На конец февраля традиционно выпадает один из самых любимых праздников в моей семье - Масленица. В Прощеное воскресенье, потому что в другие дни праздничной недели все работают, в моем пригородном доме собираются взрослые дети, их друзья, дети детей и дети друзей. Не отстает от них и старшее поколение. Веселимся мы от души и с надеждой на хорошее лето. И так же от души прощаем друг друга.
Дружно печем кучу блинов, жарим шашлыки, обязательно устраиваем игры на свежем воздухе и, конечно, сжигаем чучело - уходи, зима сопливая!
Мы уже не спорим, какой праздник гуляем - языческий или христианский. Для нас это современные проводы зимы в народном стиле. Но иногда все-таки хочется добраться до сути. А суть в том, что христианская Масленица - это подготовительная неделя к Великому посту. Но возникла она не на пустом месте. Ей предшествовал древний праздник Комоедица - языческая встреча весны.
Наши пращуры были солнцепоклонники. Поэтому они выделяли четыре главных астрономических изменения солнечного дня.
21-22 декабря - зимнее солнцестояние. Самая долгая ночь в году, начало астрономической зимы. Коляда.
20-21 марта - весеннее равноденствие. День сравнивается по продолжительности с ночью, начало весны. Это и есть Комоедица. Ярило.
20-21 июня - летнее солнцестояние. Самый долгий день в году, после которого дни идут на убыль, начало лета. Его называют Иван Купала.
22-23 сентября - осеннее равноденствие. День становится равным ночи, начало осени. Старинное название Таусень.
И Коляда, и Ярило, и Купала, и Таусень - все это имена одного бога, Солнца, но в разных возрастах. Вот только слово «комоедица» к Солнцу отношения не имеет. Его корень действительно «ком», но не то, что вы подумали. «Ком» наши предки называли медведя. Аналогия с весной проста - «лесной человек» просыпается после зимней спячки.
Вот, к примеру, какой обряд существовал у белорусов.
На Сретенье после обеда все - стар и мал - ложились и самым медленным способом перекатывались с бока на бок, приноравливаясь к поворачиванию медведя. Потому что считалось: на Настасью Овчарницу, 11 ноября, медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу; на Сретенье, 15 февраля, переворачивается и сосёт другую лапу; а на Благовещенье, 7 апреля, выходит из берлоги. Вот белорусские братья славяне ему и «помогали».
Языческая Комоедица начиналась за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжалась неделю после, подводя как раз к апрелю.
С приходом христианства на Русь цель священнослужителей была - вытеснить древние языческие праздники как бесовские. Так за неделю до начала Великого Поста и появилась разгульная подготовительная неделя, когда мясо уже есть нельзя, а молочные продукты - еще можно. Хлесткий на слова русский народ окрестил ее Масленицей.
Впрочем, другие утверждают, что церковь долгое время не хотела признавать двухнедельный народный разгул Комоедицы-Масленицы. Пришлось даже царским указом ограничивать его неделею вместо двух.
И постепенно все смирились - церковь, цари, народ: гуляйте, черт с вами, только покайтесь! Поэтому и заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем, а первый понедельник после нее - Чистый, самый строгий день в течение Великого Поста.
Ольга Соколова
Комоедица - прародительница МасленицыДревняя прародительница Масленицы - Славянская языческая Комоедица
Праздник встречи даруемой Небом Весны священной - Древнеславянский Новый год
Великий праздник религии волхвов – День весеннего равноденствия
(в современном научном понимании – начало астрономической весны)
Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!
Наступление весны было для древних великим праздником.
Ее приход отмечался и в Азии, и в Европе.
Весне посвящены многие языческие праздники, а также весенние фестивали, сопровождаемые земельными ритуалами, призывающими плодородие.
«Богиня Весна на Землю пришла» - этому событию посвящена славянская Комоедица.
Празднуем и радуемся! Наступил праздник встречи даруемой Небом Весны священной – День весеннего равноденствия.
Вот и пришёл Зиме-Марене конец! С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи, всюду звенит веселая капель.
Накрывайте на столы печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски.
Приход Весны неумолим.
Однако, Хозяин леса медведь, чьим древним именем «Ком» назван праздник, всё ещё спит в берлоге.
Живущие рядом с лесом, в котором он спит, радуют пробуждающегося Хозяина первыми блинками - с песнями, плясками и прибаутками относят их в лес и оставляют на пеньке, вокруг которого водят праздничный хоровод.
Первый блин - Ко́му! - Великому Первопредку, Хозяину Леса и Отцу людей.
КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) - один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.
Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
Празднование Комоедицы
Начало праздничного дня
Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.
Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».
Чучело Марены (Зимы)
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».
Угощение блинами
Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса - великому Медовому зверю кому...
После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»
Прыжки через костёр
Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).
Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
Распитие сурьи
Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток - сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" - «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»
Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»
Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»
«Пробуди»
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
После пробудей начинались игрища.
Первая игра - городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…
Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.
Прощание
При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм «Снегурочка» 1952 года по пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца - это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка.
В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.
После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица - великий праздник Весны священной, приходящей с Небес в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) - попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались.
После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.
Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием - днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной - что разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.
В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой).
Масленица (Комоедица) - это исконно славянский астрономический праздник встречи Весны, отмечается 23 дайлетъ и приурочен ко дню весеннего равноденствия. До христианизации Русь являлась сильнейшим из всех остальных светских государств, а вовсе не отсталым и необразованным, как нам любят заявлять современные историки.
Но самое странное это то, что неужели огромная и Великая Русь, не могла иметь своих праздников и ждала пока кто-нибудь, научит "необразованных" славян праздновать иудейские праздники?
Славяне никогда до 17-века от р.х. не праздновали христианскую "Масленицу"! Потому что, как можно праздновать встречу весны в феврале? Христианская церковь видя, что люди по прежнему празднуют этот праздник по «языческим» традициям, решила как всегда наложить свой иудейский праздник на исконно наш славянский, т.е. произвела подмену понятий, и якобы масленица – это переходный этап в "Великий Пост" перед Пасхой.
Во время празднования Масленицы – славяне, провожая Зиму встречают Весну. Праздники Красногор и Масленица - это время, когда пробуждается Природа, приходит Весна и вновь рождённое Солнышко – дитя Коляды (Зимнее Солнцестояние), пройдя через Зиму, крепнет и становится юношей Ярилой-Солнцем (Весеннее Равноденствие). Поэтому, некоторые славяно-арийские Рода считают праздник Весны – Красногор наступлением Новолетия, т.е. весенним "Новым годом".
23 Дайлетъ
свет Солнца начнёт одолевать зимнюю Тьму, День станет длиннее Ночи. С пробуждением из Берлоги лесного хозяина, Мёд Ведающего – Медведя (по другому – Ком, Бер), пробуждается от Зимы всё живое.
Праздник Масленица получил свое название в честь одного из имён Богини Лели. Ведь как известно Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая то в облике играющей и заводной девушки, то нежной и нравственной, а на весеннее Равноденствие - в пышном теле с румяными щеками красавица (Масленица). Сама же Масленица, как гласит Сакральная Традиция - сорока бабушек внучка, тридцати братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка.
Одним из главных символов праздника Масленицы является круглый блин – согласно славянской ПравоСлавной традиции олицетворяющий Солнце. Именно ведь на Масленицу с глубокой древности принято нести "Первый блин - Комам" (Комы - духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте - комах деревьев). И это отнюдь не суеверие (где роль Комов выполняют мифические птицы), а весьма практичный ритуал подношения корма прилетающим (вместе с Масленицей) птицам.
По другому преданию - комы - это медведи, проснувшиеся и вылезшие из своей Берлоги после зимней спячки. Ведь комы - символ Руси, в комах и обитают духи Руси. Касаемо современного взгляда на "первый блин комом" (как бы неудавшийся) - можно отметить только неумение готовить блины, ибо у хорошей хозяйки первый блин – самый вкусный, пышный и сочный. Ведь это не что иное, как дело рук той же Христианской Церкви, ибо правильно пословица гласит так: "Первый блин несут комам", а как мы уже знаем кто такие эти комы, не трудно определить кому уготован первый блин.
Мало кто помнит, а некоторые даже и не знают, что Комоедица и Масленица это одно название ведического торжества и раньше оно имела совершенно другое значение, чем сейчас. Этот праздник не имеет никакого отношения к христианской религии, и является своего рода земледельческим Новым годом.
История и значения Комоедицы
Славянская Комоедица, праздник, который отмечался на Руси в языческие времена, еще до установления христианской веры. Это торжество всегда приходилось на день весеннего равноденствия.
Комоедица, праздник, посещенный проводам зимы и приходу весны. Именно в этот момент, по преданиям, бог солнца дитя Хорс, превращается в сильного юношу Ярилу и вступает в свою максимальную силу.
Второе название этого торжества – Медвежий праздник. Все потому, что в этот день так же было принято почитать медвежьего Бога – Кома. От сюда и произошло выражение «первый блин комом», правда изначально оно звучало как «комам», что означало медведям.
Блины тоже носили символичное значение. По своей форме и цвету они напоминают солнце, а именно это небесное святило играет центральную роль в праздновании этого дня.
Какого числа Масленица-Комоедица
Славянска Комоедица отмечается всегда в одно и то же время. Торжества начинаются за неделю до весеннего равноденствия, и продолжаются еще одну неделю после, т.е. в общей сложности две недели. В 2017 г. В России Комоедица будет отмечаться с 13 по 27 марта.
Различия между Масленицей и Комоедицей
На самом деле, название религиозной Масленицы – «семипутная» или «сырная» неделя. Церковь специально ввела это торжество, для замены старославянской Масленицы, так они пытались искоренить на Руси все традиции ведической культуры. То, как сегодня празднуется Масленица, к ведическому празднику отношения не имеет.
Различия между Масленичной неделей и Масленицей-Комоедицей, можно охарактеризовать так:
Традиции и обряды
Таким образом, Комоедица это древний ведический праздник, который прославлял наступление весны и Медвежьего бога. Праздную это торжество сегодня, постарайтесь думать о хорошем, представляйте как солнечная энергия наполняет вас теплом и новой энергией.
Масленица, которую в старых белорусских сёлах до сих пор называют ещё Комоедицей, - древнейший праздник славян, корнями ушедший в далёкие языческие времена. Тогда славяне не знали христианства, поклонялись Велесу, Яриле, Перуну и другим своим божествам. В этот праздник они выпроваживали зиму и радовались скорой весне, весело празднуя пробуждение природы. Самое интересное - значение праздника Масленица для славянского сообщества осталось прежним, несмотря на десятки веков, разделивших современность и прошлое.
Масленица, или Комоедица, - славянский праздник
Особенно весёлая после зимнего покоя Масленица - древний славянский праздник, который символизирует приход весны и связанное с этим энергетическое и эмоциональное обновление всего мира. Комоедица - один из важнейших праздников славян, связанных с заметными природными явлениями. В день осеннего равноденствия (Таусеня) закрываются врата Ирия, природа засыпает, а земля отдыхает. В день зимнего солнцестояния народился Коляда - бог юного Солнца, во время летнего празднуют Купалу. В день весеннего равноденствия распахиваются врата Ирия, давая возможность предкам попасть в мир Яви. Их появление символизируют птицы, прилетающие к этой поре. Комоедица - время, когда связь с родом наиболее сильна и ощутима.
Масленица - древний славянский праздник
Такое масштабное явление, как начало в приРоде нового цикла, наши предки просто не могли оставить без внимания. Жившие в суровом климате славяне ценили летний период, считали время не годами, а летами, поэтому так радовались приходу тепла. Даже новый год в России до 1492 года начинался с марта. Пик языческой Масленицы приходится на время весеннего астрономического равноденствия (19–21 марта), когда день побеждает ночь. После этой даты светлое время с каждым днём прибавляется, солнце греет всё сильнее, пробуждая природные силы.
После крещения власти пытались отменить языческий праздник славян, но у них не получилось. Несмотря на запретительные меры и суровые наказания, праздник по-прежнему оставался популярным у народа. Тогда языческую Комоедицу, как и многие другие славянские праздники, попытались адаптировать под христианские традиции. Масленица стала преддверием Великого поста, и её даты изменили, подстраивая под христианские ритуалы. В церковном календаре нет Масленицы, масленичную неделю устав называет сырной седмицей, приписывая ей отличное от первоначального значение, добавив свои ритуалы, подменив понятия.
Однако в большинстве своём люди по-прежнему видят в празднике только прощание с холодной неприветливой зимой, возможность повеселиться в ожидании скорого пробуждения долгожданной весны.
Праздник Масленица в славянской вере
Славяне начинали отмечать Масленицу за неделю до дня солнцестояния и продолжали ещё неделю после него. Причём неделя у наших предков продолжалась не семь, а девять дней. В этот период юный зимний бог Коляда становится Ярилой-Солнцем, олицетворением расцвета и силы жизни, любви, всего доброго. На вторые сутки равноденствия люди провожают богиню Марену на отдых в её владения на севере Мидгард-Земли.
Когда богиня вновь вернётся, чтобы наблюдать за отдыхом природы, всё живое опять погрузится в покой и долгий сон. Славяне боялись и почитали Марену - божество зимы, ночи и смерти, дочь Лады и Сварога, сестру Перуна. Она не прерывала жизнь человека, а показывала его душе дорогу в тот мир, который та заслужила. Героев, отдавших жизнь за род, она награждала поцелуем и направляла в небесную страну Ирий.
Комоедица - откуда название
Главным яством праздника до сих пор считается блин, символизирующий солнце, растапливающий масло, как светило - снег. Съесть блин значило наполнить душу и тело живительной солнечной энергией. Другой обрядовой едой были комы - хлебцы, выпеченные из смеси ячменя, овса, гороха с добавлением сушёных ягод и орехов. По одной из версий, комы - это медведи, встающие после зимней спячки, а вместе с пробуждением могучего лесного хозяина просыпается и все живое.
Как полагают уважаемые славянофилы, языческое название масленичных дней - «Комоедица» пошло от одного из этих понятий. «Масленицей» праздник назвали позже, в XVI веке. Блинами и хлебцами было принято потчевать медведя, задабривая его. С утра пораньше подношения относили в лес и складывали на пеньке, только потом приступали к пиршеству.
Масленица: борьба двух начал
На протяжении всех событий праздника женщины и мужчины действуют по большей части отдельно, символизируя противоборство двух сил Всемирья. Мужское начало - горячее, светлое олицетворение будущего лета, женское - холодное, тёмное, как зима. Мужчины - это сторонники нового Света, Яри, благодаря которой зарождается новое. Женщины - защитницы Равновесия, Устоев. На празднике весенние силы должны победить зимние, чтобы сила Ярилы начала проявляться всё активнее. Силы Чернобога и Марены, а также их слуг - духов болезней и несчастий, за несколько дней до сжигания чучела значительно возрастают. После жертвенного костра Чернобог и Марена уходят, оставляя только духов, способных навредить человеку.
Создание чучела - это не так просто
Большое чучело Зимы создают женщины отдельно от мужчин. К шесту с перекладиной привязывают руки, туловище из соломы или сена. Чучело одевают в старую одежду, с которой в обрядовый огонь отправятся все несчастья и беды
бывших владельцев нарядов. После того, как будет прикреплена голова, девушки рисуют рот, нос и последними - глаза, которые обязательно должны быть закрытыми. Марена не должна до поры смотреть на людей глазами чучела Зимы. До своего времени готовый образ оставляют в снежной крепости.
Забавы и состязания праздника Масленница
Игрища (ручеёк, городок, лазание на столб, другие), народные гуляния, хороводы - безудержное веселье на празднике бьёт ключом, радуя всех присутствующих. Разводят костры (не жертвенные) и парни с девушками прыгают через них, очищая тело и душу огнём. Во время праздника мужчины показывают свою силу и удаль, соревнуясь в различных состязаниях.
Раньше на Масленицу приходился настоящий разгул кулачных боёв - поединков, во время которых показывалась отвага бойцов. Не зря славяне всем другим народам были известны как доблестные воины. Кулачные бои регламентировались строгими правилами, позволявшими избежать увечий. Бились «стенка на стенку», «один на один». Для участия в свальном бою, когда каждый стоял сам за себя и против всех, требовались особенные хладнокровие, сила удара, ловкость. Участие в сражениях поочерёдно принимали как ватаги мальчишек, так и женатые мужчины в возрасте.
Штурм Зимней крепости
После состязаний и забав мужчины штурмуют снежную крепость, в которой стоит чучело Зимы. Всё в Мире основано на триединстве, поэтому победа должна достигаться только с третьей попытки. При каждом наступлении штурмующие отвоёвывают по одной стороне бытия: реальность Явь, Правь, Навь. Именно поэтому первые два раза мужчины должны отступить, как будто защитницы снежного укрепления сильнее. Но каждый раз они должны унести с собой какой-нибудь трофей в знак мировой победы. Окончательной победа станет, когда чучело будет захвачено и доставлено к костру Марены.
Сжигание чучела Зимы
Перед помещением чучела в огонь, его обносят перед собравшимися людьми по кругу по направлению движения солнца. Расположившись вокруг костра, участники праздника навешивают на соломенную куклу наузы, в которые мысленно вкладывают всё, от чего нужно избавиться в наступающем лете. Вплетённые фигурки животных, человечков, цветов и других символов усиливают эффект, если образно поддерживают цель хозяев. В огонь также помещают куколки из соломы, на которые наговорены пожелания счастья, богатого урожая и многое другое. Вместе с куколками в пламя бросают зёрна, блины, прося у богов хорошего урожая.
После завершения Круга Марена открывает «глаза» (их прорисовывают) и внимательно осматривается, чтобы запомнить и унести с собой всё отжившее и ненужное. По этой причине славяне закрывали лица масками, чтобы уберечься от наказания Марены-Мары. Шест водружается в кострище, чучело вспыхивает и тает под языками пламени. Провожают сгорающую Зиму хороводом против часовой стрелки и песнями-приговорами. Славяне верили, что если пепел с кострища развеять над полями, то будет богатый урожай.
Праздник заканчивается общим пиром: поеданием блинов, питьём медовухи (сброженного мёда), кваса. Не забывали славяне и своих предков, которые незримо присутствовали на празднике: им предназначалась часть самых вкусных кушаний с накрытого стола.
Масленица - одно из самых добрых и светлых славянских торжеств, когда пламя рассеивает мрак, а на Мировом Древе, набравшемся сил во время зимнего покоя, появляются молодые побеги. Это время новых свершений, надежд, когда люди радуются красоте и плодородности расцветающей природы. Комоедицу отмечали наши предки, жившие в согласии с природой, почитавшие своих прародителей и очень уважительно относившиеся к своему роду. Проникнуться их духовной сутью, а не внешней обрядовой стороной - значит приблизиться к своим корням и очиститься.