опасными кишечными червями, длина которых достигала до полу-метра.
Джон сравнительно легко поддался обучению и воспитанию, научился разговаривать и даже показал талант к пению! Благодаря этому впоследствии он даже гастролировал по Великобритании с мужским хором.
14. Виктор (дикий мальчик из Аверона), Франция, 1797
Виктор впервые был обнаружен в конце 18-го века в лесах Св. Сернен-сюр-Ранс, на юге Франции. Он был пойман людьми, но каким-то образом ему удалось снова сбежать. В января 1800 года мальчик был вновь пойман. Ему было около 12 лет, его тело было полностью покрыто шрамами, и ребёнок был не в состоянии произнести ни слова. Считается, что он провёл в дикой природе около 7 лет.
Испытывая способность мальчика переносить низкие температуры, французский профессор биологии отправлял Виктора раздетым гулять по улицам в снег. Как ни странно, мальчика это совершенно не удручало, и он чувствовал себя на удивление спокойно даже в таких условиях.
Однако при попытках научить парня разговаривать и вести себя, как подобает в обществе, все учителя терпели фиаско. Возможно, мальчик был способен слышать и разговаривать до того, как оказался в дикой природе, но после возвращения в цивилизацию он больше никогда не был на это способен. Он умер в одном из парижских научно-исследовательских институтов в возрасте 40 лет.