1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
2. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
3. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
4. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
7. Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1.1 и 2 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, с которого индексируются, увеличиваются размеры указанных выплат. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 , 1.1 , и 3 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которое не связано с их индексацией, увеличением, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размеров социальных доплат к пенсии. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 , и 3 части 2 настоящей статьи, установленных уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"), которое не связано с их индексацией (корректировкой), пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации получено извещение о произведенном изменении размеров этих денежных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии. Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении размеров выплат, перечисленных в пункте 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении размеров указанных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.
8.2. При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
8.3. При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
8.4. В период с 1 января текущего года до месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в предыдущем году индексации (корректировки) указанных денежных выплат.
9. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в части 3 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 настоящей статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.
10. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
11. Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
12. Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
пунктах 1 , 1.1 , и 3 части 2 настоящей статьи, в срок не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения. Уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", обязаны извещать соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о произведенных изменениях размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 , и 3 части 2 настоящей статьи, в срок не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения.(см. текст в предыдущей редакции)
14. Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а также территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных настоящей статьей, осуществляют обмен соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.
16. В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.
Если совокупный доход пенсионера, который складывается из самой пенсии и различных социальных выплат, оказывается ниже устанавливаемого ежегодно значения прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, то в такой ситуации предоставляется . Благодаря этому выполняется обязательство государства по поддержанию уровня доходов российских пенсионеров не ниже установленного минимума.
Наименование субъекта Российской Федерации | Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, руб. |
---|---|
В целом по РФ | 8 726 |
Г. Москва | 11 816 |
Московская область | 9 527 |
Г. Санкт-Петербург (СПб) | 8 726 |
Ленинградская область | 8 726 |
Краснодарский край | 8 537 |
Ростовская область | 8 488 |
Самарская область | 8 413 |
Новосибирская область | 8 725 |
Свердловская область | 8 726 |
Республика Башкортостан | 8 320 |
Красноярский край | 8 726 |
Республика Татарстан | 8 232 |
Федеральная социальная доплата
Социальная доплата на федеральном уровне назначается при соблюдении двух условий:
- общий размер материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума, применяемого в регионе проживания гражданина;
- значение регионального ПМП меньше такого минимума в целом по стране .
Обращаться за федеральной соцдоплатой следует в территориальный орган ПФР по месту проживания.
Значение федерального ПМП на 2018 год установлено в размере 8726 рублей. Прожиточный минимум пенсионера на этот же год во Владимирской области составляет 8452 рубля, что ниже ПМП в целом по стране.
Допустим, что сумма материального обеспечения неработающего пенсионера из этой же области составляет 7500 рублей, что ниже ПМП, установленного во Владимирской области. Соответственно, такому гражданину будет установлена федеральная соцдоплата до ПМП в его регионе в размере 952 рубля:
- 8726 - 7500 = 952 рубля.
Региональная социальная доплата
Сумма доплаты на региональном уровне назначается при следующих условиях:
- общий размер материального обеспечения ниже значения ПМП, установленного в регионе по месту проживания пенсионера;
- величина регионального ПМП выше значения такого показателя в целом по РФ .
Обращаться за региональной соцдоплатой следует в территориальный орган соцзащиты по месту проживания.
Уровень федерального ПМП на 2018 год установлен в размере 8726 рублей. Показатель прожиточного минимума пенсионера в Мурманской области на этот же год составляет 12523 рубля, что превышает значение ПМП в целом по РФ.
Если материальное обеспечение неработающего получателя пенсионной выплаты составит 10500 рублей, что меньше значения регионального ПМП, то гражданину будет установлена региональная соцдоплата до ПМП, установленного в Мурманской области. Размер такой доплаты будет равен 2023 рубля:
- 12523 - 10500 = 2023 рубля.
Регионы, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального
Данные о регионах, в которых неработающим пенсионерам устаналивается региональная доплата в связи с тем, что уровень ПМП в них превышает значение федерального прожиточного минимума, представлены в следующей таблице:
Наименование региона | Величина ПМП в субъекте РФ на 2018 год (руб.) |
---|---|
Москва | 11 816 |
Московская область | 9 527 |
Республика Коми | 10 192 |
Архангельская область | 10 258 |
Ненецкий автономный округ | 17 956 |
Мурманская область | 12 523 |
Ханты-Мансийский АО - Югра | 11 708 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 13 425 |
Республика Саха-Якутия | 13 951 |
Хабаровский край | 10 895 |
Камчатский край | 16 543 |
Магаданская область | 15 460 |
Сахалинская область | 12 333 |
Чукотский автономный округ | 19 000 |
Куда обращаться за установлением?
Выплачивается доплата с 1 числа следующего месяца после обращения за ней со всеми необходимыми документами.
Исключение составляют и дети несовершеннолетнего возраста, которым установлена выплата по случаю потери кормильца ( или ). Им социальная доплата назначается с даты назначения такой пенсии в беззаявительном порядке при условии возникновения право на нее.
Обращение за установлением дополнительной выплаты осуществляется в зависимости от ее вида:
- в территориальный орган ПФР при назначении федеральной доплаты;
- в орган социальной защиты по месту проживания при назначении региональной доплаты.
Важно, что для назначения суммы доплаты необходимо заполнить соответствующую графу в заявлении об установлении пенсии или переводе с одного вида выплаты на другой.
Срок установления социальной доплаты равен сроку, на который назначается соответствующая пенсионная выплата. При устройстве на работу или смене места жительства за пределы нашей страны право на материальную помощь теряется.
Для обращения за матпомощью необходимо подготовить следующие документы :
- удостоверяющие личность гражданина и место его проживания;
- документ, подтверждающий отсутствие факта работы.
Выплата суммы материальной помощи осуществляется согласно графику одновременно с установленной пенсионной выплатой.
Обязанность пенсионера своевременно уведомить органы ПФР о поступлении на работу или изменении иных обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размера доплаты или ее прекращение.
В июле 2017 года региональные отделения Пенсионного фонда России (ПФР) начали предоставлять в открытых источниках (имеются в виду многочисленные публикации в СМИ и на официальном сайте ПФР) долгожданные пояснения касательно ажиотажа, сложившегося с начала текущего года во многих регионах страны вокруг так называемой «прибавки к пенсии за детей пенсионерам» .
Согласно ходившим ранее слухам, находящиеся на пенсии женщины, обратившись с соответствующим заявлением в ПФР, могут получить доплату к пенсии за детей, рожденных до 1990 года (или вообще в советское время до 1991 года - в том числе за взрослых детей, родившихся до 1980 года), размер которой за каждого ребенка может доходить до нескольких сотен рублей (соответственно, чем больше детей у матери-пенсионерки, тем больше будет размер надбавки).
Многие женщины, которые самостоятельно обращались по этому вопросу в Пенсионный фонд, уже действительно получили постоянную добавку к пенсии за детей в 2017 году , чем вызвали небывалый ажиотаж среди других пенсионерок. Это привело к образованию огромных очередей в клиентских службах ПФР и вынудило их работников представить развернутые пояснения.
Какие выплаты положены пенсионерам за детей?
Сразу отметим, что речь не идет о какой-то самостоятельной выплате! Прибавка к пенсии за детей получается в результате перерасчета благодаря тому, что по новому закону с 1 января 2015 года изменились правила расчета трудовой пенсии (назначаемой как по старости при достижении пенсионного возраста, так и по инвалидности), и теперь на ее размер помимо периодов работы влияют также «нестраховые периоды» - в частности, осуществление одним из родителей (обычно матерью) ухода за каждым ребенком до достижения 1.5 лет (ст. 12 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Чтобы в дальнейшем не возникало никаких дополнительных заблуждений, можно сразу для себя выделить наиболее важные моменты касательно получения этой прибавки:
- Тем пенсионеркам, которые вышли на пенсию после 1 января 2015 года, обращаться за перерасчетом не нужно , поскольку наиболее выгодный вариант им уже был рассчитан и назначен к выплате. Перерасчет полагается только в том случае, если у женщины есть нестраховые периоды, неучтенные при назначении пенсии до 1 января 2015 года или учтенные по старым правилам, за которые теперь начисляются пенсионные баллы согласно новому закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
- через многофункциональные центры МФЦ - такая возможность уже есть в большинстве регионов или будет доступна в ближайшее время;
- подав заявление дистанционно - по Интернету через единый портал госуслуг или по почте.
Получаемая в результате перерасчета надбавка к пенсии за детей индивидуальна и не гарантируется для всех пенсионеров, поскольку замена трудового стажа периодом ухода за детьми будет не всегда выгодна.
По статистике, только в 20-30% случаев размер выплачиваемого пенсионного обеспечения может быть увеличен, причем сумма прибавки может составлять от нескольких рублей до нескольких сотен или, в отдельных случаях, даже может превосходить тысячу рублей.
- Если перерасчет получается «со знаком минус», то текущий размер пенсии не уменьшится (поскольку ухудшение пенсионного обеспечения не допускается действующим законом), и работниками Пенсионного фонда будет вынесено решение об отказе.
Срок подачи заявления для перерасчета пенсии женщинам за детей не ограничен по времени - иными словами, обратиться можно в любой момент, причем не только путем личного обращения в свое отделение Пенсионного фонда, но и:
Кому положена доплата к пенсии за детей
Сразу отметим, что год рождения детей не имеет никакого определяющего значения - они могут быть рождены и до 1990 года, и в любое время после этого срока.
Заблуждение о том, что доплата полагается только за детей, рожденных до 1990 (1991 года), возникло из-за того, что введенный с 2015 года новый порядок учета пенсионных прав дает ощутимую надбавку к пенсии за взрослых детей тем пенсионерам, которые имеют преимущественно «советский» стаж , который сейчас мало влияет на размер пенсии и который может быть учтен на более выгодных для пенсионерки условиях в виде пенсионных баллов. Им такой перерасчет рекомендуется проводить в первую очередь. Как правило, такие мамы в своем подавляющем большинстве как раз вышли на пенсию до 1 января 2015 года (и они уже могут быть в очень почтенном возрасте - им может быть и 70, и 80 лет, и еще больше).
Однако это отнюдь не значит , что в случае рождения детей после распада СССР женщина автоматически лишится права на такой перерасчет! Просто, как правило, им он может быть не выгоден по каким-то иным причинам (например, если трудовой стаж женщины формировался преимущественно после начала 1990-х годов по более новым, российским пенсионным законам).
Необходимо понимать, что периоды ухода за детьми сами по себе не предполагают автоматического увеличения пенсии, поскольку зачастую уже учтенные при ее назначении периоды работы дают более высокий вклад в размер выплаты, чем их замена на 1.5 года ухода за каждым из детей. На практике существует большое количество частных случаев, при которых может быть выгодно или не выгодно производить такой перерасчет (см. таблицу).
В каком случае перерасчет может быть выгоден? | Когда перерасчет, скорее всего, не даст никакой прибавки? |
|
|
Таким образом, прежде всего на получение надбавки за детей в результате перерасчета пенсии могут рассчитывать пенсионерки, имеющие 2 и более детей, у которых был невысокий заработок и (или) невысокий трудовой стаж.
Противопоказано проведение перерасчета пенсионерам, пенсия которым была назначена на льготных условиях. У получателей досрочных пенсий , не достигших пенсионного возраста, в результате замены трудового периода на «нестраховые» 1.5 года по уходу за детьми теряется льготный стаж, что может привести к потере права на досрочную пенсию .
Сколько баллов дают за каждого ребенка при перерасчете
С 2015 года основным показателем, влияющим на размер выплачиваемой пенсии, является количество так называемых «пенсионных баллов» (на самом деле по закону это называется «индивидуальный пенсионный коэффициент» - ИПК), учтенных в ПФР на индивидуальном лицевом счете пенсионера. Этот параметр отражает не в рублях, как это делалось раньше, а в относительных единицах размер пенсионных прав гражданина на страховую (трудовую) пенсию.
Пенсионные баллы на лицевом счете формируются двумя основными путями:
- за счет уплаты работодателем обязательных страховых взносов (в 2019 году составляют 22% от фонда оплаты труда работника, из которых 6% идут на формирование фиксированной выплаты, а 16% учитываются на индивидуальном лицевом счете в виде пенсионных баллов);
- за счет учета в баллах так называемых «нестраховых периодов» осуществления социально значимой деятельности, когда будущий пенсионер не работает и взносы за него не отчисляются, однако пенсионные права формируются за счет государства (полный список таких периодов перечислен в ст. 12 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - это, в частности, время прохождения военной службы по призыву у мужчин, осуществление одним из родителей ухода за каждым ребенком до 1,5 лет и др.)
Если в результате проведенных расчетов размер прибавки окажется отрицательным , то проводить пенсионеру такую замену будет не выгодно, и работники Пенсионного фонда в оформлении перерасчета откажут (то есть размер пенсии в любом случае не уменьшится ).
Какие документы нужны для проведения перерасчета
За перерасчетом размера пенсии с учетом нестраховых периодов по новым правилам следует обращаться только тем пенсионерам (одному из родителей, осуществлявшему уход за ребенком до 1.5 лет), которым она была назначена до 2015 года . Сделать это могут получатели страховой пенсии по старости или по инвалидности. Перерасчет производится только по заявлению пенсионера , которое нужно подать в то отделение Пенсионного фонда, которое осуществляет выплату пенсии (поскольку именно в нем хранится выплатное дело пенсионера, на основании которого будет проведен расчет дополнительной выплаты за родившихся детей).
Поскольку речь идет об обычном заявительном перерасчете пенсии , для него используется стандартное заявление, форма которого утверждена Приказом Минтруда РФ от 19.01.2016 № 14н (приложение №2 к Административному регламенту ПФР о предоставлении государственной услуги по установлению пенсий).
Вместе с заполненным заявлением в обязательном порядке принимаются документы личного хранения:
- удостоверение личности пенсионера (паспорт гражданина РФ);
- свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
Также согласно п. 2 ст. 23 закона «О страховых пенсиях» заявление о перерасчете принимается при условии предоставления пенсионером документов, необходимых для его проведения .
Прежде всего, наличие нестраховых периодов подтверждается на основании документов, уже находящихся в выплатном деле пенсионера, а также имеющихся в распоряжении работников Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета. Если же сведения о периодах осуществления ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет отсутствуют либо оказываются неполными, то заявитель подтверждает их наличие дополнительными документами:
- свидетельства о рождении всех детей (при их отсутствии можно заказать справку о рождении ребенка в органах ЗАГС);
- документы, подтверждающие достижение детьми полутора лет - это может быть любой официальный документ, выданный ребенку государственными органами в более позднем возрасте (паспорт ребенка, аттестат или диплом о получении образования, военный билет и т.п.).
Если в свидетельстве о рождении проставлен штамп о получении ребенком паспорта гражданина РФ после достижения им 14-летнего возраста, то будет достаточно только свидетельства о рождении с соответствующей отметкой!
Как оформить доплату к пенсии за детей
Подать в свое отделение Пенсионного фонда заявление и необходимые документы для проведения перерасчета можно в любое удобное для пенсионера время - срок обращения не ограничен . В случае принятия положительного решения (если в результате перерасчета размер пенсии изменится в сторону увеличения) пенсия будет назначена с учетом прибавки только с 1 числа следующего месяца . Доплата к пенсии за детей пенсионерам за прошлый период (пропущенный с момента вступления в силу с 1 января 2015 года нового закона) не производится .
Подать заявление на перерасчет можно одним из четырех предусмотренных способов.
Государство оказывает материальную помощь гражданам различными способами. Неработающие пенсионеры должны получать социальную доплату. Это вид господдержки, который появился в 2010 году ввиду обращений малообеспеченных лиц, вышедших на пенсию. Поэтому и появилась социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам.
Что понимают под помощью
Если гражданин получает меньше прожиточного минимума, государство будет ему доплачивать из федерального бюджета. На это не влияет, какую пенсию получает гражданин, сколько он вкладывал в ее размер. Выплата производится каждый месяц. Прекращают ее доплачивать, если пенсионер устраивается на работу, или его пенсия становится равной или больше прожиточного минимума.
Определить, кто имеет право на получение дополнительных средств, можно, исходя из нескольких факторов:
- какую пенсию получает гражданин;
- ежемесячные выплаты для инвалидов, ветеранов и их родственников;
- выплаты за заслуги перед Отечеством.
Кто может получить доплату
Социальная надбавка к пенсии неработающим пенсионерам предусмотрена при определенных обстоятельствах:
- Только неработающим гражданам, вышедшим на пенсию.
- Исключительно гражданам РФ.
- Малоимущим гражданам на пенсии, которые получают меньше ПМ.
Пенсию может получать:
- гражданин, вышедший на пенсию по возрасту;
- инвалид;
- по выслуге лет;
- при потере кормильца.
Неработающий пенсионер в 2019 году имеет возможность получить надбавки, которые могут быть двух видов:
- государственная или федеральная, которую выплачивают в обязательном порядке;
- региональная выплата неработающим пенсионерам, расчет которых производят по имеющимся финансовым составляющим.
Социальная доплата: виды и размеры
Федеральная социальная доплата выплачивается территориальным органами ПФР и устанавливается автоматически в случае, если ПМГ по РФ значительно выше уровня ПМГ в регионе.
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем размер ПМГ по России.
При подсчете общей суммы доходов неработающего пенсионера учитываются:
- размер пенсии;
- размер дополнительного материального (социального) обеспечения;
- размер ежемесячной денежной выплаты;
- стоимость набора социальных услуг;
- денежный эквивалент мер социальной поддержки (оплата телефона, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на пассажирском транспорте, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг).
По закону назначают выплаты дополнительных денежных средств:
- пенсионерам, которые прервали трудовой стаж и не имеют дополнительного дохода;
- при проживании таких лиц на территории РФ. Если же гражданин переедет, то доплата снимается автоматически, и впоследствии не оформляется снова;
- сумма доходов должна быть ниже прожиточного минимума.
Сюда относятся районы с высоким уровнем жизни. В России их 17 по состоянию на 2019 год. Занимаются вопросом органы соцзащиты по месту жительства. Так как выплаты производят по региону проживания, то при переезде пенсионера количество денежных средств доплаты может быть изменено. На это повлияет прожиточный минимум в том месте, где будет проживать гражданин.
Прожиточный минимум при выходе на пенсию
ПМ устанавливается на основании ФЗ N 134-ФЗ. Рассчитывается, исходя из того, что входит в корзину потребителей. То есть все, что поможет поддержать здоровье и нормальный образ жизни человека. Чтобы просчитать величину, имеет значение:
- Цена потребительской корзины, в которую входят продукты и непродовольственные товары.
- Обязательные платежи.
- Оплата государственных сборов.
Состав пересматривают, если меняется уровень жизни населения. Зависит он от природных условий и климата, поэтому и везде разный. Это происходит один раз в пять лет. Размер отличается в зависимости от категории граждан. Когда устанавливается ПМ для расчета социальной доплаты пенсионерам, не имеет значения возраст гражданина.
Размер прожиточного минимума гражданина в 2019 году по России составляет 8 846 рублей Скачать для просмотра и печати:Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
По каким причинам можно получать доплату
Каждый пенсионер, который обеспечен материально ниже, чем рассчитан прожиточный минимум, может получить денежную помощь . По всем вопросам можно обращаться в соответствующие органы. Так как многие граждане на пенсии не работают, для них этот вопрос является важным.
Важно! В 2018 году каждый пенсионер старше 70 лет и зарегистрированный на территории Московской области получил единовременную денежную выплату от органов социальной защиты населения . Ее размер составлял 5 тыс. рублей. На 2019 год указаний на единовременные выплаты пенсионерам пока не было.
Для всех пенсионеров важным является отсутствие официальной работы. Если же он работает, необходимо поставить в известность ПФР по месту жительства. Это требование должен исполнить каждый гражданин, так как расчет осуществляется на основании всего дохода.
Для доплаты необходимо предоставить такие документы:
- удостоверение личности;
- удостоверение или справка пенсионера;
- справку о размере пенсии и иных социальных выплатах.
Если гражданин от пенсии отказался, предоставляются основания.
Причины прекращения доплат
В некоторых случаях пенсионер не сможет получать доплату, если в соцзащите вынесут об этом приказ.
На это влияют такие факторы:
- Пенсионер решил выйти на работу.
- Его материальное обеспечение достигло уровня прожиточного минимума.
- Прекращается выплата основной пенсии, если она была основой для начисления доплаты.
- Пенсионер самостоятельно извещает региональное отделение о любых изменениях, включая переезд на ПМЖ за границу.
В декабре 2018 г. премьер-министр Д. Медведев поручил ведомствам разработать систему доплат до ПМ пенсионера субъекта РФ для инвалидов пенсионного возраста. Задача министерств состоит в том, чтобы предусмотреть возможность предоставления социальной доплаты до уровня регионального ПМ даже при условии трудоустройства пенсионера-инвалида. О выполненной работе ведомства должны отчитаться перед правительством до 10.04.2019 г.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
4 июля 2017, 17:14 Мар 19, 2019 12:52