Когда маленький щенок или котик нагадит на ковер, его тычут мордочкой в каку, чтобы знал: так делать плохо. Однако поступать аналогичным образом с ребенком - не вариант. Поэтому родители усаживают малыша перед собой и начинают читать ему лекции по морали. Но для ребенка это ничего не значит. Выслушав тебя внимательно, он будет снова и снова справлять нужду там, где она его настигнет. Гораздо лучше попытаться связать в воображении ребенка горшок с чем-то приятным, например, мультиками. То есть так: сходил мимо горшка - мультиков не будет, самостоятельно сел на горшок - получил планшет с включенными «Телепузиками».
Подключи воображение
Мало какой ребенок согласится добровольно жевать пресные брокколи и морковку. Но если сказать малышу, что брокколи - это такие маленькие деревья, а сам ребенок - как великан, пожирающий их в свое удовольствие, то дела пойдут как надо. Про морковку можно сказать, что с ее помощью можно научиться видеть в темноте. Да, это подлый обман, но не такой уж он на самом деле и подлый, ведь морковка полезна для глаз. Так или иначе, главное - чтобы ребенок грыз ее как можно чаще.
Рассмеши ребенка
Если твой малыш заходится в истерике - его ничего не сможет остановить. Это будет вой покруче сирены полицейской машины. Но один способ оборвать детские стенания все-таки есть - нужно попытаться рассмешить ребенка. Детское внимание переключается на раз-два. Вот только что малыш орал так, будто ему отрезали ногу, но стоит его рассмешить - и буря миновала. Как именно рассмешить своего ребенка - это ты уже сама решай, ведь у каждого свое собственно чувство юмора. Иной раз будет достаточно показать ритмично сгибающийся указательный палец, вроде: «Смотри, какой червячок!» А в другой - придется разыграть целую сценку с уморительным гримасами, нелепыми акробатическими трюками и т.д.
Заколдуй ребенка
Когда ребенок успокоился, появляется новая проблема - как уложить его спать. Некоторые родители не знают, как приучить малыша к режиму, и просто ждут, когда он заснет сам собой. В таком случае можно попробовать трюк, который продемонстрировал на своем YouTube-канале австралиец Нейтан Дайло - один ребенок, одна салфетка, одна минута волшебства и одиннадцать миллионов просмотров…
Давай взятки
Ребенок не всегда понимает, почему разбросанные по комнате игрушки огорчают его маму, сколько бы она ему об это ни рассказывала. Но если за уборку игрушек в специальный ящик давать ребенку что-нибудь вкусненькое - малыш быстро смекнет что к чему, и в его комнате будет царить идеальный порядок.
Поощряй доброту
Маленькие дети плохо разбираются, что плохо и что хорошо. Поэтому каждый раз, когда ребенок - даже в самой незначительной ситуации - совершает добрый поступок, нужно акцентированно хвалить его за правильный выбор.
Не угрожай понарошку
Допустим, ты сказала ребенку, чтобы он не рисовал на стенах, иначе ты заберешь у него все карандаши и фломастеры. Но увидев очередную «наскальную живопись» на обоях, ты не выполнила свой ультиматум - тогда ребенок поймет, что может вообще не обращать внимания на подобные угрозы, ведь они ничем плохим для него не заканчиваются. Сказала, что заберешь карандаши - пускай сидит неделю без карандашей.
Смотри ребенку в глаза
Есть две большие разницы: объяснить что-то ребенку и объяснить ему то же самое, глядя в глаза. Когда ты смотришь ребенку в глаза, он понимает, что дело серьезное, и мотает на ус каждое твое слово. Кроме того, умение во время трудного разговора смотреть прямо в глаза своему собеседнику еще не раз пригодится ребенку во всей последующей жизни.
Быть Ленивой Мамой с непослушным ребенок очень сложно. Ведь уходит много сил и времени, чтобы договориться с малышом о самых простых вещах. А с послушными детьми все становится намного проще, и не придется участвовать в спорах по любому поводу.
Неприятно это говорить, но начать изменения нужно с себя, так как заставить ребенка слушаться с первого раза может только спокойная и уверенная мама. Помимо этого нужно прислушиваться к ребенку и чувствовать его потребности. Как именно это сделать я расскажу в статье.
Как заставить ребенка слушаться
В последнее время наблюдаются большие проблемы с послушанием у детей. В современных реалиях, когда их сильно балуют, достаточно сложно удержать ребенка в рамках дозволенного. Почему же это происходит?
Сейчас активно продвигается идея вседозволенности детей. Малышам примерно до 2 лет ничего не запрещают, не дают заданий и в целом почти никак не воспитывают. Поэтому к 3-4 годам неудивительно, что ребенок не слушается взрослых. Хотя существуют и другие причины: противоречивые указания, несоответствие требований возрасту ребенку и др.
Как же заставить ребенка слушаться?
Первым делом стоит понять, что ни в коем случае не стоит прибегать к физическому наказанию. После нескольких шлепков ребенок действительно выполнит вашу просьбу. Когда в дальнейшем будет капризничать, одно упоминание о физической расправе заставит его успокоиться. И с виду все отлично — система работает.
Но на самом деле ребенок не становится «послушным», он просто боится вас. Уверена что вы бы не хотели вызывать ужас и страх у ребенка. Помимо ваших отношений сейчас, вся эта ситуация отразится на будущем ребенка. Физические наказания, затаенная обида и злость на вас обязательно всплывут в подростковом возрасте в виде бунта. Или наоборот ребенок полностью погрузится в себя, станет инертным, забитым и неуверенным в себе.
При любом развитии ситуации счастливым забитый ребенок не вырастет. Поэтому физическое воздействие — сразу нет!
Научитесь разговаривать с ребенком, договариваться, и тогда не придется прибегать к ремню.
Как разговаривать с ребенком правильно?
Очень многое зависит от того, как и что вы говорите малышу. Для начала стоит обратить внимание на громкость — если постоянно говорить на повышенных тонах, ребенок перестает воспринимать смысл фраз. Вспомните свои чувства, когда начальник или продавщица отчитывают вас на повышенных тонах. Даже если это заслуженная критика, появляется злость и обида на кричащего человека.
- Установить зрительный контакт . Дети концентрируются только на одной задаче, так что пока что вы не привлечете к себе его внимание, он может просто не слышать ваши фразы. Правильно: сесть на корточки перед ребенком, коснуться руки, чтобы он посмотрел на вас, и посмотреть в глаза. Обратиться по имени и повторить свою просьбу.
- Короткие и понятные задания , особенно если вы разговариваете с ребенком младше 4 лет. Им сложно запомнить и выполнить последовательность действий. Поэтому вместо односложного «сними куртку и обувь, помой руки и садить за стол», выдавайте задания постепенно. Сначала «снимай куртку и обувь», когда будет выполнено «помой руки», и только после этого «садись за стол».
- Слишком длинные речи . Родители любят припоминать прошлые оплошности, когда отчитывают ребенка или просят прекратить что-то. А детям сложно уловить о чем фраза «Ты забыл как упал с дивана в прошлый раз и пришлось ехать в больницу? Сейчас же слезай, иначе опять ситуация повторится и ты будешь плакать». Правильно сказать лаконично: «Прыгать на диване нельзя — это опасно». В этом случае главное послание будет получено.
- Косвенные указания. Малыши воспринимают все фразы буквально, поэтому не видят указания к действию в вопросе «Ты собираешь вылезать из лужи?». Не переоценивайте умения детей, ведь они только осваивают язык и многое не понимают. Говорите прямо и однозначно: «вылезай из лужи».
- Использование отрицания НЕ. Дети частенько пропускают отрицательный посыл «не», и вместо «не лезь в лужу» слышат приглашение «лезь в лужу». Вместо этого лучше предложить другую интересную альтернативу: «Давай обойдем лужу, чтобы не запачкать новые ботиночки».
- Постоянное одергивание. Некоторые тревожные мамочки так опекают ребенка, что на протяжении всего дня предупреждают малыша об опасности: «не споткнись о порог», «обойти злую собаку», «не наступи в лужу», «не урони кружку»… Со временем ребенок перестает воспринимать эти фразы, принимая их за «фоновый шум». Сократите количество замечаний до необходимого минимума, просто ходите рядом с ним и страхуйте в опасные моменты.
- Неумение слышать ребенка. Находясь с ребенком 24 часа 7 дней в неделю многие мамы начинают отключаться. Они вроде бы находятся рядом с малышом, но погружены в свои мысли, разговаривают по телефону и не слышат своего ребенка. Со временем малыш начинает копировать это поведение, игнорируя ваши указания. Вместо этого подайте правильный пример — отвлекитесь на минутку от мытья посуды, чтобы выслушать рассказ ребенка. Поддержите разговор, уточните что-то, тогда и малыш будет внимательней относиться к вашим словам.
Помимо этого прислушайтесь к своим словам. Нужно делать акцент не на ребенке и какой он плохой, а на своих чувствах.
Неправильная фраза: «Ты такой эгоист! Хватит уже орать, сейчас пойдем уже! Замолчи сейчас же, мне же стыдно за тебя перед окружающими ».
Правильная фраза: «Я понимаю, что ты устал. Сейчас оплачу покупку и пойдем домой. Я почитаю книжку и ты отдохнешь. А сейчас, пожалуйста, если хочешь покричать, делай это, пожалуйста, потише — мне трудно сосредоточиться ».
Можно сделать акцент на своих чувствах:
Неправильная фраза: «Мне стыдно за твое поведение перед другими» — так вы показываете, что мнение окружающих важнее ребенка.
Правильная фраза: «Мне с тобой трудно, от крика болит голов а».
Наблюдайте за тем, что вы говорите и как эти фразы может понять ребенок. Тогда вам будет проще найти с ним общий язык.
Как заставить ребенка слушаться с первого раза
Научить малыша послушанию — это не так просто и быстро. Ведь нет волшебной таблетки, подходящей каждому ребенку. И это не робот, который способен слепо следовать приказам. Но все равно существуют определенные советы, которые учат ребенка слушаться родителей с первого раза.
К каждому ребенку свой подход. Так что пробуйте разные методики и подберите подходящую.
Итак, давайте рассмотрим основные методики, чтобы научить ребенка слушаться:
- Минимум запретов . Когда ребенок на протяжении дня только и слышит «нельзя», «не лезь», «отойди», он перестает подчиняться. Поэтому старайтесь использовать запрещающие фразы только в крайнем случае, когда он делает что-то серьезное. Вместо этого обезопасьте пространство для игр, уберите опасные и хрупкие вещи, будьте рядом с ребенком, чтобы отвлечь его от опасных игр или вовремя остановить.
- Единое мнение в семье . Обязательно выработайте в семье определенные правила, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Если папа разрешает, а мама запрещает, ребенку сложно следовать указаниям. Ведь если в одном вопросе родители разошлись, значит и в других можно не слушаться.
- Однозначные запреты. Не меняйте свой взгляд на какие-то запреты, чтобы не путать ориентиры ребенка. Если вы сказали «последний раз прокатись на горке, и потом идем домой», значит нужно держать свое слово. Один-два раза ребенок сможет уговорить вас остаться, и потом будет повторять этот прием постоянно. Только более уверенно, ведь он знает — этот метод позволяет добиться желаемого.
- Поощряйте инициативу ребенка . Дети любят помогать взрослым, подражать им и быть полезным. Не загубите это стремление на корню. Если двухлетний малыш хочет помыть свою посудку, позвольте ему это сделать и похвалите. А когда он не будет видеть, просто перемойте. Если ребенок добровольно выполняет одно задание, то и с другими будет проще.
- Учитывайте возрастные особенности . Нельзя требовать от 3-летнего ребенка сидеть спокойно в течении, ведь в них бурлит энергия и ее нужно выпустить. Так же в 3-летнем возрасте начинает кризис, и на все предложения мамы поступает запрет. Поэтому изучите информацию про кризисы, умения и навыки по возрастам. Только когда вы поймете своего ребенка, он будет вас слушаться.
- Выполняйте угрозы . Многие взрослые запугивают ребенка пустыми или нерагальными угрозами «не съешь — я тебе на голову вылью», «если сейчас гулять не пойдешь, больше вообще гулять не будем!». Сначала такой фокус пройдет, и дети будут слушаться, но если после неисполнения «приказа» наказание не поступило, страх исчезнет. Поэтому следите за своими угрозами и исполняйте их. Речь, конечно, не про физическое наказание. Ведь помимо них существует , и отдельная статья для . У таких крох мышление работает по другому, так что воспитывать их нужно иначе.
- Дайте возможность выбирать . Если у ребенка будут только запреты и инструкции, рано или поздно он может устроить бунт на корабле. Чтобы заставить ребенка слушаться и послушаться, достаточно создать хотя бы иллюзию выбора. «Возьмем в ванну утенка или кита?», «В больницу пойдешь в черной футболке или в желтой?», «Тебе положить морковку или горшек?»», «Кто с тобой сегодня будет спать из игрушек?».
- Последовательность в обучении . Если вы хотите, чтобы ребенок делал что-то самостоятельно, нужно обучать его. Сначала выполнить дело совместно (родители и ребенок), потом нарисовать инструкции и подсказывать, если у ребенка возникли сложности, потом он делает это самостоятельно. Обязательно проходите все эти шаги и не бросайте малыша перед трудностями.
- Играйте, а не давайте приказы . Намного проще заставить ребенка слушаться, если предложить сделать что-то интересное. Не «убери игрушки», а «попади игрушками в эту корзину». Или добавьте соревновательный элемент: не «бросай машинки, пошли кушать», а «давай посмотрим чья машинка быстрее доедет на кухни». Подумайте, как можно обыграть ваша задание, чтобы ребенок сам захотел его выполнить.
- Поощряйте, но не деньгами . Денежное поощрение используется очень активно, но желательно вместо этого лучше позволить посмотреть мультфильм, дать вкусное что-то, сходить на аттракционы и т.п. Дайте понять, что послушание вознаграждается. Обязательно похвалите ребенка, но следите за искренностью в голосе. Дети чувствуют фальшь. Обнимайте, целуйте, хотя это ребенок должен получать не только за послушное поведение, но просто так потому что он есть.
- Подайте хороший пример. Все ваши требования, запреты, нотации бесполезны, если сами их не соблюдаете. Фразы «не огрызайся» и «не груби» бесполезны, если вы постоянно ругаетесь с мужем или позволяете себе в грубой форме общаться с ребенком. Дети копируют поведение родителей даже в мелочах, так что внимательно следите за собой и думайте — чему научится мой ребенок?
Если ничего не помогает, посмотрите как доктор Курпатов помог в казалось бы безнадежном случае.
И даже если вы поймете как заставить ребенка слушаться с первого раза, не нужно злоупотреблять своей властью. Оставьте ему немного свободы, позвольте отстаивать свое мнение, уважайте их решение и давайте хотя бы иллюзию выбора, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами. Беспрекословно послушные дети часто вырастают подверженными чужому влиянию (наркотики, алкоголь), безынициативными (отсутствие самостоятельности, невозможность быть лидером) и с другими психологическими проблемами.
Задавая подобный вопрос, родитель предполагает, что он получит набор манипулятивных техник, позволяющих контролировать поведение ребенка. Оно предполагает давление или насилие (как физическое, так и эмоциональное). Когда акцентируешь на этом внимание, родители тут-же поправляются: «… Мы неправильно выразились, мы не это имели в виду». Встречаются и такие: «Да как Вы могли подумать! Да мы! Да наш ребенок!...» или «И что теперь, все ему позволять?!»
Если первое высказывание демонстрирует лишь неведение в вопросе воспитания и стремление научиться, то следующие, скорее всего, говорит о неразрешенных внутренних конфликтах, которые выплескиваются во взаимоотношении родителя и ребенка.
Иногда желание манипулировать ребенком преследует благую цель: «У меня жизнь не сложилась, так хоть у него все будет в порядке!». Таким образом, родитель хочет самореализоваться посредством ребенка. Но нужно помнить о том, что у ребенка своя судьба и он хочет прожить свою жизнь, а не потратить ее на исправлении ошибок взрослого.
«Все мы родом из детства». Именно в этот период закладываются основные черты характера. Часто мы можем наблюдать такую сцену: ребенок пытается помочь маме или папе, на это раздраженный родитель отвечает: « не лезь, ты еще маленький!» Если быть до конца откровенным, то такой ответ мы даем не потому, что ребенок действительно не может помочь, а для того, чтобы быстрее закончить. Мы прекрасно осознаем в этот момент, что если привлечь ребенка- « дым коромыслом» и работа затянется надолго. Таким поведением у ребенка подавляется всякая инициатива и любовь к творчеству. Вспомнить бы об этом, задавая в очередной раз, вопрос: «И в кого он такой уродился?»
Часто один и тот же стереотип взаимоотношений передается из поколения в поколение («Родительский сценарий» Э.Берн). И мы можем наблюдать династии успешных, счастливых, предприимчивых семей, или наоборот. Из поколения в поколение рождаются пьяницы, хамы, люди неспособные завести семейные отношения («венец безбрачия»). Проще всего свалить на некое проклятие, дурной глаз и т.д. Даже хронические заболевания, передающиеся из поколения в поколение, скорее всего, имеют психосоматическую этиологию.
Исследуя различные этносы можно заметить одну особенность (или закономерность): там, где не принято наказывать детей, люди более отзывчивы, гостеприимны: менее агрессивны, свободны. Они, не задумываясь, могут пожертвовать собой ради интересов ближних, Родины. В этих странах низкий уровень преступности, а экономика процветает. Поэтому никакого насилия и давления! Изучайте своего ребенка, старайтесь развить его природные способности. Ребенок- существо любознательное, лишенное, в отличие от нас, лени. Помните: любая работа выполняется легко, если преподноситься как игра. Чаще хвалите! Если что-то нельзя, не говорите: «Нет!» объясните, почему и постарайтесь переключить его внимание на другой объект. Служите ребенку примером! Никаких « двойных» стандартов и "двойной" морали! Всему ребенок учится у нас. И если с ним « что-то не так», спросите: «Как я этого добился?» Наблюдая за ребенком, Вы сможете глубже понять себя. Процесс воспитания обоюден. Ваше дитя многому может Вас научить.
Кудряшов И.Л.
Родители переживают за будущее ребенка — что с ним будет, если сейчас, в школьные годы, он не получит нужных навыков, не научится любить образовательный процесс, не будет тянуться к знаниям? Иногда страхи родителей выходят за пределы разумного. В ход идут манипуляции, уговоры, наказания, запугивание. Однако эффекта как не было, так и нет — ребенка не тянет в школу, он через силу делает уроки, ему просто неинтересно.
Что же делать в такой ситуации? Как заставить ребенка учиться? Продолжить давить или пустить всё на самотек? Дать ребенку свободу или ужесточить контроль? Редакция сайт делится проверенными советами и секретами, которые помогут мотивировать ребенка получать новые знания.
Младших школьников нужно приучать к дисциплине. Под словом «дисциплина» многие подразумевают стояние над ребенком с ремнем. Однако тренировать этот полезный для жизни навык можно без ссор и серьезных наказаний. Педагоги и психологи часто сходятся в нескольких простых советах, которые помогут приучить ребенка регулярно делать домашнее задание и поддерживать интерес к учебе.
Установите одинаковое время для уроков каждый день
Приучайте ребенка с первых школьных месяцев к тому, что уроки он всегда делает в одно и то же время. В школе он сталкивается с расписанием, ведет дневник, привыкает заниматься определенное время каждым предметом, отдыхать сколько нужно и так далее. Пусть дома у него тоже будет четко и заранее обозначенный график.
Сохраняйте баланс учебы и отдыха
Если с первого класса ребенок будет учиться в слишком жестком графике, то очень быстро это занятие ему просто надоест. Он будет физически сопротивляться, капризничать, терять внимание. Сразу же отойдите от принципа «лучше сразу всё сделать, а потом отдыхать». Внимание и концентрация ребенка гораздо слабее, чем у взрослого. Не заставляйте его справляться со всем с наскока.
Если поначалу маленькому школьнику всё дается непросто, то разбейте занятия на несколько небольших блоков по 20-30 минут. Да, пусть они будут даже меньше стандартного времени урока в школе. После каждого отрезка дайте ребенку отдохнуть, покормите, поговорите с ним, узнайте, что ему понравилось, как он себя чувствует.
Вносите в учебу элемент игры
Если ребенок много отвлекается или вы видите, что он откровенно скучает, постарайтесь превратить процесс в игру. Дайте на какое-то время ребенку поменяться с вами местами. Наградите его ролью учителя, а сами побудьте учеником. Попросите ребенка объяснить вам новую тему, внимательно слушайте и задавайте ему осторожные вопросы. Ребенку легче запомнить материал, если он пропустит его через себя. А в ситуации, когда нужно научить чему-то родителя, как раз придется это сделать.
Всячески поддерживайте позитивную привязку
Любое дело, любой навык формируется на уровне дофаминовых привязок. Когда что-то удается, то в мозгу вырабатывает дофамин, который мотивирует действовать дальше в том же духе. Если с младших классов закрепить у ребенка положительную привязку к учебе, он будет вам благодарен вплоть до окончания университета. Как это сделать? Да просто хвалите его за всё, что у него получается. Поощряйте с помощью игрушек, вкусностей, любимых мультиков. Вы знаете своего ребенка лучше любого другого человека — разберитесь в том, что для него самое интересное и важное. И привяжите это к учебе.
Дарите ребенку безусловную любовь
Говорите ребенку, что вы его любите и что он всё равно молодец, даже если ему не удалось с первого раза решить пример. Или если буквы в тетрадке не слушаются и не ложатся ровным почерком.
Многие родители считают, что если хвалить ребенка только за заслуги, то он захочется добиваться большего. На самом деле при такой модели ребенок учится тому, что ваша любовь условна, что вы рядом с ним и для него только тогда, когда он лучше всего справляется с учебой. Со временем в сознании ребенка учеба станет чем-то, что мешает ему получать одобрения родителя и его ласку и заботу. Иногда это приводит к прокрастинации и потере интереса, а иногда и к серьезным психологическим травмам.
Больше всего трудностей у родителей со школьниками старших классов. Ответственность тут выше — родитель переживает сильнее, представляет свое чадо работником фастфуда, давит на него и постоянно вещает про необходимость учиться. Ко всему прочему еще и учителя в школе пугают его выпускными экзаменами, которые повлияют на аттест и шансы поступить в университет. Как же родителям вести себя правильно и продуктивно?
Сбавьте давление
Да, возможно, вам кажется, что ребенок просто не осознает, насколько всё важно. Однако он слышит об этом постоянно — от вас и от учителей. В какой-то момент все слова взрослых о будущем сливаются у него в голове в одну надоевшую пластинку. А образовательный процесс — в то, что заставляют делать. Немудрено, если подросток начнет бунтовать саботировать обучение. Даже ценой собственной неуспешности в будущем — лишь бы все от него отстали и перестали навязывать свое мнение.
Поэтому разумнее будет сбавить давление, снизить обороты и чуть-чуть отойти в сторонку, дать ребенку самому подумать — а что будет, если я не буду учиться, а кем я стану, как сложиться моя жизнь?
Избавьтесь от назидательного тона
Ничего не раздражает подростков сильнее, чем поучающий тон родителей: «вырастешь — поймешь!», «потом мне спасибо скажешь!», «хочешь работать дворником — можешь не учиться!» и т. д. Остановитесь, выдохните, подумайте — поможете ли вы этим ребенку? Захочется ли ему учиться, если его буду заставлять насильно, подчеркивать его малый возраст и «неспособность думать»? А вам бы захотелось?
Вы не воюете с ребенком, ваша цель не в том, чтобы доказать ему свою правоту или навязать свою точку зрения. Ваша цель заинтересовать его в процессе, а сделать это можно только общаясь с ним на равных, сохраняя уважение к его личности и его желаниям.
Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.
Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственностиНе последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.
Занятия с ребенком дома
В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:
- Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг – объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
- Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
- Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.
Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.
Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя
Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого – шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.
Контроль выполнения уроков
Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.
Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.
Что касается популярного диагноза “СДВ(Г)”, который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.
Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.
В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.
Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:
- Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
- Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
- Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.
В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе
Средняя и старшая школа
В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:
- Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
- Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала – первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
- Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.
Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания
Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.
Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом
Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.
Основные принципы выполнения домашних заданий
После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:
- Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
- Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
- При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
- Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
- Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
- Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка – дело второстепенное.
Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.
Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки – тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог