К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).
Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.
Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,
составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,
составление рассказа с включением (исключением) объектов,
составление рассказа по комплекту игрушек,
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,
придумывание рассказа про знакомого героя,
составление рассказа по его названию,
придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью
усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия
Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий
Творческое рассказывание - 2 занятия
Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.
При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.
В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Последующие 2 этапа - составление рассказа по серии картин и одной картине - лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.
Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).
В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания - не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.
Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:
обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);
установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.
Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.
Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.
Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):
В чем Петя захотел признаться маме? - О чем мальчик поспешил рассказать маме? - Почему Петя рассказал маме о своем поступке? - За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.
Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.
С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:
Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или:
Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват. И т. д.
Мы рекомендуем добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.
Очень важно то, с каким настроем логопед слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.
Ниже приведем несколько конспектов занятий, в которых отражен каждый из шести этапов обучения детей связному рассказыванию в подготовительной к школе группе. Более подробно все занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим ее недоразвитием планируется осветить в соответствующей «Логопедической тетради».
Цель:
учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;
активизировать и расширять словарь детей по теме;
развивать навыки планирования развёрнутых высказываний;
закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;
Развивать мелкую моторику;
развивать координацию движений со словами стихотворения;
развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии
развивать графические навыки детей,
Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома» поссобие О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры, мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы».
Предшествующая работа : чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом
Логопед : Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете, о чём мы хотим вам рассказать»
Логопед выставляет ребус
Какая цифра – 7
Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ.
Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?»
Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка
Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка
Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители
Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица.,
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка, вот сестрёнка,
Он Антон, она Алёнка,
Всех назвал вам я –
Вот моя семья.
2. Логопед : Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии.
3 Логопед : «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится»
Мальчик для папы и мамы кто? – Сын
Девочка для мамы и папы кто? – Дочка
Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын
Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь
Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук
Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка
Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая.
4. Логопед : «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?
Дети садятся за столы.
5. Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк).
Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.
6. Рассматривание картины с последующим обсуждением.
Логопед : Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.
Кого вы видите на картине?
Ребёнок : На картине вижу маму, девочку и мальчика.
Какие игрушки вы видите на картине?
Ребёнок : Я вижу мишку и машинки.
Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
Ребёнок : С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова.
Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?
Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали.
Когда это могло случиться?
Ребёнок : Пока мамы не было дома.
Как вы думаете, куда ходила мама?
Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке.
Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме?
Чем занималась Катя?
Дети : Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку.
Дети : Катал машинку, ремонтировал машинку.
Чьи бусы рассыпались на полу?
Дети : Мамины.
А кто их взял?
Почему бусы оказались разорванными?
Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
Что сделал Вова?
Какая стояла Катя?
Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание.
Логопед : А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям.
1. Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме.
2. Что делала Катя, Вова.
3. Кто увидел бусы, что случилось.
4. Как дети вели себя, когда вернулась мама?
Составление рассказа 2-3 детьми
7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова:
Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая.
Как вы относитесь к маме?
Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю,
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Ни словечка, ни скажу.
Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке.
8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.
Одно дело сказать, другое делать.
Слово дал – держи.
От доброго не бегай, а дурного не делай.
Всякой вещи своё место.
Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо.
Шила в мешке не утаишь.
9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы.
Дети выполняют графическую работу « Собери бусы»
10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома?
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.
Тема: пересказ текста описательного характера с опорой на графические схемы.
Цель: сформировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы - части изображения предмета.
Задачи:
Развивать активный и пассивный словарь;
Совершенствовать навыки фонематического анализа;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради на каждого ребенка, контурное изображение березы, ее цветные части.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинулись ветви.
Большие деревья.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите деревья, изображенные на них. Выделите в слове последний звук, определите гласный он или согласный.
2. Введение в тему. Работа с однокоренными словами.
- Отгадайте загадку:
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
О каком дереве сегодня будем говорить? (о березе). Запишите тему занятия в тетрадь.
Отгадайте «заколдованные слова», вставьте в слово - корень «БЕРЕЗ», прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.
Онька (маленькая береза)
Овый (лист, прут)
Няк (лес, где растут только березы)
под ________ овик (гриб, который растет под березой)
3.Работа с текстом «Береза».
Логопед выставляет контурное изображение березы на доску и просит одного из детей прочитать текст.
Возле нашего дома растет береза.
Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая. С черными пятнами.
Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз.
Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие.
Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.
Объясните, ребята, что значит:
ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - … (ветки, которые хорошо гнутся);
КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки, как будто намазаны клеем)
Что сначала описывается в тексте? (ствол)
Прикрепите цветное изображение ствола дерева к контурному.
Какой у березки ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)
Что затем описывается у березки? (веточки). Прикрепите цветное изображение веток дерева к контурному.
Какие у березки ветки? (тонкие, гибкие, опущены вниз).
Что описывается затем? (листочки). Прикрепите цветное изображение листьев дерева к контурному.
Какие у березы листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие).
Что описывается затем? (общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица).
Логопед, показывая на части березы, предлагает детям вспомнить имена прилагательные.
Дети записывают в тетрадь части березы и имена прилагательные.
4. Физпауза на общую моторику. «Деревья».
Дети повторяют движения за логопедом.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки.
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Руки на месте лежат.
5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения).
Дети пересказывают текст у доски, показывая последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.
6. Итог. Рефлексия.
Что вы узнали сегодня на занятии о березке?
Какое задание было самым интересным?
Если занятие было полезным и вам все понятно – прикрепите на березку зеленый листок.
Если занятие было для вас трудным и многое неясно – красный листок.
7. Домашнее задание. Выучить стихотворение о березе.
Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»
Конспект занятия по развитию связной речи
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;
Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;
Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.
I. Организационный момент
Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!
Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?
Дети: — Весна.
Логопед : — Какое время года было до весны?
Дети: — Зима.
Логопед: — А какое время года будет после весны?
Дети: — Лето.
Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».
Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).
Весной небо высокое (чистое, голубое).
Весной прилетают перелетные птицы.
Весной на крышах появляются сосульки.
Весной земля мягкая (рыхлая).
Весной облака пушистые.
Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.
Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)
Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)
А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)
Проходите на свои места.
II. Основная часть
Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»
Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.
Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).
Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).
— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).
— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).
— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).
— Что значит щебетать ? (Издавать пение).
— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).
Вопросы по тексту
Логопед: — Что увидела Сорока?
— Что застрекотала Сорока?
— Кто оказался на проталине?
— Что хотела сделать Сорока?
— Кто появился неожиданно?
— Что гаркнул Грач?
— Кто прилетел на шум?
— Что защебетал Жаворонок?
— Пока птицы спорили, что происходило?
— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?
— Куда разлетелись птицы?
— Как птицы встречали весну?
Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.
Физминутка
Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)
Сугробы растопило. (присесть)
Теплую погоду (встать)
Принесла весна. (руки развести в стороны)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)
С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)
Пора им просыпаться, (потянуться)
Весною любоваться. (похлопать в ладоши)
Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.
Повторное чтение рассказа.
Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.
Артикуляционная гимнастика
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Пересказы детей
Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?
Дети: — Посылка (бандероль).
Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.
Пальчиковая гимнастика
Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)
Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)
Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)
И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)
Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)
Фонограмма «Звуки весеннего леса»
Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.
Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»
Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.
Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.
III. Итог
Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»
Картинный материал
Гомзяк О.С.
Г64 Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию
связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
ISBN 978-5-296-00749-0
Вниманию логопедов предлагается пособие, входящее в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников*. Оно включает перспективный тематический план и конспекты занятий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе логопедической группе.
Предлагаемые занятия помогут логопеду спланировать и провести целенаправленную коррекционную работу по развитию связной речи и словесно-логического мышления в течение всего учебного года.
Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.
мастерскую-студиюеСИНЕРГИЯ» ([email protected] )
и лично Юрия Петровича Боровского
и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,
оказанную в издании данной книги.
©Гомзяк О.С, 2007ISBN 973-5-296-00749-0 ф Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ ч Д», 3007
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:
Конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;
Три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;
Три тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя;
Конспекты занятий по развитию связной речи и демонстрационный материал к ним.
В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспек-
Введение
Та занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
Составление описательного рассказа с опорой на схему;
Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
Составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
перспективный тематический
план занятий по развитию связной речи
у детей 6-7 лет с онр
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Темы | № зан. |
Сентябрь | ||
1,2 | Обследование речи детей | |
Рассказывание по теме «Осень» | ||
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Октябрь | ||
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | ||
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | ||
Ноябрь | ||
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | ||
Составление описательного рассказа с опорой на схему |
6 Перспективный тематический план занятий
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Перспективный тематический план занятий 7
III период обучения (март, апрель, май)
Недели | Темы | № эан. |
Декабрь | ||
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда) | ||
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | ||
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Январь | ||
1-2 | Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Февраль | ||
Пересказ сказки «Две косы» | ||
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | ||
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
Недели | Темы | № эан. |
Март | ||
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | ||
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа ГА, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | ||
Апрель | ||
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | ||
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | ||
Май | ||
Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин |
Ход занятия
/. Организа ционный момент. Игра «Отга дай загадку»
Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет - Вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста)
2.Объявление темы.
Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
3.Чтение сказки с последующим обсуждением*
Что посеял мужик?
Почему ему пришлось делиться с медведем?
Когда мужик собрал урожай репы?
Как он разделил урожай? Почему?
Почему рассердился медведь на мужика?
Что посеял на следующий год мужик?
Как поступил медведь?
Кто выиграл в этот раз? Почему?
Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
4.Игра «Отгадай по вкус у».
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор - он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 109-110).
Конспекты занятий по развитию связной речи
5. Физкультминутка «Урожай».
6.Повторное чтение с установкой на пересказ.
7.Пересказ текста детьми.
После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь - маску, мужик - кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
8.Итог занятия.
Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
Кто главные герои?
О каком овоще говорилось в сказке?
Конспекты занятий по развитию связной речи 19
Ход занятия
У. Организационный момент.
Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).
20 Конспекты занятий по развитию связной речи
Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)
Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.
2.О бъявление темы.
Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.
После прочтения рассказа логопед объясняет
слова «горница» и «сочла»,
О ком этот рассказ?
Что купила мама?
Почему Ване очень хотелось слив?
Как он поступил?
Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?
Что произошло за обедом?
Как поступил папа?
Почему все засмеялись после Ваниных слов?
А почему Ваня заплакал?
Как вы бы поступили на месте Вани? Логопед анализирует ответы детей, исправляет
аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются). 4. Физкультминутка.
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 110).
Конспекты занятий по развитию связной речи 21
5.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
О чем говорилось в рассказе?
Правильно ли поступил Ваня?
Как нужно поступать в таких случаях?
Ход занятия
/. Организационный момент. Отгадывание загадки: Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы)
2.Объявление темы.
Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.
3.Беседа по предметной картинке и схеме.
- Кто изображен на картинке?
Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)
Какой звук издает она при полете?
Конспекты занятий по развитию связной речи 23
Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).
Где живет пчела?
Как передвигается?
Чем питается?
Пользу или вред приносит природе?
Какую пользу или вред приносит человеку?
Что делает в зимнее время?
Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
Как называется семья пчел? (Пчелиная.)
Что делает пчела? (Носит мед.)
Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)
4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.
Конспекты занятий по развитию связной речи
Конспекты занятий по развитию связной речи 25
Примерный образец Это пчела. Пчела - это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.
5. Рассказы детей.
6. Итог занятия.
О ком составляли рассказ?
Почему пчелу называют медоносной?
Какую пользу пчела приносит человеку?
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.
У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.
У цапли длинные лапы - ...
У грача черные крылья - ...
У аиста тонкая шея - ...
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
26 Конспекты занятий по развитию связной речи
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.
Куда собрались улететь журавли?
В какое время года птицы улетают в теплые края?
Как собираются журавли для полета?
Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)
Над чем пролетали журавли?
Где останавливались на отдых?
Какой был лес? (Мрачный, темный.)
Когда журавли продолжили свой путь?
Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
Когда можно ждать журавлей обратно?
4.Физкультминутка. «Кукушка».
5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.
Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).
Конспекта/ занятий по развитию связной речи ____________________ 27_
в. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
Полет каких птиц был описан в рассказе?
Как выстраиваются журавли для полета?
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2.Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.
Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
Как вы оцениваете их поступки?
Кто больше насобирал грибов?
Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
Что увидела мама в ее корзинке?
Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111-112).
Конспекты занятий по развитию связной речи ____________________ 29
4.Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»
5.Физкильтминитка, «По грибы».
Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
Куда ходили дети?
Кто был самым лучшим грибником?
Какие грибы нельзя класть в корзинку?
Ход занятия
/. Организаиионный момент.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род,
На охоту вышел... (кот.) (Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)
2. Объявление темы.
Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята,
Конспекты занятий по развитию связной речи 31
зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)
3.Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.
Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.
Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.
4.Беседа по картинкам.
Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.
Какое время года изображено на картинках? (Осень).
Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася - воробьи - зимующие.)
Что делает Вася?
Почему он обратил внимание на воробьев?
Какая мысль пришла ему в голову?
Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)
Заметили его птицы?
Почему охота у Васи не удалась?
32 Конспекты занятий по развитию связной речи
5. Физкультминутка. «Кошка».
6.Составление рассказа детьми. Коллективное составление рассказа детьми, с
помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.
Примерный рассказ После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
7.Итог занятия.
- Чью историю вам пришлось расшифровывать?
Конспекты занятий по развитию связной речи ___________________ 33
Какие особенности вы узнали об охоте кошек?
Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)
Ход занятия
/. Организационный момент.
Игра «Назови семью»
Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:
По картинке, на которой изображена лиса: лис -лиса - лисята - это лисья семья;
По картинке, на которой изображен медведь: медведь - медведица - медвежата - это медвежья семья. И т.д.
2.Объявление темы.
Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.
Почему испугался охотник?
Куда он взобрался от испуга?
Кто появился на берегу реки?
Медведица и медвежата - это какая (чья) семья?
Что стала делать медведица?
Почему один из медвежат убежал в лес?
Почему медвежата остались довольны купанием?
Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?
А вы рассказали бы?
* Текст рассказа представлен в приложении {см. с. 112-113).
4. Физкильтминитка.
5. Повторное чтение с установкой на пересказ.
6. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
Как назывался рассказ?
Чья семья испугала охотника?
Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Что из чего - какое?» Сядет тот, кто скажет:
Платье из ситца (какое?) - ситцевое.
Рубашка из шелка (какая?) - ...
Шуба из меха (какая?) - ... и т.д.
2.Объявление темы.
Логопед говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.
Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)
3.Беседа по картинкам.
Как одним словом назвать эти картинки?
Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?
Конспекты занятий по развитию связной речи
Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)
Какого цвета?
Из какого материала?
Из каких частей состоит?
Когда носят?
Кто носит?
Может ли надевать Карлсон?
Как ухаживать?
(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)
4. Составление рассказа.
Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно (например, о плаще), затем об остальных
Конспекты занятий по развитию связной речи
38 Конспекты занятий по развитию связной речи
предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.
5. Физкультминутка.
6. Рассказы детей.
7. Итог занятия.
Кому помогали на занятии?
О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)
Ход занятия
/_ Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».
Снежный (что?) - ... Морозный (что?) - ...
Снежная (что?) - ... Ледяная (что?) - ...
Белый (что?) - ... Трескучий (что?) - ...
Холодная (что?) - ... Сильный (что?) - ...
2.Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.
3.Игра «Подбери признаки».
Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.
40 Конспекты занятий по развитию связной речи
Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.
При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? - скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? - зеркальный и т.д.)
4.Беседа по картине. Рассмотрите картину и скажите:
Где гуляют дети?
Какой выдался день?
Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)
Какие стоят кусты? А деревья? А дома?
Что можно сказать о настроении детей?
Если подойти поближе к горке, что можно услышать?
Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)
5.Физкультминутка «Снег».
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)
Конспекты занятий по развитию связной речи 41
6. Составление рассказа.
Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.
Примерный рассказ
Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.
Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
В какие игры можно играть зимой?
На чем можно кататься зимой?
Ход занятия
7, Организаиионный момент. Игра «Узнай по описанию»
Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) -воробей.
Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.
Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.
Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.
Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает - ворона.
Конспекты занятий по развитию связной речи ________________ 43
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
2. Объявление темы.
Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
.?. Составление рассказа.
Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Логопед просит придумать имена детям.
4. Физкильтминитка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки -
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
44 Конспекты занятий по развитию связной речи
Каруселью снеговою. На снегу-то, посмотри, - С красной грудкой снегири.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот робота закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
6. Игра «Сосчитай птиц у кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
Конспекты занятий по развитию связной речи ______________ 45
7. Итог занятия.
О чем составляли рассказ?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол - сосновый стол - К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной - Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола...
Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он - и упал...
И в лесопилке над рекой
Конспекты занятий по развитию связной речи 47
Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал...
Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь. За ним работать будем днем, А вечером - читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.
2.Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
3.Беседа по картинкам.
Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
48 Конспекты занятий по развитию связной речи
Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
Чем занимается каждый из них?
Что нужно сделать для то