Конспекты адаптационных занятий в клубе «Будущий дошкольник»
Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.
· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.
– помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №390
Дзержинского района г. Волгограда
Конспекты адаптационных занятий
в клубе «Будущий дошкольник»
Разработала:
Клецкова Ю.А., социальный педагог
МОУ центра развития ребенка детского сада №390
г.Волгограда
Волгоград, 2013г. Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
ЗАДАЧИ:
· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.
· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.
Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.
Занятие №1.
«У Маняши День Рождение»
Здравствуйте ребята! Ой, кто это? Познакомьтесь, это кукла Маняша, у нее сегодня День Рождение. Она приглашает Вас на свои именины. Маняша пришла к нам со своим подружками, которые сидят за праздничным столом. Смотрите, она очень нарядная, красивая с веселыми бусами, а вы хотите тоже сделать такие бусы для своих лялек? 1. «Бусинки» Они будут тоже нарядные. Зайчик принес бусинки, а мы с Вами нарядим веревочку бусинками (набор у каждого ребенка). Мамы, возьмите коробочки и помогите своим деткам. 2. «Танцы» Ребята, нарядите кукол, наденьте бусы им. Вот какие нарядные. Ляли стали в пляс вместе с ребятами. Маняша очень рада. 3. «Волшебный мешочек» Как весело играли и танцевали! А какие сюрпризы нам приготовил зайка? Что у него в лапках? Конечно же, это волшебный мешочек (потрясти его). А что там? А теперь по очереди мамы и детки вытаскивают по одному предмету из мешочка. Игрушки: зайчик, утята, рыбки, цыплята, яблоко, груша, машина, книжка, тигренок, медвежонок и т.д. 4. «Накормим зайку» Вот какие подарки он принес нашей имениннице, а мы говорим ему за такие подарки спасибо. А зайка наш любит морковку. Маняша принесла ему морковку в корзине, накормим зайку и сложим морковку в мешочек зайчику. Ой, рассыпалась (специально рассыпать морковку). Какая я неловкая. Зайка теперь Вам говорит спасибо за морковку, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо. | Кукла большая с бусами. Стол и стулья для 8 кукол. Заяц, столы, стулья, бусинки, шнурки, тарелочки. Музыка с песней про день рождение. Волшебный мешочек с разными игрушками. Морковка в мешочке из муз. зала, корзина. |
Занятие №2.
«Уточка и ее утята»
Здравствуйте ребята! Нас встречает кто? Правильно, это Уточка. Почему она такая грустная? (Крякает Уточка). У меня пропали ребятки, Шаловливые утятки. Не видали, не слыхали, А мимо Вас не пробегали? 1. «Поиск утят. Танец маленьких утят» Нет. Ребята, надо помочь нашей Уточке. Походим по группе поищем утяток. Ой, а что это за кочка возле домика? Посмотрите. Это же мои утятки (пальчиковые утята). Как я рада! Спасибо. Потанцуем с утятами, попрыгаем, покушаем, попьем и т.д. Музыка с песней «Танец маленьких утят». 2. «Собери утенка» Ребята, но здесь не все мои утятки! Где же остальные? Они сидят на паровозике. Куда же они снова собрались от меня? Скорей возьмите разрезную картинку, и вместе с мамами постарайтесь собрать. Какие красивые утятки у Вас получились, даже стали послушнее, чем были раньше. 3. «Озеро» Вот какие у меня утятки. Ну-ка, посчитаю их сейчас, 1, 2, 3 … 8. Ну, так я и думала, опять не все мои детки. Где же последние шалуны? Ушли плавать на озеро. Найдем бассейн и моих утяток (сочки для ловли). Накормим и спать уложим. Уточка теперь Вам говорит спасибо за помощь, Уточка не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо. | Уточка крякающая. Пальчиковые утята из театр. зала, запись песни «Танец маленьких утят». Разрезные утята 8 штук, тарелочки, столы и стулья для детей. Бассейн с водой, сочки, салфетки, пластмассовые утята. |
Занятие №3.
Сказка «Колобок»
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу. В группе встречает Бабка из сказки «Колобок». 1. «Колобок и Браслетики-колобки» Здравствуйте ребята! Смотрите, кто это у меня в руках? Да, конечно же, это колобок. Вот какой я его большой и круглый испекла. Ребятки, а Вам маленькие колобки-браслетики. 2. «Дорожка с лапками и дощечками» Покатились Колобки по дорожке с дощечками, затем попрыгали по лапкам. 3. «Заяц. Кочки» Навстречу ему Заяц (сидит на паровозике, накрытый тканью). Попрыгаем как Зайки по кочкам или через кочки (кубики или липкие круги). Убежали от Зайки. 4. «Серый Волк. Тоннель. Обручи» Укатились Колобки и от Серого Волка. 5. «Медведь. Ручей» Впереди Мишка Косолапый. Убежим и от него. Попрыгаем через ручейки (голубая широкая лента приклеена), то вперед, то назад. Прыгайте осторожно со мною, Не промочите ножки водою. 6. «Лиса. Много Колобков» Катятся Колобки, а навстречу им Лиса. Мы и от тебя Лиса уйдем. Сели с мамами и покатали мячики друг другу. Вот и убежали Колобки ото всех зверей. Все Колобки вернулись на свои места. Спасибо Вам ребятки, что вы такие шустренькие. Бабушка и Колобок с Вами не прощаются, а говорят до новых встреч!!! До свидания! Спасибо. | Бабка, 1 бол. колобок, 32 браслетика с колобками. Дорожки с лапками и дощечками. Заяц и платок, липкие круги или кубики деревянные. Волк и платок, тоннель в физ. зале, обручи с подставкой. Медведь и платок, голубая липкая лента-ручей. Лиса и платок, мячи с глазками, 2 корзины для мячей. |
Занятие №4.
«Цветы у Зайки»
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу. Посмотрите. Солнышко встало и мы проснулись. С нами и с солнцем проснулось все вокруг. Вот домик стоит. А кто в нем живет? (Выглядывает Зайка). Здравствуй Зайка! Солнышко встало, а ты еще спишь. У меня горе, Серый Волк сорвал все мои цветы в клумбе (плачет). Не плачь, Зайки, мы тебе поможем. Да, ребята, поможем. 1. «Собери цветы» Поможем поставить цветы в вазу. На полянке разбросаны цветы, собираем и ставим в корзиночку и в вазочку. 2. «Собери фигуру» Следующая полянка ждет нас. Садимся за столы, у каждого тарелочка с фигурками. Зайчик пройдет по кругу и посмотрит, какие у Вас успехи. Какие Вы молодцы! Быстро справились. 3. «Мозаика» Сейчас Зайка покажет еще полянку, где сломаны цветочки. В ящичках мозаика для каждого ребенка, попробуй сложить цветочки разного цвета. А Зайка пройдет и посмотрит, что у Вас получилось. Какие Вы умницы! 4. «Танец с пластмассовыми Зайками» Зайка очень рад, что вы помогли ему посадить цветочки. Зайка приглашает вас потанцевать с его друзьями зайками. 5. «Печенье из соленого теста» Зайка предлагает испечь печенье для Мишки косолапого. У каждого комочки теста и инструменты для приготовления. Приготовленное печенье выкладываем на тарелочку, которая в центре стола. 6. «Цветы» Зайка приготовил для Вас подарки – цветочки, которые вы можете прикрепить на маячку. Это цветы. Зайка Вам говорит спасибо за помощь, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо. | Зайчик с платочком. Цветы и лукошко из муз. зала. Игра из 10 гр., столы и стулья, тарелочки с деталями на 8 человек. Мозаика разного цвета собираем на полу, ящички. Пластмассовые зайцы для ребят и для мам. Соленое тесто, 1 большой поднос, 8 мал. тарелочек, салфетки, дощечки, 8 вилочек. 32 цветочка из самоклейки. |
Рецепт соленого теста:
1 ст. муки;
1 ст. мелкой белой соли;
1 ст.л. растительного масла;
0,5 ст. воды.
Цветы разбросаны по группе. Соберем букетики и подарим мамам, а мамы поставят в лукошко.
2. «Домики»
Я опять огорчен, у меня Лиса отобрала домик, и мне теперь негде ночевать. Помогите построить дом из кубиков для меня и моих друзей.
3. «Пирамидка»
Ой, а что это за мешочек. Что в нем? (Потрогайте). Тем колечки от пирамидки.
Сложим пирамидку, только здесь не все кольца, остальные лежат в корзиночках. Берем кольца из корзиночке.
Ой, рассыпалась пирамидка. Какой я неловкий.
4. «Домик-конструктор»
В коробочках детали от конструктора, постойте домик. Работу будем выполнять за столом, пройдемте в другую зону, где стоят столы.
Какие вы молодцы, ловко справились с этим заданием!
Зайка теперь Вам говорит спасибо за такие красивые и прочные дома, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! За участие вам картинки зайчат. До свидания! Спасибо.
Заяц, цветы и лукошко.
Столы, корзины и одинаковое количество кубиков.
Мешочек, большая пирамидка, корзина для остальных колец.
Конструктор из 10 гр., 8 шт. тарелочек для деталей.
(Мыльные пузыри).
Картинки зайчат.
Мирослава Подгерская
Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада .
Организационный момент (Создание положительного настроя детей на занятие ) .
Педагог радостно встречает детей и делает им комплименты.
«Здравствуй, я котик»
Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку, а котенок называет всех ребят по имени.
Музыкальная игра «Танец зверей»
Цель : развивать эмоциональное и образное восприятия музыки через движения.
Педагог :
Приглашаю всех вас в лес,
Полный сказок и чудес.
Много разных здесь зверей :
Мишек, зайцев и ежей.
Звучит музыка. Дети свободно танцуют. Музыка смолкает, дети замирают в позе, которую показывает педагог. Например, присаживается на корточки, руки впереди на полу. Дети повторяют за специалистом.
Педагог :
Кто же мы? Лягушки. Давайте попрыгаем, как лягушки.
Затем снова звучит музыка.
Музыка смолкает, специалист с детьми принимает новую позу, например, зайца (кисти прижаты к груди) . Надо попрыгать, как заяц. Так же можно изобразить неуклюжую ходьбу медведя, нюхающую воздух собачку, плавную походку плутоватой лисы и т. д.
Обучающая игра «Кто как говорит?»
Цель : совершенствовать умение детей в звукоподражании .
Ставится перед детьми ширма. За нее прячутся зверушки из кукольного театра. Специалист берет одну игрушку в руку, показывает ее из-за ширмы и вместе с детьми озвучивает ее голос.
Детям интереснее, если доставать игрушки с разных сторон : справа от ширмы, сверху, слева и даже снизу.
Если дети хорошо справляются с этим заданием, можно усложнить игру . Показывать игрушку, но ничего не произносить. Дети должны припоминать, как говорит этот зверь, и воспроизводить голосом.
Игра «Зверюшки на дорожках»
Цель : развивать мелкую моторику рук, закрепление знаний о диких животных и их детенышах , развивать речь.
Педагог показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Педагог берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
«Звукоподражание»
Педагог : Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок : «ду-ду-ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
Итог занятия .
Публикации по теме:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада Трудности адаптационного периода Ваш малыш подрос и может посещать детский.
Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ: «Прогулка.
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения.
Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.
Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО Введение Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства.
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.
Конспект занятия. Тема: «Домашние животные. Кошка»
Младенцева Дарья Геннадьевна, воспитатель МДОУ «ЦРРд/с «Дружба»Описание: Вашему вниманию предлагается конспект занятия ориентированный на детей, посещающих адаптационные группы в дошкольных учреждениях, направленный на осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду.
Назначение работы: материал предназначен педагогам адаптационных групп в детских садах.
Цель: содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Подготовка детей к поступлению в детский сад.
Оборудование: колокольчик, корзинка с кошкой-игрушкой, мешочек, геометрические плоские формы (квадрат, треугольник) на каждого ребенка, ноутбук, колонки, листы белой бумаги с нарисованными кошкой и мышками (4-5шт) на каждого ребенка, карандаши.
Ход занятия
1.Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу.
2.Приветствие. Педагог звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Маша!» и передает колокольчик ей и так по кругу.
3. Игра, направленная на социальное развитие: «Пальчики ходят в гости».
Дети и взрослые садятся на ковер в круг.
Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Смотрите. (показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление,
- Привет, я пальчик правый (слегка сгибает и разгибает палец правой руки в такт словам, а ты кто?)
- А я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки). Давай дружить? (Приближает оба пальца друг к другу - «пальчики целуются»; сцепляет пальцы - «пальчики обнимаются».) Ой, смотри, сколько вокруг друзей-пальчиков. Пойдем к ним в гости.
- Покажите свои пальчики.
Воспитатель подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей:
- Привет, я пальчик. Будем дружить? » («Целует» и «обнимает» пальчик ребенка.)
Затем воспитатель «отправляется в гости к пальчикам» другого малыша.
- Когда мы ходим в гости, мы обязательно здороваемся. Поздороваемся друг с другом и с нашими родителями! (Обращается к каждому малышу, называя его ласково по имени.)
4. Игра: «Кто в гости к нам пришёл?»
Вы ничего не слышите? Мне, кажется, что этот странный звук идет с приемной. Пойдемте посмотрим. Ой, что это? А как вы думаете, что там может быть? Кто это? А как она сюда попала? Кто же принес к нам корзину? Давайте пригласим гостью к нам. Скажем «Здравствуй, кошечка, проходи, пожалуйста». Давайте познакомимся с нашей гостьей. Представимся друг другу. Меня зовут Даша. Это Илюша, Маша и т.д. А давайте, и мы придумаем нашей кошке имя.
Педагог с детьми рассматривают кошку, гладят его шерстку.
-Посмотрите, какая она красивая, мягкая, пушистая. Погладьте её. А где у котика ушки, усы – удивительной красы, глазки, которыми он видит даже ночью? (Дети показывают.)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые!
Кошечке очень понравилась потешка и она просит рассказать о ней еще раз при помощи движений рук.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стих с помощью движений рук.
5. Музыкальная игра: «Киска» (Железнова, мамины уроки 2, дорожка 33)
6.Игра: «Домик для кошечки»
Цель: формировать обобщенное представление о доме; учить строить дом по схеме; учить детей простым приёмам конструирования: соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально.
Ребята, посмотрите, а в корзинке у кошечки лежит какой-то мешочек? Что это здесь? (Фигуры)
А давайте с помощью фигур мы с вами построим дом для нашей кошки! (Игра геометрическими формами.)
7.Песенка: «Котёнок» (Железнова, песенки возгласы). Прослушивание.
8.Чтение потешки: «Кисонька - Мурысонька».
Цели: помочь детям понять содержание услышанного; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; воспитывать умение слушать.
- Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна! Угости ребяток!
9.Музыуальная подвижная игра: «Едет котик» (Железнова, подвижные игры)
10.Пальчиковая игра: «На ладошку села кошка»
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)
11. Рисование. Тема: «Спрячь мышку» (карандаши)
Цель: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.
Жила¬-была маленькая мышка. Однажды пошла мышка погулять.
Вдруг слышит, как кто-¬то кричит совсем рядом: «Мяу!». Это кошка хочет поймать мышку! Испугалась маленькая мышка, задрожала... Давай скорее спрячем мышку от кошки!
РоньжинаА.С.
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап-тации к дошкольному учреждению.
— В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям до-школьного учреждения.
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, спо-собствуют снятию психоэмоционального напряжения, сни-жению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенство-ванию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Пособие адресовано психологам и воспитателям, рабо-тающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяже-лыми нарушениями речи, с задержкой психического разви-тия, может быть использовано педагогами групп кратковре-менного пребывания и специалистами психологических цен-тров, проводящих групповые занятия с детьми.
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении в дошкольное образовательное учреж-дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы-вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ-ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, уч-реждении
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи-тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незна-комых взрослых и большим количеством детей. Чтобы умень-шить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В при-сутствии родителей дети с большей готовностью идут на кон-такт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-стниками, участвуют в совместных подвижных играх, актив-нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до-школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя-ются основные задачи занятий:
> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
> обучение воспитателей методам проведения групповых за-нятий в адаптационный период;
> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются за-дачи комплексного развития детей:
> снижение импульсивности, излишней двигательной ак-тивности, тревоги, агрессии;
> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор-динации движений;
> развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуж-даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учеб-ного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен-ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст-ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ-единяют детей, задают положительный эмоциональный на-строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети
постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон-такт со взрослыми и сверстниками.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Как правило, занятие начинается с упражнений, требу-ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво-рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио-нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую ра-боту.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво-бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быст-рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют-ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж-нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг-ровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова-ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра-тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме-нить последовательность частей в соответствии с настроени-ем детей и т.п.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро-ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдель-ные части сценария, а последнее занятие проводит совмест-но с родителями.
Родители приглашаются на занятия из следующих со-ображений:
> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог пока-зывает новые средства и способы общения с детьми;
> неформальная атмосфера занятий способствует более ак-тивному и открытому общению психолога с родителями.
Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
> Психолог является непосредственным активным участни-ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за-дает образцы выполнения действий.
> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за-нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу-дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту-пить к игре.
> Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра-вильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные,
живые и естественные реакции.
> В процессе практической работы допустимо как сокраще-ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно-стями и индивидуальными особенностями детей. Родите-лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре-бенком в те же игры.
> Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от-дельные занятия, игры и упражнения.
Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж-нения и игры помогут правильно организовать общение пе-дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери-од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин-тересным, радостным и полезным.
Занятие 1
БОЖЬЯ КОРОВКА
> создание положительного эмоционального настроя в груп-пе;
> развитие умения действовать соответственно правилам игры;
> развитие координации движений, общей и мелкой мото-рики, ориентации в собственном теле;
> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме-ра предметов);
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби-ки и т.п.;
черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме-шанная с зубной пастой;
лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия
■- Приветствие.
■ Психолог показывает детям игрушечную божью ко-ровку и говорит:
К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотри-те, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
* Во время рисования пальцами необходимо использовать специ-альные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась. ** Здесь и далее значком 0 отмечен раздаточный иллюстративный материал, данный в приложении.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.
Если дети затрудняются с ответом, психолог сам на-зывает цвет, форму и величину игрушки.
■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае-мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,
представляя, что держат воображаемого жучка.
■ Психолог рассказывает потешку и показывает движе-ния. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Улети на небо,
Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!
Ритмично покачивают ладонями.
Делают взмахи перекрещенными кистями рук.
Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.
Как правило, на первом занятии многие дети не спо-собны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.
Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай-те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длитель-но произносить звук «А».
Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы-дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под-ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения мож-но предложить детям на выдохе длительно произно-сить звук «У».
■ А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо-жьих коровок.
Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.
Кружатся. Показывают названные части тела.
Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза-ют по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслаблен-ными ногами и руками.
Если психолог наблюдает у кого-то из детей напря-женные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ре-бенку снять излишнее напряжение.
Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро-вок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега-ют, плавно машут руками, жужжат.
Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.
На детском-родительском занятии дети прячутся в объя-тиях у родителей.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин-ки, матрешки и т.п.) и говорит:
Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши-ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.
Дети выполняют задание.
■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока-жем ручками, какая она круглая.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.
Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и ли-сты с изображением божьих коровок.
Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.
Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пас-той) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
На повторных занятиях можно предложить де-тям пальцем, большой кисточкой или поролоно-вым тампоном нарисовать: травку около божь-ей коровки; солнышко в верхней части листа.
Занятие 2
ЛИСТОПАД
> создание атмосферы эмоциональной безопасности;
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть-ми, подстраиваться под их темп;
> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
> развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы:
большой зонт;
магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за-писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;
лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо-дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:
Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать-ся дружно. Не обгоняйте друг друга.
ИДУТ ДРУГ за другом.
Бегут, стараясь
не обгонять друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, ко-торый держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удоволь-ствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подстав-лять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.
Игра повторяется 2-3 раза.
На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.
Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:
Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют лис-точки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.
Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,
Скоро станет голым сад.
Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.
Ходят по листочкам.
Ложатся на поя и слушают музыку.
Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кис-точки и листы с изображением осеннего пейзажа и предла-гает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают ки-сточку к листу бумаги.
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж-нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог прощается со всеми до следующей встречи.
На повторных занятиях можно предложить де-тям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист; обмакивать кленовые листья в та-релочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.
Занятие 3
> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
> повышение эмоционального тонуса;
> развитие чувства ритма, координации движений;
> развитие ориентации в пространстве;
> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
большой мяч;
матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям большой мяч и предлага-ет определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.
Покажите рукой форму мяча.
Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеи-ми руками одновременно.
Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти-хотворение.
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу снача-ла одной, потом другой рукой.
Психолог оказывает помощь детям, которые нерит-мично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.
■ - А теперь представьте, что вы превратились в мя-чики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.
Дети рассматривают свою одежду и называют соответ-ствующие цвета.
Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ла-дошкой, а вы будете прыгать, как мячики.
Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на мес-те. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психо-лога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.
■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети дрыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегают-ся по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за крес-лом, в углу и т.п.).
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.
Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По коман-де психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».
■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.
В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска-зывают, как они отличили его от кубика.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
На следующем занятии можно предложить де-тям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полос-ки на мяче
Занятие 4
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
> сплочение группы, развитие эмпатии;
> развитие слухового внимания, произвольности, способно-сти быстро реагировать на инструкцию;
> снижение излишней двигательной активности;
> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
> развитие пространственных представлений, умения ото-бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
> развитие общей моторики;
> развитие памяти, речи и воображения.
Материалы:
картина или фотография «Осенний лес»;
игрушечный ежик;
игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;
красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж-дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям картину, на которой изоб-ражен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определи-ли, что изображена осень.
Психолог говорит:
Давайте представим, что мы идем на прогулку в осен-ний лес.
Дети встают друг за другом и идут по кругу.
Психолог рассказывает потешку и показывает движе-ния. Дети повторяют за ним.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,
По маленьким листочкам, В ямку — бух!
Движутся обычным шагом.
Движутся большими шагами.
Выполняют прыжки с продвижением вперед.
Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.
С целью развития произвольного контроля за действи-ями психолог обращает внимание детей на то, что нуж-но приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.
Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?
Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где нахо-дился ежик.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.
Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.
Что ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!
■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «сво-их соседей», предлагает детям поиграть.
Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по груп-пе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или мед-ведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.
Игра повторяется 2-3 раза.
Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоми-нают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надеж-ное укрытие — иголки.
Психолог говорит: -
Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.
Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листь-ев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
.♦. Психолог предлагает спеть ежику песенку.
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и свора-чивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вок-руг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша.
Вдруг увидели ежа.
Ежик, ежик, — мы друзья,
Дай погладить нам тебя. ,
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким де-
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи.
На повторных занятиях можно предложить де-тям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, ка-рандашом) иголки у ежика 0;разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.
Занятие 5
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
> развитие умения согласовывать свои действия с действи-ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де-вочка - мальчик);
> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие восприятия, речи и воображения.
Материалы: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;
игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);
обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего
мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог говорит:
Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.
Раздается « гудок паровоза» и в групповую комнату вхо-дит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паро-возике.
«Петрушка» обращается к детям*:
■ - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня... .
Дети хором произносят: «Петрушка!»
Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?
■ Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.
Паровоз, паровоз, маленький блестящий,
Он вагоны повез,будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки, зайки пушистые,
Кошки да мартышки!
■ Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?
Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек!
Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!
Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки?
Нету наших ножек!
Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки? Где же наши дет^.и? Где же, где же наши детки? Нету наших деток!
Вот, вот наши детки! Вот наши детки!
Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!
Прячут руки за спину.
Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.
Ритмично машут ладошками перед собой.
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Садятся на корточки.
Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Ритмично топают ногами.
Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.
Прячут лицо в ладошки.
Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.
Пританцовывая, поворачи-ваются вокруг себя.
Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не на-доели? Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получи-те: девочки-желтые, мальчики — синие.
«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получа-ют желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоя-тельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» об-ращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»
Дети отвечают:
У меня желтый билетик, потому что я девочка.
— У меня синий билетик, потому что я мальчик. «Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми
и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выби-рают себе ленты и называют их цвет.
Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движе-ния. Дети повторяют за ними.
Еле-еле, еле-еле,
завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.
Переходят на шаг. Останавливаются.
Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.
Делают вращательные движения головой.
Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружи-лась голова, направление каждый раз меняется на противо-положное.
При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.
Ребята, вы так весело катались на карусели, иг-рали, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.
Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу.
Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и пока-зывают движения. Дети повторяют за ними.
Прыгай, прыгай веселей!
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
И немного покружись!
Прыгают с игрушками в руках.
Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.
Вытягивают руки с игруш-кой вперед и кружатся на месте.
Игра повторяется 2-3 раза.
Раз дается « гудок паровоза ».
Ребята, паровозик говорит; что нам пора возвращать-ся. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!
Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, друж-но идут и подпевают «Петрушке».
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Катится, катится дальняя дорога!
Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. .
Психолог и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает,
На повторных занятиях детям предлагается; раскрасить (пальчиком, поролоновым там-поном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки покататься на кару-сели» с зелеными и красными лентами, взяв "билеты» соответствующего цвета.
Занятие 6
НОВЫЙ ГОД
>создание положительного эмоционального настроя в группе;
> отработка умения согласовывать свои движения с движе-ниями других детей, с ритмом и текстом песни;
> отработка быстроты реакции;
> развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб-ственном теле;
> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во-ображения,
Материалы:
игрушечный Дед Мороз;
новогодняя елка;
пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;
краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;
лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);
матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де-тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки-ми игрушками и т.п.).
Приветствие.
Ход занятия
■ Психолог показывает детям игрушечного Деда Мороза.
«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут.
Психолог говорит:
Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со все-ми детьми.
Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Пси-холог проговаривает рифмовку.
В нашей группе,
в нашей группе
Много маленьких ребят. Все на стульчиках сидят. А у нас есть...
Все ритмично хлопают в ладоши.
Психолог показывает на ребенка, все хором называют его имя.
■ «Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» хвалит ребят, пред-лагает потанцевать вокруг елочки. Все встают в круг.
Дети по лесу гуляли,
любовалися на ель,
Какая ель, какая ель, Какие шишечки на ней.
Топни ножкой: топ-топ-топ, А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп. Шаг туда и шаг сюда, Повернись вокруг себя.
Идут вокруг елки. Поднимают руки вверх.
Выполняют кистями рук движение «фонарики».
Ритмично топают ногами. Ритмично хлопают в ладоши. Делают шаги вперед-назад. Кружатся на месте.
Цели:
Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
Создание положительного эмоционального фона;
Развитие двигательной сферы;
Воспитание умения действовать в соответствии с инструкцией логопеда.
Задачи:
Коррекционные:
Формирование фонематического восприятия;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений;
Формирование правильного артикуляционного уклада
Оборудование: молоточек, бубен, погремушка, колокольчик, колючие мячики разного цвета, карандаши, коврики по количеству детей
1. Оргмомент
Логопед: - Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (гости- это родители. Дети входят под весёлую детскую песню)
Дети: - Рады, рады мы гостям, приходите в гости к нам!!!
Логопед: Ребята, повернулись все ко мне:
Наши ушки внимательно слушают (помассировать ушки),
Наши глазки внимательно смотрят (прикрыть глазки и сделать поглаживающие движения век подушечками пальцев),
Наши пальчики двигаются (сжать пальчики в кулачок и разжать),
Наш непослушный язычок трудится (приоткрыть ротик и пошевелить язычком вправо-влево). Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем!
2. Д/игра «Угадай, что звучит?»
Оборудование:
молоточек, бубен, погремушка, колокольчик.
Логопед показывает игрушечный бубен, погремушку, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребёнок запомнит названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играем на бубне, звеним колокольчиком, погремушкой, стучим молоточком по столу; при этом еще раз называем игрушки. Потом прячем руки за спину и воспроизводим звучание указанных предметов.
Логопед: «Что звучит?»
Дети отвечают, отчетливо проговаривая название звучащего предмета.
Настя: Молоточек!
Петя: Бубен!
3. «Поиграем с пальчиками». Пальчиковая гимнастика.
Разогреем наши ручки, возьмём мячики в ручки и раскатаем, вот так! Стараемся! (у каждого ребёнка в руках колючие мячики-ёжики, которые они катают по ладошкам- самомассаж пальчиков). А теперь положили свои ладошки на щёчки… Разогрелись ладошки? Тёплые? Молодцы!
Считалочка:
Логопед, дети:
Этот пальчик большой, он весёлый и смешной (трём по очереди каждый пальчик, дети вслед за логопедом повторяют стихотворные строки движения пальчиков );
этот пальчик указательный, он очень внимательный;
этот пальчик средний, не первый, не последний
этот пальчик безымянный, он не любит кашки манной;
этот пальчик мизинчик, любит бегать в магазинчик
Пальчиковая гимнастика
Гусь
Гусь гогочет, гусь гогочет,
Укусить кого-то хочет.
Замок
На двери висит замок (соединить пальцы обеих рук в замок); пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны ).
Кто его открыть бы смог? (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга )
Постучали, покрутили, повертели и …( сцепленные руки в запястьях; пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны, покрутить)
Открыли!!! (расцепить пальцы).
Карандаши
Вот в руках у малышей
Пять цветных карандашей,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе рисовать!
Д/и «Волшебная крупа»
Логопед: Ребята, давайте с вами пальчиками порисуем, но не красками, а на манной крупе, как на песочке.
Дети рисуют на манной крупе: солнышко, листочки, кружочки, проговаривая свой рисунок: «Я рисую солнышко, а ты?»
4. Физкультминутка.
Головой мы покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим ТСССС!
Ручками похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп!
Ножками потопаем,
Топ, топ, топ!
5. Артикуляционная гимнастика для язычка
Логопед: А теперь, дорогие гости, вам покажем как ребята умеют делать гимнастику для язычка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
Дети, сидя на стульчиках перед зеркалом, делают гимнастику для язычка.
1. "ЧАСИКИ" - вправо-влево.
2. "БОЛТУШКА" - движения языком вперед-назад.
3. "КАЧЕЛИ" - вверх-вниз.
4. "КРУЖОЧКИ" - круговые движения языком.
5. "ЛОШАДКА" - цоканье (щелканье) языком.
6. "ЛОПАТКА" - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. "ИГОЛОЧКА" - узкий, напряженный язык высунут вперед.
8. "ЖЕЛОБОК" - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
9. "ГРИБОК" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
10. "ЧАШЕЧКА" - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
11. "НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК" - покусывание кончика широкого языка ("ЛОПАТКА"), губы при этом в улыбке.
Логопед: Закончили, вытерли губки салфетками, зеркала положили на стол. Молодцы ребята, вы очень старались!
6. Дыхательная гимнастика
Логопед: А сейчас мы отдохнём. Для этого мы ляжем на коврики, на животики положим листочки, которые подарила нам осень. Покажем всем, как мы умеем правильно дышать (звучит спокойная, релакс-музыка).
Дышим, дышим мы легко,
Вот так, вот так!
1. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе- опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) гласные звуки:
а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…
б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОИА..
2. Сделать вдох через нос, руки через стороны поднять вверх, на выдохе - опустить руки вниз, одновременно произнести (пропеть) слоговые цепочки:
а) ФА-ФА, ХА-ХА…
б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.
7. Итог занятия. Все дети получают поощрительные сладкие призы.
Список использованной литературы:
1. В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М. Изд-во Гном, 2001