Светлана Пасечник
Почему мой ребёнок не такой, как все?
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «неконтактный, безучастен к окружающему», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» - с этими и подобными жалобами родители чаще всего обращаются к специалистам.
Что же такое аномальное развитие? При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций (речи, моторики, зрения, слуха) приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций. Нормальное развитие характеризуется определенной последовательностью формирования мозговых механизмов психической деятельности. При аномальном развитии эта последовательность нарушается.
Причины отклонений в развитии могут быть разными. Выявление их имеет важное значение для определения специфики, длительности лечебно-коррекционных мероприятий, а также для прогноза дальнейшего развития и социальной адоптации. Кроме того, знание причины нарушений в развитии ребенка помогает родителям определить возможность риска отклонений в развитии при последующих родах.
Особые проявления имеет отставание психомоторного развития детей с повреждением мозговых структур и их функций. Вредные факторы, действующие на мозг во время его интенсивного развития, т. е. во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка, нарушают процесс его созревания и функционирования. В зависимости от времени и тяжести этого повреждения возникают различные отклонения в развитии.
Нерезко выраженное влияние различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг может не вызвать его структурных повреждений, а лишь нарушит темп созревания мозговых структур. Это будет проявляться в различных задержках психического или речевого развития.
Повреждения головного мозга могут быть связаны с его кислородной недостаточностью в период внутриутробного развития, в момент родов или после рождения. Это имеет место в случаях, когда ребенок рождается обмотанным пуповиной с нарушениями дыхания, отсутствием крика, бледными или синюшными кожными покровами (асфиксия новорожденного).
Даже недлительная асфиксия в родах может вызвать тяжелое повреждение головного мозга в тех случаях, когда она сочетается с кислородной недостаточностью мозга во внутриутробном периоде в результате тяжелого токсикоза у беременной, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гормональных нарушений, заболеваний печени и почек, травм, нарушений питания, а также связаны с образом жизни беременной женщины.
Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребёнка.
Повреждения головного мозга могут также возникать в связи с механической родовой травмой и внутричерепными кровоизлияниями, которые наиболее часто возникают при затяжных родах, требующих оперативного вмешательства (наложение щипцов, вакуум-экстрактора). Тяжелые повреждения головного мозга могут иметь место при его воспалительных заболеваниях (энцефалитах-воспалениях мозга и менингитах-воспаления мозговых оболочек).Наиболее неблагоприятные отдаленные последствия имеют воспалительные поражения мозга во внутриутробном периоде. Они возникают при заболеваниях матери во время беременности различными инфекционными заболеваниями. Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает заболевание матери краснухой в первые 3 месяца беременности.
Внутриутробное повреждение мозга может возникать под влиянием токсического действия на плод некоторых лекарственных препаратов, применяемых матерью во время беременности.
Особенно большой вред внутриутробному развитию плода наносит хронический алкоголизм матери. Воздействие алкоголя на развивающийся плод приводит к структурным изменениям в центральной нервной системе, а также к разнообразным порокам развития многих органов и систем.
Ещё одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.
Сегодня остро встаёт вопрос о влиянии на ребёнка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов.
В настоящее время установлена роль наследственных факторов в возникновении различных отклонений в развитии. Около 70% всех случаев умственной отсталости имеют генетическое происхождение. Доказана преобладающая роль наследственных факторов в возникновении врождённых дефектов слуха, зрения и др. Генными изменениями могут быть вызваны наследственные дефекты обмена, при которых нарушается созревание и деятельность мозга.
Отставание в психическом развитии может наблюдаться у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Особенно пагубными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства. Такие дети отличаются общей вялостью, мышечной слабостью, иногда, напротив, могут наблюдаться нарушения сна, общее беспокойство. Характерным для этих детей является чередование вялости и повышенной возбудимости. Дети отличаются низким эмоциональным тонусом, у них не развивается эмоционально-игровой характер общения, задерживаются начальные этапы развития речи. У некоторых детей отмечается также отставание в развитии двигательных функций: они позже начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить.
Отставание в развитии может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды
(неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в неполных семьях и
Доказано, что в первые годы жизни ребёнка наибольшее значение имеет отношение к нему матери, затем постепенно, год от года возрастает роль отца.
Для того чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо окружить его заботой, вниманием и лаской.
В неблагополучных семьях, когда один или оба родителя страдают алкоголизмом, ребёнок растёт сиротой. Он не получает в необходимом для его возраста объёме информацию.
Первое, что необходимо ребёнку для нормального развития,- это любовь. Однако неблагоприятно сказывается и чрезмерная опека родителей, заласкивание его. Это часто имеет место, когда ребёнок растёт слабым, болезненным. Родители создают ему «оранжерейные» условия, пытаясь сделать за него всё. Такой ребёнок растёт инфантильным, беспомощным, эгоцентричным, у него слабо формируются волевые качества, часто отстаёт развитие речи и двигательных навыков.
Вредное влияние на психическое развитие ребёнка оказывают наказания, запугивания. В этих случаях не только задерживается его развитие, но возникают и невротические расстройства (нарушение сна, аппетита, поведения, появление тиков, страхов, а также заикание и недержание мочи.
Понимание специфики и причин нарушений психомоторного развития ребёнка помогает специалисту ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей: «Что делать?», «Где воспитывать ребёнка?», «Как помогать его развитию?».
Родителям полезно знать, что в настоящее время имеется достаточно широкая сеть специальных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Это детские сады, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа. Эти виды специальных дошкольных учреждений предназначены для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата.
В результате такого обучения у ребёнка с отклонениями в развитии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребёнка дефекта. Коррекция-это сглаживание недостатков развития ребёнка с помощью различных педагогических, лечебных и
технических средств. В коррекционных группах предусмотрено наличие медицинских работников, специалистов по массажу, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, которые проводят там свои занятия. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение.
Помощь ребёнку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии – это не только труд специалистов, но и повседневная, огромная работа родителей. Именно в процессе общения с матерью и окружающими его людьми происходит так называемое первичное обучение, которое и является фундаментом дальнейшего психического развития.
Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью. Очень важно, чтобы в семье сложились условия благоприятные для его жизни, общего развития, становления его как личности. Воспитывать и обучать всякого ребёнка трудно. Трудности резко возрастают, если у ребёнка имеются те или иные отклонения в развитии. Однако, почти всегда ему можно в той или иной степени помочь в плане коррекции имеющегося недостатка.
Организация жизни такого ребёнка представляет собой не только педагогическую, но и медицинскую проблему. Поэтому родителям необходимо как можно раньше обратиться к детскому врачу, специалистам разного профиля, чтобы получить от них полезные советы и реальную помощь, способствующую коррекции зрения, слуха, двигательной сферы или речи. Консультации врачей должны быть не разовыми, а периодическими, что позволяет увидеть те изменения, которые имеют место в состоянии ребёнка под влиянием его роста и действия медикаментозных средств.
Важны также постоянные контакты родителей с педагогом-специалистом, знающим, как следует работать с детьми различных возрастов, у которых имеются отклонения в развитии, чтобы способствовать коррекции и компенсации присущих ребёнку дефектов.
Следует заметить, что родители поступают совершенно неправильно, когда предъявляют ребёнку с отклонениями в развитии требования, для него непосильные, заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения. В этих случаях ребёнок перенапрягается физически и морально. Он страдает, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся на ребёнка за то, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребёнка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определённого круга знаний об особенностях и возможностях ребёнка. Именно семья может оказать малышу существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду.
Начнем со слова «все». В отчаянии или в гневе, мы говорим что-то вроде «Все дети это делают!» Но объективно говоря, мы делаем свои выводы, основываясь лишь на наблюдении некоторых других детей, а также на общих представлениях о том, что такое правильный ребенок. Скажем так, есть большая группа детей, которая в два года рассказывает стихи, и есть такая же большая группа, которая говорит на своем, «птичьем» языке. Кто более нормален и правилен, если в обоих группах детей примерно поровну, и к школе разница между ними сгладится до минимума?
Наша выборка в целом сводится к трем-пяти знакомым детям, про которых мы знаем, что, например, они выразительно читают стихи на табуретке. При этом мы забываем, что не видим проблем этих детей. А в том, что не бывает детей без особенностей, я уверена. Бывают лишь недостаточно внимательные родители.
Ты никогда не будешь достаточно хорош
У меня двое детей. Они разные и оба в чем-то не вписываются в нормы. И что меня тревожит - так это то, что даже две любящие бабушки не принимают их такими, какие они есть. Особенно старший, дошкольник. Я часто критикую сына, ведь он кажется мне таким большим по сравнению с младшей. Но пообщавшись с бабушками, понимаю: моя критика - ничто по сравнению с их мнением, мнением представителей общества.
Я своих детей как есть и не ищу в них дефектов. Я вижу их особенности и склонности, чтобы помочь там, где необходимо. И иногда думаю, если мне больно от мысли, что родные не принимают детей, то что будут чувствовать дети, особенно став чуть старше? Почему наше общество настолько нетерпимо в отношении любых, даже малейших различий?
Сравнивать с эталоном, оценивать и порицать «отстающих», «не таких» - это любимое занятие скучающих граждан. Должны ли мы, мамы, идти на поводу у этих людей и перенимать их точку зрения на собственного ребенка? Думаю, нет.
Я думаю, в наше время именно мы, родители, должны изменять общую ситуацию в обществе. Мы должны говорить о принятии, о важности понимания всех детей, не только «нормальных». Мы должны прямо высказывать свою точку зрения окружающим: да, мой ребенок отличается, но это не делает его хуже. Не такой - не значит хуже.
Когда нас и ребенка оценивают негативно, мы переживаем. Начинаем изучать статьи, таблицы норм. Пытаемся понять, все ли в порядке, вписывается ли ребенок в заданные обществом, психологами, педагогами и докторами, рамки. Хорошо, если это так! Это успокаивает и доказывает: все хорошо, я справляюсь, мой малыш растет и развивается как надо. А что если нет?
Если ребенок не вписывается в нормы
Что делать? Мой главный совет - пересилить страх, посмотреть ситуации в лицо и постараться найти ответ. Отыскать варианты ответов можно в интернете, перечислив симптомы, которые вас тревожат, а подтвердить или опровергнуть ваши опасения поможет хороший специалист. По статистике, чаще всего мам пугает неожиданное, «неадекватное» поведение детей, особенно старших дошкольников и школьников, но мало кто ищет хорошего детского психолога, ограничиваясь в итоге только анонимным общением на форумах мам.
Но как бы вам ни было страшно - сходите к специалисту. Только так вы сможете принять существующую ситуацию, перестать мучиться неизвестностью и наконец начать действовать, реально помогать своему ребенку, как и подобает матери.
Такой как все: быть или не быть
На данный момент меня как маму заботит вот такой вопрос: а что если в попытках любой ценой приблизить ребенка к некой «стандартной модели нормального ребенка», мы что-то в нем рушим? Вдруг он теряет что-то важное, что отличает его в лучшую сторону?
Мы постоянно твердим фразу «все дети разные», но при этом хотим, чтобы они не сильно отличались друг от друга. Чтобы они всё делали одинаково хорошо и вели себя тихо и скромно.
Категорическая невписываемость в рамки
Вспомните себя в детстве, подростковом возрасте и юности. Меня, например, очень долго заботило, что обо мне подумают, как я выгляжу. Я тратила много усилий на то, чтобы вписаться в коллектив, быть не хуже других, не делать и не говорить глупостей. Но все равно, периодически контроль над собой ослабевал и я делала что-то, что делало меня объектом пристального неприязненного внимания. «Что со мной не так?» - думала я в такие моменты. Сейчас я знаю ответ.
Будучи подростками, затем молодыми людьми, мы изо всех сил стараемся уложиться в определенные рамки, успешно влиться в желаемый круг общения. Но у кого-то это получается легко, а у кого-то значительно сложнее. Я называю это «хроническая невписуемость». Ваше «Я», ваша настоящая личность оказывается больше и шире дозволенных норм, отсюда и все казусы, заставляющие потом стыдиться себя же. Мы хотим быть принятыми, чтобы нас любили и радовались нам, и потому становится вдвойне больно, если не получается.
Есть еще один важный момент стремления быть «нормальным», стремления, заложенного обществом, родителями и поддерживаемом уже вами, - проблема с поиском своего «Я». Однажды, годам к 30, взрослый человек спрашивает себя: стоп, а где тут, во всех этих рамках, заботе об имидже и прочей мишуре, сам я? Кто я и чего на самом деле хочу? Почему я несчастен с тем, что имею? Как мне обрести себя? И чтобы собрать себя настоящего, не задавленного условными рамками нормальности, люди тратят время и деньги, силы. Пока вдруг не выяснится, что твое счастье - в том, что ты любил делать в детстве и юности, но тебе говорили, что все это глупости.
Или посмотрите на другую картинку. Вокруг вас - сотни людей, в детстве считавшихся нормальными, хорошо вписывающихся в рамки. У кого-то и золотая медаль за школьные успехи есть. Но многие ли «нормальные дети» с примерным поведением и приличными оценками в дневнике стали успешными, умными, интересными взрослыми? Если спустя 15 лет после окончания школы повстречать своих одноклассников, выясняется, что после окончания школы большая часть из них идет по проторенной дорожке.
Часто быть нормальным - означает быть скучным и предсказуемым. А для своих детей мы хотим, чтобы они выросли и жили значительно более интересной и полной жизнью, чем мы. И иногда само это стремление - желать большего, чего-то не такого, как эта повседневность, уже выводит вас и ребенка за рамки «нормальности».
Так что же нам делать с «не такими» детьми?
И теперь, когда нам стали известны основные подводные камни бытия «таким как все», нужно выработать план, с детьми, действительно не вписывающимися в нормы.
1. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Независимо от того, что с ним, что вам или обществу в нем не нравится. Отличие мамы от общества в том, что общество говорит: «Ты не такой. Исправься или мы не примем и не полюбим тебя». Мама говорит: «Я люблю тебя просто потому что ты мой ребенок. И я могу помочь тебе стать лучше».
2. Есть вещи, которые можно изменить , например, пробелы в знаниях и умениях. Для этого нужно только больше времени и усилий, особенно со стороны родителей. Ведь нельзя просто сказать «прекрати и стань лучше!», чтобы ребенок волшебным образом сам поменялся. Нет, это работа для вас обоих.
А есть вещи, что вы не можете изменить, потому что это невозможно. Я о физических и психических процессах в организме, о диагнозах и синдромах. В этом случае нужно узнать как можно больше о диагнозе и способах адаптации и реабилитации, о том, как это лечится и что можно сделать.
3. Границы нормы очень размыты. Очень многие состояния не имеют диагноза, но создают трудности детям, в то время как родители не понимают, в чем проблема. Например, если вы прочитаете список симптомов синдрома Аспергера, то без труда выловите у себя пять-десять штук. Что из этого последует? Возможно, у вас действительно он есть, но возможно и нет. Это лишь показатель того, что все мы... разные! Мы по-разному воспринимаем реальность и реагируем на происходящее.
Упоминаемый мной синдром Аспергера кто-то считает высокофункциональной формой аутизма (пугает, правда?), но многие исследователи вовсе не относят этот синдром к болезням - потому что это может быть всего лишь особенность мозга, не делающая человека хуже, но делающая его немного другим. И внезапно могущая стать преимуществом, если знаешь свои сильные стороны.
Задача мамы особенного ребенка (под словом «особенный» я подразумеваю человека, не желающего укладываться в заданные обществом рамки) - не критиковать его и не давить, ведь общество и так это сделает за вас, не беспокойтесь, а отследить, записать его особенности и подумать, как это откорректировать. Мягко, с любовью, через игры, творческие совместные занятия, положительную мотивацию.
4. Ищите сильные стороны. Сначала вы составляете список того, что вас тревожит и продумываете план корррекции. Затем обязательно найдите, в чем таланты и сильные стороны ребенка. Что он любит, умеет, чем интересуется, что делает его счастливым. Счастье тут - главное слово.
Гармоничное и сбалансированное развитие выглядит примерно так: вы подтягиваете слабые стороны ребенка, используя его мотивацию и интересы в сильных областях. Для примера: чтобы улучшить технику чтения сына, я покупаю книжки про машины с наклейками. И хотя он сейчас читает тихо и неуверенно (он дошкольник, но в школе его бы уже запилили замечаниями), я не пристаю «читай громче!» Потому что главное в чтении - вовсе не скорость или выразительность, а понимание смысла и запоминание. И тут у нас все в порядке. А если кому-то не понравится скорость и громкость - мне есть что ответить этому человеку!
Мама - практически единственный человек у ребенка, который знает его лучше всех. Используйте свою силу и знания во благо ребенка. Тратьте свои ресурсы не на критику, а на созидание. Для чего еще мы нужны?
Юлия Сырых.
Дизайнер. Писатель. Мама.
Автор книги "Позитивное материнство или как легко и эффективно выращивать детей"
Самсоновой Гульнары Хайдаровны.
Дошкольники редко бывают ленивыми — чаще родители страдают от их неуемной активности. Но в школе начинаются проблемы, большую часть которых родители склонны описывать емким словом «лень».
Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже — ребенка, почти никогда — самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие — в четвертом-пятом, третьи — в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе.
Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.
Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок — готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие школы побуждает и родителей, и подготовительные группы «натаскивать» детей к «приемным экзаменам». А цепкая детская память позволяет им выучить все, что требуется. При этом родители уверены: главное — пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания.
Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.
Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Совсем иной случай, когда не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в «игровом» периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места.
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка.
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком.
Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать.
Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребенок вили, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
Родительская поддержка – это процесс:
В ходе, которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Проводить больше времени с ребенком.
Позволить самому решать проблемы там, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Если ребенок не хочет учиться
Если ребенок не хочет учиться, бесполезно давить, заставлять и ругаться — этим вы только отдалите его от себя, станете его врагом. В первую очередь необходимо разобраться почему все это происходит в вашей семье: почему ребенок не хочет учится и почему вы так страстно этого желаете.
— Мой оболтус одни двойки носит. Не знаю, что с ним делать. На уме одни только игрушки компьютерные. Уже ограничила ему доступ - не помогает. Разговаривала с ним. «Мне не интересно, - говорит, — я не понимаю».
Да, это проблема для многих родителей. Они хотят видеть своего ребенка «…ну зачем сразу Эйнштейном? - это вовсе не обязательно. Пусть хотя бы в институт поступит». Они хотят, чтобы он был «не хуже среднего» или «хотя бы выше среднего» или «лучше всех».
Ну, давайте разбираться по порядку. Скажите, зачем вам это всё? Может это глупый вопрос, и это так естественно такого хотеть. …Но, все же, постарайтесь ответить на него. Спросите себя: «Почему я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился?»
Все мы знаем, что тот самый Эйнштейн учился не ахти. И наверняка, многие знают примеры весьма счастливых и удачливых людей, которые учились далеко не хорошо. И наоборот, есть множество обратных примеров, когда вундеркинды становятся неудачниками или и того хуже. Но, наши родители упорно настаивали на хороших отметках и выбирали примеры совсем другие: «будешь плохо учиться - будешь дворником или лифтером».
Вот, теперь я взрослый, и я не лифтер. Я инженер-конструктор, программист или экономист или еще какой-нибудь офисный планктон. Но счастлив ли я? Хм. Ведь меня не учили быть счастливым. Как это - быть счастливым? Я не понимаю.
— Итак, почему вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился?
— Потому что грамотному человеку будет легче. Ему легче устроится на работу. Легче войти в высшее общество. Он может красиво говорить. Он понимает отличие интеграла от производной. Он знает, что солнце - это звезда и оно горячее, потому что в ее недрах происходят термоядерные реакции. И т.п.
Если вы отвечаете на этот вопрос подобным образом, то проблема вовсе не в ребенке. Бесполезно всякий раз ругать его двойки и талдычить о том, что надо хорошо учиться. Вы думаете, он это первый раз слышит? Поймите, что ваше хотение того, чтобы ребенок хорошо учился не заразительно. Если девочка не отличает гипотенузу от катета, но блестяще расскажет вам про наращивание ресниц, то это потому, что про катеты в свое время говорилось не заразительно, а про ресницы совсем наоборот. Как-то один восьмиклассник мне сказал, что от этих косинусов пахнет скукой и кладбищем. Жесть.
Часто можно слышать от родителей:
— Ты пойми, мы не ругаем тебя. Просто мы хотим, чтобы ты был счастлив. Ты же не чужой нам. Давай, возьмись за ум.
Они говорят это уже в тысячный раз. Это груз. «Мы хотим, чтобы ты был счастлив», поэтому мы будем тебя грузить. Пока это счастье не проступит на глазах. Видимо, это будут слезы счастья. Даже если вы заставите ребенка учиться, то таким образом удовлетворите только свое желание.
А быть надо честным. Сознайтесь, что учеба не сделала вас счастливым, не сделает и его. И просто принято не ходить голым по улице, точно также принято быть грамотным. Так принято - дышать, чтобы происходили окислительные реакции в организме, и просто есть пищу, чтобы был строительный материал для организма. Чаще всего, когда ты просто ешь или дышишь - это ничего общего не имеет со счастьем. Но, время от времени, случаются вдохи… Время от времени самый обыкновенный простой кефир в стакане становится божественным нектаром. И не потому, что его не хватало. А потому что именно этот простой кефир оказался в этом стакане в это самое время. И это настоящее счастье.
Можете себе представить, какой же тогда восторг таится в формулах сокращенного умножения?
Вот чему нужно учить:
— Возможно, нет ничего радостного и интересного в твоей учебе. Но это только потому, что не пришло еще. Просто учись. Не думай об оценках. Не в оценках дело. Как может другой человек оценить твое состояние и отношение к предмету? Откуда знает учитель, что такое настоящий равнобедренный треугольник? Если он настоящий только в твоем сердце. Еще не открытый, ждет твоей внимательности. Ты найдешь его среди других самых обыкновенных, подобных бесподобному. Когда? Никто не знает. Однако, если ты начнешь его искать, он откроется. Может не скоро, но откроется.
Почему мой ребёнок не хочет учиться
Почему сегодня многие дети не хотят учиться? В данной статье я отвечу на этот непростой вопрос с позиции педагога и мамы 12-летнего ребенка. Также я поделюсь некоторыми секретами, которые в свое время помогли мне мотивировать мою дочь Соню на учебу.
Почему ребенок не хочет учиться?
1. Ребенку скучно или лень
Наблюдая за современной системой образования, я отчетливо вижу, как сложно нынешней школе, которая практически не изменилась со времен моего детства, соответствовать потребностям и интересам современных детей.
Детям нужно много любви, но школа со своими почти неизменившимися авторитарными методами не спешит давать детям любовь.
Детям нужен естественный интерес к предмету обучения, но так ли много сегодня педагогов, которые действительно хотят увлечь ребенка той же математикой или чтением?
Детям нужны мгновенный захват внимания и динамика (вот почему они так любят гаджеты). Но давайте зайдем в обычный класс обычной школы. На многих уроках действительно ужасно скучно!
Можно, конечно, попытаться найти идеальную школу. Я пробовала. Не получилось:)
Можно забрать ребенка на домашнее обучение. В этом случае будьте готовы посвятить большую часть вашей жизни обучению своего чада. Не все родители к этому готовы. Кроме того, не во всех странах возможен переход на домашнее обучение без серьезных медицинских причин.
Остается одно – пробуждать интерес ребенка к формальному образованию, создавать развивающую среду.
Да, это нелегко и порой недешево. Но если вы зададитесь целью увлечь ребенка той или иной наукой, способы найдутся. Благо сегодня есть море книг, рабочих тетрадей, раскрасок и пр. детских пособий из разряда «Занимательная математика», «Веселая география» и т.д., а также масса других возможностей, включая, кстати, Интернет.
Так, моя дочь серьезно увлеклась английским языком, в т.ч. «школьным», после того, как стала посещать хорошие курсы с отличным преподавателем.
Еще больше она полюбила историю после того, как мы съездили в Рим и она своими глазами увидела Колизей и многие другие знаковые для истории европейской цивилизации места.
Ее интерес к географии стал расти после того, как она «погуляла» по Google-карте по городам ее мечты – Москве, Санкт-Петербургу, Нью-Йорку, Дубаю и др.
Интерес к орфографии значительно вырос после того, как она, повзрослев, стала активно переписываться в соцсетях: не будешь же писать друзьям с ошибками:)
Она влюбилась в поэзию после того, как среди прочих поэтов однажды узнала Сергея Есенина и его творчество. Есенин и стихи – любовь навсегда.
Поэтому ищите, с какого фланга в вашем случае можно взять эту вроде бы неприступную башню детской «образовательной апатии».
Не знаю, как вам, но мне кажется, что школьная программа стала сложнее, а учебная нагрузка больше.
Я смотрю на свою дочь и других детей и вижу, что целыми днями (включая каникулы) они только и должны, что делать какое-то очередное задание. Иногда возникает стойкое ощущение, что система образования давно поставила во главу угла количество (часто в ущерб качеству).
Надо ли удивляться, что среднестатистическому ученику (а таких ведь большинство) учиться очень трудно? Добавьте сюда порой неподъемные для ребенка ожидания родителей и педагогов и сделайте выводы о психологическом состоянии многих современных школьников.
В некоторых случаях есть смысл сменить школу. На мой взгляд, это крайняя мера. Она хороша в том случае, если вы отдали ребенка с сильным логическим интеллектом в языковую школу или, наоборот, явного гуманитария в мощный математический лицей.
В целом же смена школы ничего не решает. Во всех школах надо учиться, во всех школах есть обязательная программа, во всех школах много задают.
Помочь ребенку нужно иначе – сделать неясное ясным, уменьшить общую интеллектуальную нагрузку, позволить «просто учиться» и т.д.
Здесь хочу немного пояснить.
Даже вполне успевающие дети иногда не понимают довольно простых вещей, например, принцип деления в столбик или разбор слова по составу.
Важно вовремя отловить такие моменты и объяснить ребенку, если надо, на пальцах. Ибо несколько таких непонятных моментов – и вот мы уже имеем сильно отстающего по предмету ученика.
Уменьшить общую интеллектуальную нагрузку
Когда моя дочь перешла в пятый класс, мы с ней решили отказаться от дополнительных занятий по двум языкам, которые в течение трех лет она посещала 4 раза в неделю.
Есть дети, которые, как я когда-то, обожают учиться и готовы делать это всегда и везде. Но это не мой ребенок. Ей совмещение школы, домашних заданий и двух курсов, на которых тоже задавали очень много, давалось не так просто.
«Мама, у меня совсем не остается времени для себя». Ей не нужно было говорить мне это дважды. Нагрузка и в самом деле большая. Даже все выходные приходилось проводить за уроками.
Впереди был пятый класс с новыми учителями, новыми предметами, в новом здании. Решение об уходе с курсов я поддержала сразу. И надо сказать, что годовые оценки по языкам в этом году остались на прежнем уровне.
Но главное – у ребенка весь год было «время для себя», а не только для бесконечной учебы. И, кстати, именно в этом году она обрела много новых увлечений: стала писать романы (у нее уже есть читатели-фанаты:), фотографировать природу, изучать «Фотошоп» и возможности «Инстаграма», продвижение в соцсетях и т.д. И учебный год она окончила даже лучше, чем я ожидала. Вот что творит адекватная учебная нагрузка.
Да, наверняка она знает на пару десятков или даже сотен английских слов меньше, чем ребята, продолжившие посещение курсов. Но мы как-нибудь это переживем, правда?:) Я вот выучила английский вообще в 20 лет и даже потом преподавала его.
Не ждите, что по окончании школы ваш ребенок непременно станет профессором Лондонского университета, великим спортсменом или рок-звездой. Освободите его от всех этих зачастую непомерных ожиданий!
Он и так станет тем, кем ему должно стать. Если вы позволите ему просто учиться и создадите для способностей и талантов ребенка здоровую среду. А начинается здоровая среда с принятия преимуществ и ограничений вашего ребенка, с понимания его слабых и сильных сторон.
Поэтому не старайтесь при помощи формального образования сделать из ребенка того, кем он все равно никогда не станет. Ибо как ни заставляй рыбу лазать по деревьям, она этого никогда не сможет. Зато в воде рыбе нет равных.
Редкие дети одарены настолько, чтобы показывать равновысокие успехи во всех областях наук. И почти ни у кого из них все типы интеллекта (логический, вербальный, конструктивный, спортивный, личностный и т.д.) не развиты одинаково сильно.
Вот почему я выбираю фокусироваться на сильных сторонах моего ребенка и еще больше прокачивать именно их. А слабые стороны пусть делают, что хотят:)
Так, именно по этой причине я больше вкладываюсь в изучение моим ребенком языков, покупку исторических энциклопедий и художественной литературы. Языки, литература, история – однозначно Сонины сильные стороны.
Математика – слабая сторона, как и у ее мамы:) Поэтому я просто прошу Соню «получать по предмету хотя бы проходные баллы». Большего ни мне, ни ей от этой науки не требуется.
И навсегда забудьте о сравнении вашего ученика с другими! Ваш ребенок таков, каков есть. Он не родился соревноваться с другими детьми.
3. Ребенку не нравится учитель (учителя)
Все мы знаем, что обычно любовь к предмету рождается через любовь к учителю. В свое время я преподавала румынский язык в русскоязычном лицее. Надо сказать, этот предмет дается русскоязычным детям с трудом, поэтому его часто не очень любят.
Мои ученики и сам язык, и наши уроки обожали. И все успевали по предмету очень хорошо. Почему? Потому что они любили меня – их учителя. А любили потому, что я очень любила их и свою работу.
Но давайте посмотрим правде в глаза: не все люди любят свою работу. Не все учителя любят свое дело. И не все любят детей. В школе, как и в любом другом месте, есть случайные люди, которые пришли в профессию не потому, что это призвание, а по иным причинам. Таких учителей дети обычно терпят. Но не любят.
Рассказать ребенку, зачем он ходит в школу на самом деле.
Все дети мечтают, чтобы их любили везде, куда бы они ни пришли. Потому что для ребенка любовь – это индикатор того, что с ним всё в порядке.
Но мы-то с вами знаем, что любить наших детей никто не обязан, правда? Важно деликатно донести эту мысль до ребенка.
«Марьиванна не обязана любить тебя. Для этого у нее есть свои дети. И ты не обязан любить ее. Она приходит в школу, чтобы тебя научить. Твое дело – научиться. А любить тебя будем мы с папой».
Кстати, надо сказать, что в этом случае Марьиванне никогда не стать истинным наставником вашего ребенка. Ибо наставник – это тот, кто сначала любит и только потом учит.
И обязательно акцентируйте внимание ребенка на том, что отсутствие любви и принятия со стороны учителя не означает, что с ним что-то не то. Просто не у всех людей в душе так много любви, чтобы ее хватило и на себя, и на семью, и на кого-то еще. Увы.
4. Ребенок чувствует себя в школе психологически некомфортно
Был период, когда моя дочь не хотела идти в школу. Совсем. Потому что у нее не заладились отношения с некоторыми одноклассниками и учителями.
«Дима меня оскорбляет». «Марьиванна ко мне слишком строга». И вот здесь самое время начать обучать ребенка искусству отношений.
А что есть искусство отношений? Это не уйти в тень, если тебе сказали не то, что тебе хотелось услышать. Это не вступать с грубияном в жесткую перепалку. Это уметь сохранить достоинство, вести конструктивный и взаимоприятный диалог, выстраивать здоровые психологические границы, принимать другого и т.д.
Вот что я объясняю своей дочери: психологический комфорт – это не история о других, это история о тебе . О том, насколько деликатно ты ведешь себя по отношению к другим людям и насколько мудро реагируешь на слова и поступки в свой адрес.
Это и есть, пожалуй, самая сложная школьная (и жизненная) наука – выстраивать отношения с людьми. И чем раньше мы начнем обучаться этому сами, тем проще нам будет научить великому искусству отношений наших детей. Поверьте, это знание гораздо важнее для жизни, чем все школьные предметы вместе взятые.
Это то, чем мы займемся с 7 сентября на курсе – будем учиться строить и сохранять гармоничные отношения с нашими детьми. Чтобы и самим стать наконец счастливыми в своем родительстве, и детям передать этот важнейший жизненный навык.
о свежих полезных статьях блога «Отношения с ребенком» ,
оставьте свои контактные данные вот здесь
Комментарий к “ Боль №4. «Ребенок не хочет учиться» ”
Катюш, абсолютно с тобой согласна. Все очень правильно и последовательно.
Могу описать свой маленький опыт с моими 3 детьми. У них разница в 4 года. Когда у меня родилась первая дочь — я уже была, скажем так, состоявшейся личностью во всех отношениях и к процессу развития дочери подошла максимально пристрастно:))) Практически все свое время я посвящала ей. В ее 4 года у нас появилась вторая дочь, а моя первая пошла в школу. Мы живем в Канаде и в школу можно пойти с 4-х. Не могу сказать, что она спокойно пережила появление своей сестрицы на свет, но со временем все встало на место и все были счастливы. Я старалась давать моей старшей дочери максимум внимания и, признаться честно, много от нее хотела. Она же в свою очередь не сопротивлялась и с удовольствием участвовала во всех моих экспериментах Моя же средняя дочь все время была рядом и «училась» пассивно. В свои 2 года она знала цифры до 100 и звуки алфавита, те в свои ровно 2 года она начала читать и в 3 года весьма хорошо читала. Когда моей старшей принцессе исполнилось 6 — я ее отпустила. Те я считаю, что до 6-ти я ее максимально развила, самое главное, сделала ее любознательной и она уже читала на английском на уровне 3-го класса + училась во франц. школе (все предметы на французском) и умела терпимо читать на русском. С русским дела шли очень туго до тех пор пока ее в школе не поставили в пример другим детям. Подчеркнули ее уникальность. Сейчас ей 13. Учится она на 95-100% — по нашим меркам — это суперотлично. НО. я не занимаюсь с ней совершенно. Я всегда готова ей помочь (не помню когда это делала), но это ее дело — как ей учиться в школе и кем ей после быть. Она в курсе, что мы принципиально не будем принимать участие в ее высшем образовании. В Канаде достаточно возможностей получить его бесплатно — было бы желание. Моя средняя принцесса в свою очередь учится сейчас в 4-м классе и тоже отлично. Я французский не знаю — она сама все делает. Мой же сын — ему 4,5 года -упорно не хотел учиться читать и не проявлял никакого интереса к буквам. Тем не менее я тоже нашла выход. Он может часами собирать электрические цепи и наборов у него становилось все больше и больше, а в них инструкции. Я ему упрощала инструкции сама и он был вынужден начать читать, что бы собрать радио Он тоже в этом году идет во франц школу. Думаю, ему будет там не так интересно как моим девочкам, но посмотрим.
В общем, хочу тоже присоединиться к Катерине — самое страшное — это когда ваше дитя инфантильное и нет никакого желания развиваться. Т.е. нет цели. Хотя, что значит иметь цель у ребенка? Опять же, хочется сказать, что немалую роль играет обеспеченность родителей, которые могут показать своим детям мир и увлечь их. С деньгами это сделать просто. + 100% любовь родителей.
Возможно, я очень прессовала девочек на счет чтения, но я считаю, сейчас такое огромное количество информации, что просто необходимо как можно раньше уметь читать и понимать ее. Моя средняя дочь читает книги 120 стр за полчаса и тут же мне пересказывает — она сама как-то этому научилась. Это ей позволяет экономить массу времени. Но я не уверена, что она получает удовольствие от чтения
Почему ребенок не хочет учиться?
Ваш ребенок-школьник ненавидит школу всеми фибрами души? Ходить туда каждый день для него мучение? Вместе с сайтом «Красивая и Успешная» разбираемся, почему ребенок не хочет учиться и как вести себя родителям в этом случае.
Родителям следует сначала выяснить (путем самостоятельных наблюдений и умозаключений или поговорив откровенно с ребенком), в чем именно причина нелюбви к школе. Глобально причин может быть две: несложившиеся отношения (с одноклассниками, учителями) и проблемы непосредственно с учебой .
Эту статью мы посвятим второй ситуации, когда ребенок не хочет учиться, потому что трудно, скучно, нет стимула и т.д.
Почему ребенок не хочет учиться: отсутствие мотивации
Правильный психологический настрой у школьника очень во многом зависит от родителей, их отношения к школьным достижениям ребенка.
Многие дети рассуждают так: родителям — хорошо, они ходят на свою взрослую работу, знают, что и как там надо делать, еще и получают за это деньги. «А вот мне приходится мучиться в этой школе, где неинтересная история, непонятная алгебра и занудная химия», — думает ребенок.
Обязательно расскажите ему, что и у вас в школьные годы не все и не всегда получалось, были любимые и нелюбимые предметы и иногда вам тоже не хотелось делать домашнее задание.
Но (и это важный психологический момент, если ваш ребенок не хочет учиться!) со временем вы все равно пришли к выводу, что учиться нужно и полезно , что и взрослым это необходимо на работе и в жизни и что чем больше человек знает и умеет, тем более ценным специалистом он считается. Приветствуются конкретные примеры из вашей жизни.
Всегда поддерживайте своего ребенка , он должен знать, что родители и дом – это его надежный тыл. Хвалите за то, что получается в школе, а все остальное – временные неудачи, которые бывают у всех, и даже у взрослых.
Стимулируйте у своего сына или дочки такие качества, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность по отношению к школьной жизни, учебе, саморазвитию. Сам сделал уроки – молодец, прочитал что-то дополнительно к школьной программе – отлично, вовремя вспомнил про заданный доклад и попросил вас помочь – тоже неплохо.
Вы окажете этим очень большую услугу вашему ребенку, даже если сейчас он не хочет учиться.
Отличной мотивацией для детей становятся успехи и достижения сверстников .
В интернете можно найти массу конкретных историй и примеров про детей- ровесников вашего ребенка, которые сконструировали получившего первое место робота, выучили иностранный язык и поехали совершенствовать его за границу, победили на международной олимпиаде по химии ну и так далее. Чаще рассказывайте ему об этом, но не в ключе «вот какие дети бывают, а ты ничего не умеешь», а в контексте «видишь, такие же ребята, как ты, добились успеха, и у тебя получится!»
Почему ребенок не хочет учиться: трудности в обучении
Часто бывает так: по большинству предметов у ученика все относительно нормально и спокойно, а вот один или два никак не даются, отсюда и ответ на вопрос, почему ребенок не хочет учиться. Мы все не любим то, что у нас не получается.
Здесь в помощь вашему школьнику не только ваше внимание и желание помочь, но и книги и интернет .
В отличие от школьного детства большинства пап и мам, когда таких источников информации не было и в помине, у сегодняшних детей огромный выбор. С помощью имеющейся литературы, дисков, программ и ресурсов Всемирной паутины можно добиться чего угодно – подтянуть иностранный язык, выучить историю государства Российского, посмотреть на опыты по физике и химии.
А для ребенка очень ценно будет и то, что вы принимаете близко к сердцу его проблемы в школе, то, почему он не хочет учиться, вместе с ним ищете информацию, помогаете ему разобраться в сложном предмете.
Обязательно отслеживайте прогресс ребенка по тому предмету, который не дается, и подчеркивайте его успехи, связанные с дополнительными занятиями.
С другой стороны, sympaty.net настоятельно советует развивать те таланты , которые, несомненно, есть у вашего сына или дочки.
Если он или она легко и с интересом делают задания по математике, на лету схватывают английский язык, любят читать – поощряйте ребенка в дальнейшем совершенствовании . Шаг за шагом можно уделять больше внимания таким предметам.
- вы и ваш ребенок создадите устойчивый «плюс» , который будет компенсировать «минус» по тем предметам, которые не даются и из-за которых ребенок не хочет учиться;
- ребенок убедится в собственных способностях и возможностях и станет более уверенным в себе;
- возможно, появится основа для профориентации в старших классах.
Итак, как видите, есть довольно много способов помочь вашему школьнику, когда вы точно определите, почему ребенок не хочет учиться. Да, помощь ему – это ваше время, силы и средства, но все это обязательно многократно окупится.
Будьте неравнодушными и активными родителями, и ваш ребенок обязательно научится учиться!
Копирование данной статьи запрещено!
Почему ребенок не хочет учиться. Почему ребенок не хочет учиться в 10-12 лет
К 10–11 годам дети переходят в предподростковый возраст, и на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь школьнику важно учиться, чтобы быть не хуже других – или, наоборот, перестать учиться, чтобы не сочли «ботаником». На самом деле так было раньше, а в списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте, сразу после «слушаться старших». К сожалению, многие дети сейчас учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, и мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается. И этому есть биологические объяснения!
С точки зрения биологии, подростковый возраст – самое неудачное во всей жизни время для учебы. Префронтальная кора головного мозга школьника залита «сиропом» из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах.
Фактически единственное, чем занят организм в этот период, – поиск подходящего полового партнера, так что с точки зрения физиологии следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту.
Получается, то, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился», всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройке всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, «строительных материалов». И, разумеется, с точки зрения эволюции, физика, обществоведение и русская литература – совершенно не нужные вещи!
Главный совет родителям подростков – это снизить требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если просто на время перестанете ждать от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Конечно, требовать, чтобы домашнее задание было сделано вовремя и в надлежащем объеме – обязательно. Но вот ожидать, что это будет сделано добровольно, не стоит. Ваше дело – контролировать, заставлять, проверять, а его дело – отлынивать, морочить вам голову и увиливать от поручений.
А что делать, если ребенок не вступил еще в фазу преображения, не прибавил резко в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно «съехала»? Тогда, вероятно, он просто пропустил что-то важное, пока болел. Проверить это очень просто (хотя и не слишком приятно для ребенка): берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце – все сразу становится понятно. Дальше вы можете или сами нагонять пропущенные темы, или кого-нибудь пригласить в помощь. Не обязательно профессионального репетитора: соседка, старшеклассник, дедушка-инженер вполне справятся с программой примерно до 8-го класса.
Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике, тем не менее, преобладают двойки, стоит сходить к детскому психологу: иногда ребенку достаточно того, что кто-то его внимательно выслушает, не перебивая и не оценивая, и просто поддержит. Ведь, строго говоря, на учебе может сказаться все что угодно: и запутанная история отношений с одноклассниками, и травля, и конфликт с учителем. Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке, сходите к врачу, сдайте анализы: даже понижение уровня гемоглобина может влиять на память, а что уж говорить о проблемах со зрением или слухом?
Почему ребенок не хочет учиться
Конечно, никто не скажет вам заранее, станет ли ваш первоклассник в дальнейшем отличником или троечником, но выяснить, как он справится с учебными нагрузками, можно. Самый главный параметр, на который стоит обратить внимание - физическое развитие дошкольника. Тут важно все – и то, насколько развиты его координация и мелкая моторика, и состояние нервной системы, и даже количество постоянных зубов. Попросту говоря, важно понять, насколько ребенок созрел для школы физически. Между прочим, всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами»! Поведите простой тест: ребенок, у которого уже прошел скачок роста, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны, через голову: это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе к подростковым. Зубы тоже начинают меняться: хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.
Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям оставить его еще на год в детском саду, все же торопиться в школу не стоит: этот последний подготовительный год может оказаться решающим. Разница будет очень заметна: когда ребенок действительно готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет. А малыш, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро «сойдет с трассы», начнутся бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой).
Еще одно важное условие готовности к школе: учебная мотивация должна преобладать над игровой. На практике это означает, что ребенок уже предпочитает читать (100 книг, которые должен прочитать ребенок до 7 лет), слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы и строить башни из конструктора. И если в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, то к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех. На деле же в подготовительной группе детского сада скорее можно увидеть очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, «разболтанных», энергичных мальчиков, для которых проблема – посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».
Иногда гиперактивность и невнимательность достигают таких угрожающих масштабов, что родители начинают подозревать какой-то неврологический диагноз. Обратите внимание, определить наличие СВДГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и только после специального обследования. Ни психолог в садике, ни учитель ставить такой диагноз не могут!
В общем, даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ, в целом детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше, чем раньше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.
Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач – неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т. е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).
Мешать ребенку хорошо учиться могут и неврологические проблемы – дислексия, дисграфия и дискалькулия, т. е., соответственно, невозможность читать, считать и писать. Обратите внимание, это именно невозможность, причина которой – крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться.
Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции вполне успешно исправляются занятиями с нейропсихологом, в частности, специальными упражнениями.
Ну а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения? Возможно, кто-то из близких слишком строг к ребенку, родители регулярно ссорятся или прямо сейчас проходят через развод, член семьи серьезно болен или родился новый ребенок. Ведь дети сами не могут связать, например, недосып из-за плачущего по ночам младенца и плохое запоминание на уроках. Это не новость, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.
Datalife Engine Demo
Дети дошкольного возраста практически никогда не бывают ленивыми. Но в школе нередко возникают проблемы, которые родители характеризуют одним словом «лень». Когда вполне успешный дошкольник вдруг превращается в нерадивого ученика, родители винят в этом кого угодно - школу и самого ребенка, но не самих себя. На самом деле все иначе: многие проблемы спровоцированы именно родителями.
Нежелание учиться вызывается различными причинами. Одни дети утрачивают интерес к обучению уже во втором классе, другие — в пятом, а третьи — в старших классах. Если ребенок не желает учиться с первых дней посещения школы, то проблема кроется в его психологической неподготовленности к школе. Рассмотрим несколько распространенных причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе.
Школа не старается набирать в первые классы «неготовых» детей, потому что именно ей с ними мучиться! Дети тоже не спешат преждевременно потерять свою свободу. Инициативу в свои руки берут родители. Специалисты считают, что важные качества, необходимые для обучения в школе, формируются у детей к семилетнему возрасту.
Определять готовность ребенка к школе можно по-разному. Родители подходят к этому вопросу формально: буквы знает, немного считает, знает наизусть стихи - значит готов. При этом родители считают: главное — пристроить своего ребенка в лучший класс, а там само как-нибудь наладится. Нежелание ребенка учиться становится для них громом посреди ясного неба.
Многие родители недооценивают глубину положения. Если шестилетний ребенок приходит домой из школы и уверенно заявляет, что больше туда не пойдет, родители принимают это за забавный курьез, который можно пересказать близким и знакомым. Кто-то отмечает в этом проявление независимости в характере. Но на самом деле это классический вариант отсутствия мотивации к учебе.
Если ребенку уже восьмой год, а он все еще не готов к серьезному переходу, нужно обязательно проконсультироваться с психологом. Дети, имеющие задержки в развитии, нуждаются в специальных программах, так как обучение на общем основании не даст им ничего, кроме комплекса неполноценности.
Другая ситуация, если развитие ребенка соответствует норме, но отсутствует учебная мотивация. Таким образом, ребенок словно застревает в «игровом» пространстве. И здесь также потребуется поддержка специалиста. Его задача: переключить игровую мотивацию ребенка на более взрослую. Как правило, своевременное выявление проблемы (не позже апреля-мая), позволяет к сентябрю вывести ребенка на должный уровень, необходимый первокласснику.
Способный, но ленивый ученик
Эта проблема касается большинства детей, проживающих в крупных городах. Дети дошкольного возраста нацелены на получение новой информации, но отправляясь в школу, они чаще остаются разочарованными. Ребенок выясняет, что школа - это достаточно скучное место, где он вынужден делать массу неинтересных вещей. Например: научиться правильно писать, повторять пройденный материал, выслушивать ответы своих одноклассников. А он не желает и не любит все это выполнять, поскольку здесь отсутствует новизна, нет удовольствия от работы.
Нередко такие дети, несмотря на неплохие интеллектуальные способности, учатся посредственно и даже попадают в список неуспевающих учеников. Но жажду нового они все же удовлетворяют вне школы - с помощью чтения, компьютера и различных кружков.
Эти дети ориентированы на одобрение и похвалу взрослых, им интересна содержательная сторона обучения, но совершенно не волнуют отметки. Ребенок может успешно заниматься несколькими вещами, поскольку главное для него - не преуспеть в школьном предмете, а сделать все правильно, чтобы оправдать ожидания родителей и педагога. Такой ребенок идет в школу для того, чтобы стать примерным учеником. Независимо от умственных способностей, он может успешно справляться с учебной программой.
Подобная мотивация необходима в самом начале обучения, именно ее так не достает шестилеткам. В младших классах это благополучная категория учащихся, но наступает момент, когда одобрение педагогов и родителей теряет значимость. Теперь на первом плане стоит одобрение сверстников, у которых в цене могут быть иные достижения и качества. С этого времени ребенок может измениться не в лучшую сторону. Он прекращает делать домашние задания, посредственно учится, где-то пропадая после школы или тратя свободное время на общение по телефону. При этом ребенок может активно заниматься внешкольными делами в той сфере, которая ценится в кругу его сверстников.
Дети, которым ничего не нужно
Такого ребенка устраивает все, лишь бы его не трогали. Он выбирает ту деятельность, которая не требует напряжения и не связана с риском. У ребенка совершенно отсутствует учебная мотивация, но сформировать ее практически невозможно. Зачастую родители вынуждены делать с ним домашние задания, начиная с первого класса и вплоть до окончания школы. Либо им приходится нанимать репетиторов, которые будут заниматься с ребенком. К сожалению, пользы от этого будет мало. Необходимость напрягаться вызывает у таких детей стойкое отвращение к учебе. И ничто не может это преодолеть.
Многое зависит от того, какой ваш ребенок. Родители сами могут определить, к какому типу принадлежат их дети.
Если ребенок охотно выполняет любые задания, но не отличается собственной инициативностью, не ставит перед собой целей - значит, родители должны приложить все усилия, чтобы сформировать у ребенка разные виды мотивации, пока имеется время, а их мнение и оценка еще играют роль для него. Вряд ли он станет тотально-любознательным школьником, но сможет проявить стойкий интерес в другой области (спорт, пение, танцы и пр.), если успеть его своевременно сориентировать.
Если ребенок активен и любознателен, но не отличается прилежностью и не доводит намеченных целей до конца - значит, ему не хватает мотивации достижения. У такого ребенка мало шансов стать прилежным учеником, но с ним нужно работать, учитывая особенности его натуры. Например: учитель объявляет, что в каникулы на экскурсию поедут только те дети, которые успешно закончат четверть. Это предложение обязательно покажется ребенку заманчивым, поэтому он сумеет ради этого потрудиться.
Ориентированный на результат ребенок получает удовлетворение от выполнения задуманного. Поэтому он постарается довести свои дела до конца. Казалось бы, это замечательное качество будущего отличника, лидера, ученого, но, к сожалению, мотивация достижения сама по себе еще ни о чем не говорит. Все зависит целей, которые ставит ребенок, а также от результатов достижения. Такие дети могут иметь как позитивные, так и негативные установки. Но всех их объединяет упрямое стремление к результату.
Как бороться с ленью ребенка
Нельзя бороться с детской ленью при помощи ремня, ограничения прогулок и прочих карательных мер. Также совершенно бессмысленно постоянно «пилить» ребенка. Иначе у него может возникнуть отвращение к учебе и труду вообще. Если не действуют никакие стимулы, можно прибегнуть к материальному. Но лучше, если вы сможете научить ребенка самостоятельно основывать для себя стимул и назначать соответствующую награду — это умение поможет ему в жизни.
Также следует отметить распространенный метод работы с ленивым учеником - совместное выполнение домашних заданий. Но готовить уроки с детьми можно только в первое время для того, чтобы научить их организации труда. Затем родители должны лишь проверять выполненные ребенком задания и помогать в случае возникших затруднений.
Если ребенок еще не созрел к школе и не может управлять своими действиями, вы можете садиться с ним рядом, занимаясь своими делами и приглядывая за ним. Родители должны понимать, что их главная цель — снизить опеку до минимума. К концу первого класса все дети должны выполнять домашние задания самостоятельно.
Ребенок сталкивается с контрольными работами с первого класса. Учителя могут назвать их по-разному: самостоятельные, проверочные, модульные, лабораторные работы. Однако созданы они скорее для проверки продуктивности учителей, чем для знаний у детей.
Вам знакома ситуация, когда ребенок приходит домой и, нервничая, выдает: “Сегодня была контрольная… Я не успел выполнить все задания”? В жизни самого прилежного ученика случалось, когда звонок вводил его в ступор при написании важной работы, заставляя добровольно-принудительно отдавать неполную работу под комментарии учителя: “Не засчитаю, если не сдашь работу прямо сейчас!”
Каждому требуется свое время для решения задачи. Но “не успел” - не причина для учителей, а невыполненные задания - это минус баллы, а значит оценка будет ниже.
В итоге, ученик, не успевший все написать, расстраивается, ведь дело не только в снижении самооценки, но и в возможном давлении со стороны родителей. Еще не был назван результат, а его возможные последствия уже негативно влияют на ребенка. Если сам ребенок претендовал на высокий балл, то процесс ожидания тянется для него долго и мучительно. Впоследствии, ребенок начинает рассчитывать на меньший, но удовлетворительный балл, либо его попросту перестают волновать свои оценки. Череда разочарований в школе может привести к неуспеваемости в школе, что пагубно скажется еще и на характере человека.
Спустя дни ожидания наступает долгожданный момент. Ученик слышит оценку. Так как выполнена работа изначально не идеально, то пять ребенок точно не услышит (если только учителя не подсобят из личных соображений, что бывает крайне редко). Остаются три варианта: четыре, если работа в целом сделана хорошо; три, если ученик не справился примерно с половиной работы; два, если вся или бо’льшая часть работы выполнена плохо.
Если четверка в дневнике приемлема и для учителей, и для родителей, то оценки ниже могут подпортить нервишки школьнику, оказавшемуся не в то время не в том месте. Поучения, дополнительные уроки, репетиторы, курсы. После одного случая все это еще редкость, но стоит возникнуть хотя бы намеку на проблемы в учебе, так сразу же начинаются ненужные хлопоты и беготня. Так из-за чего? Из-за оценки, которая не определяет реальные знания ребенка и особо не влияет на аттестат? Из-за неоправданных надежд, возложенных витающими в облаках родителями.
Родителям стоит рассудительно смотреть на учебу своего ребенка. Ребенок ни физически, ни ментально не может успевать во всех преподаваемых в школе науках. Да и это без учета внеклассных занятий: кружки, секции, курсы. Достаточно ребенку углубиться в определенную учебную отрасль, как он начинает “заваливаться” на других предметах. Это не дает возможности сконцентрироваться на интересующей теме, которая вполне могла бы определить дальнейшее будущее деятельности ребенка.
Возвращаясь к теме оценивания письменных работ и ограничения времени, стоит отметить, что виновником плохой оценки за контрольную работу оказался не столько сам ученик (хотя его вина здесь еще спорна), сколько сама образовательная система, которая ответственна за время, отведенное на проделывание той или иной работы.
Человеческое мышление хоть и может классифицироваться по-разному, но оно все равно индивидуально у каждого: для решения конкретных задач разным людям требуется разное количество времени. На одну задачу ребенку нужно три минуты, другому - восемь. Становится ли из-за этого второй ребенок глупее и необразованнее?
Нынешняя образовательная система насильно создает из детей настоящие “машины для убийств”. Они должны схватывать все налету, успевать все записывать и не отвлекаться, решать задачу любой сложности за минуту. В таких условиях легче создать комплексы и психологические травмы у ребенка, нежели опыт и знания.
На занятиях Маткласса ребенок не будет ощущать дискомфорт и неуверенность в себе. знают, как работать с детьми, какие им давать задачи и как направлять их в нужное русло. Если ребенок не справляется с заданием или у него остались вопросы, он спокойно может обратиться к учителю.
Контрольные работы, которые проводим мы, не состоят из длинного перечня серых, неинтересных задач и примеров. Каждое задание уникально, интересно и сопровождается пояснениями. Благодаря этому ребенок воспринимает контрольную работу не как проблему, создающую неудобства, а как новый опыт и развлечение.
Трудные задачи на занятиях имеют понятные условия и по своей сути наглядны, но для их решения ребенку нужно будет проявить смекалку и аналитические способности.
Сами дети принимают участие в составлении заданий на занятиях, потому их решение проходит легко, быстро и, главное, развивает способности и в самом преодолении препятствия, так и в создании задач.