Национальный костюм для церемонии венчания – важная и значимая составляющая материальной и духовной культуры татарского народа. Наряд должен быть обязательно скромным, богато декорированным, колоритным, ярким, женственным, элегантным в этом настоящая культурная ценность. Разумеется, речь идет о национальном свадебном платье. А есть ли отличия между ним и современной вариацией венчального наряда? Стоит разобраться!
История
Раньше, согласно особенностям татарской свадьбы, принято было, чтобы родители презентовали будущей молодой ткань для пошива венчального одеяния. Либо же девушка выбирала понравившийся отрез полотна из свадебных даров жениха, преподносимых за неделю до торжества.
Коран учит иметь лишь самые необходимые вещи, избегая излишеств, поэтому праздничной одеждой становилась та, которая носилась позже и в обычной жизни. Это могли быть:
- туника (иногда в комплекте со штанами);
- платье свободного кроя;
- традиционный национальный костюм, подходящий для любого случая, – рубаха, нагрудник и брюки.
Немногим позже в моду вошли камзолы и бешметы. Это верхняя одежда: камзол – приталенный коротенький жилет, бешмет – длинное, зауженное на спине пальто. Их принято было декорировать мехом, золотой вышивкой, застежками из серебра, заменявшими стандартные пуговицы. Цветовая гамма праздничных нарядов разнообразием не отличалась, татарские свадебные платья могли быть трех цветов:
- изумрудного;
- бордового;
- ярко-синего.
В современном Татарстане невеста вправе самостоятельно выбрать цвет и фасон венчального платья, а также ткань для него.
Особенности
Традиционное татарское свадебное одеяние обязательно должно быть целомудренным, прикрывающим все тело новобрачной: шею, зону декольте, руки, ноги. Оставлять открытыми для взоров гостей разрешалось лишь кисти рук и лицо.
Татарские костюмы характеризуются ярким цветом, присутствием бархата и узоров, по большей части золотого цвета. Основные черты и детали национального венчального наряда:
На современных татарских свадьбах все чаще встречаются , стилизованные из европейских манер, но особый колорит национального костюма в них все-таки сохраняется. Традиционный головной убор надевают все реже, вместо него используют хиджаб, или просто пышную фату, подчеркивающую красоту прически. Из обуви невесты предпочитают туфли на невысоком каблуке.
Фасоны
Нынешние модернизированные наряды несколько отличаются от народных. Преимущественно используются традиционные белые платья, которые могут быть дополнены контрастными деталями, выполненными в трех основных национальных цветах. Приветствуются также светлые оттенки подвенечной одежды: мятный, нежно-голубой, розоватый.
Нравственные запреты стали немного терпимее и к фасонам – девушка может себе позволить выбрать наряд с открытыми руками или неглубоким декольте. Самой популярной моделью среди татарских модниц стало свадебное платье А-силуэта с пышной юбкой. Это универсальный крой, который смотрится элегантно и стильно на фигуре любого типа.
В татарских свадебных салонах предлагаются и другие, востребованные нынче во всем мире, фасоны подвенечных платьев:
Ткани и декор
Если раньше самым ходовым материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами позумента из золотых нитей, то сегодня ассортимент, безусловно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют волокна синтетики, чтобы платья становились более практичными. Свадебные наряды стандартно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшие кружева, подчеркивающие женственность, нежность и воздушность свадебного образа.
Многочисленные модернизированные идеи оформления венчального наряда в большинстве имеют европейские корни. Татарская вышивка – то, что осталось в свадебных платьях неизменным: колоритные золотистые орнаменты, растительные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает облику невесты особого шарма, женственности, королевской неповторимости, да и выглядит подобное украшение очень дорого и утонченно.
Заключение
Уникальность, особое изящество – то, что отличает мусульманские свадебные платья (татарские, в том числе). При всей своей закрытости наряд выглядит очень богато и подчас является настоящим произведением искусства. В отличии от европейской подвенечной одежды, он не стремится выставить красоту невесты напоказ, а, наоборот, деликатно и ненавязчиво подчеркивает их. Такие платья на 100% соответствуют веками складывающимся свадебным канонам, в которых новобрачная должна быть воплощением невинности, чистоты и целомудренности.
Для любого человека свадьба - ответственный и серьёзный шаг. Современный обряд брачной церемонии немыслим без изысканного ресторана, дорогих автомобилей, а также пышных нарядов. Сегодня в таком же духе проходят и мусульманские, в частности, крымско-татарские свадьбы. Но многие вековые традиции татар до сих пор являются обязательной частью обряда.
Татарская свадьба состоит из нескольких периодов, среди которых предсвадебный этап, непосредственно церемония, а также действия, которые происходят после нее.
Итак, в данной статье рассмотрим них более подробно.
Выбор невесты
Изначально у молодых людей была возможность познакомиться на религиозных праздниках, других свадьбах. Там юноши выбирали себе невесту. При этом выбор парня основывался не просто на симпатии - учитывалась также репутация девушки и всей её семьи, доброта, трудолюбие и ум избранницы. Как только юноша назовёт одному из своих близких имя понравившейся девушки, сразу же о характере невесты и о ее семье наводятся справки. В случае, если молодые люди друг другу понравились, происходит сватовство.
Сватовство
В гости к невесте со стороны жениха отправляются сваты - къудалар. В основном это уважаемые люди. Среди них могут быть близкие родственники юноши, которые отправляются в дом семьи девушки, чтобы выяснить о ней больше, а также обменяться подарками с родными невесты.
Если девушке юноша понравился, то она ему через посредников передаёт белый расшитый платок. В свою очередь къудалар дарят девушке духи и ювелирные украшения, а также всевозможные сладости. Всё это непременно красиво упаковывается и оформляется бантами и лентами. Родственники жениха тоже уходят не с пустыми руками. Им необходимо передать юноше несколько носовых платков, рубашек, украшенных узорами, вышитыми невестой, а также несколько подносов с выпечкой и конфетами, которые тоже красиво упакованы. Потом сваты обсуждают дату обручения и удаляются.
Обручение
Рассматривая традиции татарской свадьбы, стоит отметить, что обручение (агъыр нишан) происходит через пару недель после сватовства. Оно также проходит у невесты. Къудалар, число которых теперь составляет около пятнадцати человек, подносят девушке бохча - узел, полный гостинцев для избранницы и её родственников. Взамен же они получают ответные подарки. В этот момент между сторонами оговариваются дата и все детали предстоящего торжества.
Вечер-прощание у невесты
Девушка демонстрирует гостям, среди которых присутствуют и родственники молодого человека, своё приданое (оно готовится с момента рождения). Чем семья невесты богаче, тем разнообразнее и больше её наследство.
Окрашивания хной рук девушки
Далее семьёй невесты накрывается праздничный стол и происходит ритуал окрашивания хной кистей рук наречённой. Есть мнение, что чем сильнее у невесты разрисованы руки, тем у молодых будет богаче совместная жизнь. Потом остатками краски разрисовывают руки остальных девушек, тем самым желая им скорейшего и благополучного замужества. Это всё проходит с танцами и песнями.
Сбривание бороды
Накануне свадьбы в доме жениха проходит древний обряд: приглашенный парикмахер торжественно сбривает бороду молодому человеку (траш геджеси). Этот процесс является символом прощания со свободной жизнью, а также приобретением статуса женатого человека. Родители после процедуры благословляют сына.
Обряд бракосочетания
После всех вышеперечисленных действий проводится уже непосредственно татарская свадьба (никях). В основном она проходит в доме молодой, где религиозный предводитель мусульман - мулла - в присутствии свидетелей и близких родственников спрашивает у жениха и невесты, согласны ли они вступить в этот брак.
Мулла этот вопрос невесте задаёт трижды. Первые 2 раза она должна молчать, при этом на 3-ий ответить согласием. Молодые после ритуала выходят к своим гостям.
Изучая традиции на свадьбе татар, стоит отметить, что в древности церемонии проводились прямо на улице или во дворах. Строился шатёр, стулья и столы собирались из досок, их покрывали скатертями и коврами. Столы ломились от различных национальных блюд. Татарская свадьба длилась раньше 7 дней. Сегодня же она сократилась до двух.
Первый день отмечается у невесты, второй - у молодого человека. Интересно, что родители жениха не должны присутствовать на стороне невесты, а родителям девушки нельзя быть на торжестве, которое проводится в доме жениха.
Крымско-татарские свадьбы проводятся без игр и конкурсов. За счет этого они еще более необычны для нас. Татарская свадьба, сценарий празднования которой схож между собой в обоих свадебных днях, проводится сегодня в шатрах либо в ресторанах. Молодые сами выбирают, в какой день будет проводиться регистрация.
Непременным остается скрепление брака перед Всевышним - никях. Данный обряд проводится в мечети или дома.
Открытие торжества
Молодые появляются в месте, где уже собрались гости. Перед парой танцуют близкие родственники, тем самым провожая их к столу под музыку. Тамада - той саиби - свадьбу открывает торжественной речью.
Далее приглашаются повара, исполняющие танец с поварёшками. Потом танцуют аякчилар - обслуживающий персонал торжества. Только после этого начинается собственно татарская свадьба, и ее ведение входит в обязанности родственников новобрачных.
Гости выходят парами к танцующим родственникам, вручая им деньги. При этом в руках должно быть по одной купюре любого наименования. Первоначально все деньги, которые были собраны таким образом, отдавались музыкантам. Сегодня же они озвучивают стоимость своих услуг с самого начала, а деньги, таким образом «заработанные» родственниками, передаются молодым.
Свадебное торжество
Периодически тамада объявляет общие танцы - в это время на площадку выходят все желающие, кроме невесты и жениха. В это время произносятся татарские тосты на свадьбу, в которых звучат пожелания молодым любви и благополучия.
Гости ближе к полуночи могут потанцевать уже с молодыми. К новобрачным первыми выходят родители, поздравляя и вручая деньги, потом родственники, и только после этого оставшиеся гости.
Завершение первого дня
В заключение мероприятия гостями исполняется «Къоран». Новая семейная пара оказывается в центре, вокруг себя образуя круг из танцующих гостей. Далее молодые уходят в дом жениха, сопровождаемые различными народными мелодиями. Когда молодая жена в первый раз заходит в мужний дом, под ноги ей подстилают шубу, вывернутую наизнанку, угощают мёдом и свежим хлебом, а также дарят какое-нибудь животное.
Послесвадебный период
Невеста на следующее утро должна своих новых родственников угостить утренним кофе. При этом все приходят в дом посмотреть на нее. Во время данного ритуала девушка целует руки родственникам мужа в знак своего уважения.
Интересно, что она на протяжении 40 дней после свадьбы должна оставаться в доме мужа, не выходя из него. Но сейчас этого правила редко придерживаются.
На сегодняшний момент татарская свадьба отличается во многом от традиционной, но при этом многие обычаи все же сохранились. Непременными остались агъыр нишан, сёз кесим, келин къавеси, никях, а также чагъыртув, при этом проведение траш геджеси и хна геджеси уже достаточно редкое явление.
Обычно невеста готовиться к встрече жениха дома, с подругами. На последних и ложится вся ответственность за проведение выкупа своей подруги. В наше время сценарии выкупа для свадьбы можно найти в Интернете, в специализированной литературе, заказать выкуп в одном из event- агентств Казани. Как правило, выкуп невесты следует обычному сценарию: в день свадьбы жениха встречают у подъезда, и, начиная с дверей, его ожидают всяческие испытания: от пения серенад и воспоминаний хитроумных деталей (наподобие дня рождения будущей тещи) до танце в тазу с водой и угадывания губ невесты на зацелованном постере.
После того, как все этапы пройдены, и невеста найдена, гостям принято предлагать угощение. Пусть это будет небольшой свадебный фуршет с шампанским и напитками, бутербродами-канапе, фруктами и сладостями. Такое богатое углеводами меню отлично подкрепит всю компанию до банкета.
Тем невестам Казани, которые предпочитают новые пути традициям, не чужды авантюризму и желанию очень сильно удивить жениха в день свадьбы, можно предложить организовать для него и его «группы поддержки» своеобразный квест, то есть поиск. Его отличие от традиционного выкупа заключается в том, что невеста не сидит дома, а найти ее можно благодаря смекалке, интуиции и следованию подсказкам. Важная составляющая успеха такого приключения — это абсолютная тайна от всех сопровождающих жениха и верный расчет времени.
Все начинается с дома невесты, куда приезжает ничего не подозревающий жених, а заканчивается, например, в каком-нибудь кафе-ресторане, где все те, кто искал и кого нашли смогут подкрепиться перед торжественной церемонией. Все, что в середине этих двух пунктов остается на фантазию невесты и ее подруг.
Продумайте места, куда вы будете засылать жениха и его команду. Это могут быть памятные вам места Казани: парки, кинотеатры, рестораны, памятники, магазины; места, где вы чаще всего бываете; дерево, под которым вы встречаетесь, да что угодно. И в этих местах оставляйте подсказки, указывающие, где его ждет следующая подсказка. Причем это не обязательно записка, а может быть и человек, и диск с музыкой или фильмов, который вы купили в определенном месте.
Как показывает опыт, жених и его друзья испытывают восторг от такого приключения на свадьбе. Ведь все мальчишки Казани когда-то играли в зарницу.
Встреча новобрачных после церемонии
Невеста и жених благополучно встретились, расписались под торжественный марш Мендельсона в одном из ЗАГСов Казани, сделали групповое фото и теперь собираются покинуть место регистрации. В почетную обязанность гостей на свадьбе входит сделать их выход красивым и запоминающимся . Если роспись происходит в ЗАГСе, то гостям стоит выстроиться на выходе из него небольшими группами по обе стороны от дверей.
Если организована выездная регистрация брака, то гости свадьбы могут сделать очень красивый живой коридор, через который пройдут новобрачные. При этом молодых осыпают на счастье. Здесь в ход могут пойти рис, символизирующий богатство, и лепестки роз. Мы советует вам избегать закидывания монетами, поверьте, это не самое приятное для новобрачных, и обрызгивание шампанским, все-таки вы не на чествовании победителей Формулы-1. И платье невесты и макияж этого могут не выдержать. А за ними и сама невеста. Другой вопрос: бить или не бить бокалы молодым после их первого осушения в качестве мужа и жены. Если вы решили в положительную сторону, то назначьте человека, ответственного за уборку осколков. Праздник праздником, свадьба свадьбой, а помнить о безопасности окружающих все же необходимо.
Встреча новобрачных родителями
Сейчас уже практически не практикуется приезд новобрачных домой к жениху, где новоиспеченную невестку поджидали свекор и свекровь. В наши дни родители жениха и невесты встречают молодых на подходе к банкету. Свадьба в Казани
хороша тем, что такая встреча может проходить сразу в русле двух традиций: русской и татарской. Русская мама обязательно испечет (или закажет) каравай, который подаст с солью на вышитом рушнике (полотенце). Мама-татарка приготовит для новобрачных мед и масло, чтобы будущая совместная жизнь была сладкой, а перед невесткой положит подушку, на которую та должна наступить. И так интересно, когда обе мамы встречают молодых.
Встреча новобрачных на банкете
Гости, приглашенные на свадьбу, но не присутствовавшие на церемонии росписи, а приехавшие непосредственно на банкет, должны выйти на улицу, когда появляется кортеж новобрачных. При выходе новоиспеченных мужа и жены из машины, обязательно встретьте их овациями и улыбками, а вот цветы дарить не спешите. Дайте молодым немного придти в себя от такого количества людей, и уважьте родителей новобрачных, которым следует провести свои ритуалы (см. выше). Когда все традиции будут соблюдены, молодые могут встать у входа в банкетный зал и дать возможность каждому гостю поздравить их лично, вручив букет и подарок. Таким образом, когда будет привечен последний в очереди, но не по значимости, гость, все уже соберутся в банкетном зале и новобрачным останется только занять свои почетные места и начать праздновать еще одну счастливую
Как татары проводили никах: особенности национальной женитьбы, послесвадебные обряды и ломка традиций
Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с особенностями татарской свадьбы . В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает уже о самом обряде никаха, послесвадебных обычаях и современном возрождении религиозно-культурных элементов национального бракосочетания.
Никах без молодоженов
Само свадебное действие - никах туй , по словам К. Насыри, проходило «обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никаха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги - причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости от размера меджлиса».
Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 гг.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула», т. е. брачующаяся невеста, лично или через поверенного, должна сказать: я (назвав имя отчество) отдала себя в жены такому-то (тоже назвав имя отчество), а жених тоже лично или через поверенного повторить слова невесты, заменив выражение «отдала себя в жены» словами «взял в жены». Гакыд должен происходить непременно при свидетелях. Не менее двух правоспособных мужчин, или один мужчина и две женщины магометанского вероисповедания, при этом договаривающиеся лица должны ясно слышать слова друг друга, а свидетели должны слышать слова договаривающихся, все это должно произойти в одно и то же время, в одном и том же месте».
Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 г.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула». Фото turklib.com
В связи с тем, что обычно на данной церемонии молодые не присутствовали, за жениха отвечал отец, а за невесту ее уполномоченные -вәкил (они специально отправлялись в то место, где находилась невеста, и, выслушав ее положительный ответ, передавали его мулле).
После совершения церемонии, мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака - мәһәр (калын, продукты или их стоимость, переданные стороне невесты до заключения брака). Детально описывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить жене.
После церемонии начиналось застолье, которое имело свою специфику. Женщины находились отдельно от мужчин. Обычно, женщины угощались после того, как расходились мужчины, или оно могло проходить одновременно, но в разных половинах дома.
Жених на неделю
Сами свадебные мероприятия с совместными угощениями могли проходить до трех дней. Приезжих, после угощения в доме невесты, забирали родственники. Иногда по очереди всех гостей могли приглашать к себе.
Свадьба в доме жениха могла проходить намного позже, после основного мероприятия в доме невесты, и срок этот зависел от того, насколько долго молодая останется в доме своих родителей.
Все последующие мероприятия были уже после свадьбы.
После завершения никах туй , когда разъехались все гости, в доме невесты начинали готовиться к приезду жениха. Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Старались выбрать замужнюю женщину, удачливую в браке. Кровать огораживалась большой занавесью - чаршау , или, если была возможность, полностью занавешивали пологом -чыбылдык . Стелили две перины, которые по одной, по окончании ночи, убирали. После того, как приготовили постель, в нее клали либо ребенка, или счастливую семейную пару с детьми.
Интерьер парадной половины дома. Фото archive.gov.tatarstan.ru
Жениха в сопровождении друга или друзей, вечером привозили родственники (молодые юноши или мужчины) невесты. В дом их пускали только после уплаты выкупа. Гостей угощали, молодым накрывали стол к чаю и оставляли наедине. За ними ухаживала специально выбранная женщина, которая также за эту работу получала подарки.
Утром для молодоженов топили баню. После этого молодой супруг надевал новую одежду, сшитую его женой, а взамен он одаривал ее каким-нибудь ценным подарком (украшения, платки и пр.).
Молодожены первые дни были только в своей комнате и никому не показывались. Супруг мог заночевать обговоренное заранее определенное количество дней, а затем уехать, так и не показавшись никому из родственников жены. Чаще всего родители или сами заходили в комнату утром к молодым, или приглашали на совместное чаепитие, где одаривали зятя подарками.
В первый свой приезд муж мог остаться до недели или чуть больше. Затем он уезжал обратно и впоследствии приезжал по четвергам, а утром в пятницу снова уезжал. Подобное гостевание было разным по времени (жена могла перебраться в дом мужа, уже самой являясь матерью), и зависело все от разных причин (материальные, семейные и прочие). По этому поводу А. Сперанский писал: «Так живут они год, два и даже три. Потом жена приезжает к мужу окончательно, имея иногда уже двоих детей».
К мужу… навсегда
В большинстве своем переезд молодой в дом мужа приурочивали к Джиену. Причем обрядовая составляющая в разных местностях отличалась. Где-то прощание происходило в доме родителей молодой жены, но его могли проводить и в том доме, где ей предстояло жить. Причем приданное, перевозимое невестой в новый дом, было значительным. По этому поводу, Каюм Насыри отмечал, что «вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: «Невесты в отчем доме помело - и то боится».
Среди вещей обязательно есть самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек. Фото archive.gov.tatarstan.ru
Встречали молодоженов не только ближайшие родственники, но и соседи. Для этого молодая готовила небольшие подарки, которыми одаривала присутствующих.
В обрядовой составляющей встречи новоиспеченной жены входило и обряжение дома, где ей предстояло жить. Обычно его проводили в день приезда молодой в дом супруга. Везде снимались занавеси и вешались новые из приданого невесты. Также бытовал обряд знакомства молодой с родником, или показ дороги по воду, когда на следующий день после приезда ее вели к роднику, из которого ей предстояло носить воду.
Застолья по случаю приезда молодой были сходны со свадебными, ранее организованными стороной невесты. Однако в отличие от предыдущих торжеств, здесь не было родителей невесты (для них все устраивали отдельно), к тому же основными участниками были и сами молодожены, присутствующие на мероприятиях по этому случаю. По их окончании уже в тесном семейном кругу молодожены ездили в гости к ее родителям, а в дом жениха приглашали родителей невесты. Эти мероприятия как бы ознаменовывали окончание цикла свадебной обрядности.
Исключения из правил
Безусловно, описанные выше мероприятия показывают классический тип сватовства, когда и родители, и молодые согласны. Однако, как и было описано ранее Ахмаровым, существовали еще два типа (насильственный и без одобрения родителей), в рамках которых данная свадебная обрядность в полной мере не соблюдалась.
ХХ век внес свои коррективы в обрядность татарского народа. Многое было унифицировано, что-то было потеряно, появилась новая праздничная культура в целом. Это время, когда браки стали регистрировать в ЗАГСе, порою, не совершая традиционного религиозного обряда (никах), а согласие родителей и договорные браки теряют свою силу. Молодожены сами стали выбирать себе супругов, не учитывая мнение старшего поколения.
Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Фото Максима Платонова
В наши дни, как отмечают многие исследователи, наметилось возрождение интереса к традиционным формам культуры, включающим в себя и свадебную обрядность. Так, многие молодожены считают обязательным для создания семьи проведения религиозного обряда никах. Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Однако необходимо отметить, что сегодня сформировалась новая свадебная обрядность, с сочетанием в себе общеисламских, европейских, и зачастую незначительно традиционно татарских форм свадебного обряда татар.
Дина Гатина-Шафикова
Справка
Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
- В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
- Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
- Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».
Татары - один из немногих народов, которые тщательно охраняют и соблюдают традиции и обычаи. Несмотря на то, что ассимиляция народов проходит уже очень давно, самобытность и многие каноны важнейших событий в жизни остаются прежними, так выражается самобытность и устойчивость татар как народа и нации. Татарская свадьба - очень длинный и строго регламентированный обряд. Он во многом отличается от привычных русских и европейских свадеб.
Традиционная татарская свадьба
Весь обряд состоит из нескольких обязательных этапов и продолжается несколько дней, строгого регламента тут нет, время ограничено только финансовыми возможностями родителей жениха и невесты.
- Подготовительная часть свадьбы;
- Регистрация в ЗАГС;
- Обряд Никах;
- Свадьба у родителей невесты;
- Переезд в дом к мужу;
- Свадьба у жениха.
Подготовительная часть свадьбы
В подготовительную часть свадьбы входит сватовство (молодожены тут не участвуют, всем занимаются родители) - на этом этапе выясняют родственные связи молодых до седьмого колена, и если они не родственники, то свадьба становится возможной. Затем договариваются о калыме, в денежном или ином выражении, сроках и способах его передачи. Калым - это очень важный момент, жених охватывает подарками всех родных невесты, ее саму и, конечно, ее родителей. Невеста в это время подготавливает приданое - это ковры, полотенца, наряды и украшения для мужа и себя.
Смотрины невесты
Невестины смотрины проходят в процессе сватовства, родные жениха оценивают, с каким рвением невеста ухаживает за гостями, и, какой имеет характер, определяется это по тому, как она наливает чай.
На смотринах невесту официально спрашивают о согласии выйти замуж, причем спрашивают не родители, а мулла. Его приглашают специально для засвидетельствования согласия и договора о калыме.
После переговоров мулла объявляет всем о том, что будущая новобрачная скоро выходит замуж - это называют помолвкой. После нее совещания заканчиваются, и разворачивается полномасштабная подготовка к свадьбе и застолью.
Регистрация брака
В назначенный день происходит регистрация сначала в светском ЗАГСе, потом совершается обряд «никах». Его проводит мулла в мечети или в родительском доме невесты. Обряд начинают с молитвы, причем жених и невеста молятся стоя, при свидетелях молодых спрашивают о согласии на брак, причем невесту спрашивают трижды, два раза она должна промолчать, а на третий согласиться. Затем молодожены дают брачный обет, а мулла провозглашает их законными мужем и женой. Мулла спрашивает, какой подарок хотела бы жена от новоиспеченного мужа на свадьбу (попросить можно все что угодно, от колечка до постройки дома) и назначает срок для исполнения желания. Следом читается молитва, мулле дарят подарки и поздравляют молодоженов.
Празднование свадьбы
После этого не менее двух дней празднуется свадьба в доме родителей невесты, за это время жених должен передать калым родителям невесты, если еще не сделал этого ранее. Только после передачи калыма невеста переезжает в дом жениха.
Встречают невесту в доме у жениха хлебом и медом, она должна съесть кусочек, чтобы были хорошими отношения с женской половиной семьи, мужская половина стелет ей под ноги шубу мехом наружу или кладет подушку в знак теплого приема. Невеста окунает руки в муку для привлечения достатка в семью и принимает подарки в виде различных животных. На этом обычаи почти заканчиваются, и начинается пир в доме жениха. Тамада развлекает гостей и следит чтобы молодожены были одарены, когда подаются: губадия, очпочмаки, беляши, гусь в костюмчике (его готовят родственники жениха), и традиционный чак-чак (сладкое готовит в основном сторона невесты).
Крымско-татарская свадьба
Это празднество отличается размахом. Далеко не все гости знают друг друга, а может даже и невесту с женихом в лицо. Никогда неизвестно, сколько все-таки будет гостей, поэтому банкет проводится минимум на 200 человек. Эта свадьба - очень большой праздник, она служит поводом увидеться, познакомиться и пообщаться для многочисленных семей крымских татар. Если нет возможности арендовать ресторан или кафе, то свадьбу проводят в шатрах, построенных на улице, так как это делали предки.
Из особых традиций до сих пор сохраняется обряд, когда отец повязывает на талии дочери платок (знак отличной хозяйки), а отец жениха снимает его пир переезде невесты в дом жениха (принимает в дом невестку, доверяет помогать по хозяйству).
Мать жениха встречает невестку медом и хлебом, а невестка приносит свое приданое и развешивает полотенца с ручной вышивкой, раскладывает коврики. Каждая из этих процедур несет мирные добрые отношения в семью, символизирует достаток и плодовитость.
Русско-татарская свадьба
Русско-татарская свадьба обычно проходит как смешение традиций и профессиональный тамада должен умело избегать сложных ситуаций. Все подводные камни лучше обсудить заранее и тогда удастся совместить любые обычаи. Самыми спорными являются два момента: религия и алкоголь.
На русской свадьбе молодоженов встречает мать невесты с иконой в руках. А по татарским обычаям мать жениха должна выкупить Коран, который привезет маленький ребенок, приехавший вместе с четой новобрачных. Эти два обряда можно разделить и провести один в доме невесты, второй в доме жениха.
Хотя у обеих наций свадьба - это пир горой, алкоголь так просто не разделишь, поэтому тут придется серьезно договариваться о наличии или отсутствии его на празднике не только с молодоженами, но и с гостями.
В интернете и в этой статье можно посмотреть несколько видео о традиционных и современных татарских свадьбах, своими глазами увидеть проведение обрядов и соблюдение традиций.