На первом году жизни малыша идет формирование его иммунной системы и костной ткани и поэтому многие педиатры рекомендуют придерживаться строгой схемы введения дополнительных продуктов.
Какие можно овощи и фрукты давать ребенку в 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, до года?
Ребенку 6 месяцев.
Первым, что вводят в рацион являются овощные и фруктовые пюре.
Искусственникам также можно вводить каши для более лучшего набора веса.
Начинать обязательно с очень малых доз, например 1 чайной ложки в день и наблюдать за реакцией организма малыша. Если в течении суток не было высыпаний, то можно вводить увеличенную порцию, но при этом не вводить другого нового продукта.
ВАЖНО: Одними из первых вводимых продуктов будут цветная капуста и кабачок ввиду содержания достаточного для развития количества кальция и фосфора. А также пюре из тыквы, которое очень помогает пищеварению ребенка.
Из фруктового пюре предпочтение обычно отдается яблочному и грушевому, которое богато пектином и содержит много железа для нормальной работы кровеносной системы.
Остальные продукты лучше начинать вводить в следующих месяцах, потому что на привыкание к каждому новому продукту у неокрепшего организма уходит достаточно много времени.
В течении двух недель порция прикорма малыша вырастет до полноценной замены одного дневного кормления.
Ребенку в 7 месяцев из фруктов можно пробовать вводить:
- Персик
- Абрикос
- Банана
- Чернослив
Эти фрукты богаты микроэлементами и витаминами и отлично справляются с восполнением железа и улучшением пищеварения растущего организма. Если у малыша наблюдается жидкий стул, то от чернослива нужно будет отказаться.
К 8 месяцам организм малыша сформирован и готов принимать кисломолочные продукты. Поэтому многие педиатры советуют делать домашний кефир, йогурт и творог и постепенно вводить в рацион малютки.
Из фруктов в рацион малыша можно добавить:
- Клубнику
- Малину
- Смородину
- Вишню
- Сливу
В 9 месяцев деткам можно вводить в рацион экзотические фрукты:
- Ананас
При этом очень важно наблюдать за стулом ребенка и проявлениями на коже. Если есть реакция организма в любом из проявлений, то лучше отменить этот продукт.
В 10 месяцев ребенок готов пробовать алычу, сливу, арбуз. При этом очень дозированно надо давать именно последний фрукт, так как он влияет на водный баланс в организме.
В 11 месяцев и до года можно начинать вводить в рацион: мандарин, апельсин, грейпфрут.
При все полезности этих продуктов в ввиду высокого содержания витамина С и других витаминов, эти продукты очень аллергичны и поэтому требуют внимательного подхода.
Из овощей можно давать те, которые богаты клетчаткой и были не доступны в более раннем возрасте:
- Баклажаны
- Свекла
- Бобовые
- Белокочанная капуста
- Помидоры
- Броколли
Овощные супчики можно варить с добавлением растительного масла и немного соли, что улучшит вкус новых продуктов.
Какие можно овощи и фрукты давать ребенку в 2 года?
В возрасте двух лет питание ребенка уже четырехразовое и при всей разнообразности еще не подходит под общий взрослый стол.
Если ребенок будет позволять себе перекусы между приемами пищи – это снизит его аппетит, если же наоборот уменьшить количество приемов до 3-х, то это может сказаться на режимности и самочувствии малыша. Поэтому самые лучшие перерывы между приемами пищи это 3-4 часа.
Углеводы являются основным источником энергии для клеток и получает их ребенок именно из фруктов, овощей и каш. Также очень важно, чтобы организм получал достаточное количество макро- и микроэлементов, которые в большом количестве содержатся в овощах и фруктах.
Двухлетним детям можно давать следующие овощи:
- Баклажаны
- Помидоры
- Редис
- Огурцы
- Сладкий перец
- Картофель
- Морковь
- Броколли
Фрукты и ягоды ребенку в 2 года можно давать всех видов в количестве до 150 гр. в день.
Почему ребенок в прикорм не ест овощи и фрукты: что делать?
В наше время растет количество детей находящихся на чистом грудном вскармливании и когда малышу исполняется 6 месяцев, многие мамы скупают баночки с овощами и фруктами в надежде, что вот сейчас малыш начнет с удовольствием пробовать новые продукты.
Но почему-то не все дети с радостью принимают мамину инициативу и отказываются от таких новшеств.
Многие мамы идут на разного рода хитрости, чтобы заставить малыша открыть рот и съесть хотя бы ложечку.
Что же можно тут предпринять:
- Включить любимый мультик
- Привлечь на помощь для отвлечения внимания родственников, которые будут занимать его игрушкой
- Использовать любимую игрушку как пример того, как она кушает с удовольствием пюре
- Можно использовать различные присказки: «Летит самолетик(ложка) и прямо в ротик Кате..»
Но не все ухищрения к сожалению могут воздействовать на капризного малыша. Тогда можно попробовать улучшить вкусовые качества пищи с помощью соли и смешения овощей или фруктов.
Как научить ребенка есть овощи и фрукты, если он не хочет, отказывается?
Как вариант увеличения пищевого интереса ребенка — это дать ему возможность пробовать все руками. Для этого можно поставить тарелку на присосках перед ним и положить туда маленькие кусочки пищи, которые он сможет трогать ручками и пробовать на вкус.
Что делать, если ребенок перестал есть овощи и фрукты?
Организм ребенка, как ни у кого знает, что ему нужно и поэтому, если ваш малыш резко перестал пробовать фрукты и овощи, то не стоит впадать в панику. Просто он имеет право как и вы не желать их в данный момент.
И более того, скорей всего ему достаточно тех витаминов и микроэлементов, которые он уже успел получить. А через время, без ваших настойчивых уговоров, он снова вернет свой интерес к этим продуктам.
Что делать, если ребенок плохо ест овощи и фрукты? Ребенок не ест фрукты и овощи: Комаровский
По мнению Комаровского, если ребенок не хочет пробовать овощи и фрукты – значит просто не пришло время. Качественное грудное вскармливание заменяет все виды прикормов, потому что женский организм из века в век насыщал ребенка всем самым нужным и пытаться обмануть природу не стоит.
Если ребенок набирает в достаточном количестве вес и не выглядит болезненным, то нужно отпустить ситуацию и вводить фрукты и овощи постепенно без принуждения и уговоров. Придет время и ребенок сам потянется за новыми и полезными продуктами.
Видео: Что делать, если ребенок не хочет есть — Доктор Комаровский
Моей девочке 8 месяцев, и она ни в какую не хочет есть овощи , овощной отвар. Я покупала различные овощные консервы , предназначенные для детей с 4-х и 6-ти месяцев, но она ничего не хочет есть. Я должна оговориться, что наши попытки ввести овощи в питание начались с 7-ми месяцев. Совсем недавно она начала кушать Телятинку с овощами от Хайнц, но ест через раз. Я готовила ей овощи по Вашему рецепту, но и от них она отказывалась. В общем, как сделать так, чтобы ребенок ел овощи с удовольствием и не получится ли так, что летом, когда свежих овощей будет много, она просто их не будет есть?
Отвечает
Тот факт, что ребенок отказывается от овощей на первом году жизни, ни при каких обстоятельствах не должен восприниматься, как трагедия. В любом случае, до 12 месяцев ребенок наверняка может обойтись молочными и кисломолочными продуктами без какого-либо ущерба для своего здоровья. Активный рост костной системы и высокая потребность в кальции инстинктивно направляют вкусовые пристрастия в нужную сторону - подальше от картошки, поближе к молоку. После того как снижается потребность в кальции, ребенок охотно начинает есть овощные блюда . Отсюда и вывод - не суетиться и не заставлять, пока желание не появится.
Последнее обновление статьи: 18.04.2018 г.
Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.
А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.
Детский психолог
– важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.
Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.
Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать , и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.
Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.
Физиологические параметры готовности
Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.
Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.
Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или . Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.
Психологические параметры готовности
Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».
Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:
- младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
- ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
- малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.
Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.
Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:
Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.
Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания
Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.
Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.
Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.
Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, покрывает большинство потребностей детей до года.
Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.
Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.
Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.
Искусственное вскармливание
Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.
Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.
Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.
Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.
Ориентируйтесь на ребёнка
Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.
Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.
Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.
Прикармливайте только здорового ребёнка
Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.
Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.
Давайте понемногу
Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.
Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.
Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.
Откажитесь от насилия
Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.
С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.
Вводите каждый раз по одному продукту
Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.
Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.
Начинайте с «правильных» продуктов
Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.
Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.
Что делать, если ребёнок не ест прикорм?
Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?
О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:
Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.
Решение распространённых проблем
Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.
Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.
Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.
Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.
Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре
Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.
То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.
Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.
Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.
Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!
О чём ещё следует помнить родителям?
- Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
- Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
- Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.
Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.
Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.
Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.
(1
оценок, среднее: 5,00
из 5)
Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.
«Ребенок не ест овощи» — это один из самых популярных поисковых запросов в Яндексе на предмет того, что ребенок не ест. С одной стороны, это ужасно! Просто плакать охота от того, что дети не хотят кушать такие спелые, ароматные, хрустящие, яркие, ну, в конце концов, полезные — овощи. И это летом-то!
С другой стороны, это прекрасно! Родители ведь спрашивают у Яндекса, как решить проблему? Значит, хотят, чтобы их дети ели овощи.
Обычно мы с вами обсуждаем как безболезненно и постепенно выработать у себя и передать ребенку полезные привычки в питании. Составляем планы, а то и идем на разные хитрости, чтобы малыш ел то, что нужно. Сегодня я покажу вам, как работает другой метод. Очень простой и естественный. Правда, он может оказаться настоящим испытанием для городской мамы, но уж точно будет интересным и эффективным для ее малыша.
Метод погружения ребенка в окружающий мир!
В 2,5 года Алиса провела свои первые каникулы в деревне. Свежий воздух, просторный дом, утро, которое начинается с прогулки прямо в пижаме, чтобы проверить, не снесли ли курочки яйцо на завтрак? Купание в бассейне сколько душе угодно. Собственные качели и песочница.
И, наконец, они — овощи и фрукты в огороде! Так нагретые солнцем, что когда вы берете их в руки, они, кажется, дышат.
Исследование окружающего мира позитивно влияет не только на развитие речи ребенка , о чем я рассказывала вам зимой. Оно, безусловно, дает возможность искренне полюбить новые полезные продукты.
Впервые эта мысль меня посетила пару месяцев назад, когда мы посадили на балконе кустик базилика в горшке. Высоко поставить его было некуда, и он жил на полу. Там же играла Алиса. Сначала просто поливала кустик из маленькой лейки и выковыривала землю совочком для песка.
Но однажды, Алиса решилась отщипнуть листочек и попробовать. Когда я обратила на нее внимание, половина куста было съедено. С тех пор никаких претензий к зелени, плавающей в супе, моя дочь не предъявляет. Она просто полюбила петрушку, базилик и кинзу, которые помогала выращивать. Сама срывает их и приносит к обеду. Хотя раньше Алиса постоянно пыталась выловить и выплюнуть всю зелень.
Представляете себе, какие возможности для развития вкуса к еде у ребенка дает маме живой окружающий мир, если даже зелень в горшочках на балконе так его привлекает! Представили? А теперь смотрите!
Кто знает, что брокколи вкуснее всего есть сырой? Алиса!
Кто может рвать колючие огурцы голыми руками? Алиса!
Карамба! Кто пробовал острый перец в 2,5 года? Алиса!
Кто собрал ведро помидоров? Тоже Алиса!
Кто предложил сложить это добро в блендер, вместе с молодым чесноком, базиликом, семечками, нерафинированным подсолнечным маслом и «бзюкнуть»? Алисина мама! А кто потом уплетал этот «деревенский песто» на корочке черного хлеба? Конечно же, Алиса!
Кто собирает степные абрикосы для карамельного тарта со штрейзелем из грецких орехов? Алиса-сладкоежка!
Кто не боится пауков в малине? Бесстрашная Алиса (которая пока не знает, что в малине водятся пауки)!
Кто сказал, что вишня не такая вкусная как малина? Разборчивая Алиса!
Кому не нужно объяснять, сколько полезных для мозга антоцианов водится в шелковице? Очень умной Алисе!
Я понимаю страхи многих мам давать ребенку овощи из магазина. Хотя и не разделяю их. Мне кажется куда опаснее давать ребенку колбасу, майонез и конфеты оттуда. Но если вы все же боитесь магазинных овощей, то август и сентябрь созданы как раз для вас. Ведь именно сейчас в нашей стране созревает большинство овощей и фруктов.
Если у вас нет дачи, но есть бабушка в деревне (или другие родственники, готовые вас с радостью принять), обязательно отправляйтесь на каникулы! Если же и домика в деревне у вас нет, бросьте планировать отпуск на островах в отеле «все включено»! Ищете на букинге дома или отели для экотуризма в российской глубинке, где есть огород и хлев.
Я в этом году имела возможность сравнить размер Алисиного счастья от нахождения в отеле на побережье и в деревне у бабушки. Половину отпуска мы провели с папой в командировке в Сочи, где Алиса могла каждый день плавать в море, есть в ресторане, ходить в дельфинарий и контактный зоопарк. Вторую половину мы гостили в у моих родителей в Оренбуржье. Никогда не забуду, как моя дочь прямо завизжала от счастья, когда впервые увидела стадо коз в степи, которых еще и пасти разрешили!
Никакие аниматоры возле бассейна не развеселят ребенка так, как бабушка, которая играет со своей внучкой в «акулу и голую пятку». (Бассейн мы, кстати, бабушке подарили для активных занятий аквааэробикой, но он и внучкам ее очень приглянулся.)
Никакие дендрарии и природные памятники ЮНЕСКО не вызывают такого живого интереса, как кукуруза, растущая под окном. Ведь ее можно попробовать! (А в заповедных местах иногда даже нюхать цветы не разрешается.)
Трудности, поджидающие городскую маму в деревне.
Во-первых, все, что дети видят растущим на кустах и деревьях, они срывают и тащат в рот прямо как есть. То есть не мытым . Если вы будете это отбирать, кричать, волноваться, запрещать подходить близко к огороду, то от пребывания в деревне никакой пользы для развития вкуса к еде не будет. Поэтому маме придется крепко взять себя в руки. 😉 Поверьте, ничего плохого от пары не мытых клубничин не бывает . И похрустеть вытертым об майку огурцом — не грешно.
Наоборот, иммунная система ребенка в первые три года жизни особенно нуждается в постоянном поступлении небольшого количества микробов из внешней среды, для того, чтобы учиться их узнавать и с ними бороться .
Сначала младенец получает бактерии с кожи матери во время грудного вскармливания. Но переходя на прикормы, дети едят в основном термически обработанную пищу, которую вы сварили, потушили, запекли дома или купили в стерильной баночке в магазине. В ней микроорганизмов совсем мало. Свежие овощные салаты — до сих пор редкость в рационе годовалого малыша. Свежие фрукты мамы чистят и обдают кипятком. На прогулке часто не разрешают детям даже приблизиться к песочнице (не раз видела своими глазами), чтобы не потрогал песок и тем более не взял в рот. И чуть что, обрабатывают руки гелем-антисептиком.
Именно создание такого стерильного пространства для подрастающего ребенка считают одной из причин большой распространенности аллергии и астмы в современном мире. Мы собственными руками не даем иммунитету детей развиваться в первые 3 года жизни. Оставляем его не обученным реагировать нормально на продукты и инфекцию. А выходя в большой мир детского садика или школы, ребенок оказывается неготовым к встрече.
Между тем, по-настоящему опасны для детей в основном те микробы, которые передаются от других людей. Те микробы, которые просто обитают вокруг нас (в воздухе, почве, воде), особенно в микроскопических дозах, особенно в средней полосе России, просто стимулируют работу иммунитета и все. Так что не думайте о жутких деревенских котах, которые описали всю клубнику. Дайте малышу съесть немного ягод, а остальные тем временем помоете.
Вторая опасность, поджидающая маму, это деревенский ритм жизни. В нем есть плюсы. Например, вставать и ложиться можно рано. Шторы блэк-аут в деревне не особенно в ходу, да и петухи утром не дадут вам заспаться.
Но вот с прогулками будет сложно. То есть, ребенок будет целый день проводить на улице, играть и бегать. А вот его мама может целый день просидеть в тени какого-нибудь деревца с книжкой. А ведь маме ежедневные пешие прогулки тоже необходимы. Поэтому продумайте, куда вы можете отправиться (например, на речку или коз пасти), и не пропускайте утреннюю зарядку!
Вообще, не стоит сильно изменять свой и детский режим во время отпуска. Просто занятия у вас будут более интересные, чем дома. Но соблюдать расписание сна и бодрствования, правильно питаться, оставаться физически активными нужно обязательно. Если каких-то из этих элементов счастливой и здоровой жизни у вас пока нет, то отпуск в деревне — отличный повод их внедрить.
Все знают о том, насколько важно и полезно есть овощи. Овощи и фрукты должны составлять львиную долю дневного рациона. На деле же получается зачастую наоборот: мясо, каша, картошка, бутерброды и т.п. отнюдь не обязательно вредные продукты, однако в количествах, существенно превышающих потребности в них организма. А вот есть овощной салат не всегда получается хочется.
Особенно тяжело накормить овощами детишек. Обычно слово салат или зелень вызывает у них протест. Вряд ли вам удастся заставить ребенка есть овощи, но вот сделать привлекательными, интересными овощи для малышей вам вполне по силам. Что сделать, если ребенок не ест овощи ? Предлагаем некоторые овощные хитрости, которые помогут сделать овощи для малышей любимым блюдом.
Личный пример
Первым и главным пунктом должен быть собственный пример. Если родители рассматривают овощи только как украшение других блюд, то отношение к ним ребенка будет точно таким же. Старайтесь, чтобы в каждый прием пищи у вас на столе был овощной салат, просто нарезанные овощи. Ешьте их с аппетитом и искренним интересом:)
Заменим ими конфеты
Пусть у вас на столе всегда будут свеженарезанные сезонные овощи вместо вазы с конфетами и печеньем. Помидоры и огурцы, зеленый горошек, пучки зелени, сладкий перец, морковка, репка, а зимой та же морковь, и петрушки, редька, тыква и т.п. Поначалу ребенок, возможно, запротестует, но со временем привыкнет и полюбит, возможно, не все, но некоторые из овощей. Конечно, кусочки должны быть некрупно нарезанными и красивыми, вызывающими аппетит:)
Сделайте овощи… интересными!
Покажите ребенку, как из овощей можно сделать красивый красочный бутерброд, уложив на лист салата кружочек морковки или огурца и посыпав зеленью. Фантазировать можно бесконечно, выкладывая узоры, мордочки и т.п. А есть все это вдвойне приятно:)
Как вариант можно предложить ребенку сделать самому красочный салат. Лучше взять разноцветные овощи – пусть малыш сам выберет ингредиенты. Он может порвать листья салата, положить нарезанные вами овощи в салатник, посыпать семечками или орешками, перемешать – все это самостоятельно. А потом все это так интересно есть!
Постепенность
Старайтесь добавлять овощи в любые блюда. Желательно конечно их есть в сыром виде, но даже в вареном они очень полезны, и если уж выбирать между вареным овощем и отсутствием такового, пусть будет первый вариант. Да и ребенку будет проще перейти на овощи, если он будет употреблять их в привычных для него блюдах.
А если он их сам вырастит
Выращивайте овощи сами, вместе с ребенком. Даже если у вас нет дачи, где можно было бы выделить для малыша отдельную грядку, поставьте на подоконнике небольшие ящички, где можно выращивать хотя бы обычный , зелень, кресс-салат. А потом срезать это и самостоятельно добавлять себе и родителям в тарелку. Ну как после этого откажешься это съесть?
Кроме зелени на подоконнике зимой (и летом) можно проращивать разные зернышки: пшеницу, горох – любые цельные крупы. Малыш будет с удовольствием наблюдать за появлением крошечных проростков, а уж с каким интересом он будет их кушать! Пророщенный горох, между прочим, по вкусу почти не отличается от свежего, а можно смешать, например, с медом и съесть. Вкусно и полезно. Очень полезно! А главное, в будущем вашему малышу вряд ли понадобится диета Шакиры , кремлевская, семидневная, хлебная диета или любая другая. Ведь лишний вес возникает в 99% случаев именно от неправильного питания: жирного и ненатурального.
А можно немножко подождать, чтобы проростки подросли и бросать их как зелень в салатик. Такие росточки вместе с овощами внесут свой значительный вклад в здоровье ребенка да и родителей.
Не забывайте и о сказках и загадках. Та же вездесущая «Репка», процитированная по случаю употребления репки в салате придется как нельзя кстати к столу. Да и не обязательно «Репка». Можно ведь самим насочинять чего-нибудь про овощи, одновременно поглощая их с аппетитом:)
Ну и еще о чем хотелось бы сказать: приучая малыша к овощам, исключите из его рациона хотя бы самые : чипсы, сладкие напитки и т.п. Помимо того вреда, который они неизбежно несут для организма, они еще и отучают нас от вкуса натуральных продуктов, имея в своем составе глутамат натрия, который даже самое невкусное может сделать вкусным для наших рецепторов. Вряд ли после чипсов или сухариков вам захочется морковки. Ее вкус покажется абсолютно «бледным».
Ксения Поддубная