Сценарий детского рождественского праздника "Свет рождества" для детей 5-10 лет
Анциферова Ольга Васильевна, воспитатель высшей кв. категории, МКДОУ детский сад 17, город Ревда, Свердловская область.В сценарий рождественского праздника для детей 4 – 10 лет, подробно описана театрализованная музыкальная постановка, раскрывающая события Рождества, представлена игровая программа для детей, отвечающая на вопрос «Что дарить в Рождество имениннику?», а также в приложении представлена фонограмма сценки, фонограмма детской дискотеки. Данная разработка будет интересна тем, кто занимается организацией праздников, развлечений для детей, а также руководителям театральных групп, учителям воскресных школ и др.
Цель: приобщать детей дошкольного и младшего школьного возраста к духовно–нравственным ценностям, через знакомство их с событиями истории - Рождеством Христовым.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к истории возникновения одного из праздников - Рождества Христова, через театральную постановку.
2. Воспитывать стремление к доброте, любви к ближнему, трудолюбию, послушанию, вежливости.
3. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способствовать развитию чувства радостного ожидания от праздника. Развивать чувство радости в связи с этим событием.
Необходимый материалы: костюмы – Марии, Иосифа, 3-4 пастуха, 3 мудреца, 2 звезды, ангел Гавриил, ангел девушка, 3-4 человека на массовку; украшение зала – большая звезда, полотно вуаль трех цветов (белый, голубой, синий), вертеп, ясли, животные (овцы, ослик и др.); материалы для игровой программы – большая коробка-костюм «Подарок», слова «доброта и любовь», «послушание», «трудолюбие», «радость», картонные сердечки в подарок, на которых написаны те же слова, призы для игр и конкурсов, 3 корзинки, газетные шарики, 2 больших мяча; фонограмма театральной постановки «Свет Рождества», детской дискотеки, подарки для детей, колокольчики, маски.
Ход праздника:
Костюмированные герои спектакля встречают гостей и приглашённых, поздравляют с Рождеством Христовым. В зале два аниматора знакомятся с детьми и проводят небольшие игры на знакомства и раскрепощение, такие как «Ветер дует на того, то…», «Молекулы», «Ипподром», «Мы пришли в театр» и др.
Ведущий 3:
Добрый вечер, дорогие гости! Мальчишки и девчонки! Мы рады вместе с Вами праздновать один из самых ярких праздников - Рождество. Старинное слово «рождество» означает «рождение». Чьё же рождение мы празднуем? Кто родился в этот день? Под звон колоколов м начинаем этот веселый праздник… (Под музыку колоколов, через весь зал выходят артисты с колокольчиками в руках)
Девочка:
С добрым светлым Рождеством,
Что уже стучится в дом!
Распахните шире двери
Вы ЛЮБВИ, НАДЕЖДЕ, ВЕРЕ.
В этот день мы говорим
О рождении Христа.
В этот день молчать не могут
Наши детские уста.
И сердца желают славить,
Не смолкая ни на миг.
Прославляйте Бога с нами!
Не молчите – Он велик.
(Девочки-звезды собирают колокольчики и начинается музыкальная Рождественская постановка «Свет Рождества», фонограмма)
Начало: Танец кукол. (Исполнители пять человек)
.
Диалог мамы и дочки.
Дочь.
Мама, снег кругом, зима, повсюду красота.
И в витринах в магазинах все украшено красиво.
Словно чуда ожиданье, в тайне предстоит свиданье.
Говорят, о Рождестве. Мама, расскажи все мне.
Кто такой Иисус Христос? Тот, Кто праздник нам принес.
Расскажи, тебя прошу, я об этом знать хочу. (2 раза)
Мама.
Ты моя малышка-дочь, в эту сказочную ночь
Расскажу я все тебе о великом Рождестве.
Эта тайна велика. Бог вложил в наши сердца
Этот праздник сокровенный отмечать во всей Вселенной.
Поуютней в кресло сядь. Буду я повествовать. (2 раза)
Выходит Мария, садится и вышивает на пяльцах…
Мама.
Шестой уж месяц проходил, и послан ангел Гавриил.
Бог в Назарет его послал, чтобы он Марии возвещал.
Выходит, Архангел Гавриил…
Ангел Гавриил:
Мария, пречистивая дева, не бойся и вести благой откройся.
Я послан от Бога тебе передать, что ты от Него обрела благодать.
Великий родится во чреве твоем, слава большая будет на Нем.
Младенец Иисусом навек наречется и Господа силою Он облечется.
Мария:
Но как же со мной это может случиться?
Ведь мужа не знаю, еще я девица.
Ангел Гавриил:
Послушай меня, отвечаю тебе: ты Духом Святым осенишься во сне.
И будет с тобою Всевышнего сила, и в мир принесешь ты Божьего Сына.
Родне твоей близкой, Елизавете, той, что неплодной считалась на свете,
На старости сына Господь подарил и силу великую в славе явил.
Мария:
Да будет мне по слову твоему, послушной Господу я быть хочу.
Раба Господня навсегда. Да сбудутся твои слова.
Под слова мамы появляется Иосиф и вместе с марией идут в Вифлеем…
- Выходят звёздочки с ангелами танцуют …
Мама:
Мария с мужем стали собираться, Чтоб в Вифлееме записаться.
Там перепись людей была, Мария с мужем туда пошла.
И по дороге время ей родить настало. Мария с мужем долго дом искала,
Где разрешиться бы от бремени могла. Дорога их в гостиницу вела.
В гостинице им места не нашлось, Родиться Малышу в хлеву пришлось.
И спеленала она Сына своего. И радостью наполнило ее.
Младенца на руки взяла, Его Иисусом нарекла.
В это время выходят пастухи, садятся вокруг костра, греются
Мама:
И в той стране на поле были пастухи. В ночную стражу стадо стерегли.
Костры их быстро догорают, И пастухи здесь отдыхают.
В прохладе ветра, мгле ночной, где все объято красотой,
Где россыпь звезд мерцает дивно, лишь стадо их пасется мирно.
Зажигается яркий свет, являются ангелы и возвещают рад. весть.
(3 ангела)
Мама:
Но вдруг все светом озарилось, и слава Господа явилась.
И ангел перед ними встал, и страх на пастухов напал.
Ангел и ещё несколько рядом танцуют…
Ангел:
С колен поднимитесь, не бойтесь вы меня.
Великая радость к людям пришла.
Ныне родился Спаситель Иисус Христос. Спасение людям на землю Он принес.
Вот, укажу я вам знак, как найти. В город Давидов должны вы прийти.
Младенца найдете, в хлеву лежит он.
Достойный всей славы воссядет на трон.
Танец пастухов…
Пастухи:
К Младенцу в Вифлеем пойдем, как ангел говорил о Нем.
Посмотрим, что случилось там, о чем Господь глаголил нам.
Бог не оставит нас в пути, укажет нам, куда идти.
О чуде мы узнать хотим и всем об этом возвестим.
Скорей вставайте и пойдем, в дороге Богу воспоем
О силе дел Его чудесных прославим Господа мы песней.
Вовеки и веки будем превозносить Тебя.
Вовеки и веки, Боже мой, царь мой. 4 раза.
Пастухи садятся с права от вертепа и ждут слова песни мамы
Выходят звёзды с фонариками, Танец звезд…
Мама:
Моя малышка, ты не спишь еще.
Тогда послушай, дальше было что.
Младенца отыскали пастухи.
И низко поклонились все они.
Пастухи кланяются младенцу Христу…
Мама:
Пусть не всего всем рассказали
О том, что сами увидали.
И весь народ дивился чуду
и Бога прославлял повсюду.
А дальше дело было так:
Выходят из-за сцены волхвы с востока идя за звездой
Мама:
Звезду восприняли как знак
С Востока мудрые волхвы,
Они за нею долго шли.
И вдруг звезда встала на месте,
Где был Младенец с мамой вместе.
И мудрецы к ним в дом вошли
И славу Богу вознесли.
Подносят дары и кланяются…
Мама:
Младенец возрастал и укреплялся
И мудростью от Бога наполнялся.
И Божья благодать на Нем была.
И ликовали в небе ангела.
Дочь:
Ах, мама, я такое и видала,
Когда в мечтах все представляла.
Герои вдруг предстали мне.
Как в жизни все, а не во сне.
Теперь я знаю, для чего
Мы отмечаем Рождество.
Родился в этот день Христос
И нам спасение принес.
Кружится, прыгает, радуется вместе с мамой…
Дочь:
Давай быстрее, мама, отмечать
И в праздник Бога прославлять!
Аллилуйя! С праздником!
Звучит песня Алелуя…
Все участники выходят на сцену и встают вокруг Младенца Христа на колено простирая к Нему руки… Звезда над всеми с фонариком светит…
Ведущий 1:
Мне так понравилось представление, я узнала, что такое Рождество!
Ведущий 2:
Оказывается, это чей-то день рождения? Чей? Детям загадывает загадки:
Празднуем великое ныне Торжество, Праздник называется Христово...(Рождество)
От Бога к деве приходил ангел Божий...(Гавриил)
Марии Ангел весть принес, что родится ей...(Христос)
Где родился наш Спаситель - Место вам известно всем. Ну скорее назовите. Это город...(Вифлеем)
В пещере, в яслях, лежащим на сенце, увидите вы Святого...(младенца)
Иосиф был послушным, сказать я не боюсь, Нарек Младенцу Богу Он имя...(Иисус)
Кто Младенцу был не рад? избить детей послал солдат. Царь безбожный правил миром. Это был жестокий...(Ирод)
Первыми нашли Его в пещере...(пастухи)
В радости Богу они помолились И низко Христу пастухи...(поклонились)
К Малышу на день рожденья Дружно прибыли волхвы. Принесли в подарок деньги? Нет? А что? Скажите вы.
Как волхвы нашли Царя? Указала путь...(звезда)
На Рождество и торжеством, и тайной веет отовсюду, и сердце замирает в ожидании...(чуда)
Ведущий 2
: В этот день рождение обычно имениннику все дарят подарки!
О, как я хотела б побыть в Вифлиеме,
Иисуса увидеть в кормушке в хлеву.
Но что подарить мне ему в день рождение?
Но что я в подарок Ему принесу?
Что же мне такое подарить Иисусу? Ребят, а что бы вы Ему подарили? (Ответы детей)
Ведущий 1:
Посмотрите ребята, какой большой и красивый подарок я приготовила для Иисуса! Я туда положила свои игрушки, мандаринку, свою любимую заколочку, чего же еще не хватает?! (Подарок оживает, несколько движений под музыку) Мой подарок живой, он настоящий!
Подарок:
Привет всем ребятам, я хочу сказать вам дети, что есть что-то что особенно может порадовать Иисуса.
Ведущие:
Что же это?
Подарок:
Это наши сердца! То хорошее что в них есть! (покрутила, посмотрела сердце)
Ведущая 1:
Подарок, мне не понятно, о чем ты говоришь.
Подарок:
Мы сейчас поиграем, все станет понятно. Дети вы готовы поиграть? (ответы детей). Первое, например, доброта и любовь
(подарок достает слово и дает девочкам, те приклеивает на коробку).
Ведущая 1:
Точно, как же я сразу не догадалась. А я знаю подходящую игру….
Игра «Добришки» (два больших мяча запускаются в зал. Под музыку дети перекидывают мяч друг другу, на ком мяч остановился, те дети в микрофон говорят какие добрые дела они могут сделать или уже сделали; или выполняют задания ведущих - пожми руки соседей, крикни фразу «Быть добрым – это круто!» и т.п.).
Ведущая 2
: Все понятно, очень важно делать добрые дела и любить всех вокруг себя. Проводиться игра «Я люблю всех, всех, а особенно тех…» Ведущий говорит слова игры и называет тех, кого особенно любит, например, «…тех, кто зубы чистил сегодня, кто в белых носках, тех кто любит учиться и т. п.». Кого назвали те встают с места и машут руками и говорят фразу «Это я, это я». Самому активному ребенку приз.
Подарок:
Замечательно! Есть еще кое-что что радует Иисуса. И это трудолюбие
(приклеивает надпись на коробку). Очень важно в жизни не быть лентяем. Даже сам Иисус помогал своему земному отцу Иосифу в плотничном деле.
Ведущая 1:
Поднимите руку кто здесь лентяй. Нет таких! Расскажите, как вы трудитесь, какую работу выполняете? (в микрофон дети рассказывают).
Игра конкурс «Работать нам хочется раз, работать нам хочется два, работать нам хочется три, скорее трудиться начни» Вызывается на сцену 3 -4 человека, по выше написанные слова дети машут руками, как в игре «море волнуется раз.», и затем каждый изображает то как он трудиться. Задача зала угадать что показывает каждый из детей. Если зал догадался, смельчак получает приз.
Игра «Собери мусор». Вызывается 3 – 4 ребенка на сцену, им даётся корзина в руки. В зале раздается «мусор» (скомканная газета, обвернутая скотчем). По команде дети из зала кидают мусор на сцену с места. Участники должны как можно быстрее и больше собрать мусору. У кого больше тот победил и получает приз.
Ведущая 2:
А, я вспомнила еще одно хорошее качество. Может дети сами уже догадались? (ответы детей). Это послушание
(приклеивает надпись на коробку).
Подарок: Какие вы молодцы! Всегда ли легко слушаться? А кого важно слушаться? Почему же иногда у некоторых детей не получается слушаться родителей?
Ведущая 2:
Я вспомнила одну замечательную игру «Папа сказал…». Когда ведущий говорит «папа сказал» выполнять задание надо, если не прозвучало фразы «папа сказал», задание ведущего выполнять не надо. Игра на внимательность.
Игра «Раз, два, три…» На стул кладут приз. Вызываются 2 игрока. Они встают спиной друг к другу, руки вверх. На команду «три», надо первым схватить предмет. Кто первый тот его и забирает.
Подарок:
Как вы думаете, нравится ли Иисусу, когда люди унывают, никогда, никогда не улыбаются, а все время хнычут, и чем-то недовольны. (ответы детей)
Ведущая 1:
Я думаю Ему это совсем не понравиться...
Подарок:
Тогда, какое качество понравиться Иисусу?
Ведущая 1:
Радость
(приклеивает надпись на коробку) А вы умеете радоваться? Покажите, как умеете улыбаться, а смеяться умеете? Кто сможет громче всех засмеяться? (под фонограмму смеха).
Подарок:
У меня есть небольшие подарочки, что вы всегда могли вспомнить что же, радует Бога. Кто запомнил каким должен быть человек? Его сердце? Вместе с детьми повторяю все качества, которые написаны на коробке «подарке». Раздаются подарочки сердечки.
Ведущая 2:
Радоваться это приятно. Наш праздник продолжается.
Ведущая 1:
Становись скорее вкруг, чтобы продолжать веселиться, танцевать, хлопать и прыгать в этот замечательные день Рождества.
Проводиться дискотека (фонограмма)
Выходят аниматоры (две звезды, сами ведущие, ангелочки) и проводят детскую дискотеку под подготовленную фонограмму. В середине дискотеки появляется ростовая кукла любая (для радости), на пред последней песней – в зал выбрасывают воздушный шары (много). На последней песне детям предлагают встать за главным героем в колону и пройти в «звездные ворота звезды» (2 девочки соединяют полотно из ткани) для того что бы получить рождественский подарок.
Ведущий 3:
С Рождеством Христовым!
Конец.
Цель: приобщение учащихся к русским православным традициям.
Задачи :
1.знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;
2.воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;
3.организация культурного досуга школьников.
Возраст: 8 - 9 лет.
Продолжительность: 1 час.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Николаевска Волгоградской области.
Методическая разработка.
Праздник ««Рождество Христово».
Новикова Татьяна Михайловна,
Учитель начальных классов.
Введение.
Цель: приобщение учащихся к русским православным традициям.
Задачи:
1.знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;
2.воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;
3.организация культурного досуга школьников.
Оборудование:
Компьютер,
Мультимедийный проектор,
Экран,
Презентация «История рождения Иисуса Христа»,
Костюмы зверей для сценки «В лесу»,
Для игры «Валенки» - валенки,
Для игры «Поймай снежок» - «снежки» из ваты,
Для игры «Дары волхвов» - конфета, катушка ниток, напёрсток, жевательная конфета, маленькая открытка, игрушка, грецкий орех, конфета «чупа –чупс».
Возраст: 8 -9 лет.
Продолжительность: 1 час.
Этапы проведения:
1.Чтение стихов.
2. Сценка « В лесу».
3.Рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов.
4.Игры.
5. Подведение итогов.
Основная часть.
Тема: «Рождество Христово».
Школьный праздник.
Конспект праздника.
Дети читают стихи:
1. Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
2. Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
3. Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
4. И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа….
(А. Коринфский)
Сценка «В лесу».
Ученик:
Поверье в народе давно существует,
Что в тихую ночь Рождества,
Все звери лесные вражду забывают,
И мир наступает – все в память Христа!
Ведущий: Поглядите, ребятки, - волк идет.
Музыка для волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.
Ночью холодной,
Ходит волк голодный,
Поднимает дыбом шерсть,
Ищет он, кого бы съесть.
Волк:
Какая красивая ночь, даже есть никого не хочется!
Ведущий: Это потому что праздник – Рождество!
Удивился волк, сел под елочку, на звездочки смотрит. Тут скачет Белочка.
Музыка для Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.
Белочка:
Вот опять пришла зима,
Но не для потехи
Прячет белка в закрома
Шишки и орехи.
(замечает Волка)
Ой-ой-ой! Волк!
(закрывается лапками)
Волк:
Не бойся, белка, я тебя не трону.
Ведущий:
Праздник сегодня – Христос родился!
И небо, и земля – все радуется!
Села Белочка рядом с Волком, красоте леса удивляется. Слышит – ветки хрустят…
(Музыка для Медведя. Выходит Медведь, переваливаясь.)
Медведь:
Я в берлоге сплю зимой,
Под большущею сосной.
Лишь когда придет весна,
Просыпаюсь ото сна.
Что за шум? Почему меня разбудили?
Белочка:
Радость у нас, Медведушка. Христос родился!
Ведущий: Понял тогда Медведь, почему ему в такую ночь не спится. Ой, кто это?
(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)
Зайчик:
В лесу недолго до беды,
Но заяц не простак.
Могу запутать я следы:
Вот так, вот так, вот так!
(видит Волка, пугается
)
Ой, боюсь!
Медведь:
Не бойся, Волк тебя не тронет. Сегодня праздник – Рождество!
Ведущий:
Прислушайтесь, поет звезда!
Спешите все туда, туда,
Где на соломе, средь яслей,
Родился тот, кто всех светлей,
Кто всех прекрасней и мудрей –
Спаситель мира, царь царей!
Учитель:
С давних времен у многих народов были веселые праздники, которые они отмечали зимой. Например, древние римляне в декабре отмечали праздник Сатурналии, а наши предки в это время торжественно встречали день зимнего солнцеворота. Веселые, шумные праздники должны были вернуть людям тепло, свет, весну.
В христианскую эпоху древние обычаи сохранились и приобрели новый смысл. Христос родился в самое трудное и темное время года, принес людям свет и надежду. Именно от этого события мы ведем свое летоисчисление, ведь годы нашей эры – это годы от Рождества Христова.
(Звучит тихая музыка.)
Рассказ учителя, сопровождаемый показом слайдов.
Слайд 1.
Чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении. Рассказ этот я хорошо помню, и сейчас я его расскажу вам, ребята. (Приложение № 1)
Слайд 2.
Мария жила в городе Назарете. Она была невестой плотника Иосифа.
Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок-Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог.
Слайд 3.
После свадьбы Иосифа и Марии, им пришлось отправиться в путь.
Слайд 4 .
В то время император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария.
Слайд 5 .
Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.
Дети поют рождественскую колядку "Эта ночь святая", сл. и муз. народные.(Приложение №2.)
Дети читают стихи.
1. В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
2.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
3.Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!"
(Стихотворение Саши Черного "Рождественское".)
Учитель продолжает рассказ, сопровождаемый показом слайдов.
Слайд 6 .
В поле неподалеку пастухи сторожили стадо. С небес им явился ангел и открыл, что в Вифлееме родился Спаситель мира. Пастухи отправились искать новорожденного Иисуса.
Слайд 7 .
Они нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу.
Слайд 8 .
Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда.
В далеких странах на Востоке, жили мудрецы-волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь.
Слайд 9 .
Волхвы добрались до Иерусалима и спрашивали там у всех, где новорожденный Царь иудеев.
Слайд 10 .
Жестокий и коварный царь Ирод встревожился. Он боялся потерять трон и задумал погубить Иисуса. Ирод притворился, что хочет поклониться Младенцу. Он попросил волхвов сообщить ему, где Иисус, если они Его найдут
Слайд 11 .
Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Исусу дары-золото, ладан и смирну. Потом они пустились в обратный путь.
Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:
золото – символ царской власти;
ладан (ливан) – признание его божественности;
смирна – признание его человеческого начала.
* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).
* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания
Слайд 12 .
В ту же ночь Иосифу во сне явился ангел и сказал, что бы он взял Марию и младенца и бежал в Египет, потому что царь Ирод хочет погубить Иисуса.
Так Иосиф с Марией и сделали. Они собрались, взяли маленького Иисуса и направились в Египет.
Слайд 13 .
Когда прошло какое-то время, а волхвы все не возвращались, Ирод понял, что его обманули.
Однако, время летит быстро. Через некоторое время царь Ирод умер.
И тогда Бог через ангела передал Иосифу и Марии, что они могут вернуться в израильскую землю.
Иосиф с Марией и Иисусом вернулись домой и поселились в городе Назарет
Дети читают стихи.
1. Песни о Христе не все пропеты,
Это - не последний о Нем стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звездным
И с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
2. В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней, -
Пойте, братья, сестры! Пойте дети!
Это праздник взрослых и детей! (С. Надсон)
Учитель:
Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. И сейчас мы поиграем и узнаем «Чего на елке не бывает?»
Проводится игра: "Чего на елке не бывает?"
Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать: "Да".
Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться.
Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит -
На ветвях ее висит:
Звездочка - верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька - петрушка?
Мягкая подушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки-шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?…
Проводится игра: "Валенки" .
Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.
Проводится игра: "Поймай снежок".
Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - мешочек с определенным количеством “снежков” (из ваты). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.
Игра "Дары волхвов"
Примеры предметов:
конфета;
катушки ниток;
наперсток;
жевательная конфета;
маленькая открытка;
игрушка;
грецкий орех;
конфета "чупа-чупс";
Детям предлагается мешочек с различными предметами. Примеры предметов приводятся в дополнительных материалах. Дети по очереди засовывают руку в мешок, выбирают какой-нибудь предмет и на ощупь пытаются понять, что это. Если ребенок правильно угадал - он забирает этот предмет в качестве приза.
На сцене выстраиваются все участники сценария, в руках - зажженные свечи.
Все поют песню "Мы - маленькие свечи" (муз. Е. Кавериной).
Учитель:
Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье.
Список литературы:
1. Градова Е.Г. Сценарий школьного праздника "Рождество Христово"
2. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. "Мы бросаем скуке вызов». Издательство: Феникс, 2002 .
3.
Маттелмяки В. и Б. Арапович. Детская Библия. 13-е издание, дополненное. Издательство: Институт перевода Библии, Стокгольм,
1990 .
4. Мороз В.В "Большая детская энциклопедия празднования Нового года и Рождества". Издательство: ОлмаМедиаГрупп,2006.
5. Надсон С.Я. Полное собрание стихотворений Издательство Л.: Сов. писатель, 1962.
6.
Саша Черный. Стихотворения.
Издательство «Советский писатель», Ленинград
,
1960.
7. Святитель Макарий Коринский. Добротолюбие. Издательство «Сибирская благозвонница», 2010.
8. Шалаева Г.П. Новый год и Рождество . Издательство: М.: Астрель-СЛОВО, 2009
10. http://www.danilova.ru/storage/bible/01/birth_of_jesus.ppt
Приложение № 1.
Слайды презентации «История рождения Иисуса Христа.
Приложение № 2.
Рождественская колядка "Эта ночь святая"
(слова и музыка народные)
Эта ночь святая,
Эта ночь спасенья,
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
В эту ночь святую
Пастухи не спали,
Светлый Ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий
Тех детей пустыни.
Он сказал им: «О, не бойтесь –
Всему миру радость ныне.
Ныне Бог воплотился
Людям во спасенье;
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье».
Из высот небесных
Раздалось вдруг пенье:
«Слава, слава в Вышних Богу,
на земле благоволенье!»
Приложение № 3.
Песня "Мы - маленькие свечи" (муз. Е. Кавериной).
И в этот дивный вечер
Бог дарует нам честь.
Гореть, неся по свету
Рождественскую весть.
Так радуйтесь же с нами
И веселитесь все:
Христос - Спаситель мира
Родился на земле.
Рождественское чудо
Опять нам Бог принес,
Так пусть же в каждом сердце
Рождается Христос.
Мы - маленькие свечи,
Светить не устаем.
И вместе с нашим светом
Мы радость к вам несем.
Припев: Свет, Свет, Свет, Свет явился нам. (2 раза)
Сценарий праздника Рождество для младших школьников, для начальной школы.
Действующие лица : Ведущий, Ангелы, Леший, Кикимора.
Звучит спокойная тихая музыка, звенят бубенчики.
Ведущий. Вы слышите? Бубенчики возвещают о рождении Христа. Тысячи лет назад в Вифлееме родился Спаситель. И этот день стал праздником для всей Земли.
Рождество — это праздник, который стирает временные границы, который превращает взрослых, солидных людей в озорных мальчишек и девчонок. Это один из любимейших праздников всей детворы. Он несет свет, радость, добро и, конечно же, чудеса.
Давайте сейчас все вместе оставим свои огорчения и обиды и мысленно перенесемся в пещеру, где лежит в яслях маленький Христос, и вместе с ангелами прославим Спасителя.
Ангелы поют песни прославления Иисуса Христа.
Ведущий . Весь мир замер. Тихая радость разливается по горам, лесам, долинам, городам и селам. Покой великой ночи озаряет яркая звезда.
Но, что это? Посмотрите, елочка грустит. Грустит она потому, что не знает, чем ей порадовать младенца. Луговые цветы подарят малышу свою красоту и нежный аромат. Огонь согреет его, а вода утолит жажду. А что может она, елочка? Ведь, кроме колючих иголок, у нее ничего нет.
Звучат бубенчики.
Ведущий. Посмотрите, это ангелы летят к елочке.
Ангелы танцуют и украшают елку игрушками. Зажигаются гирлянды.
Ведущий . Как преобразилась наша елочка! Из скромной лесной красавицы она превратилась в царицу праздника. Теперь-то уж она точно порадует не только младенца Иисуса, но и всех нас.
Я приглашаю вас водить хоровод вокруг елочки.
Участники праздника водят хороводы вокруг елочки. Через некоторое время хоровод прерывается задорной музыкой. Появляются Леший и Кикимора.
Леший. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Кикимора. Здравствуйте, дяди и тети! Как вы без нас тут живете?
Ведущий . Здравствуйте, гости нежданные! Как вы сюда попали? Рождество не ваш праздник.
Леший . Попали, вот, не пропали!
Кикимора . За Рождеством идут Святки. Вот и отгадка к вашей загадке!
Ведущий . Действительно, Святки следуют за Рождеством. И я думаю, всем знакомы святочные забавы: колядки, гадания. На Руси очень любят это время и отмечают его шумно и весело.
Леший. Вот мы сейчас и позабавимся!
Кикимора . Поиграем?!
Кикимора и Леший проводят игры.
Игры на празднике Рождества
Игра «Замиралки»
Под веселую музыку участникам игры предлагается танцевать. Во время танца ведущий дает команды. Например, «Правая рука, замри!» или «Левая нога, замри!». И так до тех пор, пока не «замрут» все части тела. Игроки могут танцевать только «незамершими» частями, даже глазами и языком.
Игра «Художники»
Участники делятся на команды. Ведущий предлагает игрокам, поочередно соединяя точки, нарисовать какой-либо рисунок. Рисунок заранее задуман ведущим, и расположение точек должно соответствовать задумке. Побеждает та команда, которой удастся разгадать замысел ведущего.
Игра «Эстафета мяча»
В игре участвуют две команды. Каждая команда получает мяч. По команде ведущего первый игрок передает мяч над головой игроку, w стоящему сзади. Последний игрок, получив мяч, передает его впереди стоящему игроку между ног. Побеждает та команда, у которой мяч окажется у первого игрока быстрее.
Викторина
Для викторины можно выбрать вопросы, связанные с Рождеством, временем года, учебным процессом, сказками или шуточные вопросы.
Каково название города, в котором родился Христос? (Вифлеем)
В какой сказке в середине зимы распустились подснежники? («12 месяцев»)
Как называются святочные песни? (Колядки)
Ведущий. Что ж, все мы молодцы, вдоволь наигрались, показали, какие мы ловкие и умные, и заслужили награду. Я приглашаю вас за праздничный рождественский стол.
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Рождественский и новогодний праздник завершает первое полугодие занятий внеурочной деятельностью «Солнышко» (духовно-нравственное направление) в 1 классе лицея. В первой четверти занятия были направлены в основном на знакомство детей друг с другом, со школой и правилами школьной жизни, на адаптацию детей. Во второй четверти предметом изучения стали традиции русского народа, понимание смысла русских народных сказок и их нравственное воспитательное значение. проводится учителями в различных школах страны, и на нашем сайте вы можете прочитать и скачать авторские работы к празднику.
Праздник Рождества Христова – это торжественное завершение полугодия, его красивая и эмоциональная «точка».
Цель мероприятия: Эмоциональное и духовное переживание радости Новогоднего и Рождественского праздников, создание в классе радостной, счастливой и дружеской атмосферы, позитивное завершение первого полугодия.
Задачи мероприятия:
- Познакомить детей со смыслом праздника Рождества Христова и Традицией его празднования на Руси;
- Продемонстрировать таланты и способности каждого ребенка (роли получают все);
- Cформировать художественный, литературный, музыкальный вкус детей, культуру поведения и общения;
- Привлечение родителей к подготовке праздника (изготовление вертепа, костюмов, приготовление угощений) и усвоению ими традиций Отечественной культуры;
- Объединение усилий педагогов в работе с классом (учитель начальных классов, учитель музыки, учитель духовно-нравственной культуры).
Формы организации деятельности детей:
Индивидуальная, коллективная, групповая. А именно:
- Декламация стихов;
- Хоровое исполнение песен;
- Артистическое сопровождение песен и разыгрывание сценок по ходу мероприятия;
- Загадывание и отгадывание загадок;
- Активное слушание;
- Восприятие музыки и видеоряда;
- Рисование, художественное творчество и вырезание при оформлении класса.
Сценарий состоит из вступления и четырех составных частей-сценок: «В пещере Рождества», «Зима», «Елочка» и «Колядовщики».
Ведущим является учитель православной культуры (внеурочная деятельность), ему помогают классный руководитель первоклассников и учитель музыки.
Ход мероприятия
1. Вступление
Класс украшен нарядной елкой, снежинками, рисунками детей и Рождественским вертепом. (Вертеп – изображение пещеры, где находится святое семейство с младенцем Христом, животные и пришедшие на поклон пастухи и/или волхвы с дарами.)
Столы поставлены по периметру класса буквой «П». Родители сидят во внешнем кругу, дети – во внутреннем. Дети нарядные, в костюмах. Ведущая – в русском народном костюме.
На экране демонстрируются слайды.
Выходят нарядные дети со звездой .
Ребенок 1:
Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Ребенок 2:
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
Ребенок 3:
Под оконцами стучатся..
«Рождество Твое» поют
«Христославы! Христославы!» -
Раздается там и тут.
Ребенок 4:
И в нестройном детском хоре,
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа…
(А.Коринфский «Христославы»)
Звучит песня «Рождество»:
Яркая звёздочка на небе горит,
Детям у ёлочки мама говорит:
«В целом мире торжество,
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!»
С праздником, с праздником
Взрослых и ребят,
Даже проказникам это говорят,
Потому что торжество,
Потому что Рождество.
Наступило Рождество.
Спать нам не хочется в эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем,
Посмотреть на торжество,
Там, где было Рождество.
Там, где было Рождество.
Учитель:
Добрый день всем добрым людям!
Пусть веселым праздник будет,
С Рождеством вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Мы расскажем вам сейчас об этом светлом празднике Христова Рождества и как его праздновали на Руси.
2. Сценка«В пещере Рождества»
Ведущая: Праздник Рождества Христова – самый светлый радостный день для людей. Именно в этот день родился у Девы Марии Сын Иисус Христос – Спаситель мира. А было это так.
Однажды римский правитель Август приказал переписать все иудейское население. Каждый житель должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария пошли из Назарета на родину своих предков, в город Вифлеем. Там все места в домах и в гостинице были заняты. Марии со старцем Иосифом пришлось остановиться на ночь в пещере, куда пастухи загоняли скот.
В эту ночь и родился у Марии Младенец – Сын Божий. Она положила его в ясли, где обычно лежал корм для скота. Маленькие бычок и ослик согревали Младенца Иисуса своим дыханием, а Мама – Богородица – пела Ему колыбельную песню…
Под музыку выходят дети (7 человек) и читают стихотворение Саши Черного. Детей можно одеть в костюмы пастушков (3 чел), маски быка, собаки, ослика.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
Ведущая: Вот так и родился Христос. Не в палатах, не в богатых домах, а в пещере, где пастухи держали телят и овечек. Со смирением и кротостью пришел он в мир.
Пастухи первыми узнали об этом. Им явился Ангел Господень и возвестил:
Появляется Ангел со свечой (нарядная девочка в белом платье с крыльями) и торжественно произносит:
Ангел:
Я Божий Ангел, пастырей кликаю,
Возвестить хочу вам радость великую.
Народился наш Спаситель, Господь,
Воплотился в человеческую плоть.
На земле и в небесах торжество,
Христа Бога Рождество!
Ведущая: Ангел повелел пастухам пойти в пещеру и поклониться Младенцу. Потом пришли из дальних стран звездочеты – волхвы.
Необычная звезда, которая взошла на востоке, привела их в Вифлеем из далеких стран и указала место, где родился Сын Божий. Отныне эта звезда зовется Вифлеемской, и именно ее изображение несут с собою христославы.
А мудрецы-волхвы принесли младенцу дары и прославили Его.
Дети в костюмах волхвов с дарами в руках читают стихи Иосифа Бродского «Рождество»:
1 чтец:
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
2 чтец:
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
3 чтец:
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Ставят дары перед вертепом, кланяются и уходят.
Учитель: Этим событиям уже более 2000 лет. Ведь счет лет мы ведем именно от Рождества Христова и скоро готовимся встретить 2017 год.
3. Сценка «Зима»
Ведущая: Ребята, а в какое время года приходит к нам этот праздник?
Дети: Зимой.
Учитель: А знаете ли вы песни о зиме или зимних деревьях?
Дети поют песню «В лесу родилась елочка». По очереди выходят герои песни: зайчик, волк и мужичок. Они одеты в соответствующие костюмы и играют свои роли: зайчик скачет, волк крадется, мужичок едет на лошадке, а потом рубит елочку.
Ведущая: Молодцы, хорошо поете. А как вы загадки отгадывать умеете?
Ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Мы начнем, а вам – закончить
В рифму обязательно!
Выходят дети и по очереди загадывают загадки:
Долго над землёй летало
Белоснежно одеяло.
Солнце малость припекло –
Одеяло потекло,
И ушло в колодцы рек.
Одеяло это – …(снег).
Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома,
Это к нам пришла …(зима
).
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их …(рукавицы).
На дворе снежок идет,
Скоро праздник …(Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …(ёлки).
Все кружатся, веселятся,
Возле ёлочки резвятся.
Ведь сегодня торжество.
Что за праздник? (Рождество).
4. Сценка « Елочка»
Ведущая: А сейчас мы вам расскажем, как появилась традиция наряжать на праздник елку. Об этом гласит древнее сказание…
В ту ночь, когда родился Спаситель, не только люди и животные, но и все цветы и деревья спешили поклониться Младенцу.
Выходят дети-цветы в нарядных платьях с коронами в виде цветов (3 девочки) и елочка в зеленом платье.
1 девочка-цветок:
Мы цветы-цветочки,
Мы растём неслышно.
2 девочка-цветок :
Эта ночька-ноченька
Самая душистая.
Ёлочка: Куда это вы, цветы? Вам спать ночью полагается...
3 девочка-цветок:
Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идем Младенцу.
Ёлочка:
Возьмите и меня с собой, цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.
1 девочка-цветок: Но на тебе нет цветов, ёлочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться. (уходят )
Ёлочка (грустно ):
Никого. Одна я одинока.
Ночь тиха. Звезда зовет, горит.
Все ушли. Все поклониться Богу
К святой пещере радостно спешат.
(качается)
Колючая, забытая я ёлка.
Ненужная, стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души.
Молится, сложив ладошки. Ведущая сзади подходит к ней и накидывает газовую вуаль, украшенную мишурой и елочными игрушками.
На ёлке в классе зажигаются огоньки.
Ведущая: (торжественно )
И блеснули, зажигаясь на ней бриллианты скорбных слёз,
И обернулся, улыбаясь её сиянию Христос.
И с этих пор Христовой ёлкой она зовётся у людей.
И блещут скромные иголки в огне Рождественских свечей.
Возвращаются пастухи и цветы.
В руках у них игрушки, которые делали дети сами, а также бусы.
Пастухи: (вместе ) Смотрите, звездочки с неба упали!
1-й пастух: Ёлочка сияет вся!
2-й пастух: Чудо Бог сотворил...
3-й пастух : Ёлочка, ёлочка, какая ты красивая!
Цветы: Ты самая красивая... Это тебя Бог украсил.
4-й пастух: Вся в огоньках! В хрусталиках, капельках!
5-й пастух: За твое смирение, ёлочка, за доброту твою отметил тебя Господь-Бог.
1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.
Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу ёлочку.
Вешают игрушки на елку, а на девочку-Елочку одевают бусы .
И сполняется песня «Маленькой елочке холодно зимой»:
Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых.
Бусы повесили,
Яркие шары,
Сласти, подарочки -
Все для детворы.
Нравится елочке
Наше торжество.
Весело, весело
Встретим Рождество!
Игра «Чего на елке не бывает?»
Ведущая: Мы будем называть вам разные предметы, а вы, если услышите название елочных игрушек, хлопайте в ладоши и скажите «Да!»
Если мы будем называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?
Выходят дети и читают по очереди:
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит, -
На ветвях ее висит:
Звездочка – верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька – петрушка?
Мягкая подушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Старые газеты?
5. Сценка «Колядовщики»
Ведущая: Вот какая у нас елочка – нарядная, красивая, яркая! И обычай класть под елку подарки пошел от даров, которые принесли волхвы младенцу Христу. Как мы любим аромат елки и предчувствие подарков!
А раньше по домам шли Христославы-колядовщики. Христа прославляли, хозяев поздравляли. А те их обязательно угощали.
Входят колядовщики в русских народных костюмах со звездой. В руках у них мешок с угощеньями.
Колядовщик 1:
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Али хлеба ломтину,
Али денег с полтину!
Аль пшенички-сроднички.
Колядовщик 2 (посыпает зернами) :
Вот вам и пшеничка,
Осыпаем, добра желаем!
Счастье вольная пташка,
Где захотела, там и села!
Колядовщик 3. (Посыпает горохом):
Вот вам и горох, чтоб везенья ворох,
Кто грамоте горазд, тому не пропасть!
Колядовщик 4: Мы славить умеем, просить много не смеем!
Колядовщик 5:
Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
Подайте конфеток, порадуйте деток!
Дети дарят колядовщикам конфеты.
Исполняется русская народная песня «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок». Выходят Ваня на лошадке, падает, к нему подбегают девочки и провожают его.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Он упал, упал, лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Колядовщик 1:
Ай, спасибо, хозяева,
Мира дому вашему,
Чтоб он был полной чашею.
Колядовщик 2:
Весело сияет
Месяц над селом.
Белый свет сверкает
Синим огоньком.
Колядовщик 3:
Месяца лучами
Божий храм облит.
Крест под облаками,
Как свеча горит.
Колядовщик 4:
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.
Колядовщик 5:
За привет, за угощенье вы примите поздравленье,
С Рождеством вас поздравляем! Счастья, радости желаем!
Кланяются и уходят.
Ведущая:
Ай, да колядовщики!
Ай, да молодцы! (Кланяется, обращаясь к учительнице)
Ай, спасибо, хозяюшка,
Мира дому вашему,
Чтоб он был полной чашею.
Ну, а вам, детки, хорошо учиться,
В жизни всё пригодится!
Учитель: (выносит большой пирог)
Пироги несём с печи!
Угощайтесь, люди добрые!
Пирогами угощаем,
С Рождеством всех поздравляем!
Звучит русская народная музыка. Дети дарят родителям колокольчики. Родители всех угощают пирогами, пряниками, чаем с конфетами.
“Рождественские потешки” – игровая программа
14-00 часов.
1.Фанфары
2. Выход Клюковки и Сольки
3. Игра «Если праздник этот…»
4. Делаем фейерверк
5. Песня «В лесу родилась елочка»
6. Выход Ангела
7. Игра «Тихо падают снежинки»
8. Игра «Мы хорошие»
9. Вопросы про обычаи в Рождество
10. Разучиваем колядку
11. танцуем «Макарену»
12. Игра «Золотые ворота»
13. Загадки
14. Танец Утят
15. Играем в мяч
16. Игра «Плетень»
17. Игра «Раньше мы пойдем направо»
18. Вспоминаем волшебные предметы
19. Подарки от Ангела
20. Прощание артистов!
Музыка, Появляются Кукла Клюковка и Клоун Солька.
Клюковка.
Добрый день, веселый час!
Рады снова видеть вас!
Всех поздравить с торжеством –
С новым Годом, с Рождеством!
Солька:
Пришли веселые деньки,
Горят на елке огоньки,
Повсюду слышно звонкий смех –
Настало время для потех!
Клюковка.
Для шуток и веселья,
Крутого настроения,
Для забавных колядок,
Таков рождественский порядок!
Солька:
Что такое Рождество?
Клюковка:
Это – чудо, волшебство!
Солька:
Развеселые колядки!
Клюковка:
Интересные загадки!
Игра.
Кл:
. Если праздник этот плох, вы тогда ногою ТОП! (Топает)
С-ка.:
А если праздник хороший, пусть все хлопают в ладоши!(Хлопает)
Кл.:
Что такое Рождество? Огорчение одно!(Топает)
С-ка:
Не права, Клюковка, ты! Это песни и стихи! (Хлопает в ладоши)
Кл:
Это чудо к нам идет! (Хлопает)
С-ка:
По домам сидит народ! (Топает)
Кл:
Каждый счастье обретет! (Хлопает)
С-ка:
Все дороги заметет! (Топает)
Кл:
Будет светлым этот праздник! (Хлопает)
С-ка:
На дворе мороз-проказник! (Топает)
Кл:
Это санок быстрый бег! (Хлопает)
С-ка:
Счастлив каждый человек! (Топает)
Кл:
Это Ангел к нам идет! (Хлопает)
С-ка:
Вести добрые несет! (Хлопает)
Клюковка:
Пора начинать веселье,
А Рождественский Ангел, на празднике еще не появился,
Наверное, по дороге заблудился!
Солька:
Чтобы он дорогу отыскал
В этот светлый новогодний зал,
Подготовиться нужно
И встретить его дружно!
Клюковка:
Предлагаю встретить его фейерверком! Вы согласны? Тогда давайте порепетируем.
Левая часть зала – фейерверк красного цвета, вы будете хлопать в ладоши. Средняя часть зала – фейерверк желтого цвета, вы будете громко топать ногами. А правая сторона зала – фейерверк синего цвета, вы будете кричать «Ура!». Приготовились! Красный! Синий! Желтый! А теперь все вместе!
Еще раз! Проводится игра со зрителями.
Солька:
К встрече Ангела мы подготовились, остается только позвать его. А кто знает, как позвать Ангела? (дети предлагают)
Клюковка:
Веселой песенкой!
Будем петь все вместе: Давайте представим, как звери бы исполнили песню «В лесу родилась елочка»
Солька:
Мишка крепко спал в берлоге,
У него озябли ноги.
Он проснулся, заревел,
Громким голосом запел…
Дети, подражая медведю, грубо и глухо поют первый куплет песни «В лесу родилась елочка».
Клюковка:
Вот из норки вышла мышка
В своих сереньких штанишках,
Запищала, засвистела,
Очень тоненько запела….
Дети высоко и тоненько поют второй куплет. (Метель ей пела песенку)
Солька:
Вот в аквариуме рыбка
Напевает всем с улыбкой –
Очень тихо, еле слышно.
Ну и мы споем неслышно…
Дети поют шепотом следующий куплет. (Трусишка зайка серенький)
Клюковка:
Вот лошадка очень ловко
Звонко бьет своей подковкой.
Заскакала, заплясала,
Очень весело заржала…
Дети отрывисто поют следующий куплет. (Везет лошадка дровенки..)
Солька:
Все медведи, рыбки, мишки,
Все девчонки и мальчишки
Сразу песню поддержали,
Очень громко закричали…
Дети громко и весело поют последний куплет. (Теперь она нарядная…)
Клюковка:
В целом мире торжество –
Наступило Рождество!
Жить вам, поживать,
Добрую славу наживать!
И Ангела фейерверком встречать!
Солька:
Красный! Синий! Желтый!…
Под музыку входит Ангел.
Ангел.
Много здесь ребят собралось.
Долго к вам я добиралась,
Из страны далекой,
По дороге, по широкой,
По заснеженным полям
Я спешу, ребята, к вам.
С Новым годом поздравляю
Счастья, радости желаю,
Всем улыбок и добра
Накануне Рождества!
Клюковка:
Добрый Ангел, мы тебя пока ждали, с ребятами немного поиграли. Понравился тебе наш фейерверк?
Ангел:
Молодцы-озорники,
В глазах сияют огоньки.
Чтобы год прошел на славу,
Вспомним зимние забавы!
(говорит и показывает движения и просит детей повторять)
Тихо падают снежинки (Дети тихо хлопают в ладошки)
Дед Мороз морозит льдинки (Хлопают громко)
Намело большой сугроб.
В него – прыг-да-скок! (Прыгают)
Приготовили коньки,
Сделать «ласточку» смогли… (Показывают)
А теперь встаем на лыжи.
Можем мчаться до Парижа. (Двигаются к елке и обратно)
Продолжаем веселиться,
Нужно с горки прокатиться. (Встали паровозиком и побежали)
У кого замерзли ножки?
Разомните их немножко! (Прыжки на месте)
Солька:
Сразу видно, что ребятки
Утром делают зарядку.
Знаю, учитесь на славу,
Бережете папу, маму.
Вы всегда во всем послушны,
Веселы и добродушны.
Верно, говорю, ребята,
Иль ошибся я когда-то?
Ангел.
А теперь хочу узнать какие вы хорошие да пригожие. Я буду говорить предложение, те, кто справа от меня будут хором кричать «Мы хорошие», а те, кто слева «Мы пригожие».
Одна сторона кричит « Мы Хорошие», другая отвечает « Мы Пригожие»
Кингисеппские детишки
Никогда не портят книжки… (Ребята кричат)
Не сидят они без дела.
Про себя нам скажут смело… (Ребята кричат)
О друзьях не забывают
И в беде им помогают… (Ребята кричат)
Чистят зубы тщательно
И во всем старательны… (Ребята кричат)
Не рисуют на заборе,
Не ломают парты в школе… (Ребята кричат)
Не лентяи, не зануды,
Моют за собой посуду… (Ребята кричат)
В дневники смотреть приятно.
Так какие вы, ребята?.. (Ребята кричат)
Клюковка:
Вот пришел к нам Новый год
Шумный и веселый,
Он удачу принесет
В города и села.
Солька:
Свет рождественской звезды
Дарит праздник снова,
Поздравляем от души
С Рождеством Христовым!
Ребята, а кто из вас знает, какие народные обычаи связаны с Рождеством?
(если в зале никто не нашелся, что ответить, называем обычаи)
В старину на Рождество колядовали – ходили ряженые по домам, пели песни-колядки, просили угощения. Это был целый спектакль. Обычно ряженые изображали животных. Тут тебе и медведь, и коза, и волк и даже черт.
Ангел:
Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое.
Друг друга будем угощать
А хозяев добрым словом поминать!
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.
Клюковка:
А еще в рождественскую ночь играли в снежки, катались на санях с горки, пели веселые песни и плясали.
Ангел:
Ну тогда, давайте спляшем мой любимый танец?
Солька:
Ну что ребята, уважим нашего Ангела, станцуем его любимый танец? А какой у него любимый танец знаете? Это веселый танец Макарена! Становимся все (и взрослые)
в хоровод. Движения танца, напомню для тех, кто забыл:
«Раз» – правую руку вытянуть вперед.
«Два» – левую руку вытянуть вперед.
«Три» – правую руку на левое плечо.
«Четыре» – левую руку на правое плечо.
«Пять» – правую руку за голову.
«Шесть» – левую руку за голову.
«Семь» – правую руку на правое бедро.
«Восемь» – левую руку на левое бедро. И повиляли попами.
Танец.
Клюковка:
А теперь усложняем задачу. Делимся на пары, поворачиваемся спинами друг к другу и танцуем еще раз.
Солька:
А я знаю одну хорошую старинную игру. «Золотые ворота» называется. Давайте с ребятами поиграем!
Ангел:
Ну-ка, ну-ка расскажи,
Как играть, покажи!
Солька:
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Все вместе:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
(играют «Золотые ворота»)
Ангел:
Клюковка, Солька, как вы думаете, кто смышленее - девчонки или мальчишки?
Солька: Конечно, мальчишки!
Ангел:
А я думаю, и те и другие.
Клюковка:
А давайте устроим им состязание на сообразительность - проведем конкурс загадок.
Ангел.
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили!
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка)
Солька:
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)
Клюковка:
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Солька:
Под гору - лечу,
В гору - тащу.
(Санки)
Ангел:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка - нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Клюковка:
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают. (Следы на снегу)
Солька:
Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело. (Сосулька).
Ангел:
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки – любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
(Новогодняя елка)
Солька:
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём … (узор)
Клюковка:
А вот отгадайте мою новогоднюю загадку.
Танец есть один веселый,
Он для тех, кто ходит в школу,
И для тех, кто ходит в сад,
Да и взрослый танцу рад.
Называется тот танец –
Танец маленьких утят.
(танцуют под музыку «Танец маленьких утят»)
Ангел.
Хорошо повеселились!
А теперь хочу я знать,
Кто умеет в мяч играть?
Солька:
Делимся на две команды. Первые игроки в каждой шеренге держат в руках по мячу. По команде «Внимание, марш!» игроки начинают передавать мяч над головой (под ногами)от начала в конец шеренги. Замыкающие строй игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в своих шеренгах, после чего игроки снова, начинают передавать мяч от одного к другому в конец строя. Когда игрок, начинавший игру (гонку мячей), окажется последним, то, получив мяч, он должен пробежать вперед вдоль своей шеренги, стать первым в ней и поднять мяч над головой.
Побеждает команда, сумевшая быстрее закончить гонку мяча.
Клюковка:
А команда проигравшая, будут у нас зайки и спляшут нам танец в присядку.
Играют, проигравшие пляшут барыню.
Ангел.
Мы попели, поплясали,
Что, ребятки, не устали?
Ну, тогда я предлагаю
Мы в «Плетень» сейчас сыграем!
Клюковка:
Плетень. В игре участвуют две команды. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую – с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами:
Раз, два. три, четыре,
Выполнять должны приказ.
Нет, конечно, в целом мире
Дружбы лучше, чем у нас!
Шеренги сходятся в центре и кланяются друг другу.
Затем звучит быстрая музыка, и все дети начинают плясать. Как только музыка смолкает, все участники должны вернуться на свои места в свои шеренги. Шеренга, которая построится первой, выигрывает.
Солька.
Не спешите расходиться,
Будем дальше веселиться.
Называется забава –
«Раньше мы пойдем направо…»
Встанем дружно в хоровод,
Повторяй за мной, народ!
Все встают в хоровод и повторяют движения за словами.
Все вместе:
Раньше мы пойдем направо. Раз, два, три!
А потом пойдем налево. Раз, два, три!
Все в кружочек соберемся. Раз, два, три!
А потом мы разойдемся. Раз, два, три!
Все тихонечко присядем. Раз, два, три!
И немножечко приляжем. Раз, два, три!
Все похлопаем в ладошки. Раз, два, три!
Попляшите наши ножки. Раз, два, три!
(Здесь звучит любая веселая музыка и все пляшут.)
Ангел.
Наступает Рождество,
В дом приходит волшебство.
Надо только загадать –
Сказки будут оживать.
Клюковка:
Сейчас мы посмотрим, кто вспомнит больше всех волшебных предметов из сказок. Кто вспомнил, выходи в центр и громко называй.
(подсказки: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец, ступа Бабы Яги, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка, палочка-выручалочка, волшебная палочка, волшебная дудочка, молодильные яблоки, гребешок, волшебный клубок и тд.)Детям вручают подарки от Ангела!
Солька.
Ничего нет интересней,
Чем в такой вот день чудесный,
Зимней праздничной порой
Повстречаться с детворой.
С Новым годом их поздравить,
Рождество повсюду славить!
Клюковка.
Вам, друзья, желаю счастья,
Теплого, лучистого!
Ангел отведет ненастье
Пусть крылами чистыми!
Чтобы было васильковым
Небо, а не пасмурным,
Это Рождество - веселым,
Ну а жизнь - прекрасною!
Ангел.
У нарядной елки пела детвора,
Но прощаться с вами нам пришла пора.
До свиданья, дети, веселых вам потех!
С Новым Годом, с Рождеством
Поздравляю всех, всех, всех!
Дополнительные наброск (по желанию).
Я желаю новых сил, удачи,
В Новый год и в Рождество!
Пусть всегда Вас в жизни ожидают
Только радость, счастье и добро!
Пусть друзей, знакомых будет много,
В твоем жизненном пути!
И удачной будет пусть всегда дорога,
И успехи только ждут пусть впереди!
С Рождеством Вас поздравляем
И конечно же желаем:
Вьюга пусть на целый год,
Вам здоровья наметет,
Ветер выдует все хвори
На холодное подворье.
Снег пусть искрами кружится,
Чтоб светлели ваши лица,
А лукавая луна
В ночь любви лишит вас сна.
Пусть одна из ярких звезд
Даст талантам вашим рост,
Вашу мысль поднимет ввысь!
Пусть друзья украсят жизнь!
Вот и снова Рождество –
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой!
Я сердечно поздравляю
С Рождеством всех вас!
Счастья искренне желаю
В этот светлый час!
Пусть Вас озарит сиянье
С звездной высоты
И исполнятся желанья,
Планы и мечты.
Пусть нежданная удача
Взбудоражит кровь.
И конечно, много значат
Дружба и любовь!
Ангел.
Молодцы, много сказок знаете! А сейчас, чтобы нам к следующей игре перейти, придется перебраться через непроходимое сказочное болото. Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку. На полу разложены газеты – это кочки. Прыгнул на одну кочку, громко назови слово СНЕГ. Прыгнул на другую – громко назови слово, производное от слова СНЕГ. Например, снежинка. Не придумал слова – проиграл, выходи из болота. Не участвуешь в следующей игре.
(игра в «Кочки». Слова СНЕГ, ЛЕД, ВОДА,ОГОНЬ)
– пол скользкий!
Клоун Солька:
Те ребята, кто перебрался через болото, с вами мы поиграем в «Тpынцы-бpынцы, бубенцы». Оному участнику завязываем глаза. Встаем вокруг него. Произносим:
Тpынцы-бpынцы, бубенцы.
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!»
После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.
Когда снега укроют землю,
И Рождество наступит вновь,
Бокал за счастье поднимите,
За мир, за дружбу, за любовь!
И чтоб без горя и сомнений
Прожить Вам много светлых дней!
Сберечь уют, покой семейный
И уважение друзей!
Глубже в небе синева,
Ярче вспыхнула звезда…
Приходила Коляда
Накануне Рождества.
По сугробам снеговым
Шла, смеясь и веселясь,
И к знакомым и чужим
Под окошками стучась.
А за старой Колядой
Колядовщики пришли,
Встали шумною толпой,
Песню звонко повели:
“Уродилась Коляда
Накануне Рождества…”
Светит яркая звезда,
Глубже в небе синева…
Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звездочкой у елки
Светится глава…
Наступает день великий
Праздник Рождества!
Снежинки в белом вальсе спускаются с небес,
И одеялом снежным укрылся сонный лес.
Сегодня отовсюду струится волшебство,
И это происходит всегда на Рождество.
Таинственною сказкой окутана земля,
Под снежным одеялом спят реки и поля.
Сегодня ты тихонько желанье загадай,
Его храни под сердцем и часто повторяй.
Ведь в этот чудный вечер хрустящей красоты
Свершаются все самые заветные мечты!!!
СН.
А как гудит паровозик? Как шумят вагончики?
Д.М.
Все встаем в паровозик, занимаем места в вагончиках. Все заняли места? Ту-ту! Помашите родителям! Поехали! (под музыку)
СН.
Стоп! Первая станция «Попрыгушкино». Кто выше прыгнет!
Д.М.
По вагонам! Поезд отправляется ту-ту! (под музыку)
СН.
Стоп! Станция «Приседушкино». Сели-встали, сели- встали, сели-встали.
Д.М.
По вагонам! Заняли места! Ту-ту! (под музыку)
СН.
Стоп! А эта станция называется «Себя за нос ущипнушкино». Ущипнули себя за нос… А теперь погладили себя по голове и дружно сказали: «Ай да, мы, ай да молодцы»!
Д.М.
Быстро, быстро, по вагонам! Поехали, ту-ту!
СН.
Стоп! Поезд прибыл на конечную станцию!
Клоун Солька:
А знаете ли вы, ребята про такую старинную русскую игру “Шёл козёл дорогою”?
Давайте поиграем. Я спою вам песенку:
Шел козёл дорогою,
Дорогою широкою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Тоску-печаль размыкаем,
Размыкаем печаль.
Выходит один игрок. Под песенку бегает вприпрыжку. На словах «Нашел козу безрогую» выбирает себе пару. Под песенку один играющий бегает вприпрыжку. Взявшись за руки, бегают вприпрыжку уже вдвоём на слова песенки: “Давай с тобой попрыгаем…, размыкаем печаль.” Запевают снова, пара расходится и каждый для себя выбирает другого играющего. Бегающих под песенку оказывается уже две пары. Дети расстаются снова и каждый из них приглашает новых ребят для парной “прогулки”. Количество играющих пар разрастается и постепенно все присутствующие вовлекаются в игру.