С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека - это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т.д. человек обречён.
Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка "щадящих", "дружественных" определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных. Экологическое воспитание русского народа. Патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: "Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!" И спросили у волка, а он говорит: "Я что-то об этом не думал". Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки - она опять говорит: "Конечно!" Подошли к волку, а он умер… Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем наряде, родник - "журавлиный глаз…" Замечательный ответ на вечный вопрос - что такое Родина, что значит в жизни ребёнка родная природа - рассказ К. Д, Ушинского "Четыре желания": "Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень - лучше всех времён года!" В то же время этот рассказ - одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической педагогики, опирающейся на народность. К.Д. Ушинский является одним из основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета "Природоведение".
Экологическое воспитание чувашского народа. Природа у чувашей называется "светлая погода", что означает средний мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, тёмный.
Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве оберегаются языческие храмы природы - вековые дубы, которым поклонялись предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи, определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли… Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их - они не бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают основную ставку на традиционную культуру воспитания.
Экологическое воспитание в Литве. Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.В. Динейки: "Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в вечном движении! Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем! Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода! Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее! Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-родине! А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно". Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве во многом объясняются близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без своего - чужого не поймёшь.
Экологическое воспитание в Германии. В лесном ресторанчике "Монашеский дворик" недалеко от Эльгерсбурга в Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова - посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: "Человек нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома". Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках для оформления школьных и классных помещений. Они - как диалоги, как мысли и голоса веков.
этнопедагогика воспитание экологическое
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего своего сочинения, а устно (из уст в уста) передающего его из поколения в поколение. Авторы устного творчества – народ, анне отдельные личности.
Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. (Безрукова. Основы…),
Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования и вариативность, многократное исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями).
Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произведения фольклора. Широкое распространение получили богатырский эпос - олонхо, народные песни - ырыалар, сказки - кэпсээн и остуоруйа, исторические предания - былыргы сэһэннэр, представляющие собой своеобразную устную летопись минувшего, скороговорки - чабыргах, загадки - таабырыннар, пословицы и поговорки - өс хоһоонноро. В прошлом бытовали мифологические сказания о происхождении земли, растительного и животного мира, человека. Была развита обрядовая поэзия алгысы, т. е. заговоры и заклинания, а также шаманский фольклор - ойуун тойуга. Все эти произведения в образной форме воссоздают историческую, трудовую и социальную жизнь якутского народа, выражают его мировоззрение и эстетическое отношение к действительности.
Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятельности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр.
Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.
Истоки якутского олонхо восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого, в самом широком смысле этого слова - всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольскими и тунгусо-маньчжурскими племенами.
Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества - сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе. Якутский героический эпос – Олонхо, включен ЮНЕСКО в список мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества с 2005 года.
Развитие цивилизации изменило не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к его отчуждению от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Обращение к родникам устного народного творчества существенно повышает воспитательный потенциал экологического образования, что становится важным фактором, в результате которого повышается эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом занятии – это поддержание хорошего настроения, радостного чувства в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.
В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем дошкольном возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика, устное народное творчество. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.
Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств формирования экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество.
Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.
В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.
Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Устное народное творчество располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей и потенциала. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».
И по сей день бессмертными являются средства устного народного творчества: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер.
В загадках содержится великолепный познавательный материал, обогащающий детей дошкольного возраста сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления и знания. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.
Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.
Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию мировоззренческого восприятия детьми.
Огромным воспитательным потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.
Большой воспитательный потенциал и возможности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.
У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у предков якутского народа, в мировоззрении которого до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли как своей собственной. Предки не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они не смогли бы выжить, а особенно в наших климатических условиях Севера. Поэтому, кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры якутского народа: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой (ПРИЛОЖЕНИЕ). Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий.
В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что человек создан с окружающим миром по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это человеку не возможно, т.к. он еще:
- не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
- не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
- не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
- не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.
Поэтому важно основы экологической культуры закладывать и формировать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны у них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Основными идеями в разнообразной деятельности человека должны стать:
Идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);
Идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);
Идея труда в преобразовании окружающей среды.
Дети изучают произведения устного народного творчества, знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.
С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.
Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.
В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением, отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки, и якутский ысыах. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности.
Дети знакомятся и с устным творчеством народов Севера, которые и в настоящее время хранят экологические заветы и традиции предков. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, праздники и др.
Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.
При работе со сказками дети дошкольного возраста слушают чтение, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные виды задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование.
При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Дети и сами учатся составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.
При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.
При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни, пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.
Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого познавательная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.
В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств устного народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию народа. Данный опыт работы даёт возможность:
Разнообразить методы и формы экологического воспитания;
Привлечь большое количество детей к изучению народной культуры;
Углубить эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство патриотизма у детей с дошкольного возраста.
Изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.
Вывод. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества способствует эффективному формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и личностными способностями и возможностями. Приобщение к экологическому опыту народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём. Таким образом, экологическая культура представляется нам как социально-значимое качество личности, формирующееся на основе активной познавательно-практической деятельности, общения.
Быт и жизнь семьи регулировались исторически сложившимися обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Это определение с наибольшей силой проявляется у агинских бурят, что объясняется очень развитыми традициями, основанными не только на кровно-родственной связи, но и на воспитании детей в духе бережного отношения к окружающей среде и сохранения природы. В решении этой сложнейшей и многоаспектной проблемы немаловажную роль играет и будет играть воспитание детей в семье.
Рассматривать основные традиции и культуру семьи необходимо начинать с фундамента строения семьи, в том числе взаимоотношений супругов, детей и родителей. Без них, то есть без понимания этих семейных отношений не будет ясна система нравственного воспитания. Исследователь В.А. Рязановский, в книге «Монгольское право» писал: «Семейные отношения у бурят проникнуты строго патриархальными началами. Муж, отец, глава семьи, хозяин и распорядитель: он в значительной степени распоряжается личностями членов семьи и общесемейным имуществом». Также об этом свидетельствует И.Н. Эрдынеев (житель Агинского автономного округа, бывший председатель сельского совета, ныне глава фермерского хозяйства): «Главой семьи считался отец. Остальные члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Действительно у бурят, мужчина являлся главным кормильцем семьи. Он выполнял эти функции с честью, являясь надежной опорой жены, престарелых родителей и детей».
В монографии В.С. Потаева и В.Д. Дампилова сообщается, что раньше мужчина должен был обладать девятью доблестями: умением стрелять из лука, ездить верхом на лошади, навыками в нескольких ремеслах и т.д. Он выполнял самые трудные работы во время частых сезонных перекочевок в животноводстве, участвовал во всевозможных строительных работах. С течением времени, когда отцу исполнялось много лет, фактическое главенство переходило к старшему сыну.
Мать семейства, то есть жена, играла роль в решении таких важных и ответственных вопросов как выдача дочери замуж, женитьба сына, покупка больших вещей и продажа скота. Официально женщина никогда не была главой семьи. Наделенная природой функцией деторождения, кормления детей и полного ухода за ними, женщина-мать являлась непосредственным руководителем и организатором повседневной жизни семьи и, конечно же, хранительницей домашнего очага. Женский трудовой день, наполненный постоянными заботами о детях, по уходу за скотом и жилищем, длился с восхода солнца и до позднего вечера. После домашних забот вечер женщине-матери отводился на пошив одежды и обуви всем членам семьи. Несмотря на эти трудности, она рожала и воспитывала немалое число детей. Ограничивать рождение детей считалось большим грехом перед богом и человечеством. Буряты не баловали своих детей, не любили капризных малышей, так как они вырастали, как правило, эгоистами и неприспособленными к суровым условиям жизни. Самым хорошим руководством служила поговорка: «Эрхэ байнхаар, бэрхэ бай!» (по-русски «Чем избалованным быть, лучше будь удалым!»). Женщина-мать старалась воспитывать своих детей трудолюбивыми, выносливыми в любой работе. Она обучала еще совсем маленьких детей самостоятельности (кушать, ходить и следить за собой), также навыкам трудовой деятельности, то есть, помогать ей, сначала выполняя несложные трудовые поручения типа «отнести», «принести».
Буряты, как и все народы мира, считают, что труд является источником жизни. Недаром бытует поговорка: «Ажалша хунэй аман дуурэн, ажал угы хун хубхай хооhон» (У работящего рот полный, у лентяя пустой). Ребенка с 3-4 лет мать приучала выполнять несложную работу: принести дрова, сходить недалеко за пасущимся телятами, загнать скот во двор или выгнать. По рассказам 87- летней Цэжигмы Жамсоевой (с. Алханай Читинской области) с 3-5 лет детей начинали обучать верховой езде, с 5-6 лет возить копны, поить коня, пригонять скот. А чуть постарше помогать выделывать кожу, пилить и складывать дрова, убирать навоз. В 9-10 лет дети начинали косить сено.
Устойчивость семейного уклада поддерживалась воспитанием детей в духе уважения к обычаям и правилам, которые определяли взаимоотношения людей в семье и обществе. Основным рычагом нравственного воспитания считалось внушение детям почтительного отношения не только к своим родным, а ко всем взрослым. Младшие к старшим обращались на «Вы», прибавляли к имени почтительные определения «ахай» (для мужчин) и «абагай» или «эгэшэ» (для женщин). К старшим сестрам и братьям также обращались на «Вы», но только без добавления имени. «Ахай», «дунда ахай» и «баахан ахай» называли братьев, «абгай», «абжа», «дунда абгай», «хээтэй» - сестер.
В работе Ж.Т. Тумунова отражено, что испокон веков у бурят культивировалось уважение друг к другу, независимо от имущественного состояния и родовой принадлежности, запрещалось унижение достоинства. Так, обращение на «ты» (по-бурятски «шии») осуждалось окружающими, поэтому к взрослым обращались на «Вы» (по-бурятски «таа»), что свидетельствовало об уважении к собеседнику, все это настраивало на деловой лад. С особым почтением относились к старшим по возрасту, им уступали место в юрте, на сходах и зрелищах (спортивных), сборах, обонах и т. д.
Самой святой обязанностью считалось почитание родителей. С малых и сознательных лет детям внушалось, что они обязаны «оплатить» родителям долг за то, что они их вырастили. Также они обязаны создать условия для нормальной, спокойной и безбедной старости. Не признавать и оставить родителей считалось огромным грехом. А вообще, раньше среди бурят не было ни одного пожилого человека, который был бы оставлен детьми без присмотра и без внимания. Даже раньше в деревнях бездетных пожилых не оставляли без малейшего внимания.
Дети с младенческих лет на примере родителей учились гостеприимству. Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, находил приют и покой в доме бурята. Заплатить за гостеприимство чем-нибудь, означало оскорбить хозяина. Раньше существовало устойчивое выражение: «Зоной айл, зон угы айл» (Семья, посещаемая народом и не посещаемая народом). Первая считалось гостеприимной, а ко второй относились пренебрежительно. В народе ходила старинная поговорка: «Хуниие хундэлхэ, оорыгоо хундэлхэ» (Уважишь и угостишь человека - уважишь и угостишь себя). Старики при каждом подходящем случае приводили поговорки о том, что человек без людей не имеет силы, не может жить - «hурэгhоо таhарhан мал шонын хунэhэн, нухэрhоо таhарhан хун дайсанай хунэhэн» (Скот, отбившийся от стада - пища для волков, человек, оторвавшийся от товарищей - пища для врага).
Когда ребенку исполнялось 3-4 года, его учили здороваться и вставать, когда в дом входили взрослые и, особенно, пожилые люди, а немного позже и подносить чай. Подавать людям что-либо или принимать от них полагалось только правой рукой, случае надобности, не проходить перед сидящими, а позади них. Сидеть нужно, не вытягиваясь в сторону старших, не пересекать им дорогу, также категорически нельзя было вмешиваться в их разговор (старших). На столе еду с общей тарелки нельзя доставать раньше старших.
Каждый человек, гость или случайный путник, встречал радушный прием. Хозяева считали своим долгом накормить гостя. Отказ принять гостя, даже совершенно незнакомого человека и любой национальности, рассматривался сородичами как позор для доброго имени народа. Ни одного человека, пусть даже ближайшего соседа, не выпускали из юрты без угощения. Все это сопровождалось вежливыми жестами, то есть прием на должном уровне. За стол садились строго по возрастному принципу, первым на почетном месте садился самый старший, рядом следующий по возрасту. Если же оказались ровесники, то первым садился, тот, у кого старше отец. Для угощения самых близких родственников и сватов, давно не бывавших у них, хозяева специально резали овцу, чтобы накормить мясом. Провожая гостей из юрты, выходили вместе с ним. Отвязывали коня и подавали гостю повод обеими руками.
С патриархальным бытом были связаны и представления о недопустимости воровства. Старинная поговорка гласила: «Нэрээ хухаранхаар, яhаа хухарбал дээрэ» (Лучше сломать свою кость, чем опорочить свое имя). Если бурятский человек попадался на воровстве, то раз и навсегда терял свое доброе имя. Самыми достойными людьми считались - люди смелые, честные, стойкие, благонравные и разумные, а также спокойные, уважительные и гостеприимные. Не одобрялись, то есть не уважали нечестных, легкомысленных и капризных. Самой недостойной слабостью считалось даже публичное выражение горя при потере родных. Старики воспитывали у молодых твердость, стойкость характера.
Издавна буряты презирали людей, не знавших своей родословной. Поэтому, с самых малых лет детей приучали знать своих предков по мужской линии. Дед или отец перечислял около восьми-десяти и больше поколений, рассказывал мальчику, кто от кого был рожден и путем многократных повторений добивался того, что мальчик заучивал свою родословную. Необходимо было знать всех своих дядей и теток, двоюродных и троюродных братьев и сестер. По материнской линии ограничивались знанием дедушки и бабушки, братьев, сестер матери и их детей. Дети называли отца «аба», мать «эжы», дед по отцу «хугшэн аба», а бабушку по отцу «хугшэн эжы», дед по матери - «нагаса аба», бабушка по матери - «нагаса эжы». Братьев отца племянники называли «абга» (дядя), но каждого из них персонально называли «ахай», «дунда ахай», «баахан ахай», «бишиихан ахай». Сестер отца, а также старших сестер дети называли «абгай», «абжа», «дунда абгай», «хээтэй», «абгай». Мужей теток и старших сестер называли «хуряахай» (зять). Жены братьев по отношению друг другу «бэреэдууд». Мужчины, женатые на сестрах - «база» (свояки). Дети братьев - «уеэлэ», а дети этих «уеэлэ» - «хаяали», дети сестер - «булэ». Внуки от сына - «аша», правнуки - «гуша», праправнуки - «душэ», внуки дочерей - «зээ».
У бурят в семье бездетных почти не было, поэтому широко распространены были обычаи усыновления детей (усыновляли у своих близких родственников в младенческом возрасте). Каждая бездетная семья старалась усыновить детей, в особенности мальчиков, чтобы они продолжили род и не дали погаснуть огню в очаге.
В каждой бурятской семье постоянно стремились вырастить детей порядочными продолжателями своего имени, поэтому родители уделяли внимание не только правильному воспитанию детей, но и их семейному устройству. К созданию будущей семьи своих детей готовились заранее. Поэтому этот процесс начинался с выбора невесты родителями будущего жениха. Каждая семья стремилась иметь трудолюбивую, добрую и красивую невестку (по-бурятски «бэри»). Основным критерием, которым руководствовались при выборе невесты, была ее родовая принадлежность («уг гарбал»). Буряты издавна знали, что вступление в брак, лиц одного рода ведет к ослаблению умственного и физического здоровья потомства, а иногда рождению умственно отсталых, то есть неполноценных детей. Об этом высказывал сибирский этнограф прошлого века А.П. Щапов, исследовавший жизнь бурят Киренского и Ленского инородческих ведомств, писал следующее: «Вследствие удрученности женщины, продолжающейся во всю ее жизнь, не исключая и периода беременности, и вследствие вековой замкнутости родового генезиса в пределах бурятской родовой общины между весьма немногими, давно уже перероднившимися между собой родами, - женщины у бурят, как, оказывается, весьма часто родят ненормальных детей, уродов». (Тумунов Ж.Т., 1998) Поэтому нашими предками был установлен запрет на вступление в брак лиц одного рода, ставший народной традицией, соблюдавшейся агинскими бурятами неукоснительно.
Рост восточных культур всегда проходил в едином русле. И этим руслом была религия. Ярким примером является тибетская культура, в которой духовные и даже материальные элементы были обусловлены религиозной жизнью.
Материнские уроки нравственности глубоки и бесценны. В Монгольской хрестоматии (II том), переведенной на русский язык известным русским востоковедом Ковалевским, перечисляются десять добрых добродетелей и десять черных грехов. К десяти добродетелям относятся:
Защита и охрана чужой жизни (по-бурятски «Хуниие хамгаалха, ажа байдалдань туhалха»);
Обильная раздача милостыни («Зобоhон тулиhан хуниие хундэлхэ»)
Хождение путем чистоты («Арюун харгыгаар ябаха»);
Умиротворение враждующих («Дайсадуудые эблэруулхэ»);
Приятные и спасительные разговоры («Аятайхан ба ашатайхан хооролдоон»);
Правдивость («Унэн сзхэ зан»);
Полезные и душеспасительные беседы («Туhатай ба сэдьхэлдэ ашатай хооролдоон»);
Умеренность («Нэгэ янза»);
Милосердие («Энэрхэг зан»);
Стремление к восприятию истинного учения («Унэхоороо hургаалда эрмэлзэлгэ»).
Важными буддийскими наставлениями являются десять черных грехов (по-бурятски «Арбан хара нугэл»), которые категорически запрещалось совершать. Они делятся по буддийскому вероучению на три разряда: грехи тела («Бэеын нугэл»), слова («Угын нугэл») и мысли («Бодолой нугэл»). К грехам тела относятся: лишение жизни, то есть убийство; присвоение чужого, то есть воровство («Хулгай»); любодейство. К грехам языка относятся ложь, злословие, грубость и суесловие (поселение и сеяние раздоров). К грехам мысли относятся: скупость, злоба и превратные мысли.
Основами нравственного воспитания служили 6 заповедей буддизма:
Не убивать;
Не воровать;
Не предаваться распутству;
Не лгать;
Не пить спиртных, то есть опьяняющих напитков;
Не рвать растения, не убивать живые существа, ибо это тяжкий грех.
На усовершенствование семейных отношений у бурят, особенно агинских, немалое влияние оказал буддизм. В одном из его наставлений указаны следующие обязанности родителей по отношению к детям:
Отвращать детей от порока;
Укреплять в добродетели;
Давать хорошее воспитание;
Женить детей на хороших девушках;
В должный момент отдавать в их руки наследство.
Также были установлены обязанности детей по отношению к родителям:
Помогать родителям;
Исполнять обязанности, возложенные на них родителями;
Бодрствовать над их добром;
Быть достойными их наследниками;
Когда родители умрут, чтить их память. (Тумунов Ж.Т., 1998)
Одной из важнейших заповедей буддизма, как отмечено выше, является бережное отношение к окружающей природной среде. В настоящее время необходимо воспитывать людей, особенно подрастающее поколение, в духе почитания этих основополагающих заповедей.
Сегодня мы вынуждены возрождать спасительную ответственность за природу, помогать ей окрепнуть в юных душах, чтобы она, в свою очередь, помогала нам сохраниться на Земле. Байкальский регион обладает разнообразным ресурсным потенциалом растительного происхождения. Особую ценность представляют ресурсы лесов, степей и лугов, также хозяйственно-ценные лекарственные, пищевые, пряно-ароматические растения. Однако использование этого природного потенциала не должно наносить ущерба целостности растительного комплекса на всей территории региона. В лесах степной зоны отмечены снижение прироста древостоя, кормовой ценности степей, формирование деградированных угодий, которых уже более 200 тыс. га. Растут площади песков.
Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы или выбор пути предотвращения экологической катастрофы. Нужно основательно изменить образ и принципы мышления и поведения, экономические и экологические, общественные и государственные, образовательные и юридические ориентиры. Нужны иные пути развития промышленности, сельского, водного и лесного хозяйств, мелиорации и освоения земель, изменение приоритетов капиталовложений.
Особое значение имеет введение новых систем, принципов и норм ответственности за разрушение и деградацию природы и природных ресурсов.
Множество малых и больших проблем во весь рост встают сегодня перед педагогами. К сожалению, в течение многих десятилетий в нашем регионе, и в целом по России не велась и сейчас не в полной мере ведется идеологическая работа в области экологии и охраны природы, не проводятся необходимые мероприятия по формированию экологической этики и культуры, не получило широкого развития природоохранное образование среди населения.
Так, проведенный нами анализ связи традиционного природопользования с культурой и бытом бурятского народа, а также опрос методом свободного интервью по экологическому воспитанию выглядит следующим образом. В ходе анкетирования в Дульдургинском районе Читинской области приняли участие 67 респондентов. Большинство респондентов - это женщины (92%). Из числа опрошенных высшее образование имеет 26 человек или (39%), среднее специальное - 19 человек или (28%), среднее - 8 человек (12%), начальное и без образования - 14 человек (21%). Среди опрошенных 11 человек (16%) - работающих и 56 безработных, пенсионеров (84%). На вопрос о необходимости соблюдения культурных традиций коренного народа ответили «да» - 6 человек, что составляет (9 %), «в неполной мере, не всегда» - 10 человек (15%). А остальные - 51 человек, что составляет 76% - ответили что об этом не задумывались. Экологическая неграмотность основной части населения (76%), неполнота данных об экологической обстановке приводит к тому, что население не может объективно оценивать экологическую ситуацию и зачастую не понимает значение человека в гармонии с природой. Для изменения существующего положения нужна единая комплексная система распространения информации, доступная всем слоям населения. Необходимо учитывать удаленность, труднодоступность населенных пунктов и плохое обеспечение средствами массовой информации.
Несоблюдение экологической культуры и традиций предков сегодня является одной из причин нарушения природного равновесия.
Г.Т. Павлова описывая нравственный идеал наших предков, говорит о том, что каждая река, озеро, лес, гора имели своих «эжинов» (хозяев). Эжины оберегают людей и заботятся об их благополучии. Они невидимы, призрачны. Ежегодно люди поклонялись «эжинам» местностей. Летом проводились тайлганы, с целью просьбы у богов, «эжинов» благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед, несчастий. Тайлганы устраивались на святых местах - на горе, у подножия горы, на берегу реки, озера.
«Эжины» рек, озер живут на дне. Поэтому раньше старались не шуметь у воды, не сбрасывать хозяйственные и бытовые отходы, нечистоты и не проливать кровь (прекрасная традиция, которую нужно всецело поддерживать!). Особенно трепетно и трогательно относились к Байкалу. Люди обожествляли его, считали священным и великим морем Эхэ-далай. На его берегу не произносили грубые слова, не говоря уже о брани, ссоре. Также они считали за великий грех селиться вблизи вершин, ключей.
В ведении «эжина» тайги находился весь животный и растительный мир тайги. «Эжин» тайги добрый, но не терпящий грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневить его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, бережно относиться к растениям. Срубить без причины дерево, значит, укоротить жизнь себе и потомкам. Образ человека воспринимали схожим со стволом дерева, увенчанного головой-кроной, впитывающего солнечные лучи и тепло. Буряты на зиму раньше не заготовляли дров из живого дерева, а использовали для топлива сухостой и валежник. Кедр, ель, лиственница почитались как «мунхэ-модон» - священные вековые деревья, возле них устраивались обряды и приношения.
Почитанием и различными ритуальными обрядами характеризуется отношение бурят к животным, в основе которого лежит идея общности мира людей и мира животных.
Наиболее ярко эта идея выражена в тотемах бурят, согласно ей прародителями родов были волк, лебедь, бык, орел, налим. Считалось, что за убийство определенного количества черных лосей, змей, медведей охотник мог поплатиться своей жизнью. Соответственно этому накладывались ограничения времени, места и масштаба охоты, сбора растений.
Повышение уровня экологических знаний и их практическое применение зависят от внутренней настроенности, психологической готовности к этому. Пробуждение чувства сострадания ко всему живому является приближением к буддийскому идеалу. Г.С. Санжадаева пишет, что в народе особо ценились люди, которые могли предсказать изменения в природе, от этого зависела вся жизнь номада. Но большинство примет должен был знать каждый человек. Эти фенологические наблюдения можно разделить на группы:
Наблюдения, связанные с небом.
Если на закате солнца небо облачное, то следующий день будет ненастным.
Если на закате солнца мерцают звезды, то ожидается похолодание.
Если зимой вокруг луны образуется ореол, то ожидается непогода.
Если новый месяц с острыми концами, то ожидается мороз.
Если радуга взошла над сушей, то дождь скоро прекратится.
Если радуга взошла над рекой, озером, то дождь будет продолжаться.
Поведение животных, птиц, рыб, насекомых
Если ласточки низко летают над землей, то ожидается дождь.
Если муравьи закрывают вход в муравейник, то ожидается дождь.
Если вечером много мелкой мошкары, ожидается дождь.
Если телята бегают, задрав хвосты, ожидается дождь.
Если рыба ушла от берегов в глубину, ожидается дождь.
Самой высшей ценностью является живая природа. И все, что существует в природе - деревья, птицы, травы и человек - все неповторимо и уникально. Человек живет не только ради будущего, он живет сейчас, и следовательно, каждое мгновение его жизни должно быть наполнено осознанием этой неповторимости. Такое мироощущение обязывает человека быть ответственным за все, с чем он имеет дело, настраивает его на творческое отношение к окружающему миру и к себе.
Таковы традиции по отношению к окружающей природной среде у бурят Байкальского региона. Поэтому на сегодняшний день самой ошибочной является попытка подчинения природы человеку. Развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие были основные, традиционные принципы воспитания связанные с природоохранной деятельностью подрастающего поколения?
2. Что считается основным стержнем почтительного отношения к старшим?
Соблюдаются ли сейчас такие традиции? В каких районах часть традиции сохранена?
3. Как должны относиться дети к страшим людям и родителям?
4. Что вы знаете о гостеприимстве?
5. Какие поговорки вы знаете о гостеприимстве?
6. Каковы принципы достойных людей?
7. Перечислите десять добродетелей и десять черных грехов?
Задания для самостоятельной работы
1. Расскажите, как вы встречаете гостей.
2. Составьте рассказ о достойном поведении сверстников и друзей.
Темы для рефератов
Возрождение традиции буддизма.
Семейные традиции и обычаи.
Литература
1. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ, 2001.
2. Бальжинимаев Б.Ц. История родного края. - Агинское, 1998.
3. Иметхенов А.Б., Куликов А.И., Атутов А.А. Экология, охрана природы и природопользование: Учебник для ВУЗов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. - 420 с.
4. Павлова Г.М. Народные традиции как основа современного экологического воспитания //Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.105.
5. Санжадаева Г.С. Экологические традиции и традиционной культуры Бурятского народа //Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.110.
5. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. - Чита, 1998. - С.56,58.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет., т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передаче чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.
Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.
Начинать я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, наряду с малыми фольклорными средствами использовать народные сказки, песни, поговорки, приметы.
Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- вёдрышко». При появлении радуги «Радуга- дуга».
При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.
« Как у нашего кота
Шуба очень хороша»
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:
*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.
*Птицы сидят, нахохлившись - к дождю.
*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.
После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.
Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.
*Невидимкой озорной: все играет он с травой
Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)
*Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова. (одуванчик)
Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.
Совместно с музыкальным руководителем проводить развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе.
Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.
Министерство образования и науки РФ
Иркутская область, Нукутский район
МБОУ Новоленинская СОШ
Марактаева Евгения 8 класс
Табитуева Людмила Николаевна, учитель начальных классов
Исследовательская работа
Экология в традициях и обычаях народов Прибайкалья
Номинация: «Этнокультурные традиции и их взаимодействие с экологическими ценностями народов Прибайкалья»
с. Новоленино – 2013 г.
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие сведения
1.1. Географическое положение……………………………………………….......................…….4
Глава II.Обычаи и традиции
2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят…………………………....4
2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания…………………………………………………..5
2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья…………………………...…5
2.4. Обычаи и традиции охотников………………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………..………………9
Литература……………………………………………………………………………………..…...10
Введение
Самостоятельно растет только бурьян, сама по себе распространяется только глупость. Современное экологическое мышление необходимо выращивать, как выращивают культурный злак. Выращивать, беря все лучшее от мировоззрения наших предков и других народов. А недомыслие их видеть и прощать. Это и будет залогом нашей дружбы с природой в будущем.
Цель: осветить отношения с природой бурятского этноса, проживающего на территории Иркутской области с точки зрения обычаев и традиции, культурного наследия предков.
При разработке темы ставились следующие задачи:
1. Совершить обзор сказаний, легенд, быта и обычаев бурят, проживающих в Иркутской области и их взаимосвязь с окружающей средой.
2. Исследовать экологические традиции бурят, проживающих в Иркутской области.
3. Рассмотреть подробно основополагающие для общества экологические традиции семейного воспитания, хозяйственного быта и охотников.
Актуальность темы неоспорима, так как экологические традиции коренного населения Прибайкалья возникли под влиянием природы. Они зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма. В понимании наших предков человек – продукт неба и земли. Древнейший обычай поклонения сохранился и до наших дней. Во время особых торжеств, кропят трижды на юг в знак почтения огню, потом повторяют то же на восток, почитая воздух, потом на запад, выражая почтение воде, и, наконец – на север – в память умерших.
Экологические традиции – совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природой. Моя задача, как можно больше собрать материала об этих традициях.
Первый этап заключался в работе с литературой, сбор информации. Второй - заключительный этап - это анализ информации и написание реферата.
Глава I Общие сведения
Географическое положение
Иркутская область расположена юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски, почти в центре Азии. Протяженность территории с запада на восток 1318км., с юга на север 1450 км., что превышает расстояние от Рима до Лондона. Большая протяженность территории обусловила разнообразие природных условий. Третьей координатой географического положения является абсолютная высота местности, которая изменяется от 158 до 2999м. и проявляется, как и протяженность, в климатических показателях, характере почв, растительности, водности рек. Область находится в седьмом часовом поясе. Разница во времени между Москвой и Иркутском- 5 часов.
На юге, юге-востоке область граничит с республикой Бурятия, Читинской областью, на западе и северо-западе - с Красноярским краем, на юге-западе - с республикой Тыва, на севере и северо-востоке - с республикой Саха. Протяженность границы области 7240км.: сухопутная-6720км., водная-520км.
Территория Иркутской области приходится на лесной природный комплекс, который разрежен островами степей и лесостепей. Значительная часть территории области занята горно-таежными и горно-тундровыми природными комплексами.
Область удалена от морей и океанов. Расстояние от Иркутска до Балтийского моря 4500 км., до Северного Ледовитого океана – 3000 км., до морей Тихого океана – 2500 км.
Глава II . Обычаи и традиции
2.1. Экологическое мировоззрение и экологические заповеди бурят
На протяжении столетий духовным стержнем верований бурят был шаманизм. Он образовывал мировоззренческое ядро местной культурной традиции. Шаманизм ориентировал человека на достижения счастья в земной жизни. Земная же жизнь протекала в естественном или внешнем мире. Отношение к природе, поэтому не было отношением субъекта к объекту. Наоборот, на весь внешний мир распространился принцип родства и свойства. В плане гармонизации природо-человеческих отношений, этот принцип срабатывал куда эффективнее, чем самые лучшие доводы экологов в настоящем: он обеспечивал естественные поведенческие нормы, которые не противоречили первой и главной экологической заповеди – уподобляйся природе.
Ко второй экологической заповеди «не навреди» можно отнести обычай не вторгаться без нужды во чрево матери-земли – царапать, ковырять земную поверхность, за пределами пашни и подворья; или обычай брать на дрова преимущественно сухостой. Запрещалось: лить воду на лесную тропу, валить живые деревья вблизи поселений и стоянок, рубить ель, пихту, кедр, убивать определенные виды животных. Примечательно выделение под запрет именно тёмно-хвойных пород деревьев – трудно восстановимый ресурс.
2.2. Обычаи и традиции семейного воспитания
У бурят проживающих на территории Иркутской области была издревле сложившаяся система экологических ценностей, гуманного и глубоко нравственного отношения к природе. Это была определенная философия отношения к природе, пронизанная ее почитанием и уважением, любовью и благоговением. Природа рассматривалась не только как дом и кров, а как основа и условие благополучия и богатства, радости и здоровья.
Наши предки считали себячастицей единой и неделимой природы. Считали себя единокровными детьми и порождением единого древа природы. Они не возвышались над природой, не считали себя ее владыками.
Безусловно, существовала целая система образования и воспитания детей, пронизанная экологическим смыслом. Отличительной чертой следует назвать раннее обучение и приучивание детей к самостоятельности, к труду.
Малыши с двух-трех лет уже умели обращаться с некоторыми предметами домашнего обихода, а в пять-шесть лет они могли пасти скот, доить коров, участвовать в заготовке кормов. Причем воспитание осуществлялось дифференцировано. Мальчиков учили исконно мужскому делу и роду занятий, а девочек соответственно быть хозяйками юрт, домов.
Природа воспринималась как Великий Учитель. Об этом можно прочитать в различных сказаниях и легендах, сказках и молитвах, пословицах и поговорках. И дети успешно постигали мир природы, например, хорошо знали повадки, характер и особенности домашних и диких животных, а в детских рисунках умели передавать образы внешнего природного явления.
2.3. Обычаи и традиции хозяйственного быта бурят Прибайкалья
До конца XIX века в бурятском скотоводстве преобладали экологические по своему значению способы хозяйствования. Система природоохраны была заложена и в нормах неписанного и государственного права. Так, в Основном законе Монгольского государства времен Чингисхана "Яссе" вскапывание земли, осквернение и разрушение природы на подвластной ему территории влекли за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.
В течении последних трех столетий для бурят Прибайкалья было характерно сочетание скотоводства с земледелием и лесными промыслами. Пальму первенства держало скотоводство: им определялся общий режим деятельности отдельных хозяйственных единиц и их совместное давление на природу.
Щадящим было и пространственное размещение хозяйственных единиц. Буряты избегали их чрезмерной частоты. Они жили улусами – небольшими поселениями. Каждый улус имел в своем распоряжении функционально разнообразные угодья. Собственно кормовая база тоже была мносоставной: она складывалась из приусадебных и дальних покосов, ближних выпасов и отгонных пастбищ. Так хозяева пользовались землей по сезонам и от каждого участка брали самое ценное и нужное. Одновременно исключалась слишком большая нагрузка на ограниченные площади. Благодаря уникальности в своей сущности и ценности утужной системы ведения сельского хозяйства, никогда не допускался перевыпас пастбищ, несмотря на огромное количество домашнего скота, а в летнее время удавалось заготовить превосходное сено.
Наряду с запретами на действие землепользования были запреты на территорию. Выделение запретных мест, так называемых куруков, было давней центрально-азиатской традицией. В этих местах нельзя было жить, пасти скот, сеять и охотиться.
Почтительное отношение к природе сказалось даже и в конструкции традиционной бурятской обуви, в которой специальная приподнятость носа имела определенный смысл - чтобы при ходьбе не повредить землю, находящихся в ней живых существ. Нельзя не отметить особенности и свойства традиционной бурятской юрты, деревянной и войлочной. Она представляет собой уникальное экологическое сооружение, удивительным образом приспособленное к природным условиям Сибири. В летний зной в юрте - спасительная прохлада, в холодное время - огонь в очаге дает бодрящее тепло.
2.4. Обычаи и традиции охотников
Когда приходил сезон охоты, буряты одевались в нарядные шубы и проходили обряд очищения, потому что считалось, что они едут не бить зверей, а в гости к хозяину тайги. Поэтому их поведение в тайге было подчинено привычкам хозяина тайги и привычкам других духов-хозяев местности.
Нельзя было в тайге петь песни и громко кричать, особенно свистать. Также нельзя хвастаться, обманывать, ругаться, быть неряшливым, разводить грязь и беспорядок, валить деревья возле зимовья, бросать в огонь шерсть, войлок или всё, что издаёт при горении зловоние.
Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги», полагали, что он щедро одаривает тех, кто ему понравится.
Счастье у бурят раньше складывалось из 77 частей, и в них была вся жизнь. Вот некоторые из них:
– чтобы мора на зверей не было,
– чтобы птицы плодились,
– чтобы трава не высыхала,
– чтобы лес не высыхал,
– чтобы земля не пересыхала.
До нашего времени дожили некоторые легенды о возникновении бурятских родов, связывающих своё происхождение с животными и птицами. На свой тотем люди рода не охотились и мясо его в пищу не употребляли.
Хори-буряты, например, произошли от небесной девушки-лебедя, на которой женился сметливый Хоридой, похитив её одежду во время купания. Легенда заканчивается тем, что, став матерью 11 сыновей, которые впоследствии стали родоначальниками хоринских бурят (11 родов), женщина обманывает мужа и, овладев своей лебяжьей одеждой, покидает семью со словами: «Вы земные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою Родину! Весной и осенью, когда летят лебеди, делайте обряд в честь мою». С тех пор, когда летят лебеди, проводится обряд брызганья молоком или чаем.
Буряты очень уважительно относились к медведю. Они называли его «чёрная косуля», «царь человек», «старик в дохе». Медведя представляли себе охотником и шаманом. По легенде это был прежде очень могучий человек. Бог, видя, что люди не могут с ним справиться, отрубил ему большой палец, чтобы силы стало меньше, и обратил в зверя. Поэтому считалось большим грехом убивать детёнышей медведя или беременную самку, так как медведь - это человек, сородич.
Никогда не убивали спящего медведя, как бы давая ему шанс уйти. Перед убитым медведем очень извинялись и с весьма виноватым видом говорили: «Мы совершили ошибку, пожалейте нас, простите нас!» или «Мы пришли к вам в гости и нечаянно, испугавшись, убили...»
При всём стремлении к получению богатой добычи нельзя было преступать меру дозволенного: убивать зверей понапрасну, оставлять подранков. За всю свою жизнь бурят-охотник не должен был убивать свыше 99 медведей. Считалось, что у жадных охотников могут погибать дети, как бы взамен убитых сверх меры зверей, или же смерть грозила ему самому.
Отголоски культа марала сохранились вблизи Байкала до настоящего времени, о чём свидетельствует поверье, бытующее у булагатских и эхиритских родов: «Если убьёшь сто тетеревов, потеряешь лошадь; если убьёшь марала или изюбря, потеряешь близкого человека». Буряты верили, что олень, когда «трубит» во время осеннего гона, произносит заклинание: «Тот, кто намерен убить меня, - пусть не доживёт до старости, тот, кто приходит слушать меня, - пусть обретёт долголетие».
Охотничьи обряды, правила, запреты, выработанные бурятскими охотниками на протяжении веков в условиях суровой таёжной жизни, требовавшей максимальной выдержки, рассудительности, взаимопомощи, являлись изначально элементами промысловой этики и технологии, удачно сочетаемыми с требованиями природы.
Благодаря шаманам, эта этика превратилась в свод таёжных законов, нормы обычного права жителей Прибайкалья. Правильный подход к определению поведения охотника в окружающей среде обеспечивал ту гармонию человека и природы, которой достигли буряты, которая теперь утеряна. Шаманизм укреплял эти обычаи и представления, корректировал взаимоотношения отдельных членов со своим сообществом и природой.
Заключение
Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Для окончательной оценки экологических традиций бурят важно учесть следующее. Во-первых, очевидна грань между подразделениями запретов на рекомендуемые и безусловные, которые помогали понять степень ожидаемого вреда для природы. Во-вторых, примечательно выделение под запрет именно темнохвойных пород деревьев, ныне классифицируемых как трудно восстановимый природный ресурс. В-третьих, трудно отрицать в куруке прообраза современных заповедников, заказников, национальных парков. Весьма существенно и то, что некоторые из запретов получили законодательное оформление, т.е. нарушения этих запретов были осознаны и зафиксированы как преступления против общества.
Традиционная народная культура бурят представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Возможно, ли все это вернуть возродить и развить? Да, если мы воспримем идею нравственного абсолюта, необходимость духовного возрождения и формирования экологической этики и культуры экологического мировоззрения и ответственности. Люди еще могут спасти природу, защитить и сохранить ее. Будем надеяться на это. И пусть в этом нам поможет многовековой опыт народа, его нравственная культура, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, останется самый обоснованный справедливый культ, имеющий право на существование - культ природы.
В заключение хочу отметить, не важно, к какой этнической группе мы относимся, мы живем на прекрасной земле, где проживают люди разных национальностей, и если мы с вами будем ценить обычаи и традиции каждой нации, то наша Родина станет еще прекраснее.
Литература
1. Зориктуев Б. Р. «Буряты».,У.- У., 2000 г.
2. А. М. Туманов «Сокровища культуры Бурятии», Москва, 2002 г.
3. Интернет ресурс: www.cbs.irkutsk.ru, ru.wikipedia.org.