Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.
Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.
Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.
Некоторые определения
Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.
Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.
Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.
Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.
Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.
Виды периодизации
Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.
Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:
- Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
- Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
- Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
- Начало детства длится с 3 до 8 лет;
- Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
- Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
- Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.
Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Эриксон. Этапы
Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.
Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.
Закономерности взросления по Выготскому.
Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.
- Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
- Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
- Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
- Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.
Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.
Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.
Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.
Психологический возраст по определению Выготского
Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.
По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.
Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:
- Кризис новорожденного ребенка;
- Младенческий возраст до 1 года;
- Кризис первого года жизни;
- Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
- Кризис трех лет;
- Возраст до школы до 7 лет;
- Кризис семилеток;
- Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
- Кризисный период тринадцатилетних подростков;
- Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
- Кризис идентичности семнадцати лет.
К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:
- Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
- Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
- Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).
Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на
выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.
Свойства кризисных периодов
Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.
В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.
Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.
- Отказ от сотрудничества с взрослыми;
- Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
- Неумение справиться с негативными эмоциями;
- Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.
Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.
Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.
В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.
Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.
Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:
- Сохраняйте спокойствие;
- Умейте выслушать;
- Дайте ценный совет;
- Не навязывайте свое общество;
- Уважайте выбор своего ребенка;
- Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
- Любите своего ребенка;
- Говорите ему о своей любви как можно чаще.
Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.
Подведем итоги
Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.
Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.
Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.
Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих .
И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.
В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.
Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.
К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.
Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.
Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:
От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.
Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.
Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.
От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.
Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.
Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.
Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.
От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.
В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?
Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.
В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.
Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.
Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.
Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.
Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.
Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.
Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.
Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.
Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.
Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку
Каждый ребёнок преодолевает этапы, переходя от одного до другого. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков,знаний, личностных качеств, характерных особенностей. Воспитание ребёнка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Возрастные этапы развития ребенка.»
Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.
Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.
Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
- Младенчество – от рождения до 1 года.
- Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
- Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
- Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
- Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.
А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.
ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.
Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.
С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.
С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку, открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.
К году малыш познаёт правила пользования предметами
Ранний возрастной этап развития ребенка
К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.
Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит фантазировать.
В этом возрасте ребенок уже должен уметь:
- строить башню из кубиков;
- складывать простые пазлы для этого возраста;
- бить ногой по мячу;
- проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
- выполнять самые простые требования взрослых;
- складывать фразы из 5 слов;
- рисовать прямую вертикальную линию;
- рассказывать четверостишья и потешки;
- знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
- проситься в туалет;
- самостоятельно пить из чашки и есть;
- раздеваться и одеваться с помощью родителей;
- резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
- мыть и вытирать ручки.
В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.
Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.
У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.
Дошкольный возрастной этап развития у ребенка
Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.
В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.
Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.
В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.
Ребенок этого возраста должен уметь и знать:
- геометрические фигуры;
- владеть понятиями о величине, длине, высоте;
- сравнивать предметы по форме и цвету;
- сравнивать числа;
- математические знаки и буквы;
- считать прямо и обратно;
- находить лишний предметы среди предметов одного типа;
- составлять рассказ по картинками,соблюдая последовательность;
- вести диалог и монолог.
Младший школьный возрастной этап развития ребенка
Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.
Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.
Современным родителям знакомы понятия возрастная психология, этапы развития ребенка , «кризис 3-х лет» и прочие «кризисы». При этом они слабо представляют, что именно эти явления объединяет.
Немного теории
Как формируется ребенок? Есть ли психические механизмы у этих метаморфоз? Сначала ребенок преумножает количество умений, когда они пройдут «критическую массу», происходит качественный скачок, и образуются новые свойства (умения), которых не было раньше. Вместе с новшеством появляется и разногласие (ребенок «обновился», а среда – нет). Только решив появившееся противоречие, малыш шагает на следующий этап. И снова накапливаются навыки, снова рывок и расхождение со старым. Главные условие для естественного развития – это рождение конфликта на основе нового образования.
Этапы разделяют на два вида:
- длинные и спокойные периоды, когда происходит накапливание количественных навыков и появление нового в психике ребенка;
- короткие и бурные периоды, когда не стыкуется старое и новое. Называют такую фазу – кризис .
В понимании большинства людей, кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают». Хотя, психологи доказывают, что именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.
Смена двух периодов – это закономерность развития всех детей, на котором зиждется возрастная психология. Этапы развития ребенка – и спокойные и бурные – нельзя разделять и воспринимать отдельно друг от друга, это части единого процесса. С психологической точки зрения, прохождение этапов обусловлено не очередным днем рожденья (исполнилось 3 года, хоп – новая ступень), а рождением нового, возникновением противоречий. Если этого не происходит, психологи говорят о психическом замедлении.
Возрастные «ступеньки» развития
В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.
Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка
В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.
Возрастная психология: этапы развития ребенка
Всякий возрастной отрезок уникален. Это скажет каждая чуткая родительница. Но куда и на что именно смотрят ученые, когда умными фразами «кромсают» детство? На конкретные метки. Психолог задается вопросами:
- появилось ли что-то новое;
- какие отношения у «малютки» с окружающим миром;
- какое «дело» самое-самое важное для него.
Ответы на эти краеугольные вопросы показывают: правильно ли растет ребенок, на какой «ступеньке» он прибывает.
Кризис рождения
Длится кризис первые 2 месяца после появления на свет «чуда». Что изменилось в жизни ребенка? Самое главное – положено начало для неповторимой психики. Взаимосвязь с миром довольно специфична: малыш беспомощен, полностью зависит от действий взрослого. В этом и заключается первый кризисный парадокс: полная зависимость от окружения и минимум возможностей для общения. Это станет толчком к последующим переменам.
Еще одно новшество – появление комплекса оживления, когда кроха сам проявляет инициативу в контактах. Появление этой реакции означает, что наступил спокойная стадия развития – младенчество.
Зачастую считают, что первые 6-8 недель – это , когда мать и ее ребенок переживают разделение друг от друга. Маме нужно привыкнуть к тому, что ее малыш теперь не «животик», а новый отдельный от всех человек. Малыш же приноравливается к тому, что отныне нужно обращаться к другим, когда хочется кушать или ему некомфортно. Первые недели не просто нужно – это жизненная необходимость – держать малютку на руках, прикладывать к груди. Мама поймет, что ее «сокровище» всегда с ней, а малыш узнает, что все его просьбы «бегут исполнять» по первому «сопению».
Младенчество
Ведущее на этом отрезке – эмоциональное общение с мамой . Если у ребенка не будет эмоционального толчка, то все может закончиться плачевно. Всем известны случаи госпитализма у малышей в детских домах и последующую психическую задержку. Криком и плачем ребенок демонстрирует нужду в маминой ласке: «возьми меня на руки, а то я буду плакать», «я уже не хочу есть, но ты меня не убирай от груди, а то заплачу», «я так сладко спал на руках, зачем убрали на кровать, немедленно возьмите назад», «ночью спать я буду только рядом с мамой».
Через позитивные эмоции мамы, через общение с ней малыш не только учится первым приемам взаимных отношений, но и познает мир окружающих предметов. Он все еще крайне зависим от близких людей, но постепенно перехватывает инициативу в общении.
Речь – это то новое, чего у ребенка еще не было. Речь имеет несколько форм – пассивная , активная и промежуточная – автономная . До года младенец понимает многие простые слова и сам пытается что-то «изобразить губами». Но получаются лишь некоторые слова, а все чаще странные звуки. Это и есть промежуточная стадия или автономная речь. Такое название она получила от того, что детская речь независима от книжного языка, понять кроху могут только близкие люди.
Кризис 1 года
Главное, – недолгая автономная речь. Она появляется и заменяется активной. У людей два способа контроля – биологический и речевой. До года над ребенком властвуют «биологические часы». Речь эти часы как бы «сбивает» на некоторое время. При этом, полновесного речевого контроля еще нет, речь только начинает складываться. В этом главный конфликт кризиса.
Как это выглядит внешне? Малыша, по фазам сна которого можно было «сверять часы», теперь невозможно уложить спать. Время, когда его «выносит» вообще невозможно предугадать. Появились необъяснимые вспышки гнева: секунду назад еще радостный малыш внезапно начинает драться. Чтобы покормить мальца, нужно огромное терпение и «вагон» времени. По времени, кроха уже должен хотеть есть (раньше так и было), а он мотает головой: «неть».
Ранний возраст
На этом отрезке нового в психике становится больше. Карапуз делает первые открытия: есть Я
и МОЕ
(мое тело, моя мама, мои вещи). Ближе к 3 годам прорастают зачатки самосознания и самооценки, и малышу крайне важно, чтобы любимый взрослый его признал и оценил.
Постигание своего «Я» влечет за собой первое уяснение пола: я – девочка или мальчик. Любопытство к полу («как у меня», «а как у тебя», «а почему у тебя есть, а меня нет») не несет в себе ничего эдакого, это просто одно из открытий. От того, как будут реагировать взрослые («нельзя», «фу», «еще маленький», «у мальчиков так, а у девочек по-другому») зависит как скоро эта тема сойдет на нет.
Из нового важно отметить самостоятельную речь, ребенок начинает стремительно осваивать: запас активных слов годовалого ребенка – 5-10 слов, трехлетки – 900-1000. Чтобы скачок в освоении речи произошел, ранний период должен сопровождаться бесконечными разговорами взрослых с маленькими говорунами. Но не все разговоры «одинаково полезны»: как, что и где говорить – все важно. Самые продуктивные беседы проходят в развивающих играх. Если на предыдущей ступеньке были важны эмоции, но на этой – «дело» (собрать пирамидку, вывалить из шкафа все вещи, погреметь кастрюльками, построить из кубиков башню). Ведь через, казалось бы, обычные «каляканье и игрульки» рождается еще одно новшество – сенсорные образцы (звука, вкуса, цвета, формы и прочего).
Главная работа этого периода – всевозможные действа с вещами и предметами. Ребенку важны положительные эмоции, но еще важнее сотрудничество в «деле»: я буду собирать пирамидку 100-тысячный раз, а ты смотри», «покажи еще раз, как прячется мячик в коробочку» и не важно, что это уже миллионный мамин показ.
Кризис 3-х лет
По счету третий, а по сложности и остроте – первый. Наиболее известный всем мамам (да и папам тоже). Колоссальный эволюционный рывок рождает множество парадоксов. Первое из которых, противостояние «я хочу» и «я сам» с пока все еще ограниченными возможностями карапуза. Возникает противоречие на уровне «хочу – могу».
Примерно в возрасте 2-3 лет многие ребятишки начинают ходить в различные детские учреждения. Часто возникают ситуации с компонентами мягкого принуждения. Образуется второй конфликт на срезе «хочу – должен».
На этой стадии зарождаются первые «ростки» воли, детки становятся более самостоятельными. Но зачастую устоявшийся быт перестраивается медленнее (порой со «скрипом»), чем взрослеют трехлетки, что рождает еще одно столкновение.
Все сложившиеся противоречие дают очень острую форму кризиса. Ребенок вдруг трансформируется в какого-то упрямого тирана, революционера и бунтаря. На все призывы и уговоры взрослых ответ один – «сам» и «нет». И это нормально. Такой буйный нрав – другая грань воли.
Дошкольное детство
Основная «работа» всех дошколят – игра. Через нее, как через игольное ушко проходит все ниточки физического, эмоционального, умственного роста. Всеобъемлющая способность ребенка: играя, учиться – становится «цементом» всех обучающих методик.
Общение протекает в двух формах (примерно до 4-6 лет и после). Для младших дошколят предпочтительный партнер – старший, именно связка «ребенок – взрослый» дает толчок к росту. Ребятишки постарше уже предпочитают играть «на равных».
Важное новшество дошколят – это появление умения себя «заставить», это особый элемент воли (не хочу, но могу). Главным же образованием считается целый комплект желаний и умений, когда ребенок готов идти в школу.
Кризис 7 лет
Этот период схож с кризисом 1 года. Повзрослевший человечек как будто заново учится «ходить», он регулирует действия и поступки усилием воли. Это влияет на то, что эмоции «отделяются» от мыслей. 7-летка уже распознает свои чувства и пытается их координировать, как обычные физические навыки. Отсюда главный конфликт: понимает, что «несет», но управлять эмоциями ему очень трудно.
Как это выглядит со стороны? Кажется, что вся манера держаться неискренняя, ребетенок ведет себя наигранно, подчас чопорно и неестественно. А все потому, что старый образец действий утрачивается, а новый пока не наладился.
Школьный возраст
Первостепенная «работа» школьника – учение. Причем учиться для него желательно с таким же интересом и рвением, как раньше играть. Это существенный момент для полноценного становления.
Новое для него, чего не было до того, это – рождение внутреннего мира, где ребенок способен думать «про себя» и «о себе». Вообще, думать, в смысле логически размышлять – это еще одно новшество этой ступени грядущих изменений. Самооценка напрямую зависит от успехов в учебе, в умении наладить контакт со сверстниками.
На первое место уходит школьная жизнь. И здесь очень важны для школьника авторитетные взрослые, в прямом смысле слова. Умный, честный, «крутой», просто «высшая инстанция» – теперь это идеал, к которому растущий человек стремится. В тоже время, зарождение критичности позволяет ему довольно точно оценить различные поступки и черты личности взрослого («жадный», «злой», «дурак»). Дети 9-11 лет не любят фальши. И даже порой необходимую гибкость воспринимают в «штыки», они «за правду».
В отношении к учебе у 7-летнего школьника и 13-летнего подростка безусловно есть отличия. Семилетка бежит «в» школу (ему нравится сам процесс учебы, статус ученика), а в 13 лет бежит «от» нее (предпочитает любимые предметы, а не само учение).
Ближе к 13 годам школьники предпочитают контакты с ровесниками одного с ними пола. Но постоянных компаний с близкими друзьями еще нет.
Кризис 13 лет
Этот период похож на кризис 3-х лет, по сути, и по остроте протекания. В 3 года заявляет о своем телесном «Я», в 13 лет – о социальном «Я». Те же разногласия между «хочу – могу» и «хочу – должен». С одной стороны, стремление к идеалу, его поиск. А с другой стороны, разумное понимание его недосягаемости, чрезмерная критичность к окружающим. И, как следствие, свержение авторитетов . Многие подростки теряют интерес к учебе («не хочу», «не интересно»), у них появляются тройки и двойки, падает успеваемость.
Остроту кризису добавляет стремительное созревание мозговых структур, что объективно дает тинэйджеру резкое взросление. Тогда как субъективная оценка окружающих остается прежней – «ребенок», «да что ты понимаешь». Раньше эта граница проходила между детством и зрелостью.
Как это выражается? Повзрослевший «отрок» часто становится неуправляем, грубит, остро реагирует на запреты и ограничения.
Пубертат
Юноши и девушки продолжают грызть гранит школьной науки, но главной их заботой становится общение со сверстниками, причем разного пола. Они разбиваются на небольшие компании, мнение которой становится порой важнее, чем родительское. «Я» плавно смещается на «Мы».
Одно из «приобретений» возраста – это половое созревание . В организме подростка одномоментно «взрываются» новые («взрослые») гормоны, растет пристальное внимание к противоположному полу. Постепенно возвращаются и другие увлечения, но в это переходное время родителям кажется, что дитятко вообще ничем не интересуется.
Главные же образование данной ступени – понимание того, что ребенок на самом деле стал взрослым. Насколько спокойно будет протекать пубертат, зависит от поведения и реакций взрослых. Примут ли они взросление своего ребенка или, юноше/девушке придется через протест доказывать свою взрослость, теряя энергию и силы. При нормальном развитии повзрослевшие дети начинают:
- лучше учиться, поскольку у них для этого появляются дополнительные мотивы;
- влюбляться, вступать в романтические отношения;
- пристально следить за внешним видом.
Если подростковый кризис не затянется, то на этом этапе школьник становится спокойнее, начинает аргументировано доказывать свою точку зрения.
Кризис 17 лет
Период напоминает кризисы 1 и 7 лет, когда происходила наладка контроля, сначала над телом, потом над эмоциями. В 17 лет молодые люди пытаются регулировать свое поведение согласно ценностям и смыслам их жизни.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, наблюдается тщательно осмысление всевозможных «зачем и ради чего жить». А с другой стороны, критичность ума и отсутствие опыт порой затрудняет выбор для молодого человека, ввергая его в бесконечные сомнения, раздумья, самокопания.
Поведение молодого человека становится противоречивым, сегодня он верит в одно, завтра в другое. Он часто впадает в состояние «не трогайте меня, я думаю», стремясь к уединению.
Понятия «возрастная психология», «этапы развития ребенка », «кризисы детства» — части одного целого беспрерывного процесса. Как белые клавиши на пианино чередуются с черными, так и разные периоды сменяют друг друга. Мамы, которые научаться чувствовать малейшие метаморфозы в развитии своей «кровиночки», будут «звучать» с ней в унисон.
Каждой матери полезно знать о возрастных, анатомо-физиологических особенностях детского организма и о связанных с ними возможностях заболеваний. Почему у грудных детей чаще всего наблюдается расстройство пищеварения, а у ребят школьного возраста - острозаразные заболевания? Характер детских болезнен зависит во многом от возрастных особенностей организма и от окружающей ребенка среды.
Внутриутробный период развития ребенка
Развитие человека проходит два этапа: внутриутробное и внеутробное. Внутриутробный период длится около 9 месяцев (270 дней). Правильное развитие плода зависит в основном от состояния здоровья матери, условий ее труда, быта. Некоторые заболевания матери (особенно вирусной инфекцией), неправильное питание, неправильный образ жизни могут привести к мертворождению, дефектам развития, уродствам и заболеваниям в периоде новорожденности и в последующей жизни малыша.
Период новорожденности
Первый период внеутробного развития - период новорожденности - длится 3-4 недели от момента рождения. Новорожденный попадает в совершенно новые условия жизни: из среды стерильной, то есть безмикробной, утробного периода развития, ребенок переходит к жизни во внешней среде, населенной микробами и богатой разными раздражителями. Он должен приспособиться к новым условиям жизни, но незрелость органов в систем организма новорожденного, в том числе и центральной нервной системы, делает это приспособление довольно сложным, поэтому организм новорожденного особенно неустойчив и раним.
Из заболеваний в этом периоде, помимо врожденных пороков развития и врожденных инфекций (малярия, сифилис, реже туберкулез и др.), различных травм, отмечаются заболевания пупка и пупочной ранки. В этом возрасте наблюдаются нередко воспалительные процессы кожи, гнойничковые высыпания. Большая восприимчивость к некоторым микробам при особенностях строения кожи новорожденных приводит нередко, под влиянием незначительной инфекции, к тяжелому общему заражению крови - сепсису.
Физиология ребенка грудного возраста
Следующий период-грудной возраст-длится в основном 1 год. (Некоторые считают его большим - до 1,5 лет.) В этом возрасте усиливается обмен веществ, ребенок быстро растет и развивается. В первое полугодие жизни он удваивает свой вес, к году - утраивает. Длина тела увеличивается на 20-25 см. Такой усиленный рост требует и усиленного питания. Однако органы пищеварения ребенка еще недостаточно приспособлены к перевариванию пищи, так как в период утробного развития питание происходило через организм матери. Незначительные погрешности в кормлении ребенка (например, перекорм) легко выводят из строя пищеварительный тракт, вызывают несварение пищи, неусвоение- диспепсию (понос). Вот почему в этом возрасте особенно часто отмечаются так называемые «острые расстройства пищеварения и питания», которые тяжело отражаются на общем состоянии детей.
Неправильное вскармливание, недочеты ухода, режима и воспитания, инфекционные заболевания приводят и к хроническим расстройствам питания (гипотрофии). При этом нарушается правильное развитие ребенка: он отстает в весе и росте, нарушаются высшая нервная деятельность, функция важнейших органов и систем организма, понижается сопротивляемость инфекции.
Среди заболеваний детей грудного возраста особенно часто встречается рахит. Рахит - заболевание всего организма, связанное с нарушением фосфорно-кальциевого обмена. Он возникает в результате недостатка витаминов в пище, в основном витамина D, неблагоприятных условий внешней среды-недостаточного пребывания на воздухе, солнце, плохого ухода за ребенком. При рахите поражается нервная система (появляется возбудимость, беспокойство, потливость, плохой сон), костная система (наблюдается размягчение костей черепа, искривление длинных трубчатых костей, в тяжелых случаях - их надломы), мышечная система, нарушается функция и других органов и систем организма. Рахит опасен и тем, что он задерживает психическое развитие детей; такие ребята значительно позже здоровых начинают сидеть, стоять, ходить.
Иногда в первые месяцы жизни наблюдаются и проявления экссудативного диатеза. Появляются воспалительные поражения кожи и слизистых оболочек (себорея, экзема, почесуха, крапивница, опрелость), частые насморки, бронхиты.
Оберегайте грудных детей от острых заболеваний дыхательных путей, в том числе и пневмонии (воспаление легких). Легочные заболевания у маленьких детей протекают очень тяжело и вызывают осложнения в виде нагноительных процессов (плевриты н т. д.). Осложнения нередко приводят к воспалению среднего и внутреннего уха и сопровождаются поносом.
Корь, скарлатина, дифтерия до шести месяцев жизни наблюдаются относительно редко, особенно до трех месяцев. Это связано с врожденным иммунитетом - невосприимчивостью организма к заболеванию. После рождения ребенок получает с молоком матери ценные вещества, которые повышают его сопротивляемость инфекции.
В период новорожденности и грудного возраста наблюдается наиболее высокая заболеваемость и смертность детей. Поэтому родителям следует особенно тщательно выполнять все указания врача и медицинской сестры по уходу, режиму и питанию ребенка.
Преддошкольный и дошкольный периоды развития
Третий период - преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и четвертый - дошкольный (от 3 до 7 лет) характеризуются дальнейшим ростом и развитием ребенка, но темпы роста по сравнению с грудным возрастом значительно ниже. Условия жизни ребенка резко меняются - он начинает ходить, знакомиться с окружающими его предметами, с внешней средой. Переход от грудного вскармливания к разнообразной пище повышает опасность заражений. Поэтому в эти периоды, особенно в дошкольном, часто наблюдаются глистные заболевания. Врожденный иммунитет и то противодействие заболеваниям, которое ребенок получает с молоком матери, после года ослабевают. Дети в этом возрасте болеют корью, коклюшем, скарлатиной, ветрянкой. Опасность заболевания еще более усиливается, если детям не делаются своевременно прививки, благодаря которым в организме искусственно вырабатывается иммунитет. Очень важны и повторные прививки - они укрепляют невосприимчивость организма к заболеванию.
В преддошкольный и дошкольный периоды происходит дальнейшее развитие и укрепление всего организма ребенка. Органы пищеварения приспосабливаются к новому питанию, поэтому желудочно-кишечные заболевания, экссудативный диатез в дошкольном возрасте встречаются уже реже. Органы дыхания тоже укрепляются, заболевания дыхательных путей протекают менее тяжело, особенно в дошкольном возрасте, реже появляются такие осложнения, как заболевания уха. Туберкулез дает более благоприятный исход, чем у грудных детей. Смертность детей значительно ниже.
Возрастные периоды развития ребенка: Младший школьный возраст
Пятый период - младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). В этом возрасте расширяется общение детей с окружающей средой. Ребята учатся в школе, находятся в коллективе. Особенно опасны для этого возраста инфекционные заболевания. Очень часто заболевание распространяется через воздух - капиллярная инфекция. Поэтому важно в школах тщательно следить за чистотой помещения, регулярно проветривать классы.
Болезнью школьного возраста признается и ревматизм. В последние годы некоторые ученые говорят об омоложении этого заболевания, то есть о том, что ревматизм стал чаще появляться в дошкольном возрасте и даже в преддошкольном, но все же в основном это заболевание школьного возраста, причем заболевание тяжелое, ведущее к глубоким поражениям сердечно-сосудистой системы, к ранней инвалидности детей. Причины заболевания и его возбудитель до сих пор не установлены. Однако бесспорно, что общее укрепление организма закаливанием, правильным питанием, режимом занятий и отдыха способствует выработке невосприятия к этому заболеванию. Школьными заболеваниями признаны искривление позвоночника и близорукость, связанные во многом с неправильным положением туловища во время занятии в школе и дома. При неправильном режиме, недостаточных занятиях физкультурой и пребывания на свежем воздухе у детей развиваются малокровие, заболевания нервной системы.
Подростковый период развития ребенка
Шестой период - период полового созревания, или подростковый (от 12 до 18 лет). Быстрый рост в этом возрасте приводит к заболеваниям, связанным с несоответствием, диспропорцией между ростом и величиной некоторых органов (например, сердца - это так называемое «юношеское сердце»), а также некоторые функциональные нарушения со стороны желез внутренней секреции, особенно часто - щитовидной, нарушения со стороны нервной системы - невропатия и др. В подростковый период, период бурного роста и перехода к зрелости, заболевания носят острый характер вспышек. В этом отношении особенно опасен туберкулез.
Таким образом, характер заболевания детей тесно связан с особенностями их организма в различные возрастные периоды и с окружающими ребенка условиями В различные периоды детства меняется характер заболеваний и их течение.
Основная задача здравоохранения заключается не только в том, чтобы лечить болезни, но и в том, чтобы предупреждать их появление. А задача родителей- оказывать в этом повседневную помощь: следить за своевременным проведением предохранительных прививок, за систематическими занятиями физкультурой, спортом, за правильным положением корпуса ребенка при выполнении домашних заданий, правильно подходить к детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Совместная забота родителей и работников органов здравоохранения поможет вырастить здоровым, жизнерадостным, хорошо сопротивляющимся инфекции наше молодое поколение.
Метки: возрастные периоды развития ребенка, физиология развития, болезни детей разных возрастов, физиологической развитие ребенка в разные периоды жизни.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: