Мне 42 года,имею пед.образование,замужем.У нас двое детей,дочь взрослая,21 год,сыну 13.Проблемы с сыном в плане общения со сверстниками,да и вообще с людьми.Он учится в 7 классе,у него нет друзей!В начальной школе был мальчик,с которым он общался:ходил гулять изредка(инициатором был мальчик),ходили друг к другу в гости,играли в компьютерные игры...Но с 5 класса он совсем один.Мальчик Дима,с котор он общался,перешёл в др школу,перестал к нему заходить,хотя и живёт всё там же,а сын первый не идет на контакт.Так он с 5 класса один!Вообще один!С каждым годом он становится всё более замкнут.На свой день рождения он ни разу не захотел никого пригласить,хотя мы не были против,даже предлагали!Он стал прятаться в буквальном смысле слова:одевает "глухую"одежду,летом жарко,а он так навдевается,что ужас,двери в комнату постоянно закрывает,не ходит,а крадётся,главное,чтоб его не заметили,говорит тихо,невнятно,даже с нами,с родными,не хочет идти на контакт.Мне кажется,что началось у него,а потом усугубилось это после операции на кости правой руки!Случилось это в конце 1 класса.Ему нужно было беречь руку,нельзя было допускать перелома,вот он и стал стоять в стороночке от всех,да ещё зрение начало портиться со страшной силой,очки стеснялся надевать,а видел плохо(-5!).Обращались к психологам ,отвечают,что ничего страшного,он не нашёл ещё того человека,который ему нужен.Старайтесь привлекать его к школьным делам,отмечайте его успех,вселяйте уверенность.И дома тоже отмечайте его значимость!Мальчик неглупый,читает,знает много интересного,хорошая память,хотя учится на 3-4,ленится,или желания нет,а математика вообще 2-3.С внешностью тоже всё в порядке,следит за собой.Самостоятельный:и уберёт за собой,и сготовит,любит соблюдать инструкции.Поручения,просьбы выполняет.В принципе,послушный.С сестрой общаются по-разному,и мирно,и конфликтуют,но друг о друге беспокоятся,переживают!Мы стараемся сильно не лезть к нему в душу,наблюдаем со стороны,не надоедаем,но и на самотёк не пускаем,в основном я пытаюсь поинтересоваться его насущными проблемами.Иногда расскажет что-то,но в основном не хочет,особенно про школу и одноклассников.Но никогда не скажет,что у него что-то не так,что у него проблема.Отец кратко спрашивает:"Как дела?"Ответ всегда:"Нормально."Папа старается привлекать его к "мужским"делам:отпилить,передвинуть,перенести,открутить,приколотить...Всей семьёй любим кататься на лыжах,проводим праздники,помогаем дедушке и бабушке на даче,ездим отдыхать...Да,ещё сын очень любит общаться с маленькой племянницей,5 лет,ирают,бесятся...Но тем не менее проблема есть!Что мы делаем не так?Очень хотим помочь парню!
Ответы психологов
Здравствуйте, Елена! Вы озвучивайте своё желание помочь сыну. Могу сказать одно (насчет помощи любому человеку) , что помощь в том и заключается, чтобы принять его со всеми его" проблемами".
Принять - это значит бывать на его волне, настроиться на неё. А Вам сам Бог велел, ведь это Ваш сын.
Смотрите, что у Вас получается. Вы пишите, что у сына нет друзей. Называете это проблемой. Его проблемой. Но это не так. Это не он называет это проблемой, а Вы, следовательно, это, сами понимаете, чья проблема. В обратном случае мальчик бы страдал и сам озвучил бы (разными способами) её.
Вы правильно понимаете возможную причину начала формирования такого его поведения. Вполне возможно она истекает из того случая с рукой. Уж не знаю какие Ваши установки способствовали такому развитию, но они не прошли для него бесследно.
Но это, даже, не столь сейчас важно. Именно сейчас Ваш сын проходит достаточно сложный подростковый возраст. Да, Вы и сами, вероятно, это отмечаете, ведь Вы - педагог. Говорить о всех " заморочках" такого возраста, думаю Вам не стоит. Скажу главное. А главным сейчас для Вашего сына является поддержка его в становлении его как личности. Сегодня закладываются основы того, каким станет Ваш сын в будущем.
Всё , что от Вас сейчас трубуется, это принять все его " проблемы" ввиде отсутствия друзей, странного гардероба, его замкнутости. Не намекать ничем о том, что Вы хотите ему " помочь" и исправить.
Как это сделать. И сложно и легко одновременно. Здесь Вам придёт на помощь Ваша родительская любовь . Любовь без условностей, любовь просто так, за то, что это Ваш ребёнок. Более того! Вы можете многому у него научиться. Настройтесь на его волну, приглядитесь к нему, и, я уверена, Вы найдете у сына много хорошего, что Вас удивит. Просто он другой. Он отдельный человек, как и все в этом мире.
Выйдите из рамок, где все должно быть именно так, а не так. Поймите, что сейчас ему нужно такое " одиночество" . И чем больше Вы станете ему намекать, что это плохо, тем больше рискуете, что Ваш сын вообще из него не сможет выйти.
Поддержкой для Вас будет ещё один совет. Не пытайтесь сравнивать сына ни с кем. И даже с собой. И все у Вас наладиться.
Желаю Вам всего доброго!
Хороший ответ 7 Плохой ответ 1Подростковый возраст довольно нелегкая пора, детская психика в переходный период становится хрупкой. Ребенок взрослеет, подсознательно настраивается на новую взрослую жизнь, которая ждет впереди. В связи с этим у подростка могут возникнуть проблемы, главной из которых является отсутствие друзей.
Друзья в жизни подростка в период взросления играют важную роль. Но некоторые ребята не могут подружиться со сверстниками, несмотря на свое искреннее желание общаться и нравиться.
Среди подростков обычно есть дети, которые могут показаться неуклюжими, неуверенными в себе. Такие ребята становятся насмешкой для большинства в коллективе. Как правило, это дети, которые не тщательно следят за внешним видом, возможно, недостаточно хорошо соблюдают правила личной гигиены или просто одеваются не так как все. Это также могут быть полные девочки или мальчики.
Следует помнить о том, что дети неравнодушны к красоте. В первую очередь они оценивают собеседника взглядом, тщательно рассматривают его, приглядываясь к малейшим деталям. Возникает определенное впечатление о сверстнике, ребенок делает вывод о том, как себя с ним вести. Как правило, подростки хотят соответствовать моде и неохотно воспринимают детей, которые одеты просто. Ребенок может быть из небогатой семьи, родители стараются не баловать его, дорогой одеждой, так как не в состоянии себе этого позволить. И тогда невзрачно одетый ребенок может стать объектом насмешек в коллективе. Дети в подростковом возрасте не могут осознать, что поступают неправильно. Учителя и родители должны тщательно следить за их поведением, препятствовать конфликтам между детьми, стараться помочь тем, кто нуждается в совете, поддержке.
Униженный ребенок чувствует себя очень плохо. Если же он от природы стеснительный, насмешки и обиды делают его еще более уязвимым. Подросток боится говорить со сверстниками, с учителями, не может отвечать на уроках, от чего страдает также его успеваемость. К сожалению, у такого ребенка сильно понижается самооценка, он начинает не любить и себя, и окружающих.
Некоторые дети также страдают от недостатка внимания в коллективе. Сверстники их не дразнят, а попросту не замечают. Такие ребята тихие, спокойные, неразговорчивые, внешне не бросаются в глаза, выглядят обычно и аккуратно. Детскому коллективу не интересны застенчивые, неприметные ребята. Такие как они не дают повода ни для насмешек, ни для заинтересованности и дружбы. Им также приходится очень тяжело находиться в коллективе. Ребенок очень хочет проявить себя, заслужить внимание, уважение, однако не может это сделать, из-за сильной застенчивости подросток не знает, как вести себя. Родителям следует уделять подростку больше времени, проводить беседы. Иногда можно обратиться к психологу. Специалист выявит основные причины застенчивости и даст необходимые рекомендации для преодоления этого чувства.
Иногда даже неблагоприятная компания подростков считает себя лучшим кругом общения. Дети в ней могут курить, ругаться матом, издеваться над сверстниками. Ребенку, у которого серьезные проблемы с общением, следует держаться подальше от таких детей, иначе дело может дойти до серьезных конфликтов, и, в крайних случаях, до драки.
Среди подростков бывают также дети, которых уважают сверстники. Эти ребята приветливы, жизнерадостны, легко идут на контакт с окружающими. Однако и уних также может не быть друзей. Одна из причин - нехватка времени на общение. К примеру, занятость уроками, домашним заданием, посещением огромного количества кружков и курсов, занятия спортом. Такие дети неплохо чувствуют себя в семейном кругу, они окружены любовью и заботой. Но родители могут даже не заметить, что подростку не достает общения со сверстниками.
Проблема того, что у подростка нет друзей, должна вызвать у родителей желание помочь ребенку. В первую очередь необходимо понять, что от того, как родители себя ведут по отношению друг ко другу, к окружающим и к своему ребенку, зависит мировосприятие подростка, формируется его собственная модель поведения. Поэтому надо найти найти золотую середину между чрезмерной опекой и полным равнодушием. Необходимо приучать ребенка к самостоятельности с самых ранних лет. Самостоятельные дети способны обойтись без поддержки родителей в ситуациях, когда избалованные подростки теряются. Чрезмерная опека, как известно, губит детскую психику. Ребенок становится зависимым от помощи мамы и папы, что негативно сказывается на адаптации в новых условиях и на общении с другими ребятами.
Порой родители задумываются, как подростку найти друзей. Для того чтобы ребенок смог завязать дружбу со сверстниками, необходимо объяснить, что он смело может проявлять инициативу в общении, но не навязываться. При этом нужно быть настроенным на радостные эмоции и дальнейшую дружбу.
Застенчивость - одна из основных причин нехватки друзей у ребенка. Для преодоления этого необходимо постараться убедить ребенка, что дети все разные. Одна неудача в общении не способна породить следующую. Подростку не следует бояться идти на контакт со сверстниками. Проявив инициативу один раз, у ребенка появится уверенность в себе и общение с новым другом непременно принесет радостные эмоции.
По мере взросления меняется стиль общения. Если вы по своей природе застенчивы, недавно перешли в новую школу или просто хотите научиться общаться с другими, вам необходимо приобрести несколько важных навыков. Прежде всего, выберите подходящих друзей. Когда вы найдете людей, с которыми бы хотели построить дружеские отношения, попробуйте сблизиться с ними и развить близкие дружеские отношения.
Шаги
Часть 1
Определите потенциальных друзей-
Обратите внимание на одноклассников. Возможно, вам совсем не нравится урок математики. Однако именно этот урок может стать отличным временем для построения дружеских отношений. Главным преимуществом подросткового возраста является то, что вы ходите в школу наряду с большим количеством потенциальных друзей. Как правило, в одном классе учатся дети одинаковой возрастной группы, поэтому вам не составит труда найти людей с похожими интересами. Посмотрите вокруг себя и определите людей, которые выглядят дружелюбно.
- Попробуйте создать исследовательскую группу. Проводя исследования и делая заметки, скорее всего, вы обнаружите, что у вас много общего с людьми, с которыми вы занимаетесь общим делом.
-
Найдите подростков в своем районе. Вашими друзьями могут быть не только ваши одноклассники. Обращайте внимание на подростков, которые живут в вашем районе. Проводите время в тех места, где часто бывают многие подростки (например, в бассейне). Кроме того, если в вашем районе есть волонтерские группы, в которых участвуют подростки, вы можете присоединиться к одной из них. Посещайте места, где собирается много подростков. Вы можете даже подрабатывать в таких местах.
- Например, если вы найдете работу в кинотеатре, вы, вероятно, встретите немало подростков, которые приходят смотреть фильмы. Еще одним вариантом является работа спасателем в бассейне.
-
Принимайте участие во внеклассных мероприятиях. Во многих школах проводятся различные мероприятия для учащихся. Выберите занятие, которое нравится вам. Скорее всего, вы сможете познакомиться с подростками, у которых схожие интересы.
- Если вы интересуетесь музыкой, вы можете присоединиться к хору или стать участником музыкальной группы. Если вам нравится бегать, попробуйте присоединиться к команде бегунов. Благодаря этому у вас появится возможность найти друзей.
-
Посещайте клубы и мероприятия, проводимые в вашем районе. Иногда для подростков проводятся интересные мероприятия. Воспользуйтесь случаем, чтобы подружиться с новыми людьми. Последуйте этому совету во время каникул, и вы получите положительный результат.
- Например, если в вашем районе действует клуб, соответствующий вашим интересам, подумайте о том, чтобы присоединиться к нему и найти новых друзей.
Часть 3
Укрепите дружбу-
Проводите время с друзьями. Чтобы узы дружбы крепли, проводите время с друзьями. Познакомившись с человеком, сделайте все возможное со своей стороны, чтобы ваши отношения переросли в дружеские. Регулярно проводите время с человеком и общайтесь с ним.
- Например, можно взять за привычку ужинать с друзьями каждую субботу в кафе или ресторане.
-
Будьте хорошим слушателем. Дружба - это улица с двусторонним движением. Если вы хотите иметь крепкие дружеские отношения, будьте активным слушателем . Это означает, что вы должны сохранять зрительный контакт во время разговора, а также показывать человеку, что вы его слушаете (например, кивая головой). Кроме того, не перебивайте своего собеседника.
- Например, если ваш друг рассказывает вам о том, что произошло с ним в школе, внимательно его слушайте. Отложите свой телефон в сторону.
В жизни есть масса ситуаций, когда ребенку может понадобиться найти новых друзей. Или узнать больше . Вы переехали на новое место. Ваш малыш пошел в первый класс. Или перешел в другую школу.
Если ребенок — общительный экстраверт, ему ничего не стоит завести друзей везде, где бы он ни очутился. Но скромным интровертам приходится сложнее. Помогите ему освоить науку, как находить друзей.
Как найти друзей в школе
Школа — самое простое, что можно придумать. Именно там ребенок проводит большую часть времени. Вскоре после прихода в новый класс у него должны появиться если не друзья, то хотя бы приятели. Если этого не произошло, поговорите с ребенком. Внимательно выслушайте его мнение, но не пытайтесь что-то сходу советовать.
Возможно, одноклассники не интересны ему, а может он и не против бы общаться, но его почему-то не принимают.
Расспросите учителя об атмосфере в классе, и как прижился там ребенок. Посоветуйтесь, что можно сделать, чтобы отношения сложились.
Если вместо того чтобы приобрести друзей, ребенок столкнулся в новом коллективе с насмешками и конфликтами, не игнорируйте это. Важно вовремя привлечь внимание классного руководителя и психолога, чтобы предотвратить школьный буллинг.
Также с учителем можно посоветоваться кого из одноклассников стоило бы выбрать в друзья. Возможно, с кем-то у вашего ребенка есть общие интересы, сходство темпераментов и тд. Познакомьтесь с родителями этого ребенка, пригласите их на семейный пикник, или просто прогуляться в парке. Если дети занимаются в одной секции, может вам удобно будет по очереди забирать их, и тд.
Кружки и секции — еще один способ подружиться
Общие интересы сближают гораздо лучше, чем учеба в одном классе. Лучше всего помогают приобрести друзей командные виды спорта, творчество. Индивидуальные занятия и виды спорта, где детей нацеливают на конкуренцию, и победитель возможен только один, не помогают детям подружиться. А скромного неуверенного в себе ребенка и вовсе могут травмировать.
Отличное место — кружки изобретателей. Там дети придумывают и обсуждают новые проекты, и темы для разговоров возникают сами по себе. Причем, в центре может оказаться даже самый тихий, но креативный ребенок.
Плейдейт, как способ найти новых друзей
Суть плейдейта в следующем. Родители договариваются, что какой-то конкретный день дети проводят дома у одного из компании. Организатор плейдейта придумывает занятия и развлечения, следит, чтобы детям было весело, они не перессорились и не проголодались. Остальные родители свозят своих детей и угощения, и едут по своим делам.
Дети отлично проводят время, играют и общаются, а у родителей есть возможность немного отдохнуть.
Чтобы помочь ребенку найти друзей. Устройте плейдейт с наиболее симпатичными ему одноклассниками, или с соседями по дому. Либо пригласите детей ваших друзей и коллег, которые подходят по возрасту.
Если вы не слишком хорошо знакомы с родителями (в случае с новыми соседями или одноклассниками), их может остановить предложение оставить у вас ребенка без присмотра. В этом случае лучше предложить им остаться и пообщаться в другой комнате. Вам ведь тоже не помешает с ними ближе познакомиться.
Найдите друзей себе — и они найдутся у ребенка
Хотя бы потому, что он берет пример, как заводить новых друзей, именно с вас. Это подсознательный сигнал для него: «Люди не страшные, общаться с новыми людьми — приятно. «Находить новых друзей — не сложно».
Вы переехали на новое место? Поищите новый круг общения на местных форумах, или среди местных активистов. Практически везде есть группы небезразличных людей, которые устраивают субботники в парке, садят цветы на придомовых клумбах, устраивают детские праздники, и тд. Присоединяйтесь к ним, это будет полезно во всех отношениях.
Идеальный вариант — найти новых друзей с детьми-ровесниками вашего ребенка. Это можно сделать на мамских форумах. Практически везде есть разделы, где мамы собираются по городам и по районам города.
Пообщавшись, можно выбрать человека, который близок по духу вам, и имеет ребенка нужного возраста. Предложите встретиться семьями, познакомиться. Возможно, именно так вы найдете новых друзей и себе, и ребенку.
Детские площадки — новые друзья для малышей
Детские площадки — такой же «естественный» источник новых друзей, как школа или секция. Правда, это вариант максимум до 7-8 лет.
Если ребенок коммуникабельный, достаточно просто регулярно приходить играть в одно и то же место. Дети быстро привыкают к новым лицам и зовут в игру.
Если ребенок закрыт и неохотно идет на контакты, придется подключиться вам. Знакомьтесь с мамами на площадке, общайтесь. Договаривайтесь вместе приходить на площадку или уходить домой.
Ребенок, которому сложно сразу влиться в коллектив, гораздо легче решится на общение, если в компании будет только один ровесник. По пути домой или на площадку им будет о чем поговорить, и в следующий раз ваш ребенок с большей охотой вступит в игру.
У ПОДРОСТКА НЕТ ДРУЗЕЙ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Подростковый возраст довольно нелегкая пора, детская психика в переходный период становится хрупкой. Ребенок взрослеет, подсознательно настраивается на новую взрослую жизнь, которая ждет впереди. В связи с этим у подростка могут возникнуть проблемы, главной из которых является отсутствие друзей.
Друзья в жизни подростка в период взросления играют важную роль. Но некоторые ребята не могут подружиться со сверстниками, несмотря на свое искреннее желание общаться и нравиться.
Среди подростков обычно есть дети, которые могут показаться неуклюжими, неуверенными в себе. Такие ребята становятся насмешкой для большинства в коллективе. Как правило, это дети, которые не тщательно следят за внешним видом, возможно, недостаточно хорошо соблюдают правила личной гигиены или просто одеваются не так как все. Это также могут быть полные девочки или мальчики.
Следует помнить о том, что дети неравнодушны к красоте. В первую очередь они оценивают собеседника взглядом, тщательно рассматривают его, приглядываясь к малейшим деталям. Возникает определенное впечатление о сверстнике, ребенок делает вывод о том, как себя с ним вести. Как правило, подростки хотят соответствовать моде и неохотно воспринимают детей, которые одеты просто. Ребенок может быть из небогатой семьи, родители стараются не баловать его, дорогой одеждой, так как не в состоянии себе этого позволить. И тогда невзрачно одетый ребенок может стать объектом насмешек в коллективе. Дети в подростковом возрасте не могут осознать, что поступают неправильно. Учителя и родители должны тщательно следить за их поведением, препятствовать конфликтам между детьми, стараться помочь тем, кто нуждается в совете, поддержке.
Униженный ребенок чувствует себя очень плохо. Если же он от природы стеснительный, насмешки и обиды делают его еще более уязвимым. Подросток боится говорить со сверстниками, с учителями, не может отвечать на уроках, от чего страдает также его успеваемость. К сожалению, у такого ребенка сильно понижается самооценка, он начинает не любить и себя, и окружающих.
Некоторые дети также страдают от недостатка внимания в коллективе. Сверстники их не дразнят, а попросту не замечают. Такие ребята тихие, спокойные, неразговорчивые, внешне не бросаются в глаза, выглядят обычно и аккуратно. Детскому коллективу не интересны застенчивые, неприметные ребята. Такие как они не дают повода ни для насмешек, ни для заинтересованности и дружбы. Им также приходится очень тяжело находиться в коллективе. Ребенок очень хочет проявить себя, заслужить внимание, уважение, однако не может это сделать, из-за сильной застенчивости подросток не знает, как вести себя. Родителям следует уделять подростку больше времени, проводить беседы. Иногда можно обратиться к психологу. Специалист выявит основные причины застенчивости и даст необходимые рекомендации для преодоления этого чувства.
Иногда даже неблагоприятная компания подростков считает себя лучшим кругом общения. Дети в ней могут курить, ругаться матом, издеваться над сверстниками. Ребенку, у которого серьезные проблемы с общением, следует держаться подальше от таких детей, иначе дело может дойти до серьезных конфликтов, и, в крайних случаях, до драки.
Среди подростков бывают также дети, которых уважают сверстники. Эти ребята приветливы, жизнерадостны, легко идут на контакт с окружающими. Однако и уних также может не быть друзей. Одна из причин - нехватка времени на общение. К примеру, занятость уроками, домашним заданием, посещением огромного количества кружков и курсов, занятия спортом. Такие дети неплохо чувствуют себя в семейном кругу, они окружены любовью и заботой. Но родители могут даже не заметить, что подростку не достает общения со сверстниками.
Проблема того, что у подростка нет друзей, должна вызвать у родителей желание помочь ребенку. В первую очередь необходимо понять, что от того, как родители себя ведут по отношению друг ко другу, к окружающим и к своему ребенку, зависит мировосприятие подростка, формируется его собственная модель поведения. Поэтому надо найти найти золотую середину между чрезмерной опекой и полным равнодушием. Необходимо приучать ребенка к самостоятельности с самых ранних лет. Самостоятельные дети способны обойтись без поддержки родителей в ситуациях, когда избалованные подростки теряются. Чрезмерная опека, как известно, губит детскую психику. Ребенок становится зависимым от помощи мамы и папы, что негативно сказывается на адаптации в новых условиях и на общении с другими ребятами.
Порой родители задумываются, как подростку найти друзей. Для того чтобы ребенок смог завязать дружбу со сверстниками, необходимо объяснить, что он смело может проявлять инициативу в общении, но не навязываться. При этом нужно быть настроенным на радостные эмоции и дальнейшую дружбу.
Застенчивость - одна из основных причин нехватки друзей у ребенка. Для преодоления этого необходимо постараться убедить ребенка, что дети все разные. Одна неудача в общении не способна породить следующую. Подростку не следует бояться идти на контакт со сверстниками. Проявив инициативу один раз, у ребенка появится уверенность в себе и общение с новым другом непременно принесет радостные эмоции.