Немногие христиане знают, почему Пасха в разные дни. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить историю возникновения праздника и основу расчета его даты. Статистика показывает, что даже знатоки этой темы в двух словах не могут изложить ее суть, так много важных событий здесь переплетается.
Великое воскрессение - один из самых главных христианских праздников, который почитается миллионами верующих, поэтому так важно хотя бы теоретически знать, почему Пасха в разное время. Ведь в современном мире не приходится забивать этим голову. Выпускаются церковные календари с указанием дат всех праздников, а также приходит на помощь интернет, в котором есть уже готовые формулы (нужно лишь поставить год для расчета или найти соответствующую тему).
Как рассчитывается святой день?
День празднования воскресения Иисуса Христа каждый год выпадает на новую дату. Она рассчитывается по специальным формулам, некоторые данные которых являются переменными величинами. Чтобы высчитать дату Христова дня по одной из них нужно знать:
Весеннюю дату, когда день равен ночи
Дату полнолуния, следующего за равноденствием
День недели, в который празднуется Светлое воскресение
Просмотрев многие вычисления, которыми пользуются ученые, пропадает всякое желание попробовать рассчитать дату праздника, так они сложны и требуют определенных знаний, как в области математики, так и астрономии. Почему меняется дата Пасхи?
Определение даты по формуле
Достаточно простая формула, предложенная Карлом Гауссом в начале 19 века, содержит только лишь математические вычисления. Объяснений по поводу данного вычисления он не дал, но по нему можно определить время праздника в любом году.
Действия:
- Год (вернее его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А
- Число года разделить на 4 = В
- Число года разделить на 7 = С
- (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D
- (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е
- D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9
Пример расчета для 2014 года:
- 2014: 19 = 106, остаток = 0
- 2014: 4 = 603 ост 2
- 2014: 7 = 287 ост 5
- (19 * 0 + 15) : 30 = 0,5 остаток 15
- (2 * 2 + 4 * 5 + 6 * 15 + 6) : 7 = 17 остаток 1
- 15+1 = 16 больше 9, значит Христов праздник будет в апреле 16-9=7, поправка на стиль +13 дней, значит 20 апреля.
Воскресение после полнолуния
Православная церковь пользуется расчетом, которым был принят еще в третьем веке. Пасха отмечается по правилам александрийской пасхалии после наступления весеннего равноденствия (21 марта по старому стилю и 3 апреля по новому) в первое воскресение после полнолуния.
Немного истории
Много лет прошло с тех пор, как Иисус Христос был распят за грехи людские и воскрес. С того времени ежегодно празднуется Христов день на четырнадцатые сутки первого месяца весны. По древнему лунному календарю это событие выпадает на первый день недели, то есть воскресенье. До завоевания Вавилоном этот месяц назывался Авив, а после пленения – Нисан. В современном календаре есть четко установленные рамки празднования воскресения Господнего: этот день может быть между 4 апреля и 8 мая по новому стилю (22 марта и 25 апреля по старому).
Все дело в том, что раньше не было единого летоисчисления. Один из самых древних народов - израильтяне, следили за временем по лунному численнику, египтяне и римляне же – по солнечному.
Лунный календарь: основные параметры
12 месяцев
Количество дней в месяце 29 или 30
Число дней в году 354
Солнечный календарь: основные параметры
12 месяцев
Количество дней в месяце 30
Число дней в году 365
Видно, что разница в днях между календарями составляла 11 дней. Чтобы сгладить несоответствие, евреи добавляли дополнительный месяц – тринадцатый (Ве-Адар) каждые несколько лет. Это происходило в тот год, который в современном календаре считается високосным. Некоторые народы считали, что в году всего 10 месяцев (304 дня), причем год начинался с марта, а потом добавлялись оставшиеся январь и февраль.
Проведение двух значимых реформ упростило процесс контроля за уходящими днями:
1. Реформа Цезаря – Юлианский календарь
Римский император Гай Юлий Цезарь принял решение упорядочить летоисчисление на своей территории. Таким образом, новый Юлианский календарь содержал 365 дней в году, а в високосный – 366. Но, несмотря на это, лунный численник не прекратил своего существования и велся параллельно.
Реформа была закреплена окончательно для всего христианского мира в 325 году на соборе епископов. Именно тогда в честь императоров были названы месяцы июль и август. Юлианский численник используется в Православной церкви.
2. Основание Григорианского календаря
У природы свои законы. Юлианское летоисчисление оказалось несовершенным: наступало весеннее равноденствие, а на календаре было только лишь 11 марта. Опять возникла необходимость в реформировании. Римский папа Григорий XIII в 1582 году основал Григорианский календарь, по которому год состоял из 365 дней.
Это интересно:
У жителей Рима и Египта, которые ориентировались по солнечному календарю, было разное количество дней в году: 355 и 354.
Новое времяисчисление в России стало использоваться только спустя 336 лет после проведения реформы. Православная церковь противилась его принимать, вспыхивали восстания, проливалась кровь.
Разница между новым и старым стилями сейчас составляет 13 суток. Изначальная разница в 10 суток увеличивалась в каждом веке на одни сутки.
Сначала проходит иудейское Воскресение, затем католическое и православное. Почему так происходит и зачем пекут куличи на Пасху можно узнать, заглянув в историю.
Часто даты пересекаются: иудейская может совпасть с католической, а католическая с православной. Иудейская же с православной никогда не пересекаются.
В Израиле неделя начинается с воскресенья – это первый рабочий день. Суббота – выходной, а пятница, как правило, сокращенный день.
Во времена существования Александрии день Пасхи вычислял действующий епископ и сообщал об этом в Рим, чтобы празднование совершалось в один день. Но постепенно такая традиция исчезла.
Было время, когда христиане не морочили себе голову расчетом даты Воскресения Господнего и вопросом, почему Пасха переходящий праздник. Они отмечали праздник через неделю после иудейской Пасхи.
Пасха является главным праздником всех православных христиан и католиков. Нет ничего более важного для истинного верующего, чем день Воскресения Господа. Никакой другой радости не может быть у православного или католика, чем воспоминание о том, что Христос искупил грехи. Ведь это дало возможность для унаследования Царствия Небесного. В день перед Пасхой, субботу, Христос сошел в ад и освободил всех ранее сидевших там.
Безусловно, важный праздник для всех христиан. Но даты его отмечания существенно отличаются в зависимости от конфессии. Католики празднуют Пасху обычно раньше, чем православные. В частности это обусловлено другой системой летоисчисления. У них более сложные правила высчитывания даты празднования этого дня. У православных же Пасха может отмечаться как позже католиков, так и в тот же день. Почему же так все усложняется? Разве нельзя просто отмечать в один день? Этому есть мотивы, которые показываются в Библии.
Когда празднуется Пасха?
Данный праздник отмечается всегда в один день недели – Воскресение. Собственно, это название пошло от выражения «Малая Пасха», которое обозначает седьмой день недели нашего календаря. В недельном кругу богослужений каждый день означает что-то. Так, среда символизирует предательство Иудой Иисуса Христа, поэтому данный день считается постным даже в «скоромные» промежутки времени.
То же самое касается и пятницы, когда церковь вспоминает распятие Иисуса Христа. Конечно, не так подробно, как это осуществляется на страстной неделе. Но тоже существенно. А вот каждое Воскресение православные и католики вспоминают момент, когда Иисус Христос снова стал живой (собственно, по православному вероучению он и не умирал вовсе). Это случилось только с его человеческой природой в то время, как Божественная осталась живой.
Но после воскресения у него опять появилось полноценное человеческое тело. Об этом свидетельствует то, как Фома неверующий сам вложил пальцы в раны Его и убедился в их подлинности. Но самое важное из них только одно – это Пасха. Почему же она отмечается каждый раз в другое время?
Иудейская и христианская Пасха
У иудеев также есть свой праздник, называемый точно так. Но важно отличать их сущность. У Иудеев Пасхой называется избавление Богом этого народа от рабства египетского. У христиан же данный праздник знаменует избавление человека Богом от рабства дьявола путем воскресения Господа Иисуса
Христа. Хотя, конечно, кое в чем две Пасхи подобные между собой. Шаблон остался тем же самым.
Просто главной после Воскресения Иисуса является христианская Пасха, а не еврейская, которая являлась только ее прообразом. Тем не менее, есть некие отличия в самой структуре торжества. Евреи отмечают этот праздник по лунному календарю, а не солнечному. Православные же используют совсем другую систему исчисления даты своего главного праздника. Но их исчисление дня Пасхи все равно завязано на еврейской.
Избавление от рабства египетского описано в тринадцатой главе книги «Исход» в Ветхом завете. Данное событие действительно важное не только для всего еврейского народа, но и православных стран. Стоит отметить, что накануне Пасхи очень активно читаются главы из этой книги, потому что данное событие у евреев является прототипом Воскресения Господа Иисуса Христа. Да и не только у евреев. Просто они еще верят в пришествие Господа, а православные утверждают, что оно произошло.
Смотрите сами на параллели. Еще заранее Господь предупредил евреев, что только путем убийства каждого первенца в семье можно добиться от египтян освобождения евреев.
Он сказал, чтобы закололи самого лучшего ягненка, а кровью намазали свою дверь, чтобы, когда ангел будет проходить, то не трогал такое помещение. И после убийства всех первенцев фараон разрешил евреям уйти из Египта и вернуться в свою землю. И с того времени каждый год закладывается пасхальный ягненок.
Точно так же пророки предвещали приход Спасителя всего человечества, который своей кровью искупит грехи всех людей и освободит их от рабства дьявола как тот ягненок, которого закалывали в жертву, чтобы искупил их от рабства Египетского. Параллели очень интересные, не правда ли.
Этот ягненок становится прообразом Господа нашего, который также своею кровью освободил от дьявола души человеческие. Конечно, от нас также много зависит. Все зависит от того, хочет он впустить Бога, или нет. Многие специально отрекаются от Христа, хотя тот желает зайти в горницу, которая оказывается закрытой у человека в душе. Потому что если этого желания нет, дьявол овладевает душой точно так же, как и евреи могли вернуться добровольно в рабство египетское. А он уже сделает все возможное, чтобы Бог не попал в душу даже самого на словах верующего человека. Более того, как евреи переправлялись через Красное море, а их догоняли египтяне, так же и за нами гонится дьявол, а нам нужно скрываться от него с помощью Божьей.
Нельзя быть малодушным. Ведь данное качество человеческой души не дает абсолютно никакой возможности спастись. Нужно иметь определенное мужество, чтобы противостоять дьявольскому нашествию и веры в Бога, чтобы тот помог в этом начинании. Ведь он был распят за наши грехи. Он выступает как агнец еврейский, и об этом прямо написано в Евангелии. Важно понять, что распятие накануне иудейской Пасхи вовсе ну случайно. Это закономерно.
Когда был распят Христос?
По еврейскому календарю это было 14 нисана. То есть, в полнолуние после весеннего равноденствия. А через три дня он воскрес. Именно поэтому третий день после распятия и называется воскресением. Так что иудейская и православная пасха взаимосвязаны между собой. Около трех веков течения истории христианства было сразу 2 даты, когда отмечалась Пасха. Следовательно, народ делился на отмечающих 14 нисана вместе с иудеями, а вторая группа – через три дня после смерти Иисуса как свидетельство его Воскресения. Но окончательно дата празднования Пасхи была установлена на первом Вселенском соборе.
Он стал началом формирования единой христианской богослужебной системы. Тогда также было определено, какие базовые положения этой религии и какие догматы считать основными. Проще говоря, он стал началом объяснения народу, во что верить. В частности, на первом вселенском соборе также был предложен Символ веры, который в лаконичной и доступной форме объяснял, во что должен верить каждый христианин. Данное песнопение звучит на каждой литургии, чтобы люди никогда не забывали о том, кто они.
Когда же празднуется Пасха?
На этом вселенском соборе было установлено, что отмечать Пасху необходимо в первое воскресение после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия. Такая дата высчитывается по сложной формуле, и современные технологии позволяют предвидеть день Пасхи на много десятков лет вперед.
Юлианский и григорианский календари
В общем, после первого вселенского собора все христиане начали отмечать Пасху в один день. Но в 1054 году случился раскол: появилась православная и католическая христианские церкви. В дате празднования Воскресения ничего не изменилось. Но модификации случились в 1582 году. Тогда юлианский календарь, общепринятый на то время, начал считаться не совсем точным. Поэтому папа Григорий 13-й в 1582 году ввел в обиход Григорианский календарь.
В силу большей астрономической точности большая часть стран пользуется им до сих пор. Но православные до сих пор пользуются Юлианским календарем, несмотря на его недалекость, потому что Христос жил в еще те времена. Хотя в последнее время ведутся активные разговоры о переходе всех церквей на григорианское летоисчисление. К чему это приведет? Да к положительным сдвигам. Так, православные и католики будут отмечать рождество 25 декабря. Пост будет заканчиваться перед Новым годом и православные не будут его нарушать.
Так вот, этот календарь говорит так: Воскресение Господа идет сразу после еврейской Пасхи, на следующий день. Но по Григорианскому календарю католическая Пасха может даже раньше еврейской быть. Поэтому расхождение в числах может быть достаточно существенным, поскольку с учетом другой календарной системы. Следовательно, иного дня весеннего равноденствия. Пасха у католиков может быть на тринадцать и больше дней раньше. Хотя благодатный огонь сходит в день Пасхи по православному календарю, а не католическому.
Если наши бабушки четко понимали, когда в какой будет отмечаться Светлое Воскресение, то мы об этом узнаем из Интернета. И нас очень удивляет, почему Рождество, Благовещение, Спас отмечаются каждый год в один и тот же день, а день празднования Пасхи каждый год меняется. Отчего это зависит и как его рассчитать?
Почему мы отмечаем Пасху в разные дни
Есть давнее и единое для всех религий правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния. А первое полнолуние следует за днем весеннего равноденствия - 22 марта.
ВАЖНО. Есть два исключения из единого правила празднования Светлого Воскресенья:
Первое полнолуние выпадает на воскресенье - Пасха переносится на следующее;
. христианскую Пасху не празднуют в один день с иудейской.
Ориентируемся по лунному календарю, который составляет 354 дня (в солнечном - 365 или 366 дней, если год високосный). Также важно понимать, что лунный месяц состоит из 29,5 суток, таким образом, полнолуние наступает каждые 29 дней.
Получается, что первое полнолуние после дня весеннего равноденствия (21 марта) наступает в разные дни, поэтому и смещается дата празднования Пасхи.
ВАЖНО. Так как день весеннего равноденствия наступает в ночь с 21 на 22 марта, Пасха празднуется не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.
Определение даты празднования Пасхи по формуле
Эту простую формулу предложил Карл Гаусс в начале 19 века:
1. Год (его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А
2. Число года разделить на 4 = В
3. Число года разделить на 7 = С
4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D
5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е
6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9
Почему Пасху празднуют в разные дни в разных вероисповеданиях
Давно звучат призывы праздновать католическую и православную Пасху в один день, ведь эти церкви производят летоисчисление по разным календарям (православные - по юлианскому, а католики - по григорианскому).
В 2017 году - исключение, и Пасху мы отмечаем в один день - 16 апреля. А вот как будет обстоять в 2018 году и далее.
Причина такой разницы уходит в далекий 325 год, когда Первый Вселенский Собор постановил правило исчисления дня Пасхи: в Риме (у католиков) - весеннее равноденствие 18 марта, в Александрии (православные) - 21 марта.
ВАЖНО. С иудейской Пасхой (Песах) все гораздо проще: она всегда, ежегодно наступает на 15-й день месяца нисан. Это дата исхода евреев из Египта, а началом месяца в лунном календаре иудеев выступает новолуние, длится же лунный месяц - 28 дней.
Пасха, в переводе с греческого «избавление», служит напоминанием о том, что Христос, перенесший все страдания за род людской, воскрес на третий день после погребения.
Пасха в Англии, России или Италии – главный христианский праздник, которого ежегодно ждут миллионы верующих по всему миру. В этот великий для всех православных день верующие торжествуют избавление сына Божьего от мучений и дарование людям вечной жизни. Пасха отмечается, как правило, в одно из воскресений весны.
Почему Пасха празднуется в разное время каждый год
Исходя из послания Нового Завета, смерть Иисуса Христа пришлась на празднование иудейской Пасхи, которая отмечалась раньше всегда после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия.
Поскольку все месяцы еврейского календаря раньше начинались именно в новолуние, полнолуние всегда приходилось на 14 число, а первый месяц года начинался в первое весеннее полнолуние, то есть иудейскую Пасху отмечали всегда в ближайшее полнолуние после этой даты, поэтому день празднования Пасхи мог сдвигаться.
В IV веке попытались выбрать общую дату, при которой сохранились бы особенности расчета иудейской Пасхи времен Иисуса. Таким образом, установилась «мобильная» дата великого христианского праздника, и теперь все знают, почему Пасха празднуется в разное время.
04.03.2017 22:26:57 Михаил
Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?
07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко
Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.
Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.
08.03.2017 10:40:20 Михаил
В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?
09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко
Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:
1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).
2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?
3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).
4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.
10.03.2017 17:28:00 Михаил
1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."
2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.
Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.
На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.
Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".
3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.
4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?
10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко
Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.
Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.
По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.
Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.
11.03.2017 13:05:05 Михаил
Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.
07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта
Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.
07.04.2019 21:17:21 Лев
Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!