О небо, вот так красота!
Я в жизни не видал подобной.
Как неиспорченно-чиста
И как насмешливо-беззлобна!
И. Гёте
«Фауст» — произведение, над которым Гёте работал почти всю жизнь и которое изменялось вместе с автором. В центре трагедии история доктора Фауста, в образе которого воплощена вера автора в безграничные творческие возможности человека, в его разум и душу. Человек предстает здесь как подлинный центр мироздания. Фауст не только осознает себя как личность, но и противопоставляет себя всему остальному миру. «Я, названный подобьем божества, взомнил себя и вправду богорав-ным», — говорит он.
Это противопоставление проявилось и в трагической истории любви Фауста и Мар-гариты. Вернув с помощью Мефистофеля молодость, Фауст влюбляется в первую же увиденную им красивую девушку — скромную и трудолюбивую, но набожную и не-далекую Маргариту. Мефистофель надеется, что в ее объятиях Фауст найдет то сладо-стное мгновение, которое захочет продлить до бесконечности. Он помогает Фаусту со-блазнить Маргариту. Она — обыкновенная женщина, которой приятны и богатые подарки, и восхищение знатного господина. А Фауста привлекают не только ее красо-та и свежесть, но и душевная чистота, доброта Маргариты. Его не смущает то, что она простолюдинка, необразованна. Трагедия возникает позднее: Фауст не мог и не хотел обвенчаться с девушкой, а следовательно, она была обречена на позор. Маргарита, Грет-хен, во имя любви к Фаусту забыла о матери, брате, приличиях. Ведь встреча с Фау-стом, любовь к нему — самое главное, самое яркое событие в ее скучной, размеренной жизни. Их чувство взаимно, но они настолько разные, что трагедия неизбежна.
В Маргарите способность самозабвенно любить сочетается с чувством долга. Она искренне верит в Бога и старается направить на путь истины безбожника Фауста. Де-вушка глубоко переживает свое «падение». При этом она надеется на Божью защиту и спасение души. Ведь после убийства брата Маргариты Фауст был вынужден скрыться, и вся тяжесть позора рождения внебрачного ребенка падает на хрупкие плечи Марга-риты. Она оказывается грешницей и в глазах окружающих, и в своих собственных глазах. Гретхен не может понять, почему любовь, дарившая ей такую радость, проти-воречит морали. Эта страсть — косвенная причина гибели брата Валентина и смерти матери, которую Маргарита случайно отравила. Теперь возлюбленная Фауста, в при-падке безумия убившая своего родившегося ребенка, обречена на казнь.
Узнавший об этом Фауст спешит на помощь и застает Гретхен в темнице. Он хо-чет увести Маргариту с собой. Но поздно! В краткий миг просветления она признает себя виновной и хочет понести кару, чтобы спасти свою душу: «Я покоряюсь Божье-му суду». Стремление жить и любить борется в ее душе с ужасом перед адом. Страни-цы, посвященные свиданию Фауста и Маргариты в тюрьме, — самые пронзительные в трагедии. Последние слова Гретхен обращены к любимому. «Погибла!» — в отчаянии восклицает Фауст. «Спасена!» — раздается голос с небес. Ее простили, теперь душа Маргариты свободна. Материал с сайта
Вина Фауста в гибели Маргариты несомненна. Его любовь, лишенная ответствен-ности, не была такой сильной и самозабвенной. Он бросил любимую женщину в са-мый тяжелый для нее момент, бежал, спасая свою жизнь. Но и увлеченный чарами Вальпургиевой ночи, он не забыл о Маргарите и попытался спасти ее. Гибель Гретхен — трагедия и для Фауста. Это крушение надежд на спасительную силу любви. Больше Фауст никого не сможет так полюбить. Он не остановил мгновения. Он был в любви эгоистом, не умеющим отдавать, а главная радость любящего — бескорыстие, стрем-ление сделать счастливым другого. Этого не дано было понять скептику Фаусту, на-прасно погубившему Маргариту и впустую растратившему вновь обретенную молодость.
В трагической поэме классика мировой литературы Иоганна Гёте нет малозначимых персонажей. Каждый из героев выступает ступенькой на пути достижения главной цели — раскрытия основной мысли произведения. Так образ Маргариты не уступает по силе образу самого . Её появление в судьбе героя лишь миг, дарующий блаженство и обернувшийся страшной бедой. Но этот миг доказывает силам тьмы и небесам существование истинной любви на земле и способность на это великое чувство любого из людей.
Козни Мефистофеля
Юная простушка Маргарита и серьёзный образованный Фауст не в силах противостоять возникшей между ними страсти. Девушка, воспитанная в семье праведников, рискует всем ради тайной встречи с возлюбленным. Она опаивает сатанинским зельем родную мать, чтобы вырваться из-под постоянного надзора и утонуть в объятиях своего избранника. Откуда было знать малообразованной бедняжке, что снотворное, подсунутое ей , на самом деле яд? Страшная правда сразит Маргариту наповал — мать мертва. И вся вина на ней. Брат совращенной девушки погибает от рук Фауста в поединке за честь сестры. Любимый стремительно исчезает из жизни Маргариты, спасаясь от наказания за содеянное преступление. Надежды девушки разбиты вдребезги, она опозорена и совершенно несчастна.
Грех Маргариты
Что остаётся героине? Бесчестие и вечное осуждение обществом пуритан. Вдобавок, бедняжка узнаёт, что ждёт дитя от незаконной связи. В приступе безумия Маргарита убивает свою новорожденную дочь. За тяжкие преступления потерявшую веру в жизнь и людей девушку бросают в тюрьму. Её ожидает смертная казнь.
Узнав о бедах Маргариты, Фауст является к своей оставленной возлюбленной. В его силах, конечно, не без помощи Сатаны, вытащить девушку из затягивающейся петли. Но истерзанная чувством вины, Маргарита отказывается от такой помощи. Ей не нужна больше жизнь во грехе. Она искренне раскаивается и желает понести наказание за содеянное зло.
Спасение
Образ героини трагичен и притягателен одновременно. Безумная сила любви, катализированная чёрной магией, превратила порядочную и невинную девушку в блудницу и убийцу. Но всё случившееся — наваждение, с которым несчастная жертва обстоятельств, просто не в силах была бороться. Чистота души Маргариты, её раскаяние и твёрдое решение нести свой крест до конца обеспечили ей спасение (Господь ее пожалел). И, самое главное, прощение: душа Маргариты отправится на небеса.
Трагедия «Фауст» создавалась в течение длительного времени, ее автор переживал в эти годы много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы сама трагедия, если бы ее автор не пережил первую любовь к Кетхен Шенкопф и отречению его ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерику Брион, - и побега от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христианой Вульпиус, которая стала матерью его сына.
Id="more-1181">
Следовательно, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» - это исповедь юности. Всю свою жизнь Гете считал, что «Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой почве разворачиваются искания Фаустом наивысшего мгновения, на этой почве вызревает его совесть относительно выхода из вечного замкнутого круга:
Я рвусь от жажды к наслаждению
и в наслаждении я жажды жажду.
Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастливого мгновения, о котором он мечтал. Она - символ молодости и красоты, простоты и невинности, чувствительности и нежности. Однако она не наделена интуицией самосохранения, и потому обреченная на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему свойственная психологическая утонченность и жертвенность.
Любил ли Фауст Маргариту? По-видимому, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готов ее спасать, Маргарита была в его жизни лишь мгновенностью, пониклою бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может.
Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее заострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к казни своего ребенка. Поэтому она безумеет. Но образ ее целен в своей самоотверженности и невинности. Даже небо смиловалось над ней.
Маргарита почувствовала, что Мефистофель является врагом:
Сквозь маску эту увидела она
Моего ума скрытое могущество.
Но это же можно сказать про Фауста, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви.
Это любовь земная.
Но Фауст удосужился на любовь мистическую: погружаясь за пределы пространства и времени, выхватывает среди античных героев образы Париса и прекрасной Гелены. Гелена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота.
Его страдания за Геленой другие - он хочет недосягаемого. И хотя про Гелену он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!» - однако вряд ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона - сына Фауста и Гелени - становится фееричным видением, похожим на сон.
А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита, способна на прощение. И в уже другом мире она несется навстречу Фаусту так, как когда-то - счастливая.
Любовь долго терпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а порадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии Гете Фауст. Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний.
И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы. Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, «тут надо изловчаться и лукавить». В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности. Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:
Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим - не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части «Фауста» посвящена истории любви Фауста и Гретхен. Между влюбленными - огромная пропасть. Фауст - человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям. Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:
Гретхен - прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю I жизнь сопровождает ее мама - образец религиозной добродетели. Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе. Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами. Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки. Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, - праздник для любой девушки.
Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему нег плохие дивиденды. Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.
В тот момент , когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении «лиходей», который «так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит». Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в «грех» и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений. Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.
Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних. Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.
Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент. Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство. Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?
В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:
Спаси меня, Отец мой в вышине! Вы, ангелы, вокруг меня, забытой, Святой стеной мне станьте на защиту! Ты, Генрих, страх внушаешь мне.
Осужденная людьми , она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: «Спасена!» Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение. Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
История любви Фауста и Гретхен - самая смелая и глубокая в немецкой литературе.
Б. Брехт
В трагедии Гете «Фауст» человек заключает сделку с сатаной. Герой трагедии - мыслитель, философ, ученый. Сделка совершается из благих побуждений человека - он хочет познать мир. Господь отдает человека «под опеку» сатане, заранее уверенный, что человек не позволит черту унизить себя:
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна.
Здесь уже, в сущности, выражен основной смысл «Фауста».
Мефистофель, полагая, что Фаусту хватит и малого во исполнение договора, приводит его в трактир. Но Фаусту в трактире скучно. Мефистофель ведет героя дальше. Вот кухня ведьм. Фауст, однако, не отказывается от предложенного ему ведьмой омолаживающего напитка и получает вторую, данную волшебством жизнь. Испытание вином герой выдержал. А как же с любовью?
Начинается история любви Фауста и Гретхен. Вот наконец та боль и нега, тот угар страсти, о которой мечтал Фауст. Остродраматический сюжет развивается в серии живых сцен, воссоздающих быт, нравы, характеры немецкой провинции средневековой поры.
Улица. Комната Гретхен. Сад соседки. Уличные сплетни. Власть церкви в лице жадного попа, всегда готового прибрать к рукам имущество прихожан. Страх обывателей перед церковными запретами. Шашни Мефистофеля с вдовушкой Мартой. Завистливость подруги Гретхен Лизы, охочей до злословия. Горячность брата Гретхен Валентина, солдата, спешащего на свой лад защитить честь сестры. Узкой, ограниченной, но в чем-то милой рисует Гете патриархальную Германию. В центре картины - юная Гретхен.
Гретхен - самый поэтичный, светлый из созданных Гете женских образов. Простая девушка из небогатой бюргерской семьи, она изображена как безыскусное дитя природы, как прекрасный «естественный человек», каким мыслили свой идеал просветители.
Она любит природу, поет народные песни, наивно гадает на ромашке. Ее детская непосредственность восхищает Фауста, рефлектирующего человека нового времени. «Как непорочна, как чиста», - восторгается он. Сюжет тут как будто начинает приобретать черты классической комедии на любовную тему. Мефистофеля Гете наделяет функциями слуги, и помогающего своему хозяину, и пародирующего его пылкую страсть. Такой пародией становится грубоватый флирт Мефистофеля с Мартой. Но комедия быстро оборачивается трагедией.
Настойчивость ухаживаний Фауста побеждает робость Гретхен. Девушка идет навстречу пробудившемуся в ней чувству бесхитростно и безоглядно. Любовь Гретхен и Фауста приходит в противоречие с мещанскими нравами в городе.
Любовь, которая, как казалось Гретхен, несет ей счастье, превращается в источник ее невольных преступлений. Валентин гибнет в поединке с Фаустом, мать умирает от снотворного. Осужденная молвой, Гретхен топит в лесном ручье новорожденное дитя. Несчастная попадает в тюрьму и ждет смертной казни.
Фауст проникает в тюрьму, пытаясь спасти возлюбленную. Но она отказывается, считая во всем виноватой себя.
Вынужденное расставание Фауста с Гретхен имеет также обобщающий смысл, связанный с основным содержанием центрального образа: Гретхен слишком связана всеми своими предрассудками со старой Германией, чтобы стать подругой Фауста в его смелых исканиях, а Фауст - само движение вперед - не может остаться с нею. Ему мало только любви.
Трагический финал любви Фауста и Гретхен потрясает и вместе с тем усиливает символический смысл образов. Гретхен, как и Фауст, не только неповторимый человек с конкретной судьбой, ее образ - еще и символ патриархальной Германии; Фауст же - воплощение ищущего человечества. Вместе с тем в Гретхен отображено светлое женское начало - любви, теплоты, обновления жизни, и в этом она навсегда остается для Фауста идеалом. Господь прощает грехи Маргариты. Это и есть гетевское оправдание героини.
Так завершается первая часть трагедии. В ее последних сценах содержится важный нравственный урок: самоутверждение одной отдельно взятой личности, «сверхчеловека» может обернуться катастрофой для другого человека.