Представьте себе такую картину. Вы, после долго дня на работе, устало приходите домой. Традиционно осматриваете все вокруг. Ребенок цел, вся мебель на месте, цветы в горшках, можно выдохнуть… И тут вам навстречу выходит ваш Барсик, криво подстриженный подо льва. А сзади довольный юный парикмахер.
Что делать? Накричать, отшлепать, поставить в угол? А если хочется сделать все сразу? Не торопитесь. Успокойтесь, воспользовавшись способами, о которых мы писали ранее и прочтите эту статью.
Мы вспомнили самые частые виды наказания и добавили к каждому пункту мнения «за» и «против» родителей с различных форумов и страничек соцсетей.
1. Применять силу.
Очень многие родители часами спорят на тематических форумах о том, можно или нельзя применять физическую силу, как метод воспитания. Одни категорически против и готовы отстаивать эту позицию с пеной у рта, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, третьи говорят, что без ремня и не воспитаешь.
«Людей бить нельзя, никаких, ни больших, ни маленьких. Но если у человека истерика, то его останавливают пощечиной, не так ли? Да, в подавляющем большинстве случаев (на мой взгляд) физическое „наказание“ ребенка - это роспись в беспомощности родителей и в педагогическом „фиаско“. Но бывают же случаи когда ребенка в чувство можно привести только шлепком по попе? (при этом оставаясь спокойный внутренне и как ни странно исходя из родительской любви)».
«Одно дело „бить“ детей и совсем другое „шлепнуть по попе“. Вот в годик никто никого не наказывал, но сейчас сыну 2,5 года и шлепки по попе иногда зарабатывает. И меня, и сестру в детстве по попе шлепали, а один раз я даже ремня выхватила (за дело, сама помню). Выросли обычными, воспитанными и любящими людей девушками. Моего мужа в детстве поколачивали основательно, вырос вроде тоже воспитанным, но злость на родителей присутствует. Может и послать (разок слышала:((((
Таким образом, мой вывод сводится к тому, что редкие шлепки по попе (по делу) иной раз просто незаменимы. И они не имеют ничего общего с понятием „бить“, „избивать“ ребенка.
Еще мне нравится способ успокоения - разок ремешком шлепнуть, а потом только пугать им, мол, сейчас каааак возьму ремень…».
ПРОТИВ:
«Меня били в детстве за всякую ерунду. ну что я могу сказать? Пусть не удивляются что звоню я редко, приезжаю еще реже да и о чем нам говорить?
И на самом деле дело то не в битье, а в не желании родителей понять своего ребенка (в моем случае) Я конечно за них переживаю и надеюсь что все у них хорошо, но поддержки мне от них ноль».
«Я шлепков по попе и другие наказания тоже не понимаю и не приемлю. Нас родители никогда пальцем не трогали, все шло в воспитательной беседе. Я своего ребенка тоже еще ни разу не стукнула и в угол не поставила. Вы сами подумайте, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ! что это значит для ребенка? он ведь не понимает, что нельзя? почему нельзя? Я своему ребенку все позволяю пробовать. Чтоб он понимал мои слова. Хочет потрогать горячий чайник? - дайте дотронуться пальчиком, пусть поймет, что нельзя-значит опасно. Пусть возьмет ножницы и под вашим присмотром порежет бумагу, пошьет иголкой, уколется. Чтоб слово нельзя не было пустым звуком. Пусть замарает на улице одежду, попрыгает в луже, насладится (надо иметь одежду для улицы, которую можно извозить в грязи) Это же детство и всему надо учить и пробовать. Мой ребенок изо дня в день проливает кружку. Ну что делать? а у вас разве не бывает такого? нет настроения, разбили посуду, не хотите сегодня купаться. Вас ведь никто по попе не бьет. Вы хотите, чтоб ребенок был и вел себя по вашей модели, какую вы составили у себя в голове. А ребенок- личность в первую очередь и это надо учитывать».
5 СИТУАЦИЙ, КОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА
2. Кричать.
А прикрикнуть на ребенка - можно или нельзя? Многостраничные форумы пестрят темами: «Кричу на ребенка: что делать?!». Здесь мнения расходятся чуть меньше, чем в вопросе шлепков, большинство родителей против крика, самим же потом стыдно становится за несдержанность. Оттого эти темы на форумах и появляются.
«Такое иногда бывает. Говоришь ему раз, два, три, четыре раза - как в пустоту, реакции ноль, потом как гаркнешь… И сразу все доходит!!!»
«Тоже иногда ору, ничего не могу с собой поделать. Особенно, когда по сотому разу надо повторять - а шапку взял, а то положил, а это сделал. И ничего, или да-да, а потом все оказывается забыто, ору… Конечно, не хорошо, но зато как помогает. Главное не частить, чтоб не привык к ору».
ПРОТИВ:
«Орут (родители) от бессилия, когда не могут или не знают как себя вести. Дальше - для дочки это пример того, как НАДО себя вести, и она истерит в ответ. Дети - зеркальное отражение своих родителей, они очень внимательные и дааалеко не глупые. В идеале родителю должно быть достаточно одного взгляда, чтобы ребенок понял, что огорчает своим поведением».
«Вы себя поставьте на место ребенка? или представьте, что вы уже дама в возрасте, а ваша уже взрослая дочь в силу различных проблем, усталости орет на свою уже престарелую мать?
каково вам будет?».
ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ
3. Запугивать.
Все мы знаем присказки в духе «не будешь слушаться, отдам Бабе-Яге». И еще: «Все! Сейчас выброшу все твои игрушки!». Оба обещания неисполнимы, ребенок после первого же невыполненного слова может перестать воспринимать вас всерьез. Но многие считают, что это помогает. И надеются, что Баба-Яга и правда заберет непослушное чадо хотя бы на пару часиков.
«У меня дети телефонные маньяки, поэтому если пробуют скандалить, говорю что если еще раз повториться, телефон заберу и не отдам. Дети очень быстро принимают правила игры».
«Доча - та еще сладкоежка. Стоит ей сказать, что сама съем все сладкое (я конечно не съем, его у нас очень много), как сразу - мама-мамочка, больше не буду. Работает безотказно».
ПРОТИВ:
«Запугивание неведомо чем - сомнительный вариант, неизвестно как отразится на ребенке. Ну например, встретит старушку на улице и подумает это та самая Баба Яга, стресс.
Уж если пугать, хотя лучше угрожать, чем-то конкретным, чтоб не было полета фантазии, который непонятно куда завернет».
«Чаще всего испуг обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: „будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол“ или „отдам дяде милиционеру“ или „не будешь слушаться, - утащит собака“ и т. д. И вот безобидный, влияющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас».
4. Лишить чего-то.
Забрать любимую игрушку, запретить сладкое или планшет, не пустить в кино - вот то, что часто делают родители в ответ на выходку ребенка. Кажется, довольно логичным. Сделал нам плохо - вот и мы тебе плохо, око за око, телефон - за разбитый мячом сервиз.
ЗА:
«Мы своего ребенка наказываем так: забираем у него все машинки, которыми он играет. Если он сильно в чем-то провинился, то на два-три дня от остается без игрушек. Еще ставим в угол, слава Богу что начал понимать что это такое и зачем его туда ставят».
«Лучше всего лишить ребенка чего-либо. Например, если рвет книги, портит игрушки - забрать и долго не отдавать. Если ребенок постарше стал плохо учиться из-за слишком частого торчания в интеренете, изъять планшет, телефон. Лишать сладкого, мультиков, прогулок иногда бессмысленно, потому что есть дети, которые скажут, что не очень-то им это и нужно. Сужу по себе и своему ребенку».
ПРОТИВ:
«Нельзя всех детей грести под одну гребенку. У меня двое детей и к каждому приходится применять свой метод. Если на старшего сына всегда действовало изолирование и лишение каких-либо благ и удовольствий, то младший ребенок очень упрям и это на него не действует, помогает высказывание своего огорчения таким поведением и разговоры о не допустимости такого».
«Забирать любимое - это неправильно. А если бы у вас забрали на работе телефон за то, что вы вышли ответить на звонок, не понравилось бы наверно. Должно быть наказание такое, как поступок. Разбил - убирай, накричал - извинись и всегда договориться можно, а не отбирать».
5. Устроить бойкот.
Зачем кричать или драться, если можно просто помолчать? Пусть ребенок сам поймет, в чем дело, пока мама молча занимается своими делами. Тихая мама, тихий ребенок, тишина и покой…
«А меня родители наказывали полным игнором: дошло быстро-я поняла насколько гадко я поступила, что со мной даже разговаривать не хотят, даже в сторону мою смотреть не желают. Бить и кричать бесполезно, угол вообще считаю тупым и бессмысленным. Я и со своими детьми перестаю разговаривать, эффект наступает быстрее-сами подходят, озвучивают свой поступок и ведут себя иначе. Надо, чтобы ребенок сам проанализировал свое поведение и понял, в чем он не прав».
«Я детей не наказывала. Но сама очень расстраивалась и замолкала. И дочка и сын очень переживали., что я молчу и начинали сами меня спрашивать, почему у меня такой грустный вид и почему я молчу. Вот тогда я им объясняла причину моей грусти, они сами просили прощения, мы мирились и наши разногласия были погашены объятиями».
ПРОТИВ:
«По-моему, намного лучше будет обсудить с ребенком причину Вашего недовольства, объяснить, чем нехорош его поступок и почему не стоит так делать в будущем. Игнорировать малыша и не разговаривать с ним действительно не очень хорошо. Во-первых, ребенок может и не понять, из-за чего мама на него обиделась. Во-вторых, он так и привыкнет „замалчивать“ проблемы, а в дальнейшем это ничего хорошего не принесет».
«Ребенок не телепат, чтобы понять за что мама обидку затаила, особенно кроха. Это будет давить на него, но он может не догадаться или не захотеть спросить. В итоге полчаса молчания и расстроенные мама и кроха, кому это надо?».
КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ ДЕТЕЙ ГУЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА
6. Ставить в угол.
Еще одна обсуждаемая тема - можно ли ставить в угол? Одни говорят, что можно, их ставили, они своих детей ставят, а те своих ствавить будут. Нет ничего лучше средства, проверенного временем. Другие говорят, что дети у них по углам не стоят и вообще там отрицательная энергия скапливается. Кто прав - решать вам.
«Оптимальный метод наказания, по мнению нашего врача, - старый добрый Угол. За хулиганство, отказ слушаться, необоснованные капризы, не прекратившиеся после первого (!) предупреждения, надо взять ребенка за руку, посмотреть ему в глаза, коротко и четко сказать, за что его наказывают, и отвести в пустой угол, лучше даже в другой комнате, и запретить их него выходить (если выйдет без спросу - вернуть)».
«Доче 1,5 года и стояла у компа и требовала включить мультик. начала ныть (не плакать), психовать, топотать т.к. я не собиралась ей его включать и сказала „нет“. отвела в угол, сказала, что как перестанет капризничать сможет выйти. и минуты не прошло как ребенок и забыл про свою истерику. теперь начинает командовать, я ей - хошь в угол? детенок сразу послушным становится. правда не часто углом пригрожаю, чтоб как шутка не стало у нас».
ПРОТИВ:
«Насколько точно помню себя маленькой и меня ставили в угол, но дело в том, что я не помню о чем я там думала, но как правило чувство вины не испытывала, видимо потому, что мама много времени на объяснения не тратила, просто ставила и все. Старшего сына, маленьким тоже в уголок ставила „подумать о своем поведении“, учась на родительских ошибках уделяла время на объяснение причины наказания. Сынок обычно „думал“ там лежа, сидя и тоже так и непонятно о чем:)».
«Не всех можно поставить в угол. Брат мой стоял, а я нет, выходила просто и начинала заниматься какими-то другими делами. Меня можно было либо попросить что-то не делать/делать, или четко объяснить почему именно такие ко мне требования. Обычно после этого я легко шла на договоренности. Дочь свою никогда в углы не ставила, зато, если ребенок сильно расшалился, я ее отводила в другую комнату, садилась с ней рядом и подробно разбирала, что именно мне кажется неправильным в ее поведении, потом предлагала посидеть и подумать, в чем причина и как избежать ошибок».
7. Заставить трудиться.
Еще один нередкий вид наказания - это труд. Чаще всего - работа по дому. «Теперь три недели будешь посуду мыть!». И себя разгрузили, и ребенка наказали, и посуда будет чистой. Правда возможно не очень целой, если вашему шкоднику это все надоест.
«Здравствуйте, я считаю что самые главные виды наказания, это трудом и лишения некоторых удовольствий. Труд всегда помогает ребенку исправиться и кто муже труд облагораживает, и поможет осознать свои поступки».
«Сейчас у детей вообще никакой трудовой дисциплины, надо как-то приучать, хоть так. Зато работа по дому будет сделана и ребенок потрудится. У меня если сын плохо себя вел, я его на выходные ни дома оставляла с компом, а на дачу к деду строить колодец отправляла».
ПРОТИВ:
«Я один раз, с дуру, видимо, из-за прогула в школе заставила ребенка все полы в доме вымыть. Ну, сына, конечно, вымыл, но с тех пор любую просьбу помочь с уборкой воспринимает в штыки. У него есть и свои обязанности по дому, но вот полы теперь - это только за прогул, видимо».
«Ни в коем случае!!! Это не наказание, же, вы одна семья и должны распределять работу по дому, а не наказывать ей. А так мыть посуду будет только по праздникам что ли?».
Что еще можно посоветовать родителям при наказании ребенка?
- Одно преступление - одно наказание, соответствующее проступку. Не будьте жестоки к мелким провинностям и не спускайте ребенку с рук серьезные проступки.
- Ребенок должен знать правила поведения. Если вы заранее не объяснили ему, что делать можно, а что нельзя, то это скорее ваша, чем его вина.
- Не затягивайте. Ребенок быстро забывает содеянное. Наказание должно последовать сразу после, а не вечером, когда у вас будет время.
- Будьте спокойны. Если вы постоянно повышаете голос, то ребенок привыкнет к этому и перестанет воспринимать это как угрозу. А заодно переймет такой вид поведения для себя.
- Согласуйте мнение с супругом/родственниками. Если папа ругает, а мама прощает, то ребенок очень быстро начнет манипулировать ситуацией в свою пользу. Вы должны быть солидарны, по крайней мере, с точки зрения ребенка.
- Отчитывайте ребенка в одиночестве. Не стоит наказывать ребенка прилюдно, это сильно давит психологически.
- Не наказывайте ребенка за то, чем сами грешите. Если до этого вы аккуратно подравняли шерсть коту, не удивляйтесь, что ребенок решил повторить за вами.
- Поощряйте хорошее поведение. Помните, что кроме кнута, есть еще и пряник.
Учитывайте возраст и характер ребенка. В разные периоды на детей действуют разные дисциплинарные меры. - Понятно, что ставить школьника в угол уже не по возрасту. Кроме этого, не забывайте и о его личности. Если ваш ребенок обычно грустный и задумчивый - не применяйте метод «запугивания», если слишком активный - чтение морали не поможет и т. д.
Послушных вам детей и поменьше поводов их наказывать!
Надо ли наказывать ребенка? Многие родители считают, что наказания — это естественная и необходимая мера для правильного формирования личности ребенка. Многие же мамы и папы сегодня придерживаются совсем другого подхода. Времена изменились, и родители хотят устанавливать с ребенком дружеские отношения, основанные на взаимной любви и понимании.
Но здесь часто возникают проблемы – родители не могут решить, как им правильно действовать. С одной стороны, дружеские или товарищеские отношения предполагают, что родители и ребенок должны быть на равных. С другой стороны, — это как будто невозможно, ведь в тот момент, когда ребёнок совершает проступок, родители обязаны отреагировать и тут сохранить дружеские отношения становится крайне сложно.
В результате, родители не могут решить, как правильно реагировать на «неправильные» поступки ребенка. В свою очередь, если ребенок чувствует, что несправедливо (а он чувствует это почти всегда), то естественная реакция с его стороны — отторжение, либо агрессия. «Он как будто не слышит меня! Ему все равно, что я ему говорю! Он только огрызается»,
— традиционные жалобы мам и пап. От дружеских отношений не остаётся и следа.
Ребенок не выбирал, с какими свойствами и качествами родиться, и он не виноват, что проходит определенный этап в своем развитии. Родители должны научить ребенка понимать, что кроме возникающих в нём порывов, ему дан также разум, с помощью которого он может отслеживать, анализировать и контролировать свои эмоции.
Как это сделать?
Первое:
важно, чтобы ребенок был наказан не в тот момент, когда он совершает проступок. Наказание должно быть правильно осознано ребенком и стать воздействием, которое поможет ему в следующий раз избежать . Нужно просто зафиксировать его словесно, либо записать, а также обратить на него внимание ребенка. Далее самое лучшее – это выбрать конкретное время, когда обговариваются все происшествия и проводится беседа, например, в таком русле: “Вспомни, на этой неделе ты сделал то-то и то-то. Попробуй посмотреть со стороны на свой поступок, это как будто чертёнок, который выскочил и заставил тебя что-то сделать. Выскажи свое мнение о том, что произошло.”
Именно таким образом происходит воспитание человека в ребенке. А иначе он просто будет злиться, ничего не поймет, будет считать несправедливым наказание и постарается найти любой повод ускользнуть от него. При описанном же отношении к ребенку родители начинают возвышать в нем человека и уважать эту его часть. Ребенок поймет, почувствует, что его уважают, относятся как к равному, взрослому, советуются с ним и вместе с ним пытаются найти правильное решение.
Второй
важный момент: ребенок в результате обсуждения своего поступка должен сам вынести себе вердикт. Иначе это будет не воспитание, а просто . В данной ситуации ребенок должен быть действительно равным партнером. Такое совместное обсуждение, совместная работа над тем, что произошло необходима и уже сама по себе является воспитанием. Никакого наказания более не потребуется. Слово «наказание» следует вообще убрать из лексикона.
Таким образом, при правильно организованном воспитательном процессе, ребенок должен научиться, при поддержке родителей, из всего набора своих свойств, качеств, мыслей и желаний, самостоятельно формировать сначала маленького человечка, а далее – уже действительно взрослую гармоничную личность.
Как часто Вам хочется взять и отшлепать ребенка?
Чем старше он становится, тем больше провинностей за ним водится. Мы знаем, что бить детей нельзя ни в коем случае, но вот наказывать, порой, хочется по двадцать раз на день.
Известный психиатр Джеймс Добсон написал свою книгу «Непослушный ребенок» для тех родителей, которым действительно небезразлична судьба их детей.
Доктор Д. Добсон сформулировал шесть основных принципов, которые помогут ответить на родительские вопросы о наказании своего непоседы.
Установите границы - и лишь потом требуйте их соблюдения
Сами для себя определите, чего Вы хотите, и чего - нет. Объясните ребенку, что в его поведении приемлемо, а что нет. Говорите доступно, чтобы он точно понял все правильно. Только, если обе стороны будут знать границы, которые нельзя пересекать, наказание будет восприниматься как акт справедливости. Если же Вы не установили правила, не нужно требовать их исполнения.
Уверенно и решительно отвечайте на вызывающее поведение
Если ребенок демонстративно не хочет слушаться родителей, идет на конфликт, будьте к нему готовы. Знайте, что беспомощность взрослого лишит его в детских глазах .
Например, однажды ударив маму и увидев, что нет никаких негативных последствий, потому что мама не знала, как на это реагировать, ребенок и дальше будет бить её. Но помните, что с возрастом дети становятся всё сильнее и, если ничего не предпринимать, агрессивнее.
Научитесь отличать своеволие от детской безответственности
Нельзя наказывать ребенка за непреднамеренный проступок. Если он просто забыл выполнить просьбу, а то и вовсе её не понял, не нужно наказаний. Нельзя предъявлять одинаковые требования к памяти и интеллекту ребенка и взрослого человека.
Детская безответственность встречается довольно часто: вспомните хотя бы, как мама просила помыть посуду после себя, а Вы так торопились к друзьям, что забывали. Это не злостное непослушание, и поэтому требует от родителей более терпеливого отношения.
Когда конфликт исчерпан, утешьте ребенка
Дети всегда тяжело переносят наказание. Они чувствуют себя и виновными, и растерянными, и брошенными. Обязательно помиритесь с ребенком после того, как срок наказания истек. Обнимите его, приласкайте, погладьте, скажите, что очень сильно любите его и Вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните, почему он был наказан, и как нужно поступать в следующий раз.
Не требуйте от ребенка невозможного
Вы должны быть на 100% уверены, что ребенок сможет исполнить то, что от него требуют. за сломанную игрушку, которую Вы подарили. В этом случае наказание может привести к внутреннему конфликту ребенка. А мы ведь заботимся о психике любимого малыша?
Во всех действиях руководствуйтесь любовью
Не спешите наказывать ребенка. Для начала разберитесь в ситуации, и при этом постарайтесь оставаться спокойным (да, мы знаем, что вы злитесь, и хотите прикрикнуть на маленького разбойника, но нельзя). Помните о том, что в любом воспитательном процессе неизбежны конфликты, промахи и ошибки .
Мерилом здоровых отношений с детишками были и остаются забота, теплота и любовь. И лишь они смогут оправдать необходимость проявлений строгости и дисциплины.
Евгения Пархоменко, психолог: «Не забывайте не только наказывать детей за плохое поведение, но и хвалить их. По личным наблюдениям, около 40% детей 6-7 лет не могут вспомнить ни одной ситуации, когда бы мамы их хвалили, еще 40% требуется время, чтобы ответить на вопрос, и их рассказ довольно короткий. Всего 20% детей говорят, что их хвалят часто. При этом первые 40% детей не уверены в себе, агрессивны или, наоборот, замкнуты. А те 20% деток, которых и наказывают, и хвалить не забывают, уверены в собственных силах и с адекватной самооценкой».
Данные принципы сокращают область применения наказания (не так ли?), они закладывают в основание его ответственность за будущее ребенка и большую любовь к нему.
Помните о том, что, наказывая ребенка, нельзя оскорблять и унижать его, помните, что вы хотите вырастить гармоничного человека, которым сможете гордиться!
Хорошее поведение ребенка следует поощрять, а плохое – наказывать. Родители таким способом учат юного человека различать добро и зло, формируют его систему ценностей. Но любые инструменты воспитания должны быть выбраны с умом. Некоторые формы наказаний дают неплохие результаты, когда другие калечат детскую психику и превращают малыша в замкнутого боязливого человека с заниженной самооценкой.
Шаг 1: Обосновать и объяснить
Нельзя ставить ребенка в угол просто так. Если он разозлился и разбил тарелку, перевернул кашу на новый свитер или порезал на лоскуты папины брюки, взрослые могут и должны наказать виновника, но перед этим следует объяснить, почему ему запрещены мультфильмы или компьютер.
Психологи рекомендуют сначала выдохнуть, посчитать до десяти, а лучше – двадцати, чтобы успокоить гнев. Маленькие дети ничего не делают «назло». Любой проступок – это попытка понять, где заканчиваются границы дозволенного, и начинаются запретные земли. Наказывая, родители показывают ребенку эту самую черту, он усваивает информацию и старается больше так не делать, но если получил достаточно весомых аргументов.
Разговаривать с провинившимся малышом следует строго, но без криков. Ругать не за эмоции, которые он испытывает, а только за плохие поступки. Например, ребенок разозлился и кинул чашку с водой на пол. Она разбилась, оставив огромную лужу на паркете. Маме обидно и досадно, хочется ударить малыша по заднице, чтобы проучить, или накричать, чтобы выплеснуть негатив. Вместо этого нужно сделать несколько глубоких вдохов, посмотреть на ребенка и сказать: «Ты имеешь право обижаться (злиться), но в нашем доме не принято бить посуду (разбрасывать игрушки). Я тебя наказываю не за твои чувства, а за плохой поступок».
Шаг 2: Эффективные способы
Одним из лучших признан метод «проступок – последствия». Ребенок подрался на детской площадке? Мама сразу уводит его домой, и в этот день он больше не выходит на улицу. Опрокинул кастрюлю с кашей или супом? Ребенок получает тряпку и убирает за собой, а потом моет пол. Дети школьного возраста способны самостоятельно зашить порванную рубашку или брюки. Пускай все будет не идеально, но виновник усвоит одно из главных правил: последствия плохого поведения или шалостей ему придется устранять самостоятельно.Конечно, такой метод не напоминает наказание в классическом понимании, но работает он гораздо эффективнее шлепков и криков. Ребенок научится отвечать за свои действия и в следующий раз подумает о возможных последствиях.
Шаг 3: Своевременное наказание
Родители должны реагировать сразу, а не спустя несколько дней. Если ребенок провинился во вторник, нет смысла наказывать его в воскресенье и не брать с собой на пикник. Родителям следует действовать по строгой схеме:
- узнали, что чадо набезобразничал;
- отругали и наказали в соответствии с проступком;
- простили и забыли.
Нельзя ежедневно припоминать дочери или сыну, что он подрался с соседским мальчишкой. Обычно дети быстро усваивают такие правила, а если это случилось во второй раз, значит, у виновника есть серьезная причина для такого поступка. В подобных случаях нужно не наказывать, а узнавать повод и решать проблему с помощью доверительных бесед.
Шаг 4: Время подумать
Ребенок, простоявший в углу, просто устанет, но вряд ли сделает выводы. Психологи рекомендуют использовать метод «Тайм-аута». Детей следует посадить на стул или диван, но убрать подальше конфеты, игрушки, телефон и другие вещи для развлечений. Провинившийся малыш должен остаться наедине со своими мыслями. Мама обязательно озвучивает причину, по которой ребенок наказан, и слова или действия, с помощью которых он может извиниться.
Обычно малыши достаточно подвижны, поэтому им быстро надоедает сидеть на одном месте. Достаточно 3 минут, чтобы виновник осознал, что действительно поступил плохо. Некоторые мамы для наглядности используют песочные часы, которые ставят перед ребенком. Детям кажется, что проходит целая вечность, поэтому они стараются вести себя хорошо, чтобы больше не попадать на стул.
Прием работает с малышами от 2 до 5–6 лет. Главная задача мамы, которая только начинает осваивать технику «Тайм-аута» – проследить, чтобы ребенок оставался на месте. Капризные и чрезмерно активные дети спрыгивают, пытаются взять игрушку или телефон, но родители должны быть строгими и настойчивыми. Если ребенок встал с места, его возвращают обратно на стул и обнуляют «счетчик». Ему оставалась минута? Теперь придется сидеть еще три, и так до тех пор, пока ребенок не перестанет сопротивляться.
Совет: Виновника можно усадить на стул или кресло и придерживать, чтобы он не убегал. Кричать или распускать руки не советуют, подобные методы только пугают ребенка. Родители должны быть настойчивыми и непреклонными, чтобы малыш понял, что с ним не играют, а наказывают за плохие поступки.
Шаг 5: Молчание
Маленькие дети очень привязаны к маме и папе, жаждут их постоянного внимания и общения. Психологи рекомендуют использовать метод игнорирования вместо физического наказания. Родители двухлетнего малыша после беспричинной истерики или выходки должны отказываться играть с ним и заниматься своими делами. Каждый раз, когда ребенок будет подходить, следует объяснять, почему мама или папа не хочет почитать ему или включить мультфильм.
Детям 3–4 лет рекомендуют объяснять не только причину, но и способ, как загладить свою вину. С пятилетними малышами и школьниками работает другая методика. Родители говорят только раз, в чем он виноват, и что следует извиниться. Дальше они молчат и игнорируют его. Разговаривать с ребенком можно, когда он попросит прощения и пообещает больше так не поступать.
Совет: Необходимо внимательно следить за реакцией малыша и не забывать, что детская психика очень ранима. Если ребенку действительно стыдно, он достаточно наказан. Игнорирование должно длиться не больше суток. Нельзя превращать метод воспитания в причину для многодневного бойкота.
Шаг 6: Привилегии и шуточные наказания
У современных детей есть мобильные телефоны, компьютеры, планшеты и прочие вещи, с которыми они практически не расстаются. Ребенок провинился? Специально нарушил мамин запрет? Никаких мультиков на три дня. Брокколи на ужин вместо пирожного. Интернет появится, когда будет исправлена двойка.
Родители должны сказать точную дату, когда закончится наказание, и сдержать слово. Психологи рекомендуют не растягивать запрет на недели или месяцы. У ребенка отсутствие планшета ассоциируется с плохим поступком только первые 2–4 дня. Дальше он начинает думать, что родители просто его не любят, поэтому издеваются.
У малышей, которые разбрасывают кубики и не хотят убирать, ломают машинки или рвут книги, нужно забирать игрушки. Желательно ставить на верхние полки, чтобы ребенок видел зайчиков и кукол, но не мог дотянуться. Маме рекомендуют не обращать внимания на истерики, игнорировать слезы и крики. Спокойным и строгим голосом повторять, что ребенок получит игрушки, когда пообещает их убирать. Если он снова их разбросает и оставит, то мама их заберет.
За некоторые мелкие провинности советуют наказывать в шуточной форме. Ребенок пробежался в грязных ботинках по вымытому полу? Пускай возвращается к порогу, приседает десять раз и повторяет: «Больше не буду мусорить». А дальше маме следует вручить ему тряпку и заставить убрать за собой.
Детей, которые не хотят мыть руки или относить грязную посуду в раковину, можно заставить нарисовать соответствующие плакаты. Картинки после развешивают на видных местах, и они будут служить напоминанием.
Запрещенные приемы
Родителям советуют не применять дедовские способы, как ремень, стояние на гречке и прочие неэффективные «прелести». Побои занижают самооценку детей, делают их нервными и боязливыми. Другие, наоборот, учатся решать все проблемы кулаками: бьют слабых одноклассников, младших братьев и сестер, а после могут поднять руку и на отца или мать.Нельзя пугать детей злыми милиционерами, медсестрами или интернатами. Когда мама не сдерживает обещание, ребенок перестает ей верить. Она больше не авторитет для ребенка, поэтому слушаться ее не обязательно.
Нельзя лишать детей еды, шантажировать или запугивать. Наказание следует чередовать с похвалой за хорошие поступки, чтобы ребенок видел разницу и мог сделать собственные выводы.
Воспитание полноценной и самостоятельной личности – дело трудоемкое и хлопотное. Родителям не обойтись без наказаний, но чтобы их стало меньше, нужно контролировать не только ребенка, но и самих себя.
Видео: как правильно вести себя с непослушным ребенком