Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.
Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.
В 3 года малыш должен уметь делать следующее:
- Называть свое имя, фамилию;
- Отвечать на простые односложные вопросы;
- Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
- Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
- Самостоятельно одеваться и раздеваться;
- Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
- Снимать , одевать ее;
- Собирать пазлы из 4 и более элементов;
- Строить дом, башню из кубиков;
- Собирать круглую пирамидку правильно;
- Считать до 5-и;
- картинки из палочек, кругов, точек;
- Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
- Собирать конструкторы;
- Вытирать лицо после умывания;
- Убирать игрушки на место;
- Складывать свои вещи в шкаф;
- Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
- Кататься на трехколесном велосипеде;
- Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.
Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.
Воспитание детей до трех лет
Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?
Развиваем навык самообслуживания
Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на , застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.
Начинайте обучение в самом раннем возрасте до . К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.
Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года
Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч
Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.
Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.
Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.
Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.
Учим ребенка убирать за собой
Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.
Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.
Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.
В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.
У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.
Обиходный опыт трехлеток
В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:
- замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
- уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
- использовать носовой платок или салфетку;
- мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
- вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
- своевременно пользоваться туалетом.
Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.
Нюансы психики трехлетних детей
Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.
Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:
- сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
- помощь, если ему под силу это осуществить;
- отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
- сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
- понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
- переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.
Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.
Активный детский лексикон
Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.
В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.
Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.
Развитие ребёнка в 3 года прошло множество этапов. За это время малыш многому научился, но ещё больше свершений у него впереди. В этой статье вы узнаете что должен уметь трехлетний ребёнок, если с ним заниматься, и с помощью каких занятий его развивать.
Рост и вес
Малыши значительно подросли и окрепли по сравнению с двумя годами.
Что умеет ребенок 3-х лет
- На несколько секунд вставать на носочки и пройти так около трех метров.
- Быстро бегать, перешагивать через препятствия.
- Простоять несколько секунд на одной ноге.
- Перепрыгнуть через начерченную на полу линию и подняться самостоятельно по лестнице.
- При движении вверх чередует ноги, а при движении вниз по лестнице, ставит обе ноги на ступеньку.Спрыгнуть с последней ступеньки двумя ногами.
- Умеет играть с мячом, бросать и ловить, научился кататься на трехколесном велосипеде.
- Сам кушает, держа приборы за конец ручки.
- Самостоятельно одевается и обувается, пытается застегнуть пуговицы.
- Раздеваться тоже умеет сам, причем, если научили, может складывать свою одежду на стульчик.
- Умеет мыть и вытирать полотенцем руки, многие дети уже научились самостоятельно чистить зубы, но пасту должен помочь выдавить взрослый.
- Может вставить ключ в дверной замок и открыть его.
- С удовольствием накрывает на стол, расставляет тарелки и раскладывает приборы.
- Самостоятельно пользуется туалетом (но еще не умеет пользоваться туалетной бумагой).
Ребенок в 3 года научился
Навыки самостоятельной игры
Когда малыш играет с игрушками, охотно берёт на себя роль мамы или врача, одевает и раздевает кукол, выражает свою фантазию, представляя кубик машинкой, например.
Ребенок в 3 года может играть без игрушек, только пользуясь своим воображением. В игре присутствуют сказочные герои, и может себя назвать каким-нибудь героем. Во время игры говорит за игрушки и за себя, комментирует свои действия.
Как рисует ребенок в 3 года
Он уже пробует себя в роли художника, что хорошо обрисовывает его уровень развития, при том, что эти рисунки пока похожи на каракули.
Карандаш держит правильно, рисует линии, круги. Может нарисовать домик и солнышко.
Благо научите изображать человечка, где руки и ноги палочки, – сможет воспроизвести. Но чаще изображает голову или туловище, может нарисовать голову с ногами и руками, проще сказать колобка.
Малыш в три года уже берётся рисовать по собственному плану, при этом объясняет, что рисует и что происходит на рисунке. Начинает раскрашивать свои рисунки.
Проявляет интерес к рисованию и лепке. Может слепить шарик, колбаску, бублик. Эмоционально откликается на результат своего творчества: радуется, если все удаётся и расстраивается, если что-то не получилось сделать.
Что понимает ребенок в 3 года
- Возможно, с трудом, но начинает понимать где левое а где правое. Чувствует различие между своим и чужим. Понимает, что чужие вещи нужно возвращать.
- Знает названия и функции частей тела: глаза для того чтобы видеть, ноги – чтобы ходить, уши – чтобы слышать.
- Отчетливо понимает, где один, а где много.
- Все дети любят слушать сказки, самые любимые готов слушать много раз.
- Хорошо понимает речь взрослых, особенно если речь идет об известных ему событиях.
Речь ребенка в 3 года
- К трем годам малыш должен называть на картинках простые предметы быта и животных.
- Ребенок в 3 года говорит о себе «я»: «я пошел», «я сам», а также задействует местоимения «ты», «мы», «мое». Фразы ребенка простые, состоящие из 3 — 4 слов, соединяет пару фраз в сложное предложение: «Когда мама помоет посуду, мы будем играть».
- Трехлетний малыш знает свое имя и фамилию, а также имена родителей и друзей, отвечает на вопрос «Сколько тебе лет?», показывая сначала на пальчиках. Знает кто он: мальчик или девочка.
- Задает много вопросов познавательного толка: почему? зачем? Теперь малыш хочет понять этот мир и будет задавать много вопросов — «Почему?». Чем раньше малыш открывает этот вопрос, тем лучше его умственное развитие.
Если ваш ребёнок не начал задавать подобных вопросов, попробуйте его простимулировать , задавайте сами такие вопросы и сами же отвечайте.
Не оттягивайте визит к логопеду и неврологу, если ребенок в три года все еще не начал говорить, или общается с помощью лепета.
Психическое развитие ребёнка в 3 года
В 3 года дети проявляют свой нрав. Кроха становится более разговорчивым, любопытным, непоседливым. В этом возрасте малыши уже ощущают себя личностью, очень любят говорить: «Я сам».
При должном воспитании слушается взрослых, не шумит в общественных местах. Хотя конечно может упрямиться если не понимает чего от него хотят родители или не хочет в чем-то себя ограничивать.
Ребенок осознает юмор, может рассмеяться над чем-либо показавшимся ему смешным, гордится собой, если что-то делает хорошо или лучше других, эмоционально откликается на красивое и некрасивое.
Помимо этого:
- Сопереживает героям сказок, выражает сопереживание мимикой.
- Испытывает чувство стыда, обиды и огорчения, уже может постоять за себя и дать сдачи.
- Соображает, как нельзя делать. Когда видит как другие дети совершают не очень хорошие поступки, оценивает и осуждает их говорит: «Нельзя обижать котенка», «Нельзя обзываться».
- Ребенок в 3 года уже ревнует и обижается, умеет сердиться и изредка лукавить, может и заступиться, и очень любит немножко похулиганить.
- В этот период возникает боязнь темноты. Ребенок настороженно относится к незнакомым людям и непривычным ситуациям.
- Понимает где опасность, что полезно, а что нет, закладывается сознание осторожности.
- Начинает отличать прошлое и будущее.
Ребёнок в 3 года умеет запоминать маленькие стишки, песенки, помнит их наизусть. По картинке может пересказать сюжет знакомой сказки.
Словарный запас в этом возрасте расширяется до 1500 слов, малыш составляет предложения. Может произносить фразы из трех слов с подлежащим и со сказуемом.
Он уже умеет играть в игру логично и последовательно, фантазирует, соблюдает правила. Различает и знает названия основных цветов, формы предметов.
Играя с другими детьми обменивается игрушками. Все дети приходя на площадку играют в чужие игрушки, не обращая внимания на свои.
Кризис 3 лет
«Совсем от рук отбился!», «Ну и неслух растет!» — восклицают мамы и папы, бабушки и дедушки, не подозревая о том, что внешнее непослушание, упрямство и протест могут оказаться обратной и крайне необходимой стороной позитивных личностных изменений.
Совершая скачок в психическом развитии, ребенок отвергает старые формы взаимодействия с миром, чтобы освоить новые. А этот процесс не всегда протекает безболезненно.
Все, что было интересно до сих пор, обесценивается. Ломаются не только любимые игрушки, но и весь установившийся порядок. «Я сам! Дай!» кричит недовольный отказом карапуз, и вот уже не за горами плач и истерика.
Истерика — основной признак кризиса трёхлетки. Разумеется, она была и в более раннем возрасте из-за усталости и переутомления. Родителям было гораздо проще успокоить своё чадо.
У ребёнка в 3 года истерики становятся способом манипуляции при желании заполучить новую игрушку. Поэтому они случаются в местах с большим скоплением зрителей – в магазинах и на улице.
Основой же поведения становится стремление все делать наоборот. «Назло», — говорим мы, и, конечно, ошибаемся. Потому что ребенок далек от мысли «делать зло», он просто защищает свое «я».
Советы психолога, как пережить кризис 3 лет
Ребенок ведет себя конфликтно не потому, что он так хочет, а потому, что по-другому он пока не может. Такое осознание поможет побороть раздражительность и негодование в адрес ребенка.
- Никогда не оставляйте ребенка наедине с истерикой (частые и длительные истерики могут отразиться на его психическом здоровье)
- Привлекайте ребенка к посильной для него работе (но только по его согласию), не забыв похвалить за результат.
- Помогайте тогда, когда он просит, а не тогда, когда вы этого хотите.
- Предоставьте выбор в мелочах (к примеру, одеть желтую или синюю футболку, приготовить гречневую или рисовую кашу). Подчеркивайте право его выбора в отдельных вопросах и ваше доверие к нему.
- Не пытайтесь побороть упрямство ребенка. Оно просто необходимо для формирования воли и целеустремленности. Пробуйте перевести его внимание на новую игрушку или занятие.
- Не говорите категоричное «нет», иногда достаточно согласиться, чтобы ребенок через 2-3 минуты потерял интерес к предмету спора.
- Проигрывайте сложные ситуации с куклами, мягкими игрушками: пусть они проявят непослушание, а малыш научит их правильно себя вести.
- Не навешивайте ярлыки («Бандит», «Неслух»), оценивайте только поступок, но не личностные качества ребенка. В противном случае, малыш привыкнет к тому, что он бандит, и будет изводить вас и дальше.
- Не меняйте требования (сегодня нельзя, а завтра можно), проявляйте твердость в вопросах режима дня и безопасности.
Не стоит исполнять все желания ребенка и позволять ему манипулировать собой, чтобы избежать конфликта.
Как развивать ребёнка в 3 года
Физическое развитие
Чтобы повышать выносливость, совершенствовать ловкость и координацию движений, ежедневно должны проводиться занятия, затрагивающие физическое развитие. Вот основные:
- подвижные игры с простыми правилами; преодоление полосы препятствий; спортивные конкурсы с небольшими призами;
- прыжки на двух ногах; на одной ноге, спрыгивание с небольших возвышенностей; перепрыгивание через проведённую на полу линию;
- танцы; детская аэробика; фитнес; зарядка под музыку, стихи или детскую спортивную передачу;
- езда на велосипеде, беговеле, самокате;
- плавание;
- посещение детской площадки, упражнения на спортивной стенке (перекладина, канат, лесенка, кольца, рукоход.
Сенсорное развитие
Развиваются органы чувств ребёнка: зрение, осязание, обоняние, слух, тактильная чувствительность. Благодаря занятиям сенсорикой малыш учится определять предметы по вкусу, запаху, форме.
Занятия для сенсорного развития
- Определение предметов по запаху;
- Определение геометрических фигур на ощупь;
- Угадывание продуктов по вкусу и запаху;
- Определение фактуры
Мелкая моторика
Мелкая моторика напрямую связана с нервной системой, вниманием, памятью и восприятием ребёнка, зрением, речью ребёнка.
В головном мозге человека речевой и моторный центры расположены друг к другу очень близко, поэтому тесно связаны. При стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр также начинает развиваться. Мелкая моторика также влияет на почерк, развитие творческих навыков, усидчивость, внимание и воображение.
Занятия на развитие мелкой моторики
- Игры с сыпучими предметами (песком, крупами) и водой;
- Перелистывание страниц, разрывание бумаги, вырезание;
- Пальчиковая гимнастика, массаж ладошек, игра в «ладушки»;
- Нанизывание крупных бусин на верёвочку;
- Завинчивание крышек, застёгивание и растёгивание пуговиц, кнопок, замков; завязывание шнурков;
- Лепка из пластилина и солёного теста, игра со слаймами и лизунами (одеть ребёнка в одежду, которую не жалко, слаймы плохо отстирываются);
- Рисование и раскрашивание карандашами и пальчиковыми красками.
- Собирание пазлов и мозаик.
Речь
На самом деле, не у всех детей трёхлетнего возраста речь развита хорошо. Некоторые вовсю говорят сложные предложения, и болтают без остановки, другие только начали более-менее правильно произносить слова, а третьи предпочитают больше молчать и речь их очень далека от совершенства.
Для развития речи у ребёнка в три года можно заниматься следующими упражнениями:
- открывать и закрывать рот как птенец;
- цокать языком как лошадка и улыбаться одновременно;
- высунуть языки поводить им вправо, влево, по кругу;
- высовывать язык и прятать обратно в рот;
- сворачивать язычок трубочкой;
- читать стишки, потешки, сказки, загадки; обсуждать прочитанное;
- обсуждать, как прошёл день;
- неправильно произнесённую фразу ребёнка нужно деликатно исправить, рассказать карапузу, как правильнее выразить свою мысль.
Дети, которым регулярно читают, логически мыслят, задают вопросы о содержании произведения. У них расширяется словарный запас, так как в обычной своей речи мы произносим ограниченное количество слов. Из книги малыш у знает о тех словах, которые родители не произносят часто, будет интересоваться их значением.
Социальное развитие
Трёхлетний ребёнок тянется к сверстникам, активно стремится играть с другими детьми, доброжелательно относится к детям, не выхватывая игрушки, делится своими. Участвует в ролевой игре с другими детьми, причем соблюдает установленные правила в игре и знает свою очередность.
Многие дети в этом возрасте посещаю дошкольные учреждения, их социальное развитие идет свои темпом, так как они много общаются с другими детками, воспитателями, нянечками. Если трёхлетка ещё не ходит в детский сад, родители должны уделять больше внимания его социальному развитию.
Трёхлетка должен уметь
Трёхлетка способен сопереживать, если кому-то плохо, может помочь, пожалеть. Если в доме кто-то спит, ведет себя тихо, различает эмоциональный настрой родителей.
Музыкальное развитие
Способствует формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру, зарождает любовь к прекрасному. Музыка помогает развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, формирует художественное мышление, побуждает к творчеству.
Примеры занятий для музыкального развития
- Пение детских песен под музыку и без;
- Воспроизведение звуков с помощью игрушечных музыкальных инструментов(барабан, бубен, маракасы, ксилофон, синтезатор, погремушки, ложки и т.д.);
- Прослушивание мелодий с разным ритмом, тихо и громко;
- Танцы под энергичные композиции, классическая музыка — фоном;
- Угадывание знакомых песенок по мелодии.
Творческое развитие
Замечательно, если получится организовать дома творческий уголок, куда ребёнок сможет выставлять свои поделки.
Занятия, направленные на развитие творческих способностей
Как и во что можно играть с ребёнком в 3 года
Каждая игра для ребенка не должна быть только развлечением, она должна развивать различные навыки и умственные способности. В этом возрасте очень полезны для развития мелкой моторики занятия с пластилином.
Для начала пусть пробует лепить простые фигуры, раскатывать колбаски и шарики, простые геометрические фигуры. Пусть учится размазывать по бумаге пластилин, после этого можно оставлять на нём отпечатки различных предметов.
Полезны подвижные игры. Кидайте друг другу мяч, развивайте координацию, пусть учится кидать прямо в цель. Можно начинать изучать буквы и звуки. Если вы повесите на стену озвученный плакат — алфавит, ребенку будет любопытно нажимать на кнопочки и слушать звуки, так он начнет запоминать буквы и звуки.
Игра, которая помогает развивать восприятие цвета
Нужно выбрать две игрушки, различных цветов (пластмассовые или резиновые куколки, звери, машинки) также нужны листы бумаги или картона тех же цветов что и игрушки.
Сядьте прямо на пол, посадите ребенка туда же, берите в руку игрушку и играете с ней перед ребенком. Например, катайте по полу машинку или возьмите игрушку — зверюшку, пусть она попрыгает.
Теперь нужно взять цветные бумажки и положить на них игрушку, каждый лист такого же цвета что и игрушка. На каждый листок положите игрушку соответствующего цвета. Это игра под названием «Давай поищем домик для нашей игрушки». Вы должны найти и сказать каждый цвет листка.
Игра «Что плавает?»
Нужно наполнить любую емкость водой. Найти предметы или игрушки из разных материалов, на одну игру не более четырёх предметов разной текстуры. Ребенку нужно угадать, какая вещь утонет, а какая удержится на воде.
Пусть кроха сам кладет игрушки в воду и затем поиграет с этими предметами. Когда он будет играть, опишите каждый предмет, например «эта кукла, она из пластмассы, а пластмасса легкая, из-за этого она не тонет, а просто плавает.
А это ложка, она сделана из металла. Она тонет, потому что металл тяжелый и всегда тонет. Сразу после этого предложите ему протереть предметы салфеткой. С помощью этой игры ваше чадо сможет запомнить и понять свойства предметов.
Энергично развивайте речевые навыки малыша, стимулируйте его интерес к окружающему миру.
Можно начать играть с малышом в «рифму». Ищите с ребенком рифмующиеся слова. Читайте детские стихи и попросите ребенка закончить фразу.
Развитие ребёнка в 3 года во многом зависит от родителей. Если они хотят вырастить умного, любознательного, усидчивого малыша, с ни нужно больше заниматься.
Вот и пролетели целых три года! Ярких, насыщенных, неповторимых! Ваш ребенок превратился в полноценную личность со своими характером, привычками, темпераментом, у него свои особенности фигуры, поведения. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями. За эти годы малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным. Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?» Порой его многочисленные вопросы ставят вас в тупик, а порой от их количества в вас голова идет кругом. Наберитесь терпения, не стоит прерывать ребенка, его стремление познать новое в окружающем мире закономерно, а ваша резкость может подавить в малыше его познавательные устремления, и это может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии крохи. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого. Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость. В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили.
Что новенького
В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4–6 составляющих.
Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре).
Может назвать знакомые геометрические фигуры. Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).
Различает предметы по величине - маленький, средний, большой. Может отличить предмет по фактуре - мягкий, твердый.
Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали - например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.
Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.
Во время рисования малыш может подражать письму взрослого. Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы - колбаску, шарик, бублик и другие.
В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны). С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.
Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании.
Способен также к длительным играм с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки. Концентрируется на заданиях более длительное время.
Развитие нервной системы у ребенка в три года
От трех до шести лет происходит окончательная миелинизация волокон, мозг ребенка почти зрелый, сформированы жизненно важные навыки. Психическое развитие ребенка к шести годам достигает такой степени, что при отсутствии взрослых, этот маленький человек может полностью обеспечить свою жизнедеятельность.От 3 до 6 лет в жизни ребенка - дошкольный период. Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6–7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Ведущей деятельностью этого возраста является игра, поэтому неслучайно его еще называют «возрастом игры». Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода:
- Младший дошкольный возраст 3–4 года.
- Средний 4–5 лет.
- Старший 5–6/7 лет.
В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми. Дети играют в так называемые ролевые игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, они являются средством реализации роли, способствуют развитию сюжета. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.
В старшем дошкольном возрасте ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер.
С научной точки зрения игры имеют огромное значение для психического развития ребенка. В этом возрасте психическое развитие дошкольника уже почти готово к началу систематизированного образовательного процесса в учебных учреждениях.
Детям предлагаются игры, которые:
- Развивают мелкую моторику пальцев.
- Увеличивают ассоциативный ряд.
- Помогают решать логические задачи невысокой сложности.
- Развивают внимание.
Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны и другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук. Это дает возможность ему совершенствовать изобразительную деятельность. Большинство детей этого возраста рисует с большим энтузиазмом. Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда. С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.
Обязательно читайте малышу сказки и стихи, а потом просите пересказать их.
Не поленитесь уделить максимальное количество времени нервно-психическому развитию ребенка. Не перекладывайте ответственность на няню, сад, школу. Даже если что-то не ладится, дети похожи на пластилин: в раннем возрасте многое поддается коррекции.
Кризис трех лет
Кризисов, которые будет преодолевать (и уже преодолел) ваш ребенок, на самом деле не так уж и мало: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, всем известный кризис подросткового возраста. Нужно отметить, что названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни.К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста. Почему же это происходит? И как призвать кроху к порядку и спокойствию?
Три года - возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.
Всё это объясняется тем, что в возрасте 3–5 лет ребёнок пытается занять своё место среди людей. Он пытается осознать свою индивидуальность и свои отличия от других детей. Он ощущает себя личностью и делает всё, чтобы взрослые воспринимали его как равного. Именно в это время маленький человек пытается найти те занятия, которые ему по душе. Ему хочется во всё быть как взрослые, а тот факт, что они всегда и во всём ему помогают, и приводит его к негативу. Изменением поведения формируется характер, волевые качества. Появляется гордость за свои успехи, желание помочь, самостоятельность, чувство долга. И дело даже не в том, как протекает этот период, а какие изменения он повлечёт в характере ребёнка. А вот как долго будет длиться процесс и как болезненно для ребёнка зависит напрямую от родителей, их методов воспитания. Наказания и запреты без причин, ограничение самостоятельности, подавление инициативы могут быть причиной острого протекания данного периода.
Полезно знать
Кризис 3 лет у детей - серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.
Признаки кризиса 3 лет
- Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».
- Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?
- Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
- Своеволие. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.
- Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.
- Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
- Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.
Полезно знать
Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!
Спокойствие, только спокойствие
Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.Метод проб и ошибок
Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Конечно, путь свободы - это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению.Свобода выбора
Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет. Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта на выбор: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются. Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь. Стоит также упомянуть и известный некоторым родителям прием «сделать наоборот». Устав от бесконечных «нет», «не хочу» и «не буду», мама начинает энергично убеждать своего кроху в обратном тому, чего она добивается. Например, «ни в коем случае не ложись в кровать», «ты не должен спать», «не ешь этот суп». С маленьким упрямым трехлеткой этот способ нередко срабатывает. Однако стоит ли им пользоваться? Даже со стороны он выглядит весьма неэтично: ребенок - такой же человек, как и вы, однако, пользуясь своим положением, опытом, знанием, вы обманываете и манипулируете им. Кроме вопроса этичности, здесь можно вспомнить и другой момент: кризис служит развитию личности, формированию характера. Научится ли чему-то новому ребенок, которого постоянно «обманывают» таким образом? Разовьет ли он в себе нужные качества? В этом можно только сомневаться.Игра
Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Родители могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Мир познаёт через игры. Не забывайте об этом. С помощью игры можно не только научить его этикету или правилам поведения, но и заставить его делать то, что он не хочет. Например, если он отказывается кушать, то предложите покормить игрушки, которые будут есть только вместе с ним. Используйте это.Возрастной кризис - переломный период в жизни ребенка. Ему как никогда нужны будут ваша любовь, забота и нежность. Поэтому не скупитесь, дайте почувствовать, что он любим вами.
Физическое развитие ребенка в 3 года
Может стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды.
Перепрыгивает через линию на полу. К трем годам, а зачастую и ранее самостоятельно поднимается по лестнице, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх. Вниз спускается более осторожно, ставя по две ноги на каждую ступеньку. Может спрыгнуть с последней ступеньки, держа две ноги вместе.
Бросает и ловит мяч. В 3,5 года все дети должны ловить мяч, брошенный с расстояния в 2 метра.
Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Если у малыша нет велосипеда, проверить координацию можно с помощью теста.
Тест
Если показать и хорошо объяснить, малыш может выполнять одновременно два различных действия - топать ногами и хлопать руками.
Навыки ребенка в 3 года
Сам одевается и обувается. Застегивает пуговицы, кроме неудобных, например на спине. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно. Умеет складывать свою одежду перед сном.Замечает беспорядок в своей одежде. Умеет пользоваться носовым платком и салфеткой по мере надобности без напоминания. Умеет вытирать ноги при входе в квартиру. Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Некоторые дети сами чистят зубы, но большинству еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку. Вставляет ключ в дверной замок (с двух лет), поворачивает ключ в дверном замке. В повседневной жизни семьи активен: любит помогать взрослым при уборке в доме, совершении покупок, работе в саду и огороде. Можно доверить ребенку нести посуду и накрывать на стол.
Регулирует свои физиологические потребности - ходит вовремя в туалет. Проделывает все самостоятельно (раздевание, усаживание, одевание), кроме пользования туалетной бумагой.
Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за конец ручки.
Игра ребенка в 3 года
Собирает пирамидку из восьми - десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру). Строит башню из восьми-девяти кубиков.Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат и др.
По показу, просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки). При вложении фигур уже не должен использовать грубую силу. Хорошо соображает, как вставлять предмет, какой частью или стороной его подносить к другому предмету. Но еще может потребоваться помощь для закрывания матрешки и совмещения рисунков на ее двух половинках.
При предъявлении трех предметов различных размеров находит и может назвать большой, маленький и средний. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает делать более сложные сюжетные постройки и называет их: дом, забор, машина, мостик и др. Строит не только самостоятельно или по речевой инструкции взрослого, может строить по образцу или рисунку, копирует модель. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).
В этом возрасте уже можно начинать покупать ребенку простейшие настольные игры.
Стремится к игре с другими детьми. Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре. При распределении ролей старшими с готовностью играет порученную ему роль: «Ты будешь зайчиком». Охотно выполняет поручения в игре. Соблюдает правила в подвижных играх. Во время игр с детьми демонстрирует понимание очередности. Появляется склонность иметь друзей. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Для дальнейшего развития ребенка полезно организовать общение с другими детьми и посещение детского сада. Как указывалось ранее, девочки лучше привыкают к детскому саду. Для мальчиков - начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.
Совершенствуется самостоятельная ролевая игра. Например, играя с куклой или мишкой, ребенок может говорить «я - мама», «я - доктор», то есть берет на себя определенную роль. Одевает и раздевает кукол. Проявляет воображение в игре (стул - машина, кубик - мыло). За счет воображения может осуществлять игровые действия без предметов. Фантазирует в игре, вводя в нее сказочных героев. В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты?» Много говорит во время игры, комментируя свои действия или то, что воображает в игре. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
Рисует
Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, копирует с образца, нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко). По показу может нарисовать крест, но скопировать его может еще не каждый ребенок. Копирование отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому копирование является более сложным заданием, чем рисование по вашему показу.
После вашего показа начинает рисовать человечка из двух частей, при этом пара конечностей, например две руки, считается за одну часть. Рисует обычно или туловище и голову, или туловище и ноги, чаще всего «головонога» - человечка без туловища.
Начинает рисовать по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.). Начинает закрашивать рисунки. Проявляет интерес к рисованию, лепке. Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик). Называет их в ответ на вопрос: «Что это?» Радуется своим действиям, когда получается. Огорчается при неумении что-то сделать.
Психическое развитие ребенка в 3 года
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Начинает понимать юмор - смеется, недоумевает. Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает.Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.).
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)».
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям. Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный - безопасный, вредный - полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как это описано в предыдущем этапе «2 года 6 месяцев». Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех-пяти этапов. Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее. Делает попытки наводить вокруг себя порядок. При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Вместе с тем может быть непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Часто повторяет: «Я сам». По сравнению с этапом «2 года 6 месяцев» уже все дети должны четко понимать количественное соотношение (один и много). Для проверки этого понимания можно провести тест.
Тест
Положите на стол один предмет (лучше всего конфету), а с другой стороны - несколько конфет; затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?» В дальнейшем представление о числах расширяется. Ребенок показывает и говорит: «Один, два, три, много, мало».
Начинает различать правую и левую сторону, хотя еще может ошибаться. Ведущая рука (праворукость или леворукость) определяется в интервале 20 месяцев - 4 года. На втором полугодии жизни может быть преходящая леворукость у праворуких детей.
Понимает разницу между своим и чужим, учится делиться с другими. Понимает, что свои вещи должны возвращаться обратно, а чужие игрушки (например, в садике) ему не принадлежат, их надо возвращать. Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы».
В этот возрастной период ребенок должен достаточно хорошо ориентироваться в четырех цветах. Начинает различать черный и белый цвета, подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 2–3 (иногда больше) цвета.
С большим интересом слушает сказки, имеет наиболее любимые и требует повторять их снова и снова. Любит смотреть телевизор.
Активная речь ребенка в 3 года
В три года природное разнообразие (вариабельность) в речевом развитии разных детей сокращается, и все дети без каких-либо отклонений в развитии должны соответствовать нижеуказанным требованиям.Называет по картинке некоторых животных, а также их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и т. д.
Все дети в этом возрасте должны говорить о себе «я»: «я пошел», «я сам». Употребляет местоимения «ты», «мы», «мое».
Ребенок должен уметь говорить простыми, грамматически оформленными фразами. Обычно фразы состоят из трех-четырех слов. Начинает соединять две фразы в сложное предложение (главная и подчиненная часть предложения): «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Слова во фразах может изменять по числам и падежам. Речь ребенка должна быть понятна посторонним. Свои действия он часто сопровождает речью. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Кратко рассказывает взрослым о том, что делает сейчас или делал недавно, то есть ведет беседу, состоящую из нескольких предложений. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
Внимание!
Если в 3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: «гаки» (глазки), «ноти» (ножки), «око» (окно), «дев» (дверь), «ути» (руки); «да тина» (дай машину), то необходимы срочная консультация невролога и занятия с логопедом (даже если ребенок благополучно прошел профилактический осмотр «официального» логопеда).
В этот период ребенок может разучивать и повторять короткие стихи (двустишия и четверостишия), короткие песенки и отрывки из сказок. Появляются словотворчество и склонность к рифмовке. Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» Называет не только свое имя, но и фамилию. Называет друзей по имени.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» Сначала только показывает на пальчиках, а несколько позднее начинает и называть свой возраст. Знает свою половую принадлежность. Правильно отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» Начинает различать и пол окружающих.
Задает не только простые вопросы: «Что это?», «Кто?», «Где?», «Куда?» Все чаще появляются вопросы познавательного характера: «Почему?», «Когда?», «Зачем?» и другие. Возникновение вопроса «почему?» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Наступает возраст почемучки. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трехгодовалый ребенок еще не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.
Режим ребенка в 3 года
Сон ребёнка в 3 года практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час-два укладывать трехлетнего ребёнка спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём - систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену: малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет.
Его одежда должна быть чистой и выглаженной. Если ребенок испачкался, его необходимо сразу переодеть. Он должен знать, что нельзя ходить в запачканной одежде, так он привыкнет быть аккуратным. Для детей желательно приобретать одежду только из натуральных тканей. Особенно, которая контактирует с телом, чтобы она не вызвала натертостей и раздражения. Дома ребенка следует одевать в мягкую, удобную одежду из фланели или трикотажа.
В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет. Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром - после завтрака и вечером - после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.
Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).Для профилактики заболеваний лучше повесить для ребёнка отдельное полотенце. Покажите ему, где оно висит и регулярно меняйте его на чистое.
3 года - время, когда большинство деток отправляется в сад. Все малыши индивидуальны, а поэтому решать, можно отдавать ребёнка 3 лет в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора - конечно, ребёнок пойдет в детский сад. Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития - ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким. Необходимо заранее приучать малыша к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые впечатления, новые лица, игры с одногодками.
Полезно знать
Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня. Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.
Как кормить ребенка в 3 года
В три года ребенок становится все более активным. Питание ребенка должно быть правильным, сбалансированным, разнообразным. Многие родители ошибочно считают, что с 3 лет ребенку пора есть все блюда с взрослого стола. Но пищеварение в этом возрасте еще не достаточно развито и необходимо продолжать внимательно относиться к питанию. Переводить полностью ребенка на взрослый стол не стоит. Гораздо проще поступить мудрее - всю семью перевести на здоровое питание, установив тем самым общее меню для детей и взрослых.Однозначно нет нужды больше использовать блендер при приготовлении детских блюд. Еда должна быть кусочками, заставлять жевательную мускулатуру работать и укрепляться. Но жесткой пища быть не должна, ребенок не сможет хорошо ее пережевать или совсем откажется от такой еды.
Питание детей 3 лет - это ещё и самостоятельность. Раньше малыш предпочитал открывать рот, видя подносимую ложку, или размазывать пюре по окружающим его поверхностям. Становясь старше, он с удовольствием демонстрирует навыки самостоятельного владения ложкой, любит кушать за одним столом с взрослыми, имитирует процесс принятия пищи, играя с другими детьми или любимыми игрушками.
Режим дня ребенка 3 лет должен содержать не менее 4–5 приемов пищи с интервалом в три - четыре часа:
- Завтрак.
- Второй завтрак может выглядеть в виде перекуса.
- Полдник
- Ужин.
Полезно знать
важно соблюдать меру - не перекармливайте ребенка. Давно уже прошли те голодные времена, когда упитанный - значило здоровый. Ребенок не может и не должен съедать взрослую порцию. Пожалейте ребенка - привычка переедать в дальнейшем может вызвать множество проблем, как медицинских, так и психологических.
Что должно быть в рационе ребенка трех лет
Мясные продукты - в количестве 70 грамм в день. Употреблять ежедневно. Это может быть кролик, телятина, нежирная свинина, печень, а так же мясные изделия высшего сорта: детские молочные сосиски, сардельки, докторская вареная колбаса. Копченые мясные изделия карапузам противопоказаны.Из рыбы и рыбных блюд (к примеру, рыбных котлет) в количестве 60–70 грамм в день. Употреблять два раза в неделю. Обязательное условие: рыба должна быть тщательно отделена от косточек.
Из молока и молочных продуктов, которые необходимы малышу ежедневно. В состав этого ценного продукта входит кальций и легкоусвояемый белок, которые очень важны для роста и развития ребенка. Можете удивить малыша новыми для него блюдами: ленивыми варениками, сырной массой, творожной запеканкой и т.д.
Каши - которые желательно подавать малышу на завтрак ежедневно. Почему именно утром? Да потому, что крупы, из которых готовятся каши состоят из полезных пищеварительных волокон, которые улучшают работу пищеварительной системы, содержат витамины, ряд микроэлементов, которые дают малютке заряд энергии на весь день. Трехлетнему малышу полезно кушать овсяную, гречневую, перловую, пшеничную и ячневую кашу, сваренную на воде или на молоке.
Вареные яйца. В сыром виде яйца малышу давать противопоказано.
Овощи - которые необходимо употреблять малышу в количестве трехсот грамм ежедневно. Это должна быть картофель, свекла, морковь, лук в вареном или тушеном виде. Из овощей можно приготовить винегрет.
Мучные продукты - хлеб, макароны, блины, оладьи, галетное и овсяное печенье, которые необходимо малышу в количестве сто грамм в сутки.
Фрукты - яблоки, груши, сухофрукты, бананы.
Питье - натуральные соки, какао, компоты, морсы, чай. Давайте малышу пить по мере его просьбы, особенно в жаркое время года. Не рекомендуется газировка, соки все же лучше и полезнее разбавлять водой.
Обычно именно в возрасте трех-четырех лет происходит первое знакомство ребенка со сладостями - если, конечно, родители не являются их принципиальными противниками. Нет большой беды в том, чтобы иногда дать малышу конфету (хотя мед все же полезнее), но не стоит делать это в промежутках между кормлениями. Еще полакомиться можно мармеладом или зефиром. Шоколад можно давать в ограниченном количестве, если на него нет аллергии.
Полезно знать
Нельзя давать на ночь детям сладости, так как кислота, образующаяся в полости рта после сладостей, способствует кариесу зубов.
Вместо конфет можно предложить ребенку сухофрукты. Они прекрасно подходят детям, богаты минеральными веществами, такими как калий, кальций, железо и магний, но и обладают некоторыми целебными свойствами. Курага полезна для сердечно-сосудистой системы, и помогает при запорах, а сушеную грушу рекомендуют при расстройстве желудка и склонности к поносам.
Полезно знать
При покупке сухофруктов не гонитесь за красивым внешним видом - для улучшения товарного вида продавцы часто обрабатывают сухофрукты диоксидом серы или химическими красителями.
Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать белка:
- Мясо - 100–140 г.
- Рыба - 50–100 г.
- Яйцо - 1/2–1 шт.
- Молоко (включая расход на приготовление блюд) и кефир - 600 мл.
- Творог - 50 г, Твердый сыр и сметана - по 10–15 г.
Не менее важную роль в организме играют углеводы - это главный источник энергии. Для восполнения организма в углеводах необходимо есть овощи, фрукты, крупяные блюда. При недостаточном поступлении углеводов организм может использовать на энергетические потребности белки, что приведет к возникновению белковой недостаточности. В свою очередь избыток углеводов способен привести к ожирению, метеоризму, гиповитаминозу, задержке воды в организме. Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать углеводов:
- Крупы, бобовые, макаронные изделия - 60 г, Мука - 30 г.
- Овощи - 300 г (не стоит забывать давать детям репу, редьку, чеснок, зеленый салат), Картофель - 150–200 г.
- Фрукты и ягоды - 200 г.
- Сухофрукты - 15 г.
- Хлеб - 80–100 г.
- Сахар (учитывая его в составе кондитерских изделий) - 60–70 г.
- Чай (заварка) - 0,2 г.
Полезно знать
Самыми вредными являются жиры, образующиеся при нагревании растительного масла. Поэтому, что действительно нужно ограничить в рационе ребенка - так это жаренную в большом количестве масла пищу (чипсы, картофель фри, фаст-фуд), а также маргарин и все продукты, приготовленные с его использованием - печенья, выпечки.
Микро-, макроэлементы и витамины не имеют пищевой ценности для организма, но крайне необходимы для структуры костей и зубов, иммунной системы, для здоровья кожи, глаз, для обменных процессов, осмотического давления, кислотно-основного состояния. Поэтому надо пить минеральную воду, питаться разнообразно, ежедневно есть овощи и фрукты и обязательно добавлять в салаты зелень укропа, петрушки, лука и сельдерея.
Рецепты:
Состав на 500 г (три небольшие порции):
- 120 г лапши или макарон или вермишели.
- 180 г творога 9% (1 пачка).
- 1 яйцо.
- 2 столовые ложки сахара.
- 10 г сметаны.
- 1 ст.л. панировочных сухарей.
- Сливочное масло для смазывания формы.
- Сметана для подачи.
Вскипятите в небольшой кастрюльке литр воды, немного её подсолите. Отварите лапшу в кипящей воде до готовности по инструкции на упаковке (обычно лапша вариться 8–10 минут). Слейте воду, лапшу переложите в большую чашку.
Добавьте в горячую лапшу творог и сахар, перемешайте их ложкой, пока у творога не останется крупных кусочков.
Добавьте яйцо и еще раз все перемешайте.
Смажьте форму маслом и посыпьте сухарями дно и бока формы, излишки сухарей стряхните. Выложите лапшу с творогом в форму и разровняйте. Смажьте запеканку сверху сметаной и посыпьте немного панировочными сухарями.
Духовку заранее разогрейте до 200 градусов. Поставьте запеканку в духовку и запекайте примерно 30–35 минут, пока запеканка не подрумянится. Достаньте запеканку и дайте постоять ей минут 15, затем разрежьте на кусочки и подавайте со сметаной.
Как развивать ребенка в 3 года
Любые занятия с ребёнком 3 лет следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы ребенок в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» - это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша - дарите ему открытки или самодельные медальки. Можно в конце цикла занятий сделать грамоту, подписать и наградить ею детку.Используйте различные дидактические пособия - книги-раскладки, лото или домино с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, книги с окошками, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года). Наборы для аппликации песком, бумажные аппликации. Можно предложить ребенку детские ножницы - в три года дети начинают вырезать простые фигуры, в целях безопасности пусть игры с ножницами проходят под вашим наблюдением.
Наборы для творчества - карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски. Для рисования отлично подходит мольберт. Очень удобно использовать бумагу в рулонах, её можно раскатывать на полу и создавать больший простор для творчества.
Какие игрушки выбрать для ребенка в 3 года
В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам. Игрушки для двигательного развития - мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.Для развития конструкторских способностей - игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.
Игрушки для ролевых и сюжетных игр - наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.
Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.
Достаньте проектор...
Полезно знать
Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.
Подвижные игры
Пример таких игры:Ходить, как гуси или другие животные.
Ходить на четвереньках.
Заниматься на шведской стенке или на целом домашнем спортивном комплексе - с кольцами, трапецией, перекладинами, веревочными лестницами, канатом.
Играть в волейбол надувным или воздушным шариком.
Играть в боулинг.
Ходить с мягкой игрушкой или книгой на голове.
Нужно ли идти в поликлинику в 3 года
В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр - диспансеризация, особенно если он идет в детский сад.Медицинский осмотр в три года включает в себя:
- Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога, возможно гинеколога.
- Лабораторное обследование - клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).
Вы отпраздновали третий день рождения ребёнка, который стал всё больше походить на взрослого как внешне, так и внутренне – психологически. Он неплохо говорит, знает много слов и задаёт множество вопросов. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями.
Что умеет ребёнок в 3 года?
- Быстро бегает, великолепно сохраняет равновесие, прыгает на двух ногах.
- Может перепрыгнуть через невысокое препятствие.
- Катается на трёхколёсном велосипеде.
- Играет в мяч: хватает, кидает, ловит и бьёт по нему ногой.
- Детки в 3 года с радостью используют раскраски для детей. Многие уже могут нарисовать вполне различимый, цветной рисунок на чистом листе бумаги без контуров.
- Кроме белого и чёрного ещё знает и называет четыре основных цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий.
- Хорошо разговаривает, составляет предложения из 5–7 слов. Использует прилагательные, наречия, множественное число. Может произнести своё имя и фамилию, сосчитать до трёх, знает свой возраст.
- Самостоятельно чистит зубы, умывается, знает, где его полотенце и пользуется им.
Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании. Чувствительны к похвале или осуждению. Проявляют широкий спектр эмоций, бывают упрямы и капризны, если им отказывают в том, что хочется. Не любят ограничений, когда ограничивают их подвижность – непослушны, эмоционально напряжены.
Развитие в 3 года
За 3 года ребёнок сформировался в полноценную личность, у него есть характер со своими особенностями, привычки, собственный тип фигуры, даже своё чувство юмора. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Поддерживает беседу в форме «вопрос – ответ». Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?».
Ребёнок в 3 года отличается неплохим психомоторным развитием, он значительно выносливее деток младше его. Совершает длительные прогулки пешком, за время которых получает огромное количество новых впечатлений, существенно увеличивая знания об окружающем мире. Гуляя с вами по парку, малыш может буквально засыпать вас вопросами, порой даже раздражая. Нужно проявлять терпение и ни в коем случае не показывать, что его вопросы нервируют вас. Для ребёнка всё ново, а если вы подавите его исследовательский интерес сейчас только потому, что устаёте от наивных детских вопросов, это неблагоприятно скажется на дальнейшем развитии крохи.
Любимое занятие детей в 3 года – рисование и раскрашивание. Покажите вашему малышу, как пользоваться цветными мелками, как закрашивать раскраски. Мелкая моторика развита хорошо, карапузу не составит большого труда освоить такое простое и полезное для него дело, как раскрашивание персонажей любимых мультфильмов, забавных зверушек и других чёрно-белых картинок. Многие детки этого возраста с удовольствие рисуют мелками на асфальте, цветными карандашами на чистых листах бумаги, некоторые осваивают даже акварельные краски.
С точки зрения психологии, рисунки в 3 года рассматриваются как своего рода детская речь, как подготовка к письму. В рисунке малыша отражается его мировоззрение, отношение к действительности, по рисунку сразу можно определить, что для ребёнка в 3 года является важным, что его беспокоит, о чём он мечтает.
Уход в 3 года
Многие родители отдают своих детей в детский садик в возрасте 3-х лет. У работающих мам нет особого выбора: отпуск по уходу за ребёнком закончился и его нужно куда-то пристроить. Хорошо, если рядом живут неработающие бабушки, которые не возражают взять внука или внучку к себе, но такое есть далеко не во всех семьях. Позволить себе наём няни также могут не все. Да и неработающие мамы часто устают от непоседливого малыша и предпочитают отдать его в садик, чтобы хоть немного отдохнуть и посвятить немного времени себе.
Все детки индивидуальны, а поэтому решать, можно ли отдавать ребёнка в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора – конечно, малыш пойдет в детский сад. Но в этом случае следует заранее позаботиться о том, чтобы ваше чадо успешно адаптировалось в новом окружении – водить в группы малышей, приучать к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые лица, свежие впечатления, весёлые игры с одногодками.
Если ваш трёхлетний кроха сильно привязан дому и родителям, а любое расставание даже на непродолжительное время вызывает протест – не спешите с садиком. Поскольку стресс, который испытает ребёнок при расставании с мамой и резким изменением окружения, может оказаться столь сильным, что приведет к психологической травме и в будущем скажется отрицательно, особенно на его общении с ровесниками.
Питание в основном такое же, как у взрослого человека. Если нет пищевой аллергии, отдельно готовить для трёхлетки не нужно. Старайтесь включить в рацион побольше свежих овощей, фруктов, поменьше жирного, копчёностей. Избегайте использовать много пряностей. Алкоголь противопоказан совершенно.
Сон практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час–два укладывать трёхлетку спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём – систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.
Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену : малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Для профилактики заболеваний лучше повесить отдельное детское полотенце. Покажите ему, где оно висит, и регулярно меняйте его на чистое.
Занятия с ребёнком в 3 года
Любые занятия в 3 года следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы карапуз в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» – это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша – дарите ему открытки или самодельные медальки.
Стройте «пирамиды» из кубиков и коробок, бросайте лёгкий надувной мячик и помогайте ловить его, вместе рисуйте на асфальте цветными мелками, можно даже попробовать поиграть в догонялки – вариантов огромное множество – главное, чтобы вам и ребёнку было весело и интересно.
Если малыш не ходит в детский садик, помните, что следить за правильным режимом нужно вам. Прогулки в данном возрасте не мене важны, чем раньше. Ребёнок не должен сидеть всё время дома, особенно за компьютером или телевизором. Не более двух часов ежедневно посвящайте играм или гулянию на свежем воздухе.