Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
Во все времена успех в бою решали подготовленные профессионалы, их боевой дух и моральная сила. Поэтому вопросы воспитания личного состава, поддержания высокого уровня воинской дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней.
Социально-психологические и личностные особенности военнослужащего-контрактника
Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигаются новые задачи по воспитанию военнослужащих.
Сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих военнослужащие-контрактники. Анализ состояния работы с личным составом в частях и подразделениях показывает, что контрактник значительно отличается от военнослужащего по призыву. Он требует новых подходов в процессе воспитания.
Известно, что военно-профессиональные свойства и качества гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной личности и т.д. являются непременными составляющими личностного содержания военнослужащих. Их формирование, закрепление и последующее развитие осуществляются в ходе специфической деятельности офицерского состава - воспитательной работы. Особое значение в этом документе придается воспитательной работе с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту.
Специальное выделение воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками в отдельное направление воспитательной деятельности офицерского состава обусловлено двумя факторами. Во- первых, это целенаправленное усиление их роли в структуре личного состава воинских подразделений. Во-вторых, необходимость учета их наиболее общих и специфических личностных и социально-психологических особенностей при организации и осуществлении военно-профессионального воспитания.
При этом следует учитывать, что военнослужащих, проходящих службу по контракту, условно объединяют в две группы. К первой относят тех, кто был зачислен на контрактную службу во время прохождения военной службы по призыву. Ко второй - тех, кто поступил на службу по контракту через военкоматы. Такой подход обусловлен их существенными социально-психологическими различиями, которые очень часто носят принципиальный характер и влияют на формирование содержания и технологии проводимой с ними воспитательной работы.
Как показывает практика, в воспитательной работе с контрактниками из числа проходивших военную службу по призыву, у офицеров не возникает особых трудностей. Они, как правило, подобраны из личного состава своего подразделения в соответствии с военно-профессиональными качествами, сформированными и проявленными в период службы.
Немаловажен тот факт, что они уже адаптированы к географическим, климатическим, военно-профессиональным и другим условиям военной службы, имеют сформированную систему межличностных отношений с военнослужащими подразделения, достаточную профессиональную подготовку.
Однако офицеры не должны оставлять без внимания тот факт, что во время самоутверждения начинающего контрактника в новой для себя социальной роли не исключены различного рода нарушения воинской дисциплины. Причина этого в том, что он может неадекватно воспринимать и оценивать свой новый военно-профессиональный статус. С одной стороны, контрактники этой категории, как правило, осваивают и стремятся полностью реализовать предоставленные им права, а с другой, могут не вполне осознавать возросшую степень ответственности и увеличение объема требований по отношению к ним. В результате в период их становления могут возникать конфликты с военнослужащими, которые ранее вместе с ними проходили службу по призыву. При этом в их поведении нередко встречаются две крайности: либо стремление резко возвыситься над теми, с кем еще вчера они были в дружеских отношениях, либо наоборот - используя свое новое служебное положение, оказывать бывшим сослуживцам различного рода услуги, зачастую противоречащие уставным требованиям. Эти и некоторые другие причины во многих воинских частях обусловливают крайне осторожный подход к зачислению этой категории военнослужащих на контрактную службу.
Контрактники, поступившие на службу через военкоматы, в целом уже сложившиеся личности с устоявшимися жизненными ориентирами, имеющие достаточный жизненный опыт, навыки самоорганизации. Большинство из них владеют несколькими профессиями, способны оценить эффективность и качество выполняемой ими военно-профессиональной деятельности.
Давайте рассмотрим, кто сегодня идет служить в контрактники? Социологический центр МО РФ исследовал мнения 745 граждан, пребывающих в запасе, проживающих на территории всех военных округов и состоящих на воинском учете в 19 военных комиссариатах.
Полученные в ходе мониторинга данные позволили определить среднестатистического потенциального контрактника. Как оказалось, это представители малообеспеченных слоев населения, имеющие относительно невысокий уровень образования, а также выходцы из неполных семей.
Вот некоторые цифры. Наибольшее количество граждан, желающих служить по контракту, приходится на возрастной период 27-32 года, тогда как большое количество нежелающих - приходится на 24-26 и 33-35 лет.
Социальный состав потенциальных кандидатов, желающих подписать контракт, примерно таков: почти 50 процентов - выходцы из семей рабочих, 18 процентов - из семей служащих бюджетной сферы (врачи, учителя), 5 процентов - из семей работников сельского хозяйства, 6 процентов - из семей служащих, 6 процентов - из семей интеллигенции. Очевидно, что военная служба по контракту, как и военная служба по призыву, не обеспечивает равного социального представительства. В армию идут молодые люди из наименее социально защищенных слоев общества.
Почти каждый десятый (11 процентов) гражданин, пребывающий в запасе и желающий заключить контракт, воспитывался в неполной семье, еще 5 процентов жили в семьях с мачехой или отчимом. Молодые люди, воспитывавшиеся в полных семьях, менее охотно связывают свою жизнь с армией.
Среди женатых граждан, желающих служить по контракту, преобладают те, кто имеет одного или двоих детей. Бездетные или многодетные отцы, как правило, служить идут менее охотно.
Образовательный уровень респондентов, желающих заключить контракт, характеризуется своей неоднородностью. Результаты исследования показывают, что для граждан, уже имеющих специальность, военная служба менее привлекательна. Для респондентов, только окончивших школу, служба дает возможность эту специальность приобрести.
Таковы наиболее общие социально-психологические особенности основных групп солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту. В то же время отмечаем, что для придания воспитательной работе соответствующих дифференцированных признаков также необходимо исходить из содержания двух ведущих социально-психологических характеристик личностной сферы рассматриваемой категории военнослужащих: мотивов их поступления на военную службу и личностной военно-профессиональной ориентации.
Так, мотивы поступления на военную службу рассматриваются как психологическая (осознанная) причина, непосредственно побудившая военнослужащего к принятию решения о добровольном заключении соответствующего контракта. Иными словами, выявление мотивов позволяет получить ответ на вопрос, почему конкретный человек поступил на военную службу.
Как уже отмечалось, для успешной воспитательной работы с контрактниками очень важно знать их жизненные ценности. Интересным выглядит сравнение ценностей граждан, желающих и не желающих служить по контракту. У потенциальных кандидатов на военную службу по контракту ярче выражено стремление к материальному достатку, получению образования. Они более честолюбивы, их влечет желание стать профессионалом в своем деле, реализовать способности, проверить свои силы и обрести семейное счастье.
Военные социологи также отмечают, что современные военнослужащие по контракту намного серьезнее осознают существующую в настоящее время для России угрозу территориальной целостности и обостряющуюся военную напряженность, чем их ровесники, не находящиеся на военной службе.
В то же время анализ представленной мотивации поступления на контрактную службу позволяет выявить их некоторую ограниченность материальными рамками и недостаточность других стимулов, побуждающих к службе по контракту. Это можно объяснить тем, что большая часть военнослужащих-контрактников пришла в Вооруженные Силы из сельской местности в связи с ростом безработицы и нестабильностью в гражданской сфере деятельности. Именно это определяет их мотивацию, которая имеет хоть и несущественную, но устойчивую тенденцию к повышению ее материальной составляющей.
Другой ведущей социально-психологической составляющей, существенно влияющей на формирование характера и содержания воспитательной работы с контрактниками, выступает их личностная военно-профессиональная ориентация. Она рассматривается как основной элемент структуры личности военнослужащего, определяющий направленность и характер его военно-профессиональной деятельности по достижению собственных жизненных целей (ориентиров). Следовательно, зная личностную военно-профессиональную ориентацию подчиненного, офицер может прогнозировать его отношение к исполнению служебных обязанностей и в соответствии с этим наполнять конкретным содержанием проводимую с ним воспитательную работу.
Следует отметить, что мотивы и военно-профессиональная ориентация находятся в тесной взаимосвязи. Однако если первая обусловливает конкретное действие (принятие решения, поступок), то вторая выступает в качестве направляющего элемента длительной перспективы (профессиональный и карьерный рост, социальное и материальное благополучие и др.), направленность и содержание которого может меняться в результате целенаправленного воспитательного взаимодействия офицера с подчиненным.
Нельзя не отметить, что в перечне направлений личностной военно-профессиональной ориентации контрактников еще достаточно велика доля жизненных целей прагматичного плана. К ним прежде всего относится достижение материального и социального благополучия.
Войсковая практика показывает, что такая односторонняя мотивация к службе по контракту и военно-профессиональная ориентация формируют низкий уровень удовлетворенности выбранной профессией, неготовность ограничивать себя, воспринимать жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии, недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам.
Все это существенно повышает требования к воспитательной деятельности офицерского состава, предполагает учет социально-психологических и личностных особенностей данной категория военнослужащих и вследствие этого наполнение ее конкретным содержанием. При выполнении этого требования воспитательная работа с военнослужащими-контрактниками приобретет соответствующую специфику, что позволяет значительно усилить её эффективность.
Специфика воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту
Воспитание военнослужащих-контрактников - процесс многогранный и сложный, суть воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками в корне отличается от сути работы с военнослужащими по призыву. В личностном плане мы имеем дело с более взрослыми людьми. С теми, кто добровольно подписал контракт, поступил на «работу». Поэтому и подход к воспитанию этой категории военнослужащих особый, наличие большого спектра методов дает возможность офицерам для оптимального выбора, а затем для коррекции и маневра в воспитательном воздействии. Степень реализации методов зависит от педагогически грамотного и умелого их применения. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
Определенная ограниченность мотивов службы материальными рамками и недостаточность других стимулов, побуждающих к службе по контракту;
Необходимость оптимизации проведения свободного и служебного времени, воспитания устойчивого отрицательного отношения к негативным явлениям (воровству, пьянству, наркомании, неявкам на службу, хулиганству);
Трудности адаптации военнослужащих среднего возраста, имеющих перерыв в армейской службе, к условиям военной службы;
Высокая интенсивность общения военнослужащих и гражданских лиц, представителей неармейских структур (органы социальной защиты, семья, круг друзей и т. д.);
Определенные трудности молодых офицеров в работе с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, обусловленные возрастом, недостаточными опытом и подготовленностью.
В связи с этим особое место в содержании воспитательных воздействий и взаимодействий в работе с военнослужащими по контракту занимают изучение и учет уровня их профессиональной воспитанности и удовлетворенности службой. Важнейшей предпосылкой совершенствования системы отношений офицеров с этой категорией военнослужащих выступает глубокое знание ими индивидуальных качеств подчиненных и особенностей их взаимоотношений, в том числе и национальных. Главный источник такого знания - постоянные контакты с подчиненными, наблюдение за их поведением в экстремальной обстановке, личное присутствие офицера на различных мероприятиях, беседы с активом, с военнослужащими-контрактниками, изучение коллективного мнения, его влияния на жизнедеятельность коллектива в целом.
Изучение военнослужащих предполагает кропотливую, систематическую работу со всеми и по всем вопросам. С первых дней пребывания в части изучаются профессиональные качества военнослужащего. От этого зависит выбор специальности и должности, которую он будет занимать, а значит, степень удовлетворенности службой и качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Подобное создает условия для совершенствования воспитательной работы и профессионализации личности военнослужащего. Каждое воздействие строится с учетом социализации личности, индивидуальных, социально-психологических, физиологических, возрастных особенностей и уровня развития профессиональных качеств.
Важный и сложный элемент процесса воспитания - согласованная и скоординированная педагогическая деятельность командиров, заместителей командиров по работе с личным составом, органов военного управления, государственных и административных органов. Каждый офицер должен знать свои возможности и обязанности по воспитанию военнослужащих, проходящих службу по контракту, чтобы избежать в работе однообразия, дублирования.
Воспитание рядового и сержантского состава, проходящего службу по контракту, выражается в целенаправленной деятельности должностных лиц по профессиональному становлению и развитию личности военнослужащего, формированию у него профессиональных, морально-боевых качеств и стремления к совершенствованию в соответствии с требованиями руководящих документов, статуса защитника Отечества. Профессиональное воспитание военнослужащих-контрактников можно назвать главной задачей работы командира.
Оно организуется и осуществляется на основе общих военно-педагогических принципов, вытекающих из закономерностей военно-педагогического процесса. Вместе с тем воспитание военнослужащих-контрактников имеет и особенности. Оно определяется целями и задачами профессиональной подготовки, содержанием, спецификой организации и прохождения службы и другими обстоятельствами.
Исследование структуры и содержания воспитания военнослужащих- контрактников, обобщение опыта воспитательной работы командиров и органов военного управления выявило, что воспитание военнослужащих-контрактников основывается на выработанных военной педагогикой принципах воспитания.
Строгое следование принципам воспитания активно способствует снятию, разрешению противоречий в воспитательном процессе, обеспечивает последовательное, плавное (безболезненное) вхождение каждой развивающейся личности в систему коллективных отношений и усвоение социального опыта.
Знание принципов и умелое их использование позволяют командиру нййти правильный подход к своим подчиненным, творчески решать педагогические задачи с учетом всех объективных и субъективных факторов, конкретных условий; оптимально строить процесс воспитания, а также управлять им; диагностировать и прогнозировать результаты его воздействий.
Воспитание в процессе воинской деятельности, ратного труда требует от офицеров такой организации работы, которая позволила бы мобилизовать военнослужащих на выполнение тех или иных служебных задач, поскольку контрактники не проводят все свое время в части как военнослужащие по призыву, и все же до 40% их времени занимает профессиональная деятельность.
По результатам социологических и социально-психологических исследований можно говорить о некоторых тенденциях в развитии стиля воспитания личного состава. Многие офицеры, командиры все более осознают необходимость сокращения сферы действия жесткого авторитарного единоличного и распространения демократического стиля управления воинскими коллективами. Демократичность - это не панибратство, а гибкость во взаимоотношениях с подчиненными. Демократичность в своей основе представляет собой власть, которая не подавляет подчиненных, а тактично направляет их деятельность по наиболее актуальному пути.
В деятельности офицера огромное место занимают проблемы соблюдения принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, проходящих службу по контракту; демократизации военно-служебных отношений; оказания юридической помощи, выполнения законов и правовых актов по вопросам соблюдения правопорядка, социальной и правовой защиты личного состава. Решение проблем достигается путем предоставления самостоятельности, соразмерной квалификации и выполняемым функциям военнослужащих, привлечения контрактников к сложным и ответственным видам деятельности, постановке целей, оценке выполненного задания, подготовке к принятию решения.
Военнослужащий, проходящий службу по контракту, воспитывается также коллективом и самими условиями профессиональной деятельности. В целом такое опосредованное воспитание играет важную роль. Офицер следит за организацией в воинском коллективе условий военно-профессиональной деятельности - за четким и приемлемым регламентом, рациональной организацией труда, качественным и своевременным материально-техническим обеспечением, постановкой конкретных и реальных задач, оказанием помощи и контролем.
Сформировать необходимые военно-профессиональные качества у военнослужащих-контрактников, добиться методически правильной организации процесса их воспитания можно следующими методами и способами:
Систематическим анализом, изучением и учетом особенностей воспитания военнослужащих в конкретных видах воинской деятельности;
Постоянным поиском и умелым использованием резервов воспитательного воздействия на военнослужащих при выполнении ими задач боевого, учебного, служебного, общественного и другого характера;
Определением первоочередных воспитательных мер и требований на каждом участке деятельности военнослужащего, строгим контролем за их выполнением; планированием воспитания во всех видах ратного труда, которое основывается на использовании соответствующих документов и материалов (перспективные и текущие планы, социально-педагогический портрет, педагогические дневники и др.);
Постановкой личному составу воспитательных целей и задач во всех видах деятельности независимо от ее характера (боевой, учебной, служебной, общественной, хозяйственной, бытовой и т. п.);
Обучением подчиненных должностных лиц способам и приемам руководства воспитанием военнослужащих в конкретных видах ратного труда.
Активно воздействуют на воспитание условия профессиональной деятельности. От офицеров требуются усилия по созданию комфортных условий как в материальной, так и в социальной, коммуникативной сферах.
При этом в воспитательных целях необходимо использовать любой вид профессиональной деятельности. Немалую роль играют также состязательность, разнообразие выполняемых действий, изменение содержания воспитательных воздействий, определение перспектив и ориентиров, подведение итогов, оценка деятельности каждого военнослужащего, признание значимости его вклада в общее дело, выражение способности каждого реализовать себя как профессионала.
Важно обеспечить единство процессов обучения, воспитания, развития и морально-психологической подготовки. Нельзя разъединять все эти процессы. Они составляют одно целое, что и приводит к достижению положительных результатов.
Профессиональная деятельность контрактников построена так, что времени для массовых воспитательных мероприятий практически нет, да и эффективность их с данной категорией военнослужащих низка. Высокая эффективность воспитательного процесса достигается прежде всего благодаря высокой психолого-педагогической подготовленности офицеров, наличию у них организаторских и управленческих качеств, авторитета у военнослужащих, проходящих службу по контракту, умению формировать психическую устойчивость и физическую выносливость.
Одним из непременных условий является соблюдение принципа сочетания высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней. В современных условиях, когда приоритетными считаются интересы человека, а материальных предпосылок к этому нет, этот принцип вступает во внутреннее противоречие, где требовательность ставится в зависимость от заботы. Это реально ощущают на себе офицеры в процессе воспитания. Поэтому в воспитании военнослужащих-контрактников нужно исходить из заботы о человеке (пусть даже эта забота не выражена в материальном виде, пусть это будет теплое слово о семье военнослужащего, о нем лично), проявлять жесткую требовательность к себе и справедливую требовательность к подчиненным.
Кроме того, офицеры должны учитывать и разницу в возрасте. В практике войск много случаев, когда командиру-лейтенанту 21-22 года, а солдату-контрактнику 30 и более лет. В такой ситуации требовательность должна выражаться особенно тактично, с уважением личности военнослужащего и его возраста, без грубости и тем более унижения. Позволить себе «высокую командирскую нотку» офицер может лишь в экстремальной обстановке, при условии общего уважения к нему.
Таким образом, процесс воспитания солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, включает ряд ключевых моментов:
Определение места, роли, научных и организационных основ воспитания, целеполагание;
Оптимальный выбор и использование методов, форм, средств и приемов;
Изучение и учет индивидуальных и групповых особенностей военнослужащих;
Согласованная педагогическая деятельность органов военного управления, государственных и административных органов.
Приведение в систему представлений о сущности, содержании, принципах воспитания будет способствовать повышению эффективности воспитательной деятельности офицеров, которые сегодня сталкиваются со значительными трудностями и противоречиями в воспитании солдат и сержантов, проходящих службу по контракту.
Во вступительном слове следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины в части и подразделении, напомнить, что воспитательная работа является важным и сложным направлением деятельности командиров (начальников).
При рассмотрении первого вопроса необходимо уделить внимание раскрытию основных социально-психологических особенностей личности военнослужащего по контракту, определяющих требования к проведению воспитательной работы.
Излагая второй вопрос, целесообразно привести примеры из педагогической практики офицерского состава части (подразделения), дать понять слушателям, что в связи с проводимыми изменениями в Вооруженных Силах к офицерам при работе с контрактниками, предъявляются новые требования. При этом особое внимание следует обратить на раскрытие содержания организации и осуществления воспитательной работы с контрактниками, а также организационных и педагогических условий эффективности ее проведения.
В заключение занятия необходимо ответить на вопросы слушателей, дать задание на самостоятельную подготовку, при этом основное внимание слушателей необходимо обратить на анализ собственной воспитательной практики и опыта других категорий офицерского состава с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту.
1 .Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2008.
2. Военная педагогика: Учебное пособие / Под обшей редакцией И.А. Алехина. - М.: ВУ, 2003.
3. Калюжный А. Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих: Учебное пособие - Н. Новгород: НГТУ, 2004.
4. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005.
5. Калюжный А. // Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту. - Ориентир. - 2006. - №12.
Подполковник,преподаватель ВНУЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»,Александр Медведев
Определение цели работы с ним и вытекающих задач по времени и характеру этапов учебы и службы. 3) Использование целесообразных средств, методов и форм воспитания 4) Последовательное руководство индивидуально-воспитательным процессом. 5) Постоянный контроль за ходом и результатами индивидуально-воспитательной работы Для того, чтобы лучше узнать человека, целесообразно качества и черты личности распределить условно на группы: 1) Политические, деловые и морально-боевые. 2) Биографические сведения, семейное положение, национальные особенности. 3) Характер, способности, наклонности, степень прилежания. 4) Состояние здоровья, условия жизни и воспитания до службы в армии. 5) С кем дружит в подразделении, кого ставит себе в пример. Основные методы, используемые педагогом при изучении подчиненных: 1. Анализ документов; 2. Индивидуальная беседа; 3. Наблюдение; 4. Метод экспертного опроса; 5.
Беседы
Увольнение с военной службы, в том числе досрочное (п Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований: - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) - достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона; - по состоянию здоровья (пункт «а» части 1 статьи 49 Закона) - признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета. 38. Лист беседы с военнослужащим Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командованием, и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Ivan_59
Дарья Сергеевна Якунина (26.12.2013 в 14:42:31) - пункт «обеспеченность жилой площадью. Лист беседы с военнослужащим » - признан нуждающимся в жилом помещении.
2. Пункт «отношение к увольнению»- не согласен с увольнением без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС) 3.Пункт «просьбы военнослужащего»- не увольнять меня с военной службы без предоставления жилья (без предоставления и реализации ГЖС). Выдать заверенную копию листа беседы. ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не пишите: прошу оставить в списках части до получения жилья (ГЖС) или прошу не исключать из списков части до получения жилья (ГЖС)! Вас могут уволить без жилья! Адвокат Крехов Д.И.
5.3. индивидуальная беседа.
Внимание
При этом все время необходимо подчеркивать даже незначительные успехи, достижения в жизни и службе военнослужащего. В ходе профилактической беседы необходимо несколько раз повторить по-следовательность фактов, приведших к психологическому срыву.
Это способствует пониманию того, что произошло стечение обстоятельств и снимает отрицательные эмоции. Точная формулировка ситуации, переживаемой военнослужащим, создает впечатление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята и вы ее понимаете.Третий этап – совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. При этом дать военнослужащему возможность проявить инициативу в планировании предстоящей служебной деятельности и дальнейшей жизни.
Лист беседы с военнослужащим
Форум правовой взаимопомощи военнослужащих «200px»:»auto»);» kalgri, а какие основания к увольнению? пп.А п.2 ст.51 ФЗ - как списанный летчик увольняюсь по ОШМ Whatever you do, it will be for the best! Вся неизвестная информация: результат (отказ) ВВК, выслуга, статья увольнения, обеспечение жильем, согласие (несогласие) с увольнением. а также просьбы военнослужащего отражаются в листе беседы. Только после отражения полной и достоверной информации подписывайте такой лист.
За это сообщение автора Lodeynopolez поблагодарил: taisiya (13 фев 2014, 14:04) 200?»200px»:»»+(this.scrollHeight+5)+»px»);» а что это за графа? я только подпись ставил. Как отсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении Как это сделать.
Вас будут вызывать на беседы в отдел кадров Вашей части, которые проходят в три этапа, назовем их: 1) предварительный, 2) основной, 3) заключительный.
Планирование изучаемых тем
Во вступительном слове необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является долговременным и целенаправленным процессом воздействия командиров (начальников) всех степеней на сознание подчиненного с целью получения определенного результата. При раскрытии первого вопроса необходимо особо подчеркнуть принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих.
Изложение основного материала следует завершить конспектированием основных положений. Рассмотрение второго вопроса пройдет интереснее, если в ходе лекции будут использоваться наглядные пособия (слайды, кино- и видео фрагменты), в которых будут представлены формы и методы индивидуального воспитания военнослужащих.
В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы. Рекомендуемая литература: 1.
Этапы беседы с военнослужащими, характеризующимися повышеным суицидальным риском
Это может быть информация от офицеров сопровождавших молодое пополнение с призывного пункта к месту службы, сведения, полученные из документов на призывной состав, и другие данные, характеризующие их особенности. Затем офицер анализирует полученную от командиров подразделений информацию и намечает круг потенциально неблагополучных лиц, требующих к себе повышенного внимания.
Параллельно с этим определяются признаки, по которым можно судить о том, что наблюдаемый военнослужащий предрасположен к отклоняющемуся поведению. Таковыми могут быть: факты халатного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, игнорирования замечаний со стороны младших командиров, пререкания, упрямства, словесного и физического оскорбления сослуживцев, попытки подчинения их себе, перекладывания на других своих обязанностей по службе и т.п.
Инфо
Содержание и особенности индивидуального и дифференцированного подхода в деятельности заместителя командира по воспитательной работе Соответствие воспитательных воздействий индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих является одной из специфических педагогических закономерностей, а индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию — это не только принцип, но и важный критерий оценки эффективности процесса воспитания и степени его индивидуализации. Кроме того, целенаправленная и систематическая индивидуальная воспитательная работа выступает весьма существенной составляющей в перечне уставных обязанностей командиров и начальников всех степеней.
Успешная реализация этих требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.
Темы бесед проводимые с военнослужащими по призыву
Недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу, выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании, примитивность высказываний. Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом дополнительной информации о военнослужащем, полученной с помощью других методов. Рассмотрим использование метода наблюдения на конкретном примере. Допустим, что перед офицером встала задача выявить военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины, из числа солдат молодого пополнения части. Первоначально офицер организует через командиров соответствующих подразделений сбор имеющейся информации об объекте наблюдения.
Если информации в документах не достаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные с места работы или учебы из отделения милиции, от родителей. Индивидуальная беседа Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-сихологических качествах военнослужащих.
Основной задачей индивидуальной беседы с военнослужащими являетсяпервичное индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.
Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает офицер, проводящий беседу, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности, анализа документов, наблюдения, экспертного опроса и др.
Индивидуально-воспитательная работа характеризуется тем, что: 1) Имеет конкретные педагогические цели. 2) Является составным компонентом комплексного подхода к делу воспитания. 3) Осуществляется по отношению ко всем подчиненным в любой обстановке. 4) Ведется постоянно с использованием всех методов и средств воспитания. 5) Ведется в соответствии с требованиями присяги, уставов, выводами и рекомендациями военной педагогики и психологии. Успех организации индивидуально-воспитательной работы во многом зависит от условий, носящих субъективный характер, в частности, от качеств личности воспитателя: — авторитета; — воспитания; — такта; — интереса к объекту воспитания; — знаний и т.д. При организации индивидуально-воспитательной работы следует учитывать ее основные компоненты: 1) Глубокое изучение объекта воспитания как личности.
Психологическое тестирование. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Что должен знать каждый офицер о своем подчиненном: 1) Фамилию, имя, отчество; 2) Год рождения; 3) Национальность; 4) Род занятий до военной службы; 5) Семейное положение; 6) Успехи и недостатки в боевой подготовке; 7) Деловые и морально-психологические качества.
Анализ документов Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая деятельность, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. Анализируются документы личного дела: — автобиография; — карта профессионального психологического отбора; — анкеты; — характеристики; — также различные справки, заявления, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д.
Индивидуально-воспитательная работа в подразделениях. Формы и методы индивидуального воспитания подчинённых
Личность человека, военнослужащего - явление уникальное. Эта уникальность, во-первых, состоит в том, что человек является высшей ценностью и творцом всего сущего. Во-вторых, в том, что каждый человек неповторим и наделен только ему присущими чертами и качествами. В-третьих, уникальность заключается в необычайном взаимодействии в процессе всей жизнедеятельности человека личных факторов, влияющих на его формирование и развитие. Наконец, в-четвертых, она проявляется в том, что его формирование и воспитание является делом многогранным, сложным, творческим, кропотливым, требующим от всех педагогов высокого уровня военно-профессиональной, педагогической и методической культуры.
Соответствие воспитательных воздействий индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих является одной из специфических педагогических закономерностей, а индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию - это не только принцип, но и важный критерий оценки эффективности процесса воспитания и степени его индивидуализации. Кроме того, целенаправленная и систематическая индивидуальная воспитательная работа выступает весьма существенной составляющей в перечне уставных обязанностей командиров и начальников всех степеней.
Успешная реализация этих требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.
Индивидуальная воспитательная работа - это базирующееся на всестороннем изучении личности систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.
Целью индивидуально-воспитательной работы является выявление: личного отношения военнослужащего к обязанностям военной службы, сослуживцам, воинскому коллективу; проблем личностного и бытового характера; информации о нарушении уставных правил взаимоотношений; полноты обеспечения положенными видами довольствия; особенностей межличностного, межнационального и межрелигиозного общения.
Талантливый педагог-новатор Евгений Николаевич Ильин в этой связи предложил простую и оригинальную «формулу» индивидуальной воспитательной работы, выделяющую три ее важнейшие грани:
ЧеловековЕдение («ведать», всесторонне изучать личность);
ЧеловековИдение (знать, «прощупывать» глазом воспи-туемого);
ЧеловековедЕние (владеть практическими навыками непростого искусства вести за собой к высотам идеалов воспитания).
При этом важно постоянно обеспечивать духовную основу индивидуальной воспитательной работы, выраженную в пяти «глаголах - педагогических заповедях»: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Исходя из требований министра обороны, начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ, уставных положений и опыта работы основные обязанности командира (начальника) по организации индивидуальной воспитательной работы можно сформулировать следующим образом:
Уяснить требования к каждому подчиненному в соответствии с его должностным предназначением;
Целенаправленно изучать индивидуальные особенности каждого подчиненного со дня его прибытия в подразделение;
Планировать индивидуальную воспитательную работу с каждым военнослужащим исходя из знания индивидуальных особенностей подчиненных, положения дел в подразделении и специфики решаемых задач;
Ставить конкретные задачи соответствующим командирам и начальникам по организации и непосредственному проведению индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, рекомендовать им наиболее эффективные приемы и способы воспитательного воздействия на подчиненных, оказывать необходимую методическую помощь в вопросах совершенствования управленческой культуры;
Обучать отдельных командиров методике организации и проведения индивидуальной воспитательной работы;
Стимулировать инициативу, творчество и усердие командиров при проведении индивидуальной воспитательной работы, использовать для этого материальные и моральные поощрения;
Изучать и распространять наиболее интересный, заслуживающий внимания и одобрения опыт воспитательной деятельности;
Регулярно анализировать свою организаторскую деятельность, деятельность других воспитателей, принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков и просчетов в индивидуальной воспитательной работе.
В индивидуальной воспитательной работе следует также учитывать концептуальные основы этого важного и ответственного дела, утвержденные приказом министра обороны РФ № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11 марта 2004 года.
Таким образом, подводя итог первому вопросу, важно напомнить требования одного из принципов воспитания - принципа индивидуального и дифференцированного подхода, который имеет важное методологическое значение для индивидуальной воспитательной работы.
Основными требованиями данного принципа являются:
Глубоко и всесторонне знать индивидуальные особенности каждого воина и с учетом их организовывать воспитательную работу;
Всесторонне знать групповые особенности воинов и учитывать их в воспитательной работе;
Определять воинам задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями, прогнозируя их отношения и поведение;
Наряду с другими формами и методами широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым воином. Активно использовать воспитательные возможности коллектива;
Постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей воинов и др.
Формы и методы индивидуального воспитания подчиненных
В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания подчиненных. Форма воспитания - это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.
Основными формами реализации задач индивидуального воспитания военнослужащих являются:
Психолого-педагогическое наблюдение;
Изучение документов, характеризующих военнослужащего;
Переписка с родственниками военнослужащего;
Индивидуальные воспитательные беседы;
Анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины;
Беседы с сослуживцами и командирами (начальниками);
Поздравление с днем рождения;
Социально-психологические исследования и др.
Раскроем данные формы индивидуального воспитания.
Психолого-педагогическое наблюдение - это изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащего, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в воинском коллективе, уровня взаимоотношений с другими военнослужащими, начальниками и подчиненными.
Изучение документов, характеризующих военнослужащего, - это ознакомление с документами, находящимися в личном деле военнослужащего, учетно-послужными формами, протоколами офицерского собрания, собрания воинского коллектива, на которых обсуждался военнослужащий.
Переписка с родственниками военнослужащего - это направление писем родственникам военнослужащего с информацией об условиях службы военнослужащего, анализ их ответов.
Индивидуальная воспитательная беседа - это разговор между должностным лицом органа военного управления (командиром) и военнослужащим по заранее оговоренной (запланированной) теме, предполагающий обмен мнениями между ними.
Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод.
При проведении индивидуальной воспитательной беседы должностные лица должны уважать национальные, религиозные чувства военнослужащего, соблюдать чувство такта, не допускать грубости.
С согласия военнослужащего могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к религии.
Анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины - это изучение результатов служебно-боевой деятельности военнослужащего, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в воинском коллективе.
Беседы с сослуживцами и командирами (начальниками) - это изучение индивидуального мнения членов воинского коллектива о военнослужащем, складывающемся в ходе совместного выполнения служебно-боевых задач, решения бытовых проблем.
Поздравление с днем рождения - это мероприятие, в ходе которого в день рождения военнослужащего отмечаются его заслуги, происходит чествование в воинском коллективе. Поздравление военнослужащего производится на общем собрании, служебном совещании, перед строем.
Социально-психологические исследования - это изучение личности по результатам исследований, проводимых должностными лицами, составление психологического портрета военнослужащего.
Под методами воспитания военнослужащих принято понимать способы педагогического воздействия командиров (начальников) на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения.
Наиболее эффективными традиционными методами индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего и взаимодействия с ним являются следующие.
1. Убеждение. Предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превратить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции военнослужащего, в систему мотивов его поведения.
2. Поощрение. Применяется в случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки военнослужащего. Данный метод представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирующую функции. В нем выражаются положительная оценка, общественное признание и одобрение успехов военнослужащего. На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка. В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как:
Публикация статей и заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати и отправка этих сообщений на родину отличившихся;
Сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части;
Чествование отличившихся военнослужащих на собраниях и сообщение об этом их родителям;
Вручение на митингах и собраниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов;
Организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами по обмену опытом учебы и службы.
3. Одобрение, похвала.
Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен («Молодец», «Правильно», «Верно», «Так держать» и т.п.). Похвала - более развернутая оценка с анализом действий, поступков военнослужащего («... рядовой Андреев проявил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего»). Она показывает положительное отношение, расположение к подчиненному, что подчеркивают приветливая улыбка, дружеский жест и др.
4. Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.
При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для подчиненного интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызывает необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы подчиненный сразу увидел результаты своего труда.
Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувств военнослужащего, психологическим состоянием, благоприятствующим формированию положительных черт характера, мотивов и линии поведения, подлежащих закреплению или корректировке. Многократные правильные поступки служат упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер.
5. Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, пробудить стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.
Нередко подчиненные осознанно и неосознанно копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность командира подразделения к своим действиям и поведению.
6. Воспитательная беседа. Применяется в целях оказания влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно беседу можно разделить на три основных этапа.
1-й этап - вступление. Главная задача - снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным вопросам тот воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов: назвать военнослужащего по имени и отчеству; сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного; добиться от оппонента до начала изложения им сути дела слова «да»; спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними); выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему; признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.
2-й этап - основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели убедить или переубедить подчиненного, чтобы повлиять на его поведение или действия. В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Умелое применение командиром приемов вербального и невербального воздействия на подчиненного повышает вероятность достижения целей диалога.
3-й этап - заключительный. Главная цель этого этапа - создание хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.
7. Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенностей личности каждого военнослужащего в целях формирования у него определенных черт характера, воли, высоких морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности. Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.
8. Индивидуальная помощь. Она может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и других ситуациях.
9. Метод принуждения. Суть его заключается в негативной оценке, осуждении, при необходимости и пресечении действий подчиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения. Данный метод нельзя исключать из практики индивидуальной воспитательной работы. Важно помнить, что приемы и средства принуждения не только должны соответствовать степени серьезности проступка, но и учитывать познанные индивидуально-психологические особенности личности конкретного военнослужащего.
10. Критика проступков, негативных качеств военнослужащего должна носить доброжелательный характер. Но и при таком подходе критика воспринимается безболезненно, как объективная и справедливая лишь при условии, если перед ней командир отметит положительные качества, успехи и достижения подчиненного. При таком подходе военнослужащий видит, что его труд и его самого как личность командир оценивает в целом положительно, а отмеченные недостатки легко устранимы.
11. Осуждение. Оно должно быть справедливым, тогда оно воспринимается подчиненным как должное. Оно может быть различной силы, в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен, осуждение может быть более строгим.
12. Запрещение. Военнослужащего лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие являются опорой в его воспитании.
В заключение необходимо отметить, что ни одна форма и ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач в процессе воспитания.
Решение всей совокупности воспитательных задач достигается творческим применением всего арсенала средств и приемов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всем многообразии применяемых форм воспитания.
При подготовке к занятию необходимо тщательно изучить рекомендуемую литературу, подготовить к показу дополнительные кино- и видеоматериалы по данной тематике.
Во вступительном слове необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является долговременным и целенаправленным процессом воздействия командиров (начальников) всех степеней на сознание подчиненного с целью получения определенного результата.
При раскрытии первого вопроса необходимо особо подчеркнуть принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих. Изложение основного материала следует завершить конспектированием основных положений.
Рассмотрение второго вопроса пройдет интереснее, если в ходе лекции будут использоваться наглядные пособия (слайды, кино- и видео фрагменты), в которых будут представлены формы и методы индивидуального воспитания военнослужащих.
В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.
1. Военная педагогика: Учебное пособие // Под общей редакцией А. Башлакова. - М., 2008. - 504 с.
2. Военная педагогика: Учебное пособие // Под общей редакцией И. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 414 с.
3. Марченков В., Герасимов В., Алехин И. Педагогика: Учебник. - М.: ВУ, 2002.
4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И. Алехина. - М.: ВУ, 2003. - 377 с.
5. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г.
Подполковник
Алексей Вельский