Определенной категории людей из государственного бюджета или других фондов. Помощь оказывается денежная или натуральная в виде лекарств, протезирования, проездных билетов, социального обслуживания и др. Существует определенный список событий в государстве и причин выплаты пособий, компенсаций, целью которых является выравнивание социального положения граждан.
Немного о правахЛюбой гражданин может заявить о выплате пенсии по старости, например, - это его право, и организация социального обеспечения обязана рассмотреть заявление в короткие сроки. Все жители России, в том числе иностранные подданные и лица без гражданства, находятся в равных условиях - для них предусмотрено социальное вознаграждение независимо от пола, происхождения, национальности, религиозной принадлежности согласно Конституции РФ. Например, пенсия по инвалидности бывшему работнику или семье погибшего должна быть на данный момент не меньше прожиточного минимума. Выплачиваются пособия по безработице, пособия многодетным семьям, хорошо поощряются матери при рождении 2-го и тем более 3-го ребенка. В социальное обеспечение входит поддержка материнства, отцовства. При назначении пособий учитываются индивидуальные обстоятельства: специфика работы, отдаленность местности, состояние здоровья человека, ситуация в стране.
Оно включает в себя содержание пожилых граждан и нетрудоспособных инвалидов в специальных интернатах, оказание им помощи на дому. Органы здравоохранения и просвещения задействованы в программе содержания и образования детей в детских домах, учреждениях культуры и др. Государственная помощь доступна инвалидам - для них существуют реабилитационные центры. Практически любой работник достоин санаторно-курортного оздоровления. Невозможно перечислить все виды обслуживания нуждающихся граждан. Например, Центры занятости предоставляют трудоспособным гражданам бесплатное обучение по той или иной специальности. Кроме того, им оплачивается проезд к месту учебы и обратно.
Программы социальной поддержкиВозможно, так было и раньше, но об этом мало кто знал. Социальное обеспечение людей, пострадавших от наводнений и пожаров, у нас вполне достойное. Им выплачиваются одноразовые пособия, строится жилье. Ни одно социально значимое событие в государстве не остается без внимания. Хорошее вознаграждение получают заслуженные работники культуры, здравоохранения и педагоги в свои профессиональные праздники. Чтобы привлечь молодых специалистов в село, им бесплатно выделяют жилье. Предоставляют ипотеку молодым семьям в городах.
Право участия в управлении делами государства
Общественные организации, которые представляют интересы граждан по вопросам защиты их прав, обсуждают социальное обеспечение всех слоев населения. Каждый гражданин может быть членом такого союза. Через них люди могут обратиться в любые государственные органы по вопросам индексации заработной платы, стипендии и т. п. Например, в Комиссии по управлению внутренними органами, Союз женщин, федерации детских организаций и различные политические партии. Уважаемые ветеранские сообщества постоянно решают вопросы, связанные с материальным положением пенсионеров и участников ВОВ.
Тема 1. Понятие, социального обеспечения, его функции и формы.
Понятие и природа социального обеспечения.
Основные этапы развития системы социального обеспечения
Функции и формы и социального обеспечения
Виды социального обеспечения
Понятие и природа социального обеспечения
В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.
Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.
Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:
Обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
Имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
Заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).
Экономического характера (безработица);
Физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
Производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
Демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).
Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.
Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.
Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Человек, его права и свободы являются по Конституции РБ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.47 Конституции РБ: « гражданам РБ гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом».
Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования.
Государственное социальное страхование – это основной организационно-правовой механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
В социальном обеспечении меры «обеспечения» заранее правомерно регламентированы в законодательстве.
В юридической литературе последних лет все чаще понятие «социальное обеспечение» сопоставляется с понятием «социальная защита».
Понятие социальное обеспечение входит в понятие «социальная защита». Социальная защита населения – гарантированная система экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направленная на их социальное обеспечение.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в сфере социальной защиты белорусское государство берет на себя обязанности по осуществлению:
Государственной поддержки населения в форме оказания адресной помощи (ежемесячного социального пособия или единовременного социального пособия), а также выплаты безналичных жилищных субсидий;
Социальной защиты отдельных групп населения (ветераны, инвалиды, дети)
Специальной государственной защиты некоторых категорий граждан с учетом особенностей их правового статуса и профессиональной деятельности.
Сущность социального обеспечения наиболее полно отражает его природа. В республике сложились две формы распределения: это оплата по труду и через общественные фонды потребления.
Оплата по труду в зависимости от его количества и качества остается основным источником удовлетворения не только материальных, но и культурных потребностей граждан. Правда, следует отметить, что значительное число граждан республики уже являются собственниками многих организаций и частных предприятий, ведут фермерское хозяйство, осуществляют предпринимательскую деятельность и обеспечивают свои материальные и культурные потребности за счет заработанных самими доходов.
Распределение по труду части фонда потребления и предпринимательские доходы приводят, к сожалению, к большому неравенству в материальном положении как работающих на предприятиях разных форм собственности и видов работников, так и лиц самостоятельного труда. Причина этому - различие в размере доходов соответствующих категорий граждан. Именно поэтому государство наряду с распределением по труду осуществляет и распределение через общественные фонды потребления.
Две названные выше формы распределения в республике действуют одновременно и дополняют одна другую. Именно поэтому государство вынуждено направлять часть национального дохода на цели здравоохранения, образования, социального обеспечения.
В создании фондов социального обеспечения посильный вклад вносят и работающие граждане, отчисляющие из своего заработка один процент в Фонд социальной защиты населения. Значительную часть своих доходов в этот фонд отчисляют организации всех форм собственности и видов, а также индивидуальные предприниматели, фермеры и другие работники, занятые свободным трудом и предпринимательством.
Наряду с централизованными фондами общественного потребления, составляющими экономическую основу социального обеспечения, в республике создаются и фонды организаций и СПК за счет своих доходов, которые направляются на дополнительное социальное обеспечение своих работников путем оказания им материальной помощи, выплаты пособий и оказания услуг и льгот.
Таким образом, средства социального обеспечения в Республике Беларусь являются значительной частью общественных фондов потребления, образуемых централизованно в масштабе республики и децентрализованно в организациях всех форм собственности и видов, а также в СПК. Это значит, что социальное обеспечение в нашем государстве представляет собой форму удовлетворения материальных потребностей граждан и их семей за счет внебюджетных и бюджетных фондов социального обеспечения, включая дополнительные источники, формируемые за счет средств организаций всех форм собственности и видов, отчислений индивидуальных предпринимателей, фермеров и других лиц свободного труда.
Если граждане Республики Беларусь вследствие достижения пенсионного возраста, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы прекращают трудиться и не могут получить средства к жизни на основе оплаты по труду, то государство назначает и выплачивает им пенсии, пособия, оказывает услуги, предоставляет льготы и натуральные виды социального обеспечения и обслуживания за счет средств общественных фондов потребления, специально созданных для этих целей.
Поскольку экономическую основу социального обеспечения в республике составляют экономические распределительные отношения, входящие в совокупность производственных отношений и составляющих экономический базис нашего государства, они (эти распределительные отношения) активно воздействуют и на само производство. Поэтому социальное обеспечение является важнейшим фактором, влияющим на дальнейшее повышение эффективности общественного производства в республике.
Уровень социального обеспечения, размер пособий и пенсий, качество предоставленных услуг и льгот как видов социального обеспечения также является значительным стимулом повышения производительности труда работников. Поэтому имеется прямая зависимость между размерами пенсий, пособий и других видов социального обеспечения от эффективности труда работников, занятых в общественном производстве. В этих видах косвенно отражается размер их оплаты по труду, однако все виды социального обеспечения и их размеры не есть оплата по труду.
Все виды социального обеспечения, которые назначаются и выплачиваются гражданам в предусмотренных законом случаях, в отличие от оплаты труда носят алиментарный характер.
Алиментарный характер всех видов социального обеспечения - безэквивалентное или безвозмездное предоставление гражданам и их семьям различных видов социального обеспечения государством (предприятиями и колхозами) без совершения ответных действий со стороны обеспечиваемых.
Это значит, что государство возложило на себя конституционную обязанность предоставлять все виды социального обеспечения нуждающимся бесплатно. Через систему социального обеспечения, через ее правовые формы и виды государство обеспечивает социальную защищенность своих граждан, которые еще или уже не могут обеспечить свой материальный и культурный достаток на основе оплаты по труду.
Т.О., Социальное обеспечение в Республике Беларусь следует рассматривать как правовую и как экономическую категории.
Как правовая категория социальное обеспечение - это важнейшее направление в деятельности нашего государства, его важнейшая функция по правовому регулированию общественных отношений, возникающих в сфере создания фондов для целей социального обеспечения граждан и их распределение на основе норм права социального обеспечения среди престарелых, нетрудоспособных граждан, их бесплатному медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, по воспитанию и содержанию детей граждан в детских дошкольных и внешкольных учреждениях в виде назначения и предоставления им разного вида пенсий и пособий, многочисленных услуг, льгот и натуральных благ.
С экономической точки зрения в основе социального обеспечения в Республике Беларусь лежат экономические распределительные отношения, возникающие в сфере аккумуляции средств государства, организаций всех форм собственности и видов, граждан, составляющих экономическую основу социального обеспечения, с помощью которой осуществляется социальное обеспечение граждан в виде предоставления им в порядке социальной алиментации пенсий, пособий, услуг, льгот и натуральных видов социального обеспечения.
Основные критерии (признаки) социального обеспечения :
Источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (ФСЗН) а также средств государственного бюджета.
Круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
Условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
Цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
Основные этапы развития системы социального обеспечения
На протяжении длительного исторического развития в центре законодательного рассмотрения находились следующие основные моменты: круг лиц, подлежащих социальному обеспечению, перечень жизненных обстоятельств, признаваемых социальными и профессиональными рисками; социально-правовые основы обеспечения и характер создания фондов; способы распределения средств социального обеспечения и уровень обеспечения.
Истоки социального обеспечения нетрудоспособных лиц обнаруживаются в самые отдаленные периоды истории человечества. При первобытном строе существовало объективное основание для коллективной обязанности распределять продукты питания и обеспечивать кров нетрудоспособным в племени (при болезни, старости).
При рабовладельческом и феодальном строе социальное обеспечение нетрудоспособных лиц было гратисарным, т.е. в процессе развития государств Европы социальная помощь первоначально носила нравственно-религиозный характер, опиравшийся на чувства милосердия, благотворительности, взаимопомощи. Развитие ремесленного производства при феодализме привело к появлению цехового страхования, которое явилось прообразом социального страхования.
Социальное обеспечение нетрудоспособных лиц стало необходимостью при капиталистическом способе производства, где наемный труд становился правилом и основной формой производства.
Анализ законодательства позволяет выделить три основных этапа в становлении и развитии социального обеспечения:
невмешательство государства в регулирование отношений по социальному обеспечению нетрудоспособных (до начала 20 века и принятия первых законов о социальном страховании).
Ограниченное правовое регулирование (с принятия первых законов о социальном страховании),
Активное государственное регулирование.
3.Функции и виды форм социального обеспечения
Под функциями обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. В правовой литературе выделяют следующие функции социального обеспечения:
экономическая – заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастанием нетрудоспособности или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения финансовых средств, предназначенных для социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).
2) Политическая – способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются некоторые различия в уровне жизни разных слоев населения. Позволяет государству через систему социального обеспечения реализовать основные направления социальной политики.
3)Социально-реабилитационная – восстановление статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путем предоставления различных видов материального обеспечения и социальных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни.
4) Демографическая – способствует стимулированию роста населения, воспроизводству здорового поколения и увеличения продолжительности жизни граждан.
5) Производственная – право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения часто зависит от характера и размера вознаграждения за труд.
6) Защитная – проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам.
В настоящее время право граждан на социальное обеспечение осуществляется в следующих формах:
Социальное обеспечение за счет средств государственного социального страхования (обязательного или добровольного);
За счет средств государственного социального страхования и дополнительных средств республиканского бюджета;
За счет государственного бюджета;
Социальное обеспечение в форме самообеспечения.
Социальное обеспечение за счет средств государственного социального страхования (обязательного или добровольного) является основой осуществления права на социальное страхование как элемента права на социальное обеспечение в правоотношениях по:
А) государственному пенсионному обеспечению трудовыми пенсиями по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, а также выплате пособий;
Б) обеспечению досрочными и дополнительными профессиональными пенсиями;
Социальное обеспечение за счет средств государственного социального страхования и дополнительных средств республиканского бюджета лежит в основе осуществления прав граждан, обладающих специальным статусом, в правоотношениях по ежемесячному денежному содержанию отдельных категорий государственных служащих.
Социальное обеспечение за счет средств республиканского бюджета является основой осуществления прав граждан на социальную пенсию.
В европейских государствах развита такая форма социального обеспечения, как локальное (корпоративное) социальное обеспечение, которое является одним из способов перераспределения доходов. К видам локального (корпоративного) социального обеспечения можно отнести: финансирование питания сотрудников, помощь в строительстве жилья, оплату предприятием спортивных и оздоровительных мероприятий, дополнительные выплаты ветеранам.
Социальное обеспечение в форме самообеспечения граждан находится в настоящее время на первоначальном этапе формирования в качестве самостоятельной формы негосударственного социального обеспечения. В рамках ныне действующего законодательства социальным самообеспечением является страхование дополнительной пенсии.
Мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования: пенсионного, медицинского, страхования от несчастных случаев на производстве, в связи с безработицей.
Поскольку в основе социального обеспечения граждан лежат экономические распределительные отношения, постольку для нормального функционирования организационно-правовых форм социального обеспечения созданы соответствующие финансовые источники как материальные гаранты жизнедеятельности всей системы социального обеспечения. К их числу относятся: Государственный бюджет Республики Беларусь; республиканский Фонд социальной защиты населения; Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; Фонд государственного социального страхования; региональные фонды социальной защиты населения и помощи местных органов власти и управления; фонды социальной защиты и материальной помощи предприятий всех форм собственности и колхозов; личные средства работающих, взимаемые в размере 1 % их заработка в фонд социальной защиты населения, и другие. Имея единую сущность, все названные организационно-правовые формы социального обеспечения имеют свою специфику, которая состоит:
а) в методе аккумуляции средств на цели социального обеспечения и особенности их распределения;
б) в круге лиц, обеспечиваемых за счет средств каждой организационно-правовой формы, в видах и размерах социального обеспечения;
в) в различии органов, осуществляющих обеспечение;
г) в различии форм собственности на средства, аккумулированные в фондах, составляющих экономическую основу каждой правовой формы социального обеспечения;
д) в особенностях управления делом социального обеспечения, осуществляемого органами социальной защиты населения в соответствии с этими организационно-правовыми формами социального обеспечения.
Все названные организационно-правовые формы социального обеспечения гарантируют осуществление гражданами Республики Беларусь своего права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца и права на помощь семье в воспитании детей, право на медицинское и санаторное лечение и обслуживание.
4.Виды социального обеспечения
Граждане республики при наступлении старости, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при достижении пенсионного возраста, при получении помощи семье в воспитании детей, при медицинском и санаторно-курортном лечении и обслуживании обеспечиваются через названные организационно-правовые формы такими видами социального обеспечения, как пенсии, надбавки и доплаты к пенсиям, пособия, льготы, услуги, натуральные материальные блага.
Пенсии. Среди видов социального обеспечения граждан Республики Беларусь основное место занимают пенсии. Пенсия представляет собой материальное обеспечение граждан по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет в виде ежемесячных денежных выплат, которые имеют целью материально обеспечить престарелых и нетрудоспособных.
Т.о., признаки пенсии:
а) денежные выплаты,
б) ежемесячные,
в) алиментарного характера,
г) выплачиваемые за счет государства, предприятий всех видов и колхозов,
д) в случае старости, за выслугу лет, инвалидности, потери кормильца,
е) их выплата обусловлена определенной продолжительностью трудового стажа,
ж) размер зависит от суммы прошлого заработка.
Все эти признаки позволяют раскрыть понятие пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам, и ограничить их от иных периодических и систематических денежных выплат (пособий, алиментов и др.).
Гражданам назначаются и выплачиваются два вида пенсий: а) трудовые; б) социальные.
Пособия. Законодательство республики предусматривает обеспечение граждан и их семей многими видами пособий по социальному обеспечению.
Анализ признаков понятия пособий по социальному обеспечению позволяет выделить следующие из них, которые в совокупности раскрывают понятие пособий и отграничивают их от пенсии и других денежных выплат:
а) это денежные выплаты;
б) разовые или ежемесячные выплаты;
в) за счет средств государства, предприятий всех видов, аккумулированных в Фонде социальной защиты населения и фондах предприятий и колхозов;
г) алиментарного характера;
д) выплачиваются гражданам и их семьям в предусмотренных законодательством случаях с целью: возместить или восполнить утраченный заработок по причине болезни, беременности и родов; покрыть дополнительные расходы, вызванные рождением ребенка, смертью, необходимостью санаторно-курортного лечения; оказать помощь многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким матерям и женам военнослужащих срочной службы в воспитании детей; а также семьям всех граждан с целью их социальной защиты в связи с инфляцией и поддержанием стоимости жизни, в связи с безработицей;
е) в размерах, в одних случаях зависящих от прошлого заработка, в других - в твердой сумме.
При анализе выделенных признаков, раскрывающих понятия пособий по социальному обеспечению, можно заметить, что отдельные из них схожи с признаками, раскрывающими понятие пенсий. Так, для пособий, как и для пенсий, характерно то, что:
а) они денежные выплаты;
б) алиментарного характера;
в) выплачиваются за счет средств фонда социальной защиты и фондов предприятий и колхозов.
Это общие признаки понятия пособий и пенсий. Однако, несмотря на это, пособия содержат в своем понятии признаки, по которым они отличаются от пенсий. По своему целевому назначению пособия являются помощью гражданам в предусмотренных законодательством случаях. Причем эта помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом, по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях она служит цели покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у граждан республики в связи с наступлением у них таких событий и обстоятельств, к которым государство не может оставаться равнодушным. В третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования в связи с безработицей.
Услуги. Гражданам Республики Беларусь предоставляются многие услуги, которые также являются важным видом социального обеспечения. Услуга представляет собой особую потребительскую стоимость, которую доставляет наш труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги».
Этим термином охватываются лишь те социально-экономические мероприятия, которые осуществляют государство, предприятия всех видов и колхозы за счет своих средств в форме различных действий, какими являются: предоставление медицинского и санаторно-курортного лечения и отдыха, содержание и социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, содержание, воспитание и обслуживание детей в детских учреждениях и другие.
Для всего круга услуг, которыми обеспечиваются граждане и их семьи по социальному обеспечению, как и для пенсий и пособий, общим является то, что они: а) предоставляются в качестве вида социального обеспечения государством, предприятиями всех видов и колхозами;
б) за счет средств государства, предприятий и колхозов;
в) носят алиментарный характер.
Однако в отличие от пенсий и отдельных видов пособий предоставление услуг гражданам и их семьям не обусловлено определенной продолжительностью общественно-полезной деятельности в прошлом или настоящем, а их размер не ставится в какую-либо зависимость от заработка и других условий.
Льготы. Гражданам республики по социальному обеспечению предоставляются льготы, которые также относятся к видам социального обеспечения. Термин «льготы» в социальном обеспечении - также собирательное понятие. Им охватываются лишь те социально-экономические мероприятия, проводимые государством, предприятиями всех видов и колхозами за счет своих средств, которые имеют целью облегчение материального положения граждан и их семей, которые вследствие престарелого возраста, инвалидности, семейного положения и других причин не в состоянии нести полные расходы по удовлетворению своих семейно-бытовых и других нужд.
К числу важнейших льгот, которые предоставляются гражданам, следует отнести:
а) льготы в приобретении лекарств;
б) льготы в оплате расходов на содержание детей граждан в детских дошкольных учреждениях - детских яслях и детских садах;
в) льготы в оплате по содержанию детей в школах-интернатах и школах в сельской местности;
г) льготы в оплате расходов и организации отдыха в пионерских лагерях; д) льготы в частичной оплате путевки в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, в детские санатории и дома отдыха для матери и ребенка и другие;
е) льготы по оплате протезно-ортопедических изделий, предоставляемых в необходимых случаях;
ж) льготы в пользовании общественным транспортом, в оплате стоимости топлива, электроосвещения, газа и квартиры.
Характерным для льгот как вида социального обеспечения граждан Республики Беларусь является то, что они:
а) носят алиментарный характер;
б) назначаются гражданам и их семьям государством, предприятиями всех видов или колхозами.
Натуральные материальные блага . Важным видом социального обеспечения граждан является предоставление им натуральных материальных благ.
К их числу относятся: протезно-ортопедические изделия, ортопедическая обувь, корригирующие изделия, слуховые аппараты, средства передвижения инвалидов - мото- и велоколяски, автомобили с ручным управлением.
При медицинском и санаторно-курортном лечении и отдыхе гражданам предоставляется питание, спальные принадлежности. Питание, спальные принадлежности и другие натуральные материальные блага предоставляются детям в яслях и детских садах, инвалидам и престарелым в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Общим для всех видов натуральных материальных благ как видов социального обеспечения является то, что они предоставляются гражданам в порядке социальной алиментации в предусмотренных законодательством случаях государством, предприятиями всех форм собственности и видов, а также колхозами своим работникам.
Социальной ... функций , ресурсов власти и социальных ...
Функции финансов Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Документ... функцию в самостоятельную функцию финансов. Глава 2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ 2.1.Понятие ... социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание - его формы ...
Понятие конституционного строя, его закрепление в Конституции РФ. Конституционное государство и «гражданское общество»
Литература... его праву и характеризует его как конституционное государство»1. Понятие ... равноправие различных форм собственности; социальный характер... обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций ...
Понятие нотариата, его функции и место среди других органов гражданской юрисдикции
ДокументОбъединений; охрана всех форм собственности; предупреждение... лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том... к уровню материальной обеспеченности семьи; установить иные... «НОТАРИАТ» 1 1.Понятие нотариата, его функции и место среди других...
Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.
В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.
Виды социальных страховых рисков:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения .
Принципы социального обеспечения:
1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;
2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;
3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;
4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;
5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.
Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.
Виды социального обеспечения - это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.
Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.
Остановимся на анализе особенностей основных видов социального обеспечения в современных экономических условиях России.
Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общей системы должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.
По принятой терминологии пенсия (от лат. pension - платеж) - это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц) которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности - выслуга лет.
В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего - по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных вида:
Пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится из федерального бюджета).
Основными видами пенсии по обязательному социальному страхованию являются трудовые и профессиональные. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:
Пенсия по старости;
Пенсия по инвалидности;
Пенсия по случаю потери кормильца.
Важное значение в системе социального обеспечения и социальной защиты граждан придавалось пособиям и компенсационным выплатам.
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
В отличии от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).
Многочисленные пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются:
а) по целевому назначению:
Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;
б) по продолжительности выплаты пособия:
Единовременные;
Периодические (ежемесячные);
в) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:
Пособия по обязательному социальному страхованию;
Пособия по государственной социальной помощи;
г) по источнику выплаты пособия:
Из социальных внебюджетных фондов;
Из федерального бюджета и т.д.
Основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством:
Пособие по временной нетрудоспособности;
Пособия гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам; единовременное пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;
Пособие по безработице;
Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;
Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
Социальное пособие на погребение умерших;
Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.
Следующий вид обеспечения - предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.
Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.
Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).
Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме:
Медицинская помощь,
Лекарственное обеспечение,
К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее: пенсии, пособия и компенсационные выплаты.
Пенсии и пособия были рассмотрены ранее в работе, рассмотрим компенсационные выплаты.
В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат:
Субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг;
Единовременное пособие беженцам;
Единовременное пособие вынужденным переселенцам;
Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных,
муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования;
Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и
попечительством в приемной семье;
Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;
Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, основными видами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения работы цель и задачи достигнуты.
По результатам исследования приходим к выводу, что социальное обеспечение - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, социально-экономических мер, направленных на возмещение и минимизацию последствий, связанных с социальными рисками граждан и иных физических лиц.
В настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:
Государственное пенсионное обеспечение;
Государственное (обязательное) социальное страхование;
Государственная социальная помощь.
Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные.
Система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан).
Видами социального обеспечения является способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.
Также социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).
К видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме, относятся:
Медицинская помощь,
Лекарственное обеспечение,
Санаторно-курортное лечение,
Социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания,
Специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д.).
Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой.
К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести: пенсии, пособия, компенсационные выплаты
Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, также нужно отметить негосударственные формы: благотворительность и обеспечение из общественных фондов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015) // "Российская газета" от 31 декабря 2013 г. № 6272. – Режим доступа: Консультант плюс.
3. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. - 30.12.2013. - № 295. - Режим доступа: Консультант плюс.
5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - 06.12.2010. - № 275. - Режим доступа: Консультант плюс.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 20.12.2001. - № 247. - Режим доступа: Консультант плюс.
7. Волошин А.В. Критерии социально-обеспечительной помощи // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2014. - № 3 (13). - С. 104-111.
8. Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.
9. Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94 -96.
10. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.
11. Панова, А.А. Ключевые виды социального обеспечения //
ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.
12. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.
13. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - 365с.
14. Радонова, А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.
15. Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.: Дана. 2013. – 487с.
16. Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. - 2010. - № 2. -С. 122 - 135.
17. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - 368с.
18. Филиппова, Э.М. О принципах в праве социального обеспечения / Э.М. Филиппова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. -2013. - Т. 13.- № 2. - С. 66–69.
19. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые аспекты социального обеспечения населения / Л.Е. Шевнина, А.В. Баркевич // Ленинградский юридический журнал. - 2012.- № 1. - С. 176- 183.
20. Юрина, Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10.- № 1. - С. 105-110.
Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94-96.
Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.
Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.45.
Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - с.88.
Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.41.
Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - с.14.
Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.
Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.85.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.
Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.
Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.
Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.89.
Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. 2010. № 2. С. 122-135.
Это распределение материальных благ, которые направлены государством на обеспечение жизненно необходимых условий нуждающимся людям, то есть это - различные формы помощи государства своим гражданам. Право социального обеспечения - это отдельная отрасль законодательства, которая представляет совокупность норм, регулирующих пенсионные и другие отношения, касающиеся нетрудоспособных граждан, их материальное обеспечение и социальное обслуживание.
Право социального обеспечения и отношения
1. Пенсионные отношения, которые возникают между гражданами и органами социального обеспечения в связи с получением пенсий.
Для того чтобы эти отношения возникли гражданам необходимо иметь:
. достаточный возраст;
. стаж работы или выслугу лет;
. инвалидность и др.
2. Отношения, связанные с выплатой пособий семьям, имеющим детей, или людям с временной нетрудоспособностью.
3. Предоставление льгот, социальных услуг некоторым категориям граждан, выплата компенсаций. К ним можно отнести ветеранов, инвалидов, многодетные семьи и др.
4. Процедурные отношения возникают при назначении каких-либо социальных выплат.
5. Если возникают споры при получении пособий, пенсий и льгот, то возникают процессуальные отношения.
Гарантии
1. Право социального обеспечения гарантируют органы управления или специальные учреждения.
2. Осуществление дополнительного социального обеспечения за счет негосударственных фондов.
3. Существуют два субъекта отношений социального обеспечения. С одной стороны - гражданин или семья, с другой - органы, которые этим занимаются.
Социальное обеспечение и его принципы
1. Право социального обеспечения осуществляет все выплаты за счет государственного бюджета и социального страхования.
2. Доступность всем нуждающимся в нем.
3. Многообразие видов.
Виды социального обеспечения: пенсия
Пенсия - это выплата, которая производится из пенсионного фонда. Цель пенсии - материально обеспечить граждан, нетрудоспособных или достигших определенного возраста, предоставить им единственные или основные средства к существованию. Для этого государство осуществляет денежные выплаты гражданам, которых называют пенсионерами. К ним относятся лица, которые признаны нетрудоспособными, и люди определенного возраста. Также к пенсионерам относят нетрудоспособных по медицинским критериям, которым присвоили инвалидность. К этой категории причисляют и людей, которые ухаживают за инвалидами первой группы или за ребенком-инвалидом, стариками и т. д. Начислением и выплатой пенсий занимаются предназначенные для этого органы. Выплаты производятся из определенного пенсионного фонда.
Социальное обслуживание
Пенсии иногда сопровождаются социальным обслуживанием. Это предоставление бесплатных услуг за счет общества. Целью является оказание нуждающимся дополнительной помощи бытового характера. Это - трудовая реабилитация, трудоустройство инвалидов, содержание в домах-интернатах. К социальному обслуживанию относятся услуги содержания детей в детсадах, некоторые услуги здравоохранения и др.
Пособия
Пособия - это социальное обеспечение, различающееся по источнику выплат, цели, субъектам.
Пособия бывают:
Трудовые. Дают полное или частичное возмещение прежнего заработка.
Данные пособия получают граждане, которые состоят в трудовых отношениях с предприятием и утратили заработную плату временно по нетрудоспособности. Сюда же можно отнести пособия по беременности и родам. В период нетрудоспособности лицо, не работая на предприятии, получает от него денежное содержание. Это содержание выплачивается из средств социального страхования.
Социальные пособия. Цель данных пособий - предоставление средств, необходимых для существования. Они выплачиваются в определенной сумме, установленной законодательством. Для инвалидов первой и второй группы данные пособия определяются минимальной трудовой пенсией. Для других лиц размер социальных пособий обеспечивает незначительные, но необходимые потребности. Социальные пособия выражают заботу общества о лицах, которые остались без средств к существованию. Это проявление гуманизма общества.
Семейные пособия. Семья является субъектом их получения. Назначение семейного пособия - оказать государственную материальную помощь семьям, которые несут дополнительные расходы, направленные на содержание несовершеннолетних детей. Семейные пособия выплачиваются как дополнительная помощь, независимо от того, получает ли семья другие доходы из государственного бюджета. Размер определяется по сумме минимальной заработной платы, которая установлена действующим законодательством. Семейными пособиями являются пособие по рождению ребенка, по уходу за малолетними детьми, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям, пенсии на детей-инвалидов и т. д.
Льготы
Общество для облегчения материального положения некоторых категорий лиц предоставляет им льготы. К последним относят частичную оплату коммунальных услуг и лекарственных средств. Для содержания детей в дошкольных учреждениях, в детских санаториях и лагерях также предоставляются льготы.
Натуральное обеспечение
Натуральное обеспечение - передача материальных ценностей некоторым гражданам в собственность или в пользование. К ним относится бесплатные протезно-ортопедические изделия, средства передвижения, лекарственные препараты для некоторых групп инвалидов и т. д.
Социальная ситуация в РФ
Социальное обеспечение в России занимает важное место в жизни государства и общества. Оно тесно связано с политикой страны и зависит от развития экономики. Право граждан России на социальное обеспечение указано в 39 статье Конституции. Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение:
. по достижении пенсионного возраста;
. в случае инвалидности;
. по болезни;
. в случае потери кормильца;
. на воспитание детей.