Разделы: Работа с дошкольниками
Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.
Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.
Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).
Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.
Ежегодно мы проводим смотр-конкурс зимних участков "Лучшее оформление зимнего участка". Данный конкурс проводится в два этапа: подготовительный и итоговый. В подготовительном этапе проводятся консультация по подготовке участка, мастер-класс по оформлению и украшению участка снежными постройками. Через месяц проводится итоговый этап: осмотр участков, снежных построек, украшений веранд, соответствие требованиям по возрастной категории детей, соблюдение на участке техники безопасности
Снежные постройки:
фигуры для закрепления навыков равновесия.
фигуры для перешагивания.
фигуры для упражнений в метании.
фигуры для подлезания.
горки для скатывания.
Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:
В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
Во 2 мл. группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.
Мною, как старшим воспитателем в обязательном порядке оказывается методическая помощь воспитателям по организации работы в зимний период. Проводится консультация по планированию и организации прогулок, обзор статей и рекомендаций в методической литературе, практикумы по изготовлению из бросового материала оформления для веранд.
При планировании воспитателями прогулок в планах ВОР, важно соблюдать все 5 этапов.
- Игровая деятельность;
Наблюдение;
Трудовая деятельность;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения:
в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;
наблюдения за живыми и неживыми объектами;
наблюдения за явлениями окружающей действительности.
Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения, коллективный труд
Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры
Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).
В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Виды игр на прогулке:
-
аттракционы;
сюжетные подвижные игры;
бессюжетные подвижные игры;
народные игры;
хороводные.
спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”);
игры-эстафеты;
игры с элементами спорта;
сюжетные подвижные игры;
Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Примерное планирование прогулки:
Деятельность |
Задачи (развивать, закреплять и т.д.) |
||
Наблюдение (за птицами, воробей) |
Напомнить детям, что наступила зима. Вместе повторить признаки зимы. Назвать народные приметы зимы (смотри ниже), спросить, как дети их понимают. Обратить внимание детей на прилетевших на участок птиц. Покормить их. Вспомнить, какие птицы называются зимующими. Назвать, какие зимуют у нас. Напомнить, какие птицы называются оседлые, вместе с детьми перечислить их. Загадать загадку про воробья (смотри ниже). Вместе с детьми обратить внимание на характерные признаки воробья: маленький с короткими и округлыми крыльями, спинка коричневая, на щеках черные пятна, на крыльях – полоски, ножки короткие и крепкие. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Обратить внимание детей на то, как ходит воробей. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись друг к другу, распустив крылышки, нахохлившись. Зимой воробьям холодно и голодно, нет насекомых, нет зерен, семян, все заметено снегом. |
Закреплять знания детей о признаках зимы. Закрепить знания детей о зимующих птицах; Повторить характерные признаки воробья |
|
Стихи, загадки, пословицы. |
Приметы зимы:
Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст. |
Развивать наблюдательность, память, – умение отгадывать загадки. |
|
“Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. |
Ножки я имею, |
||
Подвижные игры с бегом, на ориентир. в пространстве |
Новая игра “Кот, на чем стоишь?” (смотри в картотеке игр). – “Ловишки” – “Снежная карусель” |
– бег с увертыванием, – ориентировка в пространстве. |
|
Игры с выносным материалом |
Сюжетно-ролевая игра “Магазин” |
– умение делать “печатки” из снега, играть по правилам. |
|
Инд. работа |
Игры: – “Птичка на дерево” – “Покажи, где птица” |
– ориентировку в пространстве. |
|
Убрать ветки с участка. Навести порядок на веранде. |
Закреплять навыки трудолюбия. |
Особое внимание обращаем на наличие выносного материала:
- Лопатки для снега и для творческой деятельности.
- Ледянки.
- Печатки.
- Султанчики.
- Вертушки.
- “Карандаши”.
- Клюшки.
- Мешочки, мячи для метания.
- Бросовый материал для игр со снегом.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
– кукла, одетая по сезону, саночки;
– руль…;
– материал для игры “Магазин”;
– др.
- Атрибуты для спортивных игр:
– маски;
– ленточки;
– др.
- Материал для разметки.
- Набор для исследовательской деятельности:
– емкости для снега и воды;
– формочки для заморозки;
– палочки для измерения глубины снега;
– лупа;
– др.
В нашем детском саду работа с родителями ведется на высоком уровне. Уже в ноябре с родителями проводится консультация по подготовке к созданию условий на участках для прогулок в зимний период, такие как: “Двигательная активность детей во время прогулки”, “Создание зимний сказки на участке”. Воспитатели приглашают родителей принять участие в создании снежных построек для детей, оформлении участком, расчистке территории, приобретению и изготовлению выносного материала.
В группах на информационных стендах размещены консультации следующего содержания: “Прогулки зимой”, “Роль прогулки в закаливании детского организма”. “Подвижные игры всей семьёй”. Так же родители принимают активное участие в зимних соревнованиях “Вперед к Олимпиаде”, “Снежная крепость”, праздниках “Новогодняя сказка”, “Масленица”, и развлечениях “Зимние забавы”, “В гостях у Мороза”.
Мною проводится оперативный контроль по организации прогулок в каждой возрастной группе. На основе оперативного контроля я получаю информацию об организации прогулок, выявляю необходимость методической помощи воспитателю, корректировки образовательного процесса. В нашем детском саду введена бальная система контроля: 3 балла – “отлично”, 2балла – “хорошо” (с незначительными замечаниями, 1 балл – “плохо” (грубые замечания).
Вопросы стоящие на контроле:
– создание условий на участке и проведение прогулки;
– порядок одевания и раздевания детей;
– содержание и состояние выносного материала;
– организация наблюдений и опытнической деятельности;
– труд детей на участке;
– самостоятельные игры детей;
– индивидуальная работа по развитию основных видов движений;
– состояние оборудования участка;
– организация разнообразной деятельности на прогулке.
В своей работе я использую специально разработанные карты контроля. В которых подробно проводится анализ прогулки. Например:
АНАЛИЗ ПРОГУЛКИ
Дата |
№ группы, возраст |
ФИО воспитателя |
Анализ прогулки |
Примечание |
|
1.Все ли части прогулки запланированы. |
|||||
2.Одевание на прогулку: |
|||||
3.Методическое проведение
наблюдения: |
|||||
4.Проведение подвижных игр: |
|||||
5.Труд детей: |
|||||
6.Индивидуальная работа с
детьми: |
|||||
7.Смена деятельности детей. 8.Наличие сюжетно-ролевых игр: |
|||||
9.Охрана жизни и здоровья детей. |
Предложения:
Ознакомлена: Старший воспитатель:
Вопросы организации и проведения прогулок включены и в план тематических проверок. Например, “Двигательная активность детей на прогулке”. Выводы и рекомендации оперативного и тематического контроля способствуют профессиональному росту педагогов, качественному проведению прогулок.
В заключении проводится итоговый анализа работы ДОУ в зимний период. Цель данного анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов работы за истекший период. Разрабатываются рекомендации педагогам по организации, регулированию, планированию работы в зимний период, намечаются задачи на следующий учебный год. Воспитатели составляют отчёты, организуют фотовыставки для родителей.
Анализ прогулки в старшей группе № 12
Воспитатель: Кривцова Анастасия Сергеевна
Прогулка состояла из следующих компонентов:
Наблюдение;
Дидактическое задание;
Трудовая деятельность детей;
Подвижная игра;
Индивидуальная работа;
Самостоятельная деятельность детей.
На прогулке я реализовал все её части. Последовательность данных компонентов я соблюдала.
Методика организации наблюдения.
1. Тема и объект наблюдения соответствуют возрасту детей: «Наблюдение за пауками».
2. Объект наблюдения (пауки) был виден всем детям, всем была предоставлена возможность их рассмотреть. Я обращала внимание детей на внешний вид пауков, на их место обитания, на то, как она передвигается, как добывают еду с помощью паутины и др.
3. Детям была интересна данная тема прогулки. Это было видно по задаваемым вопросам и сконцентрированному вниманию на объекте наблюдения. Вопросы многих детей были следующие: «Где зимуют пауки?», «Чем они питаются?», «Из чего состоят их паутинки», «Спят ли они в своих паутинах».
4. Загадки и потешки помогли мне вызвать интерес у детей, мы придумывали сами загадки и выучили одну потешку.
Ход прогулки:
1. Я предложила детям найти и понаблюдать за пауками (был теплый осенний день и найти пауков не составило труда), как передвигается пауки, какие паутинки они плетут и этим нацелила детей на дальнейшее наблюдение.
2. Дидактические игры заключались в том, что дети должны были выбрать из предложенных картинок (насекомые), картинки пауков, после чего собрать пазлы «Пауки».
3. Трудовая деятельность включала в себя игру в песочнице «Построим домик для пауков».
4. Подвижную игру подобрала в соответствии с возрастом детей: «Насекомые на лесной тропинке». Игра детям была знакома, поэтому я только помогла им вспомнить правила, а в дальнейшем следила за процессом. Воспитанники с радостью вспомнили и поиграли в эти игру. Дополнительных атрибутов игра те требовала.
Самоанализ прогулки в старшей группе
на тему: «Золотая осень»
Воспитатель: Каменская Л.Н
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.
Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
Воспитывать желание трудиться сообща, помогать взрослым, доводить начатое до конца.
Формировать представление о значимости труда для окружающих.
Развивать подвижность.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Организационная деятельность, подготовка к занятию:
Прогулка осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты прогулки логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» умение общаться с взрослыми и со сверстниками и умение по примеру взрослого (для детей старшего возраста) или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей.
«Речевое развитие» обеспечивалось через развитие монологической и диалогической речи.
Во время прогулки старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции «рядом».
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей: умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д. поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Прогулка проводилась в старшей группе с подгруппой детей и длилась 25 мин.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей прогулки.
В процессе деятельности была использована подвижная игра «Перелётные птицы»;
Игра малой подвижности «Осенние листочки», дыхательное упражнение «Запахи природы»
Дидактическая игра «С какого дерева листок».
Для создания интереса было найдено письмо от Лесовика с просьбой о помощи.
Структура прогулки:
По своей структуре прогулка построена таким образом, чтобы вызвать и поддержать познавательный интерес.
Первая часть включала в себя организационный момент: отвечать на поставленные вопросы, для стимуляции памятного (память) восприятия и внимания, мотивации.
Вторая часть составляла беседу, дидактическую игру, малоподвижную игру что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Третья часть – итог. Трудовая деятельность: сбор сухих листьев на участке, развешивание кормушек для зимующих птиц.
Индивидуальная работа: развитие движений. Закрепление навыков подскоков на месте.
Была проведена предварительная работа: беседа о приметах осени, просмотр презентации «В гостях у Лесовика», разучивание стихов, считалки и стиха для игры, прослушивание музыкального произведения, рассматривание картин.
Результативность:
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Прогулка получилась насыщенной и интересной.
13 ноября 2015 год.
Тема: Организация и проведение прогулки с детьми дошкольного возраста в ДОУ.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся: более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родной станицей, ее достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют ее улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к малой родине.
Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.
Методическая работа воспитателями по организации и проведению прогулок осуществляется в несколько этапов:
I этап – подготовительный
В первую очередь проводится анализ имеющихся условий по организации и проведению прогулок. Затем необходимо проработать методику организации и проведения прогулок.
Важное направление подготовительного этапа – это планирование воспитательно-образовательной работы. При планировании необходимо учитывать все части прогулки.
Составные части прогулки:
- Наблюдение;
- Трудовая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Индивидуальная работа;
Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:
- предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи - подвижные игры) .
- от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей) .
- от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
- от познавательных интересов детей.
В дни, когда физкультурные занятия не проводятся, мы планируем и проводим в первую половину дня на прогулке час двигательной активности. В «Циклограмму планирования работы вне занятий» он введён 2 раза в неделю. Как и физкультурное занятие на воздухе, час двигательной активности проводим в начале, в середине или в конце прогулки, в зависимости от времени года. Можно проводить час двигательной активности в любой день во вторую половину дня. Продолжительность часа двигательной активности соответствует продолжительности занятий на воздухе и составляет от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей. Час двигательной активности включает в себя игры-эстафеты, спортивные игры и упражнения, различные виды бега, упражнения в основных движениях, подвижные игры.
Наблюдения (в планах указываются объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится) :
- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.) ;
- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.) ;
- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т.д.) .
Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке) , необходимо указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий) .
Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры
- малоподвижные;
- игры средней активности;
- игры с высокой двигательной активностью.
Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Кроме этого организуются игры:
- забавы
- аттракционы
- игры-эстафеты
- сюжетные подвижные игры
- игры с элементами спорта
- сюжетные подвижные игры
- бессюжетные подвижные игры
- народные игры
- хороводные
- спортивные упражнения.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя) . В нашем детском саду в каждой группе имеется картотека считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет.
Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей.
Для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке мы выносим нужный инвентарь:
- в младшей группе – мячи, кегли, самокат, трёхколёсный велосипед;
- в средней группе – мячи, обручи, большие скакалки, самокат, двухколёсный велосипед;
- в старшей группе - мячи, обручи, короткие скакалки, двухколёсный велосипед, теннисные шарики, ракетки, бадминтон, ловушки, кегли, футбольный мяч, обручи.
- в подготовительной к школе группе – мячи , городки, кольцеброс, серсо, обручи, скакалки, двухколёсный велосипед, теннисные шарики, ракетки, ловушки, бадминтон, кегли, обручи.
Мы поощряем самостоятельность в организации подвижных игр и упражнений, побуждаем детей к использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов к подвижным играм.
Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей в зимний период: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала. При оформлении территории нашего детского сада большое значение придаём безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности оформления. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Украшаем веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, на ветки деревьев прикрепляем вертушки, султанчики, снежинки (зимой) , шумовые инструменты из бросового материала, из бросового материала изготавливаем различные емкости для посадки живых цветов, так же украшаем разнообразными цветами, изготовленными из пластиковых бутылок. Зимой снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче.
Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.
В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке на групповом участке имеются следующие группы физкультурного оборудования:
Первая группа –для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа –для прыжков, перешагивания.
Третья группа –для упражнений в метании.
Четвёртая группа –для подлезания.
И горки для скатывания.
Большое значение придаём профилактике травматизма во время проведения прогулок.
II этап – организационный
Подготовка детей к прогулке
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее подготавливает, продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают нижнюю часть тела (колготки, штаны, обувь) , затем верхнюю (пальто, шапку, шарф, варежки и т.п.) . При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать младший воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.) . Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
III этап – практический
Это реализация работы с детьми в соответствии с планом.
Составные части прогулки:
1. Наблюдение;
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых.
2. Трудовая деятельность;
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
3. Игровая деятельность;
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения - (упражнения) . Летом - это езда на велосипеде, зимой -- катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам.
4. Индивидуальная работа;
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих -- спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
5. Самостоятельная деятельность детей.
Для эффективного проведения прогулок необходимо создать условия и для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования участка, следует выносить дополнительный выносной материал, который будет служить целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же даст возможность тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это различные наборы сказочных персонажей, знакомые игрушки, кукольная посуда, формочки, обручи, кегли, кольца и т.д.
Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.
Перечень инвентаря для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке:
Младшая группа – мячи, кегли, самокат, трёхколёсный велосипед;
Средняя группа – мячи, обручи, большие скакалки, самокат, двухколёсный велосипед;
Старшая группа - мячи, обручи, короткие скакалки, двухколёсный велосипед, теннисные шарики, ракетки, бадминтон, кегли, футбольный мяч, обручи, ловушки.
Подготовительная к школе группа – мячи (футбольный, волейбольный, резиновые разного размера) , городки, кольцеброс, серсо, обручи, скакалки, двухколёсный велосипед, теннисные шарики, ракетки, бадминтон, ловушки, кегли, обручи.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Целевые прогулки и их значение
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней -- здания общественного назначения (парк, детская площадка, магазин и т. п.) . Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Работа с родителями.
Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В уголке для родителей на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Как важна прогулка» , «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах» , «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз, или откуда берутся простуды» , «Прогулки во время и после болезней» , «Подвижные игры всей семьёй» , «Чем занять ребёнка на прогулке?» . К нам часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Наша задача грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок. Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. Исходя из проблем группы в родительском уголке размещается соответствующая информация. В рубрике «Советуем прочитать» имеется подборка художественной литературы: сказки, рассказы о природе, стихи, загадки, пословицы и т.д. Проводим совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Посиделки» и т.д.
IV этап – аналитический
Нами, воспитателями, ежедневно проводится самоанализ организации и проведения прогулок.
Подготовила: Молодкина Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ №50 Усть – Лабинского района, Краснодарского края.
АНАЛИЗ
проведения прогулки
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня дошкольных групп предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.
Для прогулок имеется участок на территории дошкольных групп для организации разнообразной деятельности детей. Участок озелененный, оснащенный в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиям. Каждая разновозрастная группа располагает отдельным участком, на котором выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке имеется оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут катаются на велосипедах, автомобилях. Кроме игровых площадок на участке имеются закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке совместно с родителями устраиваются горки, ледяные дорожки и снежные сооружения.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Выяснилось, что когда прогулки содержательны и интересны, дети идут гулять с большой охотой.
Одевание детей воспитатель организует так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого в каждой группе имеется раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков. Воспитатель и младший воспитатель учат детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. В разновозрастной группе дети приучены к тому, что оказывают помощь друг другу, не забывают поблагодарить. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Ведущее место на прогулке отводится играм, особенно подвижным. Воспитатель проводит подвижную игру в начале прогулки, либо в конце неё.
В холодные дни прогулку начинают с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Во время прогулок воспитатель использует бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли. Кроме подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организованы и спортивные развлечения. Очень нравится детям катание на санках, ледянках, ходьба на лыжах.
Во время прогулки воспитатель уделяет внимание трудовой деятельности детей. Дети помогают сгребать снег, расчищать дорожки, делать из снега разные сооружения.
Трудовые задания посильны детям и вместе с тем требуют от них определенных усилий. Воспитатель всё время следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения проводились с целой группой детей, с подгруппами, а также индивидуально. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Воспитатель обращает внимание на облака, их форму, цвет, сравнивает их с известными детям образами. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу