Один из самых запоминающихся образов Вьетнама – нон – шляпа конической формы из пальмовых листьев. К слову, вьетнамцы с древних времен использовали разнообразные головные уборы – другой формы и из других растительных материалов. Но именно шляпа нон стала самой популярной в стране и в мире.
Особенности конструкции
Нон – экологически чистый головной убор, созданный исключительно их природных материалов. Используются пальмовые листья, высушенные добела тропическим жарким солнцем, и бамбуковые прутья, обработанные специальным образом.
Из невероятно прочных и одновременно гибких прутьев изготавливают кольца различные по диаметру. Это каркас будущей шляпы. Для одного головного убора требуется минимум 15 таких колец с постепенно сужающимся диаметром: от самого большого диаметром в 40 см до самого маленького ободка диаметром в 4 см.
Поверх колец накладываются пальмовые листья и затем сшиваются нитками, изготовленными также из натуральных волокон. Современные масштабные производства по изготовлению шляп нонов используют тонкую леску.
Размер вьетнамских шляп – единый универсальный, выработанный на протяжении веков.
Многофункциональная шляпа
Вьетнамское изобретение – шляпа нон – многофункциональный головной убор. Главное предназначение нона – защита головы человека от палящего солнца и тропического дождя. В душную погоду она служит вполне эффективным опахалом.
На этом функции удивительной вьетнамской шляпы не заканчиваются.
Время от времени вьетнамцы используют нон как посуду для еды или тару для фруктов. Головной убор из качественных материалов великолепно удерживает воду. Поэтому его можно применить в качестве черпака – для того чтоб умыться-освежиться на берегу водоема или утолить жажду, зачерпнув из кристально чистого горного потока.
Натуральные вьетнамские шляпы широко используют интерьерные дизайнеры для украшения помещений. А предметы, стилизованные под нон, используются в культурологических инсталляциях. Во многих национальных парках Вьетнама установлены фонари, имитирующие по форме легендарную коническую шляпу.
Любопытные факты использования шляпы-конуса дошли из 1980-х. В годы послевоенного дефицита товаров народного потребления вьетнамцам приходилось выстаивать огромные очереди в магазинах. Поскольку персональный нон воспринимается как идентификатор своего хозяина, вьетнамцы запросто оставляли шляпу вместо себя «держать очередь», когда самим требовалось куда-то отойти.
Из сферы духовной
Утилитарные цели – не единственная сфера использования уникального головного убора. Например, при помощи шляпы нон чиновники разработали специальную систему условных знаков и обменивались ними во время публичных встреч.
Вьетнамцы знают более романтичные и возвышенные способы применения чудесной шляпы. Вьетнамские юноши, например, эффектно ее задействуют для признаний возлюбленным в своих чувствах. На этот случай готовят особый нон – поэтический. Его необычность в том, что между слоями листьев вложены картинки с лирическими сюжетами и записочки-стихотворения – собственного сочинения или известные цитаты знаменитостей.
В современном Вьетнаме нон не утратил своей популярности. Островерхие шляпы-конусы в повседневном обиходе у провинциальных жителей – мужчин и женщин, стариков и юнцов, крестьян и горожан. В крупных городах шляпы чаще носят иностранные туристы.
Первое, что бросается в глаза по приезду во Вьетнам – обилие конических шляп. Эти, сделанные из пальмовых листьев шляпы, сравни самому Вьетнаму. Причем они не просто удобны. В тропическом климате шляпы укрывают людей от дождя и защищают голову человека от палящего солнца.
Древнейшее известное изображение конической шляпы сделано 3 000 лет назад. Однако и поныне пальмовая шляпа считается принадлежностью традиционного костюма вьетнамской женщины.
Согласно вьетнамской этике: красота должна быть нежной и утонченной, а под шляпкой лицо девушки кажется более очаровательным и таинственным.
Вьетнамские девушки заботятся о своей шляпке, как об украшении. Иногда они даже крепят маленькое круглое зеркальце на внутренней части головного убора для тайного наблюдения за своей внешностью.
В числе самых известных мест, где изготавливают конические шляпы – деревня Чуонг в провинции Хатэй, что неподалеку от Ханоя. С давних времен этот населенный пункт был известен производством традиционных конических шляпок «нон» из листьев латании (веерной пальмы). «Нон» деревни Чуонг знамениты прочностью и изящностью.
Изготавливают конические шляпы и жители деревни Тау Хо, что неподалеку от города Хюе. В деревне едва ли не 80% семей занимаются этим древним традиционным ремеслом. Сегодня они делают три вида конических шляп: простые шляпы ла-ке, трехслойные шляпы и «шляпы со стихами». Листья пальмы собирают, когда они еще зеленые. Мастера гладят их на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру. Высокая температура делает листья хрупкими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся шершавыми. После глажения листья окуривают дымом горящей серы, чтобы предохранить их от плесени и поедания разными насекомыми. Для каркаса и обруча используют веточки бамбука. Перед этим пучки веток долго висят под кухонным потолком. Кухонный дым также делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым.
Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастер должны делать ровные петли, одного размера. К тому же умелый мастер прячет узлы нитей так, что при осмотре шляпы видны только красивые и ровные петли. Издали шляпа должна блестеть на солнце, но при этом, если посмотреть сквозь шляпу на солнце, в ней не должно быть ни одного видимого отверстия. Все швы должны быть гладкими и равномерными, без выпуклостей. Так что изготовление конических шляп совсем не простое дело.
«Шляпы со стихами» требуют еще больше опыта и усердия, чем обычные. Этот тип шляпы обычно делается из листьев дерева «ксан», которые имеют форму веера. Большие листья разрезаются, связываются в пучки по 10 штук, и затем приминаются и просушиваются на углях. После просушки листья проветриваются на воздухе всю ночь. А затем опускаются в воду, разрезаются на полоски и проглаживаются. Края и прожилки срезаются, поэтому шершавая сторона листа незаметна. Между слоями листьев помещается бумага. На такие «шляпы со стихами» мастера наносят лирическое стихотворение, текст которого виден только при взгляде на шляпу против солнца.
Местные жители продают шляпы за 5000 донгов, (около 30 центов), из них от 2000 до 3000 донгов – их выручка. Остальное стоимость аренды места. Таким образом семья за месяц тяжелой работы зарабатывает около миллиона донгов.
Если вам повезет побывать во Вьетнаме, обратите внимание на то, как выглядит вьетнамская шляпа – это головной убор, который создается из листьев пальмы. Он не просто удобен, но и еще помогает укрыть лицо как от дождя, так и от солнца. Первая такая шляпа появилась более, чем 3000 лет назад. Но, несмотря на эволюцию человечества, такой головной убор до сих пор остается популярным.
Многие девушки уделяют немало внимания своей шляпке, относятся к ней очень аккуратно, как к украшению. В моделях возможно даже крепление небольшого зеркала на внутреннюю часть аксессуара.
Шляпа «нон», как еще называют такого рода модели, создается из листьев веерной . Такие головные уборы славятся своей красотой, необычайной прочностью и изящностью. Обычно их подразделяют на три вида:
- самая обычная шляпа «ла-ке»;
- «шляпы со стихами»;
- трехслойные шляпы.
После того как вы узнали, какое название носит вьетнамская шляпа, стоит узнать о секретах ее создания.
Сперва проводят сбор листьев пальмы в тот момент, когда они еще зеленые. После материал разглаживают на горячем листе железа, окуривают специальной горящей серой, чтобы минимизировать воздействие насекомых и плесени. Каркасом для шляпы выступают веточки бамбука.
Качество такого изделия будет зависеть от квалификации мастера. Во время работы важно делать ровные петли на шапке, прятать узлы от нитей. Качественная модель будет красиво переливаться и блестеть на солнце, но внутри нее вы не увидите ни одного отверстия. Швы не будут иметь неровностей и выпуклостей.
Максимум времени во время создания модели будет уделяться так называемой «шляпе со стихами». Это связано с особым методом обработки, ведь для головного убора используются специальные листья дерева «ксан».
Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя.
Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах.
Давайте узнаем о них подробнее...
Фото 2.
Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» («Non la») переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад.
Фото 5.
Фото 6.
Эта шляпа была изображена на антиквариате - на бронзовом барабане Нгоклу, на бронзовом сосуде Даотхинь 2500-3000 лет назад.
В ходе истории, просуществовав в течение разных эпох, шляпа нон меняется как по фасону, так и по материалу, из которого она сделана. В начале, когда еще не было инструмента для шитья, шляпа была вязаная. А современная пальмовая шляпа, шитая с применением иголки, появилась уже в железном веке (примерно в третьем веке до н.э.).
Материал для пальмовой шляпы не сложен – листья пальмы Sabal palmetto, нитка из волокон лесного растения, очень упругая для шитья (теперь используют нейлоновую нитку для этой цели), и бамбук для каркаса и обруча. Пальмовые листья собирают, когда они еще зеленые и мятые, и мастера гладят их тряпичной вязькой на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру – высокая температура делает листья хрупкими, пожелтевшими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся мятыми. После глажения листья держат еще над огнем горящей серы, чтобы листья лучше отбеливались, и чтобы предохранить их от развития плесени и поедания разными насекомыми.
Для каркаса и обруча шляпы выбираются стволы бамбука с длинными поленьями, их размещают на потолках кухни – дым делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым. В деревне Чуонг (уезд Тханьоай, Ханой), известной производством качественных шляп, готовят каркас шляпы из 16 обручей. Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастера должны делать ровные петли, одного размера. Обычно нити для шитья шляпы имееют разные длины, и их необходимо соединить при шитье. Умелый мастер может спрятать узлы соединения нитей так, что при осмотре шляпы мы видим только красивые, ровные петли шитья.
Фото 7.
Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца – таким шляпам дали название «шляпа – стихотворение».
Фото 8.
Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Неудивительно, что вьетнамцы привязаны к этой простой шляпе, где бы не встречали ее в нашем мире.
Фото 9.
Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе – скрываться за ней для поцелуев во время свиданий
Фото 10.
Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая – от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
источники
Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя.
Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах.
Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» («Non la») переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад.
Эта шляпа была изображена на антиквариате - на бронзовом барабане Нгоклу, на бронзовом сосуде Даотхинь 2500-3000 лет назад.
В ходе истории, просуществовав в течение разных эпох, шляпа нон меняется как по фасону, так и по материалу, из которого она сделана. В начале, когда еще не было инструмента для шитья, шляпа была вязаная. А современная пальмовая шляпа, шитая с применением иголки, появилась уже в железном веке (примерно в третьем веке до н.э.).
Материал для пальмовой шляпы не сложен - листья пальмы Sabal palmetto, нитка из волокон лесного растения, очень упругая для шитья (теперь используют нейлоновую нитку для этой цели), и бамбук для каркаса и обруча. Пальмовые листья собирают, когда они еще зеленые и мятые, и мастера гладят их тряпичной вязькой на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру - высокая температура делает листья хрупкими, пожелтевшими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся мятыми. После глажения листья держат еще над огнем горящей серы, чтобы листья лучше отбеливались, и чтобы предохранить их от развития плесени и поедания разными насекомыми.
Для каркаса и обруча шляпы выбираются стволы бамбука с длинными поленьями, их размещают на потолках кухни - дым делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым. В деревне Чуонг (уезд Тханьоай, Ханой), известной производством качественных шляп, готовят каркас шляпы из 16 обручей. Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастера должны делать ровные петли, одного размера. Обычно нити для шитья шляпы имееют разные длины, и их необходимо соединить при шитье. Умелый мастер может спрятать узлы соединения нитей так, что при осмотре шляпы мы видим только красивые, ровные петли шитья.
Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца - таким шляпам дали название «шляпа - стихотворение».
Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Неудивительно, что вьетнамцы привязаны к этой простой шляпе, где бы не встречали ее в нашем мире.
Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе - скрываться за ней для поцелуев во время свиданий
Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая - от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).