Аноскина Гюзель Рафековна
Конспект занятия по лепке.
Тестопластика «Рыбка-сувенир» в подготовительной группе.
Цель: Поддерживать интерес у детей к занятиям тестопластикой, обучать некоторым приемам изготовления рельефа из соленного теста.
Задачи:
Образовательные:
Обучить приемам изготовления рельефа из соленного теста (работа с шаблоном, прием декорирования).
Воспитательные:
Воспитывать у детей усидчивость аккуратность;
Прививать уважение к историческим традициям творчества.
Развивающие:
Развивать воображение, внимательность, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование:
Соленое тесто, цветное;
Мелкие элементы для декорирования (бусы, пуговицы, перец горошком и т. д.);
Стакан с водой;
Кисточка;
План занятия:
1. Организационная часть:
1.1. Рассказ педагога об изделиях из соленого теста;
1.2. Показ педагога изделий декоративно-прикладного творчества.
2. Основная часть:
2.1. Демонстрация используемых материалов, подготовка к работе;
2.2. Физкультминутка;
2.3. Изготовление рыбки из соленого теста;
3. Общий анализ продуктивности занятия.
Ход занятия:
1. Организационная часть:
Дети садятся за столы.
1.1 Рассказ воспитателя об изделиях из соленого теста.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы попытаемся сотворить чудо своими руками из такого знакомого нам материала, как соленое тесто.
А знаете ли вы, что поделки из соленого теста -это очень древнее искусство. Древние инки лепили из теста фигурки культовых животных как жертвоприношение своим богам, а в Китае делали из теста марионетки для кукольных спектаклей и других развлечений.
На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах, на видных местах, всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В давние-давние времена, хлебные веночки и другие домашние украшения лепили из несоленого теста. Но такие изделия быстро исчезали без следа, даже без крошки, потому что их поедали…мыши. Рукодельницы и умниц догадались добавлять в тесто соль. Это мышкам не понравилось. С тех пор тесто для лепки несъедобных поделок всегда стали делать соленым.
1.2 Показ поделок из соленого теста.
В. : - Мы уже с вами лепили из соленого теста много поделок. Посмотрите на работы, которые есть в нашей коллекции. (Дети рассматривают работы, отвечают, какие работы им нравятся и почему)
А сегодня на занятие мы с вами будем делать «Рыбку-сувенир». Каждый из вас сделает свой сувенир и когда работа будет готова, сможет удивить самых близких людей таким необычным подарком.
Подумайте про себя, для кого бы вы хотели сделать «Рыбку-сувенир»? (Дети отвечают по желанию)
2. Основная часть.
2.1. Демонстрация используемых материалов, подготовка к работе.
В. : - На ваших столах лежат необходимые для работы материалы: тесто, шаблон, стека, вода, кисточка, детали для украшения, которые помогут вам в изготовлении рыбки.
2.2. Физкультминутка.
В. : - А чтобы вам было весело работать, предлагаю поиграть и в этом нам поможет рыбка.
Встаньте, пожалуйста, со своих мест и повторяйте за мной (Дети встают)
«Рыбка плавает в водице,
рыбке весело играть! (волнообразные движения руками вправо, влево, горизонтально и вертикально)
Рыбка, рыбка озорница (грозим пальцем)
Мы хотим тебя поймать. (обнимают себя за плечи)
Рыбка хвостиком вильнула (волнообразные движения рук)
Крошку хлебную взяла, (пальцы в замок)
Съела, тут же повернулась (поворот вокруг себя)
Быстро, быстро уплыла. (прячем руки за спину)»
Дети садятся на свои места.
2.3. Изготовление рыбки из соленого теста.
1)Смотрите внимательно, каждый этап работы я буду показывать. (дети приступают к работе)
2) Делаем лепешку толщиной – 5 мм. Начинаем с того, что делаем из теста шарики. Затем «подкатываем» его и получаем толстую колбаску. Кладем ее на стол, разминаем ладошкой, пальцами,стараемся, чтобы толщина была одинаковой. Можно сделать нашей заготовке «массаж», похлопав ее пальцами (этим мы и выравниваем ее).
3) Вырезаем стекой контур рыбы с помощью шаблона.
4) Влажными пальцами или влажной стекой заглаживаем неровности контура.
5) Стекой помечаем голову и рисуем рыбку.
6) Делаем углубление для глаз.
7) Делаем небольшие шарики из теста для глаз, смазываем водой место, куда потом положим глаза.
8) Рисуем стекой реснички.
9) Стекой делаем углубления на хвосте и плавниках.
10)Делаем отверстия для крепления рыбки с помощью кисточки.
11) Делаем шарики-украшения, кладем их на смазанное водой место.
12) Колпачком от фломастера делаем углубления в шариках-украшениях.
13)Делаем украшения около хвоста.
14) Стекой делаем углубления на теле рыбки -чешую.
15) Украшаем рыбку мелкими деталями.
16) Рыбка готова.
3. Общий анализ работы.
В. : - Очень красивая получилась у всех рыбка. Вы делали их с любовью и добром, что бы вы хотели пожелать человеку, которому вручите этот сувенир?
А что вам сегодня запомнилось из нашего занятия?
А сможете ли вы сделать таких рыбок сами? (дети отвечают по желанию)
На этом наше занятие закончилось, когда работы высохнут, вы сможете их подарить своим родным.
Публикации по теме:
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Рыбка» Тема занятия: «Рыбки» (рисунки, спрятанные в ладошках). Цели: вызвать у детей интерес к образу; учить детей рисовать из ладошки руки, добавляя.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрждение
« Детский сад» с. Добровольское
Утверждаю:
МДОУ «Детский сад» с. Добровольское
И.С. Дуйсенбенова
Программа дополнительного образования
«Тестопластика» (лепка из со лёного теста во второй младшей группе)
Возраст обучающихся 3-4 года
Срок реализации 1 год
О.Н. Тихонова
Воспитатель второй младшей группы
Введение………………………………………………………………… 3
Актуальность проблемы………………………………………………... 5
Цель проекта…………………………………………………………….. 5
Задачи проекта…………………………………………………………... 5
Реализация проекта………………………………………………………6
Этапы проекта………………………………………………………….... 9
Тематическое планирование для занятий тестопластикой………….. 10
Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года……….. 16
Список литературы……………………………………………………… 17
Введение
Творчество –
это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности,
это своеобразный магнит,
который притягивает
человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович
Пояснительная записка.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
Преимущества солёного теста:
можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег; · легко отмывается и не оставляет следов; ·безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!! ·если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет; ·можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе; ·краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; ·поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... ·с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть. Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребенка тем, что сделана его руками. Из одного комка теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой. Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Тесто легко отмывается и не оставляет следов.
Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми. Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках.
Механизм реализации проекта:
Данный проект рассчитан на 1 год обучения. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 15 минут. Во второй половине дня.
Актуальность проблемы
Занятие тестопластикой приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными, развивает их воображение, фантазию, моторику пальчиков. Соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.
Гипотеза: занятие тестопластикой способствует развитию мелкой моторики рук, развивает воображение, фантазию, доброту у детей.
Цель:
Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.
Задачи проекта:
1) обучать детей приемам лепки из соленого теста
2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)
3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук
4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук
5) воспитывать у детей усидчивость
6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)
Реализация проекта
Образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающия технология
2. Технология проектной деятельности
3. Технология исследовательской деятельности
4 . Информационно-коммуникационная технология
5. Личностно - ориентированная технология
8. Технология «ТРИЗ» Принципы:
1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения.
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
Беседа, рассказ;
Объяснение, пояснение-вопросы-словесная инструкция.
3.Наглядный:
Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия)
Показ выполнения работы (частичный, полностью)
Упражнения и занятия с тестом:
посильные задания для малышей в 3-4 года.
отщипывать кусочек;
прилеплять кусочек;
плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;
катать колбаски;
катать маленькие колобочки одним пальчиком;
катать большие колобки ладошкой;
тыкать пальцем в лепешку;
резать стекой колбаску;
скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки
Особенности реализации проекта:
Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия не будет ровной и устойчивой. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Создание предметно – развивающей среды:
Подбор художественной и познавательной литературы;
Оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами:
Подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;
2 этап. Поисковый
Чтение познавательной литературы по изготовлению изделий из соленого теста;
Узнали несколько рецептов приготовления соленого теста;
Узнали несколько способов окрашивания теста;
Узнали способы сушки изделий из соленого теста;
Узнали несколько способов раскрашивания изделий из соленого теста;
Сбор информации у взрослых;
Просмотр видеоматериалов;
Оформление альбома с эскизами изделий из соленого теста:
3 этап. Заключительный
Оформление выставки поделок из соленого теста;
Изготовление поделок из соленого теста для подарков
Оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних условиях совместно с детьми.
Перспективное планирование по работе кружка
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Волшебный комочек | Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). | Соленое тесто; Доски для лепки; Магнитофон |
|
Улитка – длинные рожки | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Соленое тесто; Игрушка – улитка; Доски для лепки; Магнитофон |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Грецкие орехи; Доски для лепки; Магнитофон |
||
Мышка-норушка | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами. | Соленое тесто, окрашенное в серый, розовый, коричневый цвета; Шерстяные нитки; Семечки; Доски для лепки; Персонажи кукольного театра. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Разноцветные бусины (1-е занятие) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Соленое тесто; Толстая проволока; Доски для лепки; |
|
Разноцветные бусины (2-е занятие) | Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызватьжелание сделать необычные, красивые бусины. | Бусины из соленого теста; Гуашь разноцветная; Кисточки; Подставки; Стаканчики с водой; Подкладные листы. |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Сырная елочка для мышки | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью колпачков от фломастера делать отверстия в «сыре». Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; Колпачки от фломастеров; Доски для лепки. |
|
Новогодние игрушки | Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызватьжелание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки. | Соленое тесто; Формочки для выпечки; Макароны; Блестки; Тесьма для петелек; Доски для лепки. |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Новогодняя елочка | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызватьжелание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку. | Соленое тесто; Макароны; Блестки; Доски для лепки. |
|
Зимний лес (коллективная работа) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе. | Лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев; Соленое тесто; Доски для лепки. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Снежный домик | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица». Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | Соленое тесто; Стаканчик из-под йогурта; |
|
Снежная крепость | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Соленое тесто; Стаканчики с водой; Кисточки для рисования; Доски для лепки. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
(коллективная работа) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе. | Лист форматом А-3; Соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет; Доски для лепки. |
|
Лямба (по мотивам сказки-крошки) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа. | Соленое тесто; Макароны; Пуговицы; Доски для лепки. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Я пеку, пеку, пеку… | Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | Соленое тесто; Противни из картона, окрашенного в черный цвет; Колпачки от фломастеров; Палочки; Доски для лепки; Поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем. |
|
Подводное царство (1-е задание) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ. Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Соленое тесто разного цвета; Макароны; Блестки; Пуговицы; Доски для лепки; Магнитофон |
Май
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Подводное царство (2-е задание) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | Коробки из-под конфет с высокими стенками; Жидкое тесто голубого цвета; Рыбки, сделанные на предыдущем занятии; Материал для украшения; Магнитофон |
|
Цыпленок | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнятьразличными материалами. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. | Соленое тесто; Арбузные семечки, Доски для лепки; Магнитофон |
Предполагаемые результаты проекта
В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года в результате занятий тестопластикой:
отделять от большого куска небольшие комочки
раскатывать комок теста прямыми движениями;
раскатывать комок теста круговыми движениями;
сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
соединять концы;
сплющивать между ладонями комок теста;
соединять 2-3 знакомые формы;
защипывание краев формы кончиками пальцев.
Список литературы
Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.
4. Электронные ресурсы WWW.Yandex.
Диагностическое задание «У куклы Маши день рождения»
Воспитатель вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.
Давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения
Какие угощения можно вылепить из теста?
Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс
В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:
Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук
Умение соединять концы палочки в кольцо
Умение раскатывать комочки круговыми движениями
Умение сплющивать шар
Умение присоединять (прижимать)две части
Умение выполнять работу аккуратно
Наличие представления о способах лепки того или иного предмета
В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
1.испытывает трудности в раскатывании прямыми движениями рук | 1.раскатывает между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность | 1.раскатывает одним из способов (только между ладонями или на дощечке) | 1.раскатывает двумя способами, действия уверенные, самостоятельные |
2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой) | 2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест | 2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки | 2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты |
3. испытывает трудности в раскатывании круговыми движениями рук | 3. раскатывает между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар | 3.раскатывает круговыми движениями, при этом поверхность шара не гладкая | 3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью |
4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.) | 4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней) | 4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края | 4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями |
5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом | 5.соединяет детали не прочно | 5.соединение частей прочное, но не аккуратное | 5.прочно и аккуратно соединяет детали |
6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно | 6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется | 6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе | 6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников |
7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов) | 7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки. | 7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность | 7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске) |
обработка результатов:
От 7до 10-низкий уровень
От 11 до 17 – средний уровень
От 18 до 24 – уровень выше среднего
От 25 до 28- высокий уровень
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16
«Ласточка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по тестопластике
«Тили-тили-тесто»
(1 год обучения)
Воспитатель:
г. Нижневартовск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по тестопластике
«Тили-тили-тесто»
МБДОУ ДСКВ № 16 « Ласточка »
Воспитатели:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы , нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги.
Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.
Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.
Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель : Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.
Задачи:
- овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике. формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание; воспитание организованности, аккуратности. умение начатое дело доводить до конца. формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища. интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа. формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности , умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.
3.УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.
Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут. Число участников в группе до 10 человек.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:
Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
Для чего мы здесь собрались?
Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т. д.)? (с любовью, вниманием)
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1. Принцип систематичности . Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2. Принцип сознательности . Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4. Принцип наглядности . Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности . Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам
5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
Беседа, рассказ;
Объяснение, пояснение;
Вопросы;
Словесная инструкция;
3.Наглядный:
Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
Показ выполнения работы (частичный, полностью);
Работа по технологическим картам.
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
· математикой;
6. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Октябрь/неделя | Цели |
5. . «Знакомство с материалом» - приёмы лепки | Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности , экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста. |
6. «Солнышко» | Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук. |
7. «Корзинка с грибами» | Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус |
8. «Птица» | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение |
ноябрь | |
9. «Калачи из печи» | Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.; Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. |
10. «Самовар» | Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус |
11. «Ваза» | Продолжать учить детей лепить вазу новым способом (кольцами) по форме, раскатывать тесто прямыми движениями рук, лепить валик (колбаска). Совершенствовать навыки в составлении композиции на форме |
12. «Тарелочка» | Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности. |
декабрь | |
13. «Пингвины на льдине» | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. |
14. «Девочка в шубке» | Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки. |
15. «Мышка с сыром» | Учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки. Развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей |
16. ««Рождественские игрушки» (по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка) | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. |
январь | |
17. «Красивый подсвечник» | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус |
18. «Зимние забавы. Снеговик" | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек) |
19. Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность |
20. «Забавные цыплята» | Продолжаем лепить 2 шара, сплющиваем их в диски и с помощью шаблона и стеки вырезаем цыплят, делаем дырочку и вешаем на веревочку. |
февраль | |
21. «Веселое сердечко» | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус |
22. «Подарок папе» (рамка для фотографии) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация , рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
23.«Подарок папе» (украшение для рамки) |
|
24. «Шкатулка для мамы» (изготовление шкатулки) | Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки. |
март | |
25. «Шкатулка для мамы» (украшение шкатулки) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
26. «Яйцо пасхальное» | Изучать христианские традиции (праздник пасхи); продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать приёмы декорирования (рельеф - колбаски, лепёшки, шарики, бусинки) |
27. «Древо жизни» | Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; развивать у детей композиционные способности. |
28. «Весна. Цветущее дерево» | Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви, а затем по шаблону делаем листики) |
апрель | |
29. «Украшения» | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. |
30. «Украшения» (браслеты) |
|
31.«Медальон в подарок для выпускников» | Продолжаем лепить из теста шар, шар сплющиваем и из разных шаблонов при помощи стеки вырезаем медальки, и украшаем с помощью ленточки |
32. «Рыбы» | Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону; лепить конструктивным способом рыбок (плавники, хвост, туловище – конус); учить украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Развивать комбинаторские способности и совершенствовать умение оформлять поделки. |
33. «Насекомые» | Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; выдавливание травки из чесночницы. Закрепить навыки лепки; развивать эстетический и художественный вкус; развивать композиционные и творческие способности у детей. |
34. «Динозаврики» | Продолжить учить лепить комби нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. |
35. «Лето в ладошке» | Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе. |
36. «Решетка с цветами. Цветы» | Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка. |
7.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет).
«Путешествие во дворец фантазии».
Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности педагога и детей по тестопластике для подготовительной группы (6 – 7лет) на тему «Путешествие во дворец фантазии». Совместная деятельность направлена на оценивание уровня личностных достижений дошкольников в области тестопластики и смежных дисциплин, таких как ИЗО и математика. Материал будет интересен педагогам дошкольного образования и педагогам дополнительного образования.
Цель:
развитие творческих навыков детей в области тестопластики.
Задачи:
обучающие:
выявлять когнитивный рост по тестопластике, навыки координации движений, мелкой моторики рук;
развивающие:
выявлять уровень личностного развития, внимания и воображения;
воспитательные:
воспитывать эстетическую культуру личности, навыки общения, самооценку.
Форма занятия:
путешествие по лабиринту.
Тип занятия:
обобщающее занятие.
Оборудование:
мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение, бланки с заданиями для детей, «медали», принадлежности рабочего места (стаканы, кисти, вода, краски, палитра, дощечки для лепки, стеки, салфетки), соленое тесто, конверты с комплектами геометрических фигур для каждого ребенка.
Ход занятия
1
. Приветствие
— Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Вы готовы к путешествию? Хорошо. Тогда начнем с того, что я расскажу вам сказку.
На высоком холме среди гор и долин в некотором царстве в тридевятом государстве стоит золотой дворец на серебряном столбе, навес над дворцом из самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья, возвышается дворец Фантазии. Когда-то он был очень красив и полон разнообразных цветов и красок. Всевозможные художники и фантазеры со всех концов приходили туда по дорожкам и тропинкам. Они трудились во дворце с утра до ночи, создавая его. Потому там всегда кипела жизнь. Но в один прекрасный день сильный ураган засыпал дорожки и тропинки, завалил деревьями и камнями. Дорожки до дворца Фантазии все перепутались, стали почти непроходимыми и превратилась в настоящий лабиринт.
Плутали, плутали в этом лабиринте художники и фантазеры, да так и разошлись по домам не найдя нужной дороги. Дворец померк и опустел.
Вот так печально могла бы закончиться эта сказка, однако мы с вами можем помочь вновь оживить дворец Фантазии и наполнить своими красочными поделками.
Диалог с детьми.
Итак, наша с вами цель — добраться до дворца Фантазии. Дойти до него не просто, нужно преодолеть ряд испытаний и двигаться всегда в правильном направлении. Если мы будем выполнять все задания вместе, дружно, сообща, тогда у нас все получится. Итак, смело отправляемся в увлекательное и опасное путешествие!
2. Актуализация знаний:
— Перед тем, как отправиться по лабиринту, нам нужно вооружиться всем необходимым, что может нам пригодиться в путешествии.
Организация рабочего места для занятия лепкой – дощечка, стакан с водой, стека, ножницы, кисть, краски, кусочек соленого теста, лист бумаги, ручка (педагог обсуждает с детьми, почему им нужны все эти предметы и для чего они предназначены).
Физкультминутка
:
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем,
И назад в гнездо кладем.
3
. Путешествие по лабиринту
Препятствие 1 — «Ступеньки».
— Взбираться по ступенькам бывает очень не просто. Мы попробуем это сделать, разделившись на две команды и выполнив все задания, которые нам приготовили « Фантазеры» из дворца.
1-ая команда «КРУГ»
Ваш девиз:
В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать!
2-ая команда «КВАДРАТ»
Ваш девиз:
У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
И наши все ребята
Дружбою сильны.
Первый этап — «Разминка».
Командам предлагаются весёлые задачи, которые ребята должны решить сообща за 30 сек. После этого капитан поднимает карточку с нужным числом. Педагог активно участвует в каждом этапе вместе с детьми. После выполнения каждого задания, дети кладут использованные карточки и задания на край стола.
1) 6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
(6-1=5)
2) В кружку сорвала Марина
10 ягодок малины,
6 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
(10-6=4)
3) У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?
(5+1=6)
4) Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась —
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
(6+1=7)
Второй этап — «Геометрическая фантазия»
Каждая команда получает конверт с геометрическими фигурами.
Задание: собрать из них животное, пока звучит музыка.
Во время выполнения задания звучит музыка (в течение 3 мин.)
Третий этап — «Подбери пару».
Каждому участнику раздаётся по варежке, на которой написан пример. Задание: решить пример на вашей варежке и найти вторую варежку с таким же ответом. Цвета варежек различаются.
Четвёртый этап — «Времена года».
Ответь на вопросы:
1) Сколько месяцев в году? Назови их.
2) Сколько дней в неделе? Назови их.
3) Сколько времён года?
4) Назови времена года?
5) Назови осенние месяцы?
6) Назови зимние месяцы?
— Мы благополучно взобрались на последнюю ступеньку.
Препятствие 2 «Камнепад»
(Математика).
— Дальше идти просто невозможно, дорогу преграждает камнепад. Нужно разобрать камни, чтобы освободить дорогу. Наша задача разобрать геометрические фигуры по группам (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Дети и педагог вклеивают геометрические фигуры в нужном столбце бланка. «Геометрические фигуры»: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Препятствие 3 «Цветочная поляна»
(Изобразительное искусство).
— Посмотрите куда мы вышли! Наша тропинка вся заросла цветами. Чтобы найти тропинку нам нужно выяснить, как получились такие цвета. В этом вам поможет палитра.
На палитре дети и педагог из четырех красок (синяя, красная, желтая, белая) «добывают» нужные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, голубой.
(Педагог помогает в работе).
— Мы справились с заданием и можем идти дальше.
Препятствие 4 «Тоннель»
(Скульптурный диктант).
— В тоннеле темно и совсем ничего не видно впереди. Нам нужно его пройти, выполнив задание, совершенно не зная, что получится в итоге.
Педагог диктует детям шаги работы с соленым тестом.
1. Слепите шарик, сплющите шарик – получилась круглая лепешка;
2. Возьмите маленький кусочек теста, скатайте из него шарик, покатайте на ладошке вперед-назад, полученную колбаску, загнув полумесяцем, водой приклейте на готовую лепешку в нижней ее части;
3. Возьмите два маленьких кусочка теста, одновременно двумя руками скатайте из них шарики, приклейте их на готовую лепешку в верхней ее части.
Ключ: должен получиться смайлик.
— Вы неплохо справились с этим заданием. Тоннель позади, а впереди последнее препятствие.
Препятствие 5 «Детская мастерская»
(Собственная поделка из соленого теста).
— Ой, а это что за сооружение? Неужели дворец? Что-то не похоже. Да это же «Детская мастерская»! Здесь же художники и скульпторы создавали свои шедевры и приносил их во дворец Фантазии. Что ж, мы тоже с вами здесь немного поработаем. А сделанными поделками украсим дворец, когда дойдем до него.
Дети лепят придуманную самостоятельно поделку. Их задача, используя свое воображение и фантазию придумать название своему изделию, раскрасить его и представить группе.
— Потрудились мы на славу! (Педагог комментирует результаты работы детей).
4. Подведение итогов совместной деятельности. Оценивание работы воспитанниками.
— Это было последнее препятствие лабиринта. Ребята, мы дошли до дворца Фантазии! Он снова ожил и наполнился радостью и вашими красочными поделками. А раз вы справились со всеми препятствиями и не заблудились, значит, вы настоящие фантазеры, способные преодолеть все преграды, чтобы дойти до цели.
Анализ непосредственной образовательной деятельности.
Цель и задачи НОД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом.
Длительность НОД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюден (проветривание перед занятием). Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.
В ходе всей непосредственной образовательной деятельности дети включаются в диалог и оценивают свои действия и достижения.
Название: Конспект совместной деятельности по тестопластике «Путешествие во дворец фантазии»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, математика, Подготовительная к школе группа
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ « ЦРР – детский сад №210»
Месторасположение: г. Пермь
Екатерина Нечуева
Занятие по тестопластике в подготовительной группе «Новогодняя поляна»
Тема : «Новогодняя поляна »
Задачи :
Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста ; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.
Познакомить детей с новым приёмом тестопластики - подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.
Предварительная работа :
Разучивание стихов о Новом Годе , беседы на новогоднюю тему ;
Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом ;
Изготовление зверей из солёного теста .
Раздаточный материал :
фартуки, миски с тестом , стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.
Демонстрационный материал :
макет поляны , фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.
Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.
Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне , новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке ?
(Входим в группу , на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).
Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери ?
(Из-за двери слышится голос : Я злой волшебник, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник . Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну . Ха-ха-ха.)
Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже ) .
Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.
Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание , конечный результат).
Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков :
Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)
Нам подарочки принёс : (хлопаем в ладоши)
Шишки да иголки (имитируем шишку руками)
На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)
Разноцветные шары (имитируем форму шара)
Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)
(Самостоятельная работа детей) .
Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)
(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну ).
Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает , а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи .
Кто знает?
Какая замечательная поляна у нас получилась .
Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу ? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня. А про злого волшебника мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.
Публикации по теме:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ технологий «Поляна сказок» Цель: закрепление знаний сказок в игровой форме. Задачи: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Воспитывать желание.
Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Новогодняя ёлка» Программное содержание: Учить детей лепить елку из шаров, путем вдавливания.
Цель: Прививать детям интерес к народному творчеству и традициям через тестопластику, воспитывать бережное отношение к народному искусству.
Конспект занятия по речевому развитию «Поляна сказок» в подготовительной группе Тема: «Поляна сказок» Тип занятия: обобщение и систематизация занятий Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально.
Новогодний утренник в подготовительной группе «Новогодняя кухня» Праздник «Новогодняя кухня». Для подготовительной группы. Зал празднично украшен. В центре стоит ёлка, в левом углу стоит декорация кухни:.