Трущикова Лидия Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 24 города Череповца.
«Экологическое воспитание дошкольников»
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников в детском саду.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Определили для себя основную цель работы : Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Чтобы достичь в своей работе положительного результата в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:
— воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;
— познакомить с представителями живой и неживой природы;
— сформировать у детей своей группы эмоционально – положительное отношение к природе;
— воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.
Для того чтобы реализовать эти задачи, выделим несколько условий , которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребёнка:
- Создание предметно – развивающей среды. Насыщение наглядным материалом, играми, которые будут способствовать изучению природы.
- Оборудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается материал, рекомендации по экологическому воспитанию детей.
- Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу.
Создание развивающей среды.
- В группе создана соответствующая предметно – развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме. Значительное место отведено уголку природы, разнообразным комнатным растениям (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).
- В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.
- В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки « Природа и дети»,
« Экологическое образование дошкольников.
Основные формы и методы работы с детьми.
Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе.
В начале учебного года возвращались к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вносим коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.
Начиная с младшего возраста, закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям.
При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Широко используем специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.
Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играем с детьми в дидактические игры посложнее: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три –к дереву беги».
В ненастные дни проводим наблюдения за комнатными растениями , сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.
Обращаю внимание детей на птиц , которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы охраняют сады и огороды, уничтожают насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.
Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник.
Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.
Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».
Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.
Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.
При этом используем беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры . В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывания влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.
Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.
Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.
Подводя итог моей работы, с детьми провела итоговое занятие
« Белая берёзка», к которому мы долго и своевременно готовились.
Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.
Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.
Лариса Тюрина
Воспитатель : Тюрина Л. А.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды , экологическое воспитание , как никогда, является одной из актуальных проблем современности.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту : многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается .
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе . Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.
Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.
Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей .
У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания .
Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.
Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май) .
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.
На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеется оборудование : песочница, ведерки,совочки, формочки, печатки,небольшая емкость с водой,плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки - корешки» , «Загадки о животных, растениях» , на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.
На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Там у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, полянка с лекарственными растениями : одуванчик, тысячелистник, ромашка… и обитающие на ней разные насекомые : бабочки, божьи коровки, гусеницы…
Радуют глаз растения на клумбах.
Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы со старшими детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают,об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Осенняя экскурсия :
Туристический поход «Зимняя сказка» :
Цель : Использование элементарных знаний о туризме для увеличения двигательной активности детей. Приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.
«Лето, лето –озари нас ярким светом!» .
В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний , системность.
Проект : «Елочка, елочка - колкая иголочка» .
Цель : Создать хорошее настроение у детей и вызвать желание воспитанников украсить ёлку .
Проект : "Веселые одуванчики" Цель :Дать понятие, что такое одуванчик.
Проект : «Солнышко лучистое» .
Цель : Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности : игровой (прежде всего) ; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово) ; продуктивной, музыкально-эстетической.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей.
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека .
Одной из интересных форм работы является акция. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.
Акция : «Посади дерево»
Акция : «Как мы провели лето»
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях , берегите,
Храните экологию души !
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск
«Экологическое воспитание в школе».
Сафонова Мария Григорьевна,
учитель биологии и географии
МКОУ « Общеобразовательная школа –
интернат психолого – педагогической
поддержки»
Мариинск
была бы Земля наша».
А.П. Чехов
В наше время проблема экологии стала актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания.
Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая обеспечение экологического воспитания, формирующего ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности человека, чему способствует экологическое воспитание.
Мне очень нравятся слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». А в результате, каждый житель должен, а вернее обязан думать о будущем нашей Планеты.
На уроках биологии и географии раскрываю детям мир растений, животных, среду, что их окружает. Помогаю осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней, видеть красоту природы. Все это способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение побуждает к природоохранной деятельности. Мы с детьми знакомимся с окружающим миром, через материал учебников, художественную литературу, видео фильмы. Но самыми результативными формами являются экскурсии и практическая работа. В течение учебного года в школе проводятся недели экологии (Приложение 2). Во время, которых проходят эколого-психологические тренинги, познавательные, практические мероприятия, субботники. Акции «Помоги пернатым», «Встретим братьев наших меньших», дети изготавливают скворечники, кормушки (Приложение 3), а так же сувениры и различные поделки из бросового, растительного материалов, используя разные техники.
В школе разработан экологический проект «Школа наш дом» (Приложение 1). Считаем, что он поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья.
МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска, расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи. Во время реализации проекта дети сами сеют семена, выращивают саженцы, а в дальнейшем высаживают все в клумбы. Занимаются чисткой аллей и прилежащих к территории насаждений. На территории школы посадили Аллею памяти к 65-летию Победы из 65-и сосен и елей, а к 70летию досадили еще 5 деревьев, липовый уголок, сиреневую аллею.
Все экологические акции в школе проводятся в системе - круглогодично. К работе привлекаются не только учащиеся, педагоги, но и родители.
Мы считаем, что эффективность экологического воспитания школьников будет лишь в том случае, если будет предусмотрено следующее:
Оптимизация содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещение экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри и межпредметных связей;
Создание в школе надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);
Совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;
Формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства
И в заключении хотелось бы сказать, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Приложение 1.
Название проекта: «Школа – мой дом»
Испытатели проекта:
Администрация МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;
Учителя трудового обучения, биологии, начальных классов;
Классные руководители, воспитатели;
Начальник ЛОЛ;
Учащиеся МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск;
Родители.
Название ОУ:
МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск
Территория: г. Мариинск.
I. Обоснование актуальности проекта
«Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может, как прекрасна,
была бы Земля наша».
А.П. Чехов
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Мы выбрали эту проблему потому, что:
Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии;
Пришкольный участок недостаточно озеленен;
Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. А также будет способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья. МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолога – педагогической поддержки» г. Мариинска расположенная в центре микрорайона «Стройка», должна естественным образом стать одним из самых уютных и красивых уголков города, так как в данном образовательном учреждении проживают и обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно этих детей мы должны окружить красотой и теплом.… На территории школы построена спортивная площадка для культурного отдыха молодежи всего микрорайона, а внешний облик не благоприятный. Поэтому, активная жизненная позиция детей, эстетичность в оформлении мест досуга, экологическая обстановка, сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - Значит, пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери
II. Цели и задачи реализации проекта
Цель проекта - содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка
Задачи проекта
Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников;
Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
Усилить региональную направленность экологического образования;
Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
Развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;
Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
Исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Кемеровской области;
III. Сроки и этапы реализации проекта
Сроки: 2016 – 2017год.
1 этап – подготовительный – март – май 2016 г.
2 этап – практический (исследовательский) – 2016 – 2017 г.
IV. Сведения об исполнителях проекта
Исполнителями проекта являются учащиеся, педагогические работники школы, жители микрорайона.
V. Партнеры проекта:
Администрация муниципального Мариинского района;
Родители;
Управление спорта и молодежной политики;
Отдел культуры Мариинского района.
VI. Ожидаемые результаты:
Благоустройство, озеленение школьной территории и мест культурного отдыха;
Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
Развитие организаторских способностей учащихся;
Ежегодная организация экологического отряда МКОУ «Общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинска;
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
Привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
Пропаганда экологической культуры учащихся;
Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
Использование пришкольного участка на уроках развития речи, биологии, географии, ИЗО, трудового обучения.
V II . План основных мероприятий проекта
Сафонова М.Г.Макаровец Л.В.
Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.
апрель
Сафонова М.Г.
Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта
апрель
Директор школы, учит.биологии
Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора)
Апрель-май
Учителя труда, классные руководители, воспитатели, учащиеся школы
Организация работы экологического и трудовых отрядов
Май-июнь
Учителя труда, классные руководители, воспитатели
Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий
В течении года
классные руководители, воспитатели, учитель биологии
Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»
октябрь
Сафонова М.Г.
Подведение итогов I этапа проекта
май
Сафонова М.Г.
Практический
2016-2017 года
«Цветочная рассада – наш подарок школе» (подготовка ящиков, посев семян, рассаживание рассады).
Создать оптимальные условия для роста и развития сеянцев.
Провести пикировку сеянцев.
Регулярно проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием рассады.
Регулярно осуществлять технологии по уходу за рассадой (полив, поддерживание светового и температурного режима, подкормки).
Май-июнь
Март-июнь
Апрель-май
В течении роста и развития
В течении роста и развития
Уч-ся, учителя, воспитатели
Сафонова М.Г,
уч-ся
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Создание цветущих клумб на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним.
Разработка цветочных клумб, ваз-цветочниц.
Подготовить почву для посадки рассады.
Перенести схему цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».
Посадить цветочную рассаду по схеме композиции.
Регулярно ухаживать за клумбами: полив, подкормка, прополка.
Май-июнь
Май-июнь
Май-июнь
Май-июнь
Май-июнь
Май- август
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
эколог.группа,
Сафонова М.Г. учителя трудового обучения.
Экологическая группа,
Основные оформленные клумбы на территории школы, закрепленные за определенными классами
Фотографии, презентация
Май
В течении лета
Экологическая группа,
Сафонова М.Г. учителя трудового обучения
Учащиеся,
учителя, воспитатели
Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических праздников в летнем лагере.
учебно-развивающие мероприятия:
Конкурс рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы;
Создание фотоальбомов «Цветы вокруг школы в 2013 году»
Работа на школьной территории (прополка, полив, уборка и т.д.)
В течении года
Сентябрь 2016
Сентябрь 2016
Май-август
Учащиеся,
учителя, воспитатели
учителя, воспитатели
Учащиеся,
учителя, воспитатели
экологическая группа,
Сафонова М.Г. учителя трудового обучения
Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)
Август-сентябрь
Экологическая группа,
Сафонова М.Г. учителя труд.обучения
Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов
Сентябрь-октябрь 2016
Эколог.группа,
Выращивание рассады
Март-май 2017
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Оформление клумб и посадка вьющихся растений
Май-июнь2017
эколог.группа
Сафонова М.Г., учителя труд.обучения
Составление карт видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка
Июнь2017
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории
В течении года
Коллектив и уч-ся школы
Подведение итогов проекта
Сентябрь2017
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта
Октябрь2017
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Анализ полученных результатов и обобщение опыта работы
декабрь2017
эколог.группа
Сафонова М.Г.,учителя труд.обучения
Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей
Ноябрь-декабрь 2017г.
эколог.группа
Сафонова М.Г., учителя труд.обучения
Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта
Октябрь 2017
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта
В течении проекта 2016-2017г.
эколог.группа,
Сафонова М.Г.
Материально – техническое обеспечение проекта.
Список инвентаря длительного пользования
лопата
грабли
вилы
ведра
лейки
Поливочный шланг
Мини тяпки
Бюджет проекта:
I . Оплата труда.
Оплата труда осуществляется за счет средств образовательного учреждения МКОУ « Общеобразовательная школа - интернат психолого – педагогической поддержки» г. Мариинск
II. Основные расходы
1.Транспортные расходы:
всего
Услуги транспорта
3100
2. Расходы на приобретение семян, саженцев и необходимого материала:
Наименование
Количество
Стоимость
Семена
Агератум
16 п.
240
Астра
8 п.
Амарант
6 п.
120
Дихондра
6 п
288
Доротеантус
6п.
ипомея
4п.
Георгины однолетние
4 п.
Гелиотроп
4 п.
180
Годеция
9п.
135
Гипсофила
6п.
120
Василек
140
Лаватера
8п.
120
Лобелия
12п.
180
Лобулярия
7п.
105
Лен
3п.
Портулак
1п.
Душистый горошек
2п.
Левкое
Кохия
6п.
Кларкия
6п.
Маргаритки
8п.
Бархатцы
6п.
Шафраны
180
Циния
Клещевина
Настурция
Подсолнух декор.
Флокс
Цинерария
105
Эдельвейс
Анютины глазки
Виола
50
3068
II
1
земля
4м
7 200
2
гравий
3м
7500
3
щебень
2м
8000
4
пиломатериал
1куб
5000
3. Канцелярские расходы:
III. Непрямые расходы:
3130
IV. Полная стоимость проекта:
всего
Статья «Основные прямые расходы»
34 868
Статья «Непрямы расходы »
3130
Итого:
37 998
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа
Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год
Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.
Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.
Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
Экологизация образовательного процессавключает в себя:
1. Предметные недели
2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;
3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;
4.Организацию исследовательских проектов;
5. Анкетирование школьников;
6. Проведение экологических акций;
7.Изготовление стендов и стенгазет;
8. Выставки поделок из природных материалов;
9. Выставки рисунков;
10. Фотовыставки;
11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;
12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д
Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.
Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.
Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ
на 2015 год
№п/п | Дата | Форма проведения | Мероприятия | Цели занятия |
Классные часы 1-9 кл. | «Лес – наше богатство» | Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем. |
||
Классные часы 1-9 кл. | «Берегите животных» | Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам; содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных. |
||
Конкурс рисунков | «Братья наши меньшие» |
|||
Природа Донского края | Классные часы 1-4 кл | «Прекрасный мир природы» «Природа Донского края» | Воспитывать в детях любовь к природе своего края. |
|
уборка пришкольного участка |
||||
Выставка конкурс | ||||
Библиоте- чные выставки | красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы, | Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями, журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края. |
||
ков и националь ных парков | Классные часы 1-9 кл. | «Земля – наш общий дом» | Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе. |
|
«Давайте экономить воду…» 1-9 кл. | Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы. |
|||
«Помоги птице». | В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники |
|||
Классные часы | «Космос, что я знаю о нем?» | формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом» |
||
Классные часы. | «Берегите, Землю!» | Цель: 1) познакомить с историей праздника. 2) развивать экологическую грамотность. 3) воспитывать бережное отношение к природе |
||
Конкурс поделок из бытовых отходов | «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета» |
|||
Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл | Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка. |
|||
охранные | «Сделаем чище берег реки Дон»; |
|||
Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат |
В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.
Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.
Внеурочная деятельность «Доноведение».
В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.
Занятия на кружке «Юный эколог»
Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.
Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.
Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.
Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»
Бордачев В., Ермаков А.
ученики 9 класса.
(учитель биологии Данильчик Е.В.)
Деятельность экологического кружка «Юный эколог»
Экологические субботники и акции
В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.
В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.
.
Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону
Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.
Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:
Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;
Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;
Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%
Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов
Критерии | I ступень (1-4 классы) | II ступень (5-9 классы) | 1-9 классы (по школе) |
||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов
2015-2016
Показателями результативности также могут служить:
· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
· участие школьников в экологических конкурсах;
· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!
Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.
Пусть будет в человеке всё прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Цели, которые я преследовала:
Дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы
Осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.
Формы и методы работы:
Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды . В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы . Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга . Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.
На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект . Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»
Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.
Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.
Такую форму работы, как консультации,папки-раскладки, например "Опыты и эксперименты с детьми дома", родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах, таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой, "Семицветик" Ашиковых, "Мы" Н.Н. Кондратьевой.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
Сформированы начала экологической культуры у детей;
Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Дети учатся практическим действиям по охране природы;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Я планирую в этом учебном году организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!