Читайте в этой статье:
4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.
У четырехлетних малышей происходит дальнейшее развитие психики и мыслительной деятельности, они продолжают активно познавать окружающий мир, начинают проявлять новые эмоции.
В 4 года ребенок является младшим дошкольником, и к нему предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.
Требования к умственному развитию ребенка
Педагоги и психологи сформулировали целый список знаний и умений, которыми должны владеть четырехлетние дети. Вооружившись этим перечнем и понаблюдав за своим чадом, родители самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, смогут определить, насколько своевременно происходит интеллектуальное развитие их малыша. Согласно этому списку ребенок в 4 года должен:
- знать свое полное имя, имена мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек;
- называть домашний адрес;
- различать простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- понимать значение общих слов (игрушки, транспорт, птицы, посуда);
- перечислять названия профессий, животных, мебели;
- уметь сосчитать предметы хотя бы до 5-ти;
- называть имена своих друзей;
- отличать правую сторону от левой, верх от низа;
- определять, где одна вещь, а где несколько;
- раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
- пересказывать своими словами короткие сказки;
- собирать пирамидку, крупные пазлы и конструктор;
- надевать на толстую нить большие бусины и пуговицы;
- различать предметы по длине, высоте, ширине;
- уметь определять времена года по погодным явлениям;
- отличать день от ночи;
- знать основные цвета;
- описывать увиденную игрушку или картинку;
- уметь строить диалог со своими сверстниками.
Проверять все умения и навыки детей лучше всего в игровой форме. Например, предложить малышу выбрать из нескольких фигурок треугольник, поднять левую руку, попросить показать на улице кошку, вспомнить, как зовут его лучших друзей. Если кроха не может выполнить все задания, перечисленные в списке, не нужно отчаиваться. Чаще всего такое бывает в семьях, где взрослые не уделяют развитию детей достаточно внимания. С малышом нужно позаниматься на протяжении нескольких недель, а потом пройти тест заново. В случае когда чадо и в этот раз не справится с предложенными заданиями, его обязательно нужно показать детскому психологу.
Занятия с малышами дома
В четырехлетнем возрасте у малышей появляется усидчивость, способность к концентрации внимания. Именно в этот период родителям нужно обратить внимание на раннее развитие детей. Через 2 года ребенку предстоит идти в первый класс, а значит, наступило время готовить его руку к навыкам письма. Проще всего это делать с помощью рисования, которое любят практически все маленькие дети. С четырехлетнего возраста подросшего сына или дочку нужно учить правильно держать в руке карандаш, кисть, фломастер, восковые мелки. Малышу нужно покупать как можно больше книжек-раскрасок и альбомов, учить его технике рисования по трафаретам и по стеклу.
Раннее развитие ребенка 4 лет обязательно должно включать в себя упражнения, направленные на формирование мелкой моторики рук. Такие упражнения не только подготовят детскую ручку к письму, но и окажут благотворное влияние на становление речи. Отлично развивает мелкую моторику рук пальчиковый метод рисования, который очень любят детишки дошкольного возраста. С этой целью можно также использовать лепку, прекрасными материалами для которой послужат пластилин, глина и соленое тесто. Из них малыш с помощью взрослых сможет сделать простые фигурки. А можно просто отщипнуть кусочек от теста, из которого мама делает пельмени или вареники, и дать ребенку размять его пальчиками — эффект будет ничуть не хуже, чем от лепки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает обучение малыша технике оригами, создание вместе с ним поделок из папье-маше, складывание пазлов и конструкторов.
Родителям четырехлетнего ребенка нужно обязательно обратить внимание на его устную речь и способности к запоминанию. Очень полезно разучивать с детьми короткие стихотворения и скороговорки, читать им много книжек. Если малыш все еще плохо говорит или не выговаривает ряд букв, самое время показать его логопеду. Специалист определит причины проблем с речью и поможет ребенку избавиться от них с помощью простых упражнений. Поспособствует формированию речи у малышей игра «Разные голоса». Суть игры заключается в произношении ребенком одной и той же фразы (например, «В лесу живут зайчики и белочки») на разный лад: тихо, громко, быстро, медленно, тоненьким голосом, грубым басом.
Двигательная активность детей в 4 года
Раннее развитие детей необходимо направить на тренировку координации движений. Непоседливых четырехлетних детишек можно записать в танцевальный кружок или спортивную секцию. Физическая активность в этом возрасте пойдет им только на пользу, позволяя эффективно развивать крупную моторику (движения туловища, рук и ног). Если малыш еще не ходит в кружки или секции, необходимо следить за его двигательной активностью дома. Четырехлетнего ребенка нужно приучать делать утреннюю зарядку, она должна войти в привычку с самого раннего возраста. Для того чтобы зарядка доставляла малышам удовольствие, необходимо придумать для них интересные упражнения. Например, пусть кроха сделает ласточку, проползет по полу по-змеиному, попрыгает как лягушка, побегает как лошадка или согнется, словно дерево на ветру.
Очень популярными у детей младшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Девочки чаще всего играют в дочки-матери, поликлинику, магазин, а мальчики — в гонщиков, полицейских. Для детей это не просто забавы, таким способом они примеряют на себя различные социальные роли. Будет хорошо, если взрослые помогут малышам в их играх, приобретя для этого все необходимые игрушки.
Педиатры советуют проводить с детьми как можно больше времени на свежем воздухе. Замечательно, если в теплые летние дни малыш сможет находиться на улице весь день. Не стоит избегать прогулок с ребенком в плохую погоду, достаточно одеть его потеплее и можно не бояться за его здоровье. Нужно поощрять двигательную активность детей на улице. Пусть они карабкаются по лесенкам, взбираются на турники и горки (конечно, под присмотром родителей), играют в разнообразные подвижные игры. Это могут быть как простые прятки и догонялки, так и игры с мячом, скакалкой и прочими атрибутами.
Подготовка ребенка к школьным предметам
Если ребенок еще не умеет считать и не разбирается в основных цветах, его можно научить этому во время прогулок. Пусть кроха вслед за мамой сосчитает количество шишек или каштанов (их сначала должно быть не больше 5), определит, сколько машин стоит возле его подъезда, сколько ступенек ведет к его дому. В случае когда малыш с легкостью считает до 10, можно начинать его обучать простейшим примерам на прибавление и вычитание, применяя в качестве пособия природный материал (желуди, шишки, палочки). Для изучения цветов удобней всего использовать природу. Дети с легкостью запоминают, что небо голубого цвета, снег — белого, листик с дерева — зеленого, а цветок — красного или желтого.
Развитие ребенка в 4 года позволяет взрослым начинать постепенно обучать их основам письма и чтения. Обычно дети этого возраста уже знают некоторые буквы, а кое-кто из ребят может назвать даже весь алфавит. Наступило время научить их складывать буквы в слоги. Родителям, которых интересует раннее развитие их детишек, следует приобрести кубики Зайцева, предназначенные для обучения младших дошкольников чтению. Существуют еще системы обучения чтению Домана и Эльконина. Учить малыша письму нужно начинать с рисования палочек, зигзагов и геометрических фигур. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал при этом ручку.
В последнее время очень популярными стали школы раннего развития, которые есть во всех крупных городах нашей страны. В 4 года ребенка еще не поздно отдать в такое учебное заведение, занятия в нем будут прекрасной подготовкой младшего дошкольника к поступлению в первый класс. Раннее развитие детей в таких школах осуществляется путем обучения их навыкам счета, письма и чтения в игровой форме, формирования у них творческих способностей и логического мышления. При окончании дошкольного заведения будущие первоклассники будут уметь отличать гласные буквы от согласных, читать слова по слогам, пересказывать услышанный короткий рассказ, уметь считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать разные величины, разбираться во времени, месяцах, сезонах года, общаться с учителями и ровесниками.
Приучение детей к гигиене, распорядку дня
Кроме развития интеллектуальных и физических способностей взрослые обязаны уделить большое внимание здоровью ребенка, приучить его к правилам личной гигиены. Четырехлетнего малыша нужно учить чистить зубы, мыть руки, умываться, причесываться. После совершения утренних гигиенических процедур он должен уметь прополоскать зубную щетку и поставить ее в стаканчик, повесить свое полотенце на крючок. Родителям нужно следить за тем, чтобы их маленькие дети ежедневно совершали эти простые гигиенические процедуры. Если ребенок чистит зубы или моет руки без особого желания, можно купить ему необычную зубную щетку, полотенце с изображением любимого сказочного героя, яркое мыло в виде фигурки животного. Такие простые хитрости помогут привлечь малыша к гигиене. Не стоит забывать, что родители должны прививать малышам любовь к чистоте собственным примером.
Ребенок в 4 года должен уже иметь понятие о режиме дня. Его нужно приучать ложиться спать, просыпаться, гулять и есть в одно и то же время. На протяжении периода бодрствования нужно найти время и для развивающих занятий. Когда у малыша есть свой распорядок дня, он становится более организованным, успевает поиграть и отдохнуть, менее подвержен капризам. Четырехлетним детишкам на полноценный сон необходимо до 12 часов в сутки, из которых 10 часов должны отводиться на ночной отдых, а 2 — на дневной. Есть малышу нужно 4-5 раз в день с промежутками в 3-4 часа. Очень важно следить за тем, чтобы питание ребенка было разнообразным и полноценным, в его рационе должны преобладать свежие овощи и фрукты, молочные продукты, каши, нежирные сорта мяса и рыбы. А вот всевозможных сладостей нужно давать поменьше — они портят молочные зубки и отрицательно влияют на аппетит малыша.
Наблюдение за состоянием здоровья младших дошкольников
За здоровьем четырехлетнего ребенка, как и раньше, следит педиатр. Детский врач определит, соответствует ли физическое развитие малыша средним нормам (в 4 года рост мальчика должен составлять 98,3-105,5 см при весе 15,1-17,8 кг, у девочек рост варьируется в пределах 98,5-104,1 см при весе 14,8-17,6 кг). Также ребенка в этом возрасте следует показать хирургу-ортопеду, лору, окулисту, невропатологу и другим узким специалистам, к которым направит его участковый врач. Обязательно нужно сделать малышу общее исследование крови, анализы мочи и кала. Нередко детей в этом возрасте посылают на УЗИ органов брюшной полости и электрокардиограмму. Если ребенок часто болеет, с наступлением теплой погоды необходимо начинать процесс его закаливания, предварительно посоветовавшись с врачом.
При воспитании младших дошкольников родителям очень часто нужно проявлять выдержку и мудрость. Научившись к 4 годам неплохо разговаривать, малыши начинают болтать без умолку, задавая старшим бесконечные вопросы на всевозможные темы, порой достаточно щекотливые. Маме с папой нужно научиться отвечать на любые вопросы своего малыша, не забывая, что таким образом он познает окружающий мир. Ну и стоит помнить об этическом воспитании: слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» должны прочно укорениться в лексиконе маленького человечка.
Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.
Физические параметры: нормы роста, веса и другие
Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его , окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:
- рост - от 99,1 до 107,5 см;
- вес - от 14,4 до 18,6 кг;
- окружность головы - от 48,7 до 51,7 см;
- окружность груди - от 52,4 до 55,8 см.
- рост - от 98,4 до 107 см;
- вес - от 14 до 18,5 кг;
- окружность головы - от 47,9 до 50,8 см;
- окружность грудной клетки - 51,6-55,1 см.
- рост - от 89,8 см и ниже;
- вес - от 10,9 кг и ниже;
- окружность головы - от 45,1 см и ниже.
- рост - 115,7 см и выше;
- вес - от 25,2 кг и выше;
- окружность головы - от 53,6 см и выше.
Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.
Развитие малыша
Большинство четырехлетних уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.
Физическое
Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
В четыре года малыш уже умеет:
- уверенно бегать и прыгать;
- ходить вперед и назад;
- спускаться и подниматься по ступенькам;
- лазать по вертикальной лестнице;
- крутить педали на велосипеде;
- стоять на одной ноге около девяти секунд;
- ловить мяч двумя руками;
- повторять последовательность упражнений в танце.
- рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
- строить башню из кубиков;
- рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
- лепить мелкие детали из пластилина и теста;
- показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
- нанизывать бусинки на нитку;
- раскрашивать раскраски;
- резать детскими ножницами.
Психическое
В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:
- может определить, где много предметов, а где - мало;
- отличает большой предмет от маленького;
- знает не менее восьми цветов;
- считает от нуля до девяти;
- знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
- складывает конструктор и пазл;
- ориентируется в профессиях;
- знает домашних животных и названия их детенышей;
- знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
- знает времена года и их отличия, очередность;
- может группировать предметы по определенному признаку;
- может определить лишний предмет в логической цепочке;
- может назвать свои и фамилию;
- знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
- знает название родного города и страны.
Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.
Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
- составлять сложные предложения;
- строить фразы из семи-восьми слов;
- рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
- отвечать предложением на вопрос;
- подбирать антонимы.
Навыки и умения
В плане самообслуживания четырехлетний ребенок - это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:
- одеваться и раздеваться;
- аккуратно складывать свои ;
- самостоятельно умываться, чистить , купаться с мочалкой;
- застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
- развязывать шнурки;
- пользоваться расческой;
- пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.
Отклонения от развития
Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:
- внятно говорить;
- построить предложение;
- оперировать хотя бы 500 словами;
- сам одеваться и раздеваться;
- самостоятельно принимать пищу;
- построить башню из восьми кубиков.
Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний.
Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.
Развивающие игры и упражнения в 4 года
В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.
Игры
Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.
Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут.
С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам - все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками.
В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы - например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.
Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике.
Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы - хвост, у зайца - ухо, у машины - одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.Упражнения
Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию - «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия.
Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:- ходьба на месте;
- ходьба через препятствия;
- потягивания;
- покачивания туловищем;
- прыжки на месте;
- прыжки двумя ногами через веревку;
- приседания;
- кувырки.
Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.
Развиваем речь
Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали.
Знаете ли вы? Слова «мама», «папа» у большинства народов мира звучат примерно одинаково. Дело в том, что они состоят из первых звуков, которые лепечут маленькие дети.
Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» - просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» - назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д.
В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия - например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».
Режим дня для ребенка
Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:
- спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
- четыре раза в день в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
- гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
- иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.
Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
- 7.00-8.00 - подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
- 8.10-8.30 - утренняя ;
- 8.30-9.00 - завтрак;
- 9.00-10.00 - игры, занятия;
- 10.00-11.45 - прогулка;
- 12.00-12.30 - обед;
- 12.30-14.30 - дневной сон;
- 14.30-15.00 - пробуждение и игры;
- 15.00-15.30 - полдник;
- 15.30-17.00 - прогулка;
- 17.00-19.00 - прогулка с родителями, посещение кружка;
- 19.30 - ужин;
- 20.00 - купание, гигиенические процедуры;
- 20.30 - чтение перед сном, ночной сон.
Вот вы и пришли к своеобразному переходному возрасту вашего мальчика. 4 года – этот тот возраст, когда, еще казалось бы, маленький ребенок становится другим. Он становится взрослым. Маленьким, но взрослым. Ярче всего меняется характер мальчика. В возрасте 4-х лет нужно максимально аккуратно и внимательно отнестись к изменениям в восприятии мира вашего ребенка. От этого зависит дальнейшее развитие мальчика.
Но обо всем по порядку. Что же именно меняется в мальчике в 4 года, и что он должен уметь?
О характере и психологии
Часто в этом возрасте родители ведут своих детей к психологу. В ребенке многое резко изменилось, а что с этим делать – не известно. Все просто, это переходный период в осознании мира мальчиком. Из состояния совсем незрелого детского отношения к происходящему вокруг ребенка в 4 года все переходит в более осознанное русло. Взгляд на мир становится серьезнее. Бывает так, что на этом фоне настроение у мальчика становится пессимистичным, появляется ощущение бесполезности, ненужности, он говорит, будто никто его не любит.
Часто катализатором таких мыслей и есть сами родители. Важно понимать, что психика ребенка в 4 года, а особенно в таком возрасте, достаточно хрупкая. Он начинает осязать эмоции и чувства, пробует их, применяет к разным ситуациям и смотрит, что из этого получается. Грусть, обида, стыд, разочарование – все это очень нестабильно в 4 года.
Поход с ребенком к психологу это, конечно, хорошо, но стоит начать все-таки с себя. Для этого стоит самостоятельно обратить внимание на свое поведение. Достаточно ли вы уделяете время мальчику? Хвалите ли вы его искренне за его победы или так, дежурная фраза о том, что он молодец? А должен ли родитель это делать?
А ведь он уже должен к 4-м годам уметь чувствовать, замечать, делать собственные выводы. А главное, мальчик должен уметь брать пример с родителей.
Нельзя позволять все, хвалить просто так и разрешать халтурить. Но родителям крайне важно уметь выстроить систему наказаний и поощрений для мальчика. Это не так просто, но они должны этому научиться. Так ребенок станет понимать, что делать хорошо, а что – плохо. Это базовое воспитание ценностей, которое будет с вашим мальчиком на протяжении всей жизни.
Навыки: что должен уметь ребенок в 4 года.
Все очень просто. Помимо базовых этапов развития, к 4-м годам у мальчика есть все те навыки, которыми вы их научили. Одним словом, он к этому времени должен уметь все, что вы в него вкладывали.
В таком возрасте хорошо начать прививать культурные ценности. Он на этапе формирования эмоций, и такая полезная способность, как должен уметь, видеть и чувствовать прекрасное, должен уметь различать хорошее от плохого, вкус от безвкусицы, очень хорошо ляжет на этот период развития.
Водите мальчика в театры, спектакли, концерты. Все, что ему может понравиться. Но не переусердствуйте, если ребенку совсем не хочется посещать подобные мероприятия, и он идет туда из-под палки, по принуждению, потому что мама с папой сказали «надо» – толку от этого мало. Нет, вы, конечно, добьетесь результатов, но только обратных – мальчик еще долго будет относиться к культурной жизни и выходам в свет с осторожностью и пренебрежением. Ищите во всем меру.
В этом же возрасте дети начинают интересоваться профессиями. Открывают для себя огромный мир, в котором взрослые люди что-то делают. Прицениваются, присматриваются к тому, чем бы занялись они – от художников и до космонавтов, от машинистов поездов до ученых.
Такой ранний выбор профессии – хороший и важный воспитательный момент. Ребенок в 4 года уже начинает чувствовать себя частью мира, воспитывает в себе взгляды на отношения между людьми, в том числе и деловые. От выбора профессии в детстве порой зависит выбор его специальности в ВУЗе, а возможно, и в дальнейшей жизни, причем не столь важно, какая профессия привлекает ваше дитя. Это может быть автослесарь в таком возрасте, что потом, спустя 10-20 лет, окажется началом карьеры большого инженера или желание стать учителем закончится карьерой ученого, писателя и множеством других ответвлений. Главное, положенное начало, точка входа. Для многих она действительно лежит где-то в возрасте 4-х лет.
На выбор профессии оказывает влияние детский сад, родители друзей ребенка и ваших знакомых, с которым пересекается ваш сын или слышат о них в разговорах. В этом возрасте дети уже научены слушать, воспринимать и оценивать, сравнивать, делать какие-то свои выводы на основе информации из окружающей среды.
Но самую большую роль в выборе «ранней специальности» играют сами родители. Они – пример во всем. И от того, как ваша работа будет влиять на сына, зависит его мнение о трудоустройстве.
Чему еще научить ребенка в 4 года
Самое время изучать буквы. Начните с самых простых – гласных. Они легче всего усваиваются у малышей. Завершать стоит на самых сложных буквах, шипящих. Для таких занятий можно купить буквы на магнитах, развесить их на холодильник и вместе двигать их, составляя слова. Можно также выкладывать сами буквы из кубиков, палочек, лепить из пластилина, пластика или любых других безопасных материалов, которые вам доступны.
Также в этом возрасте стоит обратиться к логопеду на консультацию. Если есть хоть малейшие намеки на дефекты произношения – специалист их заметит и подскажет, в каком направлении двигаться, и какие упражнения выполнять, дабы в дальнейшем эта проблема не укоренилась и не стала трудноисправимой. Многим нравится, например, картавость или другие небольшие дефекты речи, но в юношеском возрасте мальчик может начать комплексовать из-за них.
У многих детей в возрасте 4 лет происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. К тому же они все еще остаются маленькими, еще не дошкольники, но уже и не младенцы. В данный период от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы при необходимости корректировать его поведение и направлять дальнейшее развитие.
Ребенок в 4 года активный, любознательный, веселый
Особенности развития детей
В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.
Физическое развитие
Они становятся более самостоятельными, начинают одеваться без помощи взрослого. В норме ребенок 4 лет должен уметь нижеследующее, если у него пока не получается, тогда следует проводить корректирующие занятия.
В 4 года малыш должен много прыгать и бегать
- ходить уверенным шагом, при этом не шаркая;
- во время бега изменять темп и ускорение, сохраняя равновесие;
- выдерживать бег на расстояние от 10 до 20 метров;
- бегать на протяжении 1 минуты;
- на протяжении 3-4 секунд стоять на одной ноге;
- производить прыжки вперед от 2 до 3 метров;
- прыгать на одной ноге;
- спрыгивать с 20 сантиметровой высоты;
- перешагивать через маленькие препятствия;
- проползать через низкие предметы;
- лазать по лесенкам на шведской стенке;
- бросать и ловить мяч;
- кататься на велосипеде;
- не паниковать перед водой;
- катать мяч;
- держать равновесие на низкой скамейке.
В 4 года детей можно записывать в спортивную секцию
Социальное развитие
Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих. Исходя из психических данных, было бы неплохо водить детей вместе играть во двор, к друг другу в гости. Пока у детей происходят совместные занятия и общение, у их мам тем временем появится свободное время.
В 4 года у детей появляются друзья
В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.
Именно поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы корректно подходить к формированию характера малыша. Сейчас он учится вежливому общению, вниманию, сочувствию, конечно, опираясь на пример взрослого.
Умения и навыки самообслуживания развивают родители и воспитатели
Обучение чтению
Ребенок 4 лет вполне может начинать осваивать чтение. Однако, начиная занятия дома, нужно ориентироваться на уровень его устной речи. Если у ребенка развернутая речь, и он хорошо слышит и произносит звуки, тогда можно начинать обучение.
Развитие речи в 4 года
Прежде всего, необходимо понимать, что у каждого малыша свой темп восприятия нового материала. Он способен грамотно выражать свои мысли, но на страничках букваря вполне может забуксовать. Не стоит здесь раздражаться, можно на небольшое время отложить занятия, возможно он психологически не готов к данным нагрузкам.
Совет: выученные буквы для лучшего запоминания можно нарисовать, слепить, приклеить на холодильник, чтобы они находились как можно чаще перед глазами.
Обучать дома можно по нескольким методикам. Очень популярна в настоящее время методика Жуковой. На страницах своего букваря она дает рекомендации родителям, на что лучше обратить внимание и предлагает метод перехода от простого к сложному.
Кубики Зайцева — эффективный способ обучения чтению
Не менее популярная методика Зайцева с его знаменитыми кубиками. Зайцев предлагает действовать, опираясь на ведущую для малыша деятельность – игру. Во время этих занятий дети меньше утомляются.
Родители сами могут выбрать методику для занятий, не важно традиционная она или основанная на современных подходах. Главное-ребенку должно быть интересно, веселые занятия располагают к дальнейшему интересу в обучении.
Как обучать математике ребенка 4 лет
Многие родители задумываются, как организовать занятия дома. Ведь, когда ему интересно, то урок проходит быстро и качественно. Во время обучения счету необязательно сидеть на месте. Можно проходить количественный счет составляя на кухне тарелки.
Дома хорошо закрепляется счет во время игры в магазин, для детей будет увлекателен процесс оплаты за игрушки.
В 4 года малыша можно знакомить с деньгами и так развивать умение считать
Для детей 4 лет разработано много занятий, помогающих закрепить знания об геометрических фигурах. Для этого хорошо использовать вырезанные фигуры разного цвета и размера. Если во время работы с предметами попутно собирать картинки, то можно одновременно формировать воображение. Развивать будущего математика можно собирая сюжеты из новых элементов, например, солнце из 2 полуовалов, а прямоугольник из большого квадрата и 2 маленьких.
Развитие дома математических способностей происходит во время формирования представлений о понятиях «много» и «один», «больше» и «меньше».
Можно играть в «пчелок», прячущихся от медведя. Медведь – один, а пчелок – много. На полянку вылетела пчелка – одна, еще вылетела – стало две, еще – три. Сколько стало пчелок на полянке? Снова много.
Роль сюжетно-ролевых игр
Игра- это основной вид деятельности для детей 4 лет. В процессе игры происходит формирование дисциплинированности, внимания, воображения, ловкости. Основная фишка данного занятия заключается в том, что ребенок придумывает себе роль, и сам ее играет, это важно для дальнейшей его социализации. Он в игре прорабатывает полученные впечатления и знания. К сожалению, на сегодняшний день дошкольное времяпровождение вытесняет игру, на ее место приходят компьютеры, телевизоры, смартфоны.
Совет: для того, чтобы у детей легче происходил процесс социализации, нужно находить время на игру с ними.
Сюжетно-ролевая игра в повара
Пользуются спросом у детей ролевые игры в семью, где мама может исполнять роль дочки, а дочка-мамы. Кстати, для этой игры можно использовать кукол. Данная игра способна научить взаимопониманию, усвоению домашних правил.
Поможет справиться с боязнью врачей игра «Больница». Причем, в качестве пациентов могут выступать, как зверушки, так и родители. Неплохо вначале ведущую роль доктора вести взрослому, а потом постепенно устраняться, при этом наблюдая за ходом событий.
Аналогичным способом можно играть с малышом 4 лет и в «Накрывание ужина», «Большую уборку», «Детский сад». Кстати, внимательный родитель именно во время этих игр может узнать о том, что беспокоит малыша.
Развитие мелкой моторики
Занятия на развитие мелкой моторики у ребенка 4 лет – это залог на будущий интеллект крохи.
Известные психологи утверждают, что именно в пальчиках находится ум малыша. Если у него хорошая моторика, то тогда он имеет неплохо развитую речь, память. Такие дети лучше рассуждают, строят предложения. Слабо развитая моторика 4-леток может спровоцировать неподготовленность к письму или проблемам с речью.
Развитие моторики с помощью лепкиДля развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы: шнурки, капсулы от «Киндер-сюрпризов», пуговицы, прищепки, рис, гречку. Хорошо развивают пальчики нанизывание бусин на проволоку, пирамиды на штырь, застегивание пуговиц, замочков, кнопочек, молнии.
Отдельно хотелось упомянуть про гимнастику для пальчиков. Вначале занятия можно похлопать в ладоши, причем задавая определенный темп и громкость, походить по столу указательным и средними пальчиками. Затем пусть большой пальчик поздоровается со всеми остальными по очереди. На данном моменте можно повторить и названия пальчиков. Данные занятия следует проводить ежедневно.
Пальчиковая гимнастика — упражнения
Хорошо развивает моторику лепка, рисование, обведение фигуры по точкам, в летний период-рисунок песком на пляже. Главное условие результативности – это регулярность занятий.
Знания об окружающем мире
Ребенок 4 лет должен уже многое знать о себе и об окружающем его мире. Давайте посмотрим, что он должен уметь и знать, может быть на что-то ушло от взрослого внимания.
В 4 года дети активно интересуются окружающим миром
- знать свою фамилию, имя, отчество, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестер и братьев;
- называть свой возраст;
- название города, в котором он живет, домашний адрес;
- разбираться со временами года, когда летают бабочки, падает снег, когда на деревьях желтые листья, когда тает снег;
- иметь представление об основных явлениях природы, какие осадки бывают в летний период, что выпадает зимой;
- различать знакомые бытовые приборы и давать им характеристику: форма, цвет, предназначение;
- различать фрукты от овощей;
- различать домашних и диких животных;
- называть животных и их детенышей.
В данном возрасте дети стремятся к самостоятельности, они жаждут все узнать. Основная задача родителей – это не препятствовать получению новых знаний, нужно давать им больше самостоятельности, поддерживать, не зацикливаться на неудачах. Иначе может вырасти неуверенная в себе личность.
Видео. Развитие речи у ребенка 3-4 лет
Казалось бы, еще вчера ваш малыш едва научился держать головку и произнес свое первое трогательное «агу», а сегодня ему уже целых 4 года. И, как любая ответственная мама, вы, конечно же, волнуетесь, правильно ли развивается ваше сокровище. Об этом мы сегодня и поговорим.
Физические способности ребенка 4-х лет
Начнем с описания общего физического развития ребенка в 4 года. В этот период детки отлично владеют собственным телом и координацией и могут самостоятельно выполнять некоторые ритуалы: умываться, аккуратно кушать с помощью вилки и ножа, пить из чашки, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, чистить зубы. Безусловно, в каждой семье к этому списку индивидуально добавляются свои пункты, с которыми малыш успешно справляется самостоятельно. Это может быть уборка игрушек или посуды после еды, приведение в порядок своей постельки, помощь маме по дому и пр. К этому возрасту начинает появляться усидчивость, и ребенок уже способен сосредоточиться на одном деле более продолжительное время. Но после этого малышу нужна физическая разрядка, и тогда отлично подойдут активные игры или упражнения. Замечательным местом пошалить и вдоволь набегаться является детская площадка. Не пренебрегайте совместными прогулками, помогите ребенку завести друзей и привлекайте их к веселым забавам. Четырехлетние озорники с удовольствием играют в мяч, догонялки, лазают по турникам, лесенкам и горкам, любят прыгать и скакать, а некоторые даже умеют плавать и кататься на маленьком велосипеде или беговеле. Главная задача родителей - не упускать шустрых малышей из виду и строго следить за безопасностью их действий.
Теперь рассмотрим конкретные показатели физического развития четырехлетки. Для любого врача первостепенными данными, свидетельствующими о нормальном развитии ребенка, являются его рост, вес и объемы (головы, груди). Существуют усредненные стандарты по каждому пункту
Окружность головы у мальчиков и девочек в 4 года
Согласно данным ВОЗ, нормальные показатели размера головы ребенка четырех лет в целом находятся в диапазоне от 49,3 см до 50,2 см. Все, что выше или ниже нормы, должно восприниматься родителями как отклонение, и требует консультации врача. Даже если это индивидуальная особенность вашего чада, убедиться, что поводов для беспокойства нет и патология исключена, не помешает.
Окружность головы мальчиков в 4 года в среднем должна составлять 50,2 см, девочек - 49,3 см. Допустимые границы:
- для мальчиков - от 48,8 см до 51,6 см;
- для девочек - от 48 см до 50,7 см.
Очень важно правильно делать замеры. Возьмите мягкую сантиметровую ленту и положите ее сзади на голову ребенка, на наиболее выступающую часть затылка. Спереди она должна идти прямо по бровям. Для удобства измерения, начало сантиметра возьмите в левую руку. Во время замеров лента не должна плотно натягиваться.
Сколько должны весить мальчик и девочка в 4 года?
Отвечая на этот вопрос, снова обратимся к официальному источнику - международным таблицам, разработанным ВОЗ.
Так, вес девочки в 4 года может колебаться в пределах от 14,1 кг до 18,4 кг, при этом средним весом считается 16,1 кг. Вес четырехлетнего мальчика в норме должен составлять от 14,5 кг до 18,5 кг, среднее значение - 16,3 кг.
Общее среднее значение веса ребенка в 4 года (норма) - от 14,1 кг до 18,5 кг.
Не спешите предаваться панике, если ваш малыш чуть пухлее или миниатюрнее, чем среднестатистический ребенок. Помните, эти цифры - лишь ориентиры, помогающие вовремя выявить начинающиеся отклонения. И не забывайте проводить аналогию с телосложением членов вашей семьи.
На сколько вырастает ребенок за четвертый год жизни
Руководствуясь нормами, установленными ВОЗ, рост ребенка четырехлетки обычно плавает в диапазоне между 98,5 см и 107,4 см. При этом девочки к четвертому году в среднем вырастают до 102,7 см (границы нормы 98,5 см - 106,9 см). У мальчиков ситуация следующая: усредненный показатель роста - 103,3 см (допустимый разброс в пределах 99,2 см - 107,4 см).
Не забывайте уточнять у врача, в норме ли находится соотношение роста и веса вашего крохи. Ведь показатели важны не сами по себе, необходимо видеть общую картину и оценивать ситуацию комплексно.
Сколько должно быть зубов у ребенка в 4 года?
Обычно уже к трем и, уж тем более, к четырем годам, дети обзаводятся полным набором молочных зубов, а их, к слову, 20 штук. Вариация нормальной ситуации - 16 зубов. Родителям давно следует учить кроху самостоятельно чистить зубки и объяснить, почему это важно. Бывает, дети пренебрегают этой процедурой или вовсе отказываются от нее. Тут придет на помощь родительская смекалка, настойчивость и игра. Ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают информацию и осваивают новое.
Коренные зубы появляются на шестом году жизни ребенка, но бывают и нестандартные ситуации - раннее прорезывание. Если у вас есть подозрение, что у вашего ребенка в 4 года лезут коренные зубы, советуем обратиться к стоматологу для точного диагноза и совета, как облегчить этот непростой период в жизни малыша.
Размер ноги в 4 года у девочки и мальчика
Как ни странно, среднее значение размера стопы для мальчиков и девочек четырех лет одинаково - 27 европейский и 10-10,5 для США, что соответствует длине стопы в 17,3 см. Однако, размер обуви четырехлетней девочки все же может быть чуть меньше, и это, опять-таки, индивидуально и абсолютно приемлемо.
Чтобы подобрать удобную обувь для малыша, нужно правильно определить длину его ножки. Давайте научимся верно интерпретировать размер обуви у ребенка в 4 года по длине его ноги. На чем нужно сосредоточить свое внимание:
- замеры стоит производить вечером, поскольку к исходу дня кровь приливает к конечностям, и размер ноги максимален;
- чтобы будущая обувь не жала и не доставляла дискомфорта, до измерения оденьте малышу носочки, в которых он предположительно будет ее носить;
- измеряем обе ножки и при обнаружении разницы берем во внимание больший результат;
- если вы получили не круглый результат, рекомендуем довести его до целого числа или половины, делая прибавку, а не уменьшение показателя. Так вы не только убережете ребенка от возможных неудобств при носке, но и продлите срок службы обуви. Ведь все знают, как быстро растет детская ножка.
Как производить замеры:
- положите лист бумаги на ровную поверхность и прямо и устойчиво поставьте на него ребенка;
- возьмите карандаш и очертите ступню плотно по контуру (при прорисовке карандаш касается ножки);
- снимите ребенка и по чертежу определите длину ноги - измерьте расстояние от пяточки до кончика большого пальца (обычно, это самые удаленные точки);
- результат округлите в большую сторону и сопоставьте с таблицей соответствия размеров:
Не забывайте периодически проводить контрольные замеры, ведь дети очень быстро растут.