Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вашкинского муниципального района «Детский сад № 2»
Конспект занятия в старшей группе
Рассказывание по картине «Зимние забавы»
с использованием «Технологии составления описательных текстов по картине»
Воспитатель: Стёпина С.Ю.
Первая квалификационная категория
с. Липин Бор
2015 год
Задачи:
o развивать речевое творчество детей, путем составления описательного рассказа по картине;
o развивать психические процессы: память, внимание, воображение: придумывание событий, предшествующих и следующих за изображёнными на картине;
o формировать элементарные представления о живописи;
o упражнять в составлении предложений и включении их в связное
высказывание;
o воспитывать саморегуляцию собственных действий: выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
Методы и приёмы:
o словесные методы (рассказ), художественное слово (загадка).
o наглядный
Материалы и оборудование:
o картина «Зимние забавы» (презентация), мультимедийный проектор;
o тропинка из снежинок;
o волшебный карандаш;
o ковер-самолет;
Предварительная работа:
o беседы с детьми о зиме и зимних явлениях;
o чтение произведений о зиме;
o рассматривание иллюстраций;
Ход занятия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, хотите оправиться в путешествие?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Да! Хотим!
ВОСПИТАТЕЛЬ: На чем можно путешествовать? (На корабле, на самолете, на воздушном шаре).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А я вам предлагаю отправится на ковре-самолете. Под звуки волшебной музыки мы с вами отправимся в полет (звучит музыка Чайковского «Времена года»).
(После окончания музыкального произведения) Теперь послушайте загадку и вы узнаете, куда мы с вами попали.
Снег на полях,
Лёд на реках.
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (ЗИМОЙ)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, очутились мы у зимы в гостях.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что вы представили, когда слушали музыку?
Ответы детей: (едут сани, звон бубенцов, ветер гудит.....).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы ребята. А сейчас мы с вами пойдем по снежной тропинке и каждый из вас скажет зима, какая она? (дети проходят по тропинке из снежинок, называя определения зимы)
Ответы детей: (снежная, морозная, холодная, вьюжная, весёлая, суровая, красивая, студеная, ледяная, скрипучая, ....)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы дети, много слов знаете о зиме. Ребята, а чем необычна тропинка, по которой мы прошли? (она из снежинок)
Ребята, что-то похолодало, давайте погреемся.
На дворе мороз и ветер, (потирают плечи)
На дворе гуляют дети (ходьба на месте)
Щечки, щечки согревают, (потирают щеки)
Ручки, ручки потирают (дети потирают руку об руку.)
Чтоб не зябли наши ножки, (выставляют ноги)
Мы потопаем немножко: топ, топ, топ. (дети топают ногами.)
Нам мороз не страшен, (хлопают в ладоши)
Вот как мы теперь попляшем. (дети приплясывают.) (Повторяют еще раз)
ВОСПИТАТЕЛЬ: О зиме писали не только композиторы, но и художники.
Представим себе, что мы попали в картинную галерею. В нашей картинной галерее есть картина, которая называется «Зимние забавы».
(на слайде 1 появляется картина, показ мультимедийной презентации.)
Я предлагаю вам взять подзорную трубу (воображаемую) и посмотреть, что и кого вы видите на картине. (снеговик, дома, изгородь, снег, девочку, мальчика, следы, сугробы, кусты, вдалеке лес.)
На слайде 2 появляются объекты, называемые детьми.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте как объекты на картине связаны между собой.
И в этом нам поможет игра «Объединялка». (дети слепили снеговика, снег лежит на кустах, мальчик лежит на снегу, девочка стоит около мальчика, около домов изгородь, вдалеке виден лес, на домах лежит снег и т.д.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какая часть суток изображена на картине? (день).
Какая погода? (ответы детей: солнечная, морозная)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А давайте придумаем детям имена. Девочку будут звать... Мальчика...
Воспитатель: Во что одеты дети? (у девочки...красное пальто, рукавицы, шапка, сапожки.) (На мальчике... шапка, рукавицы, брюки, ботинки.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, чем сначала занимались дети на прогулке?
Ответы детей: (Лепили снеговика. Играли в догонялки, оставив много следов на снегу.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что было потом? (Они устали, мальчик лёг на снег, девочка встала на колени и смотрит на мальчика.)
Воспитатель: Как вы думаете, что спрашивает девочка у мальчика? (ответы детей.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что говорит мальчик девочке? (ответы детей: плывут облака, которые похожи на разных животных.)
Мы зимой любим играть на улице. Давайте поучаствуем в зимних развлечениях.
(Физкультминутка «Зима».)
Наконец пришла зима. (дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой.)
Снег на улице идёт, (двигают руками сверху вниз.)
Дворник улицу метёт. (имитируют.)
Мы катаемся на санках. (приседают, руки вытягивают вперёд.)
Пишем на катке круги. (руки закладывают за спину, медленно кружатся.)
Ловко бегаем на лыжах. (имитируют.)
И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы можете представить, чем пахнет картина, какие издает звуки?
Ну-ка, вдохните поглубже, чем пахнет наша картина? (ответы детей...)
Ребята, прислушайтесь внимательно, какие звуки вы услышали? Какие предметы могут издавать звуки? Ответы детей: (хрустит снег, каркают вороны, голоса детей, ....)
А сейчас каждый из нас превратится в героя, изображенного на картине, и расскажет о своем характере, настроении.
Например: я крыша дома, я очень рада, что защищаю людей от снега, ветра и мороза. Снега на мне много, но я сильная. У меня хорошее настроение, потому что я делаю добро людям.
Дети рассказывают свои рассказы:
Я - снеговик...(еще недавно я был снегом на поляне. Потом пришли дети и скатали комки. Комки поставили друг на друга, и получился я. У меня радостное настроение, потому что сегодня я родился, значит у меня день рождения. Ребята сделали мне нос из морковки, я чувствую ее сладкий запах.
Я - девочка...(У меня хорошее настроение, потому что мне нравится гулять со своим братом. Мы с ним играли в догонялки, слепили снеговика. Я люблю морозные деньки, мне совсем не холодно в моей теплой шубке и шапке.
Я - мальчик...(Я лежу на снегу и наблюдаю за облаками. Они плывут по синему зимнему небу. Я тепло одет и поэтому мне не холодно лежать на снегу. Рядом со мной подружка. Нам с ней всегда весело. Она что-то мне говорит, а я как будто не слышу. Думаю, как нам хорошо и весело.
Я - снег...(я пушистый, рыхлый, холодный. У меня хорошее настроение, потому что утром ко мне пришли ребята. Они играли в догонялки и оставили на мне много следов. Следы глубокие, похожие на узоры. Ночью мне будут сниться приятные сны. Во сне я снова услышу голоса детей. Как радостно быть кому-то нужным.
Я - куст...(снежный и раскидистый. Под снегом моим веткам тепло и уютно. Солнце слегка пригревает меня. У меня веселое настроение. Я слышу смех детей. Я думал, что дети сломают мои хрупкие ветки, но они оказались добрыми и бережливыми.
Я - забор...(старый, наклонившийся в сторону. Мне грустно зимой. Снег тяжело придавил меня к земле.
Я - шапка...Теплая, яркая. Без меня моя хозяйка могла бы простудиться. Мне весело, потому что весь день я играю и бегаю вместе с девочкой.
Я - валенок...Мы с братом не можем друг без друга, мы дружные. Мы теплые и удобные. Нас сделали из овечьей шерсти, чтобы согревать ноги нашего хозяина. У нас хорошее настроение, потому что мы бережем его от болезни.
Ребята, что это мы рассказывали, превратившись в героя картины?
(рассказывали о своем характере, настроении.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете кто написал картину? (художник), а кто пишет рассказы? (писатель). Сегодня вы как настоящие писатели сочинили свои рассказы о картине. Картина очень довольна и приготовила для вас необычный подарок - волшебный карандаш. Им вы можете записывать и зарисовывать рассказы и сказки, которые сочините сами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, я приготовила для вас снежинки, они разного цвета. Те, кому наше путешествие в картину понравилось и вы узнали что-то новое, возьмите себе снежинки голубого цвета, а если что-нибудь не получилось или не понравилось, то возьмите снежинки синего цвета. А сейчас пора возвращаться в детский сад. Усаживайтесь на ковер-самолет и закрывайте глаза. Снова звучит музыка.
Воспитатель предлагает детям из снежинок выложить морозный узор на большом окне.
Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние забавы" (Связная речь + аппликация)
Составили: Бондарева Е.А.(логопед 1кв.кат.) и Мальцева Т.В. (воспитатель 1кв. кат.)
Цель : закрепление знаний детей о зиме.
Задачи:
Познание. Закрепить знания о времени года зиме, ее приметах.
Коммуникация: Учить подбирать однородные определения и глаголы.
Развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы.
Учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.
Совершенствование коммуникативных навыков , установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.
Художественно – творческие. Учить детей вырезать круги из квадратов, аккуратно наклеивать их на бумагу. Закреплять правила работы с ножницами.
Физкультура. Формировать двигательную активность, гибкость пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.
Социализация. Способствовать накоплению эмоционально положительного опыта. Воспитывать у детей доброжелательность, умение выполнять совместное задание.
Предварительная работа . Наблюдения, игры, постройки из снега снеговиков, крепости; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях.
Материал: ватман синего цвета, квадраты, ножницы, клестер, кисточки, клеенки, мячи.
Ход занятия .
1 часть. Педагог: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Л: говорит несколько пословиц о дружбе
Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
Посмотрите, какая красота! (показываю иллюстрации или слайды с зимними пейзажами)
Скажите, какое время года на этих фотографиях? (Зима. Это зима.)
Вы любите зиму? (ДА)
Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не знают, какая у нас зима.
Как же помочь им узнать о зиме? (Рассказать, нарисовать, написать, снять фильм) Правильно. Давайте составим для них рассказ о зиме, но сначала вспомним все об этом прекрасном времени года.
Давайте представим, какая зима.
Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили?
Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?
(Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом.)
Что такое лед? Что такое снег? Каким он бывает? ((Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый) А какими бывают снежинки? На что они похожи? (возьмите снежинки)
Дыхательная гимнастика.
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
А вы умеете правильно дуть? Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Доскажи словечко»
Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Все сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка -. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Повторите все родственные слова к слову СНЕГ.
Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :
–осенью бывает листопад, а зимой…. снегопад
–летом бывает дождь, а зимой…снег
–весной снег тает, а зимой…падает
–летом катаются на велосипедах, а зимой… на санках
–весной лес просыпается, а зимой… спит
–летом катаются на роликах, а зимой… на коньках
–летом бывает жарко, а зимой… холодно
–осенью деревья разноцветные, а зимой… белые, голые
–летом растут цветы, а зимой… сугробы
–летом купаются, а зимой… лепят снеговика
–весной насекомые просыпаются, а зимой… прячутся
Физкультминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Скажите, а можем мы рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах? Что мы любим делать зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика…)
Мы с вами вспомнили какая погода зимой, в какие игры вы играете.Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .
Наступила суровая зима. (Теперь вы придумайте свои предложения) .
К нам в гости пришла зима. Зимой идет снег. Деревья спят, стоят голые, без листьев. Они покрыты снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».
Посмотрите, какой замечательный рассказ у нас получился.
2 часть А сейчас мы поиграем со снежками. Возьмите по одному снежку и вставайте в круг. Повторяйте движения за мной.
Я снежком круги катаю
(между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю
(смена рук)
Им поглажу я ладошку
(соответственно)
Будто я сметаю крошку,
(смена руку)
И сожму его немножко,
(соответственно)
Как сжимает лапу кошка
(смена рук)
Каждым пальцем шар прижму
(соответственно)
И другой рукой начну
(смена рук)
А теперь последний трюк:
Снежок летает между рук.
(переброс мяча из руки в руку)
Поиграли со снежками. Скажите, пожалуйста, а что можно построить из снежных комков (снеговика, снежную крепость, горку) Правильно. Давайте мы с вами построим снежную крепость и покажем ее ребятам из южного детского сада. Из чего мы построим крепость? (из бумаги) Ребята, а какой формы снежки? (круглой) А круги мы с вами будем вырезать из квадрата. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как мы будем это делать. Работаем с ножницами очень аккуратно. Берем ножницы и срезаем у квадрата уголки, немного их закругляя. Получился круг, теперь мы его намазываем клеем на клеенке и приклеиваем, прижимая салфеткой. Первый комок в нашей крепости заложен. Приступаем к работе.
Дети выполняют задание.
Ребята, посмотрите какая большая крепость у нас получилась. Молодцы. Всем спасибо.
Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?
Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю наш рассказ о зиме и крепость моим знакомым ребята в южный детский сад.
Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
Задачи:
- Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе.
- Развивать воображение, память, речь и речевую выразительность, учить составлять сложные предложения со значением противопоставления. Усвоение переносного значения слов.
- Формировать интерес к окружающему.
- Совершенствование коммуникативных навыков, установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о веселых зимних играх.
Пусть мороз трещит,
Вьюга в поле кружит
Малышам – крепышам
Не страшна стужа.
Молодцы у нас ребята:
Сильные и смелые,
Дружные умелые.
1. Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»
Воспитатель:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети, (гуляют)
Ручки, ручки потирают, (потирают ручки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки
Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают)
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко. (Топают)
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
Нам мороз теперь не страшен
Все мы весело попляшем.
Вот как мы плясать умеем,
Вот как ножки мы согреем. (А.Ануфриева, О.Милюкова)
2. Дыхательные упражнения
Воспитатель:
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н.Нищева)
Воспитатель: Ребята, пока мы играем со снежинками, у меня замерзли руки. Как их можно согреть?
Дети: Подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки.
3. Воспитатель: У меня для вас задание – раскрасьте, пожалуйста, варежки. Садитесь парами за столы. Слушайте задание. Каждая пара будет раскрашивать свою пару варежек. Вспомните, чем похожи и чем отличаются варежки? (Ответы детей). Я каждой паре раздаю их пару варежек. Тебе – правую, тебе – левую. Трудность выполнения состоит в том, что у вас на двоих один набор фломастеров и только семь минут на выполнение задания. Приступайте, пожалуйста.
Через 7 минут дети приглашаются в круг. Воспитатель задает вопросы паре, которая хуже всех справилась с заданием:
– От одной ли пары ваши варежки?
– Нравятся ли вам ваши варежки?
– Хотели бы вы их носить?
– Как вы выполняли работу?
– Ребята, вы поняли, почему вы не справились с заданием? Теперь вы знаете, что бы что-то сделать, надо сначала договориться.
Заходит вторая группа детей.
4. Упражнение для коррекции зрения со снежинками (выполняют две группы)
Воспитатель:
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинки в руки сфокусировав на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал. (Вверх, вниз)
Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.
Покружится и присесть,
Опустив снежинки на пол.
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.
1-я группа детей вручает гостям билеты на экологическую сказку.
5. Воспитатель:
Мы карточки покажем
И про каждую расскажем:
Белый ковер, мороз, снегопад,
Санки, лыжи, коньки, снегокат,
Горка, каток, сугробы, снежки,
Елка, снегурочка, снеговики,
Валенки, шуба, штаны, рукавица,
Дятел. сова, ворона, синица.
Быстро темнеет, снежинки порхают…
Ну, когда же все это бывает?
– Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ «Гостья – зима». Вы внимательно его послушаете, а потом будете пересказывать.
«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».
Вопросы:
– Кто пришел к нам в гости?
– Какое время года было до этого?
– Чем зима накрыла землю?
– Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)?
– Какие подарки принесла зима?
– Для чего людям нужны эти подарки?
– Что такое зимние забавы?
6. Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний
Воспитатель:
Да-да-да
Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да
Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду -ду-ду
Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды
На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Заходят дети 3-й группы.
7. Логоритмика «Снежная баба»
Из мокрого снежного белого кома (Дети идут по кругу друг за другом,
руками имитируя катание снежного кома)
Мы снежную бабу слепили у дома (Поворачиваются лицом в круг. Круговые
движения руками 3 р.)
Стоит наша баба у самых ворот (Плавные движения руками вверх, вниз)
Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят пальцем)
Знакома она уже всем во дворе, (Движения руками «замок»)
А Жучка все лает («Ушки»)
«Чужой на дворе» (Грозят пальцем)
Дети вручают билеты на экологическую сказку гостям. Дети второй группы уходят.
8. Задание «Собери снежинку»
Последовательность выполнения:
1. Дети самостоятельно делятся на командира, штурмана и двух членов экипажа.
2. Командир должен собрать из палочек снежинку, объясняя свои действия.
3. Задание выполняют члены экипажа, командир и штурман следит за правильностью выполнения.
Воспитатель хвалит детей.
Выходит четвертая группа детей.
9. Подвижная игра «Карусель» (3 и 4 группы вместе)
«Завертелась вьюга
Словно карусель.
Медленно сначала,
А потом быстрей.
Ничего не видно,
Все белым-бело.
Наконец-то стихло
Землю замело».
Дети 3-й группы вручают гостям билеты на экологическую сказку.
10. Игра «Знатоки сказок»
Воспитатель: Зимнее время – это время новогодних праздников, волшебства, сказок. Сейчас мы с вами поиграем и проверим, хорошо ли вы знаете эти сказки.
Задания детям:
1. Разделиться на две команды (социоигра «Найди друга»)
2. Дать название своей команде.
3. Назвать добрых сказочных героев.
4. Назвать злых сказочных героев.
5. Назвать сказочный транспорт.
6. Назвать волшебные предметы.
Результаты игры фиксируются наглядно. Дети самостоятельно определяют
победителя.
11. Пальчиковая гимнастика «На елке»:
Мы на елке веселились, Хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз Сжимают и разжимают кулачки.
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, Рисуют руками круг.
В них же вкусные предметы: Хлопки
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, начиная
с большого.
Орешки рядом с ними
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин! (В. Волина)
Заходят дети пятой группы.
12. Фонопедические упражнения «Мороз» (по методу В.Емельянова)
Воспитатель:
Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям
.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» – короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты
«Ш..» – потирая ладони друг о друга
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!..П!..» – постепенно опуская руки вниз
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири Прижать руки к груди и, произнося
«Фр-р-р..», резко разводить их в стороны.
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики и девочки.
Дети 4-й группы вручают билеты на экологическую сказку гостям.
13. Задание «Закончи предложение»
1. Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :
– Зимой бывает снегопад, а осенью….
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой лес спит, а весной…
– Зимой катаются на коньках, а летом…
– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…
– Зимой растут сугробы, а летом растут…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой насекомые прячутся, а весной…
2. Исправь ошибку.
Работа с деформированными предложениями:
– Маска любит надевать Машу.
– Елка пляшет возле Снегурочки.
– Дети нарядили игрушки елками.
– Елка зажглась на лампочках.
– Дед Мороз принес мешок в подарок.
Воспитатель хвалит детей.Дети вручают оставшиеся пригласительные билеты гостям. Заходят все дети.
14. Логоритмика «За зимой идет весна» (н-р музыка «Каравай»)
За зимой идет весна Дети идут друг за другом по кругу.
Снова будет не до сна.
За весною будет лето Взявшись за руки идут по кругу.
Не забудем мы про это.
А потом приходит осень Руки на плечи, идут по кругу.
Хоть ее мы и не просим.
А за осенью – зима Опустили руки.
Заморозит всех она. «Греемся»
Воспитатель благодарит детей. Приглашает гостей на экологический спектакль «Берегите природу», подготовленный детьми.
Мартынович Раиса Валентиновна
Конспект НОД по коммуникации «Зимние забавы». (Старшая группа).
Программное содержание :
1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять их;
2. Форимировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ;
3. Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях ;
4. Уточнять знания о зимних видах игр , забавах ;
5. Обогащать и активизировать словарь детей;
6. Развивать логическое мышление, память, воображение;
7. Воспитывать толерантное отношение к ответам детей.
Словарная работа : учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, упражнять в подборе глагола к существительному.
Индивидуальная работа : с Наташей, Димой, Азалией.
Цель : активизировать речь детей на занятии.
Предварительная работа : чтение стихов о зиме и зимних развлечениях , прогулки, наблюдения, зимние игры .
Методические приёмы :
Словесные : вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово;
Игровые : упражнения, игры;
Наглядные : рассматривание картинок;
Практические : чтение стихотворения с имитацией движений.
Материал : конверт с загадками, игрушка Снеговик, набор картинок «Зимние забавы » , 4 «дорожки» .
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент. «Доброта» .
Воспитатель :
Доброе утро, дети. Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что сегодня у вас хорошее настроение. И мне очень хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня. Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло, доброту, чувство радости от нашей встречи.
2. Игровая мотивация.
В группу пришло письмо , на конверте которого нарисована снежинка.
Воспитатель :
Ребят, посмотрите, что это?
Дети :
Письмо.
Воспитатель :
А как вы думаете, кто его принес?
Дети отвечают, высказывают своё мнение.
Воспитатель :
А в конверте есть подсказка - загадка (педагог читает загадку) .
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик) .
(Приход Снеговика) .
Воспитатель :
В конверте есть еще одна загадка.
3. Отгадывание загадки
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода
Длинноухий заяц серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Воспитатель :
О каком времени года эта загадка?
Ответы детей.
4. Беседа.
По каким признакам вы догадались? Как мы определяем, что наступила зима? А вам нравится зима? Что вы можете рассказать о зиме, после какого времени года она наступает? А чем именно она вам нравится?
Ответы детей.
Воспитатель :
Снеговик приглашает нас с вами в путешествие, в зиму.
5. Словесная игра «Подбери слова» . Воспитатель :
Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает) - вьется, бушует, воет, метет…. Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится…. Дети (что делают) - веселятся, гуляют, играют, радуются, катаются. …
5. Дидактическая игра «Подбери одежду» .
Воспитатель :
Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны правильно одеться. Как вы думаете, какую одежду надо одеть, чтобы чувствовать себя хорошо? (Какую одежду обычно носят зимой) .
Ответы детей.
6. Дидактическое упражнение «Выбери дорожку» .
Воспитатель :
Оделись мы тепло, не замёрзнем. Посмотрите, а тут 4 дорожи, по какой же дорожке нам надо пойти к зимушке - зиме? Как вы думаете? Почему?
(Дети рассматривают дорожки) .
Ну, что, отправляемся в путь - дорожку к зимушке - зиме?
(Дети идут по дорожке) .
Воспитатель :
Вот и пришли мы с вами на детскую площадку. А зима подготовила для нас много забавных игр . Давайте посмотрим (рассматривание картинок) .
7. Составление предложений по сюжетным картинкам.
Вопросы к детям :
Какое время года изображено?
Какая зима на картинке? (Снежная, морозная, холодная, серебристая, веселая, красивая, радостна….).
Что делают дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют в снежки ….).
Как ребята играют зимой? (Дружно, весело, радостно, задорно, интересно….) .
Представьте, что вы оказались рядом с детьми, что вы слышите? (Веселый смех, голоса ребят, скрип снега, лай собак….) .
Если бы вы оказались рядом с детьми, изображёнными на картине, какое занятие бы выбрали, какую игру?
8. Дидактическое упражнение «Зимние забавы » .
Воспитатель :
Так какие же бывают зимние забавы ?
Показывает картинку с изображением коньков.
Что это за забава ?
Правильно. Придумайте слова действия. Что дети делают на коньках? (Кружатся, играют в хоккей, бегают) .
Аналогичная работа проводится и с другими картинками.
9. Физкультурная минутка «Зимой» .
(Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения) .
Как интересно нам зимой! (руки в стороны)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут» )
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (руки в стороны)
Воспитатель :
Снеговик просит вас закрыть глаза. Раз, два, три – чудо произойди! Мы оказались в картине. Представьте, что это вы гуляете на улице. Найдите себя на картине и расскажите, что вы делаете.
10. Составление детьми рассказов по картине.
(Воспитатель слушает рассказ 4 – 5 детей, помогает, если возникает трудности, добивается полного и развернутого ответа, сладит за грамотным построением предложений).
Наш гость, Снеговик, очень рад. Ему понравились ваши рассказы о зимних забавах .
Нам пора возвращаться в детский сад. Снеговик просит вам опять закрыть глаза. 1-2-3 – чудо произойди. Вам понравилось наше путешествие?
11. Итог. Словесная игра «Да – нет» .
Что делали сегодня,
Дай мне, дружок, ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «ДА» или «Нет» .
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своем грядки копали?
А с Дедом Морозом плясали?
Вы еще не устали отвечать?
А через год зиму ждете опять?
Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Возьмемся за руки и улыбнемся Снеговику, друг другу и всем вокруг.
Публикации по теме:
Сценарий развлечения в бассейне с родителями «Зимние гонки» (старшая группа) Сценарий развлечения с родителями Старшая группа «Новогодние гонки" Цель: способствовать развитию и популяризации физкультурно-оздоровительной.
Праздник в бассейне «Зимние забавы» (средняя группа) Цель: привитие интереса к занятиям плаванием. Задачи: 1. Продолжать учить погружаться в воду с головой и делать выдох в воду. (Образовательная.
Проект «Хороши зимние забавы» (средняя группа) Тема: «Хороши зимние забавы!»- средняя группа ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ:К детям прибегает зайчонок из леса. Он рассказывает, что хотел.
Цель: проведения малых Олимпийских игр – повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. Выявлять способности.
Зимний праздник в старшей группе. Сценарий
Назначение: Развлечение будет полезно для работы молодым, начинающим воспитателям, материал предназначен для детей старшего возраста.
Развлечение «Зимние забавы»
Старшая группа
Задачи:
Выявлять и систематизировать представления детей о зиме. Учить образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать любовь к родной природе.
Активизировать в речи детей слова: декабрь, январь, февраль, любознательный, вьюга, гололед, метель, трескучие морозы, иней.
Материал:
Конверт (письмо от Почемучки), кроссворд, картинка «Что перепутал художник?», разрезные картинки «Времена года».1.На столе у детей разрезные картинки «Времена года». Дети собирают картинки и называют времена года.
- Как вы догадались, что это зима?
2. Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне письмо, на конверте указаны названия нашего детского сада и нашей группы. Письмо от любознательного мальчика Почемучки. (Чтение письма).
– Что такое зима?
- Сколько у зимы месяцев?
- С какого месяца она начинается?
- Расскажите стихотворение о декабре:
Декабрь.
Завершая длинный год,
Сам декабрь к нам идет!
Он несет снега, метели
И в игрушках ярких ели.
Стало голодно в лесу:
Посмотрите на лису!
У лисы идет охота-
Не поймать ей зайца что-то!
Чтобы не было беды,
Заяц путает следы.
Лес заснул под царством льда,
Наступили холода.
- Как называется второй месяц зимы? (стихотворение о нем)
Январь.
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше,
На крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Январь.
Посмотри на календарь:
Начинается январь!
В теплой шубе он идет,
Новый год с собой ведет.
В шубе белой заяц скачет,
Лес его надежно прячет –
След поземки заметает.
По снегам глухарь гуляет.
А мороз трещит и злится.
Снег метет хвостом лисицы.
Лоси, лисы, кабаны
Ждут в седом лесу весны.
- Последний, третий месяц зимы? (стихотворение о нем)
Февраль
Из снегов, накинув шаль,
По лесам идет февраль.
Вьюга злится, вьюга свищет
Серый волк по лесу рыщет.
Толстый тетерев гуляет,
Ждет, когда же снег растает.
А сороки растрещались:
- Мы б с зимою распрощались!
Цвета утренней зари
Распевают снегири,
Ищут корм себе синицы,
Ждут весну лесные птицы!
Февраль.
Дуют ветры в феврале, снег метет,
На реке искрится лед,
Вьюга бродит по земле,
Ей не спится в феврале.
- Какая погода бывает зимой?
- Какие зимние явления вы знаете?
- Как живут звери зимой?
- А птицы?
- Чем мы можем помочь «братьям нашим меньшим»?
- За что мы любим зиму? (Игры, веселый новогодний праздник).
4. Разгадывание кроссворда.
- Я буду загадывать загадки, а слово – отгадку мы будем вписывать в кроссворд.
1)Он летает белой стаей.
Он сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту (снег).
2)Кто затеял канитель,
Стелет белую постель,
Спать укладывает поле?
Это снежная…(метель).
3)Все кругом белым-бело,
Много снега намело.
В белых шапках лес, дома.
Ходит белая…(зима).
4)Только тронешь – голосят
Пуще вспуганных гусят.
В одну сторону летят,
А в другую не хотят.
Горделивые в осанке,
Но не лебеди, а…(санки).
5)Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка).
5. Физкультминутка.
Подвижная игра «Снежинка»
Играющие расходятся по залу. На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» дети кружатся на месте. Со словами взрослого «Снежиночки – пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» приседают. Игра повторяется.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получатся снежок.
6. Игровое упражнение: «Придумай слово»
- От слов мороз, холод, ветер, снег, лед образуйте слова, которые отвечали бы на вопрос, какой?
- О чем можно сказать «морозный»? (День, воздух)
7. Игровое упражнение: «Почему та не бывает?»
Дети рассматривают картину: зима, вьюга, гнущиеся деревья, мальчик в шортах и панаме.
- Что перепутал художник? Почему так не бывает?
8. Итог.
- Какие приметы, пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Пословицы
Январь – году начало, зиме серединка.
Январь – батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь - зимы государь.
Февраль – вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Февраль – силен метелью, а март капелью.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, да ухо мороз рвет.
Узок путь зимою, а жидок – весною.
Февраль солнце на лето поворачивает.
9. Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Игра проводиться 2-3 раза.
Снежинки, снежинки по ветру летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят,
А ветер дует все сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в большой
Снежный ком.
(Легкий бег в разных направлениях
Бег с поворотом вокруг себя,
Бег к взрослому и приседание около него на пол.)