Методическая разработка на исследование памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Исследования психологов и дефектологов подтверждают, что у умственно отсталых детей медленно формируются новые условные связи. Эти дети быстро забывают и неточно воспроизводят предлагаемый материал, самостоятельно не могут выделить главное, необходимое для запоминания.
Хотя память не является главным показателем при определении уровня умственного развития ребенка, она, тем не менее, оказывает значительное влияние на результаты его деятельности. Важно установить, какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.
В основу предлагаемых заданий положены методики, разработанные Л. В. Занковым и А. Н. Леонтьевым. В работе с детьми, направленными обычно используется меньшее количество слов для запоминания и меньшее количество карточек для установления смысловых связей.
Существуют так же методики по развитию памяти разных авторов, которые помогают при развитии памяти в ГДОУ:
- Методика «Выучи слова».
Цель данной методики - определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи и фиксируется их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «-» в протоколе. Ребенок воспроизводит слова в несколько этапов.
Первый этап: «Сейчас я прочту 6 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Ряд слов для заучивания:
- Машина
- Птица
- Рыбка
- Собака
- Кошка
- Кровать
Оценка результатов
- 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
- 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.
- 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.
- 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.
- 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток
- 4-5 слов.
- 0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
- 10 баллов - очень высокий.
- 8-9 баллов - высокий.
- 4-7 баллов - средний.
- 2-3 баллов - низкий.
- 0-1 балл - очень низкий.
- Воспроизведение рассказов .
Детям читают рассказ, они воспринимают его на слух. Затем они воспроизводят рассказ устно. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы:
"Галка и голуби"
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый
цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и
закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к
галкам, но те ее тоже не приняли.
"Муравей и голубка"
Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Рассказ 1.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка результатов:
4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше.
3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации
2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации
1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.
- Методика «Узнай фигуры».
Цель данной методики - исследование такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1 (см. приложение № 1), в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Оценка результатов:
- 10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
- 8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
- 6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
- 4-5 баллов -ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
- 2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
- 0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов - очень высокий.
- 8-9 баллов - высокий.
- 4-7 баллов - средний.
- 2-3 балла - низкий.
- 0-1 балл - очень низкий.
4. Методика «Запомни рисунок».
Цель данной методики - определение объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2А. (приложение № 2). Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
- 10 баллов - ребенок узнал на картинке 2Б все девять изображений, показанных ему на картинке 2А, затратив на это меньше 45 сек.
- 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 2Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
- 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
- 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
- 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
- 0-1 балл- ребенок не узнал на картинке 2Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
- 10 баллов - очень высокий.
- 8-9 баллов - высокий.
- 4-7 баллов - средний.
- 2-3 балла - низкий.
- 0-1 балл - очень низкий.
5. Методика «Запомни цифры».
- Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».
- Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек., экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).
- В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.
«Узнай фигуры» Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Методика. «Запомни рисунки»
для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Методика. «Запомни цифры»
для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интервалом й 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Методика «Выучи слова»
определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Методика исследования слухоречевой памяти «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия)
исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов). По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.
Анализируемые показатели:
Объем слухоречевого запоминания;
Скорость запоминания данного объема слов;
Объем отсроченного воспроизведения;
Особенности мнестической деятельности (наличие замен букв или слов и т.п.);
Особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.
Возрастные особенности выполнения:
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.
Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).
Методика «Пиктограмма»
Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.
Параметры анализа:
способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,
уровень адекватности (обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),
нормальная упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик.
Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».
1. «Метод свободных ассоциаций»
2. «Запоминание смысловых пар слов»
3. «Запоминание смысловых частей предложения»
4. «Смысловое запоминание слов текста»
5. «Воспроизведение рассказа»
Память – важный познавательный процесс, благодаря которому человек знает, кто он такой и становится сознательной личностью. Уменьшение или потеря способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию является нарушением того или иного вида памяти. Многие ученые изучали процессы запоминания и разработали различные методики исследования памяти. Методику заучивания 10 слов предложил советский ученый Александр Романович Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.
Для чего используется методика?
- Изучение процессов памяти;
- оценивание состояния памяти и произвольного внимания;
- исследование истощаемости пациентов нервно-психическими болезнями, динамики течения заболевания и учета результативности терапии.
Методику А.Р. Лурии можно применять как для взрослых, так и для детей с 7 лет. Можно также применить данную методику в неполном объеме (5-8 слов) для детей старше 5 лет.
Описание методики
Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: «Еще раз». Обычно к пятому опыту пациент запоминает все 10 слов.
При проведении эксперимента важно соблюсти следующие правила:
- в комнате должна быть тишина, посторонние разговоры могут помещать;
- все слова должны относиться к одной и той же части речи, например, к существительным;
- слова не должны быть связаны по смыслу;
- необходимо выбирать короткие слова, состоящие из одного или двух слогов.
Тестовый материал
Желательно иметь несколько комплектов слов. Ниже представлены варианты словесных наборов для запоминания.
- Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
- Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
- Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
- Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.
Расшифровка полученных результатов
Как говорилось ранее, все данные записывают в протокол. По этим данным составляют график для получения так называемой «кривой запоминания». Здоровые пациенты (дети и взрослые) с каждым повторением опыта запоминают больше слов. Если ребенок застревает на лишних словах (которых не было в наборе), то это может говорить о расстройствах сознания или расторможенности.
При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная кривая. Для проверки , пациента просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.
Также можно выявить следующие особенности запоминания:
- если испытуемый называет не менее 7 слов, значит, непосредственное запоминание в норме;
- в случае если пациент называет меньше 7 слов сразу после зачитывания, значит, у него расстройство непосредственного запоминания — чем меньше слов, тем больше выражено нарушение памяти;
- если через полчаса, после испытания, человек называет 7 и более слов, то это говорит о нормальной долговременной памяти;
- обследуемый, который воспроизводит менее 7 слов спустя 20-30 минут после испытания, имеет сниженную долговременную память.
В завершении хочется отметить, что заучивание 10 слов является одной из наиболее применяющихся методик, поскольку не требует специального оснащения. Используя разные комплекты слов, можно проводить этот эксперимент повторно для учета результативности терапии и оценки развития болезни.
Автор статьи: Лаухина ЕкатеринаСреди испытуемых детей нами была проведена методика "Узнай фигуры", результаты проведения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проведения методики "Узнай фигуры"
Количество набранных баллов |
Уровень развития памяти |
|||
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
8-9 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов -- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла -- ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл -- ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1 (см. приложение 3)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития узнавания у детей находится на среднем уровне. Из 15 испытуемых: на 10 баллов задание не выполнил ни один ребенок, т.е. "очень высокий" уровень развития в группе отсутствует. Высокий уровень развития узнавания показали только 3 ребенка, которые набрали от 8 до 9 баллов, эти дети справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития узнавания показала большая часть группы, а именно 11 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 50-70 секунд. Низкий уровень развития узнавания показал только 1 ребенок, он справился со всеми заданиями, но ему понадобилось на это чуть больше времени, чем остальным детям, а именно 76 секунд (т.е. диапазон 70-80 секунд). "Очень низкий" уровень развития узнавания не был выявлен в группе.
Таблица 3
Результаты проведения методики "Запомни рисунки"
Количество набранных баллов |
Уровень развития |
|||
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов -- ребенок узнал -на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл -- ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов -- очень высокий.
8-9 баллов -- высокий.
4-7 баллов -- средний.
2-3 балла -- низкий.
0-1 балл -- очень низкий.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2. (см. приложение 4).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей находится также на среднем уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показали 5 детей, эти дети набрали от 8 до 9 баллов, т.к. они справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития объема кратковременной зрительной памяти также показала большая часть группы, а именно 9 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 55-75 секунд. Низкий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показал 1 ребено, он справился с заданием полностью, он получил от 4 до 7 баллов, т.к. на выполнение задания им понадобилось 75-85 секунд. "Очень низкий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти не был выявлен в группе испытуемых.
В завершении исследования нами была проведена методика "Выучи слова" в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты проведения методики "Выучи слова"
Количество набранных баллов |
Уровень развития |
|||
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов -- очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов -- средний.
2-3 балла -- низкий.
0-1 балл -- очень низкий.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3(см. приложение 5).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс заучивания у детей находится на низком уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень процесса заучивания в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития процесса заучивания показал лишь 1 ребенок, он набрал 8 баллов, т.к. он за шесть попыток правильно воспроизвел 10 слов. Средний уровень развития процесса заучивания показали 6 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и за шесть попыток правильно воспроизвели от 6 до 9 слов. Низкий уровень развития процесса заучивания показали 8 детей, за выполнение задания они получили по 2-3 балла, т.к. за шесть попыток правильно воспроизвели лишь 4-5 слов. "Очень низкий" уровень развития процесса заучивания не был выявлен в группе исследуемых детей.
Сводная таблица с результатами всех испытуемых детей, полученным в ходе проведения трех методик, представлены в приложении
Цель данной методики - определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти , утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи и фиксируется их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «-» в протоколе. Ребенок воспроизводит слова в несколько этапов.
Первый этап: «Сейчас я прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать , сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова , и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе , в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Ряд слов для заучивания:
Дерево
Кукла
Вилка
Цветок
Телефон
Стакан
Птица
Пальто
Лампочка
Картина
Человек
Книга
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.
6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.
4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.
2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток
4-5 слов.
0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
0-1 балл - очень низкий.
2-3 баллов - низкий.
Определение динамики процесса заучивания.
№ | Имя ребенка | Возраст | Кол-во Баллов |
1 | Даша Н. | 6,4 | 10 |
2 | Дима О. | 6,3 | 10 |
3 | Егор П. | 7,0 | 9 |
4 | Женя О. | 6,7 | 8 |
5 | Таня С. | 6,4 | 8 |
6 | Алена Ш. | 6,7 | 10 |
7 | Маша А. | 6,6 | 10 |
8 | Карина О. | 6,6 | 10 |
9 | Данила Г. | 6,3 | 9 |
Андрей Ш. | 6,7 | 7 |
|
11 | Женя Л. | 6,5 | 55 |
12 | Саша З. | 6,4 | 10 |
13 | Анжела Ч. | 6,9 | 8 |
14 | Ульяна С. | 6,7 | 10 |
15 | Вика П. | 6,2 | 10 |
16 | Настя М. | 6,8 | 9 |
17 | Саша Б. | 7,3 | 7 |
18 | Данила Л. | 6,7 | 7 |
19 | Саша Л. | 6,7 | 10 |
20 | Кирилл Л. | 6,9 | 6 |
21 | Лена М. | 7,0 | 8 |
22 |
Паша Б. | 6,7 | 10 |
23 | Максим Р. | 7,2 | 9 |
24 | Галя Ф. | 6,5 | 7 |
25 | Лена Г. | 6,9 | 10 |
Методика была применена к детям этой же группы (старший дошкольный возраст). В группе преобладает высокий (8 человек) и очень высокий (11 человек) уровень процесса заучивания. Остальные испытуемые (6 человек) показали средний уровень процесса заучивания.
Данная методика показывает, что у детей старшего дошкольного
Возраста преобладает высокий уровень динамики процесса заучивания. Это связано с тем, что действия ребенка , направленные на сознательное запоминание или припоминание отчетливо выделяются в деятельности в 6 - 7 лет. В ходе применения данной методики было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста чаще используют при запоминании повторение, нежели ассоциативные связи.(таблица № 3).
Полученные данные позволили составить протокол (см. приложение № 3).
По полученному протоколу был составлен график запоминания. По нему можно судить об особенностях запоминания испытуемых.
отсутствует заинтересованность , наблюдается эмоциональная вялость. Хотя следует отметить, что на последней попытке практически все дети воспроизвели ряд из 12 слов.
Из всех слов лучше всего запоминались такие слова, как дерево , кукла, человек, книга, цветок, птица.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что у детей хорошо развито непосредственное запоминание.